Научная статья на тему 'ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРАХ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В КАБИНЕ ЛОКОМОТИВА'

ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРАХ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В КАБИНЕ ЛОКОМОТИВА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Е Г. Соколова, Е И. Лосева, Т Л. Соснова, Ю В. Фрид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMAL PARAMETERS OF ARTIFICIAL LIGHTING IN A LOCOMOTIVE CABIN

The authors determined the levels ol artificial lighting in the cabin of an engine-driver and the optimal deviations of brightness on the scales of the control panel. At the time of determining these parameters the extent of visibility and the temporary threshold values of achromatic vision were investigated as well. The finding was that the optimal conditions for the eyes for the work of the engine-driver at night, in the dusk and at daybreak were created by a lighting of 20 to 30: lux and the deviation of brightness in the limits of 1 : 1 and 1 : 3.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРАХ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В КАБИНЕ ЛОКОМОТИВА»

верно. Это говорит об отсутствии мутагенного эффекта полимербетонов в данных условиях.

Что касается мастик, то в 3-й и 4-й опытных группах выявлено неблагоприятное влияние материалов на организм животных, проявившееся в статистически достоверном изменении ряда принятых показателей (некоторые элементы крови, общий белок и некоторые его фракции, сахар крови, хлориды и гиппуровая кислота в моче). В то же время данные цитогенетиче-ского анализа клеток костного мозга животных 3-й и 4-й групп (см. табл. 2) показали, что по сравнению с контролем процент перестроек возрос почти вдвое. Интересно отметить, что в тех же группах крыс изменился и характер перестроек. Так, удельный вес фрагментов возрос с 7,57% (в контроле) до 31,3—39,6%, т. е. более чем в 4—5 раз, а количество хромосомных мостов в общем числе перестроек уменьшилось более чем в 2 раза.

Следовательно, комплексы веществ, выделяемые мастиками, обладают мутагенными свойствами, о чем свидетельствует увеличение разрывов хромосом (фрагментов).

Отмечена корреляция между мутагенным и токсическим действием, хотя она, возможно, и не обязательна. Следует также указать на то, что методика исследования в моделированных условиях позволяет оценивать не только токсичность полимерных строительных материалов, но и их мутагенную активность. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят уточнить показания к применению цитогенетического метода при гигиенической оценке полимерных строительных материалов.

ЛИТЕРАТУРА. Боков А. Н. В кн.: Гигиена и токсикология полимерных строительных материалов и некоторых химических веществ. Ростов-на-Дону, 1968, в. 1, с. 40.— Он же. Там же, в. 1, с. 17.— Бройтман А. Я-, Данишев-ский С. Л., Робачевская Е. Г. В кн.: Токсикология высокомолекулярных материалов и хим. сырья для их синтеза. М.—Л., 1966, с. 6.— Данишевский С. Л., Бройтман А. Я- В кн.: Токсикология и гигиена высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. М.—Л., 1966, с. 20.— Л я п к а -л о А. А. Гиг. и сан., 1973, № 3, с. 48,— С а л я м о в Г. С. Гиг. и сан., 1967, .49 3, с. 64.

Поступила 18/VI 1973 года

USE OF AN ANAPHASE METHOD OF ESTIMATING THE CHROMOSOMAL REARRANGEMENTS IN THE BONE MARROW IN HYGIENIC ASSESSMENT OF THE MUTAGENIC EFFECT OF BUILDING POLYMERS

A. N. Bokov, S. I. Guskova, E. P. Guskov, V. I. Masko

Polymeric concretes, that produced no chronic resorptive toxic action on animals, had no cytogenetic effect. The mastic materials caused changes corresponding to certain existing indices of toxicity and at the same time increased (almost twice) the number of chromosomal rearrangements. Besides, the character of rearrangements was altered. The number of fragments was increased 4 to 5 times, and the number of chromosome bridges decreased more than twice.

УДК 613.166:828.972:626.282

Кандидаты мед. наук Е. Г. Соколова и Е. И. Лосева, канд. биол. наук Т. Л. Соснова, канд. техн. наук Ю. В. Фрид

ОБ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРАХ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В КАБИНЕ ЛОКОМОГИВА

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Трудовая деятельность машиниста протекает в весьма специфичных условиях, связанных с многосменной работой в разных световых режимах (дневных, сумеречных и ночных) открытого пространства при быстро меняющемся ландшафте, несущем различную информацию, а вместе с тем в довольно ограниченных по объему размерах кабины. Специфика условий

труда локомотивных бригад требует разработки специальных норм и правил искусственного освещения для кабин локомотива.

Ранее нами было дано физиолого-гигиеническое обоснование условий комфорта естественной освещенности в кабине локомотива, а также разработаны оптимальные уровни яркости шкал приборов на доске пульта управления его. Вместе с тем нормы общего искусственного освещения до последнего времени не разработаны.

Измерения уровня искусственной освещенности на основных рабочих поверхностях (панель пульта, скоростимер и т. д.) в кабинах ряда тепловозов показали недостаточную освещенность (от 2 до 18 лк), а также значительную неравномерность яркости (0,9—143 нт).

Судя по литературным данным, большая неравномерность яркости в поле зрения отрицательно влияет на состояние ряда зрительных функций, приводит к снижению производительности труда (Э. Л. Котова; Н. И. Зоз и Л. А. Таубкина, и др.).

В связи с этим нами были определены оптимальные уровни общей освещенности на панели пульта управления, обеспечивающей наилучшую видимость шкал приборов при работе в ночных условиях, сумерках и на рассвете; установлен допустимый уровень неравномерности яркости на шкалах приборов, способствующий наиболее благоприятным условиям наблюдения для зрительного анализатора. Исследования проводили в экспериментальной кабине локомотива. Для общего освещения приборов была разработана специальная установка, позволяющая создавать на приборах пульта разные уровни освещенности. При этом использовали 2 лампы накаливания, расположенные в плафоне, вмонтированном в центре потолка. Напряжение на лампах в системе общего освещения кабины и пульта регулировали.

Под нашим наблюдением находилось 26 практически здоровых лиц в возрасте от 18 до 30 лет с остротой зрения 0,9—1. Проведено 800 исследований.

В I серии исследований определяли оптимальные уровни общей освещенности в ночных и сумеречных условиях, а также и на рассвете. В качестве критерия оценки при установлении оптимальных уровней освещенности использовали величину наилучшей видимости объекта, расположенного на шкалах приборов при различных яркостях последних. Величину видимости определяли с помощью монокулярного измерителя видимости Дашкевича.

При исследовании видимости указанных объектов их яркость устанавливали в 3, 9, 18 и 30 нт. Выбор значений яркостей в 3 и 9 нт объясняется тем, что они по экспериментальным данным, полученным в лаборатории, обеспечивают оптимальную видимость шкал приборов в ночное и сумеречное время суток, а также на рассвете. Учитывая возможную неравномерность яркости на приборной доске, мы дополнительно взяли также яркость в 18 и 30 нт. Общая освещенность на пульте управления в наших исследованиях соответствовала 1,5; 5, 10, 20, 30 и 50 л к. Эти значения общей освещенности были взяты по данным эксплуатации для разных условий наблюдения.

Видимость объекта, измеряемая при разных уровнях освещенности на пульте управления, позволяла установить оптимальные уровни общей освещенности, обеспечивающей наилучшую видимость показаний приборов при работе в различных световых режимах. Результаты исследования показали, что по мере повышения яркости на шкалах приборов освещенность на пульте, обеспечивающая оптимальную видимость показаний приборов, увеличивается. Так, оптимальная видимость в условиях, когда яркость шкал приборов составляла 3 нт, отмечена при освещенности на пульте 5— 10 лк, когда яркость составляла 9 нт — при освещенности 10—20 лк, а когда яркость составляла 18 нт — при освещенности 20—30 лк. И, наконец, если яркость на шкале прибора соответствовала 30 нт, оптимальная видимость выявлялась при освещенности 30 лк. Последующее повышение уров-

Таблица 1

Зависимость видимости объекта от распределения яркости на шкале прибора и освещенности на панели пульта

Соотношение яркостей Освещенность панели пульта (в лк)

0.5 10

видимость (в отн. ед.)

1:1 5,44—0,17 6,79—0,16

1:2 5,95+0,22 7,29±0,12

1:3 5,60—0,28 7,15^0,25

Таблица 2

Зависимость уровня функциональной устойчивости ахроматического зрения от распределения яркости на шкале прибора и оснащенности на панели пульта

Соотношение яркостей Освещенность панели пульта (в лк)

0,5 ,0

временный порог ахроматической АДП (в с)

1:1 9,7^0,6 10,9—0,36

1:2 10,3—0,44 12,6—0,58

1:3 9,4=!: 0,36 11,4—0,43

1:5 7,5^0,46 10,0—0,40

1:10 6,9^0,37 9,0—0,47

ня освещенности (50 лк) значительно ухудшало условия видимости. Таким образом, для оптимальной видимости шкал приборов на пульте управления

в кабине локомотива при работе ночью, в сумерках и на рассвете максимальное значение общего искусственного освещения на панели должно соответствовать 20—30 лк.

Влиянию различного характера распределения яркости в поле зрения на функциональное состояние зрительного анализатора посвящен ряд исследований (М. М. Епанешников и соавт., и др.). Результаты их свидетельствуют о том, что неравномерная яркость в поле зрения отрицательно действует на состояние контрастной и световой чувствительности, устойчивости ясного видения, скорости различения т. д. Все это определило постановку нами II серии исследований с тем, чтобы установить оптимальные соотношения яркости на шкалах приборов пульта. Исследования проводили при уровнях освещенности на панели пульта 0,5 и 10 лк, которые соответствовали условиям освещения в кабине машиниста на перегоне в безлунную ночь, в сумерки и на рассвете. Наблюдения объекта на шкале прибора осуществляли при соотношениях яркости 1:1, 1:2, 1:3, 1 : 5 и 1 : 10. Критерием оценки состояния зрительных функций служили величины видимости и пороги ахроматической адиспаропии (АДП), характеризующей уровень функциональной устойчивости зрения.

Результаты изучения видимости при разных соотношениях яркости представлены в табл. 1.

Из табл. 1 следует, что величина видимости изменяется в зависимости от характера распределения яркости в поле зрения. Наилучшая видимость-отмечается при соотношении яркостей 1 : 2 и 1 : 3 независимо от предварительной адаптации к освещенности фона (0,5 и 10 лк). Некоторое снижение видимости наблюдается при адаптации как в ночных, так и в сумеречных условиях при равномерном распределении яркости в поле зрения (1 : 1), что объясняется ухудшением контрастных отношений между фоном и наблюдаемым объектом. При соотношении яркости 1 : 5 и 1 : 10 величина видимости заметно снижается. Так, при соотношении яркости 1 : 5 в условиях ночного освещения (0,5 лк) видимость понижается на 21 %, в условиях сумеречного освещения (10 лк) — на 14%, при соотношении яркости 1 : 10 — соответственно на 36 и 30%. Отмеченное понижение видимости в значительной мере зависит от того, что высокие уровни яркости вызывают слепящее действие, ухудшающее условия зрительной работоспособности.

Аналогичные данные получены при исследовании уровня функциональной устойчивости ахроматического зрения (табл. 2).

Как видно из табл. 2, уровень функциональной устойчивости ахроматического зрения достигает максимума при соотношении яркостей 1 : 2

независимо от предварительной адаптации (0,5 и 10 лк). При других перепадах яркости выявляются более низкие временные пороги ахроматической АДП. Наиболее выраженное понижение уровня функциональной устойчивости ахроматического зрения наблюдается при перепадах яркости 1 :5 и особенно 1 : 10.

Таким образом, состояние зрительных функций зависит от распределения яркости в поле зрения. Наиболее оптимальными для зрительного анализатора являются соотношения яркостей в пределах 1 : 2 и 1 : 3, при них уровень исследуемых зрительных функций оказался более высоким. Другие значения неравномерной яркости в поле зрения приводят к значительному ухудшению условий работы для зрительного анализатора.

Выводы

1. Общая освещенность, обеспечивающая оптимальную видимость шкал приборов на пульте управления локомотива при работе ночью, в сумерках и на рассвете, должна соответствовать 20 —30 лк и регулироваться в пределах 1,5—30 лк.

2. Наиболее оптимальными для органа зрения в тех же световых условиях являются соотношения яркостей на шкалах приборов пульта в пределах 1 : 2 и 1:3.

ЛИТЕРАТУРА. Епанешников М. М., Сидорова Т.Н., Севера В. Светотехника, 1964, № 10, с. 7,—3 о з Н. И., Т а у б к и н а Л. А. Гиг. труда, 1970, Ms 9. с. 19.— Котова Э. Л. В кн.: Освещение промышленных предприятий и работоспособность человека. Л., 1968, с. 95.

Поступила 3/X 1973 года

THE OPTIMAL PARAMETERS OF ARTIFICIAL LIGHTING IN A LOCOMOTIVE CABIN E. G. Sokolova, E. I. Loseva, T. L. Sosnova, Yu. V. Frid.

The authors determined the levels of artificial lighting in the cabin of an engine-driver and the optimal deviations of brightness on the scales of the control panel. At the time of determining these parameters the extent of visibility and the temporary threshold values of achromatic vistion were investigated as well. The finding was that the optimal conditions for the eyes for the work of the engine-driver at night, in the dusk and at daybreak were created by a lighting of 20 to 30: lux and the deviation of brightness in the limits of 1 : 1 and 1 : 3.

УДК 613.98:658.31 1.44:621.31

Ф. И. Гришко, А. Н. Ратушная, И. Н. Яковлева

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ НЕКОТОРЫЙ ПРОФЕССИЯМ ДЛЯ ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЙ

Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

С развитием автоматизации и механизации производственных процессов на энергопредприятиях, как и на предприятиях других отраслей промышленности, появились профессии, требующие от специалистов наблюдательности, высокой концентрации внимания, правильной и быстрой реакции на изменившуюся ситуацию, способности к переработке информации. При анализе причин аварий в энергосистемах установлено, что в подавляющем большинстве случаев нарушения происходят не из-за незнания или малого производственного стажа, а из-за того, что работники не обладают такими качествами, как быстрота ориентировки и оперативность (К. М. Гу-ревич).

Нашей задачей было выявление зависимости между функциональным состоянием некоторых систем организма и качеством учебно-производственной деятельности подростков и взрослых, обучающихся и работающих на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.