приближенных к условиям субтропического климата, мы отмечали напряжение термо-регуляторных процессов. При нахождении испытуемых в состоянии относительного покоя у них повышается температура тела и кожи, учащается пульс, происходят значительные влагопотери и некоторые изменения кислородного бюджета. Выполнение дозированной физической нагрузки средней тяжести еще больше усугубляет напряжение процессов терморегуляции. При повторных действиях тепла с дозированной физической нагрузкой развитие приспособительных изменений к высокой температуре воздуха в организме испытуемых наступает быстрее, чем при нахождении их в состоянии относительного покоя. Это свидетельствует о том, что при активной жизнедеятельности организм быстрее приспосабливается к эстремальным условиям.
Известно, что температура воздуха в условиях субтропического климата от зимы к лету повышается постепенно, поэтому приспособление организма прибывших сюда в прохладное время года значительно облегчается. Кроме того, при этом исключается стрессовое влияние жаркого климата при приезде в теплое время года. В зависимости от увеличения стажа работы обследованных отмечается постепенная адаптация организма к факторам внешней среды и производственным условиям. Так, по данным внутрикожиой пробы В. И. Иоффе, среди лиц со стажем работы до 1 года положительная реакция зарегистрирована у 61%, 1—5 лет — у 77,8%, 5—10 лет — у 76% (Р<0,01). Всего обследовано более 1000 рабочих. Фагоцитарное число у 218 приезжих рабочих со сроком пребывания в Таджикистане до 1 года несколько выше (77±0,7), чем у 78 рабочих из местных жителей (72,6—0,5). Фагоцитарный индекс соответственно равен 4,9^:0,1 и 3,9^:0,2 (Р<0,01). Следовательно, при жизнедеятельности рабочих в течение 1 года развиваются достаточные приспособительные механизмы, которые способствуют некоторому повышению уровня общей иммунобиологической реактивности организма.
Проживание человека в условиях субтропического климата в течение года является сроком, достаточным для развития приспособительных механизмов.
Для профилактики теплового удара и более эффективного развития приспособительных механизмов в районы с жарким климатом следует приезжать неакклиматизированному человеку поздней осенью и зимой, когда здесь отмечается оптимальная температура окружающей среды. Для устойчивого развития приспособительных механизмов в организме человека необходимо выполнение физической работы в сочетании с беспрерывным воздействием климата.
ЛИТЕРАТУРА. Койра некий Б. Б. — »Гиг. труда», 1957. № 2, с. 6— 8. — Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. Л., 1965. — Шамэонна Н. М. — В кн.: Работа в горячих цехах с профессионально-гигиенической точки зрения. Л., 1936, с. 67—80.
Поступила 27/VIII 1975 г.
УДК 615.322:582.892].03:612.843.31-057:656.2
Канд. биол. наук Т. Л. Соснова, М. И. Быкова
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕУТЕРОКОККА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЦВЕТОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У МАШИНИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва
На протяжении ряда лет нами разрабатывалась проблема повышения цветоразличи-■тельной способности и предупреждения развития утомления у железнодорожников, для чего были применены некоторые биологически активные вещества растительного происхождения, в частности элеутерококк. Указанный препарат, не являясь допингом, характеризуется отсутствием токсичности, отрицательного последействия и побочных явлений при длительном применении, имеет широкий диапазон терапевтического действия, сочетая в себе стимулирующие и тонизирующие свойства.
Согласно исследованиям ряда авторов, элеутерококк ускоряет процесс темновой адаптации, улучшает остроту зрения (М. В. Щиченков и М. В. Зайкова и соавт.; Е. Г. Сомов; В. И. Озеров, и др.), повышает спектральную и контрастную чувствительность, а также уровень устойчивости цветовосприятня (Т. Л. Соснова).
Мы поставили перед собой задачу проверить влияние элеутерококка на цветораз-личительную функцию машинистов железнодорожного транспорта.
Работа проводилась в здравпункте локомотивного депо им. Ильича Московско-Смо-ленского отделения Московской железной дороги. Для проведения исследований была отобрана группа (18 человек) маневровых машинистов с нормальным цветоощущением, работающих преимущественно без помощников. По возрасту машинисты распределялись следующим образом: до 40 лет было 10 человек, старше 40 лет — 8. Исследования проводили до начала работы в дневную и ночную смены, а также после возвращения машинистов из поездок. Наблюдения проводились в 131 смене — 65 дневных и 66 ночных.
Влияние поездной работы в дневные и ночные смены на цветоразличительную функцию
машинистов (М + т)
Смена Цветовая контрастная чувствительность (в усл. ед.) АДП (в 1 с)
>.-665 нм A.-S35 нм до поездки после поездки
До поездки после поездки ДО поездки после поездки
Дневная Ночная Элеутерококк 7.0-+-0.28 7,0±0,26 3,0+0,29 5,0±0,36 5,0+0,29 6,0+0,26 2,0+0,23 2,0+0,24 13,0+0,76 12,0+0,62 15,0+0,79 12,0+0,56
Дневная Ночная Контроль 7,0-4-0,23 6,0+0,19 8,0+0,34 9,0+0,43 5,0+0,18 5,0+0,26 6,0+0,47 8,0+0,61 13,0+0,70 13,0+0,67 11,0+0,53 10,0+0,53
Машинисты получали элеутерококк в дозе 2 мл экстракта на 30 мл воды перед поездкой во время медицинского осмотра в здравпункте. Для изучения влияния элеутерококка на цветоразличительную способность зрительного анализатора машинистов исследовали цветовую контрастную чувствительность и адиспаропию, характеризующую уровень функциональной устойчивости цветоощущения. Цветовую контрастную чувствительность определяли в 2 участках спектра: длинноволновом (А,= 665 нм) и средневолновом (К= = 535 нм) на спектральном аномалоскопе прсф. Е. Б. Рабкина (1959).
Функциональная устойчивость цветоощущения исследовалась методом определения временных порогов адиспаропии (АДП), разработанным Е. Б. Рабкиным при использовании пигментного красно-желтого уравнения со следующими характеристиками: красный — к= 650 нм, Р= 30%, р=33%; желтый — А.=580 нм, Р= 40%, р-60%.
Перед проведением исследований, а также в процессе обследования испытуемые адаптировались к специальному экрану, освещенному люминесцентными лампами типа ЛД с цветовой температурой порядка 4500—5000°. Освещенность поля адаптации составляла 200—300 л к.
Для оценки влияния элеутерококка на цветоразличение были проведены 4 серии исследований. I серия — исследование сдвигов чувствительности, вызываемых 12-часовой поездкой в дневную смену; II серия —исследование сдвигов чувствительности, вызываемых 12-часовой поездкой в ночную смену; 111 серия — исследование сдвигов чувствительности, вызывемых 12-часовой поездкой в дневную смену, на фоне предварительного приема до работы экстракта элеутерококка; IV серия — исследование сдвигов чувствительности, вызываемых 12-часовой поездкой в ночную смену, на фоне предварительного приема до работы экстракта элеутерококка. Результаты исследований, полученные в перечисленных выше сериях, представлены в таблице.
Анализ данных, полученных при исследовании цветоразличения у машинистов до и после поездки в дневные и ночные смены, выявил в обоих случаях наличие зрительного и общего утомления, что выразилось в повышении порогов цветовой контрастной чувствительности, а также в снижении функциональной устойчивости цветоразличения. При этом более значительные изменения были отмечены после работы в ночную смену. Поездная работа с предварительным приемом до поездки элеутерококка сопровождалась менее значительными сдвигами. Так, если работа в дневную смену без предварительного приема элеутерококка сопровождалась снижением уровня функциональной устойчивости цветоразличения в среднем на 15%, то при приеме элеутерококка уровень функциональной устойчивости, наоборот, на 15% возрастал по сравнению с исходным. После работы в ночную смену без приема элеутерококка уровень функциональной устойчивости снижался в среднем на 25%, тогда как при приеме вышеуказанного препарата устойчивость цветоразличения сохранялась на исходном уровне.
Анализ индивидуальных данных, полученных методом адиспарометрии, показал,
/1 Б
Изменение уровня устойчивости цветораз. личения после поездной работы на фоне приема элеутерококка и без приема по-следнего.
А — контрольная группа; Б — группа, приникавшая элеутерококк. I — дневная сиена; // — ночная сиена. / — повышение вреиен. них порогов АДП; 2 — отсутствие изменении временных порогов АДП; 5 — понижение «ременных порогов АДП.
что после работы в дневные смены без предварительного приема до поездки элеутерококка понижение временных порогов АДП выявлено в 68% случаев, отсутствие изменений — в 14%, а повышение временных порогов — лишь в 18% случаев. При поездной работе в дневные смены на фоне предварительного приема элеутерококка понижение временных порогов отмечалось лишь в 28% случаев, отсутствие изменения — в 24%, а повышение уровня функциональной устойчивости зарегистрировано в 48% случаев.
При работе в ночную смену без приема элеутерококка понижение временных порогов зарегистрировано в 87% случаев, тогда как при аналогичной работе на фоне приема элеутерококка — лишь в 26% случаев, отсутствие изменений временных порогов в контроле составило 11%, тогда как на фоне действия элеутерококка — 24%; повышение временных порогов, проявившееся в контрольных исследованиях лишь в 20% случаев, в исследованиях с элеутерококком достигало 50%.
Таким образом, индивидуальные изменения отражают полученные средние данные (см. рисунок). Цветовая контрастная чувствительность после работы в ночные и дневные смены на фоне предварительного приема элеутерококка возрастала в отличие от исследований, проводимых без приема препарата, где имело место значительное снижение контрастной чувствительности.
Субъективная оценка влияния элеутерококка на самочувствие и работоспособность со стороны машинистов была положительной. Многие из них отмечали после приема элеутерококка повышенную работоспособность и бодрость, особенно в ночное время. Некоторые указывали на повышение работоспособности и прилив бодрости в период между 3 и 6 ч утра и, кроме того, отсутствие сонливости в этот период.
Выводы
1. При поездной работе, протекающей на фоне предварительного приема элеутерококка, неблагоприятные изменения в цветоразличении либо отсутствовали, либо были менее выраженными.
2. В зимне-весенний период, когда уровень цветовой чувствительности в связи с витаминной недостаточностью снижается, локомотивным бригадам, занятым на маневрах, для повышения цветоразличения, снижения общего и цветового утомления, целесообразно рекомендовать, особенно при работе в ночное время, прием элеутерококка. Указанный препарат в дозе 2 мл должен приниматься до поездки при предрейсовых медицинских осмотрах на здравпункте локомотивного депо.
3. Рекомендации по приему элеутерококка могут быть распространены на всех лиц водительских профессий как железнодорожного, так и других видов транспорта (авиационного, автомобильного, морского).
ЛИТЕРАТУРА. Зайкова М. В..Верба А. А..Снегирева М. П. — «Вести, офтальмол.», 1968, № 3, с. 70—74. — Р а б к и н Е. Б. Спектральный аномало-скоп (Модель АСР). М., 1956. с. 3—24. — Сомова Е. Г., Озеров В. И. — Тезисы 2-й зональной научной конференции офтальмологов Дальнего Востока. Владивосток, 1970, с. 28—29.—С ос н о в а Т. Л. — «Вестн. офтальмол.», 1969, №5, с. 59—61.—Ши-ченков М. В. — В кн.: Материалы к изучению женьшеня и других лекарственных растений Дальнего Востока. Вып. 5. Владивосток, 1963, с. 241—244.
Поступила 5/V 1975 г.
Аннотации
УДК 613.633:622.34(479+575)
К. Д. Тимохов, Н. П. Боровиченко. Величина пылевой опасности на рудниках цветной металлургии Кавказа и Средней Азии (Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт профилактики пневмоконнозов и техники безопасности, г. Березовский, Свердловской области)
В настоящее время предложено несколько методов определения пневмокониозоопас-ностн горных работ и рудничной пыли, а также оценки запыленности рудничного воздуха. В их основу положены разные критерии — от медицинских до инженерных. Все предложенные методы преследуют одну цель: дать объективную оценку в числовом выражении условий работ в горных выработках. Наиболее универсальным является метод определения степени пылевой опасности, разработанный и широко используемый в ФРГ (Г. В. Головкин и А. Л. Лев). Согласно этому методу, степень пылевой опасности на руднике определяется выражением:
«^ГоГ1' 0. 0)