Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМИ ВИНЫ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМИ ВИНЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕРЕЖИВАНИЕ ВИНЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаранов Юрий Александрович, Галкина Наталия Владимировна

Введение. Развитие восстановительной юстиции продолжает оставаться актуальным направлением в деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на протяжении последних десятилетий. Необходимость её развития обусловлена высокой потребностью государственных и общественных институтов в повышении гуманистической направленности и научной обоснованности традиционных мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Существующие восстановительные программы предполагают применение к несовершеннолетнему правонарушителю в первую очередь мер воспитательного воздействия. Вместе с тем правоприменительная практика во многом продолжает ориентироваться на принципы «взрослой», преимущественно карательной юстиции, а при проведении традиционных восстановительных программ с несовершеннолетними правонарушителями не учитывается специфика переживания ими вины. Методы. В ходе экспериментальной работы, проведённой на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю (далее - Центр), были изучены не только психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, обусловившие формирование делинквентного поведения, но и специфика переживания ими вины за совершённый проступок. Результаты. Полученные в ходе эмпирического исследования достоверные данные послужили основанием для обоснованных теоретических обобщений и разработки индивидуально ориентированных восстановительных программ, опыт создания которых и подвергается анализу в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаранов Юрий Александрович, Галкина Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INDIVIDUALLY ORIENTED REHABILITATION PROGRAMS WITH JUVENILE OFFENDERS IN VIEW OF THE SPECIFICS OF THEIR GUILT EXPERIENCE

Introduction. The development of restorative justice continues to be a topical activity area of the subjects of the juvenile delinquency prevention system over the past decades. The need for its development stems from the high need of state and public institutions to increase the humanistic orientation and scientific validity of traditional measures of criminal law impact on juvenile offenders. The existing rehabilitation programs first of all focus on the application of educational measures to a juvenile offender. At the same time, law enforcement practice largely continues to follow the principles of «adult», mainly punitive justice, and when conducting traditional rehabilitation programs with juvenile offenders, the specifics of their guilt experience are not taken into account. Methods. In the course of experimental work carried out at the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Perm Region (hereinafter referred to as the Center), not only the psychological characteristics of juvenile offenders that led to the formation of delinquent behavior, but also the specifics of their experience of guilt for the offense committed were studied. Results. The reliable data obtained in the course of empirical research served as the basis for sound theoretical generalizations and the development of individually oriented rehabilitation programs, which creation experience is analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМИ ВИНЫ»

Юридическая психология и психология безопасности

Научная статья

УДК 159.9.072

ао1: 10.35750/2071-8284-2023-2-228-235

Юрий Александрович Шаранов

доктор психологических наук, профессор https://orcid.org/0000-0002-9758-8220, niospba@mail.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Иаталия Владимировна Галкина

https://orcid.org/0000-0001-9588-4256, natagala2010@yandex.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет Российская Федерация, 614068, Пермь, ул. Букирева, д. 15

Опыт реализации индивидуально ориентированных восстановительных программ работы с несовершеннолетними правонарушителями с учётом специфики переживания ими вины

Аннотация: Введение. Развитие восстановительной юстиции продолжает оставаться актуальным направлением в деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на протяжении последних десятилетий. Необходимость её развития обусловлена высокой потребностью государственных и общественных институтов в повышении гуманистической направленности и научной обоснованности традиционных мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Существующие восстановительные программы предполагают применение к несовершеннолетнему правонарушителю в первую очередь мер воспитательного воздействия.

Вместе с тем правоприменительная практика во многом продолжает ориентироваться на принципы «взрослой», преимущественно карательной юстиции, а при проведении традиционных восстановительных программ с несовершеннолетними правонарушителями не учитывается специфика переживания ими вины.

Методы. В ходе экспериментальной работы, проведённой на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю (далее -Центр), были изучены не только психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, обусловившие формирование делинквентного поведения, но и специфика переживания ими вины за совершённый проступок.

© Шаранов Ю. А., Галкина Н. В., 2023

Результаты. Полученные в ходе эмпирического исследования достоверные данные послужили основанием для обоснованных теоретических обобщений и разработки индивидуально ориентированных восстановительных программ, опыт создания которых и подвергается анализу в данной статье.

Ключевые слова: восстановительная юстиция, несовершеннолетний правонарушитель, восстановительная программа, переживание вины, ответственность, условия формирования ответственности, субъект, субъектность, субъектная зрелость, психологическое сопровождение

Для цитирования: Шаранов Ю. А., Галкина Н. В. Опыт реализации индивидуально ориентированных восстановительных программ работы с несовершеннолетними правонарушителями с учётом специфики переживания ими вины // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 2 (98). - С. 228-235; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-228-235.

Yuri A. Sharanov

Dr. Sci. (Psy.), Professor https://orcid.org/0000-0002-9758-8220, niospba@mail.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Nataliya V. Galkina

https://orcid.org/0000-0001-9588-4256, natagala2010@yandex.ru

Perm State National Research University 15, Bukireva str., Perm, 15614068, Russian Federation

Implementation of individually oriented rehabilitation programs with juvenile offenders in view of the specifics of their guilt experience

Abstract: Introduction. The development of restorative justice continues to be a topical activity area of the subjects of the juvenile delinquency prevention system over the past decades. The need for its development stems from the high need of state and public institutions to increase the humanistic orientation and scientific validity of traditional measures of criminal law impact on juvenile offenders. The existing rehabilitation programs first of all focus on the application of educational measures to a juvenile offender. At the same time, law enforcement practice largely continues to follow the principles of «adult», mainly punitive justice, and when conducting traditional rehabilitation programs with juvenile offenders, the specifics of their guilt experience are not taken into account.

Methods. In the course of experimental work carried out at the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Perm Region (hereinafter referred to as the Center), not only the psychological characteristics of juvenile offenders that led to the formation of delinquent behavior, but also the specifics of their experience of guilt for the offense committed were studied.

Results. The reliable data obtained in the course of empirical research served as the basis for sound theoretical generalizations and the development of individually oriented rehabilitation programs, which creation experience is analyzed in this article.

Keywords: restorative justice, juvenile offender, rehabilitation program, guilt experience, responsibility, conditions of responsibility formation, subject, subjectivity, subjective matureness of a juvenile offender, psychological support.

For citation: Sharanov Y. A., Galkina N. V. Implementation of individually oriented rehabilitation programs with juvenile offenders in view of the specifics of their guilt experience // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - Р. 228-235; doi: 10.35750/20718284-2023-2-228-235.

Введение

Задача развития восстановительной юстиции в Российской Федерации была обозначена в Национальной стратегии действий в интересах детей, утверждённой Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 7611 на период с 2012 по 2017 год. Основными направлениями практической реализации идей восстановительной юстиции являются не только совершенствование существующей системы профилактики правонарушений (совершённых как самими детьми, так и в отношении детей), но и создание системы дружественного к ребёнку правосу-дия2. В целях реализации задач указанной стратегии период с 2018 по 2027 год на основании Указа Президента № 240 от 29 мая 2017 года3 был объявлен Десятилетием детства.

Ключевыми идеями восстановительной юстиции являются, во-первых, создание условий, способствующих актуализации чувства вины у несовершеннолетнего правонарушителя, вследствие чего должно происходить осознание им последствий своего поступка и причинённого вреда, возникать мотивация к выражению личной ответственности по его заглаживанию.

Во-вторых, проводимые мероприятия должны способствовать сохранению и укреплению социальных связей несовершеннолетнего правонарушителя. Именно подросток выступает в качестве субъекта, главным действующим лицом. От него, по мнению исследователей в области восстановительного правосудия, зависит разрешение возникшей вследствие совершённого правонарушения ситуации [4; 6; 7].

В-третьих, становление субъектной позиции несовершеннолетнего правонарушителя по отношению к собственному поступку. По мнению исследователей в области восстано-

1 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс] / Президент России : официальный сайт. - URL: Ьйр://пре-зидент.рф/новости/15530 (дата обращения: 28.03.2013).

2 Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс] Организация Объединённых Наций : официальный сайт. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ beijing_rules.shtml (дата обращения: 05.04.2013); Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребёнку, принятые Комитетом Министров 17 ноября 2010 года [Электронный ресурс] / Фонд поддержки пострадавших от преступлений : сайт. -URL: http://soprotivlenie.org/ zakon/rekomendacii-komiteta-ministrov-se-po-pravosudiyu-druzhestvennomu-k-rebenku (дата обращения: 19.05.2015); Руководящие принципы Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года [Электронный ресурс] / Организация Объединённых Наций : официальный сайт. - URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml (дата обращения: 05.04.2013).

3 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 [Электронный ресурс] / Президент России : официальный сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41954 (дата обращения: 17.11.2018).

вительного правосудия Л. Стутсман-Амстутс и Х. Зера4, правонарушитель проходит несколько стадий: от отрицания своей вины через самооправдательную позицию к её осознанию с последующими восстановительными действиями.

В конечном итоге восстановительный подход способствует формированию стратегии поведения, исключающей криминальные (агрессивные, антисоциальные) и психотрав-мирующие несовершеннолетнего способы решения проблем5. Л. Стутсман-Амстутс и Х. Зер, специалисты в области восстановительного правосудия, справедливо замечают, что участие несовершеннолетнего правонарушителя в восстановительных программах позволит ему «забыть» прежние стратегии поведения6. Выбор, который делает несовершеннолетний (как принимая решение об участии в программе, так и принимая решение о реализации восстановительных действий), Ю. А. Шаранов определяет, как последовательное «следование личности по пути обретения авторства» собственной жизни [112, с. 225].

По нашему мнению, специфика переживания вины несовершеннолетними правонарушителями может служить определяющим основанием для индивидуализации восстановительных программ.

Методы

Экспериментальную группу исследования составили 90 подростков 12-16 лет, помещённые, согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»7 для предупреждения совершения повторных правонарушений, в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю.

Многие несовершеннолетние имеют к моменту помещения в Центр достаточно сформированные установки противоправного поведения. Вместе с тем, по данным Ю. А. Клейберга [8], Д. И. Фельдштейна [11], подросток-правонарушитель относится к своему поведению как к нормальному, оно соответствует его собствен-

4 Стутсман-Амстутс Л., Зер Х. Конференция жертвы и правонарушителя в системе ювенальной юстиции Пенсильвании [Электронный ресурс] / Бюро социальной информации : официальный сайт. - URL: https://belbsi.by/ library/konferenciya-zhertvy-i-pravonarushitelya-v-sisteme-juvenalnoj-justicii-pensilvanii/ (дата обращения: 17.04.2023).

5 Организация и проведение программ восстановительного правосудия : методическое пособие / под ред. Л. М. Карнозовой, Р. Р. Максудова. - Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000. -104 с.

6 См.: Стутсман-Амстутс Л., Зер Х. Конференция жертвы и правонарушителя в системе ювенальной юстиции Пенсильвании...

7 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями и дополнениями) : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] / Доступ из СПС «Гарант. ру». - URL: http://base.garant.ru/12116087 (дата обращения: 05.04.2013).

ными ценностям и ценностям референтного окружения. При этом всегда сохраняется возможность формирования законопослушного поведения у подростка, но её реализация затруднена социальной ситуацией его развития. Прежде всего имеются в виду особенности семейного воспитания, способствующие формированию девиаций в его поведении, непонимание со стороны окружающих взрослых [5]. Вследствие этого ребёнок растёт в ситуации отчуждения с собственными родителями, а ошибочное мнение взрослых о его «трудности» является определяющим в его «самосостоянии» [13]. Кроме того, происходит стигматизация («наклеивание ярлыка»), которая по мнению И. Гофмана, приводит к вторичной девиации как подтверждение того ярлыка, которым общество отметило имевшее ранее место девиантное поведение [3].

Внедрение принципов восстановительной юстиции в деятельность Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю позволило специалистам Центра решать задачи профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних через переориентацию от репрессивного способа реагирования на правонарушения несовершеннолетних на гуманистический. Описание опыта работы представлено в публикациях авторов статьи [2; 14].

Основу работы с несовершеннолетними правонарушителями составил комплекс психолого-педагогических мероприятий с целью создания условий для успешной социализации несовершеннолетних. Основными условиями были определены активизация субъектного потенциала подростка и восстановление его социальных и семейных связей.

Психологическое сопровождение несовершеннолетнего в ходе реализации Программы осуществлялось с учётом специфики переживания вины и включало в себя следующие этапы.

I этап. «Установление контакта и доверительных отношений с несовершеннолетним». Доверие имеет особое значение, поскольку весь предыдущий жизненный опыт несовершеннолетнего правонарушителя связан со значительным отчуждением несовершеннолетнего от социального окружения вследствие преобладающего репрессивного реагирования на его проступки. В связи с этим его поведение характеризуется недоверием, а подчас и враждебностью к окружающим его людям. Задача взрослого на данном этапе - это установление доверительных отношений с подростком. Психологическое значение имеет также безусловное принятие взрослым подростка, со всеми его достоинствами и недостатками с позиции безоценочного отношения к нему. Несовершеннолетний должен чувствовать, что его переживания и проблемы воспринимаются взрослым серьёзно. В практике работы хорошо зарекомендовали себя такие техники из арсенала практического психолога, как техника подстройки и техника рефлексивного (активного) слушания.

II этап. «Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних и оценка специфики переживания ими вины».

В ходе эмпирического исследования были изучены личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей - самоотношение [10] и локус контроля [9], особенности переживания ими вины8, особенности реакции на фру-страцию9, а также механизмы психологической защиты в поведении10.

Факторный анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил выявить те психологические особенности несовершеннолетних, совершивших правонарушение, которые объясняют специфику переживания ими вины. Фактор «Отчуждённая субъектность» включает в себя те психологические переменные, которые характеризуют специфику проявления у них дезадаптивной вины, некоторые личностные особенности, характеризующие субъектность (саморуководство, самоуверенность, общая ин-тернальность), особенности психологической защиты. Мы полагаем, что особенности проявления дезадаптивной вины в сочетании с деструктивными механизмами психологической защиты в поведении несовершеннолетних правонарушителей препятствуют адекватному самовосприятию и принятию себя и своих действий с целью сохранить самоуважение вопреки негативной социальной оценке.

В ходе эмпирической части исследования был создан и прошёл процедуру валидизации авторский опросник, применение которого позволило выявить пять типов несовершеннолетних в зависимости от уровня осознания вины и переживания по поводу своего проступка или противоправных действий:

1-й тип - отрицание своей вины. Поведение несовершеннолетних с этим типом осознания вины характеризуется не только её актив -ным отрицанием, но также низким уровнем развития рефлексивных качеств, что проявляется в таком типичном ответе на большинство вопросов интервью как «не знаю».

2-й тип - осознание свой вины, но перекладывание ответственности на других. Поведение несовершеннолетних с этим типом осознания вины характеризуется низким уровнем развития рефлексивных качеств, заниженной самооценкой, неумением выделить свои положительные и отрицательные качества и стремлением переложить ответственность за свой проступок или противоправное деяние на другого человека (людей).

8 Короткова Е. В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому : дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 226 с.

9 Тарабрина П. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций : методические рекомендации. - Ленинград: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1984. - 24 с.

10 Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб государственного университета, 2001. - 224 с.

3-й тип - осознание свой вины, но перекладывание ответственности на сложившиеся условия. Типичным ответом на вопрос о том, как и почему случилось противоправное деяние, были получены такие ответы: «так получилось», «оказался не в том месте и не в то время», «сам не знаю, как так получилось», что свидетельствует об отсутствии признаков внутренней работы по анализу причин своего поведения. Поведение подростков характеризуется средним уровнем развития рефлексии при адекватном восприятии себя, выраженным переживанием случившегося.

4-й тип - осознание своей вины и принятие наказания. Поведение подростков с данным типом осознания вины характеризуется явно выраженным переживанием случившегося, достаточно развитым уровнем рефлексии, пониманием причин своего правонарушения и готовностью принять наказание, что проявляется в высказываниях типа: «меня наказали родители за проступок, это за дело, так и надо», «меня наказали родители, и мне стало легче».

5-й тип - осознание своей вины и принятие ответственности. Поведение подростков с данным типом осознания вины характеризуется высоким уровнем развития рефлексивных качеств, пониманием причин своего правонарушения, явно выраженным переживанием случившегося и активным стремлением найти выход из сложившейся ситуации: «я не знаю, что мне делать дальше», «я бы хотел все исправить, но не знаю, как». Некоторые несовершеннолетние с этим типом осознания вины предпринимают самостоятельные попытки загладить свою вину, в частности, активно ищут встречи с потерпевшим или приносят ему свои извинения (в очной и заочной форме).

Диагностика специфики переживания вины несовершеннолетними правонарушителями является основой для индивидуализации психологической работы с целью преодоления психологических барьеров, связанных с деструктивными механизмами психологической защиты и дезадаптивной виной.

III этап. «Работа с целью преодоления психологических барьеров, препятствующих признанию чувства вины перед потерпевшим и появлению свойств субъектности».

Принципиальным отличием работы с несовершеннолетними, имеющими разные уровни переживания вины, является степень вовлечённости взрослого в процесс принятия ответственности несовершеннолетними.

В контексте предмета нашего исследования следует подчеркнуть особенности процесса формирования ответственности в онтогенезе, заключающиеся в возрастании степени самостоятельности личности. Здесь будет уместно вспомнить о зоне ближайшего развития ребёнка, которая, согласно Л. С. Выготскому, очерчивает те психические качества ребёнка, которые актуализируются и развиваются при активной позиции самого ребёнка и непосредственном участии взрослого [1].

А. В. Тихомирова11 определяет следующие условия формирования ответственности в контексте восстановительной юстиции:

1. Внешний контроль (закон интериориза-ции психических функций).

2. Безусловное принятие подростка таким, какой он есть.

3. Помощь подростку в развитии умения соизмерять с потребностями окружающих людей свои потребности.

4. Помощь подростку в избавлении от избыточного чувства вины, которое приводит к избеганию им ответственности.

5. Создание условий для реализации возможности самостоятельно принимать решения.

В отличие от традиционного, восстановительное правосудие предполагает создание дружественного, психологически комфортного пространства для развития и проявления ответственности подростка с учётом его индивидуальной готовности принять поддержку от других. Поскольку программы восстановительного правосудия организуются взрослыми людьми и проводятся под их контролем, это помогает снизить тревогу подростка по поводу своего будущего. В ходе реализации восстановительной программы особое внимание уделяется чувствам и состоянию подростка, что помогает ему лучше понять чувства и потребности других людей, избавиться от избыточного чувства вины и в конечном итоге самому принять решение о приемлемом для себя результате программы и осуществить его.

Кроме того, несовершеннолетний правонарушитель получает письменное соглашение, в котором расписаны его будущие действия с учётом поддержки взрослых. Это и есть создание зоны ближайшего развития для формирования ответственного поведения.

Исходя из данных, полученных в ходе эмпирического исследования, нами определены следующие направления психологической работы на этом этапе реализации Программы психологического сопровождения несовершеннолетнего:

1. Реализация программы занятий по формированию положительной Я-концепции.

Данная программа разработана с учётом следующих психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, выявленных нами в ходе эмпирического исследования: наличие дезадаптивной (невротической) вины, деструктивных механизмов психологической защиты (отрицание, регрессия, реактивное образование) и экстрапунитивных и импуни-тивных реакций на фрустрацию, преобладание интернального локуса контроля. В связи с этим основными целями программы по формированию положительной Я-концепции являются: формирование адекватного образа своего «Я», развитие чувства самопринятия, развитие навыков ответственного поведения.

11 См.: Организация и проведение программ восстановительного правосудия : методическое пособие.

2. Реализация программы социально-значимого проекта «Твори добро».

В ходе реализации проекта нами были использованы следующие методы социально-психологической работы с несовершеннолетними.

Театрализованная деятельность

Взрослый совместно с детьми определяет сюжет постановки (как правило, сказки), в котором обязательно должны быть положительные и отрицательные персонажи, каждый несовершеннолетний получает роль в соответствии со своими психологическими особенностями. Так, например, подросток с высоким уровнем латентной агрессии может получить роль «злодея», а подросток с неадекватно заниженной самооценкой - роль «героя». Главной отличительной чертой данного метода является то, что актёры скрыты от зрителей ширмой. Это обусловливает возможность использования кукольных представлений в психотерапевтических целях для того, чтобы помочь несовершеннолетним преодолеть деструктивные механизмы психологической защиты. Кроме этого, работа над кукольным спектаклем учит подростков работать сообща, делает их более уверенными в себе и способствует развитию навыков социального взаимодействия.

Социально значимая деятельность

Основные цели использования данного метода заключаются в восстановлении системы межличностных отношений несовершеннолетнего правонарушителя, в развитии адекватного самопонимания, самопринятия и самовыражения посредством их участия в благотворительной деятельности. Для достижения указанной цели по завершении подготовки театральной постановки организуется выезд несовершеннолетних правонарушителей в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних с благотворительной миссией, а именно благотворительным кукольным спектаклем.

3. Индивидуальное консультирование несовершеннолетних с учётом индивидуального уровня переживания вины.

Результаты

В качестве примера приведём описание результатов реализации программы психологического сопровождения несовершеннолетнего в контексте восстановительной юстиции с учётом специфики переживания вины.

Р., 14 лет, совершил имущественное правонарушение (кража), правонарушение против личности (побои).

На момент помещения в ЦВСНП несовершеннолетний воспитывался в детском доме. Родители лишены родительских прав. С отцом и его новой семьёй отношения поддерживает, периодически бывает в гостях, привязан к младшему (сводному) брату. С матерью отношения не поддерживает, у неё тоже другая семья, подросток не виделся с ней более трёх лет.

В ходе изучения психологических особенностей Р. установлено преобладание экстер-нального локуса контроля в поведении несовершеннолетнего при хорошо развитых лидерских качествах. У подростка проявляются черты демонстративного типа акцентуации, в связи с чем его поведение характеризуется эмоциональной лабильностью. В ходе изучения специфики переживания конструктивного типа вины подросток был отнесён нами к 3-му типу (осознание своей вины, но перекладывание ответственности на сложившиеся условия).

В процессе интервью подросток рассуждал о том, что «не я такой, жизнь такая» объясняя тем, что жизнь в детском доме заставляет его проявлять свою агрессию для защиты своих интересов. Тем не менее у подростка наблюдалась целая гамма переживаний по поводу своих правонарушений, в основном стыд перед воспитателями детского дома, доверием которых он дорожит. В ходе психологической работы особое внимание было уделено дезадаптивной вине, которая наложила свой отпечаток на поведение несовершеннолетнего. В частности, Р. очень болезненно переживал тот факт, что вынужден проживать в детском доме, считая свои прежние правонарушения причиной развода родителей и распада семьи, переживал отсутствие контактов с матерью, боялся прерывания контактов с отцом из-за своих правонарушений, стремился сохранить свой имидж «хорошего мальчика».

Для гармонизации деструктивных чувств подростка по отношению к своей семье с ним была проведена индивидуальная консультативная работа. Кроме того, была проведена работа по нейтрализации деструктивных защитных механизмов (отрицание и реактивное образование) с использованием методов групповой психокоррекции и арт-терапии. Кроме того, специалистами ЦВСНП была проведена работа по восстановлению отношений с матерью и гармонизации отношений с отцом.

По итогам проведённой работы были получены следующие результаты: снизилось напряжение деструктивных защитных механизмов (реактивное образование), снизились показатели по всем типам дезадаптивной вины, значения по шкалам «открытость», «саморуководство» и «самопривязанность» (методика МИС) достигли максимального уровня. В ходе беседы по итогам пребывания в центре подросток выразил стремление принять участие в восстановительной программе и встретиться с потерпевшим, поскольку ущерб пострадавшим им уже был возмещён.

Из информации о несовершеннолетнем по истечении 6 месяцев после пребывания его в ЦВСНП ГУ МВД России по Пермскому краю следует, что взаимоотношения в семье стали налаживаться, подросток общается с обоими родителями, принимает активное участие в мероприятиях, проводимых в детском доме, посещает военно-патриотический кружок. В связи с положительной реабилитацией снят с учёта в подразделении по делам несовершеннолетних.

Заключение

Признание вины перед потерпевшим в рамках восстановительного подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних актуализирует активную, деятельностную позицию подростка, его субъектность.

Предложенные методика диагностики специфики переживания вины несовершеннолетними правонарушителями и программа их

психологического сопровождения с целью преодоления психологических барьеров, имеющих в своей основе дезадаптивную вину и деструктивные механизмы психологической защиты в поведении несовершеннолетних правонарушителей, показали свою эффективность и могут быть внедрены в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Детская психология : собр. соч. в 6 томах. - Т. 4. - Москва: Педагогика: 1984.

- 433 с.

2. Галкина Н. В. Несовершеннолетний правонарушитель как субъект в контексте восстановительной юстиции // Вестник восстановительной юстиции, - 2018. - № 15. - С. 130-137.

3. Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью [Электронный ресурс] / Гугл Документы : сайт. - URL : docs.google.com URL: https://docs.google.com/document/d/1Cvp oXz3PJrd1ZZ7dSSaOqjhxcjx5GHbqQVlU7gDuXOw/edit?hl=ru (дата обращения: 15.06.2023).

4. Движение за ювенальную юстицию в современной России. - Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2003. - 156 с.

5. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : монография. - Санкт-Петербург: Издательство СПб ун-та МВД России, 2005. - 274 с.

6. Карнозова Л. М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). - Москва: Проспект, 2014. - 262 с.

7. Карнозова Л. М. Уголовная юстиция и гражданское сообщество. Опыт парадигмального анализа. - Москва: Р. Валент, 2010. - 480 с.

8. Клейберг Ю. А. Основы психологии девиантного поведения. - Москва: ИД Алеф-Пресс, 2014.

- 231 с.

9. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Во-ловиковой. - Москва: ПЕР СЭ, 2002. - 368 с.

10. Столин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения : практикум по психодиагностике : психодиагностические материалы. - Москва: Издательство Московского государственного университета, 1988. - 141 с.

11. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

12. Шаранов Ю. А. Авторство как атрибут субъектно ориентированного образовательного процесса / Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки : материалы IX международной научно-практической конференции ФГБОУ ВПО БГУ - Стерлитамак: Издательство Башкирского государственного университета, 2013. - С. 222-226.

13. Шаранов Ю. А. Концепция «самосостояния» личности подростка с криминальным типом самосознания // Российский девиантологический журнал. - 2021. - Том 1. - № 1 (1). - С. 24-38.

14. Шаранов Ю. А., Гайворонская И. Б., Галкина Н. В. Несовершеннолетний правонарушитель как субъект восстановительной юстиции // Психология и право. - 2019. - № 3. - С. 320-337.

15. Глебова А. А. Социально-психологические особенности формирования просоциальности у подростковых лидеров отрицательной направленности [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2022. - Т. 12. - № 4. - С. 185-194. DOI: 10.17759/psylaw.2022120414.

References:

1. Vygotskiy L. S. Detskaya psikhologiya : sobr. soch. v 6 tomakh. - T. 4. - Moskva: Pedagogika: 1984.

- 433 s.

2. Galkina N. V Nesovershennoletniy pravonarushitel' kak sub»yekt v kontekste vosstanovitel'noy yustitsii // Vestnik vosstanovitel'noy yustitsii, - 2018. - № 15. - S. 130-137.

3. Gofman I. Stigma: zametki ob upravlenii isporchennoy identichnost'yu [Elektronnyy resurs] / Gugl Dokumenty : sayt. - URL : docs.google.com URL: https://docs.google.com/document/d/1CvpoXz3PJrd1Z Z7dSSaOqjhxcjx5GHbqQVlU7gDuXOw/edit?hl=ru (data obrashcheniya: 15.06.2023).

4. Dvizheniye za yuvenal'nuyu yustitsiyu v sovremennoy Rossii. - Moskva: MOO Tsentr «Sudebno-pravovaya reforma», 2003. - 156 s.

5. Zmanovskaya Ye. V. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: strukturno-dinamicheskiy podkhod : monografiya. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPb un-ta MVD Rossii, 2005. - 274 s.

6. Karnozova L. M. Vvedeniye v vosstanovitel'noye pravosudiye (mediatsiya v otvet na prestupleniye).

- Moskva: Prospekt, 2014. - 262 s.

7. Karnozova L. M. Ugolovnaya yustitsiya i grazhdanskoye soobshchestvo. Opyt paradigmal'nogo analiza. - Moskva: R. Valent, 2010. - 480 s.

8. Kleyberg Yu. A. Osnovy psikhologii deviantnogo povedeniya. - Moskva: ID Alef-Press, 2014. -231 s.

9. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub»yekta / pod red. A. V. Brushlinskogo, M. I. Volovikovoy. - Moskva: PER SE, 2002. - 368 s.

10. Stolin V. V., Panteleyev S. R. Oprosnik samootnosheniya : praktikum po psikhodiagnostike : psikhodiagnosticheskiye materialy. - Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1988. - 141 s.

11. Fel'dshteyn D. I. Psikhologiya stanovleniya lichnosti. - Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1994. - 192 s.

12. Sharanov Yu. A. Avtorstvo kak atribut sub»yektno oriyentirovannogo obrazovatel'nogo protsessa / Aktual'nyye psikhologo-pedagogicheskiye problemy professional'noy podgotovki : materialy IX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii FGBOU VPO BGU. - Sterlitamak: Izdatel'stvo Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. - S. 222-226.

13. Sharanov Yu. A. Kontseptsiya «samosostoyaniya» lichnosti podrostka s kriminal'nym tipom samosoznaniya // Rossiyskiy deviantologicheskiy zhurnal. - 2021. - Tom 1. - № 1 (1). - S. 24-38.

14. Sharanov Yu. A., Gayvoronskaya I. B., Galkina N. V Nesovershennoletniy pravonarushitel' kak sub»yekt vosstanovitel'noy yustitsii // Psikhologiya i parvo. - 2019. - № 3. - S. 320-337.

15. Glebova A. A. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti formirovaniya prosotsial'nosti u podrostkovykh liderov otritsatel'noy napravlennosti [Elektronnyy resurs] // Psikhologiya i pravo. - 2022. - T. 12. - № 4. - S. 185-194. DOI: 10.17759/psylaw.2022120414.

Статья поступила в редакцию 20.03.2023; одобрена после рецензирования 19.04.2023; принята к публикации 22.06.2023.

The article was submitted March 20, 2023; approved after reviewing April 19, 2023; accepted for publication June 22, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.