Научная статья на тему 'Опыт разработки Национальной рамки квалификаций Республики Казахстан'

Опыт разработки Национальной рамки квалификаций Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилбаев Жанбол Октябрович, Мамырханова Аймен Молдагалиевна, Сырымбетова Ляйля Саркытовна

Приводятся особенности национальной рамки квалификации Республики Казахстан. Дается анализ этапов разработки национальной рамки квалификации и проблем ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилбаев Жанбол Октябрович, Мамырханова Аймен Молдагалиевна, Сырымбетова Ляйля Саркытовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE THE DEVELOPMENT OF NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORKS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Describes the features of the national framework of qualifications of the Republic of Kazakhstan. The analysis of the stages of development of the national framework of qualifications and problems of its implementation.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки Национальной рамки квалификаций Республики Казахстан»

УДК 387

Ж. О. Жилбаев ОПЫТ РАЗРАБОТКИ

А.М. Мамырханова НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ Л.С. Сырымбетова РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аннотация. Приводятся особенности национальной рамки квалификации Республики Казахстан. Дается анализ этапов разработки национальной рамки квалификации и проблем ее внедрения.

Ключевые слова: рамка квалификаций, профессиональное образование, заинтересованные стороны, компетенции, квалификация.

J. Zhilbaev A. Mamirkhanova L. Syrymbetova

EXPERIENCE THE DEVELOPMENT OF NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORKS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract. Describes the features of the national framework of qualifications of the Republic of Kazakhstan. The analysis of the stages of development of the national framework of qualifications and problems of its implementation.

Keywords: qualications, professional education, stakeholders, competence, qualification.

Национальная рамка квалификаций (НРК) - это организационная структура, представляющая собой совокупность уровней квалификации, которая описывает все компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Квалификационная рамка создается для того, чтобы:

- работоспособные граждане могли сравнивать и делать более осознанный выбор в отношении квалификаций, необходимых для их профессионального роста;

- работодатели знали и понимали, какие квалификации им необходимы;

- организации образования понимали, каким образом им нужно строить свои образовательные программы, чтобы удовлетворить потребности как работодателей, так и обучающихся.

Более того, квалификационная рамка является важным инструментом для сравнения отечественной квалификационной системы с системой квалификаций других государств.

Сегодня во всем мире ведутся дискуссии о необходимости создания НРК, однако в некоторых странах западной Европы и Азии они уже работают достаточно долгое время.

В соответствии с принципами разработки Национальной рамки квалификаций и с учетом интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство, а также структуры национального образования, был сделан вывод, что восьмиуровневая структура будет наиболее подходящей. Эта цифра основана на результатах исследования рынка труда, анализа трудовых процессов в системе профессиональной деятельности, а также системы национального образования. Полный спектр квалификаций структурирован в иерархию уровней, которая охватывает от общеобразовательных и профессионально-технических школ до высшего и послевузовского образования. Более того, в рамках восьмиуровневой системы квалификации учтены навыки и умения, приобретенные в рамках самообразования, а также квалификации, присуждаемые другими министерствами, торгово-промышленными палатами, различными общественными и частными структурами.

© Ж.О. Жилбаев, А.М. Мамырханова, Л.С. Сырымбетова, 2014

Министерством образования и науки совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разработана НРК, которая была утверждена совместным приказом МТиСЗ (24 сентября 2012 года № 373-е-м) и МОН РК (28 сентября 2012 года № 444). Рамка включает описание восьми квалификационных уровней, основанных на результатах обучения [1, 2]:

- первый и второй уровни соответствуют общему среднему образованию;

- третий и четвертый уровни - техническому и профессиональному образованию;

- пятый уровень - техническому и профессиональному и послесреднему образованию;

- шестой, седьмой и восьмой уровни - высшему и послевузовскому образованию (бакалавриат, магистратура и докторантура).

В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:

- непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

- прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

- соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования;

- учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

НРК представляет собой рамочную конструкцию, которая строится на основе ряда обобщённых показателей деятельности: знания; умения и навыки; личностные и профессиональные компетенции.

Знания - данный показатель является комплексным и определяет требования к знаниям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности: объема и сложности используемой информации; инновационности знаний; степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех (табл. 1).

Таблица 1

Описание знаний по уровням

Уровень Характеристика знаний

1 2

1 Базовые общие знания, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте

2 Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и самостоятельно

3 Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и самостоятельно

4 Знания для осуществления деятельности на основе практического опыта, полученные в процессе профессионального образования и самостоятельно.

5 Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач

6 Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

Продолжение табл. 1

1 2

7 Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей. Оценка и отбор профессиональной информации. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности

8 Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности. Использовать специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже данной области. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Расширять или переосмысливать существующие знания и/ или профессиональную практику в рамках конкретной области или на стыке областей. Демонстрировать способность устойчивого интереса к разработке новых идей или процессов и высокий уровень понимания процессов обучения. Методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности

Умения и навыки - данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:

- множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;

- степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих (табл. 2).

Таблица 2

Описание умений по уровням

Уровень Характеристика умений и навыков

1 2

1 1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. 2) Коррекция действий в соответствии с условиями рабочей ситуации

2 1) Решение стандартных и однотипных практических задач. 2) Выбор способа действий по заданному инструкциями алгоритму. 3) Коррекция действий в соответствии с условиями рабочей ситуации

3 1) Решение стандартных и простых однотипных практических задач. 2) Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. 3) Коррекция деятельности с учетом полученных результатов

4 1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. 2) Выбор технологических путей осуществления деятельности. 3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

5 1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. 2) Творческий подход (или умения и навыки самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний 3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Продолжение табл. 2

1 2

6 1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения. 2) Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов технологического процесса 3) Умения и навыки осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность по развитию нового знания и процедур интеграции знаний различных областей, правильно и логично оформлять свои мысли в письменной и устной форме, применять на практике теоретические знания в конкретной области

7 1)Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных). 2)Коррекция деятельности подразделения или организации. 3) Умения и навыки научно обосновывать постановку целей и выбор методов и средств их достижения

8 1) Исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений. 2) Самые продвинутые и специализированные навыки и умения, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику. 3) Способность участвовать в устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях, а также публиковать исходные результаты исследований в международных академических изданиях Может способствовать на научном и профессиональном уровне техническому, общественному и культурному прогрессу общества. 4)Умения генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.

Личностные и профессиональные компетенции - данный показатель определяет общую компетенцию работника и имеет три основных степени проявления: - деятельность под руководством; - самостоятельная исполнительская деятельность; - руководство другими (табл. 3). Таблица 3 Описание общих компетенций по уровням

Уровень Характеристика личностных и профессиональных компетенций

1 1) Индивидуальная ответственность. 2) Действия под непосредственным руководством

2 1) Индивидуальная ответственность. 2) Деятельность под руководством с определенной степенью самостоятельности

3 1) Индивидуальная ответственность за выполнение заданий. 2) Исполнительская деятельность, включающая планирование деятельности, исходя из поставленной задачи

176

Продолжение табл. 3

1 2

4 1) Исполнительская деятельность: определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели. 2) Руководство работой других с принятием частичной ответственности за результат их действий. 3) Ответственность за собственное обучение и обучение других

5 1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат их действий на конкретном участке технологического процесса. 2) Способность самостоятельно управлять и контролировать процесс трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждать проблемы, аргументировать выводы и грамотно оперировать информацией.

6 1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. 2) Согласование работ на порученном участке с деятельностью других участков 3) Способность к творчеству в профессиональной деятельности, инициативе в управлении, принимать ответственность за развитие профессионального знания и за результаты профессиональной деятельности

7 1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации. 2) Определение стратегии деятельности подразделения или организации. 3) Способность определять стратегию, управлять процессами и деятельностью, принимать решения и нести ответственность на уровне подразделений институциональных структур

8 1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур. 2) Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне. 3) Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятельность в трудовой и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов. 4) Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи и принимать стратегические решения на основании этих процессов 5) Демонстрировать опыт операционального взаимодействия со способностью принятия стратегических решений в сложном окружении. 6) Авторитетно общаться в рамках критического диалога с равными по статусу специалистами

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в организациях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы и самообразования. Учет различных форм образования будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта, курсов

повышения квалификации и др., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.

Показатель «Пути достижения квалификации соответствующего уровня» определяет соотнесение уровней НРК с уровнями национальной системы образования.

Таблица 4

Пути достижения квалификации

Уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня

1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования.

2 Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования.

3 Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего или общего среднего образования без практического опыта.

4 Техническое и профессиональное образование повышенного уровня, практический опыт.

5 Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование.

6 Высшее образование, практический опыт.

7 Высшее образование, практический опыт и/или послевузовское образование, практический опыт.

8 Высшее образование, практический опыт, и /или послевузовское образование, практический опыт. В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319- III «Об образовании» [3], а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования определенными указанным законом.

Национальная рамка квалификаций Республики Казахстан содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан «Об образовании» [3]. Она определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, обеспечивая межотраслевую сопоставимость квалификаций, является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.

Необходимым условием присуждения какого-либо уровня квалификации является оценка знаний и навыков, приобретенных в рамках формального образования или самообразования, в результате которой уполномоченным органом выдается документ, подтверждающий данный уровень квалификации.

Практически все описанные в НРК уровни квалификации, за исключением первого, могут быть достигнуты, как в результате формального образования, так и самообразования. При этом достижение какого-либо уровня квалификации в результате подтверждения знаний и навыков, приобретенных в рамках самообразования, не

означает присуждение какой-либо академической (бакалавр) или научной (квалификация специалист; магистр и/или доктор) степени.

Данный документ состоит из:

1. Описания уровней квалификации, которое основывается на описании для каждого уровня:

- общей характеристики профессиональной деятельности;

- способов присуждения квалификаций;

- способов дальнейшего повышения уровня квалификации.

2. Описания требуемых компетенций для каждого уровня квалификации, которое основано на взаимосвязи между характеристиками профессиональной деятельности (полномочия и ответственность, сложность, изменчивость и характер знаний) и компетенциями (функциональные, познавательные и общие), необходимых для осуществления соответствующих видов профессиональной деятельности. Такой подход позволяет описывать компетенции «объемно». При этом обязательно анализируется, какие компетенции требуются для осуществления профессиональной деятельности на определенном уровне квалификации, принимая во внимание характеристики профессиональной деятельности в плане ее автономии, сложности и изменчивости, а также каким образом эти характеристики влияют на приобретение знаний. Также при таком способе описания компетенций появляется возможность выстраивать «гибкие» стандарты профессий, в которых отражено повышение уровней квалификации в течение всей профессиональной деятельности. Кроме того, описание компетенций является одним из основных инструментов для классификации уровней квалификаций в иерархию.

3. Анализируя характеристики определенных видов профессиональной деятельности типичных для соответствующего уровня квалификации, можно классифицировать виды деятельности на три группы:

- стандартные практические задания общего плана характерны для большого числа рабочих специальностей. Такие виды профессиональной деятельности характерны для I-го уровня квалификации;

- виды профессиональной деятельности, характерные для II, III и IV уровней квалификации, сочетают выполнение однотипных и различных типовых практических заданий и их комбинаций, число которых растет с каждым уровнем квалификации. Увеличение числа таких заданий и комбинаций заданий приводит к усложнению вида профессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- начиная с V уровня квалификации сложность деятельности зависит не только от роста числа заданий и комбинаций заданий, но и от их содержания, которое определяется исходя из сложности профессиональной деятельности, ответственности, необходимости использования оригинальных решений и инновационных технологий, а также некоторых других факторов.

С возрастанием уровня квалификации взаимосвязь между характеристиками профессиональной деятельности и компетенциями становится все более абстрактной и сложной. Инновационные технологии, подходы и методы, характерные для верхних уровней (VI, VII и VIII) создают ситуацию, когда производительность определенного вида профессиональной деятельности зависит не только от соответствующих компетенций, но и также от способностей, знаний и навыков человека.

При разработке рамок квалификаций Рабочая группа МОН РК опиралась на рекомендации Болонской рабочей группы, состоящей из 11 шагов, при этом последовательность шагов не строго обязательна, т.е. для любой отдельно взятой страны допускается индивидуальная траектория движения (табл. 5).

Таблица 5

Шаги по разработке Национальной системы квалификаций [1]

Шаги, рекомендованные Болонской рабочей группой Шаги, выполненные в Казахстане

1 2

1. Решение о начале работы, принятое национальным органом, ответственным за высшее образование Создание НСК предусмотрено ГПРО на 2011-2020 гг. (Ожидаемые результаты к 2015 году: будет создана основа Национальной квалификационной системы) Трудовой Кодекс РК дополнен главой 10-1 «Национальная система квалификаций» (Распоряжение Премьер-министра РК № 82-р от 19.04.2012»)

2. Определение плана работ: цель национальной структуры квалификаций Определены меры по принятию нормативных правовых актов, связанных с созданием НСК в РК (Распоряжение Премьер-министра РК № 82-р от 19.04.2012») Целью НСК определено создание гибкой системы квалификаций в РК на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда (Трудовой Кодекс РК, глава 10-1 «Национальная система квалификаций»)

3. Организация процесса: выявление заинтересованных сторон и создание комитета/рабочей группы Созданы рабочие группы: - по разработке НРК, совместимой с ЕРК (приказ МОН РК №3 от 12 января 2012); - по разработке отраслевой рамки квалификаций (приказ МОН РК № 355 от 3.08.2012г.) Разработана НРК (совместный приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 24.09.2012г. № 373-в-м и Министра образования и науки РК от 28.09.2012г. № 444)

4. Проектирование: структура уровней, уровневые дескрипторы, диапазоны кредитов Определены 8 квалификационных уровней, в соответствии с Дублинскими дескрипторами и БСТ8 прописаны дескрипторы каждого уровня (знания, умения и навыки, личностные и профессиональные компетенции), установлены пути достижения квалификации соответствующего уровня

5. Консультации: национальная дискуссия и одобрение проекта заинтересованными сторонами В рамках дискуссии проведены: • совещания в МОН РК с участием представителей вузов, отраслевых государственных органов, Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен»; • цикл семинаров-тренингов «НРК: проблемы разработки и внедрения» для представителей вузов и работодателей; • освещение в СМИ; • экспертиза проекта НРК отраслевыми госорганами

6. Утверждение: в соответствии с национальной традицией - министром правительством / законодательством [4] Утверждена Национальная рамка квалификаций (совместный приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 24.09.2012г. № 373-в-м и Министра образования и науки РК от 28.09.2012г. № 444)

Продолжение табл. 5

1 2

7. Административное устройство: распределение заданий по реализации между высшими учебными заведениями, учреждениями по обеспечению качества и другими органами Разработаны и утверждены государственные общеобязательные стандарты высшего и послевузовского образования (приказ МОН РК№261 от 17.06.2011г. и постановление Правительства РК № 1080 от 23.08.2012г.). Сформирован Национальный реестр аккредитационных органов МОН РК (приказ МОН РК №304 от 27.06.2012 года) Утверждены Правила подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов (приказ МОН РК от 18 июня 2012 года №281). Утверждена форма реестра профессиональных стандартов (Приказы и.о. Министра труда и социальной защиты населения от 24 сентября 2012 года № 374-е-м, от 21 сентября 2012 г. № 363-е-м)

8. Реализация на институциональном / программном уровне: переформулировка учебных программ в терминах результатов обучения Дополнены и изменены Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения с учетом формирования модульных образовательных программ, основанных на результатах обучения и ЕСТ8 (Приказ МОН РК № 152 от 20.04.2011г.)

9. Включение квалификаций в национальную структуру квалификаций, аккредитации или аналогичный процесс (см. Берлинское коммюнике) В соответствии с НРК, сопоставимой с ЕРК, разработаны и утверждены ОРК: • в сфере образования и науки (приказ МОН РК № 446 от 28.09.2012 г.) • в сфере сельского хозяйства (приказ МСХ№ 12-1/485 от 29.09.2012 года) • в социально-трудовой сфере (приказ и.о. МТСЗН№ 375-в-м от 25.09.2012 года) Начата разработка профессиональных стандартов в ряде отраслей

10. Самосертификация на совместимость со структурой квалификаций для ЕПВО (приведение в соответствие с болонскими циклами и т.д.) Создаются независимые центры подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистам в горнодобывающей, туристской и нефтегазовой отраслях.

11 Создание веб-сайта для национальных структур квалификаций Начата разработка Веб-сайта www.naric.kz

В целом, рамки квалификаций создают основу для систематизации и признания результатов обучения, способствуют повышению качества и расширению доступности профессионального образования, взаимосвязи и признания квалификаций на рынке труда, а также для реализации стратегии обучения в течение всей жизни.

Внедрение Национальной рамки квалификаций Казахстана предполагает консолидацию усилий всех заинтересованных сторон для решения следующих задач:

1. Формирование национальной политики в вопросе развития человеческих ресурсов Казахстана, что не может быть решено на ведомственном уровне, в целях разработки доступной единой и прозрачной национальной системы квалификации, которая обеспечивает гибкие траектории получения квалификации; гарантирует право продвижения и доступа к получению квалификаций; совершенствует систему оценки; регулирует рынок образования и обучения.

2. Обучение в области образовательной политики. Общепризнано, что обучение в области образовательной политики с большей вероятностью приведет к устойчивым и действенным результатам процесса реформирования, чем простое заимствование тех или иных моделей других стран, как бы успешны они не были. И национальные квалификации в школах, отраслях занятости, профессиональном и высшем образовании способствуют сохранению национальной идентичности страны, поэтому попытка «встроить» чужую модель вне контекста и логики развития страны несет в себе серьезную опасность. Основой для обучения в области формирования образовательной политики может быть изучение международного опыта перехода на обучение, ориентированное на результаты в виде компетенций, возможность вести дискуссии, определять приоритеты.

3. Переосмысление парадигмы содержания образования во всех уровнях системы образования Казахстана от знаниевой к компетентностной, поскольку базовые/широкие компетенции формируются в дошкольном и школьном образовании.

4. Учет в данной рамке отраслевых интересов, ориентированных на: обеспечение соответствия образования и обучения развитию профессий и рабочих мест (в отношении содержания и структуры профессий); формирование четких траекторий продвижения в части преемственности дипломов и программ обучения; адаптацию программ обучения с учетом потребностей конкретного сегмента экономики. Представителями отраслевых интересов должны быть общественные или отраслевые профессиональные организации, поскольку участие отраслей экономики или работодателей возможно только через подобные общественные организации гражданского сектора.

5. Проведение статистического анализа и исследований, направленных на выявление общностей и различий в реализации программ обучения внутри социально-экономических секторов на национальном и международном уровнях, создание рейтинговых квалификаций и сравнимых иерархий квалификаций, обеспечение их успешного освоения.

6. Предоставление информации организациям и лицам, заинтересованным в оценке адекватности квалификаций (предприятиям, признающим квалификации; гражданам, желающим определить квалификации, необходимые для дальнейшего профессионального и карьерного роста или оценить статус собственной квалификации).

7. Интеграция обучения в течение всей жизни в институциональную структуру развития человеческих ресурсов Казахстана.

8. Переосмысление роли профессионального образования с целью его реальной интеграции в стратегию экономического развития страны, развития сферы занятости и активной политики на рынке труда. Для этого необходимо сосредоточить особые усилия на повышение гибкости профессионального образования и интерактивного обучения с точки зрения их открытости новым требованиям экономики.

9. Увеличение инвестиций в образование и обучение со стороны государства и частного сектора должно быть общей ответственностью. Необходимо чтобы на

государстве лежала основная ответственность в части финансирования основного школьного и начального профессионального образования, а также обучения уязвимых категорий населения. Что касается инвестиций в обучение на протяжении всей жизни на рабочем месте и обучения повышающего возможности трудоустройства и конкурентоспособности предприятий, то в этой области финансирование должно стать в большей степени ответственностью предприятий и граждан. Государству также следует финансировать обучение в тех областях, которые непривлекательны для работодателей и граждан (например, обучение для малых и средних предприятий) и меры активной политики на рынке труда.

10. Разработка стимулов для инвестиций в образование в различных комбинациях. Это могут быть экономические и социальные меры, направленные на развитие рынка труда. Эти меры можно осуществлять на макро-уровне для увеличения инвестиций в человеческий капитал и материальные ресурсы. Важным инструментом могут стать и финансовые стимулы, такие как налоговые льготы для предприятий и частных лиц, инвестирующих в образование и обучение; ваучеры на обучение; государственное финансирование из фондов занятости успешных предприятий при переподготовке кадров для себя и сектора; накопительные индивидуальные счета на обучение; специальные схемы финансирования непрерывного обучения для малых и средних предприятий, содействующие их участию в обучении работников и т. д.

11. Развитие партнерских связей и формирование партнерских сетей, включающих в себя региональные и местные органы власти, министерства, отраслевые и профессиональные общественные объединения, провайдеров образования и неправительственные организации, профсоюзы, объединения работодателей. Такое партнерство обеспечит координацию политики в области образования и обучения на национальном уровне и выработку долгосрочных стратегий с участием социальных партнеров, интегрированных в политику развития экономики и занятости.

12. Развитие институциональных структур, содействующих образованию и обучению, формированию единой культуры обучения для всех заинтересованных сторон - правительства, социальных партнеров, предприятий, граждан и гражданского общества (структуры социального диалога, система провайдеров образования и независимого контроля качества обучения; децентрализация управления образованием, система квалификаций понятная и прозрачная, система оценки квалификаций и сертификации; институты по сбору и анализу, распространению информации о рынке труда для содействия в трудоустройстве).

13. Создание органов по независимой оценке и аккредитации квалификаций, полученных как в системе формального образования, так и неформального, и в трудовом опыте. Данные органы могут создаваться профессиональными общественными организациями и проходят через аккредитацию.

14. Создание системы независимого общественного мониторинга и оценки эффективности качества решений или действий органов власти по созданию условий для подготовки качественных профессиональных кадров. Активное привлечение гражданского общества и неправительственных организаций к мониторингу деятельности отдельных агентств или правительства в целом необычайно важно, так как заставляет систему функционировать под воздействием внешних детерминантов и вносит в процесс взаимодействия между правительством и обществом сервисную составляющую.

15. Определение механизма мониторинга результатов принятых решений (включая набор показателей, способ получения данных). Поскольку методы гражданской оценки (гражданского аудита) отличаются от стандартных социологических методов.

Последствия разработки Национальной рамки квалификаций:

1. Национальная рамка квалификаций требует разработки профессиональных стандартов на основе компетенций для всех секторов экономики.

2. Новые профессиональные стандарты являются основанием для образовательных стандартов. Новые по содержанию образовательные стандарты являются базой для модернизации учебных программ, педагогического процесса и гарантии того, что ПО соответствует требованиям работодателей. Стандарты должны соответствовать современным требованиям. Образовательные стандарты представляют собой документ государственного значения (используемые в гораздо более широких целях, нежели разработка квалификаций) и должны быть легко доступными и в полезном формате.

3. Образовательные стандарты, ориентированные на результаты в виде знаний, умений и компетенций, потребуют новых учебных программ, учебных планов. Учебный план - один из важнейших аспектов изменений в образовании. При традиционном обучении учебный план состоит из различных предметов. При компетентностном подходе предметы интегрируются во взаимосвязанные содержательные модули. Эти модули всегда связаны с профессиональным контекстом. Учебные программы, ориентированные на знания, умения и компетенции приведут к качественно новому учебному процессу, основанному на интерактивном обучении, во время которого учащиеся должны сами научиться устанавливать принципы, понятия и факты. Поскольку одним из важнейших аспектов компетентностного обучения является привлечение рынка труда, практическому обучению будет уделено большое внимание.

4. В изменившихся условиях кардинально меняется квалификация педагогических кадров. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров терпит кардинальные изменения. Педагогу приходится переходить от традиционной роли к нескольким новым ролям. В старой системе обучения учащийся играет пассивную, а при современном подходе - активную роль в учебном процессе. Таким образом, акцент перемещается с педагога на учащегося. При условии ориентации на рынок труда, ожидается расширение использования ИКТ в обучении и развитии человеческого капитала.

5. Регулирование и повышение качества рабочей силы, товаров и услуг. Национальная рамка квалификаций является регулирующим инструментом для сектора экономики в широком смысле и провайдерам квалификаций возможно потребуются доказать способность соответствовать критериям, основанным на НСК. Органы, выдающие лицензии (для использования программ, квалификаций, выдачи сертификатов) - главный способ, обеспечить гарантию качества на основе международных стандартов качества (ИСО-9000). Это включает регулирование и аккредитацию программ, квалификационных процессов и сертификации. Сертификация, независимая от тех, кто обеспечивает учебный процесс, может стать инструментом гарантии качества. Регулирование коллективного договора/ оплата также будет привязано к уровню квалификаций и могут быть прямо связаны с процессом заключения коллективных договоров о вознаграждении. Регулирование квалификациями может повлиять на эти процессы.

6. Эффективность и экономичность станет главной обязанностью стран. Профессиональные стандарты должны соответствовать уровню, установленному работодателями в других странах, государство должно обеспечить их соответствие международным стандартам. Следует проводить систематический пересмотр собственных стандартов на примере таких же стандартов других стран.

7. Государство, работодатели и граждане будут нуждаться в проверке и мониторинге того, насколько система выполняется согласно плану и международным

стандартам качества. Важность соответствия регулирующим критериям означает то, что контроль качества и гарантия качества являются важным вопросом.

8. Соотнесение Национальной рамки квалификаций потребует координации методологий для изучения, развития, предложения, оценки и сертификации, чтобы достичь прозрачности и эффективности надо обеспечить наивысшую сопоставимость диапазона инструментов используемых в национальной системе квалификаций.

9. Вовлечение социальных партнеров в систему образования: переход на Национальную рамку квалификаций на основе компетенций предполагает активное участие в системе образования социальных партнеров (работодатели, государство, организации образования, провайдеры образования и др.). Наиболее активными партнерами являются работодатели, которые должны принимать участие в разработке квалификационных требований профессиональных стандартов (ПС), профилей профессий, стандартов профессионального образования и обучения, механизмов взаимного признания квалификаций и обеспечения их прозрачности, прогнозирования и анализа спроса, инициирования обновления профессиональных стандартов. При этом работодатели должны определять приоритеты обучения на рабочем месте; участвовать в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования, предоставлять современные производственные площади для практики студентов.

Основными исполнителями являются:

На уровне министерств:

- образования и науки;

- здравоохранения и социального развития;

На уровне правительства:

- региональные представительства;

- службы повышения квалификаций;

- органы, присваивающие квалификации;

- финансирующие органы;

На уровне неправительственных организаций:

- национальная палата предпринимателей;

- профессиональные ассоциации;

- профсоюзы;

- исследовательские организации.

На уровне провайдеров обучения:

- школы;

- колледжи;

- ВУЗы;

- работодатели;

- коммерческие и некоммерческие организации

Органы сертификации:

- провайдеры;

- профессиональные органы;

- специалисты.

В ходе реализации Национальной Рамки Квалификаций в Казахстане, выгоды получат все заинтересованные стороны (стейкхолдеры):

- Государство - общий язык для обсуждения проблем развития, достижений и текущих вопросов; четкие отправные точки для сравнения между квалификациями; рычаг для направления системы на нужды экономики; большее разделение ответственности за обучение с частным сектором;

получает инструмент для обеспечения общественной безопасности и социальной защиты через квалифицированного работника.

- Население - получает мощный потенциал развития, признание результатов неформального и спонтанного обучения, внедрение системы зачетных единиц; конкурентоспособность, повышение качество жизни

- Бизнес / работодатели - индикаторы для понимания качества и уровня квалификаций работников и их соответствие требованиям рынка труда; четкие отправные точки для сравнения между квалификациями; средства выявления пробелов в квалификациях сотрудников и потребности в тренингах. Обоснование того, что тренинги и повышение квалификации работников повышают прибыль предприятий, что работа на рабочем месте может быть более эффективной и инновационной при условии, что рабочая сила будет более подготовленной. Обеспечивается качество товаров и услуг, предоставляемых клиентам.

- Государственные органы управления образованием - рычаг для обеспечения качества образования и направления системы на нужды бизнеса или социальные нужды, общий язык для обсуждения проблем развития, достижений и текущих вопросов; инструмент для механизма финансирования; средства ответа на потребности экономики и бизнеса.

- Кадровые службы - инструмент/указатель для квалификации всех типов; отправной пункт для описания уровня и типов квалификаций.

- Экономисты - качественный символ того, что квалификации являются промежуточным звеном между знаниями и уровнем навыков людей; законодательно установленная шкала эквивалентности между квалификациями (по уровню и объему).

- Регуляторные органы и органы контроля качества (их пока нет, но они будут созданы) - средства установления уровня ожиданий для претендентов на поощрение; средства установления и различения минимальных стандартов для бизнеса и безопасности; средства мониторинга квалификационных систем.

- Провайдеры обучения - источник информации об оплачиваемых/ спонсируемых квалификациях; мера обеспечения качества; средства общения с работодателями и педагогами; рост доверия и улучшения имиджа в глазах общества (и соответственно рост возможностей по расширению рынка своих услуг).

- Организации образования - четкое определение учебной программы и методов оценки; источник информации об оплачиваемых/спонсируемых квалификациях; мера обеспечения качества; средства общения со студентами и теми, кто их привлекает в организации образования; рост доверия и улучшения имиджа в глазах общества (и соответственно рост возможностей по расширению рынка своих услуг).

- Обучающиеся - рост конкурентоспособности на рынке труда, перспективы карьерного роста; средства идентификации соответствующих квалификаций и возможностей дальнейших шагов; средство общения с теми, кто привлекает студентов в организации образования; повышенная мотивация к образованию.

- Международные наблюдатели - инструмент для понимания квалификационных систем; средство для проведения сравнения между системами.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение Национальной рамки квалификаций приведет к кардинальным изменениям в видении перспектив развития человеческих ресурсов, станет продуктивным инструментом для реформ в области образования и обучения, источником экономического и социального прогресса, что скажется на уровне занятости и качестве жизни населения.

Библиографический список

1. План поэтапной разработки Национальной системы квалификаций, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 616.

2. Национальная рамка квалификаций, утвержденная совместным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-е-м.

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.).

4. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» от 17 февраля 2012 года № 566-IV, ЗРК Трудовой кодекс Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.