Научная статья на тему 'Опыт работы по программе «У. М. Н. И. К. » в Томском государственном университете'

Опыт работы по программе «У. М. Н. И. К. » в Томском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3824
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майер Георгий Владимирович, Дунаевский Григорий Ефимович, Галажинский Эдуард Владимирович, Куровская Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы по программе «У. М. Н. И. К. » в Томском государственном университете»

инновационным пояс университетов

к 15-летию ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ

Опыт работы по программе «У.М.Н.И.К.»

в Томском государственном университете

Г. В. Майер,

д. ф.-м. н., ректор ТГУ, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования

Г. Е. Дунаевский,

д. т. н., проректор по НР ТГУ, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Э. В. Галажинский,

д. п. н., профессор, чл.-корр. РАО

Л. В. Куровская

к. б. н., руководитель программы ■ в ТГУ

«У.М.Н.И.Ю

В Томском государственном университете с 2006 года ведется работа по программе «У.М.Н.И.К.» — «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Данная программа предназначена для поддержки инновационноактивной молодежи и ее научнотехнических проектов. И является, на наш взгляд, самой мощной программой в России по поддержке коммерчески-ориентирова-ных научных работ студентов и молодых ученых.

За более чем 2 года своего существования, программа неоднократно дорабатывалась и в настоящее время налажена скоординированная работа между Фондом содействия, его региональными представительствами, предприятиями-операторами (через которые осуществляется финансирование УМНИКов) и победителями программы. Такой положительный пример во многом связан с тем, что руководство Фон-

да содействия в лице его основателя Ивана Михайловича Бортника и генерального директора Сергея Геннадьевича Полякова каждую минуту находятся на связи со всеми звеньями этой сложной цепочки, включая УМНИКов — непосредственных исполнителей инновационных разработок. Это позволяет руководству «держать руку на пульсе», быстро принимать важные решения, делает систему более гибкой и ориентированной на максимально положительный результат.

Отбор победителей программы «У.М.Н.И.К.»

При Фонде содействия создана система координаторов по приоритетным научным направлениям. Это крупные ученые, которые, каждый в своем направлении, координируют работу по отбору инновационных разработок на научных конференциях. Студент или молодой ученый, прошедший конкурсный отбор и получивший 200 тысяч рублей, расходует их в

течение первого года в условиях ежеквартальной отчетности. Если проект, по мнению организаторов, развивается эффективно, то по итогам общего годового отчета принимается решение о продлении финансирования на второй, заключительный, год программы в том же объеме.

Всевышеперечисленное, включая финансирование в 400 тысяч рублей, тем не менее, ни в коей мере не делает УМНИКа должником Фонда содействия и не накладывает на него никаких моральных обязательств. Если по истечении одного-двух лет, попробовав себя в роли менеджера, он решит, что это не для него, то он вправе вернуться в науку. Программа дает возможность не только развить свои идеи, но и разобраться в себе. Ведь среди УМНИКов много перспективных ученых, а, если ученый уходит в бизнес — назад, как правило, уже не возвращается. Тонко настроенное конкурсное сито это учитывает: «пропускает» ученых и «оставляет» менеджеров.

В 2007 и 2008 годах в Томском государственном университете было аккредитовано 10 мероприятий, на которых проводился отбор победителей программы «У.М.Н.И.К.». Экспертными комиссиями конференций было заслушано несколько сотен докладов и проведен отбор победителей программы не только из Томска, но и из других городов России: Москва, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Казань, Ижевск, Бийск. Победителями программы «У.М.Н.И.К.» являются как студенты, магистранты и молодые ученые вузов, так и аспиранты и научные сотрудники академических и отраслевых институтов.

Сопровождение победителей программы «У.М.Н.И.К.» малым предприятием

Правильно расходовать полученные средства помогают специалисты: каждый УМНИК в зависимости от тематики разработки прикрепляется к какому-либо наукоемкому малому предприятию, работающему в соответствующем направлении. Это решение оказалось наиболее продуктивным с точки зрения достижения результатов программы, так как УМНИКи имеют возможность оперативно получить консультации опытных специалистов, здесь им оказывается техническая и технологическая поддержка и т.д. Положительный опыт такой схемы работы с УМНИКами имеет малое предприятие при Томском государственном университете ООО «РИД» — участник программы «СТАРТ». По итогам года работы

из шести участников программы: один молодой ученый защитил кандидатскую диссертацию, оформил патент и близок к реализации своей идеи в виде продукции; четыре человека планируют защиту кандидатской диссертации на 2009 г., один из них работает по своей теме в составе малого предприятия «РИД». Два человека после завершения программы «У.М.Н.И.К.» планируют открыть свое предприятие и претендуют на участие в программе «СТАРТ».

Такая форма сопровождения победителей программы «У.М.Н.И.К.» придает им дополнительную уверенность, они видят потребность в их деятельности как в части научной составляющей, так и в практической реализации. Молодые люди получают возможность планировать свою дальнейшую научную деятельность и коммерциализацию полученных результатов самостоятельно, осмысленно и на более длительный срок, и, что очень важно, опираясь на собственные результаты работы. Это напрямую приводит к закреплению талантливой молодежи одновременно и в научно-технической сфере, и в инновационном бизнесе.

Финансовая поддержка Фонда содействия очень актуальна для молодежи, даже если у них есть иные источники дохода, например, двое из шести победителей программы «У.М.Н.И.К.-2007», курируемых ООО «РИД», участ-

вуют в строительстве собственных квартир на условиях ипотечного кредитования.

Первые УМНИКи, которые проходили по пилотному проекту в ООО «РИД», скоро завершат работу по программе. Руководство предприятия в дальнейшем будет следить за судьбой своих подопечных, оказывать им всестороннюю поддержку и привлекать их для сопровождения новых УМНИКов.

Однако есть проекты, которые не укладываются в тематику инновационных предприятий, существующих сегодня вокруг томских вузов, для них при ТГУ создано отдельное предприятие ООО «ТРИУМФ», где таким УМНИКам оказывается необходимое обслуживание, в том числе консалтинг и финансово-бухгалтерское сопровождение.

Консалтинговая и психологическая поддержка УМНИКов

Тем, кто всерьез настроен на коммерциализацию своих идей, Фонд помогает развивать их до уровня полноценного коммерческого проекта. Для этого Фондом содействия организуются ежегодные обучающие семинары на базе десяти организаций, одной из которых является Томский государственный университет.

Наряду с обучающими семинарами, с 2007 г. факультет

ИННОВАЦИИ II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК II февраль 2009

105

инновационным пояс университетов

К 15-летию ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ

психологии Томского государственного университета осуществляет психолого-образовательное сопровождение процесса вхождения в инновационную деятельность победителей программы «У.М.Н.И.К.». Конкретным пси-холого-образовательным результатом такого рода сопровождения является актуализация социально-личностных компетенций, овладение которыми обеспечивает эффективное вхождение этой категории интеллектуально-одаренной молодежи в инновационную деятельность. Разработана программа диагностики степени выраженности у участников конкурса следующих социально-личностных компетенций:

• понимание своих возможностей (собственной идентичности в ее постоянной динамике);

• умение соотносить собственные возможности и возможности окружающей среды, использовать их для своего развития;

• соотношение собственных возможностей и возможностей образовательной среды, умение видеть возможности обра-

зовательной среды в контексте задач собственного развития;

• умение работать со своим потенциалом и потенциалом среды для создания инновационного продукта.

По результатам диагностики создана уникальная электронная база данных участников программы «У.М.Н.И.К.», выделены типы индивидуальных траекторий вхождения в инновационную деятельность.

На основании результатов психодиагностического исследования субъектов инновационного пространства экономики и образования (400 УМНИКов из 20 городов России; резидентов ресурсных центров (бизнес-инкубаторов), функционирующих при университетах России; а также лиц, стабильно и успешно работающих в инновационной сфере), разработана программа тренингового сопровождения. Цель данной программы состояла в формировании психологической готовности интеллектуально-одаренной молодежи к вхождению в инновационную деятельность и ее успешному осуществлению.

Был проведен цикл тренинговых занятий с УМНИКами с учетом выявленных особенностей индивидуальных траекторий вхождения молодых людей в инновационную деятельность. Задачами данных занятий являлись:

1) Осознание собственных потенциальных возможностей, рассмотрение собственных целей и субъективного качества жизни в контексте потребностей сообщества (мировых тенденций, государства, региона), осознания необходимости развития и изменения как условия, удовлетворяющего качество жизни. На этих занятиях использовались специальные технологии создания побуждающего будущего, трансформации общих знаний в личный опыт, планирования достижения цели, подключение ресурса, необходимого для самореализации.

2) Актуализация и развитие способности человека усиливать интенсивность своей деятельности, выходя за рамки условий ситуации, способность к самотран-сценденции, к конструированию сред для собственного развития. В основе ее формирования — осознанная ценность и навыки ответственности, гибкости, креативности, позитивного психологического настроя (отношение к себе, людям, миру), активной мыслительной деятельности. Здесь использовались технологии коммуникативной стресс-трансформации, творческой работы в разных видах деятельности (мыслительной, продуктивнохудожественной) в индивидуальной и коллективной формах.

3) Конструирование жизненного успеха: развитие оптимальных жизненных стратегий и стилей

деятельности, обеспечивающих гарантированное продвижение к успеху через освоение технологий: самопонимания, создания идеального образа «Я» и построение оптимального поведения;стрессме-неджмента как трансформации трудных ситуаций в задачи и возможности собственного развития; развития социальной чувствительности и умения взаимодействовать в коллективной инновационной деятельности, овладения энергией конфликта, управления здоровьем как личностным ресурсом.

Программы системы тренингового сопровождения включали в себя такие методики, как: интерактивные упражнения, ролевые игры, деловые игры, имитационное моделирование, групповой анализ, мозговой штурм, информационные блоки (мини-лекции), демонстрация; груповые дискуссии (свободные и структурированные; тематические, биографические, интеракционные), экшн-диагнос-тика, анализ проблемных ситуаций, анализ конкретных случаев (case study), обратная связь, обсуждение опыта участников, задания для самостоятельной работы, балинтовская группа.

К проявившимся эффектам тренинговой работы можно отнести следующее:

1. Участники тренингов (победители конкурса «У.М.Н.И.К.») открыли для себя целый пласт гуманитарных (психолого-образо-вательных) технологий, которые стимулируют развитие социально-личностных компетенций, необходимых для успешной инновационной деятельности, а также тот факт, что данные технологии доступны и представлены в рамках тренингов, коучинга, учебных курсов, к которым можно обращаться как к источнику развития.

2. Участники программы получили возможность обновить, уточнить и скорректировать представление о себе, своих возможностях, сильных сторонах и ограничениях, то есть актуализированатакая социально-личностная компетентность

как «понимание своих возможностей» (собственной идентичности в ее постоянной динамике).

3. В процессе реализации развивающей программы участники получили возможность сформировать представление об особенностях личности и поведения других УМНИКов, о разрабатываемых ими проектах, сложностях, с которыми они сталкиваются, о способах, с которыми эти сложности преодолеваются, обменяться опытом реализации инновационных проектов, позиционировать себя — что является важной предпосылкой формирования инновационного сообщества молодежи как основы успешной реализации стратегии инновационного развития.

4. Также значимым эффектом проведенной программы тренингов и коучинга можно считать понимание участниками того факта, что инновационная деятельность касается не только создания и распространения технических новшеств, но и преобразования, изменения в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны и носят творческий характер.

Заключение

Программа «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия (так же как и другие программы Фонда) исключительно своевременна и объединяет усилия Фонда, образовательных учреждений и инновационных предприятий. По итогам двух лет совместной работы между Фондом содействия и Томским государственным университетом сформирован отлаженный механизм отбора и сопровождения победителей программы «У.М.Н.И.К.». В ТГУ для них проводятся обучающие семинары по вопросам коммерциализации научных разработок и психологические тренинги. Важно отметить, что обучение и тренинговая работа проводится не только для томичей, но и для широкого круга иногородних участников программы «У.М.Н.И.К.». Мы надеемся, что такой пример всесторонней поддержки молодежной элиты наукоемкого бизнеса способствует развитию российской науки и промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.