УДК 343.137.5 Е.В. МАРКОВИЧЕВА
доктор юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и уголовного процесса, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 343.137.5
E.V. MARKOVICHEVA
Doctor of Law, Associate Professor, Department of criminal law and criminal trial, Orel State University E-mail: [email protected]
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
RESTORATIVE MODEL OF JUVENILE JUSTICE
Статья раскрывает некоторые особенности восстановительного подхода к уголовному судопроизводству в отношении несовершеннолетних. Внимание читателя акцентируется на возможностях примирительных процедур с участием несовершеннолетних правонарушителей.
Ключевые слова: восстановительное правосудие, медиация, несовершеннолетний правонарушитель.
The article reveals some features of the restorative approach to criminal proceedings against minors. The reader's attention is focused on the possibilities of conciliation procedures involving juvenile offenders.
Keywords: restorative justice, mediation, juvenile offenders.
В современной России проблема преступности несовершеннолетних относится к числу одной из наиболее злободневных. Это связано как со стабильно высокими количественными показателями и ухудшением качественной структуры подростковой преступности, так и с ее омоложением. В такой ситуации требуется переосмысление основных подходов к уголовному преследованию несовершеннолетних, механизму привлечения их к уголовной ответственности и освобождения от нее.
Научный и практический интерес к обозначенным выше вопросам оставался достаточно высоким на протяжении последних двадцати лет. Предпринимались попытки внедрения в российскую судебную систему зарубежных моделей ювенального правосудия, проводилась значительная работа по экспериментальной апробации различных ювенальных технологий в отношении несовершеннолетних правонарушителей. К сожалению, в последние годы внимание законодателей, правоприменителей и ученых в большей степени направлено на проблемы защиты и обеспечения прав несовершеннолетних потерпевших. Безусловно, эта проблематика является не менее значимой, но, на наш взгляд, следует исходить из того, что решение одной задачи не должно отменять необходимость решения другой.
Для современного уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних весьма значимой является реализация восстановительной функции, обеспечивающей выведение ювенального правосудия на принципиально новый уровень. Восстановительная функция такого судопроизводства направлена на достижение баланса в конфликтных отношениях между жертвой, правонарушителем и сообществом в целом, чтобы восстановить соответствующие социальные отношения. Восстановительная функция позволяет формировать у не-
совершеннолетнего обвиняемого элементы рефлексии, способность давать адекватную оценку своим, в том числе и противоправным действиям. При этом сокращается время производства по делу за счет прекращения уголовного преследования в связи с примирением и возмещением ущерба, а также снижается риск негативного воздействия на несовершеннолетнего самой системы уголовного судопроизводства. Восстановительная функция позволяет привлечь внимание потерпевшего к личности несовершеннолетнего, позволяет потерпевшему принять участие в формировании программы его ресоциализации.
Восстановительная модель отправления правосудия - это определенный этап развития ювенально-го уголовного судопроизводства В основе этой модели лежит обязательность создания условий для межличностного общения преступника и жертвы и применение альтернативных мер разрешения уголовно-правового конфликта. Таким образом, «обозначенную линию развитию детского правосудия нужно рассматривать как двунаправленную - и на удовлетворение интересов и потребностей жертв, и на воспитательное воздействие по отношению к самому правонарушителю» [5, с. 144].
Восстановительное правосудие не мыслится без процедур посредничества или медиации, которые способствуют решению задач по вторичной превенции несовершеннолетнего правонарушителя. При этом «восстановительную медиацию можно определить как процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций» [6, с. 165].
Для успешной реализации модели восстанови-
© Е.В. Марковичева © E.V. Markovicheva
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ
тельного правосудия в сфере ювенального уголовного судопроизводства необходимо соблюдение ряда условий, в частности: признание несовершеннолетним уголовно преследуемым лицом своей вины и принятие на себя ответственности за совершенные противоправные действия; согласие жертвы преступления на участие в восстановительной программе; наличие профессиональных медиаторов.
На сегодняшний день актуальным представляется исследование возможности вживления в российскую правоприменительную практику и, в частности, в юве-нальное уголовное судопроизводство, процедуры медиации, то есть процедуры примирения потерпевшего и правонарушителя с помощью и участием профессионального посредника.
К сожалению, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 199-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [1] не предусматривает возможность использования медиационных процедур для урегулирования уголовно-правового конфликта. Однако существует надежда, что данный вопрос станет предметом отдельной законодательной работы. В пользу этого, в частности, свидетельствует принятое 30 июля 2014 года специальное Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1430-р, утверждающее «Концепцию развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» [2].
Введение процессуальной фигуры профессионального медиатора могло бы помочь решению целого ряда проблем, обеспечивая в первую очередь более высокий уровень вторичной превенции, поскольку возможно варьирование условий примирения с помощью посредника-медиатора и переход на более высокий уровень разрешения конфликта. При этом введение примирительных процедур в ювенальное уголовное судопроизводство ни в коей мере не умаляет роли суда или органов, осуществляющих уголовное преследование, поскольку, окончательное решение принимается не медиатором или потерпевшим и правонарушителем, а соответствующим должностным лицом.
Реализация восстановительной функции в рамках ювенального уголовного судопроизводства предполагает разработку специальной восстановительной программы. Условиями участия подростка-правонарушителя в такой процедуре должны быть: добровольное согласие несовершеннолетнего на участие в восстановительной программе; согласие несовершеннолетнего своими активными действиями загладить вред и принести потер-
певшему извинения; совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой и средней тяжести.
К настоящему времени в России уже накоплен собственный опыт проведения медиационных процедур в рамках применения восстановительного подхода к несовершеннолетним. Одним из перспективных направлений такой работы видится использование возможностей семейных конференций. Следует согласиться с авторами, подчеркивающими, что данная модель несет в себе большой потенциал, поскольку «в Семейной конференции появляется дополнительный контекст - отношение к ситуации правонарушения семьи как группы, обсуждение стратегий воспитания несовершеннолетних родителями, что в итоге может быть включено в план по заглаживанию вреда. Это существенно расширяет как возможности коммуникации сторон, так и возможности обвиняемого загладить вред» [3, с. 104]. Такой подход ценен именно более активной позицией участников конференции, в первую очередь, родителей несовершеннолетнего правонарушителя. Осознание последними причин, приведших несовершеннолетнего к совершению противоправного деяния, так же, как и анализ собственного участия в воспитании подростка, являются необходимыми предпосылками эффективного применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.
Полагаем, что российскому обществу еще предстоит осмыслить социальную значимость и воспитательное воздействие механизма восстановительного правосудия. В полной мере это касается и процедур медиации. Однако использование последних требует существенной законодательной и организационной работы. Восстановительные процедуры в рамках юве-нального уголовного судопроизводства возможны только в том случае, если существуют потенциальные возможности примирения с потерпевшим и возмещения ему ущерба, причиненного преступлением. В рамках восстановительной парадигмы «речь идет о специальных инструментах реализации публично-правовой задачи уголовного судопроизводства, связанной с созданием максимально благоприятных и по возможности лишенных признаков «вторичной виктимизации» условий для быстрого и полного возмещения потерпевшему ущерба, причиненного преступлением» [4, с. 240].
В связи с этим представляется актуальным исследование возможности вживления в российскую правоприменительную практику и, в частности, в ювенальное уголовное судопроизводство, широко распространенной во многих зарубежных государствах процедуры медиации - процедуры примирения потерпевшего и правонарушителя с помощью и участием профессионального посредника.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 199-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
2. Распоряжение Правительства РФ № 1430-р от 30.07.2014 об утверждении «Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния... » // Российская газета. 04.08.2014.
3. Великоцкая А. Семейные конференции: особенности и возможности технологии // Вестник восстановительной юстиции. 2011. № 8. С. 101-109.
4. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве: Монография. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. 544с.
5. Карнозова Л.М. Программы восстановительного правосудия с несовершеннолетними правонарушителями // Психология и право. 2012. № 4. С. 143-153.
6. МаксудовР.Р. Базовые элементы концепции восстановительной медиации // Психология и право. 2012. № 4. С. 165-175.
References
1. Federal Law of 27 July 2010 № 199-FL "On Alternative dispute resolution process involving a mediator (mediation)" // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2010. № 31. Art. 4162.
2. Order of the Government of the Russian Federation № 1430-r dated 30.07.2014 on the approval of the "Concept of development up to 2017 network mediation services for the implementation of restorative justice for children, including those committed socially dangerous acts.. // Russian newspaper. 08.04.2014.
3. Velikotskaya A. Family conferences: the features and capabilities of the technology // Bulletin of restorative justice. 2011. № 8. Pp. 101-109.
4. GolovkoL.V. Alternatives to prosecution in modern law: Monograph. - SPb.: Publishing house "Press Law Center", 2002. 544 p.
5. Karnozova L.M. Restorative justice programs with juvenile offenders // Psychology and Law. 2012. № 4. Pp. 143-153.
6. MaksudovR.R. The basic elements of the concept of restorative mediation // Psychology and Law. 2012. № 4. Pp. 165-175.