Научная статья на тему 'Опыт применения технологии индивидуализации и уровневой дифференциации в современном образовании'

Опыт применения технологии индивидуализации и уровневой дифференциации в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INDIVIDUALIZATION / LEVEL DIFFERENTIATION / БіЛіМ БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ДАРАЛАУ / ДЕңГЕЙЛіК САРАЛАУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байменова А.А., Соловей Т.Ю.

В статье авторами рассматривается важность и необходимость применения на уроках современных образовательных технологий, которые в комплексе дают отличный результат. Наиболее приемлемой, на их взгляд, является технология индивидуализации и уровневой дифференциации обучения. Авторы считают, что главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения формирование положительной мотивации к обучению у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience on using technology of individualization and level differentiation in modern education

In the article the authors consider the importance and necessity of using modern educational technologies in the lessons, the technologies can give an excellent result. The most acceptable, in their opinions, is the technology of individualization and level differentiation of teaching and learning. The main pedagogical purpose of level differentiation in teaching and learning is school students’ positive motivation formation.

Текст научной работы на тему «Опыт применения технологии индивидуализации и уровневой дифференциации в современном образовании»

УДК 373.1.02: 372.8

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И

УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ацдатпа

Макалада авторлар сабакта Yздiк нэти-же беретш заманауи бiлiм беру техноло-гияларын колданудыц мацыздылыгы мен кажеттшЫ карастырады, бiрак олардыц пiкiрiнше, окытудыц дараландыру жэне децгейлеп саралау технологиясы нег^р-лым колайлы болып табылады. Окытудыц децгейлеп саралаудыц басты педагогика-лык кагиданы - окушылардыц оц мотива-циясын калыптастыру.

Аннотация

В статье авторами рассматривается важность и необходимость применения на уроках современных образовательных технологий, которые в комплексе дают отличный результат.

Наиболее приемлемой, на их взгляд, является технология индивидуализации и уровневой дифференциации обучения. Авторы считают, что главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения - формирование положительной мотивации к обучению у школьников.

Annotation

In the article the authors consider the importance and necessity of using modern educational technologies in the lessons, the technologies can give an excellent result. The most acceptable, in their opinions, is the technology of individualization and level differentiation of teaching and learning. The main pedagogical purpose of level differentiation in teaching and learning is school students' positive motivation formation.

А.А. Байменова,

учитель начальных классов,

Т.Ю. Соловей,

учитель начальных классов, Мичуринская средняя школа, Костанайский район, Костанайская область

Неггзгг свздер: бшм беру технологиясы, даралау, децгейлт саралау

Ключевые слова: образовательная технология, индивидуализация, уровне-вая дифференциация.

Keywords: educational technology, individualization, level differentiation.

t* К

I

<c m о

ro

£ w

О *

S

L

0 §

1 X Ш t-

K *

s

рц

О ш E-

X

<с т о

го £

РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

Современная школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Сегодня перед учителем, как никогда ранее, стоит трудная задача - учить хорошо всех. Главная задача современного учителя - создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения, ведь на интересном уроке работают все, работает каждый. Все мы знаем, что в каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Набирая в очередной раз свой первый класс, каждый из нас задумывается: «Как учить детей? Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?».

В настоящее время инновационные образовательные технологии помогают педагогу учить по-новому, вместо «обучение на всю жизнь» - «образование через всю жизнь». Это обусловлено тем, что методы обучения и воспитания, проверенные веками, не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает, поэтому, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться -

надо изменять себя. Задача педагогов в ходе применения обновленных учебных программ - научить учащихся активно «добывать» знания, самостоятельно развивать функциональную грамотность, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, творчески подходить к решению проблем, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Исходя из идей обновленной программы, мы поставили для себя главную педагогическую задачу - стать напарником для своих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающемся жизненном пути. Ведь именно в школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь.

В современной педагогике много интересных и действительно работающих инновационных технологий, которые в комплексе дают отличный результат. Наиболее приемлемыми, на наш взгляд, являются технология индивидуализации и уровневой дифференциации обучения

Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения - формирование положительной мотивации к обучению у школьников. При уровневой дифференциации перед учащимися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе фор-

мируются более высокие уровни овладения материалом. Некоторые думают, что за уровневой дифференциацией стоит разделение на классы по уровням. Это не так, уровневая дифференциация - это технология обучения в одном классе детей разных способностей.

Свои уроки мы строим с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используя трехуровневые задания, в том числе и суммативные работы. У нас появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику, чтобы к концу урока достижение результатов обучающихся соответствовало категориям: «Все смогут...», «Большинство...», «Некоторые...» Для осуществления уровневой дифференциации необходимо выполнение следующих условий:

1.Уровни для усвоения материала должны быть открыты для учеников:

• репродуктивный;

• конструктивный;

• творческий.

2.Уровень обучения должен быть выше уровня требований усвоения материала. Каждый ученик должен иметь возможность пройти через полноценный процесс обучения, в полном объеме услышать теоретический материал со всеми обоснованиями, доказательствами, ознакомиться с образцами решений.

З.Обеспечение последовательности в продвижении ученика по уровням: сначала обеспечить достижение базового уровня, а затем развивать дальше. Не следует предъявлять более высокие требования к тем ученикам, которые не достигли обязательного уровня, но не следует задерживать тех, кто способен на большее.

4.Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся должна соответ-

ствовать уровню обучения. Контроль должен предусматривать проверку знания каждым учеником обязательного уровня подготовки.

Организовать уровневый подход в обучении возможно на любом этапе урока. Например, при проверке домашнего задания ученику общего уровня можно предложить решить задание с использованием тех правил, которыми он пользовался при выполнении домашней работы, для более способных - придумать задачу, обратную данной. А с учениками, которые испытывают трудности в изучении материала, повторить все правила и прокомментировать решение домашнего упражнения. Здесь надо ещё учитывать то, что домашнее задание тоже даётся по группам.

Учитель готовит к уроку пакет дидактических материалов в трех вариантах. Первый - самые простые задания. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно полностью восстановить неоконченную запись формул, определения.

Задания второй группы - это теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно.

Задания третьей группы включают проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задания, для решения которых нужно применить нестандартный подход.

Приведу несколько примеров, как можно дифференцировать то или иное задание. Учитель предлагает детям составить предложение на тему:

а)одним - дописать предложения;

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

X

<с т о

го £

РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

б)другим - ответить на вопросы;

в)третьим - выписать предложения к теме из указанного отрывка.

При работе со словарём дается задание - выучить словарные слова. Опять же, учитывая особенности отдельных учащихся и проверяя, предлагаю:

а)одним - записать слова на определённые темы;

б)другим - подписать картинки;

в)третьим - вспомнить и записать изучаемые словарные слова.

На уроке познания мира в 1 классе, тема «Правила безопасности в доме», на этапе закрепления пройденного были предложены учащимся дифференцированные задания:

1 задание - рассмотрите внимательно рисунки, обведите карандашом нарушение правил безопасности, вставьте попущенные слова:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электроприборы нельзя оставлять без ... (присмотра).

Телефон службы скорой помощи - ... (103).

Порядок нужен в доме не только для красоты, но и для ... (безопасности).

Если случился пожар, звони ... (101).

Не используй нож без взрослого потому, что ты можешь ... (порезаться).

Слова для справок: присмотра, 103,безопасности, 101, порезаться.

2 задание - рассмотрите внимательно рисунки, соотнесите, к какой беде приводят действия и поступки ребят, укажите, по какому номеру телефона надо позвонить и как связаться со службой экстренной помощи. Объясните, почему.

3 задание - составьте советы «Правила безопасного поведения дома».

Дескрипторы по достижению критерия оценивания «знает и применяет правила безопасного поведения дома»:

1.Правильно определяет нарушения правил безопасности.

2.Знает номера телефонов экстренной помощи.

3.Правильно соотносит действия и поступки, которые приводят к беде.

4.Правильно составляет советы «Правила безопасного поведения дома».

Урок русского языка во 2 классе, этап повторения пройденного материала (работа в паре):

1 задание - спишите слова, выделите корень и приставку:

пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм.

Дескриптор выполнения задания:

правильно выделяет корень и приставку.

2 задание - спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки, выделите приставки:

Из-за озера (до, вы) летают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по) явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

Дескрипторы выполнения задания:

1.правильно вставляет подходящие по смыслу приставки,

2.выделяет приставки.

3 задание - спишите текст, употребляя нужные приставки, выделите приставки.

Упражнение из учебника а.уратно (писать). Новую тетра.ь красиво (писать).

Из текста внимательно (писать) слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).

Дескрипторы выполнения задания:

1.правильно употребляет нужные приставки,

2.выделяет приставки.

Урок математики 3 класс, этап актуализации знаний.

1 группа: игра «Игра съедобное и несъедобное» (отработка названия компонентов действий). Учитель задает вопросы, если ученик, которому задали вопрос, знает ответ на вопрос, то он ловит мяч и отвечает на вопрос. Если же ученик не знает ответа, то он отбивает мяч и заглядывает в домашнюю тетрадь за подсказкой.

Вопросы для игры:

1.назовите компоненты действия сложения;

- вычитания;

- умножения;

- деления;

2.как найти неизвестное слагаемое;

- уменьшаемое;

- множитель;

-делимое.

2 группа - дети самостоятельно решают задания на карточках по теме «Уравнения». Карточки раздаются четырех видов, одинаковые - попарно. Дети решают задания самостоятельно, затем находят свою пару. После того, как образована пара (одинаковые карточки), ответы в карточке проверяются по образцу, и исправляются допущенные ошибки. Работа оценивается.

т- 49 = 34+7

Х : 7 = 18:3

3 группа - реши уравнение и узнаешь ответ на вопрос.

Какая страна Африки самая большая?

17 - Алжир;

35 - Нигерия.

Какой город является столицей Австралии?

6 - Канберра;

36 - Сидней.

36 - в = 70 - 62

56 : а = 2 х 4

Очевидно, что от одной группы к последующей трудность выполнения задач повышается. Такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую. Хочется отметить, что современные образовательные технологии и методы дают учителю огромную возможность в реализации целей и задач урока. Можно использовать одну технологию, но можно и сочетать элементы различных технологий и методов на уроке, и урок от этого только выиграет.

Народная мудрость гласит: «Прежде чем достигнуть хороших результатов, надо много, не жалея ни сил, ни времени, учиться своему делу; нельзя ни на минуту терять интереса к нему, иначе успех будет половинчатым, а то и не будет его совсем». В этом состоит наша работа как педагогов, этому мы должны научить и своих учеников.

ЛИТЕРАТУРА

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. «Просвещение» -2006.

2. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.

3.Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. «ПРИПИТ» - 2008.

4.Якиманская И.С. Личностно-ори-ентированное обучение в современной школе. «Просвещение» - 2003.

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

X и

О §

X X ш Е-

X *

х

рц

О ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.