Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию интерьера современного вуза творческого профиля'

Инновационные подходы к формированию интерьера современного вуза творческого профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНТЕРЬЕР ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / "БИОФИЛЬНЫЙ" ПОДХОД / CREATIVE UNIVERSITY / UNIVERSITY INTERIOR / INNOVATIVE APPROACHES / CREATIVE ENVIRONMENT / "BIOPHILIC" APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычкова Ольга Николаевна, Сахи Дуйсен Мырзахметович

На современном этапе развития образования возникают и обостряются проблемы, связанные с созданием учебных пространств, способствующих полноценному развитию творческого процесса у студентов, обучающихся в вузах творческой направленности. Формирование инновационной архитектурной среды творческого вуза очень важно для развития у будущих архитекторов и дизайнеров вкуса, представлений о ценностях зодчества, навыков организации архитектурного пространства. В связи с этим возрастает актуальность изменения сложившихся подходов к проектированию зданий высших учебных заведений. Для выявления специфики инновационных подходов к проектированию зданий творческих вузов в статье анализируются вузы Сингапура, Австралии, Европы. Подробно рассматриваются подходы, основанные на принципах биофильного дизайна. На основе анализа мирового опыта, а также обобщения инновационных подходов к проектированию вузов сформулированы 10 базовых принципов формирования архитектурно-художественного образа внутреннего пространства современного вуза творческого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to formation of interior of a modern university of a creative profile

At the present stage of the development of education, problems associated with the creation of educational spaces arise and exacerbate, contributing to the full development of the creative process for students studying in universities of a creative orientation. The formation of the innovative architectural environment of a creative university is very important for the development of taste among future architects and designers, ideas about the values of architecture, and skills for organizing an architectural space. In this regard, the relevance of changing existing approaches to the design of buildings of higher educational institutions is increasing. To identify the specifics of innovative approaches to the design of buildings of creative universities, the article analyzes universities in Singapore, Australia, and Europe. Details are considered approaches based on the principles of biophilic design. Based on the analysis of world experience, as well as a synthesis of innovative approaches to designing universities, 10 basic principles of the formation of the architectural and artistic image of the internal space of a modern university with a creative profile are formulated.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию интерьера современного вуза творческого профиля»

О.Н. Рычкова, магистрант Д.М. Сахи, профессор

Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

O. Rychkova, MA student D. Sahi, professor

S. Seifullin Kazakh Agro Technical University

Инновационные подходы к формированию интерьера современного вуза творческого профиля

Innovative approaches to formation of interior of a modern university of a creative profile

На современном этапе развития образования возникают и обостряются проблемы, связанные с созданием учебных пространств, способствующих полноценному развитию творческого процесса у студентов, обучающихся в вузах творческой направленности. Формирование инновационной архитектурной среды творческого вуза очень важно для развития у будущих архитекторов и дизайнеров вкуса, представлений о ценностях зодчества, навыков организации архитектурного пространства. В связи с этим возрастает актуальность изменения сложившихся подходов к проектированию зданий высших учебных заведений. Для выявления специфики инновационных подходов к проектированию зданий творческих вузов в статье анализируются вузы Сингапура, Австралии, Европы. Подробно рассматриваются подходы, основанные на принципах био-фильного дизайна. На основе анализа мирового опыта, а также обобщения инновационных подходов к проектированию вузов сформулированы 10 базовых принципов формирования архитектурно-художественного образа внутреннего пространства современного вуза творческого профиля.

Ключевые слова: творческий вуз, интерьер вуза, инновационные подходы, творческая среда, «биофильный» подход

At the present stage of the development of education, problems associated with the creation of educational spaces arise and exacerbate, contributing to the full development of the creative process for students studying in universities of a creative orientation. The formation of the innovative architectural environment of a creative university is very important for the development of taste among future architects and designers, ideas about the values of architecture, and skills for organizing an architectural space. In this regard, the relevance of changing existing approaches to the design of buildings of higher educational institutions is increasing. To identify the specifics of innovative approaches to the design of buildings of creative universities, the article analyzes universities in Singapore, Australia, and Europe. Details are considered approaches based on the principles of biophilic design. Based on the analysis of world experience, as well as a synthesis of innovative approaches to designing universities, 10 basic principles of the formation of the

architectural and artistic image of the internal space of a modern university with a creative profile are formulated.

Keywords: creative university, university interior, innovative approaches, creative environment, «biophilic» approach

Введение

Особенностью современного образования является то, что оно осуществляется в очень динамичном мире. В условиях глобальных изменений в экономической, технической, культурной сферах в вузах происходит модернизация системы высшего образования, усложнение образовательного процесса.

Обучение — это процесс, имеющий эмоциональный, коллективный, а вместе с тем и пространственный характер. И поскольку архитектурная среда является мощным инструментом стимулирования творчества и обучения, должное внимание следует уделять архитектуре образовательных заведений и организованных в них пространств.

Начнём с того, что, продумывая организацию внутреннего пространства здания, в котором происходит основной процесс обучения студентов творческих специальностей, очень важно грамотно организовать интерьер так, чтобы он способствовал учебному процессу, творческой деятельности, а также неформальному общению студентов и преподавателей [1].

Идеи развития образовательной среды зданий вузов творческой направленности обстоятельно разрабатываются в исследованиях многих зарубежных учёных (Е.К. Рябова, Ю.С. Янковская, А.Т. Газизова, И.В. Подорожная, О.В. Пенкина, А.Е. Грищенко, Е.Б. Коробий, П.К. Мусога, М.Ш. Абделаал и др.). В ряде исследований Е.К. Рябовой [2, 3] творческие вузы обозначены как особый тип высших учебных учреждений, ведущих подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в творческой архитектурно-художественной сфере, осуществляющих научную деятельность в данной области. Важной особенностью при проектировании вузов данного профиля является то, что они характеризуются необходимостью постоянной индивидуальной работы в стенах аудиторий [4].

Актуальность пересмотра принципов и приёмов организации предметно-пространственной среды вузов творческой направленности, обусловлена рядом причин:

- во-первых, несоответствием существующей предметно-пространственной среды большинства отечественных вузов современным функционально-технологическим и эстетическим требованиям (бедное художественно-эстетическое оформление, устаревший дизайн) [5];

- во-вторых, отсутствием современной материально-технической базы для подготовки архитекторов и дизайнеров (стандартное оборудование и мебель) [5];

- в-третьих, отсутствием систематизированных рекомендаций по формированию инновационной предметно-пространственной среды помещений творческих вузов.

Материалы и методы

Предлагаемый в статье анализ мирового опыта основан на обзоре тенденций в области проектирования учебных заведений для студентов творческих специальностей и выявлении особенностей формирования инновационных образовательных пространств творческих вузов Европы, Азии, Америки, Австралии.

Для выявления инновационных подходов к проектированию зданий творческих вузов в статье подробно рассматривались следующие объекты: Школа искусств, дизайна и медиа Технологического университета Наньянга (Сингапур, CPG Consultants Pte Ltd, 2006 г.); Учебный Центр Наньянского технологического университета в Сингапуре (Сингапур, архитектор Т. Хезервик, 2015 г.); Институт технического образования Сингапура (Сингапур, студия RSP Architects, Planners and Engineers PTE, 2012 г.); Университет технологии и дизайна (Сингапур, UNStudio + DP Architects, 2015 г.); Факультет дизайна и окружающей среды национального университета Сингапура (Сингапур, студия Serie + Multiply Architects и S. Jurong, 2016 г.); Факультет изобразительных искусств Университета Ла-Лагуны (Испания, студия Gpy Arquitectos, 2016 г.); Школа искусств в Сингапуре (Сингапур, студия WOHA, 2009 г.); Марсельская архитектурная школа (Франция, студия PAN Architecture, 2014 г.); Мельнбурн-ская школа дизайна (Австралия, студия NADAAA + John Wardle Architects, 2014 г.); Школа архитектуры им. С. Абедьяна при университете Бонд (Австралия, архитектор П. Кук, 2013 г.).

Результаты и обсуждение

Рассмотрим выявленные подходы к формированию интерьера помещений творческого вуза.

1-й подход. Изменение представления о современном учебном пространстве: трансформируемые пространства; «убежище» для отдыха и уединения; открытые, динамичные пространства. При рассмотрении инновационных подходов к проектированию здания вуза следует констатировать, что цифровая революция позволяет получать знания практически в любом месте, в связи с этим архитекторам приходится переосмыслять веками складывающуюся структуру университетского здания. Несмотря на то, что основной функцией вуза остаётся создание комфортной среды для взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, объёмно-пространственная, а вместе с тем и пространственно-предметная среда претерпели значительные изменения. Так, к примеру, вместо традиционного формата с километрами коридоров, связывающих изолированные аудитории и классы сегодня предпочтительнее динамичные пространства, где студенты и преподаватели могут общаться и устанавливать контакты друг с другом, о чём свидетельствует рис. 1.

в

Рис. 1. Концепция «гибкого» пространства для обучения, Школа архитектуры им. С. Абедьяна при университете Бонд (CRAB Studio): а — видовая перспектива учебной зоны 1-го этажа;

б — зонирование интерьера цветом; в — план 1-го этажа с расстановкой мебели

Современные тенденции создавать инновационные пространства для обучения можно проследить на примере республики Сингапур. Творческие вузы Сингапура интересны тем, что являются не просто местами, где читают лекции и сдают экзамены, а особенными образовательными пространствами, способствующими вдохновению и творчеству. Так, факультет дизайна и окружающей среды национального университета Сингапура олицетворяет собой образ университета XXI века. Архитектурно-планировочное решение интересно чередованием учебных кабинетов, террас, балконов и неформальных пространств для рекреации.

Примером инновационного вуза может служить здание Школы архитектуры им. С. Абедьяна при университете Бонд в Австралии. Открытые пространства сменяются приватными зонами с яркой мебелью. При этом сочетание яркой мебели и холодности бетона создают атмосферу для творчества и инноваций. Панорамные окна, свободная планировка и ряд террас на открытом воздухе позволяют зданию удачно интегрироваться в окружающую среду. В здании задумана своего рода «улица», проходящая по всем трём этажам, которая «прорезает» план здания, объединяя все помещения и создавая функциональные связи между рабочими, учебными, рекреационными зона-

ми. Зонирование цветом и предметами создаёт эффект многогранности предметно-пространственной среды с точки зрения эмоционального и образного восприятия.

Мельнбурнская школа дизайна в Австралии впечатляет древовидной структурой в главном атриуме здания. Благодаря оригинальной отделке сетями, древесиной и другими натуральными материалами интерьер получился одновременно необычным и уютным. Конструктивное, пространственное и планировочное решения, создают богатую, динамичную среду. Всё это позволяет новому факультету быть новаторским и инновационным для экспериментального и творческого воспитания студентов.

В рамках этого подхода можно отметить совершенствование материально-технической базы. Всё чаще можно встретить образцы креативных и уникальных дизайнерских решений модульной мебели, разработанной под каждый из типов учебного помещения, которые отличаются мобильностью и функциональностью (рис. 1, б).

2-й подход. Гуманизация учебного пространства посредством включения природных компонентов в интерьерную среду вуза. В последнее время новые подходы и современные представления о пространстве интерьера зданий вузов формируются под влиянием экологических тенденций. Особую популярность получил биофильный дизайн (дословно: «любящий живую природу»), который, как и эко-архитектура, учитывают обусловленные природными факторами экологические требования к формированию архитектурно-пространственной среды зданий. Биофильный дизайн, в отличие от близкого к нему «зелёного» или «экологического дизайна», как утверждает Г. Хильдебрант [6], скорее относится к чувству нашей генетической предрасположенности к взаимодействию с природой, чем к сохранению природных ресурсов.

Использование природного начала в интерьерной среде имеет следующие цели:

- эмоциональная коррекция нежелательных ощущений в искусственно созданной среде и учёт психологии восприятия пространства;

- обогащение композиционного и декоративного решения интерьера за счёт создания новых акцентов благодаря использованию богатства природных фактур и текстур;

- изменение микроклимата помещений [7].

Мировым опытом выработаны вполне конкретные дизайнерские рекомендации по формированию биофильных образовательных пространств. При этом практика ведётся уже несколько десятилетий. Недавние эмпирические исследования [8, 9, 10, 11] показали положительную корреляцию между природой, искусственной средой и творчеством человеческого мозга. Таким образом, биофильный дизайн можно рассматривать как особую стратегию, позволяющую развиваться творческому процессу студентов посредством прямого и косвенного контакта с природой.

Биофильный дизайн в интерьерах вузов выражается в виде композиций из растительности в объёме здания, устройстве водоёмов, каскадов, «живых уголков». «Живые» природные формы смягчают и уравновешивают геометрическую жёсткость техногенной «второй природы» — урбанизированных интерьеров общественных и жилых зданий. В «рабочей обстановке» они создают условия для отдыха, рекреации и неформального общения, участвуют в создании психологического климата среды.

Здания творческих вузов Азии, Австралии, Европы зачастую включают террасы, зелёные зоны, сады на крыше, вертикальное озеленение, что важно как для экологии человека, так и для решения вопросов эстетики. В качестве яркого примера можно привести интерьерное решение Школы искусств в Сингапуре (студия WOHA). «Зелёные» компоненты и просторные террасы с садами способствуют формированию комфортного и вдохновляющего интерьера. Озеленение на фасаде школы искусств не только является его природным украшением, но и служит естественным фильтром, защищая таким образом внутреннее пространство от попадания прямых солнечных лучей и перегрева конструкции. Нередко вся композиция интерьера вуза выстраивается вокруг внутреннего сада, играющего роль пространства для рекреации и общения. Эффектным примером является университет искусств Ла-Лагуны в Испании. Примеры использования «биофильного» подхода приведены на рис. 2.

Рис. 2. «Биофильный» подход к формированию интерьера творческого вуза: а — вертикальное озеленение в Школе искусств в Сингапуре (Сингапур, студия WOHA);

б — «живые» стены в Институте технического образования (Сингапур, Rsp Architects, Planners And Engineers PTE); в — напольное покрытие с имитацией травы в Университете технологии и дизайна (Сингапур, UNStudio); г — внутренний сад в Факультете изобразительных искусств Университета Ла-Лагуны (Испания, студия Gpy Arquitectos).

б

а

в

г

Кроме того, среди исследованных творческих вузов было замечено активное использование естественного освещения, которое осуществляется за счёт панорамного остекления, верхнего света, зенитных фонарей и т. д.

Выводы

Обзор зарубежных объектов исследования позволил выявить характерные инновационные принципы и подходы к формированию современного интерьера творческого вуза. Среди них:

- «Гибкие» внутренние пространства, облегчающее возможность перепланировки за счёт использования мобильных перегородок и мебели;

- Многогранность предметно-пространственной среды с точки зрения эмоционального и образного восприятия за счёт зонирования цветом и предметами;

- Свободная планировка, включающая «открытые» («перспектива») и «интимные» («убежище») зоны; наличие зон для внеучебной деятельности (рекреационные пространства);

- Наличие высоких коммуникативных характеристик и функциональных связей между рабочими, учебными, рекреационными зонами;

- Учёт психологии восприятия пространства;

- Предметно-информационная обогащённость интерьера за счёт разнообразия цвето-колористического решения;

- Интеграция элементов биофильного дизайна во внутреннее пространство вуза, в интерьер учебных помещений и коммуникативных пространств («зелёные» стены, внутренние сады и «зелёные» атриумы). Такие тенденции особенно наблюдаются в вузах, спроектированных в районах с тёплым климатом и характерным для него биоразнообразием (Сингапур, Австралия);

- Бионические мотивы в конструктивных, декоративных элементах интерьера, вызывающие ассоциации с природой; естественная геометрия (фракталы);

- Внутренние пространства, освещённые естественным светом;

- Максимальное использование природных цветов, натуральных материалов и фактур в отделке помещений.

Заключение

Практическое применение новейших подходов к проектированию зданий вузов для студентов архитектуры и дизайна является важной задачей, поскольку это позволяет сделать пространство для обучения наглядным примером использования современных технологий и тенденций.

Выявленные подходы, такие как концепция «гибкого» пространства, модульность, зонирование цветом, учёт психологии пространства и принципов биофильного дизайна, носят инновационный характер и могут послужить отправной точкой в проектировании отечественных вузов.

Список литературы

1. Пенкина О.В. Креативность в системе высшего художественного образования современной России: автореферат дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01. — Краснодар, 2012. — 180 с.

2. Рябова Е.К. Архитектурное формирование образовательной среды зданий творческих вузов: автореф. дис. ... канд. арх.: 05.23.20. — Екатеринбург: УралГАХА, 2012. — 26 с.

3. Рябова Е.К., Янковская Ю.С. Современные тенденции формирования зданий и комплексов архитектурных вузов: зарубежный опыт // Промышленное и гражданское строительство. — 2012. — № 4. — С. 100-102.

4. Руководство по проектированию высших учебных заведений / ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 1980. — 48 c.

5. Рычкова О.Н. Особенности и проблемы формирования учебных пространств творческих вузов Казахстана на современном этапе // Наука. Исследования. Практика: сб. ст. по мат. междунар. науч. конф. — СПб: ГНИИ «Нац-развитие», 2019. — 9-11.

6. Stephen R. Kellert, Judith Heerwagen, Martin Mador. Biophilic Design: the Theory, Science and Practice of Bringing Buildings to Life. Chapter 16: Biophilic architectural space (Grant Hildebrand). — 2008, с. 263-275.

7. Личманюк Н.Н. Экопсихологические подходы к работе в дизайне среды. — Новые идеи нового века — 2010: Материалы Десятой международной научной конференции ИАС ТОГУ в 2 т. — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2010. — Т.2. С. 318-322.

8. Kaplan R., Kaplan S. The Experience of Nature: A Psychological Perspective. Cambridge University Press. — 1989.

9. Kaplan S. The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework. Journal of Environmental Psychology, v.15. — 1995, с. 169-182.

10. Grinde B., Patil G. G. Biophilia: Does visual contact with nature impact on health and wellbeing? International Journal of Environmental Research and Public Health, 6(9). — 2009, с. 2334-2335.

11. Van den Berg A.E., Hartig T., Staats H. Preference for Nature in Urbanized Societies: Stress, Restoration, and the Pursuit of Sustainability.

References

1. Penkina O.V. Kreativnost v sisteme vyisshego hudozhestvennogo obra-zovaniya sovremennoy Rossii [Creativity in the system of higher art education in modern Russia]. Cand. Diss. Krasnodar, 2012, 180 p.

2. Ryabova E.K. Arhitekturnoe formirovanie obrazovatelnoy sredyi zdaniy tvorcheskih vuzov [The architectural formation of educational environment of creative universities buildings]. Cand. Diss. Thesis. Ekaterinburg, 2012, 26 p.

3. Ryabova E.K., Yankovskaya Yu.S. Sovremennyie tendentsii formirovaniya zdaniy i kompleksov arhitekturnyih vuzov: zarubezhnyiy opyit. [Modern trends in

formation of buildings and complexes of architectural universities: foreign experience]. Moscow, 2012, pp. 100-102.

4. Rukovodstvo po proektirovaniyu vyisshih uchebnyih zavedeniy [Higher Education Buildings Design Guide]. Moscow, 1980, 48 p.

5. Rychkova O.N. Osobennosti i problemy formirovaniya uchebnyh pros-transtv tvorcheskih vuzov Kazahstana na sovremennom etape [Features and problems of educational spaces formation in creative universities of Kazakhstan at the present stage] St. Petersburg, 2019, pp. 9-11.

6. Stephen R. Kellert, Judith Heerwagen, Martin Mador. Biophilic Design: the Theory, Science and Practice of Bringing Buildings to Life. Chapter 16: Biophilic architectural space (Grant Hildebrand). — 2008, pp. 263-275.

7. Lichmanyuk N.N. Ekopsihologicheskie podhodyi k rabote v dizayne sredyi. — Novyie idei novogo veka — 2010 [Ecopsychological approaches to work in environmental design. — New ideas for the new century— 2010]. Habarovsk, 2010, pp. 318-322.

8. Kaplan, R. Kaplan, S. The Experience of Nature: A Psychological Perspective. Cambridge University Press. — 1989.

9. Kaplan S. The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework. Journal of Environmental Psychology, v.15. — 1995, pp. 169-182.

10. Grinde B., Patil G. G. Biophilia: Does visual contact with nature impact on health and wellbeing? International Journal of Environmental Research and Public Health, 6(9). — 2009, pp. 2334-2335.

11. Van den Berg A.E., Hartig T., Staats H. Preference for Nature in Urbanized Societies: Stress, Restoration, and the Pursuit of Sustainability.

Рычкова Ольга Николаевна, магистрант кафедры архитектуры и дизайна Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина. E-mail: [email protected] Сахи Дуйсен Мырзахметович, д. т. н., профессор кафедры архитектуры и дизайна Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина, г. Нур-Султан, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]

Для цитирования | For citation:

Рычкова О.Н., Сахи Д.М. Инновационные подходы к формированию интерьера современного вуза творческого профиля // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 1. — С. 93-101.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 09.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.