Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ ВУЗА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа магистров / цифровая трансформация образования / экосистемный подход в образовании / цифровая экосистема вуза / онлайн-обучение / цифровые технологии в образовании / персонализация образования / masters’ self-guided work / digital transformation of education / ecosystem approach in education / university digital ecosystem / online learning / digital technologies in education / personalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Котов, А.В. Жирякова

В статье рассмотрен опыт реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Уточнено понятие «цифровая экосистема», определены его сущностные характеристики и структурные элементы. Проанализированы подходы к организации самостоятельной работы магистров в современных условиях развития образования. Представлена модель организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Обосновано применение технологий онлайн-обучения в процессе самостоятельной работы. Рассмотрены примеры использования технологии онлайн-курсов в Южном федеральном университете при реализации модели. Сформулированы принципы реализации технологического компонента модели. Определены педагогические условия реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Реализация модели рассматривается на примере использования возможностей цифровой экосистемы Южного федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING A MODEL OF ORGANIZING OF MASTER STUDENTS’ SELF-GUIDED WORK IN THE DIGITAL ECOSYSTEM OF A UNIVERSITY

The article highlights experience in implementing a model for organizing masters’ self-guided work in the digital ecosystem of university students. The concept of “digital ecosystem” is clarified, its essential characteristics and structural elements are defined. Approaches to organizing independent work of masters in modern conditions of educational development are analyzed. A model for organizing independent work of masters in the digital ecosystem of a university is presented. The use of online learning technologies in the process of students’ out-of-classroom work is justified. Examples of the use of online course technology at the Southern Federal University in the implementation of the model are considered. The authors formulate principles for implementing the technological component of the model. The work helps determine pedagogical conditions for the implementation of the model for organizing independent work of masters in the digital ecosystem of the university. The introduction of the model is examined with regard to the potential of the digital ecosystem of the Southern Federal University.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ ВУЗА»

12. Smirnov D.V., Morozova S.V., Bojcov A.B. Dopolnitel'noe turistsko-kraevedcheskoe obrazovanie kak sredstvo sociorealizacii i professional'nogo samoopredeleniya v sfere ekologii vospitannikov centra pomoschi detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelej. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2020; № 1: 98-118.

13. Garaganov A.V., Kanyuk A.S. Klassifikaciya obrazovatel'nyh potrebnostej molodezhi, obuchayuschejsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2023; № 1: 113-116.

14. Krivosheeva T.M. Usilenie roli turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti v prosveschenii i patrioticheskom vospitanii naseleniya. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2020; T. 14, № 2-2: 12-18.

15. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8, 52-54.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 378

Kotov S.V., Doctor of Sciences (Political Studies), Professor, Department of Technology and Professional and Pedagogical Education, Academy of Psychology

and Pedagogy, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: svkotov@sfedu.ru

Zhiryakova A.V., senior teacher, Department of Technology and Professional and Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy,

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: azhiryakova@sfedu.ru

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING A MODEL OF ORGANIZING OF MASTER STUDENTS' SELF-GUIDED WORK IN THE DIGITAL ECOSYSTEM OF A UNIVERSITY. The article highlights experience in implementing a model for organizing masters' self-guided work in the digital ecosystem of university students. The concept of "digital ecosystem" is clarified, its essential characteristics and structural elements are defined. Approaches to organizing independent work of masters in modern conditions of educational development are analyzed. A model for organizing independent work of masters in the digital ecosystem of a university is presented. The use of online learning technologies in the process of students' out-of-classroom work is justified. Examples of the use of online course technology at the Southern Federal University in the implementation of the model are considered. The authors formulate principles for implementing the technological component of the model. The work helps determine pedagogical conditions for the implementation of the model for organizing independent work of masters in the digital ecosystem of the university. The introduction of the model is examined with regard to the potential of the digital ecosystem of the Southern Federal University.

Key words: masters' self-guided work, digital transformation of education, ecosystem approach in education, university digital ecosystem, online learning, digital technologies in education, personalization of education

С.В. Котов, д-р полит. наук, проф., Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону,

E-mail: svkotov@sfedu.ru

А.В. Жирякова, ст. преп., Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: azhiryakova@sfedu.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ ВУЗА

В статье рассмотрен опыт реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Уточнено понятие «цифровая экосистема», определены его сущностные характеристики и структурные элементы. Проанализированы подходы к организации самостоятельной работы магистров в современных условиях развития образования. Представлена модель организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Обосновано применение технологий онлайн-обучения в процессе самостоятельной работы. Рассмотрены примеры использования технологии онлайн-курсов в Южном федеральном университете при реализации модели. Сформулированы принципы реализации технологического компонента модели. Определены педагогические условия реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Реализация модели рассматривается на примере использования возможностей цифровой экосистемы Южного федерального университета.

Ключевые слова: самостоятельная работа магистров, цифровая трансформация образования, экосистемный подход в образовании, цифровая экосистема вуза, онлайн-обучение, цифровые технологии в образовании, персонализация образования

Актуальность темы данного исследования определяют тенденции развития высшего образования, в том числе четвертая промышленная революция (ПН. Андреева, В.В. Пузеев, Н.Ю. Игнатова, Я.И. Кузьминов, А.Ю. Уваров, И.Д. Фрумин). В настоящее время одна из ведущих тенденций связана с процессами цифровой трансформации образования, формированием парадигмы персонализированного цифрового образования. [1, с. 179-180] Проблеме цифровой трансформации образования и формированию цифровой образовательной среды посвящены труды А.Ю. Уварова, Л.П Тульчинского, М.Л. Кондакова, Л.А. Тамбиевой и др.

Данная тенденция способствует пересмотру позиций педагога и обучающихся системы высшего образования в условиях трансформирующейся образовательной среды (Е.В. Баранова, О.В. Баширина, А.А. Дробышевский, М.Л. Субочева, Н.П. Петрова, ПУ. Солдатова).

Современные требования к выпускнику вуза включают пересмотр подходов к организации самостоятельной работы студентов, в особой степени это относится к магистратуре, так как данный уровень образования предполагает большой объем самостоятельности как в организации учебно-воспитательного процесса, так и в плане проектной и научно-исследовательской деятельности магистрантов. [2, с. 180]. Вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях трансформации образования отражены в работах таких исследователей, как О.В. Жуйкова, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова.

Рынок онлайн-образования предлагает образовательные услуги на новом уровне. Преподаватель превращается из носителя транслируемых знаний и умений в тьютора или модератора, который помогает ориентироваться в базах знаний. Соответственно, формируется новый тип обучающихся, направленных на саморазвитие, самоорганизацию и самоуправление.

Организация самостоятельной работы магистров непосредственно зависит от комплекса применяемых технологий и методов обучения. Цифровые технологии активно внедряются в образовательный процесс современного вуза, наполняя его экосистему новыми инструментами и сервисами.

Изменение компонентов образовательного процесса в условиях циф-ровизации привело к формированию образовательной среды экосистемного типа (Л.А. Зятева, Куклина Л.В., П.О. Лукша, М.В. Паничкина, М.Л. Субочева,

Л.Н. Харченко). Образовательная среда экосистемного типа обеспечивает учебный процесс новыми методиками посредством использования цифровых технологий, создавая условия для гибкого взаимодействия. [3, с. 85]

Таким образом, процессы цифровой трансформации образования актуализируют проблему организации самостоятельной работы магистров.

Цель состоит в исследовании опыта реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

- уточнить сущность понятия «цифровая экосистема»;

- определить педагогические условия организации самостоятельной работы магистров;

- рассмотреть цифровые технологии, которые будут способствовать эффективной организации самостоятельной работы магистров;

- реализация данных технологий на примере Южного федерального университета.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- эффективность использования технологий онлайн-обучения в организации самостоятельной работы магистров Южного федерального университета.

Научная новизна статьи заключается в том, что обоснованы педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза.

Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия «цифровая экосистема» вуза, которая представляет собой комплекс технологического и ресурсного обеспечения образовательного процесса инновационными цифровыми технологиями.

Практическая значимость состоит в разработке и реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза.

Цифровая трансформация образования требует пересмотра подходов к использованию цифровых технологий и ресурсов информационно-образовательной среды, изменению организационных форм, методов и технологий обучения.

Вопросы организации самостоятельной работы магистров в условиях цифрови-зации образования в нашем исследовании рассматриваются с точки зрения эко-системного подхода.

В контексте экосистемного подхода цифровая образовательная среда вуза рассматривается как многогранный комплекс образовательных технологий и ресурсов, взаимосвязанных для обеспечения процесса индивидуализации личностного развития и саморазвития образовательных субъектов, способных быстро адаптироваться условиям развития общества. [4, с. 15]. Нельзя не согласиться с М.Л. Субочевой, которая утверждает, что образовательная экосистема - это объективное отражение взаимодействия участников образовательного процесса в условиях цифровизации [5, с. 7]. Одной из задач образовательной экосистемы вуза является расширение ресурсного пространства за счет современных технологических и программных средств [6, с. 7]. В данном аспекте можно отметить, что экосистема вуза направлена на использование передовых цифровых решений и будет способствовать формированию цифровых навыков. К ее структурным элементам относится развитая инфраструктура, цифровые образовательные ресурсы, технологии и платформы, базы знаний, системы цифровой коммуникации и автоматизации образовательного процесса.

Одним из важных компонентов образовательного процесса является организация самостоятельной работы магистров. Самостоятельная работа магистров способствует развитию его академической самостоятельности, помогает углублять знания и понимание учебного материала, а также развивает критическое мышление. Важной частью самостоятельной работы является также способность магистранта применять полученные знания на практике и решать проблемы самостоятельно. Самостоятельная работа студента способствует активизации учебного процесса, развитию навыков планирования, организации времени, самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Проанализировав состояние, подходы и опыт реализации самостоятельной работы магистров (О.В. Баширина, В.А. Мамаева, Н.Б. Стрекалова, А.Б. Шимурзаева), нами была разработана модель, ориентированная на использование современных цифровых технологий. В структуре модели выделены целевой, мотивационный, организационный, методологический, технологический, результативный и оценочный компоненты. Целевой компонент определяет цель и задачи модели, направленные на повышение качества подготовки магистров в условиях цифровой трансформации образования. Мотивационный компонент отражает требования стандартов, работодателей, учитывает собственные мотивы магистров, а также направления цифровизации образования. Организационный компонент модели характеризует нормативно-правовое и кадровое обеспечение подготовки магистров в современных условиях развития образования, учебно-методическое, материально-техническое и программно-цифровое обеспечение как компоненты цифровой экосистемы вуза. Методологический компонент представляет принципы организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Технологический компонент модели отражает многообразие цифровых решений организации самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности магистров. К наиболее значимым следует отнести мобильное и перевернутое обучение, технологии геймификации и виртуальной реальности, интерактивное онлайн-обучение, онлайн-курсы и электронные учебники. Результативный и оценочный компоненты отражают владение навыками самоорганизации, самомотивации, самооценки и самоконтроля, а также такими личностными качествами, как автономность, ответственность, рефлексивность.

Остановим подробнее на технологическом компоненте модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме Южного федерального университета. В первую очередь следует отметить необходимость грамотного сочетания элементов традиционной, цифровой и смешанной дидактики при организации самостоятельной работы магистров. Важным является применение цифровых технологий, инструментов и сервисов на всех этапах самостоятельной работы - от планирования до контроля. Выделим технологии онлайн-обучения как пример реализации технологического компонента модели, позволяющие учитывать перечисленные выше принципы.

Применение технологий онлайн-курсов при организации самостоятельной работы магистров позволяет персонализировать учебный процесс [7, с. 138]. Магистрантам Академии психологии и педагогики ЮФУ предоставляется выбор изучения дисциплины в традиционном формате или посредством онлайн-курса. Например, в нашем университете разработаны онлайн-курсы для магистров по таким дисциплинам, как «Инновационные технологии в образовании», «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Анализ и обработка данных». В рамках реализации модели студенты выбирали альтернативный способ изучения дисциплины Инновационные процессы в образовании через онлайн-курс. Сертификат о прохождении онлайн-курса позволяет перезачесть его результаты как часть модулей соответствующей дисциплины учебного плана магистров педагогических направлений. Обязательным компонентом учебного плана магистров является дисциплина на иностранном языке. Ее реализация полностью осуществляется посредством онлайн-курса Interpersonal Communication Skills Training, результатом освоения которого является итоговое тестирование и проектная работа магистров. Итоговые проектные работы магистров подлежат экспертной оценки профессионального сообщества.

Проектирование онлайн-курсов в Южном федеральном университете осуществляется на платформе Moodle, которая позволяет включить в структуру кур-

са теоретический материал (чаще всего представленный в формате видеолекций и ссылок на дополнительные источники), множество интерактивных компонентов для закрепления знаний и отработки умений, системы автоматизированного контроля результатов обучения. Кроме этого, существует возможность экспертной оценки работ студентов; проведения вебинаров, онлайн- и офлайн-консультаций посредством интеграции онлайн-курса в цифровую экосистему вуза.

Учитывая вышесказанное, можно отметить преимущества применения он-лайн-курсов при организации самостоятельной работы магистров: доступность и наглядность учебного контента, гибкий график, индивидуальность и самостоятельность в выборе траектории обучения, получение навыков самоорганизации и планирования, возможность цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса. Наряду с достоинствами, существуют и недостатки он-лайн-обучения. К ним можно отнести технические проблемы с оборудованием и средствами коммуникации, большая нагрузка на организм человека, особенно на зрение, также необходим высокий уровень мотивации и самоорганизации магистров.

Так как самостоятельная работа магистров предполагает большой объем научно-исследовательской работы, важно умело организовать такой вид деятельности, учитывая возможности цифровой экосистемы вуза. В первую очередь обратимся к информационному компоненту экосистемы вуза, который обеспечивает доступ к электронной библиотечной система университета, а также дает право пользоваться другими библиотеками нашей страны и за рубежом. Доступ к ведущим научным исследованиям позволит повысить качество научно-исследовательской работы магистров. Кроме того, цифровая экосистема ЮФУ включает репозиторий работ студентов и сотрудников вуза, что позволяет обмениваться опытом. Система корпоративной коммуникации обеспечивает общение с научным руководителем в режимах онлайн и офлайн.

Таким образом, в контексте проблемы организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза следует отметить следующие аспекты реализации технологического компонента модели:

- мотивированность и персонификация процесса самостоятельной работы;

- самоорганизованность и саморегуляция со стороны магистрантов;

- исследовательский характер самостоятельной работы магистров;

- интеграция компонентов цифровой дидактики в образовательную экосистему;

- трансформация ролей субъектов образовательного процесса;

- соответствующий уровень цифровой грамотности магистров [8, с. 353].

Кроме того, при реализации модели необходимо учитывать следующие

принципы: адаптивности, мобильности, модульности, корпоративности, персона-лизации, сетевого взаимодействия, информационной безопасности.

Опыт реализации модели в Академии психологии и педагогики Южного федерального университета позволил сформулировать педагогические условия организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза:

- организационно-технологические (управление и соответствующее наполнение цифровой экосистемы вуза);

- кадровые (квалификация и готовность педагогов к работе с цифровыми технологиями);

- коммуникативные (возможности цифровой коммуникации субъектов образовательного процесса).

Цифровая экосистема Южного федерального университета обладает широким инструментарием программно-технических средств различного типа. Во-первых, следует отметить электронную библиотечную систему вуза, также обеспечивающую доступ к подсистемам различным библиотек нашей страны и за рубежом. Кроме того, это программные средства по разработке цифровых образовательных ресурсов, автоматизированная система обучения на основе онлайн-курсов, системы автоматизированного тестирования, контрольно-обучающие подсистемы и программы, базы данных и многое другое. В экосистему ЮФУ интегрирована автоматизированная система управления образовательным процессом и корпоративные средства цифровой коммуникации. Обеспечение цифровой коммуникации студентов и преподавателей Южного федерального университета осуществляется за счет таких средств, как корпоративная электронная почта, система видеоконференций на платформе MSTeams, групповые и индивидуальные чаты в социальных сетях и мессенджерах.

С целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации модели, была проведена серия вебинаров по вопросам цифровой дидактики и персонификации образовательного процесса в цифровой экосистеме вуза.

Многообразие компонентов цифровой экосистемы ЮФУ способствует эффективной организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в условиях цифровой трансформации образования. Цифровая экосистема Южного федерального университета выступает как среда для научно-исследовательской и проектной деятельности магистрантов педагогических направлений.

Цифровая экосистема вуза представляет собой платформу для интеграции компонентов образовательного процесса на основе инновационных технологических решений и цифровых инструментов. Использование возможностей цифровой экосистемы вуза позволяет повысить эффективность организации, самостоятельность работы магистров при соблюдении комплекса педагогических условий.

Организационно-технологические условия описывают требования к инфраструктурным и ресурсным компонентам. Кадровые условия характеризуют трансформацию ролей участников педагогического процесса, необходимость повышения уровня цифровой грамотности педагогов и студентов. Коммуникативные условия отражают структуру сетевого взаимодействия всех компонентов и участников образовательного процесса.

Модель организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза представлена целевым, мотивационным, организационным, методологическим, технологическим, результативным и оценочным компонен-

Библиографический список

тами. Технологический компонент модели описывает возможности интеграции элементов цифровой дидактики и применение цифровых технологий при организации самостоятельной работы магистров в образовательной среде смешанного экосистемного типа. Технология онлайн-обучения рассмотрена как одна из востребованных при реализации модели в Южном федеральном университете. В результате исследования доказана эффективность предложенной модели организации самостоятельной работы, которая, прежде всего, выражена в повышении показателя готовности к самообразованию и самоорганизации магистров в цифровой экосистеме вуза.

1. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2018.

2. Петрова Н.П. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности магистрантов в условиях трансформации образовательной парадигмы. Гуманитарные и социальные науки. 2022; Т. 92, № 3: 178-184.

3. Олейников Б.В., Подлесный С.А. О концепции «Экосистема обучения» и развития информатизации образования. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 4: 84-91.

4. Зятева Л.А., Исакова ГС. Экосистемный подход к организации образования: исторические предпосылки и современные тенденции. Журнал педагогических исследований. 2022; Т. 7, № 3: 14-20.

5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Образовательная экосистема: терминологический аспект. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 4 (44): 5-11.

6. Лукша П.О. «Нам нужен следующий переход - к человеку экосистемному». Разговор об образовании будущего. Образовательная политика. 2021; № 2 (86): 16-24.

7. Мамедова Г.С. Организация самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 137-139.

8. Петрова Н.П., Бондарева ГА. Цифровизация и цифровые технологии в образовании. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 353-355. References

1. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mirecifrovyh tehnologij: na putikcifrovojtransformacii. Moskva: Izdatel'skij dom GU-VSh'E, 2018.

2. Petrova N.P. Organizaciya proektnoj i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti magistrantov v usloviyah transformacii obrazovatel'noj paradigmy. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2022; T. 92, № 3: 178-184.

3. Olejnikov B.V., Podlesnyj S.A. O koncepcii «'Ekosistema obucheniya» i razvitiya informatizacii obrazovaniya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 4: 84-91.

4. Zyateva L.A., Isakova G.S. 'Ekosistemnyj podhod k organizacii obrazovaniya: istoricheskie predposylki i sovremennye tendencii. Zhurnalpedagogicheskih issledovanij. 2022; T. 7, № 3: 14-20.

5. Vajndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. Obrazovatel'naya 'ekosistema: terminologicheskij aspekt. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021; № 4 (44): 5-11.

6. Luksha P.O. "Nam nuzhen sleduyuschij perehod - k cheloveku 'ekosistemnomu". Razgovor ob obrazovanii buduschego. Obrazovatel'naya politika. 2021; № 2 (86): 16-24.

7. Mamedova G.S. Organizaciya samostoyatel'noj raboty magistrov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 137-139.

8. Petrova N.P., Bondareva G.A. Cifrovizaciya i cifrovye tehnologii v obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 353-355.

Статья поступила в редакцию 09.04.24

УДК 372.881.11

Ma Xuefei, People's Republic of China, postgraduate, Department of Pedagogical Culture and Management in Education, Moscow State Institute of International

Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: 1542250321@qq.com

Romanenko N.M., Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia),

Е-mail: rimn4@yandex.ru

NATIONAL IDENTITY OF CHINESE STUDENTS IN A FOREIGN CULTURAL ENVIRONMENT. The article reflects on results of a study aimed at identifying and scientifically substantiating the peculiarities of the national identity of Chinese students, manifested in a foreign cultural environment. In the course of the research, the authors use theoretical methods that allow to analyze previously obtained data on the national identity of the Chinese, summarize the results of the research and interpret them to achieve the task. The reliability of the results is achieved due to compliance with the methodology of research activities and the scientific validity of the available and used data. The novelty of the work lies in the study of a separate aspect of the manifestation of national identity of the Chinese youth in specific conditions, which was not previously covered in scientific sources. The theoretical significance of the research results is due to the complemen-tarily of the theory and the possibility of their application in the organization of a more detailed study of the problems of national identity. Solutions found to the problem of formation and preservation of the national identity of Chinese students will help overcome the modern crises provoked by the process of globalization and student mobility.

Key words: nation, national identity, Chinese students, problems of ethical identification, globalization, academic mobility, foreign cultural environment

Ма Сюефэй, аспирант, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации,

г. Москва, Е-mail: 1542250321@qq.com

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва,

Е-mail: rimn4@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье отражены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении и научном обосновании особенностей национального самосознания китайской учащейся молодежи, проявленных в условиях инокультурной среды. В ходе исследовательской деятельности мы задействовали теоретические методы, позволившие осуществить анализ ранее полученных данных о национальном самосознании китайцев, обобщить полученные нами результаты и интерпретировать их для достижения поставленной задачи. Достоверность полученных результатов достигнута благодаря соблюдению методологии исследовательской деятельности и научной обоснованности доступных и используемых данных. Новизна заключается в исследовании отдельного аспекта проявления национального самосознания китайской молодежью в конкретных условиях, что не было ранее освещено в научных источниках. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена дополненностью теории и возможностью их применения в организации для более детального изучения проблем национального самосознания. Найденные решения проблемы формирования и сохранения национального самосознания у китайской учащейся молодежи позволят преодолеть современные кризисы, спровоцированные процессом глобализации и мобильности студентов.

Ключевые слова: нация, национальное самосознание, китайская молодежь, глобализация, академическая мобильность, инокультурная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.