ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Orientation of schoolboys on the agricultural profession in extracurricular
work Smanbaev O.
Ориентация школьников на сельскохозяйственную профессию во внеклассной и внешкольной работе Сманбаев О. А.
Сманбаев Орнокбек Аманович /Smanbaev Ornokbek - кандидат педагогических наук, доцент кафедры,
кафедра педагогики,
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации школьников средствами внеклассной и внешкольной работы учащихся сельских школ. Определены наиболее приемлемые формы воспитательных мероприятий в сельской школе.
Abstract: the article deals with questions of vocational guidance of schoolboys by means of extracurricular work in rural schools. Determine the most appropriate form of educational activities in the rural school.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, внеклассная работа, внешкольная работа, формы и методы, интерес, мотив.
Keywords: professional orientation, class work, extracurricular activities, forms and methods, interest, motive, interest.
УДК:371.012
Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики современного Кыргызстана. Успех перехода сельского хозяйства к рыночной экономике в решающей степени зависит от компетентности, высокого профессионализма современного труженика. В современных условиях ориентация учащихся на сельскохозяйственные профессии стала одним из главных направлений деятельности сельских школ республики. Это требует определения, какими наиболее приемлемыми методами и средствами вести профориентационную работу. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо не только разрабатывать новые методики такой работы, но и совершенствовать известные, применяемые в практике и оправдавшие себя методы, средства, формы психолого-педагогического воздействия на учащихся.
В подготовке сельских школьников к сознательному выбору профессии незаменима внеклассная и внешкольная воспитательная работа с профориентационной направленностью. На уроке нет возможности полностью выявить способности, профессиональные интересы и намерения учащихся. Внеклассная и внешкольная работа восполняет этот пробел и помогает логическому завершению профориентационной работы. В ходе исследования изучив передовой опыт сельских школ республики, мы определили, что главными задачами внеклассных и внешкольных мероприятий являются: 1) содействие воспитанию у школьников высоких нравственных качеств современного сельского труженика; 2) углубление политехнических знаний учащимися основ наук, связанных с проблемами сельского хозяйства; 3) развитие у школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям, формирование у них осознанных мотивов выбора профессии; 4) ознакомление учащихся с современными производственными технологиями сельского хозяйства. Для успешного осуществления профориентационных мероприятий необходимо учитывать следующие: активное участие руководителей фермерско-крестьянских хозяйств, специалистов сельского хозяйства; привлечение родителей к проведению воспитательных мероприятий; совершенствование воспитательной работы с учетом возрастных особенностей учащихся и местных производственных условий.
Наш идеал - личность, которая способна во всех сферах жизни выступать как работник нового типа, компетентный труженик, легко адаптирующийся к новым условиям организации труда. Поэтому в совершенствовании системы профориентационной работы особое внимание было обращено на следующие обстоятельства. Во-первых, как показывает практика, опыт новаторов производства - это один из важных факторов повышения эффективности подготовки школьников к сознательному выбору профессии в сельском хозяйстве. «Нам надо именно теперь позаботиться о том, чтобы масса необыкновенного материала, который имеется налицо
в виде опыта новой организации производства в отдельных городах, в отдельных предприятиях, в отдельных деревенских общинах, - чтобы этот опыт стал достоянием масс» [5, 149]. Особую актуальность эта задача приобрела в процессе перехода к рыночной экономике. Во-вторых, приобретение знаний, овладение основами наук, ценностями культуры, формирование мировоззрения и социального самосознания, поиски своего места в обществе должны осмысливаться как целостное содержание воспитания подрастающего поколения. Для учащихся этот процесс непрерывен; им пронизывается учебная деятельность, внеклассная и внешкольная работа, большая часть свободного времени. В своих исследованиях М. Г. Бущканец [1], А. Я. Журкина [2] и другие отметили значение рациональной организации свободного времени для сельских школьников. В ходе исследования (в сельских школах Нарынской области) особое значение придавалось рациональной организации свободного времени учащихся в профориентационных целях. Например, в ходе организации свободного времени сельских учащихся использовались документальные фильмы о крестьянских (фермерских) хозяйствах, научных достижениях, новаторах производства. Высшей формой развития интереса школьника в профессии является потребность в чтении специальной литературы. Для ознакомления учеников с социально-экономическим значением сельского хозяйства была использована документальная литература о сельском хозяйстве Кыргызстана, о новаторах производства и т.д. В экспериментальных школах действуют политехнические лектории. В рамках лектория учащиеся прослушали лекции на темы «Роль сельского хозяйства в Кыргызстане», «Особенности современного сельского хозяйства», «Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве» и другие, где отражены вопросы о механизации и электрификации сельского хозяйства, о новой технологии производства, о современных сельскохозяйственных профессиях. В плане осуществления внеклассной профориентационной работы с учащимися проводились коллективные и индивидуальные беседы на такие темы, как «Кем быть?», «Правильно ли выбрал профессию?». После таких работ проводили профориентационные игры, дискуссии, дебаты, тренинги и др. Практика показала, что такие формы воспитательных мероприятий имеют преимущества перед другими.
Важную роль во внеклассной работе играют такие формы, как проведение трудовых праздников: «Дня животновода», вечеров-встреч с ветеранами и новаторами производства, специалистами сельского хозяйства, особо способствующие непосредственному общению учащихся с людьми сельскохозяйственного труда. Так, готовясь к одной встреч с ними, ученики СШ им А. Табалдиева выпустили стенгазеты о новаторах производства. Во встрече принимали участие родители, представители фермерских хозяйств. С особым вниманием на вечере школьники слушали рассказ руководителя фермерского хозяйства и специалиста сельского хозяйства. Этот вечер оказал влияние на школьников: после него учащиеся работали в тесном контакте с фермерским хозяйством, сами организовали субботники. Прошедшая встреча была использована классными руководителями в педагогических целях. В частности, было организовано написание сочинений учениками IX класса на тему «Мои земляки и их героический труд», в которых многие из них ярко выразили свое отношение к сельскохозяйственному труду и к тому, как к нему готовиться, какие знания и умения, навыки нужно выработать, чтобы в совершенстве овладеть профессией в сфере сельского хозяйства.
Особо возрастает роль классного часа, который, по мнению П. Е. Щуркова и Н. С. Финданцевича «является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, так как помогает осмысливать все мероприятия, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, к людям» [8, 3]. Классные часы в экспериментальных школах включены в стабильное расписание. Академик А. Э. Измайлов [3] отметил, что большое значение роли личного примера замечательных людей труда в воспитании нравственности, формировании идеалов и интересов учащихся. Таким был и классный час на тему «Новатор современного сельского хозяйства» о руководителе крестьянско-фермерского хозяйства Герое Кыргызской Республики Т. Акматове, задуманного нами как урок профессионального мастерства. Урок провела учитель биологии К. Омурова. Она использовала материалы периодической печати, посвященные прославленному земляку, рассказала о его биографии, отметила, что в республике становится все больше последователей фермера - новатора. Этот классный час, как выяснилось из бесед с учениками, оказал на них сильное воздействие; они правильно рассуждали о профессиях сельского хозяйства, их социально-экономическом значении в условиях перехода к рыночной экономике. На основе изучения опыта сельских школ республики в рассматриваемом аспекте мы пришли к следующим выводам:1) в классных часах надо придавать особое значение изучению материалов, касающихся аграрной политики республики, не скрывая просчетов в ней, но сосредотачивая основное внимание на позитивных сторонах дела. Что имеет важнейшее значение в правильной социальной ориентации учащихся; 2) необходимо
совершенствовать методику проведения классных часов: привлекать к этому новаторов производства, на их личном примере воспитывать у учащихся глубокое уважение к сельскохозяйственному труду; 3) классные часы на одну и ту же тему на разных классах проводить с учетом возраста школьников. Во внеклассной работе по профорфориентации значение имеет производственные экскурсии на рабочих местах. В педагогической литературе отмечены тематические, обзорные, комплексные экскурсии [4; 6; 7 и др.]. Все эти виды экскурсий могут использоваться в ходе осуществления профориентационной работы. В ходе организации комплексной экскурсии учащиеся углубленно знакомясь с деятельностью фермерско-крестьянских хозяйств, они расширяют свой кругозор, усваивают распорядок и режим труда работников хозяйств, узнают о санитарно-гигиенических условиях содержания животных, процессах ухода за ними, механизации и электрификации производственных процессов и т.д. Практика свидетельствует, что результативность экскурсий зависит от соблюдения следующих требований: 1) они должны быть тщательно подготовлены: надо составлять планы, намечать объекты, определять цели, последовательность проведения экскурсий; 2) учащиеся предварительно должны быть ознакомлены с планом, повторить связанный с экскурсией, ее конкретной направленностью учебный материал, уметь вести записи в дневники наблюдений; 3) наряду с наблюдением они должны выполнять определенную работу на объектах; 4) в ходе ознакомления с объектом у школьников должно сложиться ясное представление о труде работающих фермерском хозяйстве, о специфике их профессии; 5) в этом должны принимать участие сами специалисты, работники фермерского хозяйства; 6) в конце экскурсии учащиеся должны отчитаться по теоретическим и практическим вопросам, касающихся тем экскурсий.
Одной из необходимых форм профориентационной работы в школе является кружковая работа. Содержание и формы кружковой работы имеют специфические особенности в соответствии с местными условиями. Например, в СШ. им. А. Табалдиева организована секция «Юный фермер». При составлении плана советовались со специалистами хозяйства, в него включены вопросы, недостаточно отраженные в школьной программе и утвержденные учебно-методическим советом школы. Членов кружка систематически знакомили с материалами о передовой технологии в сельском хозяйстве. В ходе работы кружка проводились лекции специалистов сельского хозяйства; изучение теоретического материала сопровождалось практическими работами на фермерском хозяйстве. Поэтому, кружковая работа в сельской школе должна отвечать следующим требованиям: 1) повышение качества теоретических знаний и трудовой подготовки учащихся; 2) приближение программного материала к местным производственным условиям; 3) укрепление связи кружковой работы с общеобразовательными предметами.
В подготовке школьников к выбору профессии большое значение имеет общественно полезный труд. Как показала практика, фермерское хозяйство является базой для приобретения школьниками соответствующих трудовых навыков и умений. Члены трудового отряда экспериментальных школ ухаживают за молодняком, участвует в стрижке овец, в заготовке кормов и других работах. Таким образом, знания, приобретаемые учащимися в школе по основам наук, в производственных условиях получают дальнейшее развитие и конкретное применение.
В целях определения воздействия вышеприведенных и других мероприятий мы провели исследования среди выпускников сельских школ. Выпускники экспериментальных школ отмечают, что они благодаря этим мероприятиям ознакомились с новыми условиями организации труда (48%), получили правильное представление о профессиях (40%), расширили свои теоретические знания (40,9%), осознали социально-экономическую роль сельского хозяйства (478,1%). В результате многие из них по окончании школы остались работать в сельском хозяйстве, продолжают учебу в сельскохозяйственных вузах, колледжах, лицеях. В то же время в контрольных школах, где проведена профориентационная работа без учета новых условий организации труда, приведенные показатели значительно ниже. Полученные результаты в ходе исследования позволяют сделать следующие выводы:
- внеклассная и внешкольная работа является логическим продолжением учебного процесса, способствует формированию у учащихся устойчивых профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; поэтому вовлечение учащихся в воспитательные мероприятия необходимо сделать стабильным;
- в воспитательной работе всегда необходимо сочетать коллективные и индивидуальные ее формы. Учитывать возрастные и психологические особенности школьников;
-необходимо разнообразить и усилить политехническую направленность внеклассных воспитательных мероприятий;
-привлекать к проведению воспитательной работы родителей, специалистов сельского хозяйства, работников фермерского хозяйства.
Таким образом, учет местных потребностей в кадрах для сельского хозяйства республики,
использование в учебно-воспитательной работе ярких примеров, иллюстрирующих опыт, традиции,
способны обогатить содержание учебной, внеклассной и внешкольной работы педагогов на селе,
повысить эффективность подготовки сельских школьников к выбору профессии.
Литература
1. Бущканец М. Г. Свободное время школьника как педагогическая проблема. Казань, 1971.
2. Журкина А. Я. Изучение бюджета времени старшеклассников. В сб. «Социальные проблемы образования и воспитания» / Под ред. Р. Г. Гуровой. М., 1973.
3. Измайлов А. Э. Профессиональная ориентация в школе (на кырг. яз.) Ф.: Мектеп, 1965. 190 с.
4. Крупская Н. К. За овладение техникой (Выступление на 1 Всероссийской конференции по педагогическому образованию). Пед. соч. в 6-ти т. Т. 5. / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 1980. С. 58-67.
5. Ленин В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». // Полн. собр. соч. Т. 38. С. 127-164.
6. Пискунов М. У. Обучение и труд учащихся. / Педагогические основы связи / Минск, изд-во БГУ, 1975. 287 с.
7. Синявский В. В. Экскурсия как средство активизации профессионального самоопределения учащихся. // Советская педагогика, 1977, № 2. С. 34-43.
8. Щуркова Н. Е., Финданцевич Н. С. Классный час и его организация. / Из опыта работ / М.: Просвещение, 1981. 64 с.
Formation student interest to modern agricultural occupations
Smanbaev O.
Формирование интереса у учащихся к современным сельскохозяйственным профессиям Сманбаев О. А.
Сманбаев ОрнокбекАманович /Smanbaev Ornokbek - кандидат педагогических наук, доцент кафедры,
кафедра педагогики,
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям в условиях рыночной экономики. Определены основные условия формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям в учебно-воспитательном процессе сельской школы.
Abstract: the article discusses the formation of students' interest in agricultural occupations in a market economy. The basic conditions offormation of students' interest in agricultural occupations in the educational process in rural schools.
Ключевые слова: интерес, профессиональная ориентация, сельская школа, сознательный выбор профессии.
Keywords: interest, professional orientation, rural school, the conscious choice of profession.
УДК:3 78
В «Национальной стратегии развития Кыргызстана до 2017 года» поставлена задача на неуклонное увеличение сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности республики. Этот курс требует наряду с разработкой и реализацией мер по ее индустриализации внедрения новых подходов к решению комплекса социально-экономических вопросов, в том числе воспроизводства на научной основе кадров для сельского хозяйства.
В новых условиях социально-экономического развития Кыргызстана сельская школа рассматривается как основной источник пополнения кадров сельского хозяйства квалифицированными тружениками. Удовлетворение постоянно растущей потребности современного села в работниках массовых профессий для крестьянского (фермерского) хозяйства во многом зависит от уровня и качества профориентационной работы в сельской школе.