УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10112
АФАНАСЬЕВ Олег Евгеньевич
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); доктор географических наук, профессор; e-mail: [email protected]
ЛАГУСЕВ Юрий Михайлович
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); доктор педагогических наук, профессор; e-mail: [email protected]
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ МАЛОЯРОСЛАВЕЦ В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО АКСЕЛЕРАТОРА
В статье представлен опыт разработки проекта туристского логотип-бренда для Города воинской славы Малоярославец Калужской области. Проект реализован в рамках действующего в Российском государственном университете туризма и сервиса студенческом «Проектном акселераторе», особенность работы которого заключается в выполнении практикоориенти-рованных проектов и решении реальных проблем и задач, сформулированных представителями отрасли туризма и гостеприимства. Разработка проекта туристского бренда для города Малоярославец обусловлена задачей его продвижения как комплексного территориального туристского продукта-дестинации, предоставляющей комплекс услуг для туристов. Основу для создания туристского бренда города составляет военно-историческое наследие. Разработка и внедрение в практику системы маркетинговых механизмов работы с территориальным брендом способно стимулировать и развивать территорию в качестве туристского центра, что будет содействовать увеличению турпотока, привлечению инвесторов, росту экономики и благосостояния местных жителей, т.е. в комплексе реализовывать синергетический эффект сферы туризма и гостеприимства. В ходе работ в рамках «Проектного акселератора» студенческим коллективам удалось представить заказчику несколько вариантов визуализации туристского бренда города Малоярославец и Малоярославецкого района, а также предложить комплекс мероприятий по продвижению бренда для обеспечения большей туристской привлекательности территории.
Ключевые слова: туристский бренд, Город воинской славы, Малоярославец, стратегия туристского брендинга, студенческий проектный акселератор
Для цитирования: Афанасьев О.Е., Лагусев Ю.М. Опыт разработки туристского бренда Города воинской славы Малоярославец в рамках проектного студенческого акселератора // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 120-130. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10112.
Дата поступления в редакцию: 19 февраля 2020 г. Дата утверждения в печать: 22 апреля 2020 г.
UDC 338.48
DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10112
Oleg E. AFANASIEV
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: [email protected] ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-3904-7028
Yuriy M. LAGUSEV
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Pedagogic, Professor; e-mail: [email protected]
EXPERIENCE OF TOURISM BRAND DEVELOPMENT FOR MALOYAROSLAVETS, THE CITY OF MILITARY GLORY, AS A PART OF STUDENT PROJECT ACCELERATOR
Abstract. The article presents the experience of developing a project of a tourist logo brand for the Maloyaroslavets, the City of Military Glory, Kaluga Region. The project was implemented as part of "Student Project Accelerator" operating at the Russian State University of Tourism and Service, the peculiarity of which is to carry out practical projects and solve real problems and tasksthat are formulated by representatives of the tourism and hospitality industry. The a tourist brand project development for the city of Maloyaroslavets is due to the task of its promoting as an integrated territorial tourist product-destination, providing a range of services for tourists. The basis for creating a tourist brand of the city is the military-historical heritage. The development and implementation of a marketing mechanism system for working with a territorial brand can stimulate and develop the territory as a tourist center, which can help increase tourist flow, attract investors, increase the economy and welfare of local residents, i.e. in the complex to realize the synergistic effect of tourism and hospitality. During the work within the framework of the "Project Accelerator", student teams presented to the customer several options for visualizing the tourist brand of the city of Maloyaroslavets and Maloyaroslavets region, as well as to offer a set of measures to promote the brand for ensuring greater tourist attractiveness of the territory.
Keywords: tourist brand, City of Military Glory, Maloyaroslavets, tourist branding strategy, student project accelerator
Citation: Afanasiev, O. E., & Lagusev, Yu. M. (2020). Experience of tourism brand development for Maloyaroslavets, the City of Military Glory, as a part of student project accelerator. Service and Tourism: Current Challenges, 14(1), 120130. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10112. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 19 February 2020 No potential conflict of interest was reported by the Accepted 22 April 2020_author(s)._
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/ by-sa/4.0/
Проектная деятельность студентов как основа практикоориентированного обучения в профильном туристском вузе
Научно-исследовательская лаборатория «Проектный акселератор» действует в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС) с 2017 года и представляет собой реальный инструментарий организации практикоориентированной научно-исследовательской работы студентов по заказам и заявкам на те или иные темы, поступающие от предприятий, организаций, учреждений сферы туризма и гостеприимства России. «Проектный акселератор» является составляющей системы практикоориен-тированной модели обучения, внедренной в РГУТИС, включающей также «Школу проектного управления», «Студенческое научное общество», «Юридическую клинику», «Лабораторию экскурсионного проектирования» и целый ряд других организационных форматов, в рамках которых студенты имеют возможность приобрести реальные практические навыки разработки и реализации туристских продуктов, консалтинговых услуг для индустрии туризма и гостеприимства, стратегической проектной деятельности.
Общая модель менеджмента проектной деятельности в рамках «Проектного
акселератора» представлена на рис. 1. Процесс работы проектных групп студентов, этапы и принципы выработки основных проблем, подлежащих изучению и разработке иллюстрирует рис. 2.
В данной статье представим результаты проекта по разработке и визуализации туристского бренда для Города воинской славы Малоярославец Калужской области, выполненный в 2018 г. в рамках «Проектного акселератора РГУТИС». Заинтересованность в этом проекте высказала администрация города Малоярославец.
Основная идея проекта: разработать визуальную концепцию туристского бренда - логотип, слоган, фирменный стиль, которые будут содействовать развитию событийного туризма в г. Малоярославец, созданию благоприятных условий для туристов, развитию туристской инфраструктуры города.
Ожидаемые результаты. Результат данного проекта планируется в формировании конкурентных преимуществ муниципалитета перед другими соседними территориями, а также улучшении его визуального восприятия, имиджа, повышении популярности, известности и узнаваемости через систему бренд-визуализации
Рис. 1 - Общая модель менеджмента проектной деятельности в рамках «Проектного акселератора РГУТИС»
Fig. 1 - The project activity management general model in the framework of the "RSUTS Project Accelerator"
Рис. 2 - Процесс работы проектных групп студентов, этапы и принципы выработки основных проблем в рамках «Проектного акселератора РГУТИС»
Fig. 2 - The work process of project groups of students, the stages and principles of developing the main problems in the framework of the "RSUTS Project Accelerator"
в глазах туристов. Главный результат внедрения разработанной системы туристского брендинга города Малоярославец - привлечение большего числа туристов посредством организации и проведения мероприятий, развитие спонсорских программ между городом и крупными компаниями, продвижении пеших и велосипедных туристических маршрутов, разработки и создания локальной сувенирной продукции, а также создание доступных точек для ее распространения, сопровождаемые разработанной системой брендирования.
Авторский коллектив проекта:
• Проектная группа 1 (Туризм): Ерош-кина Алина, Пушкарёва Мария;
• Проектная группа 2 (Туризм): Ефремова Анастасия, Косарева Ирина, Улыбышев Сергей;
• Проектная группа 3 (Дизаин): Ганее-ва Екатерина;
• Руководители проекта: проф. Афанасьев О.Е., проф. Лагусев Ю.М.
Ниже представим основные результаты проектной работы по разработке туристского бренда города Малоярославец.
Предпосылки формирования
Малоярославца как центра военно-исторического туризма
Малоярославец - это город русской воинской славы, имеющий богатую историю со знаменательными событиями. Указом Президента РФ №608 от 7 мая 2012 г. город удостоен почетного звания «Город воинской славы».
Воинские традиции территории Малоярославца и окрестностей относятся еще VШ-XN вв., о чем свидетельствуют остатки древнего городища - укрепленного поселения вятичей. От этого городища и ведется официальная история города, датой основания которого принят 1402 год. Малоярославец в XV - XVI веках претерпел множество нападений литовских захватчиков и крымских татар. Городище было приспособлено для рукопашной обороны и представляло оградительную городскую систему. Но наиболее город известен в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. Именно здесь, в октябре 1812 г., было остановлено продвижение армии Наполеона, следовавшего из Москвы в Калугу по пути в Смоленск. Город передавался от французов к русской армии восемь раз.
Наполеон со своими войсками простоял в городе с 13 по 15 октября 1812 г. Замысел Наполеона идти на Калугу и захватить собранные там запасы продовольствия был сорван. Вместо этого французские войска вынуждены были выдвинуться на Старую Смоленскую дорогу, ранее ими же разоренную по пути к Москве. Таким образом, русская армия одержала стратегическую победу над армией Наполеона. Малоярос-лавецкое сражение стало одним из знаменательных событий, повлиявших на исход противостояния двух крупнейших держав того времени. Это сражение вписано в героическую историю России, а его участники во главе с фельдмаршалом М.И. Кутузовым навеки остались в памяти потомков. Сегодня в городе сохраняется много памятных мест и достопримечательностей об Отечественной войне 1812 года. В период Великой Отечественной войны в 1941 г. Малоярославец входил в Можайскую линию обороны.
Указанные события предопределили основную специализацию города на рынке внутренних туристских услуг России как центра военно-исторического и патриотического туризма. Въездной зарубежный туристский поток имеет экскурсионный историко-культурный, и в незначительной мере - историко-мемориальный характер. Но в целом объемы туристских потоков можно считать крайне незначительными на фоне богатейшей и разнообразной ресурсной основы, город Малоярославец слабо представлен на российском рынке туристских предложений. По данным отдела культуры и туризма Малоярославецкого района объем туристского потока в районе по итогам 2017 года составил всего 73,2 тыс. чел., из которых 17,2 тыс. чел. приходится на туристов и экскурсантов, посетивших г. Малоярославец. При этом в структуре туристского потока превалирует доля российских посетителей - 97%. Поэтому актуальной задачей администрации района и города определяют повышение привлекательности и известности их территории для туристов. Одним из механизмов для этого является разработка концепции туристского бренда и маркетинговой стратегии его продвижения.
Разработка концепции туристского бренда города Малоярославец
На сегодняшний день брендинг признан одним их важнейших процессов, способствующих дифференциации продукта среди конкурентов, формированию, привлечению и удержанию собственных целевых аудиторий, это сильный инструмент в борьбе за потребительские предпочтения и лояльность [4]. В современном мире территории являются своеобразным товаром [5] и различные страны, регионы и города активно конкурируют между собой за увеличение туристского потока, привлечение инвестиций, за рост занятости и благосостояния территории. В 2002 г. один из ведущих мировых специалистов в области брендинга Саймон Анхольт употребил понятие «брендинг мест» [10]. Основная идея автора заключалась в том, чтобы показать, что это не просто рекламная кампания государства/территории, а комплексная стратегия, позволяющая странам и регионам с ограниченными материальными ресурсами частично сглаживать проблемы и риски, ускорять развитие, успешно транслировать свои ценности. Обобщая многочисленные публикации по теории и практике территориального брендинга, определим, что брендинг территории представляет собой процесс разработки бренда для географического места (региона, города, общины) с целью формирования положительных ассоциаций места у жителей других территорий [9]. Целью брендинга муниципального образования является обеспечение присутствия и узнаваемости региона в информационном пространстве, что способно обеспечить увеличение его влияния, в том числе за счет притока финансовых ресурсов [8]. Основа туристского бренда заключается в том, что положительные эмоции у туриста могут вызывать исторические события, легенды, уникальные сооружения или памятники. Процесс брендинга территорий - это сложный многофункциональный комплекс действий, который должен учитывать в себе множество факторов, от которых зависит успех всей брендинговой кампании [2]. Тем не менее, возможно выделить основные этапы, из которых состоит процесс брендинга территорий и на кото-
рые разработчики обращают наибольшее внимание: определение территории как «товара», постановка целей и задач, выбор целевых групп, проведение аналитических исследований, составление стратегии развития, создание визуальной айдентики, поиск каналов коммуникации для продвижения и развития бренда.
Исходя из понимания сущности и содержания территориального туристского бренда, разработка концепции туристского бренда для города Малоярославец реализована в несколько этапов.
На первом этапе осуществлен анализ потенциала территории для разработки туристского бренда. Это позволило выявить черты территориальной индивидуальности города, которая является основой для формирования имиджа, туристского бренда и репутации города.
Определено, что в городе Малоярославец под влиянием культурно-исторических факторов сформирован и является приоритетным культурно-познавательный туризм, включающий в т.ч. религиозный и событийный виды. Основой культурно-познавательного туризма является историко-культурный потенциал региона. Город Малоярославец является одной из богатейших территорий Калужской области по наличию памятников истории, культуры и природы, их значимости. В Малояросла-вецком районе выявлено свыше 47 памятников истории, архитектуры, археологии, градостроительства, садово-паркового искусства. Особый интерес могут представлять старинные родовые усадьбы - такие, как «Мансурово» (имение Толстых), «Дольское» (родина великого русского архитектора Василия Баженова), усадьба - дом-музей С.П. Федорова, «Панское» (редкий представитель русской провинциальной деревянной усадьбы нач. XIX в.), и др. В самом Малоярославце находится достаточно много историко-культурных объектов туристского показа, в частности, 7 музеев (истории и краеведения города, военно-исторический музей 1812 года, часовня-диарама, музейно-выставочный центр им. И.А. Солдатенкова, картинная галерея Е.А. Чернявской, музей военной техники под открытым небом, музей Grenader), 26
памятников (в т.ч. городище вятичей, почтовая станция, Свято-Никольский Черно-островский монастырь, памятный знак А.Ж. Дельзона, курган Славы «Родина-Мать», могила генерала Поливанова, памятник Кутузову, памятный знак на месте позиций русской артиллерии 1812 года и др.). Также в городе Малоярославец и районе динамично развивается событийный туризм и представлен такими формами, как реконструкции исторических событий, тематические праздники и фестивали, народные и фольклорные гулянья, юбилеи исторических событий, ярмарки. Самым массовым мероприятием событийного туризма на протяжении многих лет является реконструкция октябрьского сражения русских войск с французами в войне 1812 года. На этот праздник собирается более 500 членов военно-исторических клубов и более 5 тысяч зрителей. Так, празднование 200-летия Отечественной войны 1812 года город посетило более 30 тыс. российских и иностранных туристов.
Второй этап проектных работ включал разработку миссии, цели, ценности, задач и рабочих вариантов визуализации туристского бренда города.
Миссия - короткая, емкая фраза, содержащая в себе основное предназначение города [1]. Для Малоярославца такой фразой определен слоган «Малоярославец - малый город великих событий!». Сама формулировка говорит о том, что в Малоярославце происходили, происходят, и будут происходить в будущем важные события, в современных условиях - в первую очередь для местного населения и туристов. Предложенная формулировка миссии фактически означает, что Малоярославец -это развивающийся город ярких событий и фестивалей с множеством возможностей.
Цель и социальная значимость брен-дирования Города воинской славы Малоярославец и Малоярославецкого района:
• формирование привлекательного образа города и района;
• превращение города в крупное туристское направление выходного дня;
• обеспечение социальной стабильности за счет привлечения вну-
тренних и внешних инвестиций в развитие индустрии туризма и гостеприимства, сопутствующих отраслей и индустрий;
• повышение уровня самооценки местных жителей;
• формирование индивидуального, хорошо узнаваемого образа.
На основании миссии и целей бренда сформулирован список основных ценностей будущего бренда Малоярославца:
• Город как осмысленный мир праздника - это переход от повседневности к праздничности;
• Открытость миру - открытость для гостей, жителей, инвесторов, талантов, навыков и достижений;
• Устойчивое развитие - развитие сфер культурной и общественной жизни, экспансия деловых контактов, стимулирование бизнеса и творческих талантов;
• Прошлое как фундамент будущего
- с умом оглядываться на прошлый опыт и историю, уважать и чтить память и традиции предков;
• Город как интенсив-коммуникатор
- обеспечение возможностей для коммуникации, диалога, важное место культуры общения в городском сообществе.
При разработке системы туристского брендинга муниципального образования важно понять, какие ассоциации с местом своего проживания имеют местные жители. Это особенно важно учесть в будущем визуальном решении бренда, ибо именно местные жители должны являться основными его амбассадорами. И если визуальное решение бренда не будет находиться в гармонии с восприятием своего города его жителями, можно получить нежизнеспособный проект, который, к тому же, может испытать отторжение и бойкот со стороны основной массы населения (примеров таких проектов туристских брендов предостаточно в нашей стране). Поэтому работам по визуализации бренда предшествовало объемное социологическое исследование ментального восприятия, ассоциирования и самоидентификации жителей изучаемой территории. Важнейшим
результатом здесь стало то, что абсолютное большинство жителей Малоярославца определяют именно героическое прошлое своего города как важнейшую фундаментальную основу территориальной общины и главную ретрансляционную функцию его перспективного бренда. Жители Мало-ярославецкого района, помимо военно-исторической составляющей, определили также и традиции духовности и православия как важнейшие символы края и основу их самоидентификации. Поэтому визуальное решение туристского бренда может быть основано на военно-историческом прошлом и духовной сфере.
Ожидаемый результат процесса брен-дирования:
• повышение деловой и социально-экономической активности в связи с увеличением потоков ресурсов и улучшением имиджа территории;
• приток инвестиций в экономику города;
• улучшение социального благополучия населения;
• формирование позитивного восприятия города.
Визуализация туристского бренда города Малоярославец стала важнейшей составляющей второго этапа проектной работы. Проектные группы пошли по пути выработки конкурентных проектных решений, которые обоснованы и атрибутированы с точки зрения всех составляющих процесса территориального туристского брендинга. Разработанные визуализации территориального туристского бренда представлены на рис. 3.
Фирменное цветовое решение бренда Малоярославца основано на палитре герба города: красный цвет - символ геройства, справедливой борьбы и жизни, говорит о героических событиях в этом городе; жёлтый цвет (золото) — символ прочности, величия, великодушия, традиций православия и духовности; белый цвет (серебро) - символ мудрости, чистоты, мира и взаимосотрудничества.
Первый вариант визуализации - в форме литеры «М» и звезды - в качестве своей платформы содержит миссию бренда и символизирует гармонию прошлого и
Рис. 3 - Варианты визуализации туристского бренда для Города воинской славы Малоярославец и Малоярославецкого района Калужской области
Fig. 3 - Visualization options for a tourism brand for the City of Military Glory Maloyaroslavets
and Maloyaroslavets District of Kaluga Region
будущего города, в основе которой - жители, их геройский дух и доблесть. Поэтому пятиконечная звезда в качестве элемента логотипа ретранслирует воинскую доблесть, статус Города воинской славы, а ее стилизация в форме пяти человеческих фигур - символ того, что обеспечило городу славу и известность - его жители, объединенные общими интересами и целями. Заглавная литера «М» в логотипе - первая в названии города, символ мужества, стойкости, масштабности исторических событий, в которых участвовал город.
Второй вариант визуализации бренда Малоярославца представляет собой пушку - мощное артиллерийское орудие с одним видимым колесом в необычном стиле геометрических фигур. Это символ сражения, а значит отображение выдающегося доблестного военного прошлого города и его жителей. Элементы бренда: фирменный шрифт CyrillicRevue, фирменные цвета -красный, белый, черный, желтый.
Третий вариант визуализации предложен для территории Малоярославецкого района. Он знаменит древними монастырями, храмами и усадьбами. У каждого храма района своя уникальная, зачастую трагическая, история и судьба. Самые важ-
ные события в жизни человека проходили непосредственно в храмах - в них оглашались царские манифесты, регистрировались вступление в брак и смерть, велись метрические книги. Храмы Малоярославецкого района сыграли огромную роль в нравственном воспитании жителей района и формировании их особой ментальности. Также в районе расположены 6 усадеб, которые пользуются популярностью у туристов и у горожан. Именно эти образы мы воплотили на логотипе Малоярославецкого района: предложенный проект визуализации туристского бренда представляет собой изображение небольших частных домов в сочетании с возводимыми сегодня высотками на фоне величавых храмов и усадеб. Слоган бренда района - «Чтим традиции, гордимся историей». Элементы бренда: фирменный шрифт Madera TYGRA, фирменные цвета - черный, темно-красный, светло-красный.
Необходимость создания отдельного бренда для Малоярославецкого района заключается в том, что зачастую у местных жителей, но в особенности у гостей, отсутствует цельное восприятие района, его идентичности и уникальности, широко имеет место отождествление района с го-
родом, хотя это не соответствует реальной значимости и идентичности этих административных территорий. Именно поэтому имеется необходимость в развитии самостоятельного бренда района.
Фирменный стиль включает в себя баннеры, лифлеты, сувенирную продукцию, разработку и визуализацию туристского календаря событий [6, 7]. Логотипы могут размещаться на сумках, информационных табло, на сувенирной продукции, на магнитах, брошюрах, туристской печатной документации, и пр. Все эти компоненты и примеры их визуализации также разработаны в рамках реализации проекта на основе предложенных проектов визуализации туристского бренда города Малоярославец и Малоярославецкого района.
Третий этап проектных работ включал разработку стратегии продвижения туристских брендов города Малоярославец и Малоярославецкого района. На данном этапе разработаны мероприятия по продвижению и внедрению туристского бренда.
Для туристской среды разработан ряд рекомендаций, направленных на применение разработанной концепции туристского бренда в туристской медиа-сфере. Данные рекомендации включают в себя: продвижение города (посредством рекламы) на туристических сайтах, регулярные обновления информации о туристских событиях и ресурсах города и района на страницах сайтов-партнеров, а также внедрение и использование самостоятельного туристского сайта города и района как основной платформы для предоставления информации целевой аудитории.
Разработка концепции специального мероприятия для внедрения туристского бренда города Малоярославец заключается в проведении тематического фестиваля «Расцветай», которое пройдет весной, призванное символически с наступлением периода цветения вишни, яблонь и цветов, вступить в новый этап развития города. Мероприятие должно являться общегородским фестивалем, темой которого станет демонстрация различных эпох жизни города (триада «прошлое - настоящее -будущее»).
Для обеспечения наибольшей привлекательности города и эффективности стратегии его продвижения предлагаются следующие мероприятия:
• разработка информационно-ориентированной системы туристской маркировки для городских территорий [3] - установка знаков туристской навигации в городе;
• проектирование системы пешеходных и велосипедных маршрутов с установкой знаков навигации (например, к малоярославецким родникам, литературным местам, и пр.);
• расширение ассортимента сувенирной продукции и увеличение числа точек ее распространения;
• стимулирование строительства мини-гостиниц, санитарно-гигиенических пунктов;
• издание туристских карт, путеводителей по городу и району, в т.ч. тематических;
• установка приветственного слогана на вокзале, системы малых архитектурных форм и знаков, символизирующих туристскую привлекательность города.
В комплекс мероприятий по продвижению бренда города Малоярославец и Малоярославецкого района входит:
1) распространение рекламы о возможности отдыха в городе и районе на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, в средствах наружной рекламы, посредством печатной полиграфической продукции;
2) раскрутка бренда в социальных сетях - SMO (Social Media Optimization): аудитория ведущих социальных сетей насчитывает миллионы пользователей;
3) создание рекламно-информационных материалов (путеводители, закладки, буклеты, календари, листовки, лифлеты и пр.);
4) широкое распространение брендо-вых сувениров (дорожных сумок, шариковых ручек, зажигалок и т.п.) туристам, совершающим поездку в город/район;
5) распространение информационных каталогов среди потенциальных партнеров, широкое участие в туристических вы-
ставках и их деловой программе (в т.ч. в онлайн-выставках);
6) организация ознакомительных (рекламно-информационных) поездок сотрудников розничных туристских фирм, блогер-туров, во время которых для участников организуется программа, включающая ознакомление с туристской индустрией, туристскими достопримечательностями, проводятся специализированные рекламно-информационные семинары;
7) работа по привлечению спонсоров, инвесторов, стейкхолдеров процесса развития туротрасли в городе/районе;
8) актуализация исторических личностей, с которыми территория тесно ассоциируется; проведение культурных, спортивных мероприятий, выставок, фестивалей для демонстрации потенциала, ресурсов, возможностей;
9) разработка современных аудиоги-дов, онлайн-путеводителей, специальной платформы-приложения, разработка и внедрение программы city-pass, и пр.
Ожидаемый результат предложенной стратегии формирования и развития территориального туристского бренда города Малоярославец и Малоярославецкого района:
• повышение узнаваемости территории;
• приток инвестиционных ресурсов;
• формирование у потребителя позитивного образа территории, ее узнаваемости, оригинальности, уникальности;
• повышение статуса территории, ее конкурентоспособности.
Для осуществления вышеперечисленных мероприятий предполагается использование механизма, основанного на принципах государственно-частного партнерства.
Заключение. Таким образом, разработка туристского бренда для территории города Малоярославца и Малоярославец-кого района и стратегии его продвижения - это очень целенаправленный и трудоемкий процесс формирования общественного мнения на основе маркетинговых исследований. Реализация всех предложенных мероприятий невозможна без муници-
пального партнерства. Не имея достаточных ресурсов и возможности большого охвата, местные власти не справятся с этой задачей сами. Суть в реализации и продвижении бренда такова, что нужно объединять силы местных властей, предпринимателей, партнеров, непосредственно связанных с туристским потоком, которые также могут быть вовлечены в поддержку (туристские организации, музеи, отели, выставочные центры, транспортные компании и многие другие), местные компании, которые получат от этого не меньшую выгоду (производители потребительских товаров, банки и т.д.). Мало создать и визуализировать туристский бренд, важно наполнить его содержательно и качественно. Для того, чтобы бренд действительно работал, нужно приложить максимум усилий по воплощению и реализации всех предложенных в стратегии территориального бренда мероприятий в комплексе. Мировой опыт показывает, что создание туристского бренда и разработка стратегии управления им - это эффективный инструмент по формированию представления о территории, в особенности в глазах потребителей его туристского продукта. При умелом использовании бренда превращает территорию в популярное и привлекательное направление.
Работа представляет собой готовую для внедрения концепцию туристского брендинга территории для города Малоярославец и Малоярославецкого района, включая стратегию по продвижению территориального туристского бренда. В дальнейшем представленные наработки могут быть использованы для создания исследовательской, практической и теоретической базы при брендинге города и района.
Опыт реализации представленного в статье проекта показывает успешность принципа проектного подхода при организации учебного процесса в профильном туристском вузе, основанного на вполне реальных проблемах и задачах, формулируемых заинтересованной стороной (заказчиком). Получаемые студентами практические компетенции позволяют сформировать специалиста, понимающего самые различные аспекты проектно-ана-
литической деятельности в сфере туризма, способного ставить и достигать реальные задачи, коммуницировать с заказчиком проектной работы и различными стейкхол-дерами отраслевого производственного процесса.
«Проектный акселератор» Российского государственного университета туризма
и сервиса предлагает возможности для разработки проектов и актуальных проблем развития туристской сферы, проектирования туристских продуктов, консалтинговых услуг и пр. всем заинтересованным в этом предприятиям, организациям и учреждениям отрасли туризма и гостеприимства.
Список источников:
1. Адамчук И.А., Рябова Н.В. Брендинг территории // Территория науки. 2015. №3. С. 72-74.
2. Афанасьев О.Е. Бренд как фактор формирования туристического образа страны // В сб.: Брендинг территорий. Международный и отечественный опыт. Воронеж 425. Воронеж, 2010. С. 94-96.
3. Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Информационно-ориентированная система туристской маркировки для городских территорий // В сб.: Туризм и региональное развитие. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2014. С. 18-24.
4. Зайкова В.И. Брендинг территории на примере острова Санторини // Туризм: технологии & тренды: Мат. IV науч.-практ. конф., Екатеринбург, 31.03.2018. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. С. 38-45.
5. Лагусев Ю.М. Технологии повышения эффективности туристской деятельности в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №1. С. 28-34.
6. Левочкина Н.А. Туристические бренды территории: структура и особенности // Российское предпринимательство. 2012. №20(218). С. 152-158.
7. Хорева Л.В., Королева Д.А. Территориальный брендинг: инновационный инструмент повышения конкурентоспособности услуг туристской дестинации // Известия СПбГЭУ. 2019. №6(120). С. 74-82.
8. Чернякина А.О. Брендинг туристской территории: ошибки и ключевые аспекты создания в рамках кластерного подхода развития туризма // Вестник ТГПУ. 2012. №12 (127). С. 47-52.
9. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона // Фундаментальные исследования. 2013. №8-5. С. 1165-1168.
10. Anholt S. Places: Identity, Image and Reputation. Palgrave Macmillan UK, 2010. 168 p. DOI: 10.1007/978-0-23025128-1.
References
1. Adamchuk, I. A., & Rjabova, N. V. (2015). Brending territorii [Branding places]. Territorija nauki [Territory of science], 3, 72-74. (In Russ.).
2. Afanasiev, O. E. (2010). Brend kak faktor formirovanija turisticheskogo obraza strany [Brand as a factor for creating country's tourist image]. In coll.: Brending territorij. Mezhdunarodnyjiotechestvennyj opyt. Voronezh 425 [Branding territories. International and domestic experience. Voronezh 425], Voronezh, 94-96. (In Russ.).
3. Аfanasiev, О. Е., & Trotsenko, А. V. (2014). Informacionno-orientirovannaya sistema turistskoj markirovki dlya gorodskih territorij [Information-based system of tourist marking for urban areas]. In coll.: Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and regional development]. Smolensk: Smolensk University of the Humanities, 18-24. (In Russ.).
4. Zajkova, V. I. (2018). Brending territorii na primere ostrova Santorini [Branding places: the case of Santorini island]. Turizm: Tehnologii & Trendy [Tourism: Technology & Trends]: Coll. IV scientific and practical conf., Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 38-45. (In Russ.).
5. Lagusev, Yu. M. (2015). Tekhnologii povysheniya effektivnosti turistskoj deyatel'nosti v municipal'nyh obrazovaniyah [Efficiency-improving technologies for tourism activities in municipalities]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(1), 28-34. (In Russ.).
6. Levochkina, N. A. (2012). Turisticheskie brendy territorii: struktura i osobennosti [Tourist brands of the territory: structure and features]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian business], 20(218), 152-158. (In Russ.).
7. Khoreva, L. V., & Koroleva, D. A. (2019). Territorial'nyj brending: innovacionnyj instrument povysheniya konkurentosposobnosti uslug turistskoj destinacii [Territorial branding: innovative method of increasing competitiveness of tourist destination]. Izvestiya SPbGEU [Proceedings of StPSEU], 6(120), 74-82. (In Russ.).
8. Chernyakina, A. O. (2012). Brending turistskoj territorii: oshibki i klyuchevye aspekty sozdaniya v ramkah klasternogo podhoda razvitiya turizma [Tourism destination branding: errors and main aspects of creation in the cluster approach of tourism development]. Vestnik TGPU [TSPU Bulletin], 12(127), 47-52. (In Russ.).
9. Shalygina, N. P., Seljukov, M. V., & Kurach, E.V. (2013). O roli brendinga v formirovanii turistskoj privlekatel'nosti regiona [On the role of branding in the formation of tourist attractiveness of the region]. Fundamental'nye issledovanija [Basic Research], 8-5, 1165-1168. (In Russ.).
10. Anholt, S. (2010). Places: Identity, Image and Reputation. Palgrave Macmillan UK, 2010. doi: 10.1007/978-0-23025128-1.