Научная статья на тему 'Аналитический обзор интерьеров вузов. Современные задачи и тенденции'

Аналитический обзор интерьеров вузов. Современные задачи и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРЬЕР / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ART SPACE / INTERIOR / A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Лариса Николаевна, Кукузей Полина Евгеньевна

В статье рассмотрены примеры организации внутреннего пространства зданий учебных заведений; проанализированы приемы организации арт-пространства: архитектура задает основные решения для внутреннего пространства, в интерьерах используются конструктивные и декоративные акценты. Анализ особенностей творческой среды молодежи дает возможность сформулировать тенденции проектирования интерьеров учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF HIGH SCHOOLS INTERIORS. MODERN GOALS AND TENDENCY

In this article examples of the organization of internal space of buildings of higher education institutions are considered; the receptions of the art space organization are analyzed: architecture defines the basic solutions for the internal space, structural and decorative accents are used in the interior. Analysis of creative youth environment features makes it possible to formulate the design trends of educational institutions interiors.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор интерьеров вузов. Современные задачи и тенденции»

С Си б AK ^ мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_№3 (58), 2016г

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

СЕКЦИЯ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИНТЕРЬЕРОВ ВУЗОВ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕНДЕНЦИИ

Козлова Лариса Николаевна

доц., Омский государственный институт сервиса,

РФ, г. Омск E-mail: [email protected]

Кукузей Полина Евгеньевна

студент, Омский государственный институт сервиса,

РФ, г. Омск E-mail: polina1603@mail. ru

ANALYTICAL REVIEW OF HIGH SCHOOLS INTERIORS. MODERN GOALS AND TENDENCY

Larisa Kozlova

associate Professor of Omsk State Institute of Service,

Russia, Omsk

Polina Kukuzey

student of Omsk State Institute of Service,

Russia, Omsk

В мире науки и искусства: ( СибАК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии J № 3 (58), 2016г_www.sibac.into

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены примеры организации внутреннего пространства зданий учебных заведений; проанализированы приемы организации арт-пространства: архитектура задает основные решения для внутреннего пространства, в интерьерах используются конструктивные и декоративные акценты. Анализ особенностей творческой среды молодежи дает возможность сформулировать тенденции проектирования интерьеров учебных заведений.

ABSTRACT

In this article examples of the organization of internal space of buildings of higher education institutions are considered; the receptions of the art space organization are analyzed: architecture defines the basic solutions for the internal space, structural and decorative accents are used in the interior. Analysis of creative youth environment features makes it possible to formulate the design trends of educational institutions interiors.

Ключевые слова: арт-пространство; интерьер; высшее учебное заведение.

Keywords: art space; interior; a higher education institution.

В современном дизайн-образовании важными составляющими являются внеучебная деятельность студентов и дополнительные (факультативные) занятия. Первое понятие включает в себя такие аспекты как общественная деятельность и молодёжное самоуправление, а также неформальное общение студентов между собой и с преподавателями. А второе - подразумевает углубленное изучение каких-либо областей знаний, общение с людьми из профессии и получение практических навыков в рамках направлений подготовки [1].

Для развития общественной жизни и неформального общения студентов и преподавателей необходима особая организация внутреннего пространства здания, в котором проходит основной процесс обучения студентов. Учебно--лабораторный корпус творческого вуза должен сочетать в себе функции не только образовательного учреждения, но и, так называемого, арт-пространства [7]. Арт-пространство (или креативное пространство) - это открытая творческая площадка, где люди могут самовыражаться, обмениваться идеями, объединяться, проводить выставки результатов своего творчества. Такое пространство позволяет любому горожанину поделиться с другими мнением и опытом в интересующей области знаний, обратить внимание на важные проблемы [3].

ССибАК ^ мире пауки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibac.mfo_№3 (58). 2016г

Одним из примеров объединения творческого вуза с арт-пространством является интерьер школы дизайна при Университете в Мельбурне. В здании размещены все необходимые помещения для образовательного учреждения: учебные и лекционные аудитории, мастерская, библиотека, два выставочных пространства, кафе, студии, преподавательские, а также административные. Основной особенностью организации пространства школы является множество открытых зон, которые по задумке архитекторов будут подталкивать студентов к общению и личностному развитию с помощью коммуникаций [6].

Открытые зоны в интерьере учебного заведения позволяют студентам чувствовать себя более свободно и комфортно. Такие пространства чаще всего наполнены естественным светом и в них «много воздуха», что способствует расслаблению и снятию напряжения во время перерывов. Архитекторы студенческого центра Райерсона в Торонто посчитали, что в XXI веке образовательный процесс должен проходить не в тишине и уединении, а в постоянной динамичной дискуссии. Поэтому было спроектировано просторное здание для учёбы и общения, двери которого открыты для студентов в любое время. На первом этаже расположен вестибюль с многофункциональными ступенями, где можно проводить собрания, показы мод, зона оборудована акустической системой и является проходной. Каждый уровень центра имеет природное название и соответствующее концептуальное решение: «Сад», «Лес», «Пляж», «Небо». Фасад здания полностью выполнен из стекла, что обеспечивает естественную инсоляцию и позволяет экономить электроэнергию, а верхний этаж отличает высокий потолок и эффектные виды на город [9].

По большей части архитектура задаёт основные решения для внутренней организации, в связи с чем, интерьеры современных учебных заведений отличает простое и понятное формообразование. В качестве акцентов выступают конструктивные и функциональные элементы: стены, перекрытия, колонны, балки, лестницы, шахты лифтов и т. д. Например, в здании научного факультета Амстердамского университета в Нидерландах самая обыкновенная лестница располагается в центральном зале. Она является композиционным центром в строгом интерьере и соединяет части здания между собой. А в учебном корпусе университета The Cooper Union, здание которого имеет очень специфическую внешнюю и внутреннюю конфигурацию, связующим элементом интерьера является огромная лестница шириной 6 метров. В девятиэтажном здании лифты останавливаются

В мире науки и искусства: СибАК

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии J

№3 (58). 2016г_www.sibac.m1o

только на 1, 5 и 8 этажах с той целью, чтоб студенты больше двигались. Кроме основной функции - вертикального сообщения в здании - нижние ступени лестницы The Cooper Union увеличены и служат местами для сидения. Вышеописанные примеры иллюстрируют неразрывную связь интерьера с архитектурой и конструктивными решениями. Кроме того, для общественного интерьера очень важны точки соприкосновения с окружающим здание пространством [4].

Наличие света и связи с внешним миром благотворно влияет на образовательный процесс и настроение людей, находящихся в здании. Такими качествами обладает зона факультета бизнеса Мандрагонского университета в Оньяте, Испания. В самой посещаемой студентами части здания находятся библиотека и конференцзал, а также просторный холл с лестницей и помещениями для самостоятельной работы студентов. Благодаря частично стеклянному фасаду, внутренним прозрачным перегородкам и большому количеству белых поверхностей все помещения насыщены светом, создается ощущение, что здание само светится изнутри. Также большие окна позволяют студентам наблюдать за тем, что происходит снаружи на территории университета. В здании факультета Мандрагонского университета отлично соблюдён баланс между культурой, природой и студенческой жизнью [5].

Другой принцип расстановки акцентов можно проследить на примере архитектурной школы при Университете Бонд в Австралии. Вытянутое здание представлено в виде нескольких двух-и трёхэтажных блоков. Просторные открытые холлы чередуются с небольшими укромными уголками, где внимание акцентировано на яркой мебели. Такие «закоулки» являются полуоткрытыми, зонирование осуществляется с помощью подиумов и частичного ограждения бетонными стенами. Интерьер примечателен натуральными отделочными материалами: в основном это дерево и бетонная плитка. На фоне конструктивных элементов спокойных натуральных оттенков яркие мебельные композиции и декоративные полосы на стенах особенно привлекают внимание. Благодаря композиционным и функциональным элементам появляются связи между частями большого пространства и в то же время для них устанавливается определённая градация от общественных к частным [8].

Задачи молодёжного общественного пространства выполняются и в главной библиотеке Хельсинкского университета. За счёт световых люков на потолке центральный холл и все помещения полны дневного света. Во внутреннем пространстве осуществлено деление на зоны:

ССибАК ^ мире пауки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_Ж°3 (58). 2016 г

общения и работы в команде, индивидуальных занятий, тихие места для чтения. Все зоны имеют высокую степень звукоизоляции, чтобы посетители не мешали друг другу. Места для сидения и занятий расположены на всех этажах и во всех отделах библиотеки, чтобы студенты могли с удобством осуществлять работу с книгами, а закрытые зоны для групп располагаются в небольших холлах и залах. Благодаря такому зонированию библиотечные холлы могут быть задействованы в качестве лекториев или площадок для каких-либо мероприятий, и вместе с тем располагают к спокойному отдыху за чтением книги [2].

Важные свойства внутреннего пространства образовательного учреждения - гибкость и функциональность. На основе этого утверждения построено здание колледжа повышения квалификации в кампусе Университета Страны Басков. Большое внимание в интерьере уделено звукоизоляции, значительная часть фасада получила двойное остекление, что также позволило понизить уровень шума в помещениях. В центре здания есть открытый холл с коридорами вокруг, которые ведут во все части здания и служат не только связующими звеньями внутренних помещений, но и площадкой для общения студентов. Кроме аудиторий и лекционных залов в здании колледжа имеются общественные зоны с местами для сидения и столами, где студенты могут заниматься самостоятельно.

Другим примером высокофункционального здания является Нидерландский институт экологии в городе Вагенинген. В состав института входят основное здание с аудиториями, просторным холлом и рестораном, и отдельные исследовательские строения. Основное здание поделено на три секции, выполняющие разные функции и требующие разных условий: лаборатории окнами обращены на солнечную сторону, чтобы исследователи могли максимально использовать естественное освещение, в центральной части находятся общественные помещения (холл и ресторан), а офисная зона обращена на теневую сторону, чтоб яркие солнечные лучи не мешали работе. Функциональность в здании института экологии проявляется еще и в использовании самых передовых экотехнологий: озеленение крыши, аккумуляция и использование солнечной энергии, и экономия энергии за счет максимального естественного освещения.

Другим примером использования современных технологий по охране окружающей среды является здание колледжа Эмерсона в Бостоне. Оно состоит из двух частей, одна из которых служит общежитием, а другая - учебным корпусом с мастерскими, компьютерными классами, студиями звукозаписи, киностудии,

В мире науки и искусства: СибАК

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии

Ж°3 (58). 2016г_www.sibac.m1o

и площадки для выступлений. Весь функционал здания требует огромных энергозатрат. Сократить потребление энергии помогает специальная стена с солнцезащитной системой, состоящей из лепестков, которые открываются и закрываются в зависимости от температуры и времени суток, чтоб защитить здание от перегрева. Интерьер же здания колледжа отличается чёрно-белой цветовой гаммой и строгими геометрическими формами. «Жизнь» в такую, казалось бы, скучную композицию привносят яркие акценты в общих зонах, ритмические повторы и игра света и тени, которая обеспечивается большими окнами в коридорах и аудиториях корпуса.

Исходя из анализа рассмотренных аналогов среди университетских зданий, можно выделить три основные задачи для проектирования интерьеров высших образовательных учреждений: 1. Функциональность и гибкость; 2. Правильная расстановка акцентов; 3. Использование новейших технологий.

Проектировщики подходят к решению этих задач по-разному, но есть общие тенденции, которые сформировались с начала XXI века:

1) Наличие открытых пространств и общих зон, которые в большой мере способствуют коммуникации между студентами и их личностному развитию. Открытые зоны организуются в центре здания, рядом с проходными коридорами, чтобы из любой части здания было одинаково удобно останавливаться людям там для общения. Большие открытые пространства в зданиях современных вузов, в основном, предусмотрены архитектурно-планировочным решением.

2) Большое количество света благотворно влияет на внутреннюю атмосферу. Насыщенная инсоляция общественных зданий обеспечивается за счёт световых колодцев на потолке, стеклянных фасадов зданий, увеличения площади остекления. Кроме того, увеличить количество поступающего извне естественного света можно с помощью зеркальных и стеклянных поверхностей внутри здания: прозрачных перегородок и отделочных материалов, создающих светлые глянцевые поверхности.

3) Высокие потолки дают ощущение, что в помещении «много воздуха». Высота потолка должна быть пропорциональна площади помещения, иначе создаётся эффект колодца, что оказывает совершенно противоположное влияние на присутствующих в такой комнате людей;

4) Мобильные конструкции, например, оборудование, перегородки, расположение которых по необходимости можно изменить.

ССибАК ^ мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_№3 (58). 2016г

Такие приемы важны в открытых молодёжных пространствах для того, чтобы помещение выполняло функции, в которых нуждаются посетители. Помещения молодёжных пространств имеют свойство подстраиваться под деятельность, которая будет осуществляться в нём в определённое время, поэтому мобильные конструкции -неотъемлемая часть студенческого центра.

5) Натуральные материалы: камень, стекло, древесина, металл, бетон - могут быть использованы как для декорирования, так и для сооружения конструкций.

Материалы, которые содержат минимум полимерных и алкидных примесей не оказывают вредного влияния на людей, которые проводят много времени в непосредственном контакте с ними. Кроме того, конструкции из дерева или бетона часто не требуют дополнительной отделки, они служат нейтральным фоном для ярких акцентов.

Выделенные тенденции позволяют создать интерьер молодежного образовательного пространства. В нём учитывается главным образом то, что важными составляющими образовательного процесса являются общественная деятельность и молодёжное самоуправление, а также неформальное общение студентов между собой и с преподавателями, и углубленное изучение отдельных областей знаний.

Список литературы:

1. Александер К., Исикава С., Силверстайн М. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство / К. Александер, С. Исикава, М. Сильверстайн; [пер. с англ. И. Сыровой] - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. -1096 с.

2. Нурми. Т. Финляндия строит - [Электронный ресурс] - / Т. Нурми. Финляндия строит // archi.ru. - Режим доступа: http://archi.ru/world/56212/finlyandiya-stroit. (Дата обращения: 1.03.16 г.)

3. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории [Текст] / Д.Н. Суховская // Молодой ученый. - 2013. - № 10. -С. 650-652.

4. Учебный корпус университета The Cooper Union от Thom Mayne. Нью-Йорк, США - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arhinovosti.ru/2013/08/03/ uchebnyjj-korpus-universiteta-the-cooper-union-ot-thom-mayne-nyu-jjork-ssha/ (Дата обращения: 28.02.16 г.)

5. Факультет Бизнеса Мандрагонского университета от Hoz Fontan Arquitectos. Оньяте, Испания - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arhinovosti.ru/ 2011/04/04/ fakulteta-biznesa-mondragonskogo-universiteta-ot-khoz-fontan-arkitektos-hoz-fontan-arquitectos-onyate-ispaniya/ (Дата обращения: 28.02.16 г.).

В мире науки и искусства: СибАК

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии

Ж°3 (58). 2016г_www.sibac.m1o

6. Фролова Н.И. Библиотека без книг - [Электронный ресурс] / Н.И. Фролова. Библиотека без книг // archi.ru. - Режим доступа: http://archi.ru/projects/world/7068/ studencheskii-uchebnyi-centr-umversiteta-raiersona (Дата обращения: 27.02. 16 г.).

7. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2006. - 296 с.

8. Школа архитектуры при Университете Бонд в Австралии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hqroom.ru/shkola-arhitekturyi-pri-universitete-bond-v-avstralii.html (Дата обращения: 1.03.16 г.).

9. Школа дизайна при Университете в Мельбурне - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://hqroom.ru/shkola-dyzaina-pry-unyversytete-v-melburne.html (Дата обращения: 27.02.16 г.).

К ИКОНОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА ДЖОВАННИ ПАИЗИЕЛЛО

Смирнов Аскольд Владиславович

аспирант Российского Университета Дружбы Народов,

РФ, г Москва E-mail: ascold20@yyandex. ru

GIOVANNI PAISIELLO'S ICONOGRAPHY: SYSTEMATIC OVERVIEW

Askold Smirnov

postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается обзор иконографии известного композитора XVIII века Дж. Паизиелло, приводятся сведения, касающиеся особенностей типологии портрета Паизиелло работы М.-Э.-Л. Виже-Лебрен (1791). Среди портретов композитора, относящихся к другим иконографическим типам, особо выделен малоизвестный портрет Паизиелло, принадлежащий кисти крупнейшего российского живописца рассматриваемой эпохи Д.Г. Левицкого (1781)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.