Научная статья на тему 'Опыт реализации концепции непрерывной подготовки специалистов "школа - вуз - предприятие" в области наносистем в строительном материаловедении'

Опыт реализации концепции непрерывной подготовки специалистов "школа - вуз - предприятие" в области наносистем в строительном материаловедении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING OF PERSONNEL / НАНОСИСТЕМЫ / NANOSYSTEMS / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / INTERDISCIPLINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строкова В.В., Нелюбова В.В., Данакин Н.С., Васнева В.А.

Предложена концепция создания единой научно-образовательной и производственной среды в триаде школа вузпредприятие на основе циклической замкнутости непрерывного образовательного процесса. Показаны основные цели и задачи системы в совокупности и каждой подсистемы в отдельности. Показано, что основой для формирования комплекса фундаментальных знаний у обучающихся является междисциплинарный подход, используемый при создании образовательных предметных модулей. Приведены инновационные образовательные технологии, с использованием которых осуществлялась подготовка специалистов. Выстроена хронология этапов формирования междисциплинарной системы в Белгородском государственном технологическом университете им.В.Г. Шухова на примере подготовки специалистов, бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации в области наносистем в строительном материаловедении.Implementation of Continuous Training of Specialists «School University Enterprise» in the Field ofNanosystems in Building Materials The concept of creating a unified scientific and educational and working environment in the triad «School-University-Enterprise» on the basis of cyclic circularity of continuous educationalprocess was proposed. The basic aims and issues of the system in common and for each subsystem separately were presented. It is shown that the basis for the formation of acomplex of fundamental knowledge of students is an interdisciplinary approach that is used in the creation of educational subject modules. Innovative educational technology whichapplication provides training were presented. Chronology of stages of forming interdisciplinary system in Belgorod State Technological Universitynamed after V.G. Shoukhov on theexample of training of specialists, bachelors, masters and highly qualified personnel in the field of nanosystems in building materials was organized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации концепции непрерывной подготовки специалистов "школа - вуз - предприятие" в области наносистем в строительном материаловедении»

УДК 331.361

В.В. СТРОКОВА, д-р техн. наук, В.В. НЕЛЮБОВА, канд. техн. наук, Н.С. ДАНАКИН, д-р социол. наук, В.А. ВАСНЕВА, ведущий специалист

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46)

Опыт реализации концепции непрерывной подготовки специалистов школа - вуз - предприятие в области наносистем в строительном материаловедении

Предложена концепция создания единой научно-образовательной и производственной среды в триаде школа - вуз - предприятие на основе циклической замкнутости непрерывного образовательного процесса. Показаны основные цели и задачи системы в совокупности и каждой подсистемы в отдельности. Показано, что основой для формирования комплекса фундаментальных знаний у обучающихся является междисциплинарный подход, используемый при создании образовательных предметных модулей. Приведены инновационные образовательные технологии, с использованием которых осуществлялась подготовка специалистов. Выстроена хронология этапов формирования междисциплинарной системы в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова на примере подготовки специалистов, бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации в области наносистем в строительном материаловедении.

Ключевые слова: подготовка кадров, наносистемы, непрерывное образование

V.V. STROKOVA, Doctor of Sciences (Engineering), V.V. NELUBOVA, Candidate of Sciences (Engineering), N.S. DANAKIN, Doctor of Sciences (Sociology), V.A. VASNEVA, lead specialist

Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov (46, Kostyukov Street, Belgorod, 308012, Russian Federation)

Experience of Implementation of Continuous Training of Specialists «School - University - Enterprise» in the Field of Nanosystems in Building Materials

The concept of creating a unified scientific and educational and working environment in the triad «School-University-Enterprise» on the basis of cyclic circularity of continuous educational process was proposed. The basic aims and issues of the system in common and for each subsystem separately were presented. It is shown that the basis for the formation of a complex of fundamental knowledge of students is an interdisciplinary approach that is used in the creation of educational subject modules. Innovative educational technology which application provides training were presented. Chronology of stages of forming interdisciplinary system in Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov on the example of training of specialists, bachelors, masters and highly qualified personnel in the field of nanosystems in building materials was organized.

Keywords: training of personnel, nanosystems, continuing education, interdisciplinary

Реализация федеральных программ жилищного1 и дорожного2 строительства невозможна без переориентации строительной отрасли на инновационный путь развития. Как показывает зарубежный опыт, разработка и производство современных высокоэффективных, энергосберегающих, долговечных, экологичных и интеллектуальных строительных материалов основана на широком внедрении нанотехнологий. Это, в свою очередь, ставит задачу формирования образовательной инфраструктуры для подготовки кадрового потенциала отрасли.

В то же время согласно концепции образовательной деятельности ГК «Роснанотех»3 создание национальной нанотехнологической сети, формируемой в соответствии с президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрии»4, в качестве одного из факторов, обеспечивающих развитие нанотехнологий в Российской Федерации, предполагает значительное увеличение кадрового обеспечения организаций и предприятий, работающих по каждому из тематических направлений. Квалификация кадров должна определять и уровень проводимых исследований в этой междисциплинарной области, и качество производственных решений в области наноиндустрии.

В этой связи в БГТУ им. В.Г. Шухова была разработана и реализована междисциплинарная научно-

образовательная система непрерывной подготовки кадров школа — вуз — предприятие в области наноси-стем в строительном материаловедении.

В основу концепции междисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров школа — вуз — предприятие в области наноси-стем в строительном материаловедении лег расширенный принцип опережающего образования, идея которого заключается в принципиальной ориентации системы на условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания.

Необходимым условием для создания системы стала глубокая интеграция научно-образовательных процессов в подсистемах «школа», «вуз» и «предприятие». Специалисты отрасли активно участвовали в научно-образовательных мероприятиях в школах и вузах, а сотрудники вузов курировали развитие школьных программ. Таким образом, было сформировано единое научно-образовательное пространство, которое обеспечило надежное хранение и ускоренную передачу профильной и междисциплинарной информации. Важным эффектом внедрения единого информационного пространства стала возможность обеспечения непрерывного и адаптивного научно-образовательного процесса в системе школа — вуз — предприятие.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011—2015 годы».

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)» .

3 Утверждена Наблюдательным советом ГК «Роснанотех» (протокол № 20 от 04.08.09 г.).

4 Поручение Президента Российской Федерации № Пр-688 от 24.04.2007 г.

Ы ®

июнь 2014

25

Основными целями разработанной междисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров:

• подготовка будущих специалистов к работе в непрерывно развивающейся инновационной отрасли строительных материалов;

• внедрение системы параллельного образования в области наносистем в строительном материаловедении;

• обеспечение условий для непрерывного повышения междисциплинарной квалификации обучающихся;

• формирование гибкой системы поступательного профессионального и карьерного роста в системе школа — вуз — предприятие;

• построение системы формирования кадрового резерва в области инновационного направления «Наносистемы в строительном материаловедении».

Задачи системы сформированы как в совокупности общие для всех, так и с учетом подсистем в отдельности.

Общие задачи в рамках междисциплинарной системы непрерывной подготовки кадров:

• обеспечение преемственности знаний в системе школа — вуз — предприятие;

• обеспечение постоянной доступности междисциплинарной институциональной среды для получения актуальных знаний и навыков;

• создание системы непрерывного мониторинга оценки содержания и качества образования;

• обмен опытом с лидерами научной и производственной среды в области наносистем в строительном материаловедении;

• предоставление широких возможностей для самообучения;

• разработка методологии прогнозирования будущих потребностей отрасли в инновационных кадрах;

• создание института наставничества в инновационной системе школа — вуз — предприятие;

• формирование личностной мотивации и инновационного мышления.

Задачи в рамках подсистемы «школа» междисциплинарной системы непрерывной подготовки кадров:

• раннее вовлечение школьника в процесс активного познания в среде профессионального сообщества;

• формирование социально активной личности;

• привлечение ребенка к профильным занятиям и научной деятельности в области нанотехнологий;

• адаптация образовательных материалов для повышения эффективности восприятия обучающихся;

• использование принципиально новых методик и технологий преподавания;

• анализ долгосрочной перспективы развития образовательного процесса ученика;

• выявление талантливых детей и целенаправленная работа по их развитию с применением инновационных методов и технологий.

Задачи в рамках подсистемы «вуз» междисциплинарной системы непрерывной подготовки кадров:

• помощь в профессиональной адаптации и успешном трудоустройстве;

• организация целевой подготовки обучающихся по инновационным направлениям;

• внедрение системного процесса стажировок на предприятиях промышленности строительных материалов, в том числе и международных;

• самостоятельное проектирование и прогнозирование собственной профессиональной карьеры с учетом необходимости непрерывного повышения квалификации.

Задачи в рамках подсистемы «предприятие» междисциплинарной системы непрерывной подготовки кадров:

• снижение порога вхождения в рабочий процесс для молодых специалистов;

• формирование неинституциональной среды, стимулирующей процесс инновационного развития предприятия;

• обеспечение постоянной нацеленности специалистов на генерацию инноваций и нововведений;

• формирование у специалиста набора интеллектуальных моделей для решения междисциплинарных задач;

• создание опережающей системы формирования кадрового резерва для отрасли за счет междисциплинарного взаимодействия в системе школа — вуз — предприятие;

• повышение уровня квалификации и инновационной грамотности специалистов предприятия за счет интеграции в научно-образовательную среду.

Реализация предложенной концепции осуществлялась с использованием как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, элементов и инструментов, предварительно адаптированных для обучения по направлению «Наносистемы в строительном материаловедении»:

1. Образовательные технологии.

1.1. Технокейсы (кейс-метод).

1.2. Научно-исследовательская деятельность.

1.3. Е-1еагш^.

1.4. Элективные курсы для школьников.

2. Образовательные элементы.

2.1. Научные практики.

2.2. Научно-производственные практики.

2.3. Деловые (ролевые) игры в условиях реального производства.

2.4. Мультипредметные практики.

2.5. Зарубежные стажировки.

2.6. Научная активность студентов и школьников.

2.7. Кружок «НИКА».

2.8. Внеучебные поддерживающие проекты.

3. Образовательные инструменты.

3.1. Междисциплинарные образовательные комплексы.

3.2. Онлайн-мониторинг качества образования.

3.3. Информационно-аналитическая система выявления и поддержки талантливых детей.

3.4. Информационно-образовательный портал.

3.5. Компьютерное моделирование процессов в области наносистем в строительном материаловедении.

3.6. Использование технологий 3D-визуализации и 3D-печати.

3.7. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация ученых и специалистов в области строительного материаловедения».

Разработанная научно-образовательная система создает условия и предпосылки для непрерывной подготовки специалистов в отдельно взятом научном направлении.

Отличительной чертой системы является циклическая замкнутость непрерывного образовательного процесса. Она позволяет создать своеобразный эволюционный круговорот обучающихся. В частности, возникает высокая вероятность, что новые поколения участников образовательного процесса начиная со школьного образования будут являться участниками этой системы в будущем. Таким образом, создается благоприятная творческая, инновационная среда для формирования элит-ности обучающихся.

Ведущие высшие заведения страны формируют элитные контингенты обучающихся по фундаменталь-

26

июнь 2014

Миграция специалистов

Профессорско-преподавательский состав

и научные сотрудники

Работа со школьниками

it

Школьники

* *

Целевая подготовка и переподготовка

Бакалавры, специалисты

Слушатели курсов повышения

квалификации и переподготовки

|1 |1 III

Сотрудники предприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

Молодой кадровый потенциал

Наследование профессиональных предпочтений

Рис. 1. Инкапсуляция различных категорий обучающихся через систему непрерывной опережающей подготовки в среду элитарного профессионального сообщества

ным направлениям науки и техники через свои специализированные средние учебные заведения — физико-математические школы и школы-интернаты. Основу обучающихся в них составляют, как правило, тщательно отобранные в различных регионах одаренные школьники — победители и призеры региональных и общероссийских олимпиад по профильным дисциплинам. Подобный подход (по принципам «снятия сливок» или «с бору по сосенке») способен подготовить относительно небольшое в масштабах страны количество будущих элитных специалистов.

Реализация такого подхода для вузов производственно-технической направленности невозможна, с одной стороны, ввиду отсутствия специализированных, предметно-ориентированных школ и, с другой — из-за необходимости массовой, в масштабах промышленных отраслей подготовки высококлассных элитных специалистов и команд профессионалов.

Поэтому наиболее целесообразно начальное формирование элитного контингента обучающихся путем вовлечения школьников в среду научно-образовательной системы. Это происходит через прохождение элективных курсов и участие в научно-исследовательской работе по отдельным вопросам нанотехнологий. Задача данного этапа заключается в создании и стимулировании у школьников интереса к креативной деятельности и повышению общеобразовательного уровня. Кроме того, у них создается устойчивая профориентационная мотивация — связать свою будущую профессиональную деятельность с отраслью промышленности строительных материалов.

Студенты, работая в группах над инновационными проектами в условиях, аналогичных производственным, приобретают необходимые профессиональные навыки для будущей деятельности. Метод погружения в проблемно-предметную среду современных инновационных разработок в области наносистем в строительном материаловедении, генераторами которых являются аспиранты и докторанты, стимулирует студентов на активизацию многоплановой профессиональной подготовки. Кроме того выполняя в проектных группах функции наставников для школьников, студенты приобретают навыки и компетенцию менеджмента.

В процессе получения высшего образования, при получении степеней бакалавра и магистра, а также квалификации специалиста реализуются два варианта их карьерно-квалификационного роста (рис. 1).

Первый вариант заключается в возможности для заинтересованных и склонных к научной деятельности продолжения образования в аспирантуре. Эта категория высококвалифицированных специалистов пополняет ряды профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательского персонала вуза. Они становятся основой интеллектуальной и креативной кадровой компоненты инновационного, научно-прикладного направления отрасли.

Второй вариант — трудоустройство на предприятиях отрасли или создание собственных инновационных предприятий непосредственно после завершения образования в бакалавриате, специалитете или магистратуре.

Циклический компонент системы непрерывного образования составляют различные формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для сотрудников предприятий, профессорско-преподавательского состава и научного персонала вузов.

Особая роль в разработанной научно-образовательной системе непрерывной подготовки кадров школа — вуз — предприятие в области наносистем в строительном материаловедении отводится профессорско-преподавательскому составу и научному персоналу вуза. Подготовка и переподготовка специалистов по направлению наносистемы в строительном материаловедении происходит, образно говоря, на острие научно-исследовательских событий последних нескольких лет. Поэтому к этой категории участников научно-образовательной системы выдвигается требование непосредственного получения и поиска в научно-информационной среде новых знаний и оперативной их адаптации для использования в образовательном процессе.

Немаловажным при подготовке специалистов любого уровня является наличие необходимой инфраструктуры. Для реализации предложенной образовательной концепции, решения важных фундаментальных и прикладных задач, образования новых научных

fj научно-технический и производственный журнал

® июнь 2014 27

Рис. 2. Этапы решения технокейсов

школ был создан научный консорциум по направлению наносистемы в строительном материаловедении [1]. В рамках консорциума, объединившего инструментальную и научную базу, партнерами университета стали ведущие вузы РФ и зарубежных стран, осуществляющие подготовку кадров как по направлению «Строительство», так и по направлениям материаловедения и геологического цикла наук. Консорциум объединил усилия ученых различных ветвей науки для проведения комплекса междисциплинарных исследований. Впервые для решения такого крупного проекта были объединены усилия Российской академии наук и Российской академии архитектуры и строительных наук.

Для координации деятельности по разработке, апробации и внедрению инновационных разработок в области создания и продвижения высокоэффективной продукции в БГТУ им. В.Г. Шухова создан и активно функционирует Инновационный научно-образова-тельный и опытно-промышленный центр наноструктурирован-ных композиционных материалов (ИНО и ОПЦ НКМ), который объединил в единую цепочку все этапы: научные исследования, образовательную деятельность, апробацию научных разработок в полупромышленных условиях и упаковку проектов для последующего инвестирования.

Таким образом, БГТУ им. В.Г. Шухова обладает всей необходимой инфраструктурой для подготовки высококвалифицированных специалистов в области нано-систем в строительном материаловедении.

Апробация указанной системы в области наносистем в строительном материаловедении начата более десяти лет назад и продолжается по сей день. Стоит отметить, что ученые БГТУ им. В.Г. Шухова на протяжении двух десятилетий занимаются проблемами многоуровневой подготовки специалистов и адаптации их к работе на предприятиях строительного профиля [2—4].

Результаты реализации непрерывной системы подготовки можно отследить по всем ее уровням в отдельности: в подсистемах «школа», «вуз», «предприятие».

Так, для реализации системы подготовки в подсистеме «школа» коллективом ИНО и ОПЦ НКМ были

созданы экспериментальные классы, основной миссией которых стала помощь в реализации идей и просто самореализации наиболее активной и талантливой молодежи. Следующим этапом стало введение разработанного курса «Основы нанотехнологий» в школах Белгородской области, что позволило расширить представления будущих абитуриентов о наиболее актуальном и перспективном направлении развития всех областей знаний, как технических, так и гуманитарных.

При работе с учащимися особое внимание уделяется увлекательной внеклассной работе, которая включает: учебно-исследовательские проекты, проектные работы, экскурсии в научно-исследовательские центры, участие в выполнении реальных научно-исследовательских работ в рамках проектных групп, посещение специализированных выставок, выступление на конференциях и семинарах регионального, областного, всероссийского уровней. Однако только в ходе выполнения конкретной проектной или научной работы запоминается самое большое количество информации, приобретаются практические исследовательские навыки и формируется настоящее научное сознание.

Реализация в подсистеме «вуз» осуществляется в рамках подготовки инженеров, бакалавров, магистров, а также кадров высшей квалификации. Результаты многолетней научной деятельности ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, созданная и общепризнанная как в РФ, так и за рубежом научная школа в области строительного материаловедения, анализ передовых образовательных технологий, методов и инструментов позволили разработать концепцию подготовки элитных специалистов материаловедов-исследователей с фундаментальным университетским образованием. БГТУ им. В.Г. Шухова — первый в России вуз, в рамках которого осуществляется подготовка специалистов в области наносистем в строительном материаловедении.

Система обучения специалистов в рамках концепции непрерывной подготовки максимально приближена к реальной инженерной деятельности, направлена на приобретение навыков решения сложных техниче-

научно-технический и производственный журнал £J\±Jг\i>\'::

28 июнь 2014 Ы ®

ских задач за счет профессионального и творческого подхода.

Студенты в процессе обучения получают базовые знания в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и общих естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Комплекс знаний, изучаемых в рамках базовых дисциплин, ориентирован на будущую специализацию студента и направлен на формирование профессиональных навыков. Межпредметные связи при их целенаправленном формировании выступают как принцип конструирования учебного процесса. Они позволяют осуществить синтез разнопредметных знаний и реализовать системный подход к профессиональному обучению специалистов в области наносистем в строительном материаловедении.

Для повышения качества практической инженерной подготовки и оценки степени подготовки выпускников к профессиональной деятельности разработаны междисциплинарные учебные комплексы, предусматривающие изучение всех дисциплин в тесной взаимосвязи между собой, с различными видами практик. Применение знаний, полученных при обучении, обеспечивает активное и результативное участие студентов в составе проектных групп при решении фундаментальных и прикладных задач в рамках формируемых технокейсов (рис. 2).

Подготовленные кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) в рамках междисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров школа — вуз — предприятие в области на-носистем в строительном материаловедении являются главным резервом профессорско-преподавательского состава и основой создания научной элиты инновационной экономики России.

В процессе обучения аспиранты и докторанты ведут активную научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Эта категория обучающихся может выступать как наставниками, так и коучами (наравне с докторами наук) в составе проектных групп. Обладая опытом реализации проектов и решения тех-нокейсов, работая с участниками группы, они подводят их к самостоятельной постановке цели и ее достижению.

Молодые ученые, защитившие диссертации в период реализации междисциплинарной системы, в определенное время являлись представителями той или иной подсистемы в системе школа — вуз — предприятие и прошли через выполнение функциональных ролей, свойственных каждой подсистеме. Это весьма красноречиво демонстрирует возможности и эффективность разработанной системы междисциплинарной подготовки кадров.

Для обеспечения промышленности строительных материалов высококвалифицированными специалистами, способными оперативно решать задачи внедрения инновационных разработок с переходом на выпуск высокоэффективной, в том числе принципиально новой продукции, получаемой с использованием нанотехнологий, при реализации междисциплинарной непрерывной подготовки кадров в подсистеме «предприятие» проводились профессиональная переподготовка специалистов и курсы повышения квалификации, в том числе была разработана и реализована программа повышения квалификации в системе Е-1еагш^:

•программа профессиональной переподготовки в области производства бесцементных минеральных на-ноструктурированных вяжущих негидратационного твердения и композиционных материалов строительного назначения на их основе (2010 г.);

• краткосрочные курсы повышения квалификации для продвижения технологий производства энергоэффективных наноструктурированных композиционных материалов (2011 г.). Тематическая ориентация образовательных модулей определялась согласно основным направлениям производственной деятельности «портфельных» компаний ОАО «Роснано», создающих и реализующих продукцию, в том числе для строительной отрасли: солнечная энергетика; создание тонкопленочных солнечных модулей (ООО «Хевел»); свето диоды и светотехника (ЗАО «Оптоган»); энергоэффективное стекло (ГК «СТиС»); композиционные материалы на основе углеволокна в строительстве (ХК «Композит»);

•дополнительные образовательные курсы для учащихся старших классов «Основы нанотехнологий в строительстве» (2011 г.);

• программа повышения квалификации «Основы нанотехнологий в строительстве» (обучение в режиме Е-1еагш^, 2012 г.);

• программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Разработка нанострукту-рированных водных эмульсий полимеров» (2013 г.).

Разработка и реализация указанных программ осуществлялись по заказу предприятий строительной отрасли проводились при содействии Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО (ФИОП).

Целью образовательных программ профессиональной переподготовки являлось опережающее обеспечение кадровых потребностей предприятий путем формирования профессиональных компетенций технических специалистов отрасли строительных материалов с использованием современных нанотехнологических подходов к проектированию и производству высокоэкологичной и энергосберегающей продукции строительного и специального назначения.

Основной целью курсов повышения квалификации было создание образовательной инфраструктуры для повышения квалификации различных групп слушателей как организаций и предприятий, реализующих проекты по внедрению нанотехнологических инноваций, так и для реализации инновационной многоуровневой системы дистанционного образования в области нанотехнологий. В качестве целевой задачи краткосрочных курсов повышения квалификации были сформулированы необходимые образовательные результаты (компетенции), которыми должны обладать слушатели по окончании учебного процесса.

В качестве пилотной части широкомасштабного проекта, реализуемого Национальным фондом подготовки кадров совместно с ФИОП, коллектив ИНО и ОПЦ НКМ разрабатывал и апробировал первый образовательный инфраструктурный проект для нужд промышленности строительных материалов РФ, который был реализован по системе Е-1еагш^. Е-1еагш^ — обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, эффективная модель приобретения слушателем новых знаний, умений и опыта практической деятельности. Включает поддержку процесса обучения и доставку учебного контента слушателям через Интернет.

Все программы (переподготовки, повышения квалификации, курсы для школьников) апробировались в очно-дистанционной форме с использованием образовательного портала nanoopen.ru.

Реализация междисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров в подсистеме «предприятие» дает ее участникам комплекс знаний, навыков и компетенций, необходимых для обеспечения инновационного развития технологи-

Ы ®

июнь 2014

29

ческих и организационных процессов отдельных производственных предприятий и всей промышленности строительных материалов. Использование современных систем информационной поддержки обучаемых с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивает индивидуальность, оперативность, целенаправленность и доступность всего образовательного процесса. Развитию инновационной грамотности и активности участников системы способствует использование разработанных с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов междисциплинарных лекционных и практических курсов в области наносистем в строительном материаловедении.

Список литературы

1. Строкова В.В., Гридчин А.М., Лесовик В.С. Консорциум как инструмент развития направления наносистемы в строительном материаловедении // Строительные материалы. 2007. № 8. С. 9—11.

2. Гридчин А.М., Лесовик В.С., Оспищев П.И. Инновационный комплекс в инфраструктуре Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: сборник трудов конференции. М. 2003. С. 38-41.

3. Гридчин А.М., Лесовик В.С., Севостьянов В.С., Оспищев П.И., Фомин В.Н. Организация непрерывного многоуровневого профессионального образования в УНИК БГТУ им. В.Г. Шухов. Инновационные технологии в системе непрерывного профессионального образования: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Новочеркасск, 2004. С. 30-33.

4. Шутенко А.И., Оспищев П.И. Социокультурная детерминация инновационного развития высшей школы. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 9. С. 109-111.

Таким образом, междисциплинарная научно-образовательная система непрерывной подготовки кадров школа — вуз — предприятие первоначально, была разработана и апробирована для строительного материаловедения. В ней учитывалась специфика отрасли производства строительных материалов. Тем не менее эта система после соответствующей проблемно-отраслевой адаптации — с учетом масштабности производства, географического положения регионов, их экономического и инфраструктурного развития может быть использована в качестве методологической основы для опережающей базовой и непрерывной подготовки специалистов любых других направлений

References

1. Strakova V.V., Gridchin A.M., Lesovik V.S. Consortium as an instrument of development of profile nanosystems in building materials. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2007. No. 8, pp. 9-11. (In Russian).

2. Gridchin A.M., Lesovik V.S., Ospishhev P.I. Innovative complex in infrastructure of Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov. Innovation University and innovative education: models, experience, perspectives: Proceedings of the conference. Moscow. 2003, pp. 38-41. (In Russian).

3. Gridchin A.M., Lesovik V.S., Sevost'janov V.S., Ospishhev P.I., Fomin V.N. Management of multi-level organization of vocational education in Educational Research and Innovation Complex of BSTU named after V.G. Shoukhov. Innovative technologies in continuing professional education: a collection of research papers based on the All-Russian Scientific and Practical Conference. Novocherkassk. 2004, pp. 30-33. (In Russian).

4. Shutenko A.I., Ospishhev P.I. Social and cultural determination of innovative development of higher education. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2013. No. 9, pp. 109-111. (In Russian).

БЕЛГОРОДСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА

Щ БЕЛЭКСПОЦЕНТР

6-8 августа 2014

X БЕЛГОРОДСКИЙ ^ _ 4 СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

XI межрегиональная специализированная выставка

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД

Стройиндустрия

Энергетика. Ресурсосбереженйейй| Экология jjjjjj

Т./ф.: (4722) 58-29-40, 58-29-48, 58-29-65, 58-29-66, 58-29-41 E-mail: belexpo@maii.ru; www.belexpocentr.ru г Белгород, ул. Победы, 147-а

научно-технический и производственный журнал Q'fffjyTf S JJbrlbJ" 30 июнь 2014 Ы ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.