Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ СО СТАЖЕМ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ'

ОПЫТ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ СО СТАЖЕМ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качественное исследование / полуструктурированное интервью / центр занятости населения / опыт работы / стаж работы / мотивация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубырь М.С., Ковалева Н.А., Харькова О.А.

Цель: описать опыт работы у сотрудников ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» кадровый центр по городу Архангельску (далее – центр занятости населения) со стажем работы более 10 лет. Исследовательский вопрос: каков опыт работы в центре занятости населения у сотрудников со стажем работы более 10 лет? Методы: качественное исследование. Методом сбора данных явилось однократное полуструктурированное интервью с участниками исследования – сотрудниками со стажем работы более 10 лет. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ и использовалась программа OpenCode 4.03(32) для кодирования и категоризации единиц текста. Аналитическая триангуляция служила стратегией валидизации полученных данных. Результаты: в ходе исследования был получен ответ на исследовательский вопрос. В результате сотрудники описали свой опыт, который был объединен в 7 категорий: 1. достижения, 2. коллектив, 3. мотивация продолжать работать, 4. отношение к работе, 5. приобретенный опыт, 6. стартовый опыт, 7. условия работы. Научная новизна: с помощью глубинного интервью изучен опыт работы сотрудников со стажем работы более 10 лет. Практическая значимость: итоги и выводы текущего исследования могут быть использованы в работе руководителей для принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ СО СТАЖЕМ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ»

УДК 1

Бубырь М.С., Ковалева Н.А.

Магистранты II курса направления подготовки 37.04.01 Психология Направленность (профиль) Психология здоровья ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, (ФГБОУ ВО «СГМУ») г. Архангельск Научный руководитель: Харькова О.А., канд. псих. наук, PhD, доцент ФГБОУ ВО «СГМУ» г. Архангельск

ОПЫТ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ СО СТАЖЕМ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ

Аннотация

Цель: описать опыт работы у сотрудников ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» кадровый центр по городу Архангельску (далее - центр занятости населения) со стажем работы более 10 лет. Исследовательский вопрос: каков опыт работы в центре занятости населения у сотрудников со стажем работы более 10 лет? Методы: качественное исследование. Методом сбора данных явилось однократное полуструктурированное интервью с участниками исследования -сотрудниками со стажем работы более 10 лет. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ и использовалась программа OpenCode 4.03(32) для кодирования и категоризации единиц текста. Аналитическая триангуляция служила стратегией валидизации полученных данных. Результаты: в ходе исследования был получен ответ на исследовательский вопрос. В результате сотрудники описали свой опыт, который был объединен в 7 категорий: 1. достижения, 2.

коллектив, 3. мотивация продолжать работать, 4. отношение к работе, 5. приобретенный опыт, 6. стартовый опыт, 7. условия работы. Научная новизна: с помощью глубинного интервью изучен опыт работы сотрудников со стажем работы более 10 лет. Практическая значимость: итоги и выводы

текущего исследования могут быть использованы в работе руководителей для принятия управленческих решений.

Ключевые слова:

качественное исследование, полуструктурированное интервью, центр занятости населения,

опыт работы, стаж работы, мотивация.

Введение

Стаж является одной из ключевых характеристик профессионального развития. Опыт работы сотрудников с большим стажем работы является основополагающим для развития организации, базой для любых нововведений, корпоративных преобразований, а также индикатором стабильности и эффективности работы. Сотрудники, проработавшие в одной организации более 10 лет, могут стать большим ресурсом для начинающих специалистов, передавая им опыт, способствовать развитию деятельности организации, при этом играя роль стабилизирующего фактора, сохраняя традиции и наработанные навыки [1].

От того насколько хорошо чувствуют себя на рабочем месте опытные сотрудники, насколько они выросли профессионально за годы работы, как оценивают свой опыт и перспективы, зависит качество оказываемых услуг населению, что является приоритетным в деятельности в сфере труда и занятости [2]. Поэтому важно изучить опыт работы сотрудников-стажистов, который необходим не только для анализа обстановки в коллективе и в профессиональной деятельности, но и для того, чтобы в случае необходимости помочь опытным сотрудникам сохранить мотивацию и интерес к работе, удержать состоявшихся профессионалов на их рабочих местах.

Исследовательский вопрос - каков опыт работы в центре занятости населения у сотрудников со стажем работы более 10 лет?

Материал и методы исследования. Данное исследование является качественным. Участниками исследования стали сотрудники кадрового центра по городу Архангельску (в процессе модернизации центров занятости населения - карьерные консультанты). Все участники имели стаж работы более 10 лет. Возраст участников от 37 до 64 лет. Бубырь М.С. проводила интервью, а Ковалева Н.А. и Харькова О.А. выступили экспертами-аналитиками в рамках аналитической триангуляции.

Методом сбора данных послужило полуструктурированное интервью. Сбор данных посредством записи беседы велась на диктофон. Интервью проводилось в спокойной обстановке. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ и использовалась программа OpenCode 4.03(32) для кодирования и категоризации единиц текста. Для проведения данного исследования все информанты дали устное и письменное информированное согласие. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Единицы текста интервью были переведены в печатный формат с последующей обработкой. Было получено 7 категорий, которые отвечали на исследовательский вопрос (таблица 1).

Таблица 1

Коды и категории, позволяющие ответить на исследовательский вопрос «Каков опыт работы в центре

занятости населения у сотрудников асо стажем работы более 10 лет?»

Категория Код

Достижения мне дали должность главного инспектора

коллектив оценил мою работу

получить губернаторскую грамоту

достижения - переводы на вышестоящую должность

были грамоты благодарности от людей

Коллектив дружественная атмосфера, взаимопомощь

руководство меня очень устраивает

люди готовые развиваться, взаимозаменяемость

коллектив - это команда

хорошая доброжелательная атмосфера

Мотивация к работе нравится доставлять людям удовольствие

результат от работы

нравится обучение в организации

мотивирует, что человек устроился на работу

главная мотивация - оказание помощи гражданам

Отношение к работе понравилась работа с людьми, документами, общение

сегодня меня работа полностью удовлетворяет

работаем на результат, получаешь удовольствие

основные обязанности приносят удовлетворение

желание хорошо делать то, что умеешь

Приобретенный опыт ищу индивидуальный подход к каждому человеку

быстро оперирую данными

хорошо удается поиск и подбор подходящей работы

хорошо удается исполнение закона

научилась общаться, вести конструктивный диалог

Стартовый опыт опыта работы с документами не было

знания по психологии мне пригодились

опыт с большим количеством людей

опыт общения с коллегами по работе

пригодились навыки общения с людьми

Условия работы/социальные гарантии я два раза побывала в декрете

комфортные условия

люди приходят с просьбой помочь

бывает много народа

обстановка зависит: график, напряженность, мероприятия

В процессе исследования изучался стартовый опыт сотрудников, то есть те навыки, с которыми они пришли в организацию, а также приобретенный опыт - чему они научились за эти годы в профессиональной деятельности. Вопросы, которые были заданы участникам исследования, касались их достижений, условий работы, отношения к работе, коллектива, мотивации к продолжению работы. Эти аспекты призваны наиболее полно раскрыть опыт работы сотрудников со стажем работы более 10 лет.

В процессе анализа полученных данных выяснилось, что категория «Мотивация к работе» встречалась в ответах чаще всего. Участники акцентировали внимание на том, что они получают большое удовольствие от того, что их работа приносит пользу людям (цитата участник 1: «Я получаю удовольствие. У меня внутри возникает чувство удовлетворения, радости, света, сияния от того, что я что-то хорошее принесла в этот мир. Нравится доставлять людям удовольствие»; цитата участник 2: «Главная мотивация-оказание помощи гражданам и понимание, что ты полезен и нужен для граждан»). Участники также отмечали, что их мотивирует оставаться на данной работе возможность обучаться, профессионально расти (цитата: участник 1: «Нравится, что у нас в организации проводится обучение»; «нравится изучать новое, интересное, новые программы, потом рассказывать об этом сотрудникам»; цитата участник 3: «Научиться придется всему, будет изменение закона «О занятости населения в Российской Федерации», оперативно отслеживать изменения в законодательстве»).

На втором месте по значимости была выделена категория «Приобретенный опыт». Участники отмечали, что за годы работы у них усовершенствовались навыки общения с людьми, работа приобрела более индивидуальный характер, хорошо удается поиск и подбор работы, в том числе, за счет того, что сотрудники научились быстро оперировать данными и качественно работать в программах и четко следовать закону (цитаты: участник 1: «Когда я ищу индивидуальный подход к каждому человеку, узнаешь человека во время общения и знаешь, как себя вести»; цитата участник 3: «Научилась общаться с людьми, вести конструктивный диалог, который приведет к положительному результату»; цитата участник 2: «Мне особенно хорошо удается поиск и подбор подходящей работы, хорошо удается исполнение закона»; цитата участник 1: «Хорошо удается работать в программах, быстро начинаю оперировать данными»).

В категории «Стартовый опыт» участники также отмечали наличие опыта работы с большим количеством людей, в том числе с коллегами по работе. Они подчеркивали, что этот опыт работы им пригодился, и за годы трудовой деятельности в данной организации эти навыки был усовершенствованы. Не все сотрудники изначально имели опыт работы с документами, но в итоге все интервьюируемые подметили, что на данный момент хорошо справляются с документооборотом (цитата участник 2: «Тот опыт, который был у меня накоплен, как раз мне и пригодился в работе с большим количество людей, с большим объемом»; цитата участник 3: «Поскольку работа в школе предполагает тоже общение с людьми, в том числе с детьми и их родителями, и с коллегами по работе, поэтому, считаю, что запас опыта был хороший»).

В следующей категории «Отношение к работе» участники отмечали общую удовлетворенность от своей деятельности, акцентируя внимание на результативности своей работы, удовольствии от хорошего исполнения своих обязанностей (цитаты: участник 1: «На сегодняшний день меня работа полностью удовлетворяет, мне всё нравится», «Мы работаем на результат, от которого ты получаешь удовольствие»; цитаты участник 3: «Взаимодействие с гражданами, подбор вариантов работы, консультирование. Основные обязанности приносят удовлетворение от работы», «Желание помогать людям, желание хорошо делать то, что умеешь»).

В категории «Достижения» участники определяли награды и повышения по должности как признак своих успехов в работе (цитата участник 1: «Мне дали должность главного инспектора. Я

считаю, что для меня это было достижением, потому что я стремилась к этому и работала так, чтобы получить эту должность»; цитата участник 3: «Переводы на вышестоящую должность, они были за эти 14 лет. Были грамоты разного уровня, благодарности от людей»; цитата участник 2: «Получить губернаторскую грамоту. Коллектив оценил работу, оценка моей трудовой деятельности»).

Категория «Коллектив» была положительно отмечена всеми участниками исследования. Дружественная атмосфера между коллегами, взаимопомощи, поддержки и взаимопонимания способствует увеличению работоспособности и желанию приходить на работу (цитата участник 1: «Мне приятно приходить на работу, находиться там, где тебя ждут. Ждут коллеги. У нас дружественная атмосфера, взаимопомощь»; цитата участник 3: «Хорошая доброжелательная атмосфера настраивает на рабочий лад, работа более продуктивна»).

Не менее важна категория «Условия работы/социальные гарантии». Интервьюируемые свободно говорят о возможности уйти в отпуск по уходу за ребенком и при этом не бояться потерять связь с коллегами, свои навыки и рабочее место. Также участники исследования отмечают, что условия работы зависят от графика, напряженности, количества мероприятий, но в целом, несмотря на большое количество людей, обращающихся за помощью, условия работы считают комфортными для себя (цитаты: участник 1: «Я два раза побывала в декрете, за это время успела соскучиться по работе», «У нас комфортные условия, мне приятно приходить на работу», «Люди приходят с проблемой, просьбой помочь найти работу. Для этого мы и существуем»; цитата участник 3: «Обстановка зависит от графика работы, напряженности, обилия мероприятий»).

Заключение:

При описании опыта работы в центре занятости населения сотрудниками со стажем работы более 10 лет было установлено, что, прежде всего, их мотивирует в работе помощь людям и удовольствие от того, что они получают реальный результат от своей профессиональной деятельности. Вовлеченность и мотивированность сотрудников влияют, в конечном счете, на клиентский опыт, уровень удовлетворенности результатом обращения гражданина за содействием в поиске подходящей работы и другими услугами. Цель мотивации персонала - добиться полной отдачи и максимально хороших результатов, которые должны рассматриваться и персонально, и глобально, когда результаты работника влияют на результаты работы всей организации [5].

Поэтому крайне важно поддерживать мотивацию сотрудников на высоком уровне. Этому могут способствовать положительные отзывы граждан, которые они могли бы оставлять в качестве обратной связи. Такая форма мотивации относится к неэкономическому стимулу, когда при выполнении задания сотрудник получает информацию о своих успехах, успехах в карьерном росте, развитии [4].

Кроме того, было определено, что для участников исследования важным является возможность профессионального развития, обучения и карьерного роста. Для того, чтобы поддержать ценных специалистов с большим опытом работы и заинтересовать их в продолжении профессиональной деятельности в данной организации, необходимо дать им возможность проходить постоянное повышение квалификации в изменяющихся условиях работы, организовывать качественное обучение, что способствует поддержанию интереса к их трудовой деятельности [6]. Участники исследования отметили совершенствование своих изначальных навыков, что на данный момент значительно облегчает и ускоряет их рабочие процессы. Постоянная работа с опытом сотрудникам позволит быстро адаптироваться к изменяющемуся контексту, нейтрализуя проблемные участки. Также важным для сотрудников является внимание коллектива и руководства к результатам их деятельности, поэтому для создания благоприятной рабочей обстановки и сохранению мотивации к работе важно вовремя замечать достигнутые успехи и поощрять их.

Повышение эффективности работы организации является первостепенной задачей любой

компании, в силу чего факторы, непосредственно влияющи е на эту эффективность, часто становятся предметом детального научного исследования. Одним из таких факторов выступает социально-психологический климат в трудовом коллективе, который связан с эмоциональной атмосферой внутри рабочей группы, мотивационными, деятельностными и другими психическими состояниями и явлениями, воздействующими на качество выполнения профессиональной деятельности сотрудниками [3]. Обстановку в коллективе и социальные гарантии участники исследования отметили, как значимые в работе. Создание атмосферы взаимопомощи будет способствовать повышению работоспособности коллектива, а социальные гарантии поддержат в сотрудниках чувство защищенности и ощущение стабильности, что является важным критерием в пользу выбора дальнейшей трудовой деятельности в данной организации.

Список использованной литературы:

1. Баранова А.А. Роль стажа работы как детерминанты представлений о размере оплаты труда (на примере работников фармацевтического бизнеса) [Электронный ресурс] URL:https://www.sgu.ru/sites/ default/files/conf/files/2020/12/baranova_a.a._rol_stazha_raboty_kak_determinanty_predstavleniy_o_razmer e_oplaty_truda_na_primere_rabotnikov_farmacevticheskogo_biznesa.pdf (дата обращения: 29.11.2023)

2. Грязнов С.А. Модернизация службы занятости населения//Научные известия, 2022 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-sluzhby-zanyatosti-naseleniya (дата обращения: 30.11.2023)

3. Зародина В.В. Социально-психологический климат в контексте эффективности трудовой деятельности сотрудников, человеческий капитал, 2018, № 1(109), стр 48-59.

4. Кускеева, О.О. Мотивация персонала//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2016. - №5. - 121 с.

5. Маусов, Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления// Проблемы теории и практики управления. - 2019. - № 6. - 12 с.

6. Таппасханова Е.О. Управление персоналом в условиях формирования инновационной организационной культуры / Е.О. Таппасханова, К. Мутлу // Современные аспекты экономики. - 2018.- № 11 (255). - С. 158-162.

© Бубырь М.С., Ковалева Н.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.