Научная статья на тему 'Опыт психопросветительской работы со студентами московских вузов'

Опыт психопросветительской работы со студентами московских вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмилович А.А., Басова А.Я., Шмилович А.Л.

Результатом настоящего психолого-психиатрического и социологического тестирования явилось подтверждение высокой актуальности и значимости проведения в студенческой среде мероприятий психогигиенической, психопросветительской, психообразовательной, психотерапевтической, лечебно-диагностической и реабилитационной направленности. Решение этой задачи в широком масштабе позволит значительно повысить квалификацию будущих специалистов, а также удержать в вузах тех «особенных» студентов, которые в перспективе, при условии сохранения их психического здоровья, могут пополнить интеллектуальный ресурс государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шмилович А.А., Басова А.Я., Шмилович А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience psychoeducational work with students of Moscow universities

The result of this psychological-psychiatric and sociological testing was confirmation of high relevance and importance of the activities in the student's environment psychohygienic, psychoeducational, psychoeducational, psychotherapeutic, medical diagnostic and rehabilitative orientation. The solution to this problem on a broad scale will significantly improve the qualification of future professionals and to hold in the universities of those "special" students who in the future, while maintaining their mental health, can replenish the intellectual resource of the state.

Текст научной работы на тему «Опыт психопросветительской работы со студентами московских вузов»

ОПЫТ ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ

А.А. Шмилович1, д-р мед. наук, доцент, врач высшей категории А.Я. Басова2, доцент, канд. мед. наук, врач высшей категории А.Л. Шмилович3, президент региональной общественной организации «Клуб психиатров»,

канд. мед. наук

1Кафедра психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова

2Центр душевного здоровья «Альтер» 3Медико-реабилитационное отделение ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева

Результатом настоящего психолого-психиатрического и социологического тестирования явилось подтверждение высокой актуальности и значимости проведения в студенческой среде мероприятий психогигиенической, психопросветительской, психообразовательной, психотерапевтической, лечебно-диагностической и реабилитационной направленности. Решение этой задачи в широком масштабе позволит значительно повысить квалификацию будущих специалистов, а также удержать в вузах тех «особенных» студентов, которые в перспективе, при условии сохранения их психического здоровья, могут пополнить интеллектуальный ресурс государства.

Ключевые слова: невротические расстройства, дизонтогенез, стигматизация, психообразование, психотерапия, психопросветительская работа.

Психическое здоровье студенческого социума неоднократно становилось предметом научных интересов многих исследователей [Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков Е.А., 1982; Северный А.А., Ануфриев А.К., 1987]. Согласно эпидемиологическим данным отдела психического здоровья ВОЗ, интегративный показатель психической заболеваемости среди студентов «принадлежность к случаю заболевания» (поперечный срез) составляет с некоторой погрешностью от 20 до 25 %. При этом доля студентов, у которых в процессе обучения в вузе хотя бы раз развивалось то или иное расстройство психики, составляет, по данным разных эпидемиологических исследований, до 70 %. Значительный удельный вес среди прочих (около 39 %) в этой группе занимают пограничные психические нарушения невротического происхождения. Ведущий синдром невротического расстройства — астенический. Развиваясь на младших курсах, они достигают своего максимума к зимней сессии 3 курса. Затем вероятность развития этих расстройств на 4-5 курсах снижается, становясь минимальной к выпускным экзаменам. Аффективные нарушения в студенческой популяции отмечаются у 20-30 %

всех опрошенных, а суицидальные тенденции, связанные с депрессией, среди студентов встречаются в два раза чаще, чем в общей популяции [Зорко Ю.А., 1998]. Ряд крупных клинико-эпиде-миологических исследований демонстрируют высокую распространенность среди студентов экзогенно-органических нервно-психических расстройств [В.Н. Судаков, 1990; В.Я. Семке, Б.С. Положий, 1990] — до 44 % от всей выявленной психопатологии. Распространенность расстройств шизофренического спектра у студентов университетов, по данным некоторых зарубежных исследований, составляет от 3 до 25 %. До 18 % студентов (в некоторых работах — до 33 %) злоупотребляют алкоголем и ПАВ.

Таким образом, данные подавляющего числа клинико-эпидемиологических исследований указывают на высокую представленность различных психических расстройств у студентов в условиях повышенного физического и психоэмоционального напряжения, сопряженного с учебным процессом. Среди студентов, имевших изначально высокие баллы, а в дальнейшем скатившихся до глубокой академической неуспеваемости, основной причиной этого становится недиагностированная и нелеченая психопатология, приводящая к тяжелой дезадаптации. Отсутствие в большинстве случаев доступной и квалифицированной психолого-психиатрической помощи, необходимой для профилактики, своевременной диагностики и лечения психических расстройств у студентов, приводит к серьезным и невосполнимым потерям будущих талантливых квалифицированных специалистов.

Многолетняя педагогическая деятельность авторов этой статьи позволяет проследить видоизменения психолого-социального портрета студентов за последние десятилетия.

Рассмотрим специфические черты психологического портрета российского студента 2010-х гг:

• человек, прошедший через психотравми-рующие жернова ЕГЭ и невротизированный о высоким уровнем ответственности за ошибки ^ в некорректно составленных тестах. В рамках ,_ этой невротизации часто развивается большое

А.А. Шмилович, А.Я. Басова, А.Л. Шмилович. Опыт психопросветительской работы со студентами московских вузов // СОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ 2017, № 1

СОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ

о сч

количество обсессивно-компульсивных и тре-вожно-фобических расстройств, тесно связанных с последующими процедурами прохождения любого контроля знаний;

• человек с акселерацией развития когнитивных функций и с задержками развития аффективной сферы и коммуникативных навыков (дети Интернета и соцсетей). Эти проявления социогенного дизонтогенеза нередко становятся основой для аутизации и приводят к неспособности устанавливать близкие связи со сверстниками, необходимые для моральной поддержки во время сдачи зачетов и экзаменов. Кроме этого, недоразвитие коммуникативности не позволяет проявлять гибкость и аффективный резонанс в диалогах с требовательными и принципиальными экзаменаторами;

• человек, внезапно вышедший из пубертата во взрослую жизнь с жесткими требованиями среды. Эти требования (в отличие от советской и ранней перестроечной эпохи) включают в себя, прежде всего, вопросы достаточного материального обеспечения, имеющие для многих жизненно важное значение. Необходимость разрываться между учебой и тяжелой подработкой становится источником цейтнотов, дефицита сна, неправильного питания и приводит к невротической астенизации;

• человек, находящийся в состоянии неослабевающей конкуренции со сверстниками. Этот нюанс взаимоотношений в студенческой среде также является психологической спецификой современной молодежи, так как уже со студенческой скамьи большинству учащихся становится очевидным, что превосходство в уровне знаний и освоения практических навыков перед однокурсниками создает преимущества на тесном рынке труда в отношении выгодного трудоустройства и быстрого карьерного роста. Это становится причиной возникновения серьезных препятствий для формирования открытых, доверительных, эмоционально насыщенных, дружеских и теплых отношений с однокурсниками.

Особенности социального статуса современного студенчества также не способствуют укреплению их психического здоровья. Социальная ниша большинства студентов начала XXI века такова:

• человек, испытывающий серьезный финансовый дефицит и сильно комплексующий по этому поводу;

• человек, находящийся в окружении большого количества соблазнов, что становится серьезным испытанием для морально-этических установок личности;

• человек, планирующий семью, при отсутствии в большинстве случаев возможностей для ее создания;

• человек, проживающий во фрустрирующих социально-бытовых условиях (общежитие или на иждивении у родителей).

Цикл психиатрии и медицинской психологии, проводимый по программе на 5 курсе медицинского вуза, когда многие студенты уже перенесли те или иные психические расстройства, становит-

ся тем «диагностическим лакмусом», который мотивирует их после каждой лекции выстраиваться в очередь к преподавателю для конфиденциальной беседы о своем психическом нездоровье.

Обобщая собственные клинические наблюдения об обратившихся за медицинской помощью студентах, авторы статьи составили достаточно пессимистический профиль психического нездоровья сегодняшнего студенчества:

• высокий уровень невротизации — астено-вегетативные, тревожно-фобические, обсессив-но-компульсивные, аффективные, истерические, ипохондрические, психосоматические и другие психогенные нарушения;

• большая распространенность эндогенной психической патологии с преобладанием рекуррентных депрессий и шизотипического расстройства;

• значительная частота наркологической патологии с тенденцией к снижению числа случаев алкоголизма, опийной наркомании и ростом распространенности злоупотребления стимуляторами и синтетическими каннабиоидами;

• проблемы нехимических аддикций, преимущественно связанных с длительным пребыванием в веб-пространстве.

Как было отмечено ранее, одним из ключевых факторов, определяющих уязвимость и высокую реактивность в отношении длительно действующих социально-психологических средовых воздействий, является психический дизонтогенез — нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга. Результатом такого дизонтогенеза являются асинхронии развития, которые в студенческой среде представлены преимущественно задержками в развитии аффективной сферы и коммуникативных навыков с компенсаторной акселерацией когнитивных (преимущественно интеллектуальных) функций. Эта категория студентов представляет собой достаточно малочисленную группу молодых людей (по сравнению с гармонично развитыми личностями), часто отличающихся незаурядными способностями и талантами, позволяющими надеется на их успешное развитие в научной сфере. Именно на этих студентов многие преподаватели возлагают большие надежды, представляя их в будущем передовыми учеными в той или иной области. Однако генетическая предрасположенность, дизонтогенез и психосоциальные стрессоры приводят к развитию у них психопатологии. Не получая адекватную лечебно-диагностическую помощь, они выпадают из учебного процесса и, в отличие от гармонично развитых студентов, остаются «за бортом» вуза.

Многие из них отказываются от посещения психиатра по причине стигмы. Последствиями психиатрической стигматизации в студенческой среде становятся поздние обращения или необращения за помощью к профессионалам. Не-

редки в этих ситуациях, особенно в медицинских вузах, случаи ошибочного самолечения, часто усугубляющего имевшиеся расстройства психики. В случаях, когда студент не стигматизирован и мотивирован на получение психиатрической помощи, этому препятствует либо потенциальная угроза отчисления из вуза в случае обращения в ПНД, либо отсутствие финансовых возможностей для обращения за анонимной помощью в частное учреждение.

Одним из ярких в российской психиатрии событий 2016 г. стал организованный Московским клубом психиатров IV фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны». Фестиваль запомнился его участникам уникальными по своим масштабам и организации мероприятиями творческой и арт-терапевтической направленности, проходящими на ведущих культурных площадках столицы. Безусловно, главной целью этого грандиозного биеннале, объединившего более 7 тыс. человек из 40 регионов России и 19 стран мира, являлись дестигматизация психически больных, их социальная реабилитация, арт-терапия дефицитар-ных проявлений болезни, которые сделали их инвалидами.

В рамках этого фестиваля был проведен масштабный психогигиенический и психообразовательный форум московского студенчества «Здоров ли я психически?». Участниками форума стали около 400 студентов разных курсов пяти московских вузов — РНИМУ, РГСУ, РГГУ, МГУ и МГППУ. Форум проводился усилиями сотрудников кафедры психиатрии и медицинской психологии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Необходимо отметить, что участие в этом мероприятии было абсолютно добровольным, при этом свободных мест в большой аудитории не было. Организаторами был предусмотрен анонимный интерактивный формат общения с аудиторией с использованием системы электронного пультового голосования. Форум продолжительностью четыре часа включал в себя:

• образовательную часть «Введение в медицинскую психологию и психиатрию. Границы психической нормы и патологии. Основные психопатологические нарушения, наиболее часто встречающиеся в студенческой среде»;

• обратную связь в виде проверки усвоения материала в формате решения ситуационных задач из случаев реальной клинической практики, оценки психического состояния героев литературных произведений и кинофильмов;

• дестигматизационный интерактивный семинар «Проблема стигмы в психиатрии и ее преодоление»;

• тестовую экспресс-диагностику психических расстройств (в режиме онлайн) с выведением результатов тестов в виде диаграмм на экран;

• практические рекомендации психогигиенической и психотерапевтической направлен-

ности «Пути преодоления кризиса, когда и куда обращаться».

В экспресс-тестировании аудитории использовались шкала диагностики невроза Хека и Хесса, шкала диагностики депрессии Голдберга, шкала астенического состояния Малковой, тест на вегето-сосудистую дистонию Кэйтон, шкала тревоги Бека и тест на интернет-зависимость Кимберли-Янга.

Невротические расстройства обнаружились у 35 % аудитории, депрессия — 29 %, астения — 22 %, тревога разной степени — 27 %, зависимость от Интернета — 19 %, ипохондрия разной степени — у 42 % аудитории. На вопрос «Есть ли среди присутствующих те, у кого по всем тестам определилась норма?» положительно ответили лишь 23 % студентов, у 28 % отмечались нарушения по одному или нескольким тестам, и 49 % указали, что, судя по тестам, они нуждаются в помощи психиатра или психолога.

На вопрос «Обратитесь ли Вы в ближайшее время за помощью к психиатру или психологу?» утвердительно ответили 22 % аудитории, «а если это будет анонимно?» — 40 %, «а если это будет анонимно и бесплатно?» — 73 % (!!!).

Таким образом, результатом настоящего психолого-психиатрического и социологического тестирования явилось подтверждение высокой актуальности и значимости проведения в студенческой среде мероприятий психогигиенической, психопросветительской, психообразовательной, психотерапевтической, лечебно-диагностической и реабилитационной направленности. Решение этой задачи в широком масштабе позволит значительно повысить уровень усвоения вузовской программы и квалификацию будущих специалистов, а также удержать в вузах тех «особенных» студентов, которые в перспективе, при условии сохранения их психического здоровья, могут пополнить интеллектуальный ресурс государства.

Experience psychoeducational work with students of Moscow universities

A.A. Shmilovich, A.Y. Basovа, A.L. Shmilovich

The result of this psychological-psychiatric and sociological testing was confirmation of high relevance and importance of the activities in the student's environment psychohygienic, psychoeducational, psychoeducational, psychotherapeutic, medical diagnostic and rehabilitative orientation. The solution to this problem on a broad scale will significantly improve the qualification of future professionals and to hold in the universities of those "special" students who in the future, while maintaining their mental health, can replenish the intellectual resource of the state.

Keywords: neuroticdisorders, dizontogeneza, stigma, psychoeducation, psychotherapy, psychoeducational work.

о

CN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.