Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ШКОЛАХ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ШКОЛАХ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / EDUCATIONAL INSTITUTION / INTELLECTUAL GAMES / COMPUTER GAMES / ROLEPLAYING GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмайлова Б.

Введение. Основной задачей общеобразовательных школ является подготовка нового поколения к деятельности, развитие творческого потенциала личности, воспитание креативно мыслящего, обладающего всей совокупностью интеллектуальных и культурных качеств подрастающего поколения. В связи с этим большое значение имеет правильная организация внеклассных и внешкольных мероприятий. Целью данной статьи является анализ опыта проведения внеклассных занятий в школах Азербайджана и стран ближнего и дальнего зарубежья. Методология и методы исследования. В 2019 году был проведен педагогический эксперимент среди 219 школьников городских, районных и сельских школ Азербайджана. Первоначально был проведен предварительный опрос среди школьников IV, VI, VIII, X, XI классов и несколько месяцев спустя, с вопросом «В каком направлении вы предпочитаете работать во внеклассной деятельности?» был проведен повторный опрос среди 453 школьников. В качестве метода исследования использовался опрос. Результаты и обсуждение. Описан международный опыт проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. Выдвинуты предложения по эффективной организации внеклассных и внешкольных мероприятий в соответствии с требованиями XXI века. Описан опыт Азербайджана в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. В процессе педагогического эксперимента, во внеклассных мероприятиях, школьники пытались улучшить свои навыки в различных областях, используя обучающие компьютерные игры, ролевые игры и разрабатывая простые развивающие игры. В ходе эксперимента мы обнаружили что школьники разных классов добровольно присоединились к внеклассным занятиям. Был проведен повторный опрос среди школьников и результаты показывают, что их больше интересовали развивающие игры и операции по компьютерной настройке. Заключение. Результаты исследований показывают, что правильная организация внеклассных мероприятий оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, способствует достижению хороших результатов обучения в учебном процессе в школе. В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклассных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмайлова Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN AZERBAIJAN SCHOOLS AND NEAR AND FAR-ABROAD COUNTRIES

Introduction. The main task of secondary schools is to prepare a new generation for activity, develop the creative potential of an individual, educate a creatively thinking younger generation, possessing the entire set of intellectual and cultural qualities. In this regard, the correct organization of extracurricular activities is of great importance. The aim of this article is to analyze the experience of conducting extracurricular activities in Azerbaijan schools and near and farabroad countries. Research methodology and methods. In 2019 a pedagogical experiment was conducted among 219 pupils of urban, regional and rural schools in Azerbaijan. Initially, a preliminary survey was conducted among pupils of IV, VI, VIII, X, XI grades and a few months later a second survey was conducted among 453 pupils with the question "In what direction do you prefer to work in extracurricular activities?". A survey was used as a research method. Results and discussion. The international experience of carrying out extracurricular activities is described. Proposals were put forward for the effective organization of extracurricular activities in accordance with the requirements of the XXI century. Azerbaijan experience in organizing extracurricular activities is described. In the process of the pedagogical experiment, in extracurricular activities, the pupils tried to improve their skills in various areas, using educational computer games, role-playing games and developing simple educational games. During the experiment, we found that pupils from different grades voluntarily joined the extracurricular activities. A second survey was conducted among pupils and the results show that they were more interested in educational games and computer setting operations. Conclusion. Research results show that the correct organization of extracurricular activities has a significant impact on the intellectual development of pupils, contributes to the achievement of good learning outcomes in the educational process at school. In connection with the relevance of this topic, theoretical and practical research related to various forms of extracurricular activities and solving problems of their organization and implementation will be continued.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ШКОЛАХ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

УДК371 Б. Исмайлова

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-60-69 ,„,„_,. -г- -,,.,,. ,„

Институт Информационных Технологии НАНА, Института образования,

Баку, Азербайджанская Республика

Опыт проведения внеклассных мероприятий в Азербайджанских школах и странах ближнего и дальнего зарубежья

Введение. Основной задачей общеобразовательных школ является подготовка нового поколения к деятельности, развитие творческого потенциала личности, воспитание креативно мыслящего, обладающего всей совокупностью интеллектуальных и культурных качеств подрастающего поколения. В связи с этим большое значение имеет правильная организация внеклассных и внешкольных мероприятий.

Целью данной статьи является анализ опыта проведения внеклассных занятий в школах Азербайджана и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Методология и методы исследования. В 2019 году был проведен педагогический эксперимент среди 219 школьников городских, районных и сельских школ Азербайджана. Первоначально был проведен предварительный опрос среди школьников IV, VI, VIII, X, XI классов и несколько месяцев спустя, с вопросом «В каком направлении вы предпочитаете работать во внеклассной деятельности?» был проведен повторный опрос среди 453 школьников. В качестве метода исследования использовался опрос.

Результаты и обсуждение. Описан международный опыт проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. Выдвинуты предложения по эффективной организации внеклассных и внешкольных мероприятий в соответствии с требованиями XXI

века. Описан опыт Азербайджана в организации внеклассных и внешкольных мероприятий.

В процессе педагогического эксперимента, во внеклассных мероприятиях, школьники пытались улучшить свои навыки в различных областях, используя обучающие компьютерные игры, ролевые игры и разрабатывая простые развивающие игры. В ходе эксперимента мы обнаружили что школьники разных классов добровольно присоединились к внеклассным занятиям. Был проведен повторный опрос среди школьников и результаты показывают, что их больше интересовали развивающие игры и операции по компьютерной настройке.

Заключение. Результаты исследований показывают, что правильная организация внеклассных мероприятий оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, способствует достижению хороших результатов обучения в учебном процессе в школе. В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклассных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.

Ключевые слова: внеклассные мероприятия; внешкольной деятельности, образовательное учреждение; интеллектуальные игры; компьютерные игры; ролевые игры.

Bahar Ismayilova

Institute of Information Technology of ANAS, Institute of Education, scientific secretary, Baku, Azerbaijan

Effective Organization of Extracurricular Activities in Azerbaijan Schools and Near and Far-Abroad Countries

Introduction. The main task of secondary schools is to prepare a new generation for activity, develop the creative potential of an individual, educate a creatively thinking younger generation, possessing the entire set of intellectual and cultural qualities. In this regard, the correct organization of extracurricular activities is of great importance. The aim of this article is to analyze the experience of conducting extracurricular activities in Azerbaijan schools and near and far-abroad countries.

Research methodology and methods. In 2019 a pedagogical experiment was conducted among 219 pupils of urban, regional and rural schools in Azerbaijan. Initially, a preliminary survey was conducted among pupils of IV, VI, VIII, X, XI grades and a few months later a second survey was conducted among 453pupils with the question "In what direction do you prefer to work in extracurricular activities?". A survey was used as a research method. Results and discussion. The international experience of carrying out extracurricular activities is described. Proposals were put forward for the effective organization of extracurricular activities in accordance with the requirements of the XXI century. Azerbaijan experience in organizing extracurricular activities is described.

In the process of the pedagogical experiment, in extracurricular activities, the pupils tried to improve their skills in various areas, using educational computer games, role-playing games and developing simple educational games. During the experiment, we found that pupils from different grades voluntarily joined the extracurricular activities. A second survey was conducted among pupils and the results show that they were more interested in educational games and computer setting operations.

Conclusion. Research results show that the correct organization of extracurricular activities has a significant impact on the intellectual development of pupils, contributes to the achievement of good learning outcomes in the educational process at school. In connection with the relevance of this topic, theoretical and practical research related to various forms of extracurricular activities and solving problems of their organization and implementation will be continued.

Keywords: extracurricular activities; out-of-school activities; educational institution; intellectual games; computer games; role-playing games.

Введение

Формирование информационного общества и развитие экономики, основанной на знаниях, привели к значительным изменениям не только во многих сферах деятельности, а также и в мышлении и поведении людей. Развитие общества, развитие человеческого капитала, необходимого для совершенствования государственного управления, формирование стратегий активного обучения учащихся, самостоятельное изучение ими предметов, творческий подход, приобретение лидерских навыков, комплексное решение проблем, правильное координирование и управление временем, эффективное использование ресурсов, а также наличие других умений и навыков, соответствующих требованиям XXI века, на сегодняшний день являются одними из основных задач системы образования. Для формирования у учащихся этих качеств возникла необходимость в реализации различных приемов, методов, направленных на развитие познавательной активности.

В настоящее время в соответствии с вызовами XXI века основными задачами общеобразовательных школ являются развитие творческого потенциала личности, подготовка нового поколения к деятельности, полезной как для себя, так и для общества, учитывая при этом физические, умственные и интеллектуальные способности каждого подростка, формирование свободной, творческой личности, обладающей как общей культурой, так и национальными духовными, нравственными и культурными качествами [1]. Отметим, что согласно международному опыту, в соответствии с требованиями XXI века выполнение задач, поставленных перед средними школами, формирование и совершенствование навыков учащихся в

ходе учебного процесса, ограничиваясь только школьными уроками, невозможно. Педагоги и исследователи отмечают, что большую роль в реализации этой трудной и важной работы играют внеклассные и внешкольные мероприятия [2]. Систематическая, целесообразная, периодически отслеживаемая и оцениваемая внеклассная и внешкольная деятельность, дополняя работу школьного учебно-воспитательного процесса, эффективно влияет на выполнение поставленных перед школой задач по подготовке молодого поколения.

Практические исследования показывают, что внеклассные и внешкольные мероприятия не только повышают интерес учащихся к обучению, но и оказывают значительное влияние на формирование их научного мировоззрения, исследовательских навыков, на развитие культуры речи.

Все формы внеклассной и внешкольной деятельности можно разделить на три основные группы: формы управления и самоуправления (собрания, линейки, митинги и др.); познавательные формы (экскурсии, тематические вечера, студии, секции, кружки и др.); развлекательные формы (утренники, вечера и т.д.) [3]. В статье описаны некоторые познавательные формы организации внеклассной и внешкольной деятельности, проблемы, возникающие при их реализации. Кроме того, рассмотрен международный опыт и опыт Азербайджана в проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Международный опыт проведения внеклассных и внешкольных мероприятий

В США, Великобритании и в других развитых странах большое внимание уделяется внеклассной и внешкольной деятельности, без которых

практически невозможно поступить в университеты. В этих странах внешкольная деятельность (An Extracurricular Activity, ECA) или внешкольная академическая деятельность (An Extra Academic Activity, EAA) осуществляется в школах, колледжах, лицеях [4-6].

Участие во внеклассных клубах и внешкольных мероприятиях имеет много преимуществ для учащихся K-12 (средней школы) [7]. Наблюдения за деятельностью различных групп и результаты проведенных опросов неоднократно подтверждали, что школьные клубы являются хорошим местом для выстраивания отношений между учащимися, стимулирования обучения. Результаты исследований показали, что вовлечение учащихся во внешкольную деятельность снижает вероятность исключения из школы, количество прогулов, преступлений, повышает качество школьного образования, что приводит к увеличению числа учащихся, стремящихся получить высшее образование [7].

Деятельность в разных группах и выстраивание конструктивных отношений со сверстниками позволяет подросткам приобретать социально ответственные, лидерские навыки. Исследования подтверждают положительное влияние участия в этнических клубах на интеллектуальное и психосоциальное развитие, приобретение мультикульту-ральных навыков и навыков межличностного общения. В связи с этим важное значение имеет продолжение исследований по включению этнических клубов и принципов мульти-культурализма в школьные и внешкольные мероприятия. Эти мероприятия дадут возможность учащимся открыто обсуждать присущие разным культурам предрассудки и стереотипы, формировать среду общения и устанавливать со-

циальные отношения между группами, относящимся к различным этносам [8].

В международной практике для управления внеклассной и внешкольной информацией и процессами в образовательных учреждениях используется Система управления внеклассным обучением (An Extracurricular Management System, EMS) [9, 10]. Основная функция EMS заключается в выполнении со стороны соответствующего персонала административных обязанностей, связанных с внешкольными программами, в мониторинге внеклассной деятельности учащихся и полученных результатов, а также в управлении этими процессами. Систематизация и автоматизация ключевых задач, связанных с внеклассным управлением, создают условия для экономии средств и времени в образовательных учреждениях, а также для обеспечения всестороннего контроля и прозрачности [9—11]. Внеклассные мероприятия имеют важное значение для приобретения учащимися различных навыков и компетенций, поэтому правильное и эффективное управление ими важно для достижения учащимися положительных результатов.

Хотя внеклассные мероприятия являются относительно универсальными, в разных странах они проходят по-разному. Если мы обратимся к международному опыту в этой сфере, то увидим, что существуют разные подходы к организации и управлению внешкольной деятельностью [12—14]. Рассмотрим опыт некоторых стран в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Тайвань. Тайвань является одной из стран, имеющей лучшие результаты по грамотности, математике и естественным наукам. Согласно результатам международной оценки, проведенной в 2015 году Программой международ-

ной оценки школьников (The Programme for International Student Assessment, PISA), тайваньские школьники набрали в среднем 519 баллов, став при этом седьмыми в мире, когда средний показатель согласно оценке Организации экономического сотрудничества и развития (The Organisation for Economic Co-operation and Developmen, OECD), равнялся 493 балла [15]. В 2018 году уровень грамотности на Тайване составил 98,87% [16].

Внеклассные мероприятия на Тайване включают академическое развитие и подготовку к экзаменам по многим программам. Внеклассные курсы, занятия по математике, истории, географии и другим предметам с активным участием большого количества школьников организуются в группах или индивидуально, в форме лекций и семинаров. Большинство учеников, особенно старшеклассников, посещают специализированные школы, которые называются cram-школы (англ. cramming, — интенсивная практика чтения, изучения с целью освоения большого количества материала за короткое время), для достижения определенных целей (изучение иностранных языков, например, подготовка к IELTS) и для подготовки к экзаменам по различным предметам. Исследователи, изучая влияние внеклассных занятий на старшеклассников, обнаружили, что программы академического совершенствования и специализированные cram-школы хотя и улучшают успеваемость учащихся, они оказывают негативное психологическое воздействие на них [17], [18]. Кроме того, некоторые исследователи критикуют их за недостаток осознанного обучения, критического мышления и аналитической подготовки.

Тайваньские школьники на внеклассных мероприятиях занимаются спортом, музыкой, искусством, ремеслами (школы

буксибан), внеклассным чтением и т. д. В свободное время они предпочитают смотреть телевизор и играть в интернет-игры. Педагоги и родители отмечают, что в большинстве случаев время, проведенное за просмотром телевизора, отрицательно сказывается на успеваемости учащихся, а время, проведенное за игрой в Интернете при определенных условиях оказывает положительное психологическое воздействие на учащихся [17].

Китайская Народная Республика. Школьная система в Китае состоит из трех этапов: начальные, средние и старшие классы. Дети проводят 6 лет в начальной школе и по 3 года в средней и старшей школе. Первые два этапа являются обязательными и бесплатными, последний этап — платный. Образование после средней школы не является обязательным. Если у ребенка есть желание, а у родителей есть финансовые средства, тогда ученик может продолжить свое образование в лицее. Прежде чем продолжить обучение, школьник должен выбрать направление обучения. В Китае существует два направления в старших классах (в лицеях): академический профиль — углубленное изучение наук и подготовка учащихся к университетам; профессиональный профиль — подготовка работников для работы на производстве [19,20].

В Китае, как и во многих западных странах, родители вовлекают своих детей во внеклассные занятия, стремясь к тому, чтобы они приобрели совершенные знания и навыки в различных областях. Китайские школьники обычно, начиная с 7 лет, а в некоторых случаях с 2 лет, после школьных уроков занимаются музыкой (фортепиано, скрипка, виолончель и пр.), рисованием или изучением английского языка, участвуют в различных конкурсах. Сертификаты и

медали, завоеванные на этих конкурсах, помогают им поступить в лучшие начальные школы, лицеи и университеты. На внеклассных занятиях учащиеся занимаются музыкой, различными видами искусства (живопись, скульптура, китайская каллиграфия, танцы и пр.) в зависимости от своих интересов и потенциала, кроме того, на курсах академического совершенствования они более активно занимаются информатикой, математикой и английским языком, улучшая свои знания и навыки. Учащиеся также занимаются спортом (плавание, баскетбол, футбол и тхэквондо) и участвуют в соревнованиях. В большинстве случаев программы по этим видам спорта сосредоточены на формировании, развитии базовых навыков, развлечении, а также на приобретении навыков командной работы, но есть и такие центры, где основное внимание уделяется совершенствованию умений.

Согласно статистике, около половины учащихся начальных и средних школ участвуют во внешкольных мероприятиях [21]. Во время весенних и зимних каникул китайские школьники не только отдыхают в лагерях, но и участвуют в различных образовательных мероприятиях и спортивных соревнованиях, а в некоторых лагерях им предлагаются дополнительные уроки английского языка в качестве бонуса. Дети состоятельных родителей отправляются в международные образовательные поездки. Дети, живущие в сельской местности, во время каникул в основном не только отдыхают, но и работают.

Сегодня в Китае особое внимание уделяется деятельности внешкольных центров и лагерей, которые являются частью национальной системы образования. В отчете, подготовленном в 2017 году, отмечается, что количество педагогов, работающих в этом направле-

нии, на 84% выше, чем в 2011 году [22].

Российская Федерация. В

России, как и во многих развитых странах, особое внимание уделяется организации внеклассных, внешкольных мероприятий, которые играют важную роль в физическом, духовном, нравственном, интеллектуальном, социальном, культурном развитии учащихся. Здесь эти мероприятия организуются в различных формах (кружки, студии, секции, клубы, научные общества, конференции, игры, конкурсы, экскурсии, встречи и т. д.) [2, 23, 24]. Российские школьники занимаются различными видами спорта, музыкой, танцами, рисованием, интеллектуальными играми, участвуют в фестивалях, районных и зональных соревнованиях. Под руководством педагогов они готовят различные спектакли и мероприятия, принимают активное участие в школьных неделях театра, танцев, вокала, отдельных предметов, а также в олимпиадах по различным предметам, встречах с ветеранами войны и передовиками производства. Для учащихся организуются экскурсии в музеи и выставки, публичные просмотры театральных представлений, выставки поделок и картин, учащиеся вовлечены в различные общественные работы, реализуют социальные проекты [24, 25].

Учащиеся проводят исследования в научных обществах, организуют конференции, дискуссии, занимаются техническим творчеством. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации (ФГОС) внешкольные мероприятия проводят образовательные учреждения, а также другие организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, индивидуальные предприниматели, клубы и т. д.).

С целью содействия ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи в России был создан Детский технопарк «Кванториум», где учащиеся проводят исследования, занимаются инженерной деятельностью [26].

Внеклассные занятия для учащихся московских школ были включены в систему непрерывного образования. Они проводятся в школьных клубах и специализированных центрах. Основные направления развития внешкольного образования включают в себя следующие направления:

• развитие дополнительных знаний и навыков по различным предметам и в области технического творчества;

• постоянное сотрудничество государственных внешкольных образовательных учреждений с частными организациями;

• устойчивое развитие новых форм внешкольного образования.

Соединенные Штаты Америки. Согласно исследованиям, проведенным группой National Longitudinal Study of Adolescent Health, 70% подростков в США участвуют во внеклассных мероприятиях [5], которым здесь уделяется особое внимание. В этой стране функционируют 40 крупных национальных молодежных организаций, которые насчитывают около 40 миллионов членов и каждая из которых имеет свое направление деятельности. Например, в одной из таких довольно популярной организации, именуемой «Американские клубы мальчиков и девочек» (The Boys&Girls Clubs of America) детям предоставляют подробную информацию, советы и рекомендации о том, как решить проблемы, с которыми молодые люди часто сталкиваются в кризисных ситуациях. Здесь детям предоставляется пространство, где они могут чувствовать себя в безо-

пасности, отдыхать, учиться и строить планы на будущее [27].

Одна из крупнейших молодежных организаций в мире Junior Achievement (JA) Worldwide была основана в Соединенных Штатах в 1919 году [28]. Ею для учащихся лицеев была предложена первая программа для внеклассных мероприятий. На основании программы, представленной волонтерами JA, проводятся тренинги для учащихся K-12 для построения ими бизнеса с использованием своих идей. Благодаря практическим занятиям и полученному опыту молодые люди приобретают навыки, необходимые для занятия предпринимательской деятельностью.

В Соединенных Штатах для организации внеклассных мероприятий разработаны и внедрены как национальные программы, например, Afterschool Alliance, так и программы на уровне штатов [29]. Например, в штате Вирджиния Организация по выращиванию бобов и риса (англ. Beans and Rice Organization) помогает семьям с низким и средним уровнем дохода посредством экономических и образовательных программ [30]. Учащихся начальных школ, принимающих участие в занятиях, обеспечивают питанием, для них создаются возможности для активного участия в занятиях, в ролевых играх.

Рассматривая международный опыт, можно заметить, что в системе внешкольного образования разных стран школьники занимаются различными видами спорта (футбол, бейсбол, плавание и др.), творчества (живопись, графика, дизайн и др.), исполнительским искусством. Кроме того, школьники с увлечением занимаются робототехникой, организуют дебаты, создают системы ученического самоуправления и ученического суда, осваивают финансовую грамотность, стремятся обрести навыки предприниматель-

ства и т. д. Функционирование математических и других научных клубов, благотворительных клубов, организация научных конкурсов, проведение исследовательской работы, совершенствование грамотности и другие виды академической деятельности осуществляются в сгат-школах.

Эффективная организация внеклассных и внешкольных мероприятий

Выше было отмечено, что формы организации внеклассных и внешкольных мероприятий достаточно многообразны и их можно разделить на три основные группы. Рассмотрим некоторые познавательные формы внеклассных и внешкольных мероприятий.

Одной из познавательных форм внеклассных и внешкольных мероприятий являются игры. Известно, что информация, знания, предоставляемые в виде игр, воспринимаются и понимаются детьми быстрее и легче. В ходе игры ученик изучает правила и нормы поведения, отношения между людьми, в следствие чего игра оказывает существенное влияние на социализацию школьников, их жизнь, способствует улучшению отношений друг с другом. Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра для детей так же важна, как и работа для взрослых, ... лидер будущего учится на играх, приобретает жизненные навыки» [31]. Следование правилам игры повышает способность детей контролировать свое поведение, снижает их импульсивность, помогает формировать характер, дисциплинирует.

Использование целенаправленно отобранных обучающих компьютерных игр помогает детям развить память, внимание и мышление, а также оказывает сильное влияние на интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие учащихся, потому что

в процессе любой обучающей компьютерной игры управляющим игрой является сам подросток, и в этом процессе он является и менеджером, и историком, и пилотом, и учителем, и рабочим и т. д. С одной стороны, этот процесс интересен и привлекателен для школьника, с другой стороны он совершенствует его различные жизненные навыки. Именно организация обучения с использованием обучающих компьютерных игр может привести к высокому качеству обучения как в классе, так и во внеурочной деятельности.

Использование образовательных интеллектуальных игр, включая компьютерные игры, оказывает существенное влияние на понимание тем и улучшение практических навыков учащихся. Наблюдения и опросы, проведенные в ходе педагогических экспериментов, проведенных в разных школах за последние три года, показывают, что учащиеся старших классов проявляют большой интерес к программированию, в связи с этим желающих в будущем стать программистами с каждым годом увеличивается.

Одной из разновидностей образовательных интеллектуальных игр являются кроссворды. Основной задачей при их составлении является подготовка, а затем использование вопросов на различные темы. Примечательно то, что даже учащиеся с низкими оценками и плохой посещаемостью очень активны на внеклассных занятиях, посвященных кроссвордам. Составление учащимися кроссвордов из 8—10 терминов индивидуально, в паре, или небольшими группами на основе пройденных тем, а также проведение конкурса кроссвордов и оценка его итогов дает хорошие результаты. Практические педагогические исследования, проводимые автором статьи, показывают, что после составления 20—30 кроссвордов учащиеся организуют на внешкольных

занятиях конкурсы-уроки, межклассные соревнования, размещают информацию об этих мероприятиях в стенгазете, а также с помощью специальных компьютерных программ создают брошюру кроссвордов. Решение и составление кроссвордов разных уровней (простых, средних, сложных, комплексных, интерактивных) — это то, что может сделать каждый учащийся, в следствие чего он получает мотивацию и дальше работать в этом направлении. Составление и решение кроссвордов по предметам в виде домашних заданий, а также на внеклассных занятиях является одним из способов повышения качества образования. У учащегося, занимающегося составлением кроссвордов, увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, усиливается желание работать с книгами и другими источниками информации, развивается культура речи, кроме того, чувствуя все это, он полон решимости с еще большим энтузиазмом заниматься этим делом.

Для организации обучения с использованием образовательных компьютерных игр рекомендуется как в крупных городах, так и в регионах страны создавать центры ИТ-обучения, в которых ИТ-специалисты будут не только обучать учащихся, но и сертифицировать их знания.

Весьма целесообразным является разработка учащимися во время внеклассных занятий сценариев на различные темы, полагаясь на свои фантазии, и организация по этим темам ролевых игр. Участвуя в ролевых играх, учащийся воссоздает различные образы, испытывает подлинные чувства, приобретает жизненный опыт, обогащается его внутренний мир, развиваются его мыслительные способности, расширяется мировоззрение, развиваются культура речи и умение представлять информацию. Кроме того, дети учатся отстаивать и

обосновывать свое мнение, а также разрабатывать и реали-зовывать совместные планы. Отметим, что мероприятия, реализуемые в этом направлении в школах, где в течение последних двух лет проводился педагогический эксперимент, дали положительные результаты.

Другая познавательная форма внеклассных и внешкольных мероприятий — это диспуты. Диспуты как легкая, интересная форма общения, организуемые в основном старшеклассниками, помогают в решении проблем, о которых у молодежи наблюдаются противоречивые мнения. Диспуты обычно проводятся на волнующие современную молодежь темы такие, например, как «Польза и вред компьютера», «От чего зависит твое будущее», «Каким должен быть настоящий друг», «Животное в доме — это хорошо или плохо» и т.д. Ценность диспутов состоит в том, что они учат высказывать свое мнение и обосновывать его, приучают к диалогу, учат вникать в мнение оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать соответствующие вопросы.

Несмотря на то, что внеклассные и внешкольные мероприятия имеют положительное влияние на формирование подростка как личности в целом и играют большую роль в повышении интереса учащихся к обучению, в некоторых случаях в образовательной среде можно наблюдать определенные проблемы, связанные с их организацией. Главная проблема — это консервативный, устаревший подход к учебному процессу, заключающийся в отсутствии ответственного, серьезного отношения, в поверхностном подходе некоторых директоров школ и педагогов к планированию и организации внеклассной и внешкольной деятельности, соответствующей современным требованиям.

Некоторые внеклассные и внешкольные мероприятия

основаны на углубленном изучении некоторых предметов, например, информатики, физики, астрономии и т.д. С этой точки зрения существует острая необходимость решения таких проблем, как раскрытие способностей подростка, ограниченное время занятий, неудовлетворительное оснащение материально-технической базой, нехватка соответствующих кадров и т. д.

Проведенные теоретические и практические исследования позволяют сделать вывод, что, для эффективной организации внеклассной и внешкольной деятельности очень важно проведение следующих мероприятий:

Разработка и реализация проектов, направленных на модернизацию внеклассных и внешкольных мероприятий на основе международного опыта не только в крупных городах, но и в регионах страны;

Использование прозрачных механизмов управления и оценивания на внеклассных занятиях и в внешкольных образовательных учреждениях в регионах ;

Создание новых форм внеклассных и внешкольных мероприятий (ученические лаборатории, бизнес-единицы, ученические кооперативы) и регулярное проведение школьных ярмарок с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Привлечение учеников к организации и проведению внеклассных и внешкольных мероприятий под руководством студентов-волонтеров;

Проведение соревнований, конкурсов, олимпиад на различных уровнях, в том числе на местном, региональном и республиканском, для стимулирования внеклассных и внешкольных мероприятий.

Систематически организованные, целесообразные внеклассные и внешкольные мероприятия, контролируемые и оцениваемые в соответствии с задачами информационного

общества, будут эффективны при выполнении задач по подготовке молодого поколения, поставленных перед школой.

Организация внеклассных и внешкольных мероприятий в Азербайджане

В Азербайджане организация внеклассных и внешкольных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями государственного образования и молодежной политики. В этом смысле большое влияние на образование детей и молодежи оказывают различные организации и социальные учреждения.

Внеклассные и внешкольные мероприятия, открывающие широкий спектр возможностей при их регулярной организации, представляют собой мероприятия, которые запланировано и целенаправленно проводятся внешкольными образовательными учреждениями в дополнение к учебно-воспитательной работе в школе. Эти мероприятия осуществляются на основе принципа добровольности совместно с семьей, учебными заведениями, общественными организациями, творческими объединениями, различными фондами, трудовыми коллективами, по инициативе отдельных граждан [32]. Каждый учебный год Министерство образования Азербайджана издает инструкции по проведению необходимых внеклассных и внешкольных мероприятий в дополнение к учебной программе [33].

Можно отметить, что использование элементов исследовательской работы во внеклассной и внешкольной деятельности, работа с документальными материалами создает широкие возможности для формирования у школьников интеллектуальных и практических навыков [34]. Школьники, регулярно принимающие участие в подобых внеклассных и внешкольных мероприятиях,

уже много лет успешно участвуют в зональных и республиканских конкурсах и олимпиадах. Создание в стране, в особенности в регионах, таких кружков, как «Логика», «Интеллектуальные игры», «Развивающие компьютерные игры», «Развлекательная информатика», «Юные программисты», «Предприниматель будущего», повысит интеллектуальный уровень учащихся, будет способствовать совершенствованию их жизненных навыков, а также улучшит показатели качества преподавания многих предметов. Такие кружки, возглавляемые школьниками (волонтерами), были созданы на общественных началах в школах, где проводятся педагогические эксперименты. Для эффективной организации внеклассных и внешкольных мероприятий разрабатываются и реализуются проекты, охватывающие разные возрастные группы [34]. Школьники активно участвуют в различных тренингах, включая тренинги по онлайн-журналистике, новым медиа, фотожурналистике, гражданской журналистике, кроме того, по окончании тренингов они создают веб-сайты, где публикуют интересную информацию.

В 2019 году мы провели педагогический эксперимент среди 219 школьников городских, районных и сельских школ (всего пять школ). Первоначально был проведен

предварительный опрос среди школьников IV, VI, VIII, X, XI классов, выбранных в тех школах, в которых они участвовали во внеклассных мероприятиях. В ходе педагогического эксперимента, во внеклассных мероприятиях, школьники пытались улучшить свои навыки в различных областях, используя обучающие компьютерные игры, ролевые игры и разрабатывая простые развивающие игры. Они занимались решением простых, сложных, интегрированных, интерактивных кроссвордов и проводили дебаты на различные темы. Они ознакомились с некоторыми техническими проблемами, возникающими во время практической работы на компьютере, способами их устранения (например, форматирование жесткого диска, установка и использование различных программ, выполнение простых ремонтных процедур и т.д.), и попытались улучшить свои практические навыки. Через два месяца после того, как мы начали педагогический эксперимент, школьники разных классов добровольно присоединились к внеклассным занятиям. Несколько месяцев спустя, с вопросом «В каком направлении вы предпочитаете работать во внеклассной деятельности?» мы провели повторный опрос среди 453 школьников. Наши результаты показаны в виде диаграммы на рис. 1.

Рис. 1 Результаты опроса среди школьников

Как видно из диаграммы, школьников больше интересовали развивающие игры и операции по компьютерной настройке. В настоящее время мы увеличили количество групп, работающих в этом направлении с учетом интересов школьников.

В общем, исследования показывают, что ученики, в особенности ученики IX, X, XI классов, осваивающие на уроках информатики различные программы, а затем совершенствующие свои знания и навыки в кружках, организованных на общественных началах в школах, за определенную плату оказывают такие услуги, как обучение офисным, графическим и другим программам, форматирование компьютера, запись различных программ и т. д., а затем после окончания школы на основании этой деятельности организуют свой бизнес.

Заключение

В соответствии основной задачей общеобразовательных школ является развитие твор-

ческого потенциала личности, воспитание креативно мыслящего, обладающего всей совокупностью духовных, нравственных и культурных качеств подрастающего поколения. В связи с этим большое значение имеет правильная организация внеклассных и внешкольных мероприятий с целью установления связи школа-учащийся-родитель-образование.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации и реализации внеклассных и внешкольных мероприятий.

Образовательные и ролевые игры, диспуты рассматриваются как средства повышения эффективности внеклассных и внешкольных мероприятий. Целенаправленное использование образовательных игр оказывает сильное влияние на интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие учащихся, улучшает его жизненные навыки, расширяет кругозор. Для организации обучения с использованием образовательных компьютерных игр рекомендовано со-

здание центров ИТ-обучения с ИТ-специалистами. Благодаря ролевым играм учащийся приобретает жизненный опыт, обогащается его внутренний мир, развиваются мыслительные способности, расширяется мировоззрение, развиваются культура речи и умение представлять информацию. Диспуты как легкая форма общения учат высказывать свое мнение и обосновывать его, приучают к ведению диалога.

В статье представлен опыт Азербайджана в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. Отмечено, что в Азербайджане внеклассные и внешкольные мероприятия организуются в соответствии с требованиями государственного образования и молодежной политики.

В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклассных и внешкольных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Образцовое положение общеобразовательной школы Азербайджанской Республики. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-qanun.az/alpidata/framework/data/21 /c_f_21148. htm. (на азербайджанском языке).

2. Дополнительное образование детей в России: одиночное и многогранное. 2019. 277 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ioe. hse.ru/data/2019/04/04/1189087562/-D0D_text_ print.1.pdf.

3. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.

4. Mahoney J. School Extracurricular Activity Participation as a Moderator in the Development of Antisocial Patterns // Child Development. № 71(2). С. 502-516. D0I:10.1111/1467-8624.00160.

5. Feldman A. The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions // Review of Educational Research. 2005. № 75(2). С. 159-210.

6. Eccles J., Barber B., Stone M., Hunt J. Extracurricular Activities and Adolescent Development // Journal of Social Issues. 2003. № 59(4). С. 865889. DOI: 10.1046/j.0022-4537.2003.00095.x.

7. Pence A.R., Dymond, S.K. Extracurricular School Clubs: A Time for Fun and Learning // Teaching Exceptional Children. 2015. № 47(5). С. 281-288. DOI: 10.1177/0040059915580029.

8. Pica-Smith C. and Poynton T. Supporting interethnic and interracial friendships among youth to reduce prejudice and racism in schools: the role of the school counselor // Professional School Counseling: 2014-2015. 2014. № 18(1). С. 82-89. DOI: 10.5330/prsc.18.1.u80765360j5825l0.

9. Extracurricular Management System. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://clipboard. app/emss.

10. Devitt D. 11 Benefits of Automating Manual Processes. Sydcon. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://info.sydcon.com/blog/11-benefits-of-automating-manual-processes.

11. Darling N., Caldwell L., Smith R. Participation in School-Based Extracurricular Activities and Adolescent Adjustment // Journal of Leisure Research. № 37(1). С. 51-76. DOI: 10.1080/00222216.2005.11950040.

12. Park H., Zhan M. The impact of after-school childcare arrangements on the developmental outcomes of low-income children // Children and Youth Services Review. 2017. № 73. С. 230-241. DOI:10.1016/j.childyouth.2016.12.023.

13. The Benefits of Participation in After School Activities. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://blog.schoolspecialty.com/benefits-participation-school-activities/.

14. Behtoui A. Swedish young people's after-school extra-curricular activities: attendance, opportunities and consequences // British Journal of Sociology of Education. 2019. № 40(3). DOI: 10.1080/01425692.2018.1540924.

15. Chinese Taipei Student performance (PISA 2015), OECD. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf.

16. Education. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Taiwan.

17. Chen S.Yen, Lu L. After-school time use in Taiwan: Effects on educational achievement and well-being // Adolescence. 2009. № 44(176). С. 891-909.

18. Has Educational Reform Succeeded in Taiwan? 4500-Percent Rise in Cram Schools over Past 30 Years. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://english.cw.com.tw/article/article. action?id=2639.

19. Китайская система образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://edunews.ru/ education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-kitae.html.

20. Азитова Г.Ш. Краснова М.Н. Особенности систем образования в Китае [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=26953.

21. Extracurricular Activities for China's Primary and Middle School Children. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. chinaeducationaltours.com/guide/article-after-school-life-primary-and-middle.htm.

22. Yilin S. Report: Extracurricular Classes Growing in Popularity in China. 2018. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. womenofchina.cn/html/survey/18073543-1.htm.

References

1. Obraztsovoye polozheniye obshcheobrazova-tel'noy shkoly Azerbaydzhanskoy Respubliki = An exemplary position of the general education school of the Republic of Azerbaijan. [Internet]. Available from: http://e-qanun.az/alpidata/framework/data-/21/c_f_21148.htm. (In Azeri.)

2. Dopolnitel'noye obrazovaniye detey v Rossii: odinochnoye i mnogogrannoye = Additional education of children in Russia: single and multifaceted. 2019. 277 p. [Internet]. Available from: https://ioe. hse.ru/data/2019/04/04/1189087562/-DOD_text_ print.l.pdf. (In Russ.)

3. Selivanov, V.S. Osnovy obshchey pedagogi-ki: teoriya i metodika vospitaniya = Foundations of general pedagogy: theory and methods of education. Moscow: Publishing Center "Academy"; 2002. 336 p. (In Russ.)

4. Mahoney J. School Extracurricular Activity Participation as a Moderator in the Development

23. Формы внешкольной деятельности в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГЭС НОО). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.org/ publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoy-deyatelnosto-v.

24. Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://eduinspector. ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/.

25. Клюева Г. Н. Направления и формы организации внеклассных мероприятий. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.eduportal44.ru.

26. Кванториум. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kvantorium.ru.

27. Boys & Girls Clubs of America. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.bgca.org.

28. Junior achievement. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.juniorachievement.org/web/ ja-usa/home.

29. Afterschool Alliance. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.afterschoolalliance.org/ aboutUs.cfm.

30. Beans and Rice, Inc., Growing capacities, building assets. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.beansandrice.org.

31. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www. tipii.edu.az/az/article/336-oyunlarin-talimda-rolu (на азербайджанском языке).

32. Внеклассное обучение и воспитание. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu. gov.az (на азербайджанском языке).

33. Заметки к учебным планам. 2019. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://edu.gov.az (на азербайджанском языке).

34. Ахмедов Х.Х., Исмайлова Б.И., Хумбата-лиев Р.З. Использование ИКТ в модернизации образования. 2019. С. 76-82. (на азербайджанском языке).

of Antisocial Patterns. Child Development. 71(2): 502-516. D0I:10.1111/1467-8624.00160.

5. Feldman A. The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions. Review of Educational Research. 2005; 75(2): 159-210.

6. Eccles J., Barber B., Stone M., Hunt J. Extracurricular Activities and Adolescent Development. Journal of Social Issues. 2003; 59(4): 865-889. DOI: 10.1046/j.0022-4537.2003.00095.x.

7. Pence A.R., Dymond, S.K. Extracurricular School Clubs: A Time for Fun and Learning. Teaching Exceptional Children. 2015; 47(5): 281288. DOI: 10.1177/0040059915580029.

8. Pica-Smith C. and Poynton T. Supporting in-terethnic and interracial friendships among youth to reduce prejudice and racism in schools: the role of the school counselor. Professional School Counseling: 2014-2015. 2014; 18(1): 82-89. DOI: 10.5330/prsc.18.1.u80765360j5825l0.

9. Extracurricular Management System. [Internet]. Available from: https://clipboard.app/emss.

10. Devitt D. 11 Benefits of Automating Manual Processes. Sydcon. 2017. [Internet]. Available from: https://info.sydcon.com/blog/11-benefits-of-auto-mating-manual-processes.

11. Darling N., Caldwell L., Smith R. Participation in School-Based Extracurricular Activities and Adolescent Adjustment. Journal of Leisure Research. 37(1): 51-76. DOI: 10.1080/00222216.2005 .11950040.

12. Park H., Zhan M. The impact of after-school childcare arrangements on the developmental outcomes of low-income children. Children and Youth Services Review. 2017; 73: 230-241. D0I:10.1016/j. childyouth.2016.12.023.

13. The Benefits of Participation in After School Activities. 2017. [Internet]. Available from: https://blog.schoolspecialty.com/benefits-participa-tion-school-activities/.

14. Behtoui A. Swedish young people's after-school extra-curricular activities: attendance, opportunities and consequences. British Journal of Sociology of Education. 2019; 40(3). DOI: 10.1080/01425692.2018.1540924.

15. Chinese Taipei Student performance (PISA 2015), OECD. [Internet]. Available from: https:// www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf.

16. Education. [Internet]. Available from: https://en.wikipedia.org/wiki/Taiwan.

17. Chen S.Yen, Lu L. After-school time use in Taiwan: Effects on educational achievement and well-being. Adolescence. 2009. 44(176): 891-909.

18. Has Educational Reform Succeeded in Taiwan? 4500-Percent Rise in Cram Schools over Past 30 Years. [Internet]. Available from: https://english. cw.com.tw/article/article.action?id=2639.

19. Kitayskaya sistema obrazovaniya = Chinese education system. [Internet]. Available from: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obra-zovaniya/v-kitae.html. (In Russ.)

20. Azitova G.SH. Krasnova M.N. Features of education systems in China [Internet]. Sovremen-nyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2017: 5. Available from: https://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=26953. (In Russ.)

21. Extracurricular Activities for China's Primary and Middle School Children. [Internet]. Available from: https://www.chinaeducationaltours.com/

Сведения об авторе

Бахар Исмайлова

Ученый секретарь института образования, Институт Информационных Технологий НАНА, Баку, Азербайджанская Республика Эл.почта: [email protected]

guide/article-after-school-life-primary-and-middle. htm.

22. Yilin S. Report: Extracurricular Classes Growing in Popularity in China. 2018. [Internet]. Available from: http://www.womenofchina.cn/ html/survey/18073543-1.htm.

23. Formy vneshkol'noy deyatel'nosti v usloviyakh Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'no-go standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya (FGES NOO) = Forms of extracurricular activities in the context of the Federal State Educational Standard of Primary General Education (FGES NOE). [Internet]. Available from: https://pedsovet. org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneu-rochnoy-deyatelnosto-v. (In Russ.)

24. Vneurochnaya deyatel'nost' v shkole: chto obyazatel'no i chto po vyboru = Extracurricular activities at school: what is required and what is optional. 2017. [Internet]. Available from: https:// eduinspector.ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatel-nost-v-shkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/. (In Russ.)

25. Klyuyeva G. N. Napravleniya i formy organ-izatsii vneklassnykh meropriyatiy = Directions and forms of organization of extracurricular activities. [Internet]. Available from: www.eduportal44.ru. (In Russ.)

26. Kvantorium = Quantorium. [Internet]. Available from: http://kvantorium.ru. (In Russ.)

27. Boys & Girls Clubs of America. [Internet]. Available from: www.bgca.org.

28. Junior achievement. [Internet]. Available from: www.juniorachievement.org/web/ja-usa/home.

29. Afterschool Alliance. [Internet]. Available from: www.afterschoolalliance.org/aboutUs.cfm.

30. Beans and Rice, Inc., Growing capacities, building assets. [Internet]. Available from: www. beansandrice.org. (In Azeri.)

31. [Internet]. Available from: www.tipii.edu.az/ az/article/336-oyunlarin-talimda-rolu. (In Azeri.)

32. Vneklassnoye obucheniye i vospitaniye = Extracurricular education and upbringing. [Internet]. Available from: http://edu.gov.az. (In Azeri.)

33. Zametki k uchebnym planam = Notes to the curriculum. 2019. [Internet]. Available from:http:// edu.gov.az. (In Azeri.)

34. Akhmedov KH.KH., Ismaylova B.I., Khum-bataliyev R.Z. Ispol'zovaniye IKT v modernizatsii obrazovaniya = The use of ICT in the modernization of education. 2019: 76-82. (In Azeri.)

Information about the author

Bahar Ismayilova

Scientific secretary Institute of Education, Institute of Information Technology of ANAS, Baku, Azerbaijan

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.