Научная статья на тему 'Опыт реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования (на материалах управления образования и науки Тамбовской области)'

Опыт реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования (на материалах управления образования и науки Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ю.П.

В статье рассматривается опыт реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования в Тамбовской области. Особое внимание уделяется рассмотрению кластерной политики и развитию дуального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (ON MATERIALS OF THE DEPARTMENT OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE TAMBOV REGION)

In the article the experience of implementation of the state policy in the system of secondary vocational education in the Tambov region. Special attention is paid to the cluster policy and development of dual education.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования (на материалах управления образования и науки Тамбовской области)»

Емельянова Ю. П.

студентка 5 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

г. Тамбов

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация: В статье рассматривается опыт реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования в Тамбовской области. Особое внимание уделяется рассмотрению кластерной политики и развитию дуального образования.

Ключевые слова: государственная политика, система среднего профессионального образования, Стратегия социально -экономического развития, кластерная политика, дуальное образование.

Emelyanova Yu. P.

5-year student of the specialty «State and municipal management» Tambov branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation

Tambov

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN

THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (ON MATERIALS OF THE DEPARTMENT OF EDUCATION AND SCIENCE

OF THE TAMBOV REGION)

Abstract: In the article the experience of implementation of the state policy in the system of secondary vocational education in the Tambov region. Special attention is paid to the cluster policy and development of dual education.

Keywords: state policy, the system of secondary professional education, Strategy for socio-economic development, cluster policy, dual education.

Подходя к рассмотрению реализации государственной политики в сфере образования, важно отметить, что этот вопрос является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике государства. Реализация государственной политики в сфере среднего профессионального образования (далее - СПО) нашла свое отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.

Региональное законодательство, регулирующее реализацию государственной политики в сфере СПО, характеризуется множественностью и разнообразием видов нормативно-правовых актов. При изучении нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию государственной политики в системе СПО, можно выделить следующие основные законы и подзаконные акты, действующие на территории Тамбовской области:

Закон Тамбовской области от 1 октября 2013 г. № 321-З «Об образовании в Тамбовской области»;

Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года;

Постановление администрации Тамбовской области от 15 июля 2013 г. №747 «О создании Наблюдательного совета по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально -экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года»;

Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 21 июня 2013 г. № 1848 «О создании многофункциональных центров прикладных квалификаций».

Система среднего профессионального образования занимает значительное место в формировании и развитии кадрового потенциала Тамбовской области [1]. В ближайшие пять лет региону потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысяч специалистов со средним

профессиональным образованием. По данным за 2016 год, областная сеть профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО, включала 24 образовательных организаций, из них 20 организации областного подчинения и 4 - негосударственные организации. Численность студентов составляет 16460 человек. Обучения ведётся по 44 профессиям и 58 специальностям. Для обеспечения динамичного развития экономики и социальной сферы региона в условиях сохраняющегося геополитического напряжения и продолжения действия экономических санкций в отношении России реализуется план мероприятий по устойчивому развитию экономики и социальной стабильности на 2016 - 2017 годы.

Основным документом, определяющим в настоящее время параметры развития региональной системы подготовки кадров, является «Программа модернизации системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования Тамбовской области в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями». В этом документе определены перспективные направления развития системы СПО, формирования ее инфраструктуры. В настоящее время осуществляется разработка новой Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, которая будет завершена до конца 2017 года.

Решение задач по формированию кадрового потенциала потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования, направленных на достижение информационной открытости, усилении значимости общественных институтов управления, его государственно-общественного характера [7]. Применительно к региональным условиям, речь идет о формировании экономически эффективной сети учреждений профессионального образования, обеспечивающей запрос предприятий в опережающей подготовке кадров и потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании [2].

На уровне субъекта функционирует «Наблюдательный Совет по модернизации профессионального образования», который возглавляет глава администрации области. Соответственно, он рассматривает и утверждает фактически все решения, касающиеся подготовки кадров [3]. Субъекты РФ имеют право осуществлять региональные программы развития образования с учетом особенностей субъектов (национальных, экономических, социальных, культурных и др.), направленные на повышение эффективности использования региональных образовательных ресурсов. В Тамбовской области основой модели управления подготовкой кадров стала кластерная политика. Сформировано 6 кластерных групп по следующим направлениям: промышленность, сельское хозяйство, стройиндустрия, транспорт, информационные технологии и социальная сфера [5].

В состав каждого кластера вошли ведущие предприятия, профессиональные образовательные организации, базовые школы, вузы. Работают координационные советы кластеров. Именно в их компетенции находится принятие решений об открытии новых профессий и специальностей, закрытии невостребованных направлений подготовки, создании центров коллективного пользования и другой сетевой инфраструктуры. Координация действий кластерных групп поручена автономной некоммерческой организации «Агентство кластерного развития». Именно координационные советы кластеров принимают решение о том, какие программы будут реализованы в каждом колледже области, прекращают прием там, где качество обучения не соответствует современным требованиям, дают рекомендации по сетевой реализации программ. Это привело к изменению структуры подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях, значительному росту количества сетевых программ, увеличению объемов подготовки, переданных на реализацию в ресурсные центры.

Эти программы реализуют 16 профессиональных образовательных организаций. В рамках каждого кластера составлен перспективный план

внедрения профессий Т0П-50 до 2018 года. Из перечня перспективных и востребованных профессий и специальностей в регионе реализуется 28, он может быть расширен до 38 к 2018 году. В Тамбовской области с 2014 года в формате работы федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» выстраивается региональная модель профессионального самоопределения обучающихся на основе кластерного подхода в рамках организации практико-ориентированной подготовки «кадров под ключ» в системе образовательно-производственных кластеров. При формировании данной модели учитываются приоритетные направления региональной кластерной политики, ориентированные на формирование прикладных квалификаций, востребованных социально-экономической сферой региона.

Ключевыми компонентами региональной модели профориентирования являются:

- профессиональное просвещение и определение, обучение и мотивация студентов, профессиональная реализация и адаптация выпускников;

- внутрисетевое взаимодействие кластерных групп (на основе обмена образовательными, информационными, методическими, материально-техническими ресурсами);

- социальное партнерство с работодателями (поддержка профессионального становления с привлечением ресурсов кластеров).

В настоящее время в сфере модернизации системы профессионального ориентирования в Тамбовской области проведена следующая работа:

- разработаны концептуальные подходы к выстраиванию региональной системы профессионального ориентирования на основе кластерного подхода;

- сформирована нормативная правовая база организации работы в сфере профориентации на региональном уровне; базовые профориентационные модули образовательно-производственных кластеров;

- разработана региональная кластерная модель профессионального ориентирования;

- выстроена инновационная инфраструктура региональной системы профориентации - созданы 6 сетевых отраслевых ПРОФцентров по направлениям кластерного развития и 1 ПРОФцентр, ориентированный на категорию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- организованы работы по формированию региональной системы профессиональных проб, ориентированных на потребности образовательно-производственных кластеров (47 модульных программ).

С 2014 года в регионе начало развиваться дуальное образование. С 2015 года область определена одним из 13 пилотных регионов. В реализации проекта принимают участие 11 профессиональных образовательных организаций, 23 предприятия региона. В 2016 - 2017 учебном году по 23 программам проходят обучение 725 студентов. Дуальная система основана на тесном взаимодействии образовательных учреждений и предприятий, при этом первые отвечают за теоретическую подготовку обучающихся, а вторые - за практическую составляющую учебного процесса [6]. В ходе проекта были разработаны программы обучения рабочих кадров и специалистов, ориентированные на конкретного работодателя, где практическая часть составляет более 70%.

Опыт реализации дуальной модели обучения продемонстрировали Приборостроительный колледж г. Тамбова и Тамбовский завод «Комсомолец» им. С.Н. Артемова, Промышленно-технологический колледж г. Мичуринска и Мичуринский завод «Прогресс». Предприятия взяли на себя ответственность за реализацию практики и трудоустройство выпускников на конкретные рабочие места. В итоге, более 90% студентов трудоустраиваются по месту прохождения практики.

Реализация государственной политики в системе образования сталкивается с рядом проблем и барьеров, снижающих качество осуществления политики в системе образования. Основные проблемы, выявленные в процессе анализа: в регионе реализуется механизм прогнозирования на среднесрочную перспективу (до 7 лет); слабая

вовлеченность работодателей в профориентационную деятельность; сфера профессиональных предпочтений смещена в пользу высших учебных заведений; недостаточно проработана нормативно-правовая база реализации практико-ориентированного обучения.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо: выстраивать механизм долгосрочного прогнозирования потребностей в кадрах (срок 10 -15 лет); обеспечить единый региональный формат профориентационной работы; повысить престиж рабочих профессий и специальностей; усовершенствовать нормативно-правовую базу реализации практико-ориентированного обучения.

Список литературы

1.Закон Тамбовской области от 28.12.2015г. № 612-З «О стратегическом планировании в Тамбовской области» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2.«Программа модернизации системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования Тамбовской области в соответствии с мировыми стандартами и мировыми технологиями» http://doks.cntd.ru/document/467403154.

3.Постановление Администрации Тамбовской области от 15 июля 2013г. № 747 «О создании Наблюдательного совета по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4.Приказ управления образования и науки области от 23.05.2014 № 1500 «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование и развитие региональной системы профессиональной ориентации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс».

5.Приказ управления образования и науки области от 25.08.2015 № 2608 «О формировании базовых профориентационных модулей образовательно-производственных кластеров» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6.Приказ управления образования и науки от 03.07.2014 № 1889 «О реализации модели дуального обучения в профессиональных образовательных организациях» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

7.Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года. http://www.invest-tambovregion.ru/files/strategy%20TO%202020.doc.

8. Беспалов, М.В. Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской области / Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 11. С. 30-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.