Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА САНЭПИДНАДЗОРА ЯКУТСКА'

ОПЫТ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА САНЭПИДНАДЗОРА ЯКУТСКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА САНЭПИДНАДЗОРА ЯКУТСКА»

Источником поступления газа (токсичного вещества) явилась система ливневого стока в районе Вешняковской и Фрязевской улиц, расположенных по разные стороны железной дороги, но связанных между собой единой системой ливневого стока.

Изучение сложившейся чрезвычайной ситуации показало, что причиной избирательного попадания газа из системы ливневого стока в школу № 795 явилось его активное "закачивание" через воздухозабор системы воздушного отопления с поступлением из дренажной и ливневой канализации школы, не имеющей гидрозатвора.

Специалистами научного центра экологической токсикологии' с помощью методов аналитической химии было доказано, что только наличие бутилмсркаптана в системе ливневого стока может объяснить токсическую концентрацию газа в школе № 795, куда это вещество активно поступало через воздухозабор.

В результате совместных поисков и целенаправленных обследований территории мы пришли к выводу, что наиболее вероятными пунктами слива остатков частично окисленного бутилмеркаптана могли быть территория железной дороги, находящаяся между двумя микрорайонами регистрации запаха на Фрязевской и Вешняковской улицах, связанных между собой единой системой ливневого стока; и, кроме того, специализированная мойка вагонов в электродепо "Новогиреево", территория которой является самой высокой отметкой в системе ливневого стока, где органолептически ощущался запах меркаптана и инструментально были обнаружены органические соединения серы, свидетельствующие о наличии здесь бутилмеркаптана незадолго до проведения обследования.

Следует указать, что во время обследования школы № 795 к нам стали активно обращаться за помощью учителя и учащиеся еще одной школы. Речь идет об уже упоминавшейся выше школе № 409, расположенной рядом со школой № 795 на той же Фрязевской ул.

Жалобы пострадавших практически были такими же, что и в школе № 795. Естественно, возник вопрос о механизме попадания газа и в школу № 409.

Проанализировав ситуацию (в этой школе и в ее подвале запах меркаптана в момент проведения обследования уже не ощущался) и установив тот же механизм проникновения газа в школу № 409, что и в шкоду № 795, мы высказали предположение, что в результате аварии на

1 Под руководством канд. биол. наук А. Ф. Фитина.

теплотрассе в пределах школы № 409 в ее ливневую канализацию поступило большое количество горячей воды, повлекшее за собой возникновение гидрозатвора, который в результате и способствовал прекращению ранее отмечавшегося поступления газа в эту вторую школу.

При ревизии ливневой канализации школы № 409 наша рабочая гипотеза полностью подтвердилась: ливневые колодцы и вся ливневая канализация в школе № 409 были полностью залиты водой (возник естественный гидрозатвор). Вероятнее всего, до аварии на теплотрассе газ частично просочился в школу № 409, что в дальнейшем и подтвердили результаты клинического обследования детей этой школы, выявившего сходную симптоматику возникших заболеваний.

Поиск источника токсического выброса продолжается. По факту возникновения заболеваний в школах возбуждено уголовное дело.

Выводы. 1. Появление специфического запаха меркаптана в системе ливневого стока на Фрязевской и Вешняковской улицах связано со сбросом в нее отходов промышленного производства меркаптана.

2. Наиболее вероятна привозная природа появления в микрорайоне этого химического вещества (в автоцистернах или железнодорожных цистернах). В системе ливневого стока обнаружены органические соединения серы (дибутилдисульфид и дибутилтрисульфид), со всей определенностью свидетельствующие, что основным компонентом токсического выброса (слив в ливневую канализацию) явился бутил меркаптан — продукт много-тоннажной химии.

3. Наличие бутилмеркаптана в системе ливневого стока позволяет объяснить создание токсического диапазона его концентрации в школе № 795, куда это вещество в газообразном состоянии активно поступало через воздухозабор школы. Аналогичным был механизм поступления токсичного газа и в школе № 409.

4. Наиболее вероятными местами слива остатков частично окисленного бутилмеркаптана могли быть железная дорога (территория пропарки цистерн), проходящая между двумя микрорайонами, где регистрировался неприятный запах (на Фрязевской и Вешняковской улицах, связанных между собой единой системой ливневого стока); специализированная мойка вагонов на территории депо "Новогиреево", территория которой является самой высокой отметкой в системе ливневого стока, где органолептически ощущался запах меркаптана и инструментально были обнаружены органические соединения серы.

Полупила 26.06.9S

С Д. А. АЛЕКСЕЕВ. 1998 УДК 614.3/.4(571.56-25)

Д. А. Алексеев

ОПЫТ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА САНЭПИДНАДЗОРА ЯКУТСКА

Городской центр Госсанэпиднадзора, Якутск

В 1996 г. Центр Госсанэпиднадзора Якутска отметил 75-летие образования санитарной службы города и 55-летие организации санэпидстанции.

На торжественном вечере, посвященном этим датам, был проведен анализ деятельности учреждения, санитарно-эпидемиологической обстановки, роли, которую занимает санитарная служба в охране здоровья населения.

Анализ санитарно-эпидемиологической обстановки в Якутске свидетельствует о ее стабилизации, несмотря на напряженность эпидемиологической ситуации (группа кишечных инфекций, сапьмонеллсз и др.) в других регионах России, притока большого числа рабочих из дальнего и ближнего зарубежья, где имеются эпизодические очаги СПИДа, холеры.

Показатели инфекционной заболеваемости по Якутску и его пригородам в течение 5 лет имеют тенденцию к снижению. Так, заболеваемость по сумме острых кишеч-

ных заболеваний снизилась в 1,4 раза. В 1990 г. показатель заболеваемости на 100 000 населения составил 1738,21, а в 1995 г. — 1270,65, в том числе заболеваемость дизентерией снизилась в 2,5 раза. Заболеваемость вирусными гепатитами в 1990 г. составила 211,7, а в 1995 г. — 291,4, в том числе вирусным гепатитом в 2 раза. В 2 раза снизилась заболеваемость малыми капельными инфекциями (скарлатина, ветряная оспа, коревая краснуха).

До 1993 г. регистрировались единичные случаи дифтерии, а с марта 1993 г. начался подъем ее заболеваемости. Сразу же было принято постановление о проведении сплошной иммунизации всего населения города. Городским центром проводился тщательный контроль за проведением этого мероприятия и противоэпидемическими мерами. За 3 года удалось стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по дифтерии, и по итогам первого полугодия 1996 г. заболеваемость ею снизилась

в 2 раза (тогда как по Российской Федерации рост заболеваемости дифтерией отмечается в течение 5—6 лет).

Центр Госсанэпиднадзора стан серьезной помехой для поступления все возрастающего количества продуктов питания из-за рубежа, не отвечающих требованиям безопасности для человека.

При непосредственном участии сотрудников центра разрабатывались целевые комплексные программы "Вакцинопрофилактика", "Анти-СПИД" и проводилась значительная работа по реализации республиканских и федеральных программ.

За последние 3 года городским центром н&южено 3150 штрафов на предприятия и должностные лица, допустившие санитарные нарушения, возбуждено 105 уголовных дел, приостановлена эксплуатация более 643 объектов, не отвечающих санитарным требованиям. В результате указанных мер административного воздействия предотвращены десятки случаев санитарных правонарушений, которые могли повлечь за собой массовые заболевания и отравления людей.

В столице по-прежнему тяжелое положение с качеством подаваемой населению питьевой воды, хотя санитарной службой и этот вопрос поднимается на всех уровнях. Также наиболее остро стоят вопросы загрязнения природной среды, ухудшения условий труда, обеспечения населения доброкачественными продуктами питания.

Растет заболеваемость туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, но это напрямую зависит от экономического благосостояния населения и должно решаться едиными комплексными программами и на уровне исполнительной власти.

Развитие новых экономических отношений в санитарной службе особенно после создания Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по санэпид-надзору и принятию Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", связано с ужесточением и действенностью санитарного надзора за предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности.

При дефиците бюджетного финансирования возникает необходимость изыскания дополнительных средств для выполнения стоящих перед центром Госсанэпиднадзора задач социальной защиты сотрудников, укрепления материальной базы учреждения.

Безостановочная инфляция способствует ухудшению материального положения работников и не позволяет обеспечивать финансирование службы из бюджетных источников в необходимом объеме.

Дополнительным источником финансирования являются работы, выполненные центром для юридических и физических лиц на договорной основе. Выполнением платных услуг и работ занимаются врачи и их помощники во всех отделениях и лабораториях центра.

Средства, полученные за платные услуги и работы распределяются согласно коллективному договору. До настоящего времени Центр Госсанэпиднадзора руководствовался приказом № 91 от 07.09.93 "О выполнении платных работ и услуг органами, учреждениями и предприятиями Госсанэпиднадзора Российской Федерации". Сейчас для определения стоимости платных услуг и работ разработан и утвержден председателем Госкомитета Республики Саха |РС(Я)1 по санэпиднадзору И. Я. Егоровым новый прейскурант цен.

Основная доля поступающих внебюджетных средств расходуется на заработную плату, социальную защиту сотрудников, развитие санитарной службы (приобретение оборудования, инвентаря, реактивов, ремонт и т. п.). Например, только за первое полугодие 1996 г. израсходовано 124 млн 500 тыс. руб. на горюче-смазочные материалы, 32 млн руб. на запчасти, 40 млн руб. на приобретение бланков и бумаги, 81 млн руб. на медикаменты, 150 млн руб. на приобретение мягкого и твердого инвентаря. Кроме этого, покрыта часть расходов бюджета на заработную плату, проезд в очередной отпуск и т. п.

С целью обеспечения защиты трудовых и социально-экономических прав сотрудников администрация центра работает в тесном контакте с профкомом. На протяжении 4 лет в коллективе принимается коллективный договор и ад-

министрация 2 раза в год отчитывается о его выполнении. Коллективный договор состоит из 7 разделов:

— общая часть;

— прием на работу, порядок расторжения трудового договора, подготовка кадров, повышение квалификации;

— оплата труда;

— отпуска;

— социальное развитие коллектива;

— охрана труда;

— дополнительные гарантии профсоюзной деятельности.

В каждом разделе обе стороны (и администрация, и профком) договариваются о своих обязательствах.

В приложениях к коллективному договору четко сформулировано положение о премировании, определен перечень работников с вредными условиями труда и ненормированным рабочим днем.

Из года в год в этот договор вносятся изменения и дополнения. Основным источником финансирования статей договора являются бюджетные средства, которые коллектив зарабатывает сам, выполняя на договорной основе работы для юридических и физических лиц.

На основании договора оказывается материальная помощь в случаях смерти близких родственников, юбилейных дат (50, 60, 70 лет) в размере 15 минимальных зарплат. Выделяются средства на приобретение детских новогодних подарков. Периодически проводится торговля продуктами через буфет в счет заработной платы.

Строго по графику предоставляются очередные отпуска, которые складываются из 24 рабочих дней основного отпуска и 21 рабочего дня за работу на Крайнем Севере, от 6 до 12 дней за вредные условия или ненормированный рабочий день (согласно приложениям).

Кроме того, предоставляются краткосрочные отпуска с сохранением заработной платы на бракосочетание, юбилейные даты, похороны, рождение ребенка и т. д.

Решаются вопросы охраны груда и техники безопасности, выделяются средства на спецмолоко. В зимнее время сотрудники, проживающие в отдаленных микрорайонах, обеспечиваются транспортом для доставки на работу и с работы. Дети сотрудников отдыхают в пионерских лагерях, посещают бассейн. В 1996 г. 2 группы детей выезжали за пределы республики (в Юрмалу и Болгарию). Ежегодно 1 июня дети выезжают на природу.

Не забыты и неработающие пенсионеры. Им к 9 мая и в День пожилых людей вручаются продуктовые наборы. Большим стимулом к плодотворной работе служат проводимые вечера отдыха, посвященные различным праздникам (8 марта, День работника здравоохранения, День Матери и т. д.).

Вместе с тем коллективный договор выполняется не в полном объеме из-за недостаточного и нерегулярного финансирования, особенно по разделам "Охрана труда" и "Социальное развитие коллектива".

Исходя из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

— за истекшие 5 лет после создания Госкомитета РС(Я) по санэпиднадзору и центра Госсанэпиднадзора Якутска и выхода из структуры Министерства здравоохранения РС(Я) стабилизировалась санитарно-эпидемиологическая обстановка в Якутске;

— принятые законы РФ и РС(Я) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" позволили снизить ряд показателей инфекционной заболеваемости, улучшить санитарное состояние столицы Республики Саха, осуществить строгий надзор за лечебно-профи-лактическими учреждениями;

— введенная в центре бригадная форма оплаты труда способствовала творческой активности сотрудников, повышению ответственности за результаты труда, материальной заинтересованности, снижению заболеваемости членов коллектива;

— заработанные внебюджетные средства позволили укрепить материально-техническую базу центра, решить специальные вопросы и сохранить высококвалифицированный коллектив.

Поступила 09.04.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.