чинами 30-35 лет, имеющих неприятные болевые ощущения. Данное обстоятельство доказывает обоснованную взаимосвязь использования миофасциального релиза в функциональной тренировке и показателях психофизического состояния мужчин первого зрелого возраста, занимающихся оздоровительной тренировкой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика коррекции осанки с использованием техник миофасциального релиза у мужчин 25-35 лет / О.Б. Ведерникова, А.С. Ушаков, Е.Н. Ведерников, С.А. Комельков // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 21. - № S2. - С. 105-112.
2. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий на основе силовых видов спорта на морфометрический статус мужчин 25-30 лет / Н. И. Романенко, В. В. Сударь, А. Ю. Денисов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 340-343.
3. Ончукова Е.И. Возможности использования средств оздоровительной физической тренировки и фитнеса в повышении психофизической подготовки бойцов смешенных единоборств 1821 лет / Е.И. Ончукова, А.А. Килимник, С.И. Назарова // Физическая культура, спорт и здоровье. -2018. - № 31. - С. 28-30.
4. Ончукова Е.И. Особенности развития силовых возможностей у мужчин 22-25 лет при занятиях спортивными направлениями фитнеса / Е.И. Ончукова, О.С. Трофимова, И.И. Самохин // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. - 2021. - № 1. - С. 199-201.
5. Сабадырь, Н.В. Методико-организационные особенности фитнес-тренировки силовой направленности для мужчин 35-48 лет / Н.В. Сабадырь, В.В. Сударь // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11 (201). - С. 383-387.
6. Формирование физических и нравственно-волевых качеств у юношей профильного вуза на основе занятий силовым фитнесом / Л.С. Дворкин, Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова, П.В. Головко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 6. - С. 15-17.
REFERENCES
1. Vedemikova, O.B., Ushakov, A.S., Vedernikov, E.N. and Komelkov S.A. (2022), "Methods of posture correction using techniques of myofascial release in men aged 25-35", Man. Sport. Medicine, Vol. 21, No. S2, pp. 105-112.
2. Romanenko, N.I., Sudar, V.V, Denisov, A.Yu. et al. (2021), "The influence of physical culture and wellness classes based on strength sports on the morphometric status of men 25-30 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 340-343.
3. Onchukova, E.I., Kilimnik ,A.A. and Nazarova, S.I. (2018), "Possibilities of using means of health-improving physical training and fitness in improving the psychophysical training of mixed martial arts fighters aged 18-21 years", Physical culture, sport and health, No. 31, pp. 28-30.
4. Onchukova, E.I., Trofimova, O.S. and Samokhin, I.I. (2021), "Features of the development of strength capabilities in men aged 22-25 years when practicing sports fitness", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of KSUFKST, No. 1, pp. 199-201.
5. Sabadyr, N.V and Sudar, VV. (2021), "Methodological and organizational features of strength-oriented fitness training for men 35-48 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (201), pp 383-387.
6. Dvorkin, L.S., Dvorkina, N.I., Trofimova, O.S. and Golovko, P.V. (2021), "Formation of physical and moral-volitional qualities in young men of a specialized university on the basis of strength fitness classes", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 15-17.
Контактная информация: l-gorbunova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.05.2022
УДК. 378.172
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС ПРИЛОЖЕНИЙ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ, В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ирина Ивановна Парчевская, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Москва
Аннотация
Одной из задач государственной программы является привлечение 70% населения к систематическим занятиям физической культурой к 2030 году На данный момент вовлеченность в физкультурную деятельность населения старше 30 лет менее 30%. Мы считаем, что использование, фитнес приложений мобильных устройств, способно поддерживать мотивацию человека к физической активности в любом возрасте. В статье приведены результаты констатирующего эксперимента по изучению интереса студентов к подобным приложениям и степени их влияния на коррекцию индивидуального поведения. Опыт показал, что применение только одного приложения на практике, стало у студентов катализатором интереса к поиску других приложений для коррекции своего образа жизни и здоровья. Рекомендуем применять фитнес приложения для учета самостоятельной работы студентов по физической культуре.
Ключевые слова: физическая активность, мобильные приложения, мотивация, студенты, физическая культура, здоровье.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p307-311
EXPERIENCE OF USING FITNESS APPLICATIONS OF MOBILE DEVICES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL CULTURE Irina Ivanovna Parchevskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Pushkin State Institute of the Russian Language, Moscow
Abstract
One of the objectives of the state program is to attract 70% of the population to systematic physical education by 2030. Now, the involvement in physical activity of the population over 30 years of age is less than 30%. We believe that the use of fitness applications of mobile devices can support a person's motivation for physical activity at any age. The article presents the results of an ascertaining experiment to study students' interest in such applications and the degree of their influence on the correction of individual behavior. Experience has shown that the use of only one application in practice has become a catalyst for students to find other applications to correct their lifestyle and health. We recommend using fitness applications to account for students' independent work in physical education.
Keywords: motor activity, mobile applications, motivation, students, physical culture, health.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач государственной программы является - привлечение 70% населения к систематическим занятиям физической культурой к 2030 году.
По итогам 2020 года систематически занимаются спортом и физкультурой дети и молодежь до 29 лет - 83%, а население среднего и старшего возраста недостаточно вовлечено в данную сферу деятельности - 32,6% и 14,2% соответственно [1, с. 5]. Данные показатели свидетельствуют о том, что мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью не сформировано у 67,4% населения старше 30 лет. То есть, у системы образования, медицинского просвещения и семейного воспитания недостаточно ресурсов, чтобы сформировать и поддерживать устойчивые привычки к занятиям физической культурой и спортом на долгие годы.
В эпоху IT технологий, доступ к разнообразным методикам физического совершенствования, формирования и поддержания здоровых привычек открыт для всех, постоянно развивается и обновляется. Более того, современные мобильные устройства можно использовать в любом месте и в любое время, что может стать действенным средством контроля регулярной и достаточной двигательной активности человека, как непременном условии сохранения его здоровья.
О данном перспективном направлении говориться в государственной программе «Стратегия развитие физической культуры и спорта до 2030 года»:
- обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) "Физическая культура" в системе общего, среднего профессионального и высшего
образования;
- стимулирование вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом за счет создания и популяризации соответствующих цифровых онлайн-сервисов, мобильных приложений, социальных сетей и систем управления взаимоотношениями с клиентами [2, с. 31].
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования является формирование у студентов навыков использования различных фитнесс приложений мобильных устройств, поддерживающих и мотивирующих здоровье-сберегающую деятельность человека.
Учитывая возросшую доступность мобильных устройств и приложений для контроля здоровья, а также их широкое применение молодежью, обязывает нас использовать этот потенциал в учебном процессе. Мы видим в этом взаимодействии дополнительные ресурсы мотивации студентов к их здоровье-сберегающей активности.
Задачи нашего исследования:
- изучить интерес студентов к приложениям и устройствам помогающим контролировать их физическую активность;
- определить динамику мотивации к регулированию индивидуальной ДА, в результате внедрения использования мобильных приложений в учебном процессе, по дисциплине «Физическая культура».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: эмпирические методы, анкетирование, статистика.
Исследование проводилось в Московском государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, в период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. В констатирующем эксперименте приняли участие 83 студентки в возрасте 17-20 лет, что обуславливает достаточный объем генеральной выборки измерений. Суть эксперимента заключалась в организации учебного процесса по смешанной форме обучения - дистанционно-очной, и в применении мобильных приложений по контролю недельной физической активности и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный анализ научно-методической литературы показал - что первые попытки использования мобильных приложений, для планомерного учета двигательной активности учащихся, начали применять в Европе с 2015 года. В период пандемии, данные технологии приобрели особенную актуальность повсеместно, так как позволяют вести контроль по физической активности учащихся удаленно и объективно.
Опыт дистанционных групповых занятий с использованием видеоконференций или рассылкой учащимся комплексов упражнений для самостоятельного их выполнения дома, с последующими видео отчетами, показал низкую эффективность. Так, при самостоятельном выполнении заданий, некоторые упражнения выполнялись технически неправильно, что могло нанести травму занимающемуся. Объем выполненной нагрузки невозможно учесть, так как формат видео отчета не может превышать более 5-7 мин, поэтому допускался монтаж. Учитывая все эти недочеты, мы попытались внедрить объективные критерии учета двигательной активности студентов, используя фитнес приложения, в частности, «Шагомер».
Ходьба является естественной и общедоступной формой передвижения человека. Нагрузку в процессе ходьбы легко дозировать и контролировать. Необходимость продолжительной ходьбы заставляет человека выйти на улицу. Физическая нагрузка на свежем воздухе на 20% эффективней для здоровья, чем занятия в закрытых помещениях. Темп ходьбы мы не учитывали, так как считаем, что в этом задании объем нагрузки более важ-
ный критерий. Таким образом, данное задание можно рекомендовать студентам всех групп здоровья.
Мы не ограничивали выбор приложения и устройств, главное условие - чтобы данные на нем сохранялись в течение месяца.
На первом этап - анкетирование. Задача: изучить отношение студентов к использованию мобильных устройств и приложений для контроля за своим здоровьем. Анализ полученных результатов показал:
- 38,5% не использовали никаких программ и приложений по контролю за своим здоровьем;
- 61,5% использовали приложение «Шагомер», из них 14,5% пользовались счетчиком «КБЖУ» (калории, белки, жиры, углеводы);
- 14,5% использовали дополнительные инструменты в виде смарт-часов или фитнес браслетов.
На вопрос - «Согласны ли вы с рекомендациями ВОЗ, о норме ежедневной двигательной активности в 10000 шагов?», были получены следующие ответы: согласны -69,8%; не согласны - 12,1%; затруднились дать ответ - 18,1%.
Далее, студентам было предложено задание, за дополнительные баллы при выполнении условий: фиксирование двигательной активности по шагомеру в период дистанционных недель занятий, и выполнение нормы - 5 дней в неделю по 10 000 шагов в день. Отчитывались они, преимущественно на очных занятиях, предоставляя доступ к просмотру отчетов в приложении со своего смартфона. Надо отметить, что некоторые студенты (5%), использующие фитнес-браслеты или смарт-часы, для контроля своей двигательной активности и самочувствия, предпочли отчитываться по счетчику затраченных ккал на самостоятельных тренировках. При этом видео задания для самостоятельной работы на дистанционных неделях по-прежнему предлагались студентам.
В ходе педагогического наблюдения было замечено, что наличие выбора различных способов самостоятельных занятий физическими упражнениями, приводит к более регулярному и систематическому их применению в жизни студентов. Отчеты о проделанной работе, за дистанционные периоды, студенты предоставляли вовремя без задержек.
В зимний период отчетность по Шагомерам снизилась на 27%, а отчетность по домашнему фитнесу возросла. При этом доля отчетов по затраченным калориям за тренировку увеличилась (16%), по отношению к видео отчетам. Мы считаем это положительным моментом, так как самостоятельная инициатива использования других возможностей приложений, свидетельствует о повышении мотивации к занятиям физическими упражнениями и к поиску объективных способов за их контролем. На очных занятиях, по инициативе студентов, стали подниматься вопросы по использованию других приложений, способствующих улучшению здоровья и обсуждаться проблемы, возникающие при их использовании. Анализ личных результатов, полученных через мобильные приложения, мобилизует критическое мышление и поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей общепринятые рекомендации в сфере физической культуры или санитарного просвещения.
Анализ анкетирования, по окончанию констатирующего эксперимента, дал следующие результаты: 24% (ранее 14,5) стали пользоваться фитнес браслеты; стали использовать другие приложения «Режим сна» - 35%, «Счетчик КБЖУ» - 23%, «Водный баланс» - 20,5%; 75,9% (ранее 61,5%) подтвердили желание дальнейшего использования приложений для самостоятельного учета физической активности.
Подтвердили свое согласие с нормами двигательной активности ВОЗ - 75,9% (ранее - 69,8%), не согласны - 12,1%, затруднились с ответом - 21,8% респондентов.
Степень влияния использования «Шагомера», на коррекцию ДА, определили как: незначительное - 33,7%, умеренное - 48,2%, значительное - 18,1% респондентов.
Студенты, которые отметили показатели Шагомеров как фактор незначительного влияния на их двигательную активность, в основном указывали:
- на неточность подсчета шагов приложениями;
- на существенное влияние погодных условий;
- на быстрый расход заряда в смартфонах при использовании подобных приложений;
- предпочтением других видов занятий;
- некоторые указали, что они ежедневно значительно превышают указанные нормы.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования было доказано, что интерес студентов к мобильным приложениям и устройствам помогающим контролировать их физическую активность растет в процессе использования данных ресурсов.
В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что жестко заданную норму 10 000 шагов в день за 5 дней в неделю можно скорректировать, как 50 000 шагов в неделю, особенно это становиться актуальным в зимний сезон.
Отмечена положительная динамика мотивации студентов к выполнению регулярной и достаточной физической активности, под контролем мобильных приложений. Этот факт позволяет нам рекомендовать использование мобильных приложений в процессе обучения на занятиях физической культурой, как в очном формате, так и в дистанционном. Чем продолжительнее по времени мы можем контролировать и влиять на коррекцию физической активности и другие полезные для здоровья привычки, тем выше шанс их устойчивой сформированности.
Таким образом, предлагая студентам использовать различные способы физической активности в самостоятельной работе по физической культуре, но с использованием объективных средств контроля и учета рекомендованных норм, мы приближаемся к поставленной цели - выйти в национальном масштабе на уровень 70% регулярно занимающихся физической культурой и спортом, с учетом всех возрастных групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" : постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661 // Официальный интернет портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110060017 (дата обращения: 01.04.2022).
2. "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года" : распоряжение Правительства Российской Федерации. от 24.11.2020 № 3081-р // Кон-сультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 01.04.2022).
REFERENCES
1. Government of the Russian Federation (2021), "Development of physical culture and sports", Degree of 30.09.2021 № 1661, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110060017 (accessed 01.04. 2022)
2. Government of the Russian Federation (2020), "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Direction No. 3081-p of 11/24/2020, available at http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (accessed 01.04. 2022)
Контактная информация: 2pi1@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.05.2022