Научная статья на тему 'Опыт проектирования и внедрения на карьерах передвижных дробильно-перегрузочных установок'

Опыт проектирования и внедрения на карьерах передвижных дробильно-перегрузочных установок Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
404
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Смирнов В. П., Чиркин А. А.

Проанализирован мировой опыт проектирования и внедрения на карьерах передвижных дробильно-перегрузочных установок в модульном исполнении. Приведены и систематизированы компоновочные решения, в зависимости от назначения функциональных элементов, входящих в установку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования и внедрения на карьерах передвижных дробильно-перегрузочных установок»

УДК 622 271 3.007 63:621 926 2

В.П. Смирнов, A.A. Чиркни ИГДУрО РАН

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НА КАРЬЕРАХ ПЕРЕДВИЖНЫХ ДРОБИЛЬНО-ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ УСТАНОВОК

При анализе опыта проектирования и внедрения передвижных дробильно-перегрузочных установок (ДПУ) в блочном (модульном) исполнении было выявлено 12 типов установок (табл.1), пять из них находятся в эксплуатации, остальные представлены проектными проработками Все типы передвижных установок рассчитаны на перемещение модулей гусеничными транспортерами фирмы «Крупп» (табл.2), которая освоила выпуск транспортеров типоразмерного ряда грузоподъемностью от 240 до 1000 т. Крупнейшим производителем гусеничных транспортеров является также американская фирма «Лэмпсон», которая предлагает следующий типоразмерный ряд: 600, 800, 1000, 1200, 2000, 3000 и 4000 т. Наиболее крупные машины этого ряда оснащены четырьмя дизельными двигателями В общей сложности фирма выпустила более 60 машин. Основные параметры гусеничных транспортеров следующие: высота машин 2,8 м; длина 15 м; среднее давление на фунт 0,2 МПа; автономное энергообеспечение [11].

Передвижная дробильная установка фирмы «Крупп», эксплуатируемая на карьере «Мей-рама» (Испания), имеет производительность 600 т/ч. Приемный бункер и конусно-щсковая дробилка типа 135-190 установлена на одной несущей раме (схема 1, с.м.табл.1). Максимальные размеры загружаемых кусков горной массы составляют 1800x1250x1000 мм, а размер продукта на выходе достигает 250 мм. Загрузка материала в бункер производится автосамосвалами грузоподъемностью 170 т. а из бункера в дробилку - качающимся лотковым питателем. Дробильная установка весит 500 т, имеет высоту 17,6 м, ширину 8 и длину 36,9 м |13].

На медно-молибденовом карьере «Сисррита», расположенном в штате Аризона (США), установлена передвижная система дробления с расчетной производительностью 15 млн т в гол Максимальная эксплуатационная производительность в первый год работы составила 3200 т/ч. Передвижная дробильная установка (схема III. см. табл 1) включает в себя передвижной модуль пластинчатого питателя производительностью 3600 т/ч, передвижной модуль дробилки фирмы «Аллис-Чалмерс», типоразмер 60-89. самоходный разгрузочный конвейер; кран на пневмо-колссном ходу грузоподъемностью 360 т для производства ремонтных работ; гусеничный транспортер грузоподъемностью 1080 т. Длина передвижного модуля пластинчатого питателя 52,5 м. ширина 7,6 м, вес 990 т. Пластинчатый питатель можно устанавливать под углом 5-20°, что дает возможность автосамосвалам разгружать горную массу с горизонта размещения установки, а также с уступа выше. Загрузочный конец пластинчатого питателя заглубляется в приямок, чем создается естественный бункер [14|.

Установка фирмы «Крупп» (схема II в табл. 1) состоит из конусной дробилки «Аллис-Чалмерс» (типоразмер 60-109), бункера ямеетимоетью 78 т, плаетинчатого питателя длиной 3 м. козлового крана грузоподъемностью 140 т, предназначенного для производства ремонтных работ, а также для извлечения негабарита из приемного отверстия дробилки; гусеничного транспортера грузоподъемностью 1000 т. Максимальная производительность дробилки 7000 т/ч при ширине разгрузочного отверстия 250 мм. Порода в дробилку посту пает с двух точек разгрузки (10, 14|.

Компания «Маунтейн Стейс», Тиксон, штат Аризона. США. разработала дробильно-перегрузочную установку, способную развивать производительность 3000 т/ч и более, в зависимости от типа устанавливаемой дробилки ( схема YI1 в табл. 1). Система включает в себя бункер для разгрузки горной массы из автосамосвалов, пластинчатый питатель, конусную дробилку, бу-тобой. передвижной разгрузочный конвейер. Перемещение установки осуществляется с помощью гусеничного транспортера. Вместимость бу нкера-питателя 350 т. загрузка породы в него может производиться с одной из трех сторон. Из бункера-питателя порода поступает на пластинчатый питатель, размер которого 2,44x14 м. Удар, приходящийся на рамные опоры, сводится к миниму-

му. так как горная масса падает на жесткую плиту, а затем соскальзывает с нее в бункер дробилки Бункер-питатель устанавливается на 8 колее диаметром 91 см. которые в свою очередь устанавливаются на четырех рельсах Рельсы располагаются у бетонного основания бункера-питателя и соединяются с другим набором рельсов, положенных поперек верхней части опорной конструкции дробилки. Такое устройство позволяет передвинуть бункер-питатель на опорную конструкцию дробилки для совместной транспортировки на новое место. Металлоконструкции дробильного модуля выполнены из стальных плит с целью достижения максимальной жесткости конструкции. способных выдержать повышенные статические и динамические нагрузки во время дробле-

Таблица1

Зарубежные передвижные дробильно-перегрузочные установки

Компоновочная схема Фирма, страна, изготовитель Проилоди- телыюсть, т/ч Тип лроСжлки Мес го установки (стадия ратрСхлхи) Функциональная схема ;фобильно-псрсгру точной установки

I «Крупп». ФРГ 600 Щеково-конусная 135-190 Эш-Всрке Карьер «Мейра-ма». Испания 1 Б - П - Д1 -|К|

II «Крупп». ФРГ До 7000 Конусная Аллис-Чалмерс 60-109 Карьер «Сишен». ЮАР 1б-п-д-пЫк1

III «Дювэл». США До 4000 Конусная Аллис-Чалмерс 60-89 Карьер «Сисрри-та». США 1б-п| -1д1 -1к1

1У «Ниссио Иван Корпорейшн». Япония 6800 Конусная Проект 1б-п-д-к1

У «Кобэ Стал л.т.д». Япония 4000 Конусная Аллис-Чалмсрс 60-89 и 1б-п|-1д1-1к1

У1 «Тойо Менка Кайша л.т.д». Япония 4000 Конусная Кавсани 125 18 НН 1 1б-п1-1д1 -|б-п| 1 Гк1

УН «Маунтсйн Стейтс», США 3000 Конусная н 1б-п-д1 -|к1

УШ «Фуллер», США До 4000 я 1» |б-п1-1д1-1к|

IX «Кобэ Стал» л.т.д. Япония До 4000 п п 1б1-1д1

X «Маунтейн Стейтс», США 4000 Конусная Аллис-Чалмсрс 60-89 н |б-п-д|-1 к1

XI «Крупп», ФРГ 4000 Конусная я 1б-п1-1д1-1 к 1

XII «Всзсрхютте». ФРГ До 9000 Конусная Аллис-Чалмсрс н.д |б-д| -1 Б 1-1 к|

Условные обозначения:

! - функциональные элементы, которые объединены в одном конструктивизм блоке: I___I - функциональные элементы, положение которых изменяется в транспортном или рабочем положении.

Б - приемный бункер: П - шпатель. Д - дробилка; К - разгрузочный конвейер.

кия. Конусная дробилка располагается почти в центре установки, с одной стороны находится моторный отсек, с другой - отсск с электрооборудованием. Дробленая порода из дробилки поступает на разгрузочный конвейер, размеры которого 2.4x30.5 м. Разгрузочный конвейер установлен на колесном пневмоходу, что позволяет ем> свободно перемещаться на новое место (12].

Таблица 2

Технические характеристики гусеничных транспортеров фирмы «Крупп»

11ара метры Тип транспортера

ТК 850 те 7оо те 500 те 450 га 300 та 200

Длина м 12,1 11.9 11,5 9.6 9,3 7,6

Ширина, м - 'О-1 9.5 8.4 7,6 7,1 6.4

Высота транспортера (с опущен-

ными гидроцилиндрами), м 2,74 2,62 2,63 2,31 2,00 1,56

Ход гидроцилиндров, м 0,8 0.8 0,8 0,7 0,6 0,5

Площадь опорной поверхности, м* 44.2 42.9 33.2 26.6 22.3 14,5

Вес транспортера, т 237 213 165 140 91 65

Вес груза, т 850 700 500 450 300 200

Максиматьная грузоподъемность с

отцентрированным грузом, т 1200 1000 600 600 350 240

Преодолеваемый уклон, % 7 10 10 10 10 10

Скорость движения без груза,

м/мин 0-25 0-25 0-25 0-25 0-25 0-30

Скорость движения с грузом.

м/мин 0-12 0-12 0-12 0-12 0-12 0-12

Мощность двигателя. кВт 250 250 250 250 200 140

Давление на грунт - без груза, кРа 53 49 50 52 40 44

Давление на грунт - с грузом. кРа 241 209 197 218 172 179

Другой проект передвижной дробильной установки с производительностью до 4000 т/ч этой же фирмы (схема X в табл. I) в основном схож с предыдущим, отличается лишь более усовершенствованным решением бункера-питателя, перемещение которого происходит только в горизонтальном направлении при приведении его в рабочее или транспортное положение. Бункер-питатель устанавливается на восьми колесах от подъемного крана диаметром 0,9 м, который в свою очередь устанавливается на четырех рельсах. Рельсы, уложенные на основании забетонированного «кармана», соединяются с другими рельсами, проходящими через верхнюю часть опорной констру кции дробилки. Это даст возможность бункеру-питателю передвигаться по опорной конструкции дробилки и позволяет объединить их вместе для транспортирования на новое место Продольное движение бункера-питателя по рельсам осуществляется с помощью гидравлических двигателей, каждый из которых приводит в движение два колеса. Дробленая руда поступает на разгрузочный конвейер длиной 30,5 м и шириной 2,44 м со скоростью ленты 1,75 м/с (8).

Передвижная дробильная установка компании «Фу ллер» (схема УШ в табл. 1) включает в себя конусную дробилку фирмы «Тейлор», установленную на раме из профильного проката с тремя опорами с каждой стороны. Размер приемного отверстия дробилки 1520 мм, производительностью до 4000 т/ч. Дополнительное оборудование включает бутобой. подъемный кран грузоподъемностью 80 т для подъема траверсы и конуса дробилки при производстве ремонтных работ. Пластинчатый питатель бункера-питателя расположен под у глом 25°(14].

Проект передвижной дробильной установки(схс.ма У в табл. 1), разработанный японской фирмой «Кобэ Стил л.т.д», включает модули бункера-питателя и дробилки. Емкость приемкою бункера 300 м, разгрузка в бу нкер может осуществляться одновременно двумя самосватами. В рабочем положении бункер-питатель устанавливается на две опорные металлоконструкции с проемом между ними для въезда гусеничного транспортера при транспортировке модуля на новое место. Производительность питателя до 5000 т/ч при ширине ленты 2,7 м и скорости 0,23 м/с. Модуль дробилки включает конусную дробилку, типоразмер 60-89, расположенную в центре четы-рехопорной конструкции с расстоянием 10 и 14 м по осям опор. Перемещение модуля дробилки

ос> ществляется также с помощью гусеничного транспортера грузоподъемностью 900 т. Разгрч-зочный ленточный конвейер установлен на колесном пневмоходу для транспортировки на новое место и приведение в рабочее положение путем вкатывания под модуль дробилку. Производительность разгрузочного конвейера до 5000 т/ч при ширине ленты 2,4 м и скорости ленты 0,66 м/с. Производство ремонтных работ осуществляется с помощью автокрана модели 9200 ТС, имеющего грузоподъемность 200 т при вылете стрелы 4,5 м [8J.

Другой проект этой фирмы (схема IX в табл. I) выполнен также на сазе конусной дробилки 60-89 Дробилка установлена в проеме усту па, на сборно-разборных металлоконструкциях. Разгрузка автосамосвалов осуществляется непосредственно в бункер, расположенный над дробилкой Разгрузка горной массы осуществляется на разгрузочный конвейер, установленный на колесном пневмоходу (7].

Передвижная дробильная установка, разработанная фирмой «Тойо Менка Кайша, л.т.д.», Япония (схема YI в табл. I), выполнена на базе дробилки 125 18 НН с гидравлической системой регулирования разгрузочной щели, имеет приемное отверстие 1500 мм. Производительность дробилки 4000 т/ч при выпускной щели 150 мм. которая регулируется в пределах 150-245 мм Дробилка расположена на четырехопорной раме, опоры которой образуют проем для гусеничного транспортера, предназначенного для перемещения дробильного модуля. С двух сторон в диаметрально противоположных направлениях к модулю дробилки в рабочем положении примыкают два бункер-питателя. Емкость каждого бункера составляет 90 м\ производительность питателя 2000 т/ч (максимальная 2400 т/ч), при ширине 2500/2250 мм (ширина пластин/ширина бортов) и скорости 0,13 м/с (диапазон регулирования от 0,016-0,16 м/с). Разгрузка горной массы осуществляется непосредственно на ленточный конвейер, примыкающий перпендикулярно к продольной оси дробильной оси дробильной установки. Производительность конвейера до 6000 т/ч при ширине ленты 3 м при скорости 1.25 м/с. Обслуживание и ремонт дробильной установки осуществляются с помощью мостового крана грузоподъемностью 60 т, установленного над модулем дробилки

[5].

Передвижная дробильная установка, спроектированная фирмой «Крупп»(схема XI в табл. 1), по своей функциональной схеме аналогична схеме Y установки «Кобэ Стил» и схеме YIII установки компании «Фуллер». Бункер питатель и модуль дробилки выполнены в виде отдельных конструктивных блоков, которые транспортируются на новое место с помощью гусеничного транспортера этой же фирмы Разгрузочный конвейер установлен на кслесном пневмоходу для транспортировки на новое место и приведения в рабочее положение путем вкатывания под модуль дробилки |4].

Практическая реализация данного проекта была осуществлена с небольшими изменениями в дробильно-перегрузочной установке, входящей в комплекс циклично-поточной технологии на карьере Полтавского ГОКа (Украина), введенного в эксплуатацию в апреле 1996 г. Следует отмстить, что технико-экономическое обоснование необходимости применения циклично-поточной технологии с передвижной дробильной установкой в блочном (модульном) исполнении было выполнено в ИГД ММ СССР еще в 1987 г. (3). Дробильная установка включает дробильный модуль с дробилкой фирмы «Крупп», модуль бункер-питателя, разгрузочный конвейер. Приемный бункер-питатель рассчитан на одновременную загрузку двумя 110 т самосвалами Стенки бункера облицованы сменными изнашивающимися элементами стандартного размера, благодаря чему они могут заменяться на участках с высоким износом Дня защиты от ударов падающих ку сков горной массы иа участке загрузки пластинчатый питатель опирается на рельсы скольжения, что также позволяет разгрузить ходовые ролики питателя в зоне разгрузки Дтя удобства проведения ремонтных работ при техобслуживании дробилки, а также для оптимизации ее загрузки рудой пластинчатый питатель может отодвигаться при помощи гидроцилиндров. Привод питателя имеет гидравлический привод, что позволяет плавно регулировать скорость и производить равномерную загрузку руды в дробилку. в зависимости от частоты разгрузки автосамосвалов в приемный бункер (2J.

Дробильная установка фирмы «Везсрхютте» ФРГ (схема XII в табл. I) состоит из конусной дробилки фирмы «Аллис-Чалмерс» производительностью 9000 т/ч. мощностью 745 кВт. загрузочного бункера вместимостью 600 м* и промежуточного (буферного) бункера вместимостью 300 м\ Конусная дробилка с приемным бункером выполнена в виде самостоятельного конструктивного блока, который устанавливается на уступе в специальной выемке на бетоннсм фундаменте. Уступ

оформляется плитами, которые вместе с фундаментами поставляются фирмой «Везерхютте». Полная высота дробильной установки от подошвы уступа до верхней отметки загрузочного бун-*£ра составляет 30 м. что соответствует высоте двух уступов Дробильный блок массой 1200 т перемешается с помощью гу сеничного транспортера (1).

В проекте установки японской фирмы «Ниссио Иваи» (схема 1У в табл. 1) производительностью 6800 т/ч все элементы: бункер-питатель, конусная дробилка, разгрузочный конвейер - объединены в одном конструктивном блоке. Перемещается установка с помощью гусеничного транспортера грузоподъемностью 1000 т |6].

Компоновочные схемы дробильно-перегрузочных установок (ДПУ) представлены на рисунке.

I V IX

_НМ»1Г *РГ _К013 Сш И.ТХ'ЬЮМ „Кои ¡ГШ иПюшд

Ль

Компоновочные схемы дробильно-перегрузочных установок

Ллмг ФРГ

VI I

.ТойигмиКдшиШм .Ммпеи Стйтг С1111

Таким образом, практика добычи минерального сырья свидетельствует, что основным направлением интенсификации и повышения эффективности открытой разработки месторождений в условиях постоянно возрастающей глубины карьеров является широкое внедрение на горнодобывающих предприятиях циклично-поточной технологии, базирующейся на использовании новой мощной горно-транспортной техники по своим параметрам и показателям, соответствующей специфическим требованиям горного производства. Циклично-поточная технология получила широкое применение и развитие при разработке железорудных, меднорудных, фосфатных и угольных месторождений, а также на многих карьерах полезных нерудных ископаемых США. Канады. Бразилии, Австралии, ЮАР. Чили и других стран.

Наибольшее распространение на зарубежных карьерах получили технологические схемы ЦП Г с автомобильно-конвейерным и дроблением руд и скальных пород вскрыши непосредственно в карьерах в передвижных установках, конструктивно выполненных в блочном (модульном) исполнении.

Основным направлением дальнейшего развития и совершенствования систем циклично-поточной технологии является применение в комплексах основного оборудования мобильных дробильных установок на базе конусных и щековых дробилок с различными параметрами приемных отверстий в зависимости от физико-механических свойств скальных пород и руд, гу сеничных транспортеров для перемещения модулей дробильных установок, приводных станций конвейеров и т.п грузоподъемностью до 1000 т и более, мобильных грузоподъемных средств на пневмоколсс-ном или гусеничном ходу.

Применение нового специализированного оборудования в схемах ЦП Г позволяет значительно расширить область использования и повысить эффективность разработки месторождений на больших глубинах.

Опыт применения ЦПТ на карьерах показал возможность достижения высокой концентрации горного производства, улучшение показателей использования горно-транспортного оборудования, обеспечение высокой степени автоматизации производственных процессов, сокращение затрат на транспортирование горной массы с больших глубин, значительное повышение производительности труда и эффективности работы горнодобывающих предприятий в целом.

Результаты технико-экономического сравнения свидетельствуют, что принятый вариант ЦПТ на железорудном карьере «Сайшен», ЮАР. только по капитальным затратам на 35 % экономичнее традиционных схем. Экономический анализ для условий работы меднорудного карьера «Майданпек» ( Югославия) по новой технологии, показал, что капитальные затраты на конвейерную систему транспортирования горной массы на 3.5 млн долларов ниже, чем при применении только автомобильного транспорта.

Кроме того, за ближайшие 20 лет (при объеме перемещения в отвалы 300 млн т скальных пород вскрыши будет) будет сэкономлено 54,7 млн долларов на эксплуатационных расходах

На медно молибденовом карьере «Снеррита», США. экономическая оценка системы ЦПТ. произведенная специалистами перед се установкой, показала экономию эксплуатационных затрат в размере 0,29 доллара на 1 т товарной руды. Практикой работы эта цифра подтверждается При внедрении трех передвижных дробильных систем в карьере, как это заатанировано фирмой, эксплуатационные расходы за первые 10 лет работы системы будут снижены на 120 млн долларов Наряду с отмеченным приобретение новых автосамосвалов за тот же период времени будет снижено на 37 % (за счет сокращения расстояния транспортирования), что позволит дополнительно сэкономить 23 млн долларов капитальных затрат.

Исследование в области создания передвижных установок, а также опыт эксплуатации существующих стационарных дробильно-перегрузочных пунктов показывает, что к ним следует предъявлять следующие требования: приемное отверстие дробилки должно соответствовать максимальному размеру посту пающего в нее материала порядка 1200-1300 мм и обеспечить дробление пород с прочностью до 250 МПа; производительность должна находиться в интервале 600-2000 м3/ч в зависимости от технологической возможности загрузки линии ЦПТ, исключить возможность забивания приемного отверстия, а также иметь возможность работать под завалом; ■затраты на эксплуатацию передвижной дробильно-перегрузочной установки должны быть соизмеримы с затратами на эксплуатацию стационарных пунктов: производительность труда при применении передвижных дробильно-перегрузочных установок не должна быть ниже, чем при эксплуатации стационарных ДПП: конструкция передвижной ДПУ должна обеспечивать максимальный срок службы всех деталей, узлов и коэффициент готовности установки в целом должен быть не ниже 0,95; продолжительность монтажно-демонтажных работ и времени переноса на новое место работы должны быть минимальными; для переноса блоков ДПУ использовать гусеничные транспортеры с грузоподъемностью 700-1000 т с параметрами- высота машин до 2,8 м: длина до 15 м: среднее давление на грунт до 0,2 МПа: автономное энергообеспечение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

/. Комплекс оборудования для циклично-поточной технологии: ЭИ / Черметинформация - М.. 1987,-7с.-(Горнорудное производство и обогащение руд N 4).

2. Мартыненко В. П., Элиас К. X. Первый дробильно-конвейерный комплекс фирмы КРУПП на Полтавском ГОКе // Горная промышленность . - 1996. - N3. - С. 27- 29.

3. Направления совершенствования циклично-поточной технологии горных работ / Котяшев A.A.. Тюлькин A.A.. Волотковский B.C., Чиркин A.A. // Разработка руд черных металлов: Сб. науч. тр. / ИГД МЧМ СССР - Свсрдтовск, 1989 - N 88 - С.4-14.

4. Передвижной дробильно-перегрузочный конвейерный комплекс с Овухконсольным штабелеукладчиком производительностью 4000-5000 т/ч фирмы ФРГ «Крупп Пдастри унд Штальбау»: Техническое задание на закупку и поставку комплекса - Свсрдтовск: ИГД МЧМ СССР. 1985. - 10 с

5. Система передвижная дробилка - ленточный конвейер / Тойо Мснка Кайша. ЛТД 1985 - 8а -52 р. - Япония.

6. Техническое предложение на поставку дробильно-конвейерного комплекса оборудования для открытых горных работ на железном руднике в В/О «Металлургимпорт » - СССР. МЧМ СССР / Ниссио Иван Корпорейшн - 1987. - 30 с. - Япония.

7. Техническая спецификация на переОвижнхю оробильную установку. Н85/С 708/ КОБЭ СТИЛ. ЛТД. 1985 - 24р - Япония

Н. Almond R.M.. Shaulm R.J. ln-pit movable cnislung sysiems. // Mining Congress Inicmaiional: Mining Show. Las Vegas. Oct 11-14 1982 Scss. Pap N1 . -s.l 1982 -pp. 1-19.

9. Engineering Contractors II Mining Magazin. - 1998. - vol. 179. N 2. - p. 75.

10. Jscor's Sishengrous/I Engineering and Mining Journal. - 1982. - vol. 183.-pp 125.

11. Hoffman W. С. Die transports upe-cin bewahrtes Tagcbauhilflagerat // Bergbau - 1988 - Bd 39. -N 5. - S.206-210.

12. Müller G. Shenkung der betriebsconsten im Fcstgestcein- Tagebau durch Einsatz von Brecher-Band System II Fordern und heben - 1986 - Bd. 36. - N 8. - S 556-559.

13. Rixen ff. Energy saving ideas for open pit mining // World Mining. - 1981. - vol.- 34. - N 6. * pp 84-

85.

14. SassosA/. I*. In pit crushing and conveving sistcms// Engineering and Mining Journal. - 1984. - \ol 185. - N4.-pp. 46-59.

УДК 622.683:625.17

С.Л. Фесенко ИГД УрО РАН

СИЛЫ УГОНА КАРЬЕРНЫХ ПУТЕЙ НА УКЛОНАХ 60

Увеличение до 60 %о уклонов путей в карьерах сопровождается возрастанием сил угона, приводящим к нарушениям в работе железнодорожного пути. В условиях карьерного транспорта явления угона приобретают особую актуальность для участков с максимальными уклонами При этом наиболее неблагоприятными являются условия спуска в карьер порожних и груженых поездов. так как при этом воздействия основных факторов, участвующих в формировании сил угона, практически суммируются. Используя методику проф В.Г. Альбрехта [13], внесем в нее коррективы, обусловленные спецификой движения поездов в карьере по участкам путей со значительной величиной уклона Необходимость уточнения известного метода расчета вызывается следу ющим:

1) при движении поезда на спуске в карьер по крутонаклочному участку увеличивается влияние силы, являющейся горизонтальной составляющей веса поезда и направленной на прямых участках пути вдоль оси вниз по уклону;

2) в нагрузке, создаваемой силой нажатия колес на рельсы, необходимо учитывать только се вертикальную составляющую;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) сила угона пути от трения торможения должна определяться по иной, более точной для карьерного подвижного состава формуле.

По теории проф. В.Г.Альбрехта величина продольных сил, вызывающих угон пути, определяется следующим выражением:

4к 4к

Ру = I Г1У1р(1х+ \ Гтр<1х , (I)

4 к 4к

где /\у,р - величина продольных сил (на единице длины), вызванных упругими свойствами под-рельсового основания в горизонтальной плоскости в резу льтате совместного смещения основания и подошвы рельса, обусловленного поворотом сечений последнего при действии вертикальной нагрузки. даН/см; Ь'тр - величина продольных сил трения на единице длины при проскальзывании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.