Научная статья на тему 'МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ IT-СПЕЦИАЛИСТА'

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ IT-СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-специалисты / выбор IT-профессии / мотив выбора профессии

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова А.А., Фадеева Е.В., Харькова О.А.

Целью данной работы явилось описание мотивов выбора профессии IT-специалиста. В связи с этим было выполнено квалитативное (качественное) исследование с применением полу-структурированного интервью. Индуктивный контент-анализ использовался для интерпретации данных. В результате анализа было выявлено, что основными мотивами выбора профессии IT-специалиста являются: виртуальная реальность, здоровье, интерес к технике, отсутствие неопределенности, свобода выбора и деньги. Полученные результаты могут быть полезны в профориентационной работе при выборе будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ IT-СПЕЦИАЛИСТА»

9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего; под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 608 с.

10. Пантелеева В. В., Арбузенко О. И. Психология кризисных состояний личности. Учебное пособие [Электронный ресурс]: Репозиторий 78 Try.URLhttps://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/335/ 1/Пантелеева%201- 137-10.pdf

11. Пилишвили Т. С., Старостина А. А. Особенности стрессоустойчивости студентов с разной временной перспективой // Акмеология. 2017. №1 (61).

12. Сырцова А., Митина О. В., Дж. Бойд, Давыдова И. С., Ф. Зимбардо и др. [Электронный ресурс]: Культурно-историческая 79 психология 4/2007.

13. Ральникова И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий: дис. ...док. психол. наук. Томск, 2012.- С.8-10.

14. Ральникова И. А., Шамардина М. В. Временная перспектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений // АНИ: педагогика и психология. 2017. №2 (19).

15. Nuttin J., Lens W. Future Time Perspective and Motivations: Theory and Research Method. - N.J., 1985.

16. Zimbardo Ph. & Boyd J. The Time Paradox: The new psychology of time that will change your life. Random House .Penguin. 368 p.

17. Zimbardo P.G. A New Perspective on Psychological Time: Theory, Research and Assessment of Individual Differences in Temporal Perspective // Mucciarelli G., Brigati R. Psychology of Time. Part 2. Special Issues, Theory & Modeli. - 1998. - №3.

© Зудова Е.А., 2024

УДК 1

Рябова А.А.,

студент 2 курса магистратуры факультета КПРС и АФК ФГБОУ ВО СГМУ г. Архангельск Фадеева Е.В.,

студент 2 курса магистратуры факультета КПРС и АФК ФГБОУ ВО СГМУ г. Архангельск Научный руководитель: Харькова О.А.

Кандидат психологических наук, доцент КПРС и АФК ФГБОУ ВО СГМУ г. Архангельск

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ IT-СПЕЦИАЛИСТА Аннотация

Целью данной работы явилось описание мотивов выбора профессии IT-специалиста. В связи с этим было выполнено квалитативное (качественное) исследование с применением полу-структурированного интервью. Индуктивный контент-анализ использовался для интерпретации данных. В результате анализа было выявлено, что основными мотивами выбора профессии IT-специалиста являются: виртуальная реальность, здоровье, интерес к технике, отсутствие неопределенности, свобода выбора и деньги. Полученные результаты могут быть полезны в профориентационной работе при выборе будущей профессии.

Ключевые слова

IT-специалисты, выбор IT-профессии, мотив выбора профессии.

Введение

В условиях современного мира, постоянно изменяющихся политических, экономических и даже социальных условий меняются и требования к рынку труда, а именно к человеку как к профессионалу и к его навыкам и компетенциям. Высокие темпы жизни и ярко выраженная конкуренция, постоянно растущие требования к компетенциям - особенности современного общества, в том числе профессиональной сферы. [1,2 3]

Большую роль в вызовах современной жизни играют информационные технологии. Цифровизация практически всех сфер деятельности, растущий интерес к технике, технологиям и цифровым инновациям, различные национальные и научные проекты, которые позволяют улучшить качество жизни людей способствуют увеличению спроса на 1Т-специалистов различных направлений, а также к качеству их компетенций.

Несмотря на распространенность информационных технологий и постоянно растущее количество выпускников ^-специальностей остается актуальным и малоизученным вопрос о мотивах выбора 1Т-профессии. Изучение данного вопроса позволит увеличить количество специалистов, остающихся работать в сфере 1Т-технологий, и улучшить качество обучения и навыков новых специалистов [4, 6].

Целью данной работы явилось описание мотивов выбора профессии ГГ-специалистов.

Материал и методы

Методом сбора данных явилось однократное полуструктурированное интервью. Сбор данных проводился по месту работы специалистов, индивидуально с каждым в отдельном кабинете, запись интервью велась на диктофон с разрешения участников исследования. Продолжительность интервью составила в среднем 20 минут.

Участниками стали 1Т- специалисты государственных учреждений здравоохранения Архангельской области. Было выбрано четыре специалиста в возрасте от 23 до 27 лет со стажем работы от одного года до трех лет, две девушки и два молодых человека. Три специалиста имели среднее профессиональное техническое образование в сфере информационных технологий, один специалист - высшее техническое образование в сфере информационных технологий.

В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ [4] и использовалась программа OpenCode версия 4,03 для кодирования и категоризации единиц текста [5].

Для проведения данного исследования все информанты заполнили карту информированного согласия.

Результаты исследования и их интерпретация.

В ходе анализа интервью было выделено 6 основных категорий, отвечающих на исследовательский вопрос: «виртуальная реальность», «здоровье», «интерес к технике», «отсутствие неопределенности», «свобода выбора» и «деньги». Рассмотрим более подробно полученные категории у девушек и юношей отдельно (Табл.1).

Таблица 1

Категории мотива выбора ИТ-профессии у девушек и юношей

Категория Коды

Девушки Юноши

Виртуальная реальность жизнь в мире всеобщей информатизации

общение посредством 1Т-технологий лучше живого общения с людьми

улучшение качества жизни

применение технологий искусственного интеллекта

интерес к компьютерным играм

Здоровье нет физической нагрузки, походит людям с травмами снижается риск повтора случаев атипичной депрессии

психологическое здоровье (минимизация негатива, связанного с прямым общением с незнакомыми людьми)

решение задач развивает мышление

работа с большими данными развивает память

Категория Коды

Девушки Юноши

Интерес к технике с компьютером проще, чем с людьми интерес к компьютерам с детства

Новые технологии и сервисы доставляет удовольствие работа с компьютерами

1Т это интересно привлекают направления: робототехника, автопилоты, автопарковщики, суперкомпьютеры

Отсутствие неопределенности разнообразие решаемых задач

интересно выполнять поставленные задачи понимание 1Т на базовом уровне

возможность предугадать результат четкий алгоритм действий

большая вероятность найти себя

Свобода выбора делать то, что интересно выбор из большого числа направлений

возможность выбирать способы реализации задачи выбор инструментов для работы

ИТ не ограничивается вычислениями

Деньги деньги — это свобода независимость

желание большого заработка

не заработать больших денег без качественных знаний

Девушки. В ходе анализа категории у девушек выявилось, что физическое здоровье имеет весомое значение при выборе профессии. Для 1Т специалиста не нужно много двигаться, а наоборот, вести малоподвижный образ жизни. Так, например, одна информантка, сообщила, что в детстве хотела стать спортсменкой, но травма спины вынудила изменить планы и поступила учиться на программиста, чтобы не задействовать опорно-двигательную систему (цитата И№1 «Да у меня не получилось поступить немножко по другому направлению. Выбрала в противовес своим основным пожеланиям»).

Следующая категория отсутствие неопределенности. Данная категория выражается интересом к решению логических задач, проведением анализа данных, необходимостью проектирования процесса выполнения работы и выполнением четких инструкций. В 1Т всегда есть структура, есть четкий алгоритм действий, все задачи строго формализованы. Результат чаще всего известен заранее, что существенно облегчает жизнь и рабочий процесс.

Описывая категорию свободы выбора, отмечается, что каждый может найти себе направление, которое ближе по душе и возможность выбрать любой инструмент для разработки и формат взаимодействия. Так, например, в 1Т специальности огромный выбор направлений от компьютерного дизайна до разработки программных обеспечений, различных игр, сайтов, что очень актуально в наше время (цитата И№2 «Когда ты что-то делаешь, и это у тебя работает, и ты приложил к этому какие-то мысли, немножко с капелей какого-нибудь там творчества, ну это радует. То есть там ура, что-то заработало, все считает супер, и это очень большую радость и восторг вызывает»).

Говоря о категории «интерес к компьютерной технике» можно сделать вывод, что, несмотря на то, что информационные технологии ни у одного их информантов не было мечтой, интерес к ним они проявляли с детства. Так, например, одну из информанток дедушка (учитель информатики) с детства обучал основам информатики и вовлекал в профессию. Ей очень нравилось решать логические задачи, писать программные коды и настраивать технику, что в случае успеха вызывало восторг (цитата И№2 «Потому что у меня дедушка учитель информатики, что с детства это все сидело где-то немножко на подкорке. Он со мной занимался, и этим было интересно. То есть он меня одну единственную в школе обучал программированию. Потому что других людей кому было интересно, и чтобы была ли расположенность к этому не было»).

Анализируя категорию виртуальная реальность, мы выявили, что информантки большое значение придают легкости и большего интереса общения с техникой, чем с людьми (цитата И№1 «Интереснее

выполнять какие-то задачи, которые с людьми не получается»; И№2 «Мне больше нравится работать с техникой. Но в общение нормально все, есть просто одна загвоздка, я впадаю в ступор, когда на меня кто-то наезжает, и у тебя не то чёткой уверенности, а в том, что ты действительно прав, когда тебе, например, говорят, что ты не прав, и вот, когда и не чувствуешь в этой уверенности, очень сложно и теряешься»), что послужило мотиву выбора профессии 1Т специалиста.

Юноши. Категория «интерес к компьютерной технике» показывает, насколько информантам важен сам факт проведения времени с компьютерами. Юноши с раннего детства увлекались компьютерными играми, занимательная виртуальная реальность доставляет удовольствие, время бежит незаметно. Один информантов сообщает о том, что в 4 года родители принесли компьютер и с тех пор он с ним не расстается: «даже коробка от этого компьютера осталась» (цитата И№3 «Я просто всё время за компьютером, лет с четырёх»). Нравится сидеть за компьютерами, собираться с друзьями играть в компьютерные игры, не думать ни о чем.

При описании категории здоровье было отмечено, что у одного информанта атипичная депрессия, с которой он справляется, работая с компьютером, поясняя тем, что нет суеты, минимум личного общения, спокойная обстановка, занятия любимым делом в расслабленном состоянии (цитата И№3 «Да, в принципе, это просто. За компьютером мне нравится сидеть. Спокойно, просто никакой суеты, ничего такого»). У другого информанта родители хотели, чтобы он стал врачом, но компьютерная техника с 4 лет привлекает и увлекает в большей степени (цитата И№4 «Отец хотел, чтобы я стал хирургом. Хирургом я не стал. Как есть, примера никакого не было. Но так я не знаю. Ну, может быть, из-за того, что я в детстве сидел все время за компьютером. Может быть, из-за этого и интерес»).

Говоря о категории, свобода выбора, отмечается, что сфера ИТ настолько многогранная и увлекательна, что может найти себя любой человек, изучение программирования увлекательный процесс, есть много интересных задач и говоря об этом у юношей изменилось поведение, которое сопровождалось жестикуляцией и повышением тона голоса.

При описании категории виртуальная реальность акцентируется внимание на том, что мы живем в мире развития информационных технологий, это существенно облегчает жизнь людям, например, такие как: электронные документы, онлайн покупки, банковские карточки - все это делают ИТ специалисты и они всегда будут востребованы в любое время. В наше время без этого невозможно жить. Сейчас не нужно ехать в гости к другу в другой город, очень просто позвонить с различных социальных сетей и общаться, видя друг друга на близком расстоянии. Мы это все прочувствовали, когда начался ковид и почти все работали на удаленном доступе (цитата И№3 «мы живем в мире информатизации, она никого не оставит, пока что ИТ специалист, это наверное, по большей части, если бы так скажем берем не узкие направления, по большей части это ниточка связующая между пользователем и продуктом, мы должны либо сделать продукт, либо доработать продукт, либо объяснить пользователю как использовать, так скажем, это проводники в мир»).

Немаловажная категория отсутствие неопределенности говорит о том, что в работе ИТ всегда все четко структурировано, есть четкая цель и задачи, а также алгоритм действий, по которому решаются те или иные задачи. На последнем месте категория деньги, они имеют значение только у одного информанта, но в то же время у него есть противоречия: (цитата И№3 «Выбрал ИТ для того, чтобы заработать больших денег, но здесь денег не заработаешь»). Не совпадение ожидания и реальности от профессии, но в то же время для того, чтобы увеличить свой доход не прилагает усилий.

Изучив категории у юношей и девушек, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мотивы выбора профессии не зависят от пола и совпадают как у девушек, так и у юношей; однако у юношей появляется дополнительный мотив - деньги. Во-вторых, в категории «виртуальная реальность» юношей интересует техническая сторона, робототехника, автопилоты, автопарковщики, искусственный интеллект и развлекательная сторона, а девушек - легкость общения с техникой. Наконец, в-третьих, в категории

«отсутствие неопределенности» девушек интересовало решение различной степени тяжести задач, а юношей больше мотивировала четкость в постановке целей и работа с алгоритмами. Заключение

Исходя из анализа проведенного исследования можно сделать вывод, что как юношей, так и девушек интересуют одни и те же причины выбора профессии. Есть небольшие различия между группой девушек и юношей в части отношения к категориям виртуальная реальность и компьютерная техника. Одной из весомых причины выбора профессии ИТ-специалиста является свобода выбора, то есть это возможность выбрать множества направлений, инструментов, развиваться как вертикально, так и горизонтально, выбирать для себя более доступные способы коммуникации. Большинство информантов испытывают сложность в общении с людьми, имеют интровертированный тип личности и склонность к математическим наукам. У всех был травмирующий опыт общения с людьми. Список использованной литературы:

1. Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Буданова М.А. Особенности адаптации выпускников на современном рынке труда в условиях изменяющегося социума // Ценности и смыслы. 2016. №4.

2. Пьянкова Л.А. Занятость и формирование професииональных компетенций «работников будущего» // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2021. №54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatost-i-formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-rabotnikov-buduschego (дата обращения: 02.12.2023).

3. Бегма Ю.С. Конкуренция как форма экономических отношений в современном мире // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2012. №12 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-kak-forma-ekonomicheskih-otnosheniy-v-sovremennom-mire-1 (дата обращения: 02.12.2023).

4. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Солдатовой. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.

5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под редакцией А.В. Петровского. Москва, 2005.

6. Бахтиярова Л.Н., Балунова С.А. Профессиональное самоопределение IT-специалистов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-it-spetsialistov-v-vuze (дата обращения: 04.12.2023).

© Рябова А.А., Фадеева Е.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.