ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 158-169 --- ♦ ----
УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_158
Юлия Павловна Санникова, Ирина Владимировна Новгородцева, Михаил Геннадьевич Кочуров
г. Киров
Опыт работы студенческого клуба по формированию семейных ценностей студентов
вуза
Статья посвящена значимой на сегодняшний день теме использования опыта работы студенческого клуба по формированию семейных ценностей у студентов вуза. В материале описывается работа клуба через формы организации внеучебной деятельности обучающихся и преподавателей медицинского университета. Апробирована модель формирования ценности семьи у студенческой молодежи в современных социокультурных условиях, направленная на воспитание готовности к семейной жизни, ответственного супружества и родительства. В статье представлены различные результаты исследования ценностно-смысловой сферы студентов, в том числе в аспекте семьи, обозначена гендерная специфика этих ценностей. В работе описаны использованные формы организации клубной работы и применяемые методы, а также условия создания просветительско-воспитательной среды вуза. Обозначены основные этапы реализации программы.
Ключевые слова: студенческий клуб, формирование, ценностно-смысловая сфера, семейные ценности, студенты.
Yulia Pavlovna Sannikova, Irina Vladimirovna Novgorodtseva, Mikhail Gennadievich Kochurov
Kirov
Experience of a student club in family values formation among university students
The article is devoted to the urgent issue of the experience of a student club in family values formation among university students. The article describes the work of the club through the forms of organization of extracurricular activities of students and teachers of the medical university. The model of family value formation among students in modern socio-cultural conditions aimed at fostering readiness for family life, responsible marriage and parenthood has been tested. The article presents the results of the students' value-semantic sphere including the aspect of the family and identifies the gender specificity of these values. The article describes the using forms and methods of club work organization as well as the conditions for creating an educational environment of the university. The main stages of the program implementation are outlined. Keywords: a student club, formation, value-semantic sphere, family values, students.
Введение. Воспитание в вузе является значимым и многоплановым процессом, включающим в себя разные технологии, формы [1; 3; 5]. Одной из таких форм является студенческий клуб, деятельность которого направлена на создание оптимальных условий для раскрытия творческих способностей студентов, всестороннего и гармоничного развития личности.
В педагогике под клубом понимается добровольное объединение людей. В его основе общие интересы, потребности, совместная деятельность, стремление к получению актуальной информации, прикладных знаний в области семейной психологии, овладение полезными навыками в области семейной коммуникации [3; 6; 7].
Ценностно-смысловая сфера представляет собой область, связанную с ценностями, убеждениями, целями, мотивами, интересами и смыслами в жизни человека. Ценностные ориентации J сложный психологический феномен, включающий направленность и содержание активности личности,
характеризующий систему отношений личности в целом и в частности, определяющий общий
подход человека к миру, к себе, к другому, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностно -смысловая сфера формируется при усвоении социального опыта и обнаруживается в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Исходя из вышеобозначенного, мы видим, что одним из направлений студенческого клуба как формы воспитательной работы высшего учебного заведения выдвигается формирование системы ценностей будущих специалистов, в том числе -семейных, что связано с тем, что семья в жизни каждого человека (особенно будущего специалиста) общества и государства - залог стабильности и процветания любого общества. Именно семья -источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности
[17].
Поэтому именно на формирование ценности семьи мы сделали основной акцент при организации студенческого семейного клуба.
Исследовательская часть. Актуальность формирования ценности семьи у студенческой молодежи в современных условиях обусловлена, с нашей точки зрения, противоречием между
необходимостью организации процесса обеспечения педагогических условий для формирования ценности семьи у студенческой молодежи в рамках клуба и недостаточной разработанностью теоретико-методических и технологических основ ее формирования.
Так, в 2023 году нами был разработан проект «Студенческий клуб «Семейный очаг» как способ профилактики кризиса ценностно-смысловой сферы будущих специалистов». Работа выполнена при финансовой поддержке грантовой программы ФБГОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России № 7-2023.
Цель проекта: разработка и апробация модели формирования ценности семьи у студенческой молодежи в современных социокультурных условиях, направленной на воспитание готовности к семейной жизни, ответственного супружества и родительства.
Задачи проекта:
- изучить систему семейных ценностей студенческой молодежи Кировского ГМУ;
- внедрить разработанную модель формирования ценности семьи в условиях вуза;
- организовать образовательно-просветительскую работу с молодежью по вопросам семейных ценностей, подготовки к вступлению в брак, аспектам репродуктивного здоровья и воспитания студентов с приглашением специалистов разного профиля.
Основные функции проекта:
- информационно-образовательная (повышение уровня психо лого-педагогических знаний участников);
- организационно-коммуникативная (позволит общаться участникам с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться);
- социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий).
Остановимся на основных формах реализации проекта. Широко использовались групповые и индивидуальные формы реализации проекта. В качестве форм индивидуальной работы выступили консультации по вопросам семьи и брака, выполнение проектов, выполнение индивидуальных заданий и поручений. Среди групповых форм работы наибольшее распространение получили лекции, диспуты,
беседы, подготовка и проведение выставок, презентаций.
Среди словесных методов широко были представлены доклады, обсуждения и др. Среди наглядных методов наибольшей популярностью пользовались просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов, оформление выставок, тематических стендов, разработка презентаций, буклетов, брошюр. Практические методы были представлены экскурсиями, играми, конкурсами работ, поисковой работой.
К интерактивным формам работы относились тематические вечера, круглые столы, акции. Синтетические формы работы представлены просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач, книг.
Реализация проекта основана на принципах активности, добровольности и открытости, равенства, уважения и принятия точек зрения друг друга. Основные моменты деятельности клуба представлены в Положении о деятельности клуба «Семейный очаг».
Внедрение проекта началось с констатирующего этапа эксперимента.
Цель этапа: выявить сформированность ценностных ориентаций, семейных ценностей студентов.
В качестве методов сбора данных были использованы:
- методика ценностных ориентаций М. Рокича (список А - терминальные ценности);
- опросник семейных ценностей (М.В. Мартынова, М.С. Константинова).
В качестве методов математической статистики для изучения различий был использован критерий Стьюдента, для оценки сдвигов Т-критерий Вилкоксона.
Экспериментальное исследование
проводилось на базе ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России [9; 10].
В исследовании приняли участие студенты 1 курса специальности Педиатрия в количестве 106 человек, из них: 20 юношей и 86 девушек, в возрасте 18-21 года.
Исследование началось с изучения ценностных ориентаций студентов по методике М. Рокича. Результаты по всей выборке, юношам и девушкам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике М. Рокича
Терминальные ценности Ранги (среднее арифметическое ± стандартное отклонение)
Все М Ж
Активная жизнь 9,3 ±4,8 9,0 ±5,2 9,0 ±5,2
Жизненная мудрость 9,0 ±5,1 9,4±4,9 9.0±5.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 158-169
♦
Здоровье 5,6 ±4,6 5,8±4.9 5.5±4.6
Красота 13,4±4,3 12.8±4.3 13.6±4.3
Интересная работа 9,0 ±3,9 9.3±4.2 8.9±3.9
Любовь 6,9±4,7 7.0±4.7 6.8±4.8
Материально обеспеченная жизнь 8,7±5,1 7.5±5.1 9.1±5.1
Друзья 8,4±4,9 8.9±3.9 8.3±4.1
Общественное признание 13,2±4,3 14.0±4.6 13.1±4.2
Познание 9,5±4,1 7.9±4.4 10.0±4.0
Продуктивная жизнь 9,3±4,4 8.0±3.8 9.6±4.5
Развитие 7,3±4,4 7.1±4.8 7.4±4.3
Развлечение 13,9±3,8 13.9±3.0 13.9±4.0
Свобода 8,5±4,8 9.6±5.5 8.2±4.6
Счастливая семейная жизнь 8,2±5,4 7.7±5.7 8.4±5.3
Счастье других 11,4±5,5 12.4±5.5 11.1±5.5
Уверенность в себе 6,4±4,3 7.8±4.6 6.1±4.2
Творчество 12,9±4,6 13.0±4.2 12.9±4.7
Обозначим основные тенденции в ценностно-смысловой сфере студентов, принявших участие в исследовании:
- для общей выборки самыми значимыми ценностями являются: Здоровье (5,6); Уверенность в себе (6,4); Любовь (6,9). Здоровье оценивается людьми как высшая ценность. Именно оно дает человеку жизненные силы и энергию на реализацию всех задуманных планов и целей. В современном обществе со сложившейся экологической ситуацией и в условиях обостренной конкурентной среды человеку необходимо большое количество силы, чтобы обеспечить себя всеми материальными и духовными благами. Студенты стали бережнее относиться к своему здоровью, чаще посещать больницы. Уверенность в себе также является важной ценностью для общей выборки испытуемых. Такой выбор может свидетельствовать о том, что нынешние реалии предполагают развития у людей уверенности в себе, ассертивного мышления, быстроты реакции -особенностей человеческой личности, которые подразумевают активную жизненную позицию личности. Уверенность говорит о том, что человек четко и точно понимает, что он делает и какими средствами и благами он может достичь намеченных целей. Уверенность позволяет грамотно формулировать собственные мысли и поддерживать здоровую коммуникацию. Именно благодаря этому качеству среди числа прочих
конкурентов можно обратить внимание на себя и свои сильные качества. Любовь - та ценность, которая на протяжении многих лет является важным приобретением в жизни каждого. Любовь - большое и многогранное понятие. Именно она может полностью перевернуть жизнь человека, изменить ход её деятельности, дать человеку позитивный или негативный настрой на мир. Значима она для людей, потому что может вызывать бурный эмоциональный всплеск. Без безусловной любви у человека не может быть доверия к миру, без любви к себе люди не могут до конца реализовать свой жизненный потенциал, без партнерской любви люди не способны создать благополучную семью. Также значимость данной ценности может быть опосредована социальной потребностью индивида - человеку нужен человек.
Наименее важными ценностями являются: Развлечения (13,9), Красота (13,4), Общественное признание (13,2). Данный результат о низкой значимости развлечений может говорить о том, что выборку испытуемых составляют студенты медицинского университета, которые большую часть времени посвящают собственному развитию и самопознанию. Также эта ценность носит досуговый характер, поэтому не является приоритетной. Красота также является малозначимой для данной выборки, скорее всего от того, что воспринимается всеми людьми субъективно и мало от них зависит.
Низкая значимость общественного
признания может свидетельствовать о том, что люди уверены в себе и сфокусированы на собственных успехах и достижениях, мнение и признание других людей являются для них второстепенным фактором;
- для юношей самыми значимыми ценностями являются: Здоровье (5,8); Любовь (7,0); Развитие (7,1). Менее значимые ценности: Общественное признание (14,0); Развлечения (13,9); Творчество (13,0). Здоровье оценивается как самая важная ценность, ведь именно оно дает силы на реализацию всех намеченных целей. Любовь помогает мужчинам быть лучшей версией себя. Развитие является необходимым фактором реализации личности человека. Для мужчины это одна из важнейших целей, благодаря которой он может чувствовать себя психологически зрелым, способным. Общественное признание не является таким значимым, что говорит о сфокусированности личности на собственных достижениях и успехах;
- самыми значимыми ценностями для
девушек являются: Здоровье (5,5); Уверенность в себе (6,1); Любовь (6,8). Менее значимые ценности: Развлечения (13,9); Красота (13,6). Общественное признание (13,0). Девушки также осознают важность такой ценности как здоровье. Уверенность в числе главенствующих целей может говорить о смещении фокуса женщин данной выборки на реализацию собственного потенциала. Любовь является необходимым фактором счастливой жизнедеятельности. Меньше всего женщин интересуют развлечения, что, может, говорит об их повышенной серьезности, ответственности.
Данное исследование показало, что здоровье и любовь являются важнейшими ценностями как для мужчин, так и для женщин. Меньше всего людей интересует общественное признание и развлечения. Статистически значимых различий по критерию Стьюдента обнаружено не было.
Результаты по опроснику семейных ценностей М.В. Мартынова, М.С. Константинова отражены в таблице 2.
Таблица 2
Статистическая обработка результатов исследования по опроснику семейных ценностей
Пол Семейные ценности. Баллы (среднее арифметическое ± стандартное отклонение)
Любовь Продолжение рода Почитание родителей Забота о младших Забота о старших Культура быта
Все 7,4±1,6 6,9±1,8 6,8±1,9 7,4±1,9 8,9±1,3 8,9±1,1
М 7,8±1,5 6,9±2,2 7,1±1,9 7,0±2,0 8,7±1,4 8,8±0,9
Ж 7,3±1,7 6,9±1,7 6,7±2,0 7,5±1,9 9,0±1,3 8,9±1,1
На основании таблицы можно сделать следующие выводы:
- для общей выборки самыми значимыми семейными ценностями являются: Почитание родителей (6,8); Продолжение рода (6,9). Почитание родителей - главенствующая ценность, имеющая высокую значимость в жизни людей. Родители дарят своим детям безусловную любовь, знакомят их с окружающим миром, являются главной опорой и поддержкой. Подобный выбор может быть связан с тем, что студенты ещё не так давно вступили на новый этап своего жизненного пути. Кто-то сменил родной город, кто-то еще не может зарабатывать на свою собственную жизнь, кто-то нуждается в дополнительной поддержке. Связь с родителем во времена студенчества ещё также крепка, как и в школьные годы. Оттого многие дети почитают и ценят своих родителей, гордятся ими.
Второй важной семейной ценностью стало продолжение рода. Студенты уже начинают задумываться о том, что в скором времени и им придется стать родителями для своих детей.
Некоторые в окружении уже имеют семьи, кто-то лишь задумывается об этом. Возможно это также может означать желание любить и быть любимым, быть примером для важных людей, чувствовать значимость собственной жизни.
Наименее значимыми семейными ценностями являются: Забота о старших (8,9); Культура быта (8,9). Подобный выбор может быть связан с культурой воспитания, большее внимание могло уделяться на другие ценности. Также социально-экономические условия нынешней действительности бесспорно влияют на каждого - меняются и ценности личности. Культура быта также уходит на второй план в связи с развитием сферы услуг;
- для мужчин главными семейными ценностями являются: Продолжение рода (6,9); Забота о младших (7,0). Продолжение рода является одним из главных желаний взрослого, осознанного мужчины. Подобным событием он передает свою фамилию детям с целью быть значимым лицом в жизни своих близких людей, закрепить ценности своей семьи в общем роду.
Являясь сильным, мудрым и уверенным в себе, мужчина может заботиться и о младших. Это также добавляет в жизнь значимость, у мужчины растет собственная самоценность - осознание, что ты можешь быть полезен другим своими собственными ресурсами, энергией и силой.
Наименее значимые ценности: Культура быта (8,8); Забота о старших (8,7). В большей степени данный выбор опосредован культурой воспитания и особенностями характера данной выборки людей. Культура быта также является не первостепенной ценностью, от того, что развитый потенциал у мужчин преобладает больше в сферах достижений и самореализации;
- для женщин главными семейными ценностями являются: Почитание родителей (6,7); Продолжение рода (6,9). Такой выбор может говорить о том, что девушкам наиболее важна связь с их родителями, скорее благодаря своей семье они чувствуют комфорт и поддержку. Продолжение рода может являться желанием обрести свою собственную семью, в которой также можно получить тепло, уют и поддержку. Наименее значимые ценности: Культура быта (8,9); Забота о старших (9,0). Воспитание, особенности личности и социально-экономическая ситуация в мире влияет и на ценностную сферу жизнедеятельности каждого. Быт уходит на второй план, даже женщины не рассматривают его на первостепенных позициях. Отсутствие желания заботиться о старших может быть также и фактором негативного опыта, особенностей воспитания.
На формирующем этапе эксперимента нами проводилась работа, направленная на формирование ценностных ориентаций и семейных ценностей студентов. Нами была разработана и апробирована модель развития ценностно-смысловой сферы будущих специалистов. (Рис.1).
Предложенное нами моделирование основано на том, что развитие ценностно-смысловой сферы будущих специалистов осуществляется поэтапно, все включенные элементы комбинируются между собой. В связи с чем наша модель включает в себя цель, подходы, компоненты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностный, рефлексивный), этапы (организационный, этап реализации и рефлексивный). Модель позволяет раскрыть сущность, внутреннюю структуру и логику комплексного процесса развития ценностно-смысловой сферы будущих специалистов, совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Разрабатывая модель, мы опирались на понятие модели как копии реального объекта, которая воспроизводит те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, которые являются определяющими по отношению к результатам, а также на подход В.В. Давыдова о том, что модель представляет собой приближенный аналог рассматриваемого предмета или явления.
Созданная нами модель является целостным, открытым, динамичным образованием и дает возможность сделать целенаправленным процесс формирования развития ценностно-смысловой сферы будущих специалистов и определить соответствие поставленной цели конечному результату.
В содержание модели включены подходы:
- личностно-ориентированный -предполагает поддержку процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности, развитие неповторимой индивидуальности каждого участника работы клуба;
- системный подход - обеспечивает целостность формируемого нами явления с учетом всех связей и отношений, в единстве составляющих его частей;
- деятельностный подход - предполагает собственную активность личности в процессе формирования ценностно-смысловой сферы, а также подключение разнообразных форм деятельности в ходе реализации модели;
- гуманистический подход - направлен на создание условий для самореализации личности студентов; опирается в качестве приоритета на духовно-нравственные ценности личности.
Включенные в модель компоненты представляют собой единую основу развития ценностно-смысловой сферы будущих специалистов и позволяют оценить ее динамику:
- когнитивный - включает систему знаний о ценностно-смысловой сфере личности; специальные психологические знания, полученные в процессе как собственной жизнедеятельности, так и в специально-организованных формах; обмен информацией;
- эмоциональный - выражается в реализации потребности в эмоциональном контакте, переживании данных ценностей, определенном к ним отношении, их эмоциональную привлекательность; поведенческий - представлен системой межличностного взаимодействия, готовностью не только на уровне знаний, но и на уровне привычных моделей поведения реализовывать систему ценностей;
2024, no 1(61), pp. 158-169 ----- ♦ ---
Модель развития ценностно-смысловой сферы
Цель
Ф армирование ценности семьи у студенжскон ыолрдежн в современных
с пцшжультурвых уел овиях
Теоретически подходы
Личносгно-ориентированный подход Гуманистиче ский подход Системный подход Деягельносгны йподход
Рис. 1. Модель процесса развития ценностно-смысловой сферы будущих специалистов
- ценностный - означает работу над осознанием и расставлением приоритетов, иерархии в ценностно-смысловой сфере личности, определение собственных приоритетов, их обоснование;
- рефлексивный - отражает проявления самоанализа, самопознания и т.д.
Реализация модели возможна при следующих условиях:
- использование алгоритма, включающего компоненты и этапы развития ценностно-смысловой сферы будущих специалистов;
- использование педагогических технологий, дидактических форм, методов и средств в процессе реализации модели;
- разработка критериев оценки развитости ценностно-смысловой сферы будущих специалистов; включают в себя три уровня: низкий, средний и высокий.
Нами были определены критерии оценки развитости ценностно-смысловой сферы будущих специалистов:
- низкий уровень - базовые знания о ценностно-смысловой сфере, в том числе своей личности будущих специалистов, проявляющиеся в отсутствии целостной картины, неготовности следовать данным приоритетам на практике, ориентированность исключительно на прагматичные ценности;
- средний уровень - удовлетворительные знания о ценностно-смысловой сфере, неустойчивость жизненных приоритетов, включение в них как прагматичных, так и духовно-нравственных ценностей;
- высокий уровень - глубокие знания о ценностно-смысловой сфере личности, устойчивость жизненных приоритетов, приоритет духовно-нравственных ценностей в ценностно-смысловой сфере личности, готовность следовать им.
Развитие ценностно-смысловой сферы будущих специалистов осуществлялось в соответствии с этапами.
Первый, организационный этап, связан с формированием потребности в развитии ценностно-смысловой сферы, определении ценностного отношения к важным, сущностным аспектам своего бытия.
На втором этапе реализации внимание направлено на приобретение и усвоение целостной ценностно-смысловой картины мира, в том числе взгляда на самого себя как личность и профессионала, на учебно-профессиональную и профессиональную деятельность, на решение задач включения всех компонентов (когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого, ценностного).
Третий этап - рефлексивный, связан с оценкой, анализом системы мероприятий,
реализации психолого-педагогически условии развития ценностно-смысловой сферы, подведением итогов, поиском вариантов устранения недостатков, планированием дальнейшей деятельности.
На втором этапе развития ценностно -смысловой сферы нами использовались разнообразные технологии, формы и методы, которые мы представим ниже.
Нами были определены три основных направления работы Клуба, руководство которых осуществляли преподаватели кафедры [2; 4; 9; 10; 12; 20]:
1.Киноклуб. Студенты по заранее обозначенной тематике смотрели короткометражные фильмы, мультфильмы и обсуждали их с точки зрения психологической проблематики.
2.Игровой клуб. В интерактивном формате с использованием настольных психологических игры обсуждались значимые с точки зрения семьи темы (игра «Семейные правила», «Семейные псисекреты», «Свой среди своих», конструктор «Арка», др.).
3.Дискуссионный клуб. На заранее обозначенную тему выбирались спикеры, которые делали сообщение, задавали проблемные вопросы, организовывали совместное обсуждение обозначенной проблемы.
Для реализации данной цели применялись разнообразные формы и методы. Рассмотрим их [2; 4; 20]:
1. Метод проектирования.
Проектирование в рамках нашего исследования выступало как средство ценностно-смыслового развития студентов. Базируясь на деятельностном подходе данный метод предполагал самостоятельный выбор темы с учетом собственных интересов, целеполагание, прогнозирование, планирование и
проектирование внутри темы, диагностическую и поисковую, рефлексивную части. Проективный метод в нашем случае предполагал анализ собственной жизненной позиции, своего жизненного пути с точки зрения семьи тем: родительства, материнства и отцовства, супружества.
Было реализовано восемь проектов по таким темам как: «Семейная родословная», «Семейные традиции», «Семейная слава», «Истории любви в нашей семье» [11; 20]. Работа могла быть представлена в печатном и в цифровом формате): реферат, эссе, сочинение; видеоролик (до 5 минут, с аннотацией); фотографии, рисунки, плакаты, коллажи с аннотацией; буклет, брошюра, презентация в программе Power Point. Например, в теме «Свадебные традиции: национальный колорит» тематические направления конкурса были: «Как мы выбираем друг друга: школа женихов и невест», «Семейная свадебная история», «Счастливые браки заключаются на небесах»,
«Свадебные традиции и обряды народов мира», «Свадьба как поэзия семейной жизни», «Двух сердец - одно решение», «День рождения нашей семьи». В теме проекта ««Отец как защита и опора»» возможными направлениями стали: «Сразу после Бога идет отец (В.А. Моцарт)», «Без хороших отцов нет хорошего воспитания», «Отец как дорога в большой мир», «Отцовская любовь», «Чудесное слово «папа», «Стать отцом довольно просто, сложнее быть им», «Папа - это первый герой сына и первая любовь дочери! (Джон Локк)».
2. Киноклуб. Реализация проекта включала просмотр кинофильмов на семейную тематику с обсуждением и элементами социально-психологического тренинга. Выбор фильма мог определяться как ведущим, так и участниками киноклуба. Во время обсуждения вскрывается разница мировоззрений присутствующих, происходит глубокая межличностная встреча, формируется иное понимание реальности, более целостное и включающее в себя ценностный пласт, появляются другие решения различных жизненных ситуаций. Такой формат работы не предполагает назидательной позиции, что создает ощущение безопасности в общении, оставляет пищу для раздумий, выявляет существующие стереотипы, в которых они привыкли воспринимать окружающий мир. Участники пробуют думать, формулировать свою позицию и выражать ее, а также корректировать под влиянием других мнений, учатся слушать и слышать, обосновывать свою позицию, аргументировать и озвучивать ее другим. Перед просмотром ведущий может давать информацию о тематике фильма, о его создателях, о проблемах, какие затрагивает фильм, советует на что-то обратить особое внимание.
Широко использовался и такой вариант киноклуба, когда рассматривались только отрывки из кинофильма, обычно наиболее значимые фрагменты. В ходе анализа фильмов были задействованы разные приемы работы: это могли быть и вопросы аудитории, дописывание и переписывание сценария фильма, а также рассказ ведущего, его комментирование значимых с точки зрения темы моментов, в том числе могло быть задействовано видение самого ведущего произведения, ответы на вопросы, как аудитории студентов, таки ведущего, причем ведущим могли быть как преподаватели, так и студенты, участвующие в проекте. В качестве фильмов для просмотра нами активно брались как отечественные, так и зарубежные киноленты, преимущество отдавалось короткометражным фильмам. Особого внимания заслуживали художественные фильмы о врачах, их семейной и профессиональной жизни. Например, к фильму «Джузеппе Москатти. Исцеляющая сил любви», посвящённому профессиональной деятельности известного итальянского врача, были составлены
следующие вопросы для обсуждения, некоторые из них: Какой смысл Джузеппе Москатти вкладывает в понятие "исцеляющая любовь"? Как это понятие проявляется в его врачебной практике, в его личной жизни, отношениях с сестрой, невестой? Как главный герой относится к своим пациентам, и какую роль здесь играет "исцеляющая любовь"? Каким образом Джузеппе Москати понимает свою миссию как врача? Каков смысл профессии врача? Какими жизненными ценностями и убеждениями обладает Москатти и как они влияют на его поступки в фильме? Что можно сказать о личной философии Москатти, его отношении к жизни и к людям? Какие жизненные ценности и убеждения главного героя могут служить примером для зрителей и для вас лично? Какие внутренние конфликты переживает Москатти на протяжении фильма, и как он их разрешает, как он с ними справляется? Как главный герой относится к себе, к своим достижениям и неудачам? Каково его отношение к семье? Какое место в его жизни занимает семья? Чем он похож или, наоборот, отличается в этом от вас? В чем, по вашему мнению, заключается основная идея этого фильма, и чему он может научить зрителей? Чему зритель может научиться у Москатти, исходя из его жизненной философии и профессиональной деятельности?
3. Групповая дискуссия.
В ходе групповой дискуссии каждый участник чувствовал себя включенным в принятие решения, что укрепляло собственную позицию каждого члена. Решение подготавливалось постепенно, шаг за шагом, и принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии (решение было принято группой). Применение дискуссионного метода позволяло решать такие задачи, как обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулированию проблемы; рассмотрение ситуации широко и глубоко, целостно, так как в одиночку данная проблема сложно решается в силу эгоцентричности позиции человека, влияния личного опыта, собственных стереотипов на восприятие ситуации; формирование способности критически оценивать и защищать свои убеждения. Применение дискуссионных методов обучения дает возможность сопоставлять противоположные позиции, видеть проблему с разных сторон; уточнять взаимные позиции, устранять скрытые конфликты, вырабатывать групповое решение, придавая ему статус групповой нормы; способствовать вовлечению участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; повысить эффективность в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность и ответственность.
Нами использовались такие виды групповых дискуссий: а) панельную дискуссию (проводится в больших группах, свыше 40 человек); б) «снежный ком» (наработка и согласование мнений всех членов группы, активное обсуждение участников); в) «квадро» (выяснение и обсуждение мнений в группе) получение обратной связи относительно высказанных преподавателем или кем-то из обучающихся тезисов и суждений); г) «приоритеты» (сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же темы); д) «мозговой штурм» (является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу).
В качестве иллюстрации приведем пример дискуссии на такую тему как «Счастливая семья: миф или реальность?» и рассмотрим структуру проведенной работы с использованием данного метода. Дискуссия «Счастливая семья: миф или реальность??» основана на следующих этапах работы: 1) сначала проблема ставится и анализируется в ходе дискуссии; 2) затем студенты выясняют мнение своего окружения, используя анкеты, составленные по итогам обсуждения; 3) результаты опроса становятся основой для заключительной беседы. Ожидаемый результат: осознание необходимости
нравственного выбора между семьей и карьерой. Каждый студент-участник предварительно заполняет анкету «Счастливая семья: миф или реальность??» Формируется три команды: «те, кто за миф», «те, кто за реальность», «те, кто считают, что и то и другое одинаково важно». Ведущий не объявляет, как нужно разделиться. Участники сами группируются.
Основные результаты применения метода дискуссии основаны на том, что человек обучается новому поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, на основании наблюдения за другими людьми, что имеет место быть в процессе дискуссии.
Групповые дискуссии проводились нами с интервалом 1 раз в 2 недели. За 3 месяца (с февраля по май 2023 года) было проведено шесть дискуссий по шести темам [8; 9; 10; 13; 14; 20].
4. Создание просветительско-
воспитательной среды:
- создание информационного сообщества в ВК - группы «Семейный очаг», куда выкладывалась информация о мероприятиях проекта (конкурсах, встречах, награждениях участников);
- ежемесячное проведение конкурсов по семейной тематике: «Семейная слава», «Отец как защита и опора», «Семейная родословная», «Чудо
рождения», «Мама - первое слово», «История любви в нашей семье», «Национальные свадебные традиции», в которых принимали участие студенты и преподаватели. Итогом конкурсов стали составленные родословные студентов до 6 колена, видео о самом лучшем папе, презентация о традициях семей, эссе-размышления студентов о людях, прославивших их род - участниках СВО, ВОВ);
- проведение тематических встреч: «Как договариваться в паре?», «О мужественности и женственности», «О дружбе», «Иерархия и роль мужчины и женщины в семье», «Языки любви», «Гражданский брак: за и против», «Нужны ли современному человеку дети?», «Влюбленность, любовь или созависимость?», «Опасные рифы и мели семейной жизни», «Счастливы вместе навсегда: миф или реальность?» и др. Встречи проводились в основном преподавателями нашей кафедры, но также были и приглашенные гости, всего более 24 встреч за год, с примерной частотой 1 раз в две недели;
- организация тематической лаунж-зоны, где создано пространство для отдыха, общения, дискуссий. Лаунж-зона оснащена мягкими скамейками с цветными подушками, искусственными цветами, оборудована журнальным столиком, буклетницей с полезными материалами, подставкой для книг, где в свободном доступе находится литература по семье;
- регулярные выставки по семейной тематике, в том числе к значимым семейным праздникам (Международный день отца, День матери, День Петра и Февронии). Всего было организовано пять выставок («О семье и семейных ценностях», «Национальные свадебные традиции народов мира», «Как становятся папами или психология отцовства», «Мама - первое слово», «О семейных традициях»). В структуру каждой выставки входили как информационные материалы, так эмоционально насыщенный фоторяд, формирующий позитивный имидж семьи в жизни человека;
- периодическая обновляемая выставка книг, журналов по тематике семье в открытом доступе для чтения (философская, психологическая, художественная литература);
- буклетница с материалами по вопросам семьи, представленная буклетами на значимые темы, предложенные и выбранные студентами («Этапы развития отношений в семье», «Языки любви», «Противоположности притягиваются?», «О проекции в отношениях,» «Ревность или верность», «Как мы выбираем половинку», «О мужественности - женственности», «Гимн любви», «Почему мы сливаемся с другими людьми», «Как пережить расставание», «Почему мы ревнуем», «Как лучше узнать собеседника», «Значимость брака в разных странах мира»). Буклеты использованы нами в оформлении стендов;
- оформление стендов. Нами было оформлено 4 стенда: цитаты известных людей о семье, притчи о семье, рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в семье, фотографии счастливых семей, результаты участия в конкурсах-эссе студентов, проекты;
- разработаны две рабочих тетради преподавателями совместно со студентами по формированию семейных ценностей «Анатомия семейного счастья: арттетрадь для работы над собой» и «Территория счастья: тетрадь-путешествие в мир человеческих отношений»;
- проведение тематических экскурсий по следам нашего великого земляка В.М. Бехтерева в Вятке, организованные и проведенные для
студентов и преподавателей нашего университета. Акцент делался в том числе на ценностно-смысловой сфере главного героя, его внутрисемейных отношениях в годы пребывания в нашем городе [9; 10; 16; 18; 19].
На контрольном этапе эксперимента в качестве методов математической статистики использовался непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Критерий обратный - чем меньше его значение - тем больше сдвиг. Нами была выбрана шкала терминальных ценностей М. Рокича «Счастливая семейная жизнь».
Результаты анализа сдвига ценности «Счастливая семейная жизнь» методики М. Рокича по Т-критерию Вилкоксона приведены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ сдвигов ценности «Счастливая семейная жизнь» методики М. Рокича
Средний ранг 1 срез Средний ранг 2 срез Значения Т-критерия
11,2 8,2 51,0**
Примечание: **р<0,01
Как видно из таблицы 3, выявлен значимый Результаты анализа сдвига семейных ценностей
сдвиг, т.е. использованные нами формы и методы по опроснику семейных ценностей Т-критерием
оказали эффективное воздействие на Вилкоксона приведены в таблице 4.
формирование семейных ценностей.
Таблица 4
Анализ сдвигов семейных ценностей по опроснику семейных ценностей М.В. Мртынова, М.С.
Конст антинова
Семейные ценности Средний балл 1 срез Средний балл 2 срез Значения Т-критерия
Любовь 7,4 8,1 50,0 *
Продолжение рода 6,9 7,8 18,0**
Почитание родителей 6,8 7,6 77,0
Забота о младших 7,4 7,9 51,0*
Забота о старших 8,9 9,2 35,5
Культура быта 8,9 9,3 36,0
Примечание: *р<0,05; **р<0,01
Как видно из таблицы 5, возросли значимость любви, продолжения рода, заботы о младших [9; 10].
Заключение. В работе представлены основные функции и направления работы студенческого клуба по формированию ценностно-смысловой сферы. Исследование ценностно-смысловой сферы показало, что наиболее значимыми ценностями для студентов являются: здоровье; уверенность в себе; любовь. Данное исследование показало, что здоровье и любовь являются важнейшими ценностями как для мужчин, так и
для женщин. Меньше всего людей интересует общественное признание и развлечения. Для общей выборки самыми значимыми семейными ценностями являются: почитание родителей и продолжение рода, менее значимыми - забота о старшем поколении и культура быта. Описаны основные направления работы Клуба: дискуссия, проектная деятельность, киноклуб и игровой клуб. В работе в качестве основных элементов просветительско-воспитательной среды
выступают: создание информационного сообщества в ВК силами студентов; ежемесячное
проведение конкурсов по семейной тематике; регулярное проведение тематических встреч; организация тематической лаунж-зоны с книгами по семейной тематике в открытом доступе; регулярные выставки по семейной тематике, в том числе к значимым семейным праздникам; размещение на стендах материалов по вопросам
семьи, буклеты на значимые темы, предложенные и выбранные студентами; для самостоятельной работы силами студентов разработаны рабочие тетради по формированию семейных ценностей; проведение тематических экскурсий,
посвященных великим землякам с включением информации ценностного плана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Болдырева, О.Е. Социально-психологическая коррекция нравственных ценностей подростков, вступивших в контакт с законом / О.Е. Болдырева, Т.М. Бугакова, Ю.А. Полосина. - Текст : непосредственный // Вызовы новой реальности в образовании и науке : сб. ст. Междунар. науч.-практ. online конф. (20 мая 2020 г.). - Курск : Изд-во Юго-Зап. гос. ун-т, 2020. - С. 71-74.
2. Ворокова, Н.Х. Формирование нравственных ценностей и ценностных ориентаций современного студенчества на основе имитационного моделирования жизненных ситуаций / Н.Х. Ворокова. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 17-23.
3. Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы : монография / под общ. ред. д-ра пед. наук А.В. Пономарева. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), 2022. - 344 с. - Текст : непосредственный.
4. Горбунова, Н.В. Девальвация ценностей современной молодежи: причины и пути коррекции / Н.В. Горбунова. -Текст : непосредственный // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Ялта, 2019. - С. 54-59.
5. Иванайская, Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов : автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Т.Л. Иванайская. - Оренбург, 2010. - 25 с. - Текст : непосредственный.
6. Каширский, Д.В. Психология личностных ценностей : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Каширский Дмитрий Валерьевич. - Москва, 2014. - 58 с. - Текст : непосредственный.
7. Кочуров, М.Г. Семейные ценности в структуре ценностных ориентаций молодежи / М.Г. Кочуров. - Текст : непосредственный // Интеграция мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2023. - С. 195-199.
8. Кочуров, М.Г. Групповая дискуссия как метод коррекции ценностных ориентаций молодежи / М.Г. Кочуров, Т.И. Крылова. - Текст : непосредственный // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2023. - С. 208-212.
9. Кутбиддинова, Р.А. Методы активного социально-психологического обучения : учеб.-метод. пособие / Р.А. Кутбиддинова. - Южно-Сахалинск : из-во СахГУ, 2014. - 136 с. - Текст : непосредственный.
10. Левин, К. Динамическая психология : избр. тр. / К. Левин ; под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой ; сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Леонтьев, Е. Ю. Патяева. - Москва : Смысл, 2001. - 572 с., фот. : ил., табл. -(Живая классика). - Текст : непосредственный.
11. Ливцов, В.А. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в системе высшего образования / В.А. Ливцов.
- Текст : непосредственный // Молодёжь и общество: проблемы и подходы. - Москва : ГРИНТ, 2016. - С. 48-60.
12. Мищенко, В.А. Формирование образа семьи в средствах массовой информации России : дис. ... канд. соц. наук / Мищенко Владимир Анатольевич. - Москва, 2014. - 163 с. - Текст : непосредственный.
13. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков : учеб.-метод. пособие / О.В. Эрлих [и др.] ; Дворец детского (юношеского) творчества Моск. р-на Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2014.
- 403 с. : табл. - Текст : непосредственный.
14. Москвичева, Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Л. Москвичева. - Санкт-Петербург, 2000. - 19 с. - Текст : непосредственный.
15. Перелыгина, И.В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Перелыгина. - Москва, 2008. - 23 с.
- Текст : непосредственный.
16. Санникова, Ю.П. Специфика восприятия традиционных семейных ценностей студентами медицинского вуза / Ю.П. Санникова, Е.П. Кириллова, Н.А. Исаев. - Текст : непосредственный // Духовная безопасность и традиционализм : материалы Междунар. науч.-просветит. конф. - Киров, 2023. - С. 131-136.
17. Сидоренко, О.А. Профессионально-ценностные ориентации и их формирование у студентов в процессе подготовки в вузе / О.А. Сидоренко. - Текст : непосредственный // Психология обучения. - 2007. - № 12. - С. 62-79.
18. Сорокина, Т.Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Сорокина Татьяна Юрьевна. - Самара, 2007. - 22 с. - Текст : непосредственный.
19. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. профес. образования / А.П. Панфилова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 191 с. : табл. -(Высшее профессиональное образование. Педагогические образование). - Текст : непосредственный.
REFERENCES
2024, no 1(61), pp. 158-169 ---- ♦ ---
1. Boldyreva O.E., Bugakova T.M., Polosina Ju.A. Social'no-psihologicheskaja korrekcija nravstvennyh cennostej podrostkov, vstupivshih v kontakt s zakonom [Socio-psychological correction of moral values of adolescents who have come into contact with the law]. Vyzovy novoj real'nosti v obrazovanii i nauke: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. online konf. (20 maja 2020 g.) [Challenges of a new reality in education and science]. Kursk: Izd-vo Jugo-Zap. gos. un-t, 2020, pp. 71-74.
2. Vorokova N.H. Formirovanie nravstvennyh cennostej i cennostnyh orientacij sovremennogo studenchestva na osnove imitacionnogo modelirovanija zhiznennyh situacij [Formation of moral values and value orientations of modern students based on simulation modeling of life situations]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija [Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 2009, no. 3, pp. 17-23.
3. In A.V. Ponomareva (ed.) Vospitatel'naja dejatel'nost' v vuze: sovremennye podhody: monografija [Educational activities at the university: modern approaches]. Ekaterinburg: Ural'skij federal'nyj universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina (UrFU), 2022. 344 p.
4. Gorbunova N.V. Deval'vacija cennostej sovremennoj molodezhi: prichiny i puti korrekcii [Devaluation of the values of modern youth: causes and ways of correction]. Profilaktika deviantnogo povedenija detej i molodezhi: regional'nye modeli i tehnologii: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies]. Jalta, 2019, pp. 54-59.
5. Ivanajskaja T.L. Vneuchebnaja dejatel'nost' kak faktor professional'nogo samoopredelenija studentov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Extracurricular activities as a factor of professional self-determination of students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Orenburg, 2010. 25 p.
6. Kashirskij D.V. Psihologija lichnostnyh cennostej. Avtoref. dis. d-ra psihol. nauk [Psychology of personal values. Ph. D. (Psychology) thesis]. Moscow, 2014. 58 p.
7. Kochurov M.G. Semejnye cennosti v strukture cennostnyh orientacij molodezhi [Family values in the structure of value orientations of youth]. Integracija mirovoj nauki i tehniki: novye koncepcii i paradigmy: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Integration of world science and technology: new concepts and paradigms]. Stavropol', 2023, pp. 195-199.
8. Kochurov M.G., Krylova T.I. Gruppovaja diskussija kak metod korrekcii cennostnyh orientacij molodezhi [Group discussion as a method of correcting the value orientations of youth]. Sociokul'turnye i psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i: aktual'nye voprosy soprovozhdenija i podderzhki: materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Socio-cultural and psychological problems of the modern family]. Cheboksary, 2023, pp. 208-212.
9. Kutbiddinova R.A. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija: ucheb.-metod. posobie [Methods of active socio-psychological education]. Juzhno-Sahalinsk: iz-vo SahGU, 2014. 136 p.
10. Levin K. Dinamicheskaja psihologija: izbr. tr. [Dynamic psychology]. Leont'ev D.A(eds.). Moscow: Smysl, 2001. 572 p.
11. Livcov V.A. Problema duhovno-nravstvennogo vospitanija molodezhi v sisteme vysshego obrazovanija [The problem of spiritual and moral education of youth in the higher education system]. Molodjozh' i obshhestvo:problemy ipodhody [Youth and society: problems and approaches]. Moscow: GRINT, 2016, pp. 48-60.
12. Mishhenko V.A. Formirovanie obraza sem'i v sredstvah massovoj informacii Rossii. Dis. kand. soc. nauk [Formation of the image of the family in the mass media of Russia. Ph. D. (Social Sciences) diss.]. Moscow, 2014. 163 p.
13. Jerlih O.V., et al. Model' formirovanija semejnyh cennostej u detej i podrostkov: ucheb.-metod. posobie [The model of formation of family values in children and adolescents]. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2014. 403 p.
14. Moskvicheva N.L. Sem'ja v sisteme cennostnyh orientacij lichnosti studenta. Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Family in the system of value orientations of the student's personality. Ph. D. (Psychology) thesis]. Sankt-Peterburg, 2000. 19 p.
15. Perelygina I.V. Psihologicheskie uslovija stanovlenija cennostno-smyslovyh ustanovok studentov v processe samoproektirovanija zhiznennoj pozicii. Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Psychological conditions for the formation of value-semantic attitudes of students in the process of self-projecting a life position. Ph. D. (Psychology) thesis]. Moscow, 2008. 23 p.
16. Sannikova Ju.P., Kirillova E.P., Isaev N.A. Specifika vosprijatija tradicionnyh semejnyh cennostej studentami medicinskogo vuza [The specifics of the perception of traditional family values by students of a medical university]. Duhovnaja bezopasnost' i tradicionalizm: materialy Mezhdunar. nauch.-prosvetit. konf. [Spiritual security and traditionalism]. Kirov, 2023, pp. 131-136.
17. Sidorenko O.A. Professional'no-cennostnye orientacii i ih formirovanie u studentov v processe podgotovki v vuze [Professional value orientations and their formation among students in the process of preparation at the university]. Psihologija obuchenija [Psychology of learning], 2007, no. 12, pp. 62-79.
18. Sorokina T.Ju. Osobennosti brachno-semejnyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Features of marital and family attitudes of student youth. Ph. D. (Psychology) thesis]. Samara, 2007. 22 p.
19. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlja studentov uchrezhdenij vyssh. profes. obrazovanija [Innovative pedagogical technologies. Active learning]. Moscow: Akademija, 2013. 191 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Ю.П. Санникова, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].
И.В. Новгородцева, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 158-169 --- ♦ ----
М.Г. Кочуров, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии, психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Y.P. Sannikova, Ph. in Psychological sciences, Associate Professor, Department of Clinical Psychology, Psychology and Pedagogy, Kirov State Medical University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected].
I.V. Novgorodtseva, Ph. D. in Pedagogy, Lecturer, Department of Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia, email: [email protected].
M.G. Kochurov, Ph. in Psychological sciences, Associate Professor, Department of Clinical Psychology, Psychology and Pedagogy, Kirov State Medical University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected]