Научная статья на тему 'Опыт разработки норм труда в бюджетном учреждении (на примере дома ребенка)'

Опыт разработки норм труда в бюджетном учреждении (на примере дома ребенка) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / НОРМЫ ВРЕМЕНИ / ФОТОХРОНОМЕТРАЖНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ / РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА / ДОМ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Н.В., Балашова Н.В., Белобородова Н.А.

В настоящей работе предпринята попытка разработки системы нормирования труда для дома ребенка. Проведенное исследование выполнено в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», а также методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденных Приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда. В качестве основного метода исследования использован фотохронометраж. Эмпирическая база исследования включает данные 24 фотографий рабочего времени, 26 хронометражных наблюдений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Н.В., Балашова Н.В., Белобородова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки норм труда в бюджетном учреждении (на примере дома ребенка)»

Опыт разработки норм труда в бюджетном учреждении (на примере дома ребенка)

Кузнецова Наталья Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет, kuznetsovanv1@bgu.ru

Балашова Надежда Валерьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет, balashovanv@bgu.ru

Белобородова Нина Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет, beloborodovana@bgu.ru

В настоящей работе предпринята попытка разработки системы нормирования труда для дома ребенка. Проведенное исследование выполнено в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», а также методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденных Приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда. В качестве основного метода исследования использован фотохронометраж. Эмпирическая база исследования включает данные 24 фотографий рабочего времени, 26 хронометражных наблюдений.

Ключевые слова: Нормирование труда, нормы времени, фотохронометражные наблюдения, режим труда и отдыха, дом ребенка.

Введение

В целях реализации программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных организациях на 2012-2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, в государственных организациях необходимо разработать систему нормирования труда. В связи с этим в настоящей статье описан опыт разработки системы нормирования труда для дома ребенка.

Содержание работы по нормированию труда, его цели

Основными целями системы нормирования труда персонала дома ребенка являются:

- выполнение стандартов оказания услуг по воспитанию детей от рождения до трех лет; повышение качества обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных и трудовых процессов в рамках выполнения всего комплекса медицинских, воспитательных и административно-хозяйственных работ, выполняемых персоналом дома ребенка;

- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда персонала при выполнении работ.

На подготовительном этапе были изучены требования к организации труда персонала и существующие нормы, закрепленные в локальных нормативных актах учреждения, включая:

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- штатное расписание;

- график работы, в котором закреплены продолжительность рабочего дня, рабочей недели, перерывы на обед и выходные дни;

- должностные инструкции работников в разрезе нормируемых групп персонала;

- инструкции по охране труда.

Таким образом, в ходе анализа организационно-технических условий выполнения трудовых процессов были учтены используемые стандарты выполнения работ, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, предусмотренные должностной инструкцией и инструкцией по охране труда по анализируемым рабочим местам.

Анализ должностных инструкций показал, что они имеют стандартный вид, включают описание должностных обязанностей работников, их права и ответственность. Инструкции по охране включают разделы «Требования безопасности перед началом работы», «Требования безопасности во время проведения работы», «Требования безопасности во время аварийных ситуациях». Так, например, ими установлены: периодичность смены постельного белья, полотенец, мытья игрушек, купания детей различных возрастных групп.

Содержанием работы по определению норм труда в доме ребенка является:

анализ трудового процесса на основе стандартов выполнения работ и оказания услуг, разделение его на части. В качестве объекта изучения выбраны трудовые процессы, выполняемые работниками дома ребенка, среди которых ключевые категории персонала: санитарка, воспитатель, старший воспитатель, медицинская сестра, учи-тель-дефектолог;

выбор оптимального варианта выполнения работ и оказания услуг, эффективных методов и приемов работы;

проектирование приемов и методов труда по воспитанию детей, режимов труда и отдыха работников;

определение норм труда, их внедрение.

О £

Я

3

9

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Описание метода исследования

Нормы труда установлены с применением аналитического метода нормирования труда к изучению технологических и трудовых процессов (на основании измерения затрат рабочего времени путем фотохронометражных наблюдений). В качестве объекта наблюдения выбраны работники, квалификация которых соответствует уровню сложности работы и которые имеют стаж работы более 2 лет.

Фотохронометраж имеет особое значение для изучения использования времени исполнителей, занятых в течение смены на нескольких видах работ, характеризующихся нецикличностью повторения, когда заранее невозможно установить время и последовательность их выполнения [Назаров, 1987, 196]. Фотохронометраж, при котором фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, проведен методом непосредственных замеров путем заполнения карты наблюдений (наблюдательных листов). Эмпирическая база исследования включает данные 24 фотографий рабочего времени, 26 хронометражных наблюдений.

В фотокарте указаны все действия работника в течение рабочего дня с указанием перерывов в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени начала и окончания каждого элемента трудового процесса (пример фотокарты представлен на рис. 1). Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. При записи каждого элемента операции (трудового процесса) или перерыва затраты рабочего времени проиндексированы (указан их код).

КАРТА

фотографии рабочего дня

Профессия: учитель - дефектолог

(наименование)

Наименование основной работы: обследование детей на соответствие развития возрасту, проверка детей на патологию, проверка навыков развития мелкой моторики, внимания, навыков, реакции и т.д.; развитие навыков; заполнение рекомендаций, историй, карт, журнала посещения, тетради взаимоотношения дефектолога и воспитателя

Обработка данных фотографии рабочего времени, индексация затрат в соответствии с Методическими рекомендациями [Приказ].

№ Наименование работы Код Текущее Продолжи- Приме-

работы время, ч. мин тельность, мин чание

1 Подготовка к началу занятии Тпз 8:00 4

2 Ушла за детьми в группу Топ 8:04 1

3 Начало подгруппового занятия Топ 8:05 2

4 Упражнение на развитие мелкой моторики Топ 8:07 3

5 Кинезиологи чесиэе упражнение Топ 8:10 4

6 Упражнение на развитие пространственного восприятия Топ 8:14 2

7 Упражнение на формирование жес-товой речи Топ 8:16 3

8 Завершение занятия Топ 8:19 1

9 Отводит детей в группу Топ 8:20 1

10 Подготовка к следующему занятию Тпз 8:21 3

11 Ушла за ребенком в группу Топ 8:24 1

12 Начало индивидуального занятия Топ 8:25 5

13 Упражнение на развитие мелкой моторики Топ 8:30 2

14 Массаж с помощью ИГРУШКИ "ежик" Топ 8:32 2

15 Упражнение на еенеорик\ Топ 8:34 1

16 Завершение занятия Топ 8:35 2

17 Отводит ребенка в группу Топ 8:37 1

18 Подготовка к следующему занятию Тпз 8:38 2

19 Ушла за детьми в группу Топ 8:40 1

20 Начало подгруппового занятия Топ 8:41 1

21 Упражнение на развитие мелкой моторики Топ 8:42 2

22 Упражнение на обучение игровым действиям Топ 8:44 1

23 Упражнение на формирование жее-товой речи Топ 8:45 2

24 За вер| п с н ие зан я ти я Топ 8:47 1

25 Отводит детей в группу Топ 8:48 2

26 Подготовка к следующему занятию Тпз 8:50 1

27 Начало индивид, занятия Топ 8:51 1

28 Упражнение на развитие мелкой моторики Топ 8:52 2

29 Массаж с помощью игрушки "ежик" Топ 8:54 1

30 Упражнение на развитие пространственного восприятия Тон 8:55 2

31 Упражнение на формирование жес-товой речи Топ 8:57 2

32 Завершение занятия Топ 8:59 1

33 Отводит детей в группу Топ 9:00 1

34 Начало подгруппового занятия Топ 9:01 1

35 Упражнение с игрушками Топ 9:02 3

36 Кинсзиологическое упражнение Топ 9:05 4

37 Фи зкул ьт-мнн утка Топ 9:09 2

38 Продолжение упражнения с игрушками Топ 9:11 2

39 Упражнение на обучение игровым действиям Топ 9:13 3

4(3 Упражнение на релаксацию Топ 9:16 1

41 Завершение занятия Топ 9:17 1

42 Отводит детей в спортзал Топ 9:18 2

43 Помощь на занятии но физкультуре Топ 9:20 15

44 Помогает отвести детей в группу Топ 9:35 2

45 Помогает раздеть детей, отправить на горшок Топ 9:37 2

46 Приходит в кабинет Топ 9:39 1

47 Начало индивид, занятия Топ 9:40 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Артикуляционная гимнастика Топ 9:41 6

Рис. 1. Пример заполнения карты фотографии рабочего времени (фрагмент)

49 Массаж с помощью игрушки "ежик" Топ 9:47 1

50 Упражнение на звукоподражание Топ 9:48 4

51 Упражнение на дыхание Топ 9:52 1

52 Упражнение на развитие восприятия Топ 9:53 1

53 Завершение занятия Топ 9:54 1

54 Отводит ребенка В группу Топ 9:55 1

55 Подготовка к следующему занятию, проветривание Тнз 9:56 5

56 Ушла за детьми в группу Топ 10:01 1

57 Начало подгруппового занятия Топ 10:02 2

58 Кинеэиологическое упражнение Топ 10:04 2

59 Упражнение с игрушками Топ 10:06 2

60 Фи зкульт-мннутка Топ 10:08 4

61 Упражнение на обучение игровым действиям Топ 10:12 2

62 Упражнение па дыхание Топ 10:14 1

63 0 | водит детей в группу Топ 10:15 4

64 Пришла в кабинете ребенком Топ 10:19 1

65 Начало индивид, занятия Топ 10:20 1

66 Массаж с помощью игрушки "ежик" Топ 10:21 1

67 Упражнение па развитие речевого восприятия Топ 10:22 1

68 Упражнение на сенсорику Топ 10:23 2

69 Упражнение ни развитие речи Топ 10:25 1

70 Упражнение па поиск предметов Топ 10:26 3

71 Завершение занятия Топ 10:29 2

72 Отводит ребенка в Группу Топ 10:31 1

73 Подготовка к следующему занятию Тнз 10:32 1

74 Запись заметок о проведенных занятиях Топ 10:33 5

75 Ушла за детьми в группу Топ 10:38 2

76 Начало подгруппового занятия Топ 10:40 2

77 Кинеэиологическое упражнение Топ 10:42 2

78 Упражнение на развитие мышления Топ 10:44 5

79 Упражнение па разви гие речи Топ 10:49 3

80 Подготовка к просмотру обучающей презентации Топ 10:52 4

81 Задаст вопросы после просмотра Топ 1'): rirs 3

82 Завершение занятия Топ 10:59 2

83 Отводит детей в группу Топ 11:01 1

84 Разговор с заведующей (ПМПК) Тер 11:02 4

85 Подготовка к слсл. занятию Тпз 11:0б 1

86 Ушла за ребенком в группу Топ 11:07 2

87 Начало индивидуального ми яти я Топ 11:09 1

88 Упражнение на развитие мышления Топ 11:10 4

89 Упражнение на развитие мелкой моторики Топ 11:14 3

90 Упражнение на звукоподражание Топ 11:17 3

91 Упражнение па сенсорику Топ 11:20 2

92 Отводит ребенка в группу Топ 11:22 2

93 Работа с документацией Топ 11:24 1

94 Заполнение индивидуальных тетрадей Топ 11:25 5

95 Уход по личным надобностям To i л 11:30 5

96 Работа с индивидуальными картами Топ 11:35 21

97 Уборка рабочею места Торм 11:56 4

98 Уходе работы 12:00

Рис. 1. ОКОНЧАНИЕ

Нормы времени на выполнение операций рассчитаны на основе заполнения хронокарт (пример представлен на рис. 2). Оценка качества хронометражных наблюдений производилась путем расчетов коэффициента устойчивости хроно-рядов, который определен как отноше-

ние максимальной продолжительности элемента операции к минимальной. Пределом допустимого рассеивания замеров выбраны нормативные значения коэффициентов устойчивости хроноряда [Наза-ров,1987,190].

Хронокарта

Вид выполняемой работы: Уход за детьми

На основе средних показателей затрат рабочего времени, полученных по результатам наблюдений, рассчитаны показатели норм времени, а также показатели трудоемкости выполнения каждой работы. В итоге по каждой профессии (санитарки, воспитателя, старшего воспитателя, медицинской сестры, учителя-дефектолога) разработана номенклатура выполняемых работ с указанием трудоемкости их выполнения. По результатам проведенного фотохронометражно-го наблюдения выявлено содержание труда работников, на основе чего скорректированы должностные инструкции работников и инструкции по охране труда. Были исключены дублирующие функции, функции, не свойственные для каждой профессии (должности). Выводы

Сделав расчет норм в учреждении, можно говорить о начале внедрения системы нормирования труда [Третьякова, 2014, 24]. Следующим этапом должно стать приведение в соответствие утвержденными нормами всей работы в доме ребенка, разработка и реализация мер, направленных на соблюдение установленных норм.

Можно заключить, что совершенствование нормирования труда позволит существенно повысить эффективность функционирования учреждения, качество оказания услуг по обслуживанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

1. Назаров А.Ш. Нормирование труда. Т.: Укитувчи, 1987. 456 с.

2. Приказ «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда государственных (муниципальных) учреждениях» от 30 сентября 2013 года № 504 // Консультант плюс [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2017).

3. Третьякова В.А. Нормирование в бюджетных организациях // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2014. №12. С.21-25.

Experience of developing labor worktime standard at budgetary establishment (in terms of children's home) Kuznetsova N.V., Balashova N.V.,

Beloborodova N.A. Baikal State University

The paper makes an attempt to develop a work measurement system for the children's home. The reserach made is carried out in accordance

О

3

В

s

ff

2 e

8

with requirements of the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 30, 2013, № 504 «On approval of methodical recommendations for federal bodies of executive power on development of typical industry-specific worktime standards as approved by the Order of Russia's Ministry of Labor of May 31, 2013, No 235 in terms of organizing the work and performing the worktime standard calculations. As the main method of a research phototiming is used. The empirical base of a research includes these 24 photos of working hours, 26 time observations.

Keywords: Work measurement, standard time, photochronometric observations, work and rest schedule, children's home.

References

1. Nazarov A.S. (1987). Normirovaniye truda. [The

Regulation of labor]. T: Ukituvchi [Ukituvchi], 456 p.

2. Prikaz «Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po razrabotke sistem normirovaniya truda gosudarstvennykh (munitsipalnykh) uchrezhde-niyakh» ot 30 sentyabrya 2013 goda № 504 ) [Order «On approval of methodological recommendations for the development of systems of rationing of work of the state (municipal) institutions» dated 30 September 2013 No. 504 ].

Наимено Затраты времени, мин Норм

вание Помер наблюдения ы

работ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 12 13 14 15 в реме

(операци 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ни,

й) мин.

1'игиени 2 3 3,5 2 2 3,5 2,5 2 3 2,5 2 JO 3 2 3 2.8

чеекие 2 3 2 4,5 3 3,5 4 4 3 3 2 3

процеду

ры

(умывая

не.

смазыва

ние

кремом)

Переоде 2 2.5 1 2 3 2 2 3 4 2 2 3,5 5 2 2 2.7

ть 1 3 3,5 1,5 4,5 1 1,5 3 1,5 0,5 3 1 3 3 3

ребенка

Рис. 2. Пример заполнения хронокарты (фрагмент)

Konsultant plyus [elektronnyy resursj. [Consultant plus [electronic resource]]. Rezhim dostupa: http: // www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.10.2017. [Mode of access: http:// www.consultant.ru (accessed 17.10.2017)]

3. Tretyakov V. A. (2014) Normirovaniye v byudzhetnykh organizatsiyakh [Rationing in public organizations]. Normirovaniye i oplata truda v promyshlennosti [ The valuation and payment of labor in industry]. 12, pp. 21 -25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.