УДК 378.147
ББК Ч448.027.9 ГСНТИ 15.01.21; 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Кульбах Ольга Станиславовна,
доктор медицинских наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; e-mail: [email protected]
Заварзина Наталия Юрьевна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; e-mail: [email protected]
Зинкевич Елена Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; e-mail: [email protected]
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; технология дистанционного обучения; дидактические принципы технологии дистанционного обучения; учебный кейс; личностно ориентированное обучение.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена особенностям технологии дистанционного обучения, которая применяется в системе профессионального образования. Приводятся дидактические принципы, обеспечивающие результативность технологии, этапы ее реализации, а также анализируются преимущества применения данной технологии по сравнению с традиционным подходом к дистанционному обучению.
Kulbakh Olga Stanislavovna,
Doctor of Medicine, Professor of the Chair of General and Applied Psychology in the Course of Medical Biological Subjects, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia.
Zavarzina Natalia Yurievna,
Candidate of Biology, Associate Professor of the Chair of General and Applied Psychology in the Course of Medical Biological Subjects, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia.
Zinkevich Elena Romanovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of General and Applied Psychology in the Course of Medical Biological Subjects, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia.
experience of implementation of distant education technology on faculty of clinic psychology
KEY WORDS: distant education; technology of distant education; didactic principles of distant education technology; study case; person-focused education.
ABSTRACT. The article is devoted to the peculiarities of the distant education technology implied in the system of professional education. The didactic principles providing productivity of the technology and the stages of its realization are given as well as the advantages of this technology implementation compared with the traditional approach of distant education are analyzed.
П
оступательное развитие информационно-коммуникационных технологий на современном этапе профессионального образования позволило разработать и внедрить технологию дистанционного обучения студентов факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» (СПбГПМУ).
Дистанционное обучение - это система взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством информационнообразовательной среды, позволяющей обмениваться учебной информацией на расстоянии. Основной целью дистанционного обучения является расширение возможностей для получения образования студента-
ми и удовлетворение их образовательных потребностей за счет активного использования научного и методического потенциала профессорско-преподавательского состава университета. Наряду с этим, такой вид обучения существенно расширяет образовательную среду в университете за счет использования разнообразных человеческих и виртуальных ресурсов. Особое значение дистанционное обучение имеет для студентов, имеющих специальные потребности в связи с состоянием их здоровья.
Система индивидуального взаимодействия, которая создается в процессе дистанционного обучения, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода к каждому студенту. Личностный подход
© Кульбах О. С., Заварзина Н. Ю., Зинкевич Е. Р., 2013
направляет преподавателя на работу с проблемами, связанными с особенностями субъекта, обусловленными ограниченными возможностями его жизнедеятельности. Благодаря дистанционному обучению студент постепенно становится полноценным субъектом учебно-познавательной деятельности и межличностного общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию.
Здесь надо сказать несколько слов о личностном пространстве субъекта. «Интимность» личностного пространства выполняет существенную функцию в целостном механизме личностного развития. Эта функция состоит в своеобразной «защите» целостности и индивидуальности внутреннего мира человека. Интимность процесса личностных новообразований в дистанционном обучении приводит к тому, что личностный опыт индивида является продуктом его саморазвития, а не влияния извне (3).
Дистанционное обучение позволяет решать разнообразные задачи, связанные с образовательным процессом: обеспечивает оптимальную систему взаимодействия пре-подавателей-консультантов и обучаемых, расширяет способы передачи образовательной информации и виды контроля учебных компетенций; создает условия для рефлексии субъекта.
По мнению преподавателей, традиционные формы обучения не только не учитывают, но зачастую игнорируют особенности личности студента. На современном этапе развития педагогической науки основное внимание уделяется внедрению технологий личностно ориентированного обучения. Они не только принимают во внимание индивидуально-личностные особенности каждого субъекта, но и используют их в организации учебно-познавательной деятельности и способствуют всестороннему развитию личности обучаемого. В этом случае большое внимание уделяется индивидуальной самостоятельной деятельности студента, ее коррекции и педагогической поддержке.
Можно выделить следующий ряд дидактических требований, которые могут рассматриваться как принципы организации дистанционного обучения:
о владение возможностями информационно-коммуникационных технологий субъектами образовательного процесса;
о соответствие содержания учебных программ современным научно-практическим достижениям в данной отрасли знаний;
о сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя-консультанта;
о систематичность и последовательность в предоставлении учебно-методических материалов;
о стимулирование положительного отношения студента к учебно-познавательной деятельности;
о гуманизация образовательного процесса, предполагающая направленность обучения на потребности личности, проявление творческой индивидуальности и активности.
На факультете клинической психологии СПбГПМУ была разработана технология дистанционного обучения студентов.
Современная педагогическая наука часто использует понятие «технология», которое пришло «к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий» (1, с. 309). Исследования технологий в российском образовании широко представлены в работах таких авторов как В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, П. И. Пидка-систый, В. Ю. Питюков и др.
Технология дистанционного обучения - это способ систематического планирования, управления и оценивания всего процесса учебно-познавательной деятельности студентов в режиме виртуального общения с преподавателем.
Сущностными чертами технологии дистанционного обучения являются:
«управляемость (диагностическое целепо-лагание, осуществление мониторинга учебного процесса, его необходимая коррекция); эффективность (соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения, минимальные временные и экономические затраты); воспроизводимость (возможность применения другими преподавателями)» (2, с. 269).
Использование технологии дистанционного обучения в преподавании учебных дисциплин на факультете позволяет постоянно обновлять учебные программы, разнообразить содержание диагностических материалов, расширять арсенал обучающих средств.
В технологии дистанционного обучения можно выделить четыре взаимосвязанных этапа:
1) диагностический этап - его задачей является изучение образовательных потребностей студентов, уровня их обученности, возможности трансляции содержания учебной дисциплины в виртуальном пространстве;
2) обучающий этап - задача этого этапа состоит в реализации программы учебной дисциплины на основе инновационного
подхода с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся;
3) координирующий этап - сводится к диагностике приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе дистанционного обучения, внесению элементов коррекции в состояние усвоенных знаний и приобретенных умений;
4) результативный этап - в качестве основной задачи рассматривается проведение педагогического мониторинга для анализа состояния удовлетворенности образовательных потребностей и интересов студентов, а также определения программы дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.
Каждый этап технологии дистанционного обучения предполагает использование соответствующих форм, методов и средств обучения, отвечающих идее психологопедагогической дистанционной модели учебно-познавательной деятельности.
Рассмотрим использование технологии дистанционного обучения на примере учебной дисциплины «Антропология», которая преподается студентам 1 курса.
На первом, диагностическом этапе технологии дистанционного обучения выявлялся уровень знаний студентов, сформированный при изучении естественнонаучных предметов в средней школе, с помощью различных вариантов тестовых заданий. Наряду с этим использование психологических методик позволило определить мотивы перехода на дистанционное обучение и состояние образовательных потребностей субъектов. Результаты диагностики послужили основанием для проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях дистанционного обучения.
На втором этапе технологии дистанционного обучения был разработан учебный кейс «Логика освоения курса «Антропология» в режиме дистанционного взаимодействия с преподавателем-консультантом».
Кейс включал в себя три основные части: вводную, содержательную и заключительную. Вводная часть кейса посвящена цели и задачам учебной дисциплины.
Цель дисциплины — овладение студентами базовыми знаниями по эволюционной, возрастной и этнической антропологии, которые станут фундаментом для изучения дисциплин профессионального цикла.
Задачами дисциплины являются:
• ознакомление с основами эволюционного антропогенеза, эволюционной анатомией человека;
• последовательное раскрытие возрастных изменений физической организации человека от стадии зародыша до старости;
• формированик представлений о различных типах конституции детей и взрослых;
• обучение методам антропометрии и антропоскопии;
• демонстрация широкого диапазона индивидуальной изменчивости физического типа человека;
• изучение основ этнической антропологии.
Целеполагание позволяло студенту заранее увидеть возможную перспективу в освоении новых учебных знаний.
Содержательная часть кейса включала разделы и тематику учебной дисциплины, необходимые средства, обеспечивающие возможность их усвоения.
Приведем пример содержательной части второго блока кейса (табл. 1).
К содержательной части прилагался список основной и дополнительной литературы, мультимедийные видеокурсы, электронные обучающие программы. В процессе освоения курса студент имел возможность прямого общения с преподавателем-консультантом по электронной почте и в онлайн-режиме (в соответствии с режимом работы преподавателя).
Таблица 1.
Содержание и средства обучения________________________
Раздел дисциплины Тематика раздела Средства обучения (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы)
Основы антропо- генеза Тема 1. Антропология как наука, связь с другими науками. 1. Теории эволюции 2. Естественный отбор. Виды естественного отбора 3. Половой отбор 4. Адаптации. Виды адаптаций. Богатенков Д. В., Дробышевский С. В., Алексеева Т. И. Антропология : интерактивный учебник / Под ред. Т. И. Алексеевой. URL: http: //www.ido .edu. ru/psychology/anthro pology/index.html Происхождение и эволюция человека. Обзор материалов, ссылки. URL: http: //www.macroevolution .narod.ru/huma n.htm Первобытная культура. Иллюстрированный альбом. URL: http://www.macroevolution. narod.ru/cult ure/culture.htm Интересные факты по эволюции гоминид. Обзор специальных статей. URL: http: //www.macroevolution .narod.ru/huma n2.htm Деревянко А. П. Археологические данные о расселении человека несколькими волнами. URL: http: //www.macroevolution.narod.ru /dere vjanko.htm Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. 2004. URL: http: //www.macroevolution .narod.ru/ URL: naza retyan03.htm Биология человека. База знаний. URL: http://obi.img.ras.ru/ Антропологический форум. URL: http: //slavanthro.fastbb. ru/index. p l Науки о человеке. Каталог Интернет-ресурсов. URL: http://www.camps.ru/pages/414
Тема 2. Положение человека в зоологической систематике 1. Характеристика отряда приматов 2. Сравнительная характеристика высших и низших приматов 3. Человек как представитель подтипа позвоночных 4. Человек как представитель класса млекопитающих 5. Человек как представитель отряда приматов 6. Особенности вида Homo sapiens
Тема з. Современные концепции антропогенеза 1. Животные предки человека 2. Австралопитеки Виды австралопитеков 3. Первые представители рода Homo 4. Человек прямоходящий (Homo erectus) 5. Неандертальцы 6. Кроманьонцы Возникновение общинно-родового строя 7. Время и место возникновения Homo sapiens. Гипотезы 8. Социальные аспекты антропогенеза
Заключительная часть кейса была посвящена дидактическим и методическим вопросам освоения учебной программы в виде электронной рабочей тетради. Она включала в себя рекомендации по изучению учебного материала, разнообразные тесты, творческие и практические задания, контрольные вопросы. Приведем пример теста по контролю текущих знаний по разделу «Основы антропогенеза» (табл. 2).
Практические задания по данному разделу предусматривали, например, разработку схемы эволюции приматов, оформление логико-графической схемы, демонстрирующей положение человека в зоологической систематике, написание опорных конспектов по темам раздела, создание понятийного глоссария и словаря определений, составление кроссвордов и подготовку презентаций.
На координирующем этапе технологии дистанционного обучения осуществлялась диагностика приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций студентов, а также в онлайн-режиме общения вносилась необходимая коррекция в со-
стояние усвоенных знаний и приобретенных умений.
В результате изучения дисциплины студент должен был знать:
• биологическую систематику приматов;
• животных предков человека;
• биологическую и социальную эволюцию человека;
• особенности физической организации человека на различных этапах онтогенеза;
• типы конституции человека, экологические аспекты конституции;
• полиморфизм структурных признаков и особенности их наследования;
• расы человека и механизмы расооб-разования.
В результате изучения дисциплины студент должен был уметь:
• проводить антропометрическое исследование - соматометрию и антропоскопию;
• определять тип конституции детей и взрослых;
• проводить оценку физического развития детей разных возрастов.
Таблица 2.
Тестовые задания по разделу «Основы антропогенеза»
Вопросы теста Варианты ответов
Автором теории естественного отбора является... а) Аристотель; Ь) Линней; с) Дарвин; d) Ньютон; е) Гиппократ
Основным положением теории естественного отбора является следующее положение. а) основой выживания является оптимальное приспособление
к среде обитания; b) основой выживания является плодовитость; c) основой выживания является оптимальное приспособление к среде обитания и плодовитость; d) преимущество одного вида над другим заключается в численности особей; e) эволюция происходит по пути усложнения интеллекта.
Основным положением популяционногенетической теории является следующее положение . a) основой выживания является оптимальное приспособление к среде обитания; b) основой выживания является плодовитость; c) Основой выживания является оптимальное приспособление
к среде обитания и плодовитость; d) преимущество одного вида над другим заключается в численности особей; e) эволюция происходит по пути усложнения интеллекта.
Естественный отбор ограничивают. а) диапазон изменчивости, состав и стабильность генофонда.
борьба за существование; b) диапазон изменчивости, мутации, борьба за существование; c) диапазон изменчивости, состав и стабильность генофонда, численность популяции; d) экологические факторы, состав и стабильность генофонда, численность популяции; e) вмешательство человека, изменения климата, изоляция.
Виды адаптаций а) быстрые и медленные; Ь) количественные и качественные; с) общие и специализированные; d) полезные и вредные; е) индивидуальные и общественные.
Эволюционные изменения, протекающие в одной филогенетической линии со сменой поколений, называются. а) филогенез; Ь) онтогенез; с) анагенез; d) кладогенез; е) гаметогенез.
Эволюционные изменения, протекающие с разрывом линии происхождения предков и с последующей эволюцией большого числа развивающихся форм, называются. а) филогенез; Ыонтогенез; с) анагенез; d) кладогенез; е) гаметогенез
В результате изучения дисциплины студент должен был овладеть методами антропометрического исследования.
Таким образом, главными преимуществами технологии дистанционного обучения являются:
• организованная, направляемая, активная, самостоятельная работа студента, которая способствует раскрытию и развитию творческого начала его личности;
• оперативный контакт с преподавате-лем-консультантом, использование интерактивных заданий;
• визуализированность учебно-методического материала (иллюстрации, понятные блок-схемы, структурирование текстов с ис-
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.); под ред С. А. Смирнова. М. : Академия, 1999.
2. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007.
3. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999.
пользованием различных способов выделения основных определений, понятий, ключевых слов и т. д., мультимедиа, видеофильмы);
• звуковое сопровождение электронных лекций;
• применение анимации в примерах решения задач.
Подводя итоги, необходимо отметить, что использование технологии дистанционного обучения в образовательном процессе обеспечивает удовлетворение потребностей студентов в знании и представляет большие возможности тем, кто в силу объективных обстоятельств не может быть включен в традиционно организованный учебный процесс.
Статью рекомендует д-р пед. наук, доц. В. И. Сопин.