Научная статья на тему 'Опыт психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих приемных детей, в региональном сообществе Алтайского края'

Опыт психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих приемных детей, в региональном сообществе Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / REPLACING FAMILIES / ADOPTIVE PARENTS / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Н.В.

В статье выделяются методологические основания реализованной модели психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, характеризуется процесс сопровождения, описываются условия эффективности опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колпакова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective experience of psychology and pedagogical escort of the parents raising adopted children in regional community of Altai Krai

In article the methodological bases of the realized model of psychology and pedagogical maintenance of the replacing family are allocated, maintenance process is characterized, conditions of efficiency of experience are described

Текст научной работы на тему «Опыт психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих приемных детей, в региональном сообществе Алтайского края»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 260-270

Опыт психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих приемных детей, в региональном сообществе Алтайского края

Н.В. Колпакова1

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

656049, г. Барнаул, Социалистический просп., 60

Altai regional institute of professional development of educators

Sotsialistichesky avenue, 60, Barnaul 656049 Russia

e-mail: baevalen@mail.ru

Ключевые слова: замещающие семьи, приемные родители, психолого-педагогическое сопровождение.

Key words: the replacing families, adoptive parents, psychology and pedagogical maintenance.

Резюме: В статье выделяются методологические основания реализованной модели психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, характеризуется процесс сопровождения, описываются условия эффективности опыта.

Abstract: In article the methodological bases of the realized model of psychology and pedagogical maintenance of the replacing family are allocated, maintenance process is characterized, conditions of efficiency of experience are described. [Kolpakova N.V.1 Effective experience of psychology and pedagogical escort of the parents raising adopted children in regional community of Altai Krai]

В настоящее время в России более 75 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Указом Президента Российской Федерации показатель семейного жизнеустройства детей-сирот включен в число критериев оценки работы региональной исполнительной власти. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, отражены задачи, направленные на укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций, развитие благоприятных семейных отношений, что может быть обеспечено через систему

1 Материал был представлен на Всероссийской конференции «Ресурсы школьного сообщества для социализации учащихся в регионах современной России» (Барнаул, Алтайский край, 2018 г.).

подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (Указ, 2007).

Психологическая комфортность приемных детей в условияхзамещающей семьи, во многом определяет благополучие их взаимоотношений в разные периоды взросления и успешную социализацию в интенсивно изменяющемся обществе. Приход в семью ребенка, лишенного родительской ласки, затрагивает личность самого ребенка и всех членов семьи, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что определяет направления организациипсихолого-педагогического сопровождения замещающей семьи. Взрослые, принимающие решение воспитывать ребенка, пережившего разрыв связей с кровными родителями, делают серьезный выбор и нуждаются в поддержке со стороны специалистов.Вопросы сопровождения замещающих родителей в последнее десятилетие широко представлены в научных работах многих авторов (Л.В. Багиной, О.М. Здравомысловой, Е.С. Жильцовой, Д.В. Каширского, Л.С. Колмогоровой, Т.Е. Котовой, В.Н. Ослон, Ю.В. Поздняковой, и других), что подчеркивает актуальность рассматриваемой темы. Результаты научных исследований указывают на значимость роли принимающих родителей в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на необходимостьспециально организованной работы с ними.

В Алтайском крае с 2008 года формировался опыт сопровождения замещающих семей на краевом, окружном и муниципальном уровнях. Сопровождение замещающего семейного устройства в регионе реализовывали: специалисты по опеке и попечительству, специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения, специалисты

образовательных организаций (в т.ч. дополнительного образования детей), организаций, оказывающих психолого-педагогические и социальные услуги, других организаций (здравоохранения, социальной защиты населения), которым переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства на основе межведомственного взаимодействия. Специально организованное психолого-педагогическое сопровождение

замещающих родителей было институализировано в 2009 году на базе краевого центра психолого-медико-социального сопровождения (далее - Центр).

Методологическая база исследования представлена философскими, психологическими теориями и социально-педагогическими концепциями, посвященными проблемам развития детей, воспитывающихся вне кровной семьи. Особое внимание в процессе сопровождения замещающих родителей уделено формированию психологической культуры замещающих родителей на основе подхода Л.С. Колмогоровой (Колмагорова, 2015). Организационным основанием нашей модели стало выделение: функций специалистов сопровождения, целевой аудитории (родители, усыновленные дети, кровные дети), описание технологии процесса сопровождения, организационных форм поддержки: индивидуальная, групповая, персональная (наставничество -сопровождение опытными принимающими родителями, имеющих позитивные результаты воспитания детей, принятых в семью на воспитание, родителей решившихся на усыновление), консультационная поддержка на базе центра и включенная (в условиях выезда экспертов в «гости» в приемные семьи).

С целью успешной реализации модели психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей, важно было определить структурные компоненты модели, представленные в научных и методических разработках. Так, исследователями выделяются такие компоненты: диагностика кандидатов в приемные родители как основа психологического сопровождения замещающих семей (Каширский, 2010), мероприятия и ресурсность семьи (материальная, социальная и т.д.) (Багина, 2012),включенность социокультурного опыта территории проживания семьи (села, города, района, региона), формы организации социального взаимодействия в местном сообществе (Митина, 2011; Колпакова и др., 2015), должностная функциональность (профессиональная позиция) сотрудников сопровождающих центров: юрисконсульт, социальный педагог, методист, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, клинический психолог, врач-психотерапевт, врач-психиатр; целевые группы сопровождаемых: кандидаты в

принимающие родители, усыновители, опекуны/попечители.

В своем исследовании мы рассматривали психолого-педагогическое сопровождение как систему социально-правовых (кадровых, нормативно-правовых, материально-технических), психолого-педагогических (организационных, программно-методических, информационно-просветительских) условий, способствующих обеспечению благополучия приемного ребёнка, его успешной социализации, предотвращению детско-родительских конфликтов в замещающей семье (Колпакова, 2015). Психолого-педагогическое сопровождение предполагало распределение функций специалистов при сохранении общей направленности, комплексности и интегрированности используемых программ, форм и технологий.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих родителей как субъектов освоения новой социальной роли включало:подготовку будущих усыновителей,

опекунов/попечителей (до приема ребенка в семью), а также реализацию программ формирования основ психологической культуры. Модель организации сопровождения замещающих семей в условиях Центра отражала наличие соответствующих условий, определенного содержания, разнообразных форм и этапов.

Среди условий, обеспечивающих качество организации психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей, нами выделены 2 группы условий: организационно-правовые (кадровые, нормативно-правовые, материально-технические) и психолого-педагогические (программно-методические, информационно-просветительские).Наиболее значимым в организации сопровождения замещающих родителей являлось обеспечение организационно-правовых условий, а именно: кадровых и нормативно-правовых. Для организации сопровождения замещающих семей осуществлялся конкурсный отбор специалистов, имеющих профессиональную подготовку, проявляющих способность к саморазвитию и самосовершенствованию, готовность к повышению квалификации и прохождению стажировок. Нормативно-правовая база формировалась на основе требований

федерального и регионального законодательства в области поддержки семей, принимающих на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. С целью регламентации деятельности по сопровождению замещающих семей на региональном уровне был сформирован комплект нормативно-правовых документов: приказ об утверждении программы, приказ об организации подготовки граждан, приказ об организации сопровождения замещающих семей. Далее был разработан пакет локальных актов, включающий: положение о психолого-педагогическом сопровождении замещающей семьи, положение о деятельности «Академии замещающей семьи», положение о деятельности ПМПк, положение о «Клубе замещающих семей», положение о «Клубе выходного дня», положение о «Профильной детско-родительской смене». Психолого-педагогические условия в процессе сопровождения были представлены разнообразием используемых форм, технологий, программ, направленных на формирование родительской ответственности и всех компонентов психологической культуры замещающих родителей. Программы и методические материалы разрабатывались каждым специалистом сопровождения и представлялись на экспертизу (внутреннюю и внешнюю). К разработке программно-методических материалов привлекались специалисты учреждений других ведомств.

При выборе способов, форм и технологий сопровождения специалистами учитывался комплекс реализуемых задач, а именно:

- анализ психологической комфортности и условий защищенности, созданных в семье для приемного ребенка;

- определение готовности замещающих родителей и других членов семьи к приему ребенка и изменению социального статуса каждого;

- выявление ресурсов у замещающих родителей, необходимых для воспитания приемных детей;

- определение способности к взросло-детскому взаимодействию с учетом индивидуальных особенностей детей на разных этапах возрастного развития;

- поддержка семьи в период адаптации приемного

ребенка к новым условиям и правилам жизнедеятельности;

- предотвращение случаев жестокого обращения с детьми в замещающей семье;

- оказание помощи замещающим семьям в разрешении конфликтных ситуаций.

Процесс психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей включал такие этапы: подготовительный, основной и завершающий. В рамках подготовительного этапа (до принятия ребенка в семью) осуществлялась подготовка кандидатов, выразивших желание воспитывать ребенка, лишенного родительской ласки и заботы, в рамках «Академии замещающей семьи». Сопровождение замещающих родителей на данном этапе было направлено на создание условий для обеспечения анализа их мотивов, ресурсов и возможностей, необходимых для воспитания приемных детей. Практика работы на этом этапе ориентирована на взаимодействие родителей с замещающими семьями, имеющими позитивный опыт воспитания приемных детей, учреждениями и специалистами, осуществляющими сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей. А также проводилась организация рекламной и информационно-просветительской кампании для родительской общественности с целью формирования положительного отношения общества к замещающему устройству: программа «Я пришел на эту землю» с показом видеороликов о детях, подлежащих устройству в семьи, краевая передвижная выставка «Я ищу маму», баннеры и буклеты с информацией о детях, лишенных родительской ласки. В ходе основного этапа (после принятия в семью на воспитание ребенка) было организовано сопровождение приемного ребенка и членов замещающей семьи в ходе совместного проживания. В этот период происходило плановое сопровождение, включающее разработку и внедрение проектов, направленных на укрепление института замещающей семьи; реализацию программы по формированию психологической культуры замещающих родителей; мероприятия по профилактике неблагополучия приемного ребенка в замещающей семье и социуме. На этом же этапе организовывалось кризисное сопровождение при выявлении случаев жестокого обращения и

фактов дезадаптации приемного ребенка. Специалисты сопровождения обеспечивали возможные варианты комплексной психолого-медико-педагогической помощи замещающей семье на основе определения ресурсов ребенка и всех значимых людей, входящих в его ближайшее окружение, включая педагогических работников, реализующих образовательные программы. Сопровождение замещающих родителей на основном этапе было направлено, главным образом, на развитие у родителей способности понимать индивидуальные, возрастные особенности детей, освоение методов воспитания приемных детей с учетом их потенциальных возможностей, способов конструктивного детско-взрослого взаимодействия, умений поддерживать эмоциональное благополучие семьи в целом. Такой подход к сопровождению замещающих родителей объясняется тем, что принятие приемного ребенка отражается на жизни всей семьи, включая кровных детей (при их наличии) и других членов семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди). При организации сопровождения замещающих родителей учитывались их пол, возраст, уровень образования, место проживания (городские/сельские) и выбор формы устройства ребенка в семью (усыновление, опека/попечительство). Завершающий этап включал мониторинг результатов сопровождения и разработку методических рекомендаций для специалистов и замещающих родителей по вопросам воспитания и развития приемных детей.

Организация психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей обеспечивалась как не директивно (по запросу самих родителей), так и директивно (на основе результатов диагностики, рассмотрения внутрисемейных отношений на заседании ПМПк, анализа эмоционального благополучия приемного ребенка и психологического комфорта в замещающей семье).

Созданные в центре психолого-медико-социального сопровождения условия обеспечивали возможность реализации всех направлений комплексной поддержки замещающих семей на каждом этапе работы с ними (таблица 1).

Таблица 1

Направления и виды психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи

Направление сопровождения Вид сопровождения Форма сопровождения

Сопровождение ресурсной семьи Плановый (по мере комплектования группы) Групповая (в формате занятий в «Академии замещающей семьи»)

Сопровождение адаптационного периода Плановый (в течение первого года совместного проживания). По запросу Индивидуальная, групповая (в формате встреч «Клуба замещающих семей»)

Комплексное сопровождение

Основное сопровождение Плановый. По запросу родителей Групповая в формате встреч в «Клубе замещающих семей», «Клубе выходного дня», профильных детско-родительских смен, конкурсов, акций, родительских конференций

Кризисное сопровождение По запросу: -замещающих родителей; - специалистов сопровождения, органов опеки и попечительства. Групповая (семейная)

Реализация комплексного планового сопровождения замещающих семей осуществлялась на основе программы, включающей следующие блоки:

- информационно-просветительский,

- консультационный,

- образовательный,

- организационно-методический.

Рассмотрим содержание каждого блока сопровождения

более подробно. Реализация информационно-просветительского блока осуществлялась через издание тематических буклетов, периодических изданий (газета «Семья от А до Я»), выпуск информационных вестников для родителей и детей (альманах «Счастливое детство - в семье!»), наполнение разделов официального сайта Центра. Информационно-просветительские материалы разрабатывались для разных целевых категорий: матерей и отцов; усыновителей и опекунов; родителей, воспитывающих детей разного возраста. Тематика буклетов определялась запросами родителей, а также выводами специалистов, осуществляющими консультирование

замещающих родителей. К реализации информационно-просветительского блока привлекались специалисты здравоохранения, социальной защиты населения, учителя и воспитатели образовательных организаций, а также опытные замещающие родители, имеющие позитивные результаты воспитания приемных детей,.

Консультационное направление реализовывалось как в стационарном формате, при обращении замещающих родителей к специалисту Центра, так и дистанционно, посредством on-line общения. В ходе данного направления применялись диагностические процедуры (анкеты, тесты, пробы, методики).Формат консультационных встреч позволял взрослым осуществлять выбор: по тематике, по наполняемости (подгрупповые, индивидуальные, коллективные), по длительности (от 45 до 120 минут), по периодичности (от 1-2 встреч до 9-12). Каждая консультация носила завершенный процесс взаимодействия специалиста и родителя (обоих родителей).

Реализация образовательного направления происходила как формирование системы знаний по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, практических умений в области воспитания приемных детей через проведение лекционных занятий, практикумов, обучающих семинаров, тренингов. Данное направление обеспечивалось на основе программы формирования психологической культуры и программы развития осознанного родительства.

Организационно-методическое направление

реализовывалось через широкий охват замещающих семей в ходе проведения родительских конференций, акций, тематических конкурсов, выставок, круглых столов. При организации такой работы активное участие принимали специалисты органов опеки и попечительства в различных муниципальных образованиях, а также представители негосударственных коммерческих организаций,

общеобразовательных школ.

При реализации всех направлений психолого-педагогического сопровождения к взаимодействию по необходимости привлекались представители органов опеки и попечительства, специалисты служб сопровождения других ведомств (социальной защиты, здравоохранения, органов полиции).

Таким образом, рассмотрение вопросов организации психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей, принявших на воспитание в свою семью детей-сирот, позволило сделать следующие выводы:

- предложенная нами модель ориентирована на психолого-педагогическое сопровождение замещающих родителей, включая их подготовку и обеспечивает формирование основ психологической культуры как готовности к замещающему родительству;

- в представленной модели особое место занимает учет региональных особенностей (преобладание сельских районов и протяженность территории края), а также межведомственный подход к реализации задач психолого-педагогического сопровождения замещающих семей;

- в рамках модели созданы условия для обеспечения в Алтайском крае очной, заочной, очно-заочной форм подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, включающей формирование основ психологической культуры замещающих родителей.

ЛИТЕРАТУРА

Багина Л.В. 2012. Управление семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автореф. ... канд. педаг. наук. Барнаул. 23 с.

Каширский Д.В., Колпакова Н.В., Сабельникова Н.В., Свиридов А.Н. 2010. Диагностика замещающей семьи: Учебно-методическое пособие для специалистов служб сопровождения. Барнаул: АКИПКРО. 90 с.

Колпакова Н.В., Митина А.А., Полянских О.Н. 2004. Партнерство и проекты как способы привлечения общественности к социальному сопровождению замещающих семей. - Международная научная школа психологиии педагогики. 8: 9-13.

Колпакова Н.В. 2015. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей как условия благополучия приемных детей. - Мир науки, культуры, образования. 3 (52): 261-263.

Колмогорова Л.С., Колпакова Н.В. 2015. Формирование основ психологической культуры замещающих родителей. - Образование и общество. 3 (92): 83-87.

Митина А.А. 2011. Проектирование содержания краеведения в сельской общественно-активной начальной школе на основе технологического подхода: дис. ... канд. пед. наук. ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», Барнаул.

Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями)

Получена / Received: 12.03.2019 Принята/Accepted: 14.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.