Научная статья на тему 'Опыт работы математического факультета по подготовке преподавательских кадров'

Опыт работы математического факультета по подготовке преподавательских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы математического факультета по подготовке преподавательских кадров»

Из жизни вуза

103

В. ДАЛИНГЕР, профессор

Опыт работы математического факультета по подготовке преподавательских кадров

Подготовка преподавательских кадров для высшей школы в Омском государственном педагогическом университете осуществляется через аспирантуру и докторантуру. Аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (математика) » в ОмГПУ была открыта в 1993 г., а докторантура по этой специальности - в

2001 г. За время их работы по названной специальности было подготовлено 68 кандидатов и 4 доктора педагогических наук. В аспирантуре и докторантуре обучались аспиранты и докторанты из России (Барнаул, Екатеринбург, Омск, Ишим, Красноярск, Куйбышев, Новокузнецк, Москва, Тара, Томск, Тюмень, Чита), Казахстана (Кокшетау, Петропавловск, Павлодар), Монголии. В последние годы аспирантура пополняется выпускниками магистратуры, которая была открыта на математическом факультете ОмГПУ в

2002 г. Для Омска и Омской области подготовлено 43 кандидата педагогических наук, из них 12 работают в ОмГПУ, а 6 - в нашем филиале (Тара).

Из общего числа защищенных кандидатских диссертаций 21 работа посвящена проблемам обучения математике в вузе, а 47 работ - проблемам обучения математике в школе и средних специальных учебных заведениях. Приведем примеры защищенных кандидатских диссертаций,посвя-щенных проблемам обучения математике студентов вузов: Е.В. Эпова - «Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел»; Л.М. Нуриева - «Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом университете »; Т.Н. Щедно-ва - «Реализация модульно-рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза »; Н.В. Щукина - «Наглядность как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов при

обучении математическому анализу»; П.В. Кийко - «Математическое моделирование как системообразующий фактор в реализации межпредметных связей математики и спецдисциплин в обучении будущих экономистов »; Л.В. Васяк - «Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач ».

Анализ тем диссертационных работ показывает, что они отвечают основным направлениям модернизации российской системы высшего профессионального образования. Среди них:

■ переход вузов на двухуровневую подготовку специалистов;

■ внедрение в учебный процесс вузов новых стандартов;

■ переход вузов на Болонскую систему подготовки специалистов;

■ формирование у будущего специалиста профессиональной компетентности;

104

Высшее образование в России • № 6, 2008

я обеспечение результативности и качества образования;

■ внедрение в высшую школу модуль-но-рейтинговой системы обучения и др.

За время обучения аспиранты в обязательном порядке посещают семинар по проблемам педагогики и психологии высшей школы, а затем пишут рефераты и сдают зачеты по педагогике и по психологии. Такая форма работы позволяет будущему преподавателю или преподавателю, уже работающему в вузе и обучающемуся в аспирантуре, знакомиться с психолого-педагогическими аспектами процесса формирования у студентов профессиональной компетентности, с активными методами обучения студентов, с современными технологиями обучения.

Конструирование и реализация образовательного процесса на семинарахоснованы на субъект-субъектных отношениях, которые учитывают требования гуманистической концепции образования (толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и сотрудничество), направленные на:

• обогащение различным содержанием субъектного опыта аспирантов путем создания педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность;

• создание атмосферы заинтересованности, обстановки естественного самовыражения, применение активных форм и методов общения (диалог, обсуждение, дискуссия, полемика);

• использование дидактического материала, позволяющего выбирать вид, форму учебной работы и содержание в соответствии с интересами и способностями;

• оценку деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Основными формами организации образовательного пространства и образовательного процесса являются диалог, взаимодействие, сотрудничество, интеграция. Основой педагогического целеполагания, отбора содержания, методов и средств образовательного процесса служит ориентация на формирование менталитета личности, на взаимо-

действие и достижение когнитивной совместимости людей, их духовной интеграции.

Приоритетными являются развивающие функции обучения, обеспечивающие проявление творческой активности обучающихся.

Аспирант за время обучения проходит учебно-педагогическую практику в объеме 50 часов, проводит в ее рамках семинарские, лабораторные и практические занятия со студентами, читает лекции. Как правило, решение проблем диссертационного исследования предполагает постановку педагогического эксперимента(в ряде случаев - выполнение более масштабной опытно-экспериментальной работы). Субъектами, участвующими в таком педэксперимен-те, являются преподаватели и студенты вузов. В его рамках в группах студентов апробируется новое предметное содержание, инновационные формы, методы и технологии обучения. Такая работа с аспирантами позволяет им стать конкурентоспособными специалистами и впоследствии более успешно вливаться в профессорско-преподавательский коллектив факультетов.

Обозначим проблемы, связанные с подготовкой преподавательских кадров для высшей школы.

С 2009 г. учебный процесс в вузах будет организовываться с использованием системы зачетных единиц (кредитов), т.е. осуществляться по нелинейной схеме, для которой характерно:

• обеспечение свободы вуза в формировании основных образовательных программ;

• введение более совершенной системы планирования и организации учебного процесса, увеличение доли самостоятельной работы студентов;

• расширение возможностей студентов в выборе направления или специальности подготовки, личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;

• введение системы зачетных единиц для измерения трудозатрат студентов по каждой дисциплине;

• менеджмент качества обучения на

Из жизни вуза

105

основе балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин;

• вовлечение в учебный процесс академических консультантов, помогающих студентам выбрать индивидуальную образовательную траекторию, в частности блок изучаемых дисциплин и др.

Все это делает необходимым организацию специальной подготовки аспирантов, готовящихся к преподавательской деятельности в вузе. В этом плане широкие возможности предоставляет психолого-педагогический семинар, который аспиранты обязаны посещать.

Немаловажное значение имеет разработка аспирантами научно-педагогических проблем, связанных с использованием в высшей профессиональной школе системы зачетных единиц. Для этого им следует предложить соответствующую тематику диссертаций.

Ддя реализации системы зачетных единиц используются три формы учебного плана по каждому направлению (специальности):

• базовые (стабильные) учебные планы - для определения содержания и трудоемкости учебной работы каждого студента;

• индивидуальные учебные планы -для выбора индивидуальной образовательной траектории студентов;

• рабочие учебные планы - для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей.

По степени обязательности и последовательности усвоения содержания обучения базовый учебный план включает три группы дисциплин:

• «А» - изучаются обязательно и строго последовательно во времени;

• «Б» - изучаются обязательно, но, возможно, не последовательно;

• «В» - изучаются студентом по выбору.

В каждую из перечис-

ленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в базовых учебных планах специальностей, направлений подготовки бакалавров и магистров.

Отмеченный факт определяет необходимость подготовки аспирантов - будущих преподавателей высшей школы - к проектированию и реализации целевого, содержательного и процессуального компонентов методической системы обучения студентов в новых условиях, отвечающих требованиям Болонской декларации. Эта работа может проводиться как в рамках психолого-педагогического семинара, так и в ходе учебно-педагогической практики аспирантов.

Актуальной темой научно-исследовательской деятельности аспирантов в области педагогики может стать проблематика, связанная с максимальной унификацией учебных планов смежных направлений (специальностей) в рамках нелинейной системы организации учебного процесса. (В контексте указанного направления своевременными становятся проблемы интеграции учебных дисциплин, проблемы реализации межпредметных связей и др.)

Тематика диссертационных работ аспирантов по педагогике и по частным методикам должна касаться также проблем мониторинга качества обучения студентов и проблем организации академического рейтинга студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.