Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЁТА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ВНЕДРЕНИЯ В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО СССР'

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЁТА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ВНЕДРЕНИЯ В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО СССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЁТА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / CGE-МОДЕЛИ / DCGE-МОДЕЛИ / АГЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СУПЕРКОМПЬЮТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров А. А.

Обзорная статья посвящена анализу опыта разработки проекта Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), а также проблем ее внедрения в народное хозяйство СССР. Утверждается, что появление самой идеи ОГАС и ее последующее развитие в форме вычислимых моделей общего равновесия (CGE-моделей), динамических стохастических моделей общего равновесия (DSGE-моделей) и агент-ориентированных моделей связаны с объективным усложнением социально-экономических отношений на всех уровнях, общественным характером производства, высокой степенью разделения труда и глубокой специализацией отраслей, информатизацией производства, а также наличием высокопроизводительных вычислительных систем и широким применением суперкомпьютерных технологий для мониторинга, прогнозирования и планирования социально-экономических показателей объектов и процессов мировой экономики, что нашло отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Методы исследования. Основными методами выступили анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных. Результаты. Как показал анализ научной литературы, можно выделить две точки зрения на определение главных причин, которые тормозили разработку проекта ОГАС и в результате привели к его свертыванию. Первая точка зрения базируется на нарративе «упущенного шанса», и главным фактором называется ведомственный интерес. Согласно второй точке зрения, следует критически относиться к позиции о нереализованных возможностях развития советской кибернетики, компьютерной техники и информатики и к позиции о наличии «рубежных» решений, после которых это развитие резко прекращалось, кроме того, нарратив «упущенного шанса» не позволяет объективно оценить условия, в которых происходило то или иное историческое событие, а перекладывает всю ответственность за провал в реализации на конкретные административные структуры или лиц, которые принимали решение на тот момент. Выводы. Несмотря на то, что идея разработки и внедрения ОГАС в народнохозяйственную деятельность СССР была прогрессивной и этому способствовала административно-командная форма управления, достаточных объективных условий для осуществления этого в полном объеме все равно не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF A NATIONWIDE AUTOMATED DATA PROCESSING AND CONTROL SYSTEM AND PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE NATIONAL ECONOMY OF THE USSR

The review article is devoted to the analysis of the experience in developing a project of a Nationwide automated data processing and control system (OGAS), as well as the problems of its implementation in the national economy of the USSR. It is stated that the emergence of the very idea of OGAS and its subsequent development in the form of computable general equilibrium models (CGE models), dynamic stochastic general equilibrium models (DSGE models) and agent-oriented models are associated with the objective complication of socio-economic relations at all levels, the social nature of production, a high degree of labor differentiation and deep specialization of industries, informatization of production, as well as availability of high-performance computing systems and a widespread use of supercomputer technologies for monitoring, forecasting and planning socio-economic indicators of objects and processes of the world economy, which is reflected in the works of domestic and foreign researchers. Research methods. The main methods were literature analysis, generalization, comparison and systematization of empirical and theoretical data. Results. As the analysis of scientific literature showed, it is possible to distinguish two points of view on defining the main reasons that hindered the development of the OGAS project and resulted in its curtailment. The first point of view is based on the narrative of a "missed chance", and the departmental interest is defined as the main factor. According to the second point of view, one should be critical of the position about unrealized opportunities for the development of Soviet cybernetics, computer technology and computer science and the position about the presence of "milestone" solutions, after which this development abruptly stopped, in addition, the narrative of a "missed chance" does not make it possible to objectively assess the conditions in which this or that historical event took place, and shifts all responsibility for the failure in implementation on to specific administrative structures or persons who made the decision at that time. Conclusions. Despite the fact that the idea of developing and implementing OGAS in the national economic activity of the USSR was progressive and the administrative and command form of management contributed to this, there were still no sufficient objective conditions for its full implementation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЁТА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ВНЕДРЕНИЯ В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО СССР»

Б01: 10.47026/2499-9636-2023-2-34-42

УДК 338.26.01 ББК 65.8

А.А. НАЗАРОВ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЁТА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ВНЕДРЕНИЯ

В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО СССР*

Ключевые слова: Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации, СОЕ-модели, ОСОЕ-модели, агент-ориентированный подход, суперкомпьютеры.

Обзорная статья посвящена анализу опыта разработки проекта Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), а также проблем ее внедрения в народное хозяйство СССР. Утверждается, что появление самой идеи ОГАС и ее последующее развитие в форме вычислимых моделей общего равновесия (СОЕ-моделей), динамических стохастических моделей общего равновесия (ОЗОЕ-моделей) и агент-ориентированных моделей связаны с объективным усложнением социально-экономических отношений на всех уровнях, общественным характером производства, высокой степенью разделения труда и глубокой специализацией отраслей, информатизацией производства, а также наличием высокопроизводительных вычислительных систем и широким применением суперкомпьютерных технологий для мониторинга, прогнозирования и планирования социально-экономических показателей объектов и процессов мировой экономики, что нашло отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Методы исследования. Основными методами выступили анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных. Результаты. Как показал анализ научной литературы, можно выделить две точки зрения на определение главных причин, которые тормозили разработку проекта ОГАС и в результате привели к его свертыванию. Первая точка зрения базируется на нарративе «упущенного шанса», и главным фактором называется ведомственный интерес. Согласно второй точке зрения, следует критически относиться к позиции о нереализованных возможностях развития советской кибернетики, компьютерной техники и информатики и к позиции о наличии «рубежных» решений, после которых это развитие резко прекращалось, кроме того, нарратив «упущенного шанса» не позволяет объективно оценить условия, в которых происходило то или иное историческое событие, а перекладывает всю ответственность за провал в реализации на конкретные административные структуры или лиц, которые принимали решение на тот момент. Выводы. Несмотря на то, что идея разработки и внедрения ОГАС в народнохозяйственную деятельность СССР была прогрессивной и этому способствовала административно-командная форма управления, достаточных объективных условий для осуществления этого в полном объеме все равно не было.

Общеизвестно, что экономика - это наука, изучающая закономерности, которые возникают в хозяйственной деятельности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Знание этих объективных законов позволит человечеству определить наиболее эффективную (оптимальную) систему и модель организации производства и распределения благ в условиях ограниченности ресурсов. В данном случае критерием эффективности

* Исследование выполнено в рамках стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов СП-1817.2021.5.

(оптимальности) служит максимизация некой обобщенной целевой функции, которая характеризует повышение комфортности существования общества в целом. Проблема определения основных показателей и их весовых коэффициентов, входящих в состав глобальной целевой функции, является темой для отдельных научных исследований и связана с такими понятиями, как качество и уровень жизни населения, уровень научно-технического прогресса, экономический рост. Необходимо отметить, что определение наиболее оптимальной системы производства и распределения благ неразумно отдавать на «откуп рынка» и его механизмов регулирования, гораздо эффективнее применять достижения науки и техники в области мониторинга, прогнозирования и планирования, работы с большими данными, суперкомпьютеры и суперкомпьютерные технологии.

Современный этап развития производительных сил человечества можно охарактеризовать концентрацией капитала, высокой степенью разделения труда и глубокой специализацией отраслей, общественным характером производства, ведущим к тенденции трансформации разнородных процессов производства в один общественный процесс, а также всесторонним развитием информационно-коммуникационных технологий и информатизацией производства, ведущей к автоматизации большинства технологических и вычислительных процессов, не требующих участия человека. С одной стороны, данные процессы в мировой экономике приводят к положительным результатам в научно-техническом прогрессе общества в целом, но, с другой стороны, генерируются риски, которые до этого не имели такого глобального разрушительного эффекта и масштаба.

Информационные технологии - быстрорастущий сегмент мировой экономики, и это в первую очередь касается разработки инструментов для применения суперкомпьютерных технологий в общественных науках [18] для того, чтобы смоделировать поведение изучаемой системы и, в результате, разработать план мероприятий для различных сценариев развития системы. Разумно предполагать, что при моделировании реальных социально-экономических объектов и процессов и обработке данных (больших данных), определяющих прошлые состояния и текущее положение моделируемого объекта или процесса, а также при прогнозировании возможных сценариев развития требуются значительные вычислительные ресурсы, также бесспорным является то, что время, затраченное для вычисления определенного сценария, должно быть на порядок меньше того периода, на который и рассматривается моделируемая система.

Объективное следствие усложнения социально-экономических отношений на всех уровнях в мировой экономике, общественный характер производства, высокая степень разделения труда и глубокая специализация отраслей, а также информатизация производства ведут к всё большему применению научно обоснованных расчетов при прогнозировании и построении планов на ближайшую перспективу (вычислимые модели общего равновесия (СОЕ-модели), динамические стохастические модели общего равновесия (Б8ОЕ-мо-дели) и агент-ориентированные модели), и идея, возникшая в СССР в 50-х гг. XX в., по разработке общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой была прогрессивной.

Методы исследования. Основными методами выступили - анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.

Результаты исследования. История массового применения ЭВМ и передовых научных изысканий в области экономико-математического моделирования в управлении государством в СССР связана с историей проекта по зарождению идеи и попытке создания общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (данный термин, определяющий весь комплекс мероприятий по применению автоматизированных систем управления в экономической сфере, появился в начале 1970-х гг., в первоначальной версии это наименовалось как ЕГСВЦ (Единая государственная сеть вычислительных центров) в 1950-1990-х гг. Для оценки исторической значимости данного проекта для мирового сообщества необходимо провести анализ научно-технических предпосылок разработки данного проекта с выделением основных этапов разработки проекта ОГАС и определить основные причины невозможности внедрения данной системы в народнохозяйственную деятельность страны в то время.

Исторический анализ предпосылок возникновения проекта ОГАС в СССР, этапов его развития и попыток внедрения в экономику с 1950-х по 1990-е гг., а также причин свертывания данного проекта базируется на работах [1-17]. В своей работе А.В. Кутейников историю изучения данной темы условно разделяет на два периода: «первый охватывает 1960-1980-е гг., второй начинается после распада СССР в 1991 г. и продолжается до настоящего времени» [7].

В данных работах достаточно четко можно выделить две точки зрения на определение главных причин, которые тормозили разработку проекта ОГАС и в результате привели к свертыванию проекта. Первая точка зрения базируется на нарративе «упущенного шанса», и главным фактором называется ведомственный интерес, при котором В.М. Глушков (разработчик ОГАС, директор-основатель Института кибернетики НАН Украины (с 1962 г.)) и его коллеги столкнулись с сопротивлением руководящих структур советской бюрократии, что не позволило создать и внедрить единую систему, а пойти по пути учета интересов отдельных ведомств. Согласно второй точке зрения, следует критически относится к позиции о нереализованных возможностях развития советской кибернетики, компьютерной техники и информатики и наличии «рубежных» решений, после которых это развитие резко прекращалось. Утверждается, что наличие нарратива «упущенного шанса» не позволяет объективно оценить условия, в которых происходило то или иное историческое событие, а перекладывает всю ответственность за провал в реализации на конкретные административные структуры или лиц, которые принимали решение на тот момент. Данная позиция исходит из теории сложности и теоретических установок такого течения, как социальное конструирование технологий, и сводится к тому, что создание такой глобальной сети вычислительных центров, которая сразу взяла бы на себя все вопросы сбора, обработки, прогнозирования и планирования в масштабах всего народного хозяйства, теоретически невозможно. Также отмечается, несмотря на то, что «Предэскизный проект ЕГСВЦ» в 1964 г. не был

принят советским руководством и был отправлен на доработку, «с середины 1960-х гг. Госплан СССР разрабатывал Автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР), которая должна была стать ядром ОГАС, сформировав основу для изменения подходов к народнохозяйственному планированию, обеспечив согласованность и вариативность планов и радикально ускорив процесс их составления» [14. С. 397], и «как в 1964-1965 гг. ЦСУ, работая на опережение, готовило альтернативный проект сети вычислительных центров и активно вело компьютеризацию своей сети машиносчетных станций, так и Госплан в 1965 г., когда первоначальный проект ЕГСВЦ "завис" в согласованиях и инициатива временно перешла к ЦСУ, не дожидаясь работы конкурента, создал Комплексную группу по созданию и внедрению автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР)» [14. С. 400].

Условно можно выделить четыре этапа разработки проекта ОГАС и его идеологических производных и составляющих в СССР, которые базируются на периодизации архивных документов, опубликованных источников и материалов, полученных посредством интервью участников тех событий.

Первый этап зарождения идеи применения автоматизированных систем в экономических расчетах в СССР берет старт в начале 1950-х гг. и связан в основном с объективными причинами невозможности оперативного управления огромным количеством предприятий, а также с усложнением системы планирования, что, в свою очередь, требовало совершенствования системы управления, которое базировалось на статистической информации, поступающей с разных концов огромной страны, и признания кибернетики в качестве науки в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. [7]. Появление первых ЭВМ также стало причиной в развитии этой идеи и формировании предложений о перестройке управления экономикой СССР путём создания общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством страны на основе ЕГСВЦ [15].

Начало второго этапа (1963-1965 гг.) связано с публикацией постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1963 г. «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство». «Этим постановлением были образованы: Главное управление по внедрению вычислительной техники при Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ СССР (ГУВВТ), Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ), Главный вычислительный центр Госплана СССР (из вычислительного центра, существовавшего с 1959 г.), а также дано задание на разработку предложений по созданию Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ). Позднее та же идея получила название ОГАС - Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации» [15. С. 23]. Этот исторический этап ознаменовался межведомственной борьбой за право возглавить данное направление: «в 1963-1965 гг. разработка проекта ЕГСВЦ велась под руководством Главного управления по внедрению вычислительной техники при Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ СССР (ГУВВТ). Центральное статистическое управление

(ЦСУ) СССР находилось в оппозиции, так как по проекту сеть вычислительных центров замыкалась на ГВЦ Госплана, а ЦСУ оспаривало у Госплана первенство в цифровизации» [14. С. 399]. А.В. Кутейников отмечает: «В этот период подготовка проектных материалов велась группой ученых во главе с академиком В.М. Глушковым в Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ при Правительстве СССР. Ученые предложили проект создания принципиально новой (автоматизированной) системы управления советской экономикой. Согласно "Предэскизному проекту ЕГСВЦ" 1964 г., планировалось, что Государственная сеть вычислительных центров будет иметь трехступенчатую структуру. Низовую ступень образовывали ВЦ и пункты сбора информации на предприятиях и организациях. Вторая ступень представляла собой опорные ВЦ, расположенные в крупных промышленных городах. Третьей ступенью являлся головной центр в Москве. Он осуществлял оперативное руководство всей сетью и непосредственно обслуживал высшие правительственные органы. Ученые настаивали на том, что управлять сетью ВЦ должен специально созданный госкомитет при Совете Министров СССР» [6]. Проект, подготовленный академиком В.М. Глушковым в июле 1965 г. на заседании Президиума Совета Министров СССР не был принят советским руководством и был отправлен на доработку в ЦСУ СССР и в другие государственные ведомства.

Третий этап условно можно периодизировать с 1966 по 1969 г., когда «инициатива снова перешла к Госплану, который в 1967-1968 гг. подготовил новый проект ГСВЦ. Потеря первой буквы означает, что сеть мыслилась не как единая, а как объединяющая, так как за прошедшие годы все министерства и ведомства активно развивали свои АСУ, и новую систему предполагалось получить объединением этих АСУ в сеть, а не строительством ее "с нуля"» [14. С. 399]. А.В. Кутейников в своей диссертации характеризует этот этап как этап ведомственной доработки проекта, который происходил в условиях экономических реформ 1965 г. [7]. Он пишет, что «во второй половине 1960-х гг. государственные ведомства подготовили материалы, которые по своему содержанию были полностью противоположны "Предэскизному проекту ЕГСВЦ" 1964 г.» и утверждает, что принятое направление развития проекта «никак не предполагало автоматизации системы управления, на которой настаивали ученые во главе с академиком В.М. Глушковым» [7]. А.В. Сафронов отмечает, что в этот временной период Госплан разрабатывал собственную автоматизированную систему управления АСУ и «к началу 1968 г. были созданы автоматизированные подсистемы баланса денежных доходов и расходов населения, баланса кормов, производства и использования общественного продукта и национального дохода, баланса трудовых ресурсов, объема продукции связи и т.д.» [14. С. 404], а «к концу 1968 г. функционировало 15 подсистем плановых расчетов», также «началось тестирование системы электронного документооборота, следящей за выполнением поручений Правительства и руководства Госплана СССР» [14. С. 404].

Четвертый этап разработки проекта ОГАС определяется следующими временными рамками: 1970-1984 гг. А.В. Кутейников показывает, что в данный период «разработка материалов вновь велась группой ученых во главе с академиком

В.М. Глушковым в Государственном комитете по науке и технике СССР (ГКНТ СССР) и в специально созданном ВНИИ проблем организации и управлении (ВНИИПОУ)...» [6. С. 19] и по результатам доработки проекта «автоматизированная система из управляющей превратилась в информационно-вычислительную базу существовавших государственных органов», а в декабре 1981 г. был составлен документ «Основные положения разработки долгосрочной целевой программы создания ОГАС» [6. С. 19]. Проект ОГАС не был реализован, но А.В. Кутейников, анализируя архивные материалы, приводит следующие количественные результаты проекта: «за период с 1966 г. по июнь 1984 г. было создано 6900 АСУ различного назначения», также отмечает, что строительство сети ВЦ началось только в конце 1970-х гг. и «всего за 10-ю и 11-ю пятилетки был построен 21 опорный ВЦ. Они обслуживали свыше 2000 предприятий и организаций» [6. С. 20].

А.В. Кутейников и А.В. Сафронов при определении основных проблем, с которыми столкнулся проект ОГАС при разработке идеи, утверждения и внедрения, выделяют следующие [7, 14]:

- отсутствие должной теоретической базы по экономико-математическим методам;

- несоответствие оборудования и программного обеспечения, существовавшего на тот период, требованиям, которое предъявлял проект ОГАС;

- отсутствие учета ведомственных интересов и несогласованность государственных органов в вопросе внедрения автоматизированных систем управления;

- в период с конца 1980-х по начало 1990-х гг. были приняты законы, которые вели к существенным экономическим реформам, изменению курса и по итогу к децентрализации управления.

Выводы. Проведенный анализ показывает, несмотря на то, что идея разработки и внедрения ОГАС в народнохозяйственную деятельность СССР была прогрессивной и этому способствовала административно-командная форма управления, достаточных объективных условий для осуществления этого в полном объеме все равно не было. Только сейчас, по прошествии более полувека, на современном этапе развития научно-технических возможностей человечества можно с некоторой степенью уверенности утверждать, что наличие теоретической базы по экономико-математическому моделированию, высокопроизводительных вычислительных систем, специального программного обеспечения, возможностей беспроводного обмена данными на большие расстояния, а также развитие сети Интернет и безналичных форм оплаты, элементов плановой экономики, которые присутствуют в современных транснациональных компаниях и государствах, подготовило объективные предпосылки для разработки нового варианта проекта автоматизированной системы общегосударственного прогнозирования и планирования. Также необходимо отметить уровень развития современных подходов к моделированию социально-экономических систем в деле прогнозирования агрегированных показателей, которые в конечном счете могут стать ориентиром для планирования на предстоящий период.

Литература

1. Абрамов Р.Н. Советские технократические мифологии как форма «теории упущенного шанса»: на примере истории кибернетики в СССР // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8, № 2. С. 61-78.

2. Волчков Б.А. Автоматизированная система плановых расчетов (некоторые вопросы создания и внедрения). М.: Экономика, 1970. 135 с.

3. Герович В. Интер-Нет! Почему в Советском Союзе не была создана общенациональная компьютерная сеть // Неприкосновенный запас. 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://maga-zines.gorky.media/nz/2011/1/inter-net-pochemu-v-sovetskom-soyuze-ne-byla-sozdana-obshhenaczio-nalnaya-kompyuternaya-set.html (дата обращения: 12.08.2021).

4. Ковалев Н.И. Внедрение математических методов и вычислительной техники в практику планирования // Плановое хозяйство. 1961. № 8. С. 15-25.

5. Ковалев Н.И. Совершенствование планирования и вычислительная техника // Плановое хозяйство. 1968. № 9. C. 52-60.

6. Кутейников А.В. Проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС) и проблемы его реализации в 1960-1980-х гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2011. 25 с.

7. Кутейников А.В. Проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС) и проблемы его реализации в 1960-1980-х гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2011. 252 с.

8. Кутейников А.В. Проектирование автоматизированной системы управления народным хозяйством СССР в условиях экономической реформы 1965 г. // Экономическая история: ежегодник. 2012. Т. 2011-2012. C. 596-617.

9. Лебединский Н.П. Автоматизированная система плановых расчетов. М.: Экономика, 1980. 376 с.

10. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. Киев: КИТ; А.С.К., 1995.

379 с.

11. Медведев П.А. Экономико-математические методы в прикладных исследованиях и хозяйственный механизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 112 с.

12. Раковский М. Е. Экономико-математические методы - в практику планирования // Плановое хозяйство. 1967. № 4. C. 18-25.

13. Решение наиболее важных народнохозяйственных задач с помощью единой сети вычислительных центров / Н.Е. Кобринский и др. // Архив академика А.П. Ершова. 1964 [Электронный ресурс]. URL: http://ershov.iis.nsk.su/ru/node/797280 (дата обращения: 23.03.2020).

14. Сафронов А.В. Автоматизированная система плановых расчетов Госплана СССР как необходимый шаг на пути к Общегосударственной автоматизированной системе учета и обработки информации (ОГАС) // Экономическая история. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2019. Т. 15, № 4(47). С. 395-409.

15. Сафронов А.В. Компьютеризация управления плановой экономикой в СССР: проекты ученых и нужды практиков // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11, № 3. С. 22-41. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-13002.

16. Старовский В.Н. Избранные статистические труды. К 100-летию со дня рождения. Юбилейное издание. М.: НИЦ «Статистика России», 2007. 588 с.

17. Старостин С. Внедрение вычислительной техники и экономико-математических методов в народное хозяйство // Плановое хозяйство. 1970. № 10. C. 93.

18. Суперкомпьютерные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://supercomputer.pro (дата обращения: 12.08.2021).

НАЗАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0002-8594-753X)._

Alexander A. NAZAROV

EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF A NATIONWIDE AUTOMATED DATA PROCESSING AND CONTROL SYSTEM AND PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

IN THE NATIONAL ECONOMY OF THE USSR

Key words: Nationwide automated data processing and control system, CGE-models, DCGE-models, agent-oriented approach, supercomputers.

The review article is devoted to the analysis of the experience in developing a project of a Nationwide automated data processing and control system (OGAS), as well as the problems of its implementation in the national economy of the USSR. It is stated that the emergence of the very idea of OGAS and its subsequent development in the form of computable general equilibrium models (CGE models), dynamic stochastic general equilibrium models (DSGE models) and agent-oriented models are associated with the objective complication of socioeconomic relations at all levels, the social nature of production, a high degree of labor differentiation and deep specialization of industries, informatization of production, as well as availability of high-performance computing systems and a widespread use of supercomputer technologies for monitoring, forecasting and planning socio-economic indicators of objects and processes of the world economy, which is reflected in the works of domestic and foreign researchers.

Research methods. The main methods were literature analysis, generalization, comparison and systematization of empirical and theoretical data.

Results. As the analysis of scientific literature showed, it is possible to distinguish two points of view on defining the main reasons that hindered the development of the OGAS project and resulted in its curtailment. The first point of view is based on the narrative of a "missed chance", and the departmental interest is defined as the main factor. According to the second point of view, one should be critical of the position about unrealized opportunities for the development of Soviet cybernetics, computer technology and computer science and the position about the presence of "milestone" solutions, after which this development abruptly stopped, in addition, the narrative of a "missed chance" does not make it possible to objectively assess the conditions in which this or that historical event took place, and shifts all responsibility for the failure in implementation on to specific administrative structures or persons who made the decision at that time.

Conclusions. Despite the fact that the idea of developing and implementing OGAS in the national economic activity of the USSR was progressive and the administrative and command form of management contributed to this, there were still no sufficient objective conditions for its full implementation.

References

1. Abramov R.N. Sovetskie tekhnokraticheskie mifologii kak forma «teorii upushchennogo shansa»: naprimere istorii kibernetiki v SSSR [Soviet technocratic mythologies as a form of "the theory of missed chance": on the example of the history of cybernetics in the USSR]. Sotsiologiya nauki i tekhnologii, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 61-78.

2. Volchkov B.A. Avtomatizirovannaya sistema planovykh raschetov (nekotorye voprosy sozdaniya i vnedreniya) [Automated system of planned calculations (some issues of creation and implementation)]. Moscow, Ekonomika Publ., 1970, 135 p.

3. Gerovich V. Inter-Net! Pochemu v Sovetskom Soyuze ne byla sozdana obshchenatsional'naya komp'yuternaya set' [Inter-No! Why a nationwide computer network was not created in the Soviet Union. Available at: https://magazines.gorky.media/nz/2011/1/inter-net-pochemu-v-sovetskom-soyuze-ne-byla-sozdana-obshhenaczionalnaya-kompyuternaya-sethtml (Accessed Date: 2021, Aug. 12).

4. Kovalev N.I. Vnedrenie matematicheskikh metodov i vychislitel'noi tekhniki v praktiku planirovaniya [Implementation of mathematical methods and computer technology in the practice of planning]. Planovoe khozyaistvo, 1961, no. 8, pp. 15-25.

5. Kovalev N.I. Sovershenstvovanie planirovaniya i vychislitel'naya tekhnika [Improving planning and computer technology]. Planovoe khozyaistvo, 1968, no. 9, pp. 52-60.

6. Kuteinikov A.V. Proekt obshchegosudarstvennoi avtomatizirovannoi sistemy upravleniya sovetskoi ekonomikoi (OGAS) iproblemy ego realizatsii v 1960-1980-kh gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The project of a nationwide automated control system for the Soviet economy (OGAS) and the problems of its implementation in the 1960-1980s: Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2011, 25 p.

7. Kuteinikov A.V. Proekt obshchegosudarstvennoi avtomatizirovannoi sistemy upravleniya sovetskoi ekonomikoi (OGAS) i problemy ego realizatsii v 1960-1980-kh gg.: dis. ... kand. ist. nauk [The project of a nationwide automated control system for the Soviet economy (OGAS) and the problems of its implementation in the 1960-1980s: Cand. Diss.]. Moscow, 2011, 252 p.

8. Kuteinikov A.V. Proektirovanie avtomatizirovannoi sistemy upravleniya narodnym khozyaistvom SSSR v usloviyakh ekonomicheskoi reformy 1965 g. [ Designing an automated control system for the national economy of the USSR in the context of the economic reform of 1965]. Ekonomicheskaya istoriya: ezhegodnik, 2012, vol. 2011-2012, pp. 596-617.

9. Lebedinskii N.P. Avtomatizirovannaya sistema planovykh raschetov [Automated system of planned calculations]. Moscow, Ekonomika Publ., 1980, 376 p.

10. Malinovskii B.N. Istoriya vychislitel'noi tekhniki v litsakh [The history of computing technology in faces]. Kiev, KIT Publ., A.S.K. Publ., 1995, 379 p.

11. Medvedev P.A. Ekonomiko-matematicheskie metody v prikladnykh issledovaniyakh i khozyaistvennyi mekhanizm [Economic-mathematical methods in applied research and the economic mechanism]. Moscoow, Moscow University Publ., 1982, 112 p.

12. Rakovskii M.E. Ekonomiko-matematicheskie metody - v praktiku planirovaniya [Economic and mathematical methods - in the practice of planning]. Planovoe khozyaistvo, 1967, no. 4, pp. 18-25.

13. Reshenie naibolee vazhnykh narodnokhozyaistvennykh zadach s pomoshch'yu edinoi seti vychislitel'nykh tsentrov [Solving the most important national economic problems with the help of a single network of computing centers]. In: Kobrinskii N.E. et al. Arkhiv akademika A.P. Ershova [Archive of Academician A.P. Ershov]. Available at: http://ershov.iis.nsk.su/ru/node/797280 (Accessed Date: 2020, March 23).

14. Safronov A.V. Avtomatizirovannaya sistema planovykh raschetov Gosplana SSSR kak neobkhodimyi shag na puti k Obshchegosudarstvennoi avtomatizirovannoi sisteme ucheta i obrabotki informatsii (OGAS) [Automated system of planned calculations of the State Planning Committee of the USSR as a necessary step towards the National Automated Accounting and Information Processing System (OGAS)]. Ekonomicheskaya istoriya. Natsional'nyi issledovatel'skii Mordovskii gosudar-stvennyi universitet im. N.P. Ogareva, 2019, vol. 15, no. 4(47), pp. 395-409.

15. Safronov A.V. Komp'yuterizatsiya upravleniya planovoi ekonomikoi v SSSR: proekty uchenykh i nuzhdypraktikov [Computerization of planned economy management in the USSR: projects of scientists and needs of practitioners]. Sotsiologiya nauki i tekhnologii, 2020, vol. 11, no. 3, pp. 2241. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-13002.

16. Starovskii V.N. Izbrannye statisticheskie trudy. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya. Yubileinoe izdanie [Selected statistical works. To the 100th anniversary of the birth. Anniversary Edition]. Moscow, 2007, 588 p.

17. Starostin S. Vnedrenie vychislitel'noi tekhniki i ekonomiko-matematicheskikh metodov v narodnoe khozyaistvo [Implementation of computer technology and economic and mathematical methods in the national economy]. Planovoe khozyaistvo, 1970, no. 10, p. 93.

18. Superkomp'yuternye tekhnologii [Supercomputer technologies]. Available at: http://super-computer.pro (Accessed Date: 2021, Aug. 12).

ALEXANDER A. NAZAROV - Senior Lecture, Department of Accounting and Electronic Business, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8594-753X)._

Формат цитирования: Назаров А.А. Опыт разработки Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации и проблемы её внедрения в народное хозяйство СССР [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2023. - № 2. - С. 34-42. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2023/2/4. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-2-34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.