Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОССИЯ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ: ПРАВА И МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»'

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОССИЯ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ: ПРАВА И МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / обучение иностранных граждан / педагогический дизайн / модель ADDIE / права иностранных граждан / свободы иностранных граждан / миграционное законодательство.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Л. В., Субботина И. В.

В настоящей работе представлен опыт проектирования и реализации дополнительной образовательной программы (далее «программа») «Россия для иностранцев: права и миграционное законодательство». Данная программа подготовлена в рамках мероприятий проекта Министерства просвещения № 073-15-2022-1198 «Формирование и развитие комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» по лоту 1.1.1. «Поддержка и развитие центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Российской Федерации». Программа была реализована в центре открытого образования на русском языке и обучения русскому языку на базе ФГБОУ ВО «Пущинский государственный естественно-научный институт». В основе создания дополнительной программы лежат идеи и принципы педагогического дизайна, а именно модель ADDIE, которая позволила поэтапно сформировать гибкую учебную среду, ориентированную на запросы слушателей курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокина Л. В., Субботина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОССИЯ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ: ПРАВА И МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»»

с^ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-403-407 ФОКИНА Людмила Викторовна,

2018-0076-2/23-140 кандидат философских наук, доцент,

M0SURED: 77/27-023-2023-2-140 доцент кафедры «Социально-

гуманитарные дисциплины» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский биотехнологический университет - РОСБИОТЕХ», (г. Москва, Россия), е-таН: mail@law-books.ru

СУББОТИНА Ирина Валентиновна,

кандидат экономических наук, доцент руководитель проекта, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Пушкинский государственный естественно-научный институт», е-таИ: mail@law-books.ru

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РОССИЯ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ: ПРАВА И МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Аннотация. В настоящей работе представлен опыт проектирования и реализации дополнительной образовательной программы (далее «программа») «Россия для иностранцев: права и миграционное законодательство». Данная программа подготовлена в рамках мероприятий проекта Министерства просвещения № 073-15-2022-1198 «Формирование и развитие комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» по лоту 1.1.1. «Поддержка и развитие центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Российской Федерации». Программа была реализована в центре открытого образования на русском языке и обучения русскому языку на базе ФГБОУ ВО «Пущинский государственный естественно-научный институт».

В основе создания дополнительной программы лежат идеи и принципы педагогического дизайна, а именно модель ADDIE, которая позволила поэтапно сформировать гибкую учебную среду, ориентированную на запросы слушателей курса.

Ключевые слова: дополнительное образование, обучение иностранных граждан, педагогический дизайн, модель ADDIE, права иностранных граждан, свободы иностранных граждан, миграционное законодательство.

FOKINA Lyidamila Viktorovna,

Candidate of Philosophy Sciences,

Associate Professor of Department Social and Humanitarian Disciplines, Russian Biotechnological University (Moscow, Russia)

SYBBOTINA Irina Valentinovna,

Candidate of Economics Sciences, project manager, The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Pushchino State Institute of Natural Science

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

DESIGN AND IMPLEMENTATION EXPERIENCEADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM "RUSSIA FOR FOREIGNERS: RIGHTS AND

MIGRATION LEGISLATION"

Annotation. This article presents the experience of designing and implementing an additional educational program (hereinafter referred to as the "program") "Russia for foreigners: rights and migration legislation". This program was prepared as part of the activities of the project of the Ministry of Education No. 073-15-2022-1198 "Formation and development of an integrated network of centers for open education in Russian and teaching the Russian language" for Lot 1.1.1. "Support and development of centers for open education in Russian and teaching the Russian language in the Russian Federation". The program was implemented at the center of open education in Russian and teaching the Russian language on the basis of the Pushchino State Institute of Natural Sciences.

The creation of an additional program is based on the ideas and principles of pedagogical design, namely the ADDIE model, which made it possible to gradually form a flexible learning environment focused on the needs of course participants.

Key words: additional education, education of foreign citizens, instructional design, ADDIE model, rights of foreign citizens, freedoms of foreign citizens, migration legislation.

Введение.

Новые вызовы настоящего времени диктуют необходимость расширения культурно-гуманитарных связей российского общества в сфере международных отношений. Масштаб задач в этом направлении обусловлен необходимостью развития сотрудничества на основе диалога культур и создания условий для привлечения в Россию талантливой молодежи и профессиональных кадров.

В государственных стратегических документах отмечена важность повышения доступности качественного российского образования для иностранных граждан как фактора содействия межкультурного и межконфессионального сотрудничества [3].

По информации из средств массовой информации (СМИ) в настоящее время в России обучается более 345 000 иностранных студентов1. При этом, еще в 2016 году, в Минцифре озвучивалось число иностранных граждан, интересующихся изучением русского языка, в количестве 125 миллионов человек2, что сопоставимо с самим населением Российской Федерации. Эти показатели не только держатся на высоком уровне, но и растут из года в год: с 2019 число обучающихся в вузах страны иностранцев возросло на 26 тысяч, а квота для этих студентов за прошедший год увеличена на 5 тысяч мест3.

Ответом на возрастающий к России интерес, являются масштабные проекты, посвященные русскому языку, истории и культуре страны.

1 «Ведомости», «Российские вузы ждет наплыв иностранных студентов с Востока», 30 июня 2022 года.

2 Минцифры России, «125 миллионов человек за пределами России интересуются изучением русского языка», 22 июня 2016 года.

3 ТАСС, «В вузы России в 2022 году зачислили

более 21 тыс. иностранцев», 24 августа 2022 года.

Одним из инструментов формирования культурно-гуманитарных связей является создание центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку (далее - Центр). Одним из таких центров является, созданный в 2022 году на базе ФГБОУ ВО «Пущинский государственный естественно-научный институт» (Пущ-ГЕНИ).

Для расширения коммуникативного пространства и создания благоприятной социокультурной среды для адаптации иностранных граждан в Центре организовано обучение по дополнительным образовательным программам, в рамках мероприятий проекта Министерства просвещения № 073-15-2022-1198 «Формирование и развитие комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» по лоту 1.1.1. «Поддержка и развитие центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Российской Федерации».

В настоящее время в проекте ПущГЕНИ реализованы 7 дополнительных образовательных программ, в числе которых «Россия для иностранцев: права и миграционное законодательство»4.

Включение такой тематики обусловлено важностью знаний основ правового регулирования, прав и свобод, законных интересов и правовых ограничений для интеграции иностранных граждан в культурное пространство российского общества.

Дополнительная образовательная программа «Россия для иностранцев: права и миграционное законодательство» (далее - программа) разработана в рамках вышеназванного проекта и в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

4 https://open.pushgu.ru/courses/

EISUfW6CRSl7oJ6/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

дополнительным образовательным программам, утвержденном приказом Минпросвещения России № 629 от 27 июля 2022 г. [1].

Программа направлена на приобретение слушателями компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 43.03.02 Туризм, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. N 516 [2].

Срок освоения программы 36 академических часов, в том числе 18 часов аудиторных занятий. Обучение бесплатное. Форма обучения очное с применением дистанционных образовательных технологий.

Целью реализации программы в соответствии с ФГОС ВО явилось формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК-6): способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности.

Задачами программы:

- формирование представлений о нормативно-правовом регулировании профессиональной деятельности иностранных граждан в России, в том числе о правах и свободах иностранных граждан в России и миграционном законодательстве;

- формирование видения роли права в жизни российского общества как основного регулятора общественных отношений;

- выработка умения понимать и применять правовые нормы в профессиональной деятельности;

- обеспечение овладения опытом работы с действующим законодательством, в том числе в области прав и свобод иностранных граждан в России и в сфере миграционного законодательства;

- формирование правового кругозора иностранных граждан для адаптации в российском государстве.

Материалы и инструменты.

Программа составлена на основе нормативных актов, регулирующих права и свободы иностранных граждан, их законные интересы.

Формирование программы осуществлялось с учетом идей и принципов педагогического дизайна, позволяющих ориентироваться на создание гибкой, адаптивной учебной среды, на основе использования возможностей цифровых ресурсов и инструментов [см., например, 4, с. 6].

Одной из наиболее широко применяемых в международной и отечественной образовательной практике моделей педагогического дизайна

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

является модель ADDIE [5]. Основными видами деятельности в рамках нее явились 1) анализ целевой аудитории, 2) проектирование программы, 3) разработка учебных материалов, 4) внедрение программы в образовательный процесс, 5) оценка эффективности программы.

Результаты.

1) Слушателями программы в ПущГЕНИ стали иностранные граждане 120 человек из 14 стран (Азербайджан, Египет, Израиль, Китай, Марокко, Бенин, Казахстан, Камерун, Таджикистан, Узбекистан, Эквадор, Сирия. Франция, Эфиопия). При наборе слушателей были направлены письма-приглашения в зарубежные страны: 25 русских школ (23 страны), 25 педагогических сообществ (25 стран), 34 центра открытого образования (24 стран), 37 Представительств Россотрудни-чества за рубежом (31 страна).

Регистрация слушателей проходила на разработанной интернет-странице сайта вуза https:// open.pushgu.ru/. На странице курса выбранной программы имелась информация об учебной плане, аннотация, расписание занятий со ссылкой на подключение в платформе Microsoft Teams, получение компетенций, сведения о преподавателе, о центре открытого образования, новостная лента https://open.pushgu.ru/courses/

EISUfW6CRSl7oJ6/.

Заявки на обучение поступали из иностранных вузов, с которыми у вуза сформировались тесные партнерские международные отношения к примеру, активное участие в обучении приняли студенты Кокшетауского университета им. А. Мыр-захметова (Казахстан).

Из вуза прошли обучение по программе 96 слушателей. По завершению обучения, 120 слушателей успешно прошедшие итоговое тестирование получили электронные сертификаты. Средний балл тестирования составил 91,6.

2) Программа включает следующие компоненты (разделы): общая характеристика образовательной программы; структура и содержание образовательной программы; формы аттестации и оценочные материалы; учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы, условия реализации образовательной программы.

Раздел «Общая характеристика образовательной программы» содержит информацию: актуальность программы; цель и задачи программы; краткая характеристика структуры и содержания программы; планируемые результаты реализации обучения; категория слушателей (иностранные граждане); форма обучения и режим занятий; трудоемкость программы (36 часов).

В разделе «Структура и содержания программы» содержатся требования к планируемым результатам обучения:

- знать законодательство Российской Федерации и нормы международного права в сфере профессиональной деятельности, в том числе права и свободы иностранных граждан в России и правовые нормы миграционного законодательства;

- уметь применять законодательство Российской Федерации и нормы международного права в сфере профессиональной деятельности, в том числе права и свободы иностранных граждан в России и правовые нормы миграционного законодательства;

- владеть способами применения законодательства Российской Федерации и норм международного права в сфере профессиональной деятельности, в том числе в области прав и свобод иностранных граждан в России и в сфере миграционного законодательства.

В разделе «Структура и содержание рабочей программы» представлен учебно-тематический план, в котором определены темы и количество часов на их изучение, указывается объем часов лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы.

Содержание программы включает следующие темы:

Тема 1. Права и свободы иностранных граждан в России.

Тема 2. Миграционное законодательство Российской Федерации.

Тема 3. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Тема 4. Договор гражданско-правового характера и предпринимательская деятельность иностранного гражданина.

Тема 5. Миграционный контроль и учет в Российской Федерации.

Тема 6. Цифровизация миграционной системы.

Структурированные в такой последовательности материалы позволяют сформировать представления о нормативно-правовом регулировании в Российской Федерации профессиональной деятельности иностранных граждан, в том числе о правах и свободах иностранных граждан в России и миграционном законодательстве; выработать умения понимать и применять правовые нормы в профессиональной деятельности; овладеть опытом работы с действующим законодательством, в том числе в области прав и свобод иностранных граждан в России и в сфере миграционного законодательства; сформировать правовой кругозор

иностранных граждан для адаптации в российском государстве.

3) Разработка содержания материалов, оценочной документации, учебно-методического и информационного сопровождения программы осуществлялась в соответствии с тематическим планом программы и отражено в следующих разделах программы.

Раздел «Формы аттестации и оценочные материалы» содержит перечень вопросов текущей и промежуточной аттестации, структурированных по темам; рекомендации по организации самостоятельной работы с указанием объемов, видов самостоятельной работы, а также обеспечивающих ресурсов. Подраздел «Итоговая аттестация» включает тестовые задание, разработанные для обеспечения контроля результатов сфор-мированности заявленной компетенции у слушателей программы.

В разделе «Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы» включен перечень актуальной нормативной, основной и дополнительной литературы, а также перечень информационных ресурсов (электронно-библиотечные системы, справочно-информа-ционные системы, базы данных и базы знаний), необходимых для освоения программы.

Раздел «Условия реализации образовательной программы» содержит необходимый для реализации программы перечень материально-технических средств и оборудования.

4) Внедрение. Обучения по образовательной программе проводилось в очном формате с применением дистанционных образовательных технологий. Онлайн поддержка осуществлялась в приложении Microsoft Teams.

Занятия проходили по утвержденному графику с 21.11.2022г. по 29.11.2022г., с возможностью круглосуточного доступа к сайту проекта.

5) Важнейшими индикаторами и показателями эффективности реализации программы стали результаты итогового тестирования и положительные отзывы слушателей курса. 100% от общего количества слушателей завершили обучение с оценками - 91,3 баллов и получили сертификаты об окончании программы.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод об успешной реализации программы и в дальнейшем, с учетом имеющегося опыта, возможно масштабировать этот проект и задействовать в обучении большее количество иностранных граждан, а также соотечественников, проживающих в зарубежных странах и желающих повысить компетенции в области правового регулирования в Российской Федерации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Список литературы:

[1] Приказ Минпросвещения России № 629 от 27 июля 2022 г. «Об отверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 43.03.02 Туризм, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. N 516.

[3] Официальный портал государственных программ РФ https://programs.gov.ru/. (Дата обращения 12.12.2022).

[4] Другова Е.А. Передовые технологии, трансформирующие образование, аналитический обзор прошедшей конференции. Сборник тезисов Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch-Томск 2020. 2-4 декабря 2020 г. Отв. ред. Е.А. Другова. С.6-10.

[5] Stefaniak, Jill, and Meimei Xu. 2020. "An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: A Systematic Review." TechTrends 64(5):710-19. doi: 10.1007/S11528-020-00539-8.

Spisok literatury:

[1] Prikaz Minprosveshcheniya Rossii № 629 ot 27 iyulya 2022 g. «Ob otverzhdenii poryadka organ-izacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deya-tel'nosti po dopolnitel'nym obshcheobrazovatel'nym programmam».

[2] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazova-tel'nyj standart po napravleniyu podgotovki 43.03.02 Turizm, utverzhdennogo Ministerstvom obra-zovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 8 iyunya 2017 g. N 516.

[3] Oficial'nyj portal gosudarstvennyh programm RF https://programs.gov.ru/. (Data obrash-cheniya 12.12.2022).

[4] Drugova E.A. Peredovye tekhnologii, trans-formiruyushchie obrazovanie, analiticheskij obzor proshedshej konferencii. Sbornik tezisov Mezhdunar-odnoj konferencii po peredovym tekhnologiyam obu-cheniya EdCrunch-Tomsk 2020. 2-4 dekabrya 2020 g. Otv. red. E.A. Drugova. S.6-10.

[5] Stefaniak, Jill, and Meimei Xu. 2020. "An Examination of the Systemic Reach of Instructional Design Models: A Systematic Review." TechTrends 64(5):710-19. doi: 10.1007/S11528-020-00539-8.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.