Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БИОФИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ АЗИИ (НАПРИМЕРЕ СИНГАПУРА)'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БИОФИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ АЗИИ (НАПРИМЕРЕ СИНГАПУРА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОФИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ПРИРОДОИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИНТЕРЬЕР / ВУЗЫ СИНГАПУРА / ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / УЧЕБНАЯ СРЕДА / BIOPHILIC DESIGN / NATURE-INTEGRATED INTERIOR / SINGAPORE UNIVERSITIES / CREATIVE UNIVERSITY / LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычкова О.Н., Сахи Д.М.

Дизайн образовательных пространств является мощным инструментом стимулирования творчества, а также повышения концентрации, мотивации и усвоения знаний, что дает основание требовать повышенного внимания к архитектуре зданий вузов для студентов творческих специальностей.Авторами статьи произведен анализ опыта применения элементов биофильного дизайна в интерьерах творческих учебных заведений Сингапура. Предлагаемый в статье анализ опыта республики Сингапур в области применения биофильного дизайна в интерьерах творческих вузов, не следуя жесткой схеме, а лишь некоторым основным принципам, охватывает группу вопросов: 1) выявление характерных биофильных приемов, используемых архитекторами при проектировании вузов Сингапура; 2) обзор тенденций в области проектирования учебных заведений Сингапура для студентов творческих специальностей.На основании данного анализа биофильный дизайн рассматривается авторами как перспективная парадигма проектирования учебных и рекреационных пространств учебных заведений творческой направленности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF PRINCIPLES OF BIOFILIC DESIGN IN MODERN CONCEPTS OF CREATIVE UNIVERSITIES OFASIA (ON THE EXAMPLE OF SINGAPORE)

The design of educational spaces is a powerful tool to stimulate creativity, as well as increase concentration, motivation and assimilation of knowledge, which gives reason to demand increased attention to the architecture of university buildings for students of creative specialties.The authors of the article analyzed the experience of using biophilic design elements in the interiors of creative educational institutions in Singapore. The analysis of the experience of the Republic of Singapore in the field of the application of biophilic design in the interiors of creative universities, not following a strict scheme, but only to some basic principles, covers a group of questions: 1) the identification of the characteristic biophilic techniques used by architects in thedesign of Singapore universities; 2) an overview of trends in the design of educational institutions in Singapore for students of creative specialties.Based on this analysis, the biophilic design is considered by the authors as a promising paradigm for the design of educational and recreational spaces of educational institutions of a creative orientation at the present stage.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БИОФИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ АЗИИ (НАПРИМЕРЕ СИНГАПУРА)»

УДК727:378.4(592.3)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БИОФИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ АЗИИ (НА

ПРИМЕРЕ СИНГАПУРА)

Рычкова О.Н., магистрант

Сахи Д. М., доктор технических наук, профессор

Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

Аннотация. Дизайн образовательных пространств является мощным инструментом стимулирования творчества, а также повышения концентрации, мотивации и усвоения знаний, что дает основание требовать повышенного внимания к архитектуре зданий вузов для студентов творческих специальностей.

Авторами статьи произведен анализ опыта применения элементов биофильного дизайна в интерьерах творческих учебных заведений Сингапура. Предлагаемый в статье анализ опыта республики Сингапур в области применения биофильного дизайна в интерьерах творческих вузов, не следуя жесткой схеме, а лишь некоторым основным принципам, охватывает группу вопросов: 1) выявление характерных биофильных приемов, используемых архитекторами при проектировании вузов Сингапура; 2) обзор тенденций в области проектирования учебных заведений Сингапура для студентов творческих специальностей.

На основании данного анализа биофильный дизайн рассматривается авторами как перспективная парадигма проектирования учебных и рекреационных пространств учебных заведений творческой направленности на современном этапе.

Ключевые слова: биофильный дизайн, природоинтегрированный интерьер,вузы Сингапура, творческий вуз, учебная среда.

Прослеживаемая на генетическом, биологическом, психическом, физиологическом уровнях, связь между человеком и природой притягивает внимание различных областей научных знаний. Еще недавно, в 80-х годах, слово «биофилия» знали только профессиональные биологи, а сейчас оно вошло в лексикон архитекторов, дизайнеров интерьера, ландшафтных дизайнеров, градостроителей. Классическое определение биофилии согласно Э. Фромму - это «любовь к жизни и ко всему живому» [1] (от др.-греч. Рю< -«жизнь» и фШа - «любовь» [2]). Или же, как упоминает о ней Э. Уилсон, это -«врождённое стремление сосредоточиваться на жизненных и напоминающих жизненные процессах» [3].

Выступая за восстановление утраченной связи с природой, биофилия дала мощный толчок возникновению ряда направлений в архитектуре, дизайне и градостроительстве конца ХХвека: «биофильный дизайн», «биофильная архитектура», «биофильный город» и т.д. Все эти направления преследуют общую цель, которая заключается в «создании мест, наполненных положительным эмоциональным опытом - наслаждением, удовольствием, интересом, очарованием и удивлением» [4], а именно - психологическое благополучие человека, связанное с присутствием природных элементов в интерьерах зданий, городской среде, таких как зелень, свежий воздух или вода.

Особую актуальность принципы биофильного дизайна приобретают при решении задач формирования мировоззрения и мироощущения студентов творческих специальностей. Так, включая элементы природы в учебное пространство студентов-дизайнеров и архитекторов посредством процесса осознания себя частью природы меняет систему познавательных, эмоциональных и личностных отношений не только к природной среде, но и к проектируемой им искусственной среде в интерьере или ландшафте[5].

Сегодня проектирование учебных заведений на основе принципов биофильного дизайна разворачивается полномасштабно. Передовые архитектурные вузы Азии, в частности, Сингапура, Вьетнама, Китая, Японии, Индии, предоставляют обилие концептуальных, композиционных и образных решений в области интеграции природы в образовательную среду.

Стоит отметить, что Сингапур является единственным и ведущим биофильным городом в Азии, при этом самым зеленым городов (как по экологичности, так и по зеленым открытым пространствам). Творческие вузы Сингапура интересны тем, что являются не просто местами, где читают лекции и сдают экзамены, а особенными образовательными пространствами, способствующими вдохновению и творчеству благодаря следованию основным принципам биофильного дизайна.

Так, здание Наньянгского технологического университета (Наньян, архитектор Т. Хезервик) в Сингапуре позволило переосмыслить традиционное здание университета, став символом современного подхода к обучению. Учебный центр университета (Learning Hub) - это коллекция бетонных башен, окружающих центральное атриумное пространство. Он задуман как «универсум общения», с идеей, что люди лучше всего учатся друг у друга.

Архитектура здания университета вызывает большой интерес. Это -двенадцать сросшихся бетонных и каменных рельефных башен, каждая из которых состоит из аудиторий, балконных помещений, расположенных друг напротив друга, многочисленных спортивных залов, являющиеся пространством для коммуникаций, обмена знаниями и опытом, междисциплинарного сотрудничества и научных исследований (рис. 1).

На основании обозначенных С. Келлертом элементов, атрибутов биофильного дизайна [4], существует возможность подробного рассмотрения Учебного центра на соответствие основным биофильным принципам:

1) Визуальная связь с природой (растения внутри и снаружи, зеленые крыши и «живые» стены, вода, произведения искусства природы) - террасы, балконы и крыши представляют собой мини-сады с многочисленными видами местных растений.

2) Не визуальная связь с природой (естественная вентиляция, солнечные пятна, текстурированные материалы, звуки птиц, погода, запахи природы) -комфортный климат в здании осуществляется без системы кондиционирования: проницаемый для воздушных потоков атриум охлаждается с помощью естественной вентиляции.

3) Динамический и рассеянный свет (свет под разными углами, рассеянное освещение, циркадное освещение).

4) Биоморфные формы и структуры (органические строительные формы, структурные системы). Внешние поверхности башен имеют волнообразную текстуру. В целом объем здания воспринимается как абстрактная скульптура ручной работы из мокрой глины и напоминает гроздь органических структур, коконов, в которых вызревает новая жизнь.

5) Сложность и порядок (фрактальные узоры, разнообразие растений, сложные текстуры природных материалов и цветов) - выбор бетона и стекла в качестве основного материала; фракталы в форме центрального атриумного пространства.

6) «Перспектива» (виды, балконы, фокусные расстояния 6 м и выше, планы открытого плана) - открытые террасы с видами на центральный атриум.

7) «Убежище» (защищенные помещения, навесы или опущенные потолки, места, обеспечивающие сокрытие) - уютные укромные уголки для отдыха и совместного обучения.

Следующий объект, вызывающий интерес - здание Школы искусств, дизайна и медиа Технологического университета Наньяна(архитектор - Т. Сеу).Зеленая кровля школы с уникальной извилистой формой, помимо эстетической составляющей, служит местом сбора для студентов, преподавателей, а также изолирует здание от солнечного излучения, поддерживает температуру прохладной в дневное время, собирает дождевую воду и охлаждает окружающий воздух и при этом органично вписывается в природную среду. Т. Сеу - сингапурский архитектор, который был одним из пионеров, придумавших концепцию высотных зданий, объединенных с внешними садами и бассейнами, или то, что он назвал «бунгало в воздухе». Эта концепция имела широкое влияние и была одним из наиболее значительных ранних разработок того, что стало известно как «зеленая архитектура».

Идея школы искусств состояла в том, чтобы смешать архитектуру с ее ландшафтом, а не доминировать над ним. Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение внутренних помещений. В то же время, он не нарушав связь с окружающим ландшафтом, выступает в роли «зеркала», отражающего окружающую зелень, воду и небо, расширяя таким образом видение природы (рис. 2).

Как и зеленая кровля, «зеленый» фасад занимают важную роль в архитектуре здания, поддерживающего биофильный дизайн. Его преимущество заключается не столько в эстетической составляющей, сколько в поддержании биоразнообразия, энергоэффективности зданий и улучшения городской среды за счет снижения загрязнения окружающей среды и поглощения шума: 1) «Зеленые» фасады обеспечивают среду обитания для насекомых, которые, в свою очередь, служат пищей для насекомоядных птиц и летучих мышей. 2) В летние месяцы растения могут затенять фасады от солнечного света и обеспечивать охлаждение зданий за счет суммарного испарения. Это является наиболее эффективным решением для Сингапура в условиях жаркого климата. В особенности часто растения используются на южных фасадах учебных заведений, поскольку они находятся на солнце большую часть дня.

Именно с этой целью установлены «живые» фасады на школе искусств в Сингапуре, проекте архитектурной студии WOHA. Экзотические растения служат естественными фильтрами, защищая внутреннее пространство от попадания прямых солнечных лучей и предотвращая перегрев конструкции.в За счет этого здание прекрасно гармонирует с находящимися рядом объектами, формируя при этом потрясающий оазис посреди урбанистического центра. Крыша школы спроектирована в виде небольшого парка отдыха с беговой дорожкой и тенистыми деревьями.

Проект отличается сочетанием экологически чистых строительных материалов, таких как стекло, металл и дерево. Палитра неокрашенного сборного железобетона и монолитного бетона, окрашенных стен и металлических перил надежна и экономична. Большая площадь остекления благоприятно способствует насыщению помещений естественным светом (рис.

3).

С точки зрения использования дневного света и естественной вентиляции небезынтересен проект голландской студии UNStudio для кампуса нового Университета технологии и дизайна в Сингапуре, построенного в 2015 году. В здании предусмотрены открытые пустоты, обеспечивающие свободное проникновение дневного света и свежего воздуха, зелёные террасы и сады, обеспечивающие единение внутреннего и внешнего пространства. С учебных классов открываются прекрасные виды на внутренний двор, что создает комфортную среду для обучения.

Принципы биофильного дизайна в Институте технического образования Сингапура (студия RSP ARCHITECTS PLANNERS & ENGINEERS (PTE) LTD) заключаются в вертикальном озеленении, садах на территории и внутреннем пространстве учебного заведения. Важными биофильными компонентами архитектуры здания являются: водопад, расположенный в центральном атриуме, верхний свет и система «живой» стены, включающая вертикальные модули озеленения, которые отлично справляются с шумопоглощением, что немаловажно в учебном процессе (рис. 4).

ТАБЛИЦА. Характерные биофильные приёмы, используемые

архитекторами при проектировании вузов Сингапура._

I. Изменение представления о современном учебном пространстве (трансформируемые пространства; «убежище» для отдыха и уединения; «обзорные» открытые пространства, открывающие вид

сверху на происходящее

СР

о н и <и н к

л

«

S

и к и

г s

1 & & ? §

1 ^ *

SS

£

о «

о у

о

§

к

X

Рис. 1.

Учебный Центр Наньянского технологического университета в Сингапуре. Источник: http://www.urukia.com/learning-hub-for-ntu-singapore-heatherwick/

II. Включение растений в интерьер вуза путем создания «живых» стен, зеленых крыш, террас._

50

5S «

К

'S s

¡5

§ н

в I

окт

е т

о

sx К

р

S CÖ К 4—•

Рис. 2.

Здание школы искусств, дизайна и медиа Технологического

университета Наньяна._

Источник: https://www.sHdeshare.net/nuradilazaas/nanyang-

technological-umversity-school-of-art-design-and-media-bшldmg-stience-report

III. Тенденция к воплощению интерьеров с использованием природных материалов, таких как бетон, стекло._

о

Ul

Школа искусств в Сингапуре (архитектурная студия\УОНА)

Институт технического образования Сингапура(студия RSP ARCHITECTS PLANNERS & ENGINEERS (PTE) LTD)

ВС Я Яс NQ

33

^ i

я »

fa _

В § - я

н

Г5 ^

Здание факультета дизайна и окружающей среды Национального университета Сингапура. Источник: https://www.archdaily.com/912021/nus-school-of-design-and-environment-serie-arcЫtects-plm-multiply-arcЫtects-plus-surbana-jurong_

Рис. 5.

Факультет дизайна и окружающей среды Национального Университета Сингапура (архитектор - С. Джуронг) несет в себе образ университета XXI века и на примере собственной архитектуры наглядно демонстрирует студентам возможности биофильного дизайна, приучает их думать о состоянии окружающей среды и целесообразном использовании природных ресурсов.

Дизайн несет в себе принципы народной тропической архитектуры Юго-Восточной Азии. Примечательно то, что более 50% от общей площади здания вентилируется естественным образом, и большинство комнат открыты для потоков ветра.

Архитектурно-планировочное решение интересно чередованием учебных кабинетов, террас, балконов и неформальных пространств для рекреации. Планировочное решение здания отличается своей гибкостью. Большинство помещений варьируются в размерах, что обеспечивает трансформацию аудиторий для выставок, школьных инсталляций и будущих изменений в использовании.

Объект «вписан» в окружающий ландшафт, позволяя природе снаружи проникнуть внутрь здания. Чтобы ощутить себя частью природы, студентам достаточно выйти на балкон. Восточный и западный фасады выполнены в виде алюминиевой завесы, которая фильтрует солнечный свет. Биофильный принцип выражен также в использовании природных материалов: стали, перфорированного металла и бетона(рис. 5).

Обзор и изучение опыта республики Сингапур в области биофильного проектирования зданий вузов для студентов творческих специальностей демонстрирует динамику общего движения в сторону «включения» природы в искусственную среду. На основе изложенного можно сделать следующие выводы: 1) В практике Сингапура наблюдаются серьезные изменения в самом характере проектирования интерьеров и зданий творческих вузов, проявляемые в активном использовании зеленых пространств, крыш, террас. 2) В художественной интерпретации интерьеров вузов Сингапура большое внимание отводится освещению, преимущественно, естественному. 3)

Наблюдается тенденция к воплощению интерьеров с использованием природных материалов, таких как бетон, стекло. 4) Изменение представления о современном учебном пространстве (трансформируемые пространства; пространства без углов; «убежище» для отдыха и уединения; «обзорные», открытые пространства, открывающие вид сверху на происходящее). Результаты обзора приведены в Таблице.

Исследованные объекты наглядно иллюстрируют прямое и косвенное применение биофильного дизайна, воплощаемые посредством использования растительности, воды, естественного света и вентиляции, а также через образы и формы, характерные для природной среды и использования природных материалов.

Библиографичесий список:

1. Э. Фромм. Душа человека, её способность к добру и злу. Перевод В. А. Закса. - Москва: Аст, Астрель, 2010. - 256 с.

2. Kellert R. S., Wilson O. E. The Biophilia Hypothesis. Washington: D.C. -1993, 484 p.

3.E. O. Wilson. Biophilia. - Harward University Press, 1986. - p. 159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kellert, S, J. Heerwagen, M. Mador. Biophilic Design: the Theory, Science, and Practice of Bringing Buildings to Life. Hoboken, NJ: JohnWiley, 2008.

5. Н.Н. Личманюк. Экопсихологические подходы к работе в дизайне среды. - Вгуэс, Россия.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF PRINCIPLES OF BIOFILIC

DESIGN IN MODERN CONCEPTS OF CREATIVE UNIVERSITIES OF ASIA (ON THE EXAMPLE OF SINGAPORE)

Rychkova O.N., MA Student

Sakhi D. M., Doctor of Technical Sciences, Professor

Kazakh Agrotechnical University named after S. Seifullin

Annotation.The design of educational spaces is a powerful tool to stimulate creativity, as well as increase concentration, motivation and assimilation of knowledge, which gives reason to demand increased attention to the architecture of university buildings for students of creative specialties.

The authors of the article analyzed the experience of using biophilic design elements in the interiors of creative educational institutions in Singapore. The analysis of the experience of the Republic of Singapore in the field of the application of biophilic design in the interiors of creative universities, not following a strict scheme, but only to some basic principles, covers a group of questions: 1) the identification of the characteristic biophilic techniques used by architects in the

design of Singapore universities; 2) an overview of trends in the design of educational institutions in Singapore for students of creative specialties.

Based on this analysis, the biophilic design is considered by the authors as a promising paradigm for the design of educational and recreational spaces of educational institutions of a creative orientation at the present stage.

Key words: biophilic design, nature-integrated interior, Singapore universities, creative university, learning environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.