Научная статья на тему 'Опыт проведения челленджа как инструмента развития профессиональных компетенций копирайтеров'

Опыт проведения челленджа как инструмента развития профессиональных компетенций копирайтеров Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Подготовка кадров / повышение квалификации / переподготовка кадров / профессиональные компетенции / конкурентоспособность работников / копирайтинг

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Фурсов А. Л.

В статье рассматривается инновационный подход к решению проблем формирования профессиональных компетенций и конкурентоспособности работников в сфере копирайтинга. Использование челленджей в системе профессиональной подготовки позволяет комбинировать различные формы обучения, адаптировать учебный материал к специфике профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения челленджа как инструмента развития профессиональных компетенций копирайтеров»

2024, №1, часть 1 ISSN 2078-9661

УДК 355.237

Фурсов А.Л..

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте

Российской Федерации, Саратов, Россия

Опыт проведения челленджа как инструмента развития профессиональных компетенций копирайтеров

Аннотация. В статье рассматривается инновационный подход к решению проблем формирования профессиональных компетенций и конкурентоспособности работников в сфере копирайтинга. Использование челленджей в системе профессиональной подготовки позволяет комбинировать различные формы обучения, адаптировать учебный материал к специфике профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка кадров, профессиональные компетенции, конкурентоспособность работников, копирайтинг

Профессиональная деятельность в мире постмодерна, с постоянно меняющимися «правилами игры» и пониманием компетентности как залога конкурентоспособности, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях.

Речь идет не просто о приобретении некоего стабильного пакета знаний и умений, но о формировании готовности работника к успеху в профессиональной деятельности, связанной с цифровизацией общества.

Изменения «правил игры» происходит в том числе в сфере профессионального образования. Многие столетия процесс обучения строился по производственно-конвейерному принципу, в его финале обучащиеся приобретали однотипные знания, работая по шаблонам на основе линейного плана обучения, поскольку набор навыков был стандартным и неизменным. Даже научно-техническая революция воспринималась как совершенствование стандартных инструментов, орудий труда. Сто лет назад тексты набирались на пишущей машинке, теперь на компьютере. Пятьдесят лет назад книги еще издавались на бумаге, теперь их удобнее читать на экране планшета. Аналогичный принцип развития профессионального образования предполагал, что учебный материал 50 лет назад размещался в книгах, на слайдах, на кино-и фотопленке, то есть «в твердой копии», теперь - в формате файлов на компьютере. И с технологией организации образовательного процесса еще в период пандемии никаких революционных изменений не происходило: те же слайдовые курсы, минусом которых было отсутствие возможности фиксировать большую часть образовательного материала в виде текста.

В то же время общеизвестно, что большинство знаний и навыков как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, люди получают через решение рабочих задач, а не через тренинги и курсы.

В связи с этим уже не первое десятилетие в образовательный процесс внедряются инновационные методы обучения, основанные на геймификации, челленджах. Термин «челлендж» обычно переводят как «вызов», «соревнование», «задание, требующее выполнения». Этот метод обучения, основанный на решение професиональных задач в короткий промежуток времени, возник в результате проекта «Apple Classrooms of Tomorrow-Today» в 2008 году по инициативе компании Apple Inc. для определения ключевых принципов создания учебной среды будущего.

Прошедшие затем в различных странах исследования подтвердили эффективность такого метода обучения.

Образовательный челлендж стимулирует обучающихся к

саморазвитию и приобретению новых знаний и навыков, создавая атмосферу соревнования, к улучшению навыков самоорганизации и тайм-менеджмента (участники челленджей учатся планировать свое время и ресурсы, расставлять приоритеты и контролировать свою работу).

Анализируя результат исследований в системе среднего профессионального образования, Н. О. Русак отмечает, что обучение, основанное на челленджах (задачах, вызовах), является эффективным способом вовлечь обучающихся в проектную работу, соответствовать стандартам учебной программы, а также является эффективным и одновременно креативным подходом к овладению необходимыми компетенциями. Работа строится согласно трем основным этапам, а именно: вовлечение (от абстрактной идеи к конкретной задаче), исследование (планирование, оценка рисков, соответствие академическим требованиям), действия (принятие решений, реализация).

Совместная работа преподавателя и студента способствует формированию общих и профессиональных компетенций у учащихся, созданию атмосферы сотрудничества, что в целом дает студентам возможность раскрыть свои таланты, заявить о своих интересах, сильных сторонах. Все это направлено на формирование творческой личности, умеющей нестандартно мыслить и решать проблемы, противостоять «вызовам времени».

Отдельный аспект, которому уделяется большое внимание в рамках обучения, это развитие умения работать в команде. Особое внимание уделяется аспекту оценивания. Подразумевается, что работа оценивается не только преподавателем, но и самими учащимися. Студенты учатся объективно оценивать свою работу и достижения других. А именно обратная связь. Умение принять и понять обратную связь, возможно критику, а также способность адекватно

транслировать своим оппонентам свои замечания, все это является неотъемлемой частью любого челленджа [1].

Исследователи метода геймификации обучения (Гольцева Т.А., Проценко Е.А. [2], Орлова О.В., Титова В.Н. [3], Е.В. Елисеева, Л.А. Зятева, Г.С. Исакова и др. [4], Михайличенко, Е. В. [5]) отмечают, что при использовании только традиционных подходов ухудшается концентрация внимания, отсутствует внутренняя мотивация, не формируются навыки, определяемые ФГОС. В то же время геймификация может стать одним из методов решения этих проблем и может помочь стимулировать учеников через создание интересных игр и включение их в процесс обучения. Обучающие языковые игры могут использоваться на разных этапах обучения и реализовываться в самых разнообразных формах: например, в виде викторины, конкурса, игры в слова, веб-квеста и др. Кроме того, геймификация также может сделать обучение более интерактивным и более социальным. К основным формам реализации геймификации относятся компьютерные игры, квизы, программы и приложения с элементами дополненной и виртуальной реальности.

Применение геймификации ошибочно ограничивают образованием в школе, в вузовском профессиональном образовании. В то же время в сфере управления персоналом геймификация является одним из проверенных инструментов удержания кадров [6]. Несомненно, геймифицированное обучение как кадровая процедура в составе технологии развития персонала является эффективным методом совершенствования профессиональных компетенций работников, упрочения их конкурентоспособности на рынке труда.

Масштабное развитие цифровых технологий оказывает глубокое и преобразующее влияние на рынок труда, вызывая появление новых профессий и актуализируя формирование межпрофессиональных компетенций. До сих пор активно обсуждается, например, вопрос о том, считать ли копирайтинг новой отдельной профессией или речь идет о развитии новых компетенций для представителей существующих профессий, таких как, например, журналист, PR-специалист, пресс-секретарь. В научной и бизнес-периодике то называют копирайтером того, кто специализируется исключительно на рекламных текстах, то именуют так большую разнородную группу специалистов в сфере медиатекста, функции которого совмещают в себе характеристики текстов разного вида - журналистских, информационных, рекламно-справочных.

Появилось понятие конвергентной журналистики как процесса слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс, в рамках которого должны работать мультифункциональные специалисты с широким диапазоном

профессиональных ролей. Конвергенция в медиа актуализирует развитие разных наборов навыков, от базовых до универсальных.

Заслуживает внимания взгляд О. Е. Молдавской на комплекс компетенций в сфере рерайтинга и копирайтинга [7], актуальных не только для журналистов, но и специалистов в сфере перевода. Автор перечисляет в числе умений использование методов психолингвистики в процессе создания текста, переработка текста в стиле, отвечающим задачам канала размещения и целевой аудитории; написания текстов новостей и пресс-релизов с учетом профессиональных и коммуникативных задач.

Востребованность копирайтеров как многофункциональных специалистов в сфере медиатекста оказалась в фокусе внимания платформы социальных изменений todogood, которая в рамках благотворительной программы «Я могу» организовала совместно с МГИМО профессиональную переподготовку социально уязвимых групп населения по направлениям «Редактор/Копирайер» и «Цифровой маркетинг и реклама».

Автор этих строк при поддержке данной программы организовал серию челленджей «Волшебный копирайтинг», собравших 230 участников, 25 из которых выполнили весь объем заданий и получили отзывы-рекомендации от организаторов для включения в портфолио начинающего копирайтера.

На любых копирайтерских курсах рассказывают о джентльменском наборе каждого копирайтера - что должно быть в его портфолио:

1. Резюме, из которого следует, почему заказчику нужно работать именно с этим копирайтером

2. Карточка товара - информативный текст на карточке товара привлекает внимание покупателей к товару и влияет на генерацию трафика.

3. Пресс-релиз о предстоящем событии (семинаре, выставке-ярмарке), побуждающий читателей участвовать в этом мероприятии

4. Пост-релиз о состоявшемся мероприятии, позитивно позиционирующий организаторов и/или участников в информационном пространстве

5. Промо-текст (PR-текст) о персоне или компании

6. Пример рерайтинга чужих текстов - это не плагиат, а краткое изложение интересных фактов, историй, статей с позиций, выгодных заказчику. Опыт рерайтинга нужен, когда вы пишете обзор литературы, товаров и услуг, событий.

7. Пример обращений к аудитории от имени персоны или компании: речи, короткие заявления (поздравления, приглашения, благодарности)

Почему проект называется "Волшебный копирайтинг"? Потому что люди верят в волшебство. Верят в волшебную таблетку, которая поможет без особых трудов стать копирайтером с нуля. А еще потому, что все задания, которые выполняяю участники, выдуманные и связаны с магией, фантастикой и прочей небывальщиной.

Практика показывает, что испытательные задания, которые работодатели дают соискателям, порой являются скрытой формой бесплатной эксплуатации. Соискатель выполнил задание, получил отказ, а задание успешно монетизируется работодателем.

В рамках челлленджа выдаются задания, которые нельзя монетизировать, но можно показать потенциальным заказчикам в портфолио.

Какие задания получали участники в рамках одной из игр?

За основу игры был взят сюжет книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Мы предположили, что в Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (НИИЧАВО) требуется пресс-секретарь, которому предстоит продемонстрировать свои профессиональные компетенции.

День первый был посвящен искусству самопрезентации. Участникам предлагалось написать «волшебное резюме», то есть в игровой форме описать свои реальные компетенции, необходимые для работы пресс-секретарем.

День второй потребовал от участников создание карточки магического товара:

«Вспомните мифологию, выберите артефакт и сделайте карточку этого товара. Постарайтесь найти что-то более оригинальное, чем шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет или волшебная палочка.

Карточка товара должна раскрывать его свойства и отвечать на возможные вопросы покупателя.

Главное в карточке:

- Краткое перечисление возможностей товара

- Обозначение целевой аудитории (для кого подходит)

- Советы и варианты использования артефакта Примеры успешного использования товара (из мифологии)»

День третий посвящен написанию пресс-релиза о предстоящем событии с условным названием «Волшебный зоопарк». В пгт Соловец, на улице Лукоморье, д.13, во дворе, в ближайшую пятницу, тринадцатого, состоится выставка-продажа волшебных животных.

Напишите приглашение на это мероприятие. Расскажите кратко его историю. Опишите фауну, которая там будет выставлена, расскажите о конкретном экспонате-товаре, о том, какую пользу он

принес. Хотя бы про того же Конька-Горбунка. Хотя и Змей Горыныч не так уж стар, на нем еще пахать можно.

Может быть, вы найдете кого-то из постоянных покупателей?

Возьмите у них отзыв о предыдущих покупках. Убедите посетителей посетить выставку и купить там кого-нибудь полезного. Билеты на выставку стоят дорого, но вы ведь обязательно докажете жителям Соловца, что их деньги потом окупятся... когда-нибудь. ..

Искусству рерайтинга посвящен День четвертый: «Помогите коту Василию запомнить короткую сказку».

Во взятой за основу книге кот Василий страдал склерозом.

«Диапазон знаний его был грандиозен. Ни одной сказки и ни одной песни он не знал больше чем наполовину, но зато это были русские, украинские, западнославянские, немецкие, английские, по-моему, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки и припевки. Склероз приводил его в бешенство, несколько раз он бросался на ствол дуба и драл кору когтями, он шипел и плевался, и глаза его при этом горели, как у дьявола... Но единственной песенкой, которую он допел до конца, был «Чижик-пыжик», а единственной сказочкой, которую он связно рассказал, был «Дом, который построил Джек» в переводе Маршака, да и то с некоторыми купюрами».

Участникам «Волшебного копирайтинга» было предложено рассказать коту Василию длинную сказку коротко (до 1500 знаков). Таким образом участники демонстрировали:

- Знание темы и широкий кругозор

- Умение анализировать исходный текст, выявлять ключевые идеи и предлагать альтернативные формулировки для сохранения смысла и уникальности текста

- Уровень грамотности и соблюдение читабельности текста

- Умение работать с источниками

- Креативность и изобретательность

День пятый. «Выборы в Китежграде»

Ваш талант копирайтера востребован на выборах мэра города Китежграда, которые состоятся в ближайшее воскресенье.

Свои кандидатуры выдвинули отрицательный и положительный персонажи вашей любимой книги или кинофильма. Ваша задача - в 20003000 знаках, включая пробелы, показать, что в каждом человеке есть черное и белое. И определить, чего больше.

Часть 1.

Вспомните литературного или киношного отрицательного персонажа любимого произведения. Карабаса Барабаса, Швондера, Томаса Марволо Реддла, Хлестакова, Мишку Квакина из «Тимура и его команды» или Мишку Ромашова из «Двух капитанов». Главное -вымышленного.

Представьте его со светлой стороны. Что он сделал хорошего? Каким бы он стал, не окажись жертвой стечения обстоятельств? Что он может сделать хорошего сейчас, если все забудут о его темном прошлом?

Часть 2.

Вспомните литературного или киношного положительного персонажа любимого произведения. Так ли идеален Саня Григорьев из тех же «Двух капитанов»? Или Гарри Поттер? Не прогадали ли жители Изумрудного города, выбрав правителем Страшилу, а не Урфина Джюса? Изложите , какие риски несет избрание мэром этого со всех, казалось бы, сторон положительного персонажа.

Помните, что вы должны писать правду и только правду, не придумывая ничего. Решать избирателям.

Если пару из одного произведения подобрать очень сложно, возьмите персонажей из разных произведений.

Условно это задание было названо «Адвокат дьявола», хотя в нем рассматривались не только отрицательные персонажи. От участников требовалось продемонстрировать искусство жонглировать фактами, которое необходимо в работе PR-служб по позитивному позиционированию любых персон или компаний и их продуктов, по отражению информационных атак.

День шестой. Отчет о командировке.

С возвращением в реальный мир. Напишите для сетевого издания "Заря молодежи" небольшой (2000-3000 знаков с пробелами) отчет о командировке в пгт Лукоморье и участии в челлендже.

В отчет нужно включить ваши впечатления от наиболее понравившихся заданий и ответов участников на них. Лучше быть кратким: в работах каждого дня выделить одну более всего понравившуюся.

Затем расскажите о ваших впечатлениях от участия:

1) ваш вклад в общую копилку креатива (кратко по пяти заданиям -что сделано)

2) что лично вам дало участие в этом мероприятии как просто талантливому креативному человеку и как копирайтеру-выпускнику или слушателю курса в программе ЯМогу.

В финале пригласите читателей к участию в последующих челленджах, мотивируйте их подписаться на канал (группу) мероприятия Стиль - обычный, новостной. Эмоции и юмор в меру включать можно и нужно.

Один из челленджей проводился в конце декабря, поэтому закономерен выбор темы на День седьмой.

Вспомните и напишите воспоминание о самом волшебном новом годе. Это может быть история не только о встрече нового года, но и о чуде, которое произошло накануне или в новогодние каникулы.

Расскажите самую памятную историю, свидетелем которой вы были

Поздравьте с новым годом своих родных, знакомых, участников программы Ямогу - одним словом, всех, кого пожелаете.

Использование нейросетей недопустимо. Им нечего вспоминать. И они не верят в волшебство.

Рассказы участников челленджа были опубликованы в новогодних выпусках сетевого издания «Заря молодежи».

Участники челленджа, которые ранее проходили аналогичные образовательные курсы и мероприятия, дали высокую оценку серии челленджей «Волшебный копирайтинг», особо отметив, что челленджи на темы сказок и фантастических стали для них источником вдохновения, помогли развивать воображение и логическое мышление, раскрыть свой творческий потенциал, приобрести и развить компетенции, необходимые для работы копирайтером в современных условиях.

Библиографический список

1. Русак, Н. О. Обучение, основанное на челленджах. Опыт работы учреждений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга / Н. О. Русак // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2022. - № 3(35). - С. 43-46. - EDN FWODCJ.

2. Гольцева Т.А., Проценко Е.А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 65-77.

3. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 9 (162)

4. Совершенствование подготовки будущих специалистов в вузе на основе внедрения технологии геймификации / Е.В. Елисеева, Л.А. Зятева, Г.С. Исакова и др. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 178-185.

5. Михайличенко, Е. В. Геймификация как актуальный тренд и универсальный цифровой ресурс в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку в вузе / Е. В. Михайличенко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2023. - № 3(52). - С. 122-127. - EDN RXTWCH.

6. Бобова, А. С. Программы Well-being и геймификация как инструменты удержания кадров (на примере IT-компании «мойофис») / А. С. Бобова, А. С. Шерне // Hypothesis. - 2022. - № 3(20). - С. 88-94. - EDN RLWUYJ.

7. Молдавская, О. Е. Компетентностный подход как основа формирования курса "Основы копирайтинга и рерайтинга" для студентов-лингвистов профилей "перевод и переводоведение" и "Теория и методика преподавания иностранного языка" / О. Е. Молдавская // E-Scio. - 2023. - № 3(78). - С. 441-447. - EDN PUQJFE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.