независимо от предварительной адаптации (0,5 и 10 лк). При других перепадах яркости выявляются более низкие временные пороги ахроматической АДП. Наиболее выраженное понижение уровня функциональной устойчивости ахроматического зрения наблюдается при перепадах яркости 1 :5 и особенно 1 : 10.
Таким образом, состояние зрительных функций зависит от распределения яркости в поле зрения. Наиболее оптимальными для зрительного анализатора являются соотношения яркостей в пределах 1 : 2 и 1 : 3, при них уровень исследуемых зрительных функций оказался более высоким. Другие значения неравномерной яркости в поле зрения приводят к значительному ухудшению условий работы для зрительного анализатора.
Выводы
1. Общая освещенность, обеспечивающая оптимальную видимость шкал приборов на пульте управления локомотива при работе ночью, в сумерках и на рассвете, должна соответствовать 20 —30 лк и регулироваться в пределах 1,5—30 лк.
2. Наиболее оптимальными для органа зрения в тех же световых условиях являются соотношения яркостей на шкалах приборов пульта в пределах 1 : 2 и 1:3.
ЛИТЕРАТУРА. Епанешников М. М., Сидорова Т.Н., Севера В. Светотехника, 1964, № 10, с. 7,—3 о з Н. И., Т а у б к и н а Л. А. Гиг. труда, 1970, Ms 9. с. 19.— Котова Э. Л. В кн.: Освещение промышленных предприятий и работоспособность человека. Л., 1968, с. 95.
Поступила 3/X 1973 года
THE OPTIMAL PARAMETERS OF ARTIFICIAL LIGHTING IN A LOCOMOTIVE CABIN E. G. Sokolova, E. I. Loseva, T. L. Sosnova, Yu. V. Frid.
The authors determined the levels of artificial lighting in the cabin of an engine-driver and the optimal deviations of brightness on the scales of the control panel. At the time of determining these parameters the extent of visibility and the temporary threshold values of achromatic vistion were investigated as well. The finding was that the optimal conditions for the eyes for the work of the engine-driver at night, in the dusk and at daybreak were created by a lighting of 20 to 30: lux and the deviation of brightness in the limits of 1 : 1 and 1 : 3.
УДК 613.98:658.31 1.44:621.31
Ф. И. Гришко, А. Н. Ратушная, И. Н. Яковлева
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ОБУЧЕНИЮ НЕКОТОРЫЙ ПРОФЕССИЯМ ДЛЯ ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЙ
Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний
С развитием автоматизации и механизации производственных процессов на энергопредприятиях, как и на предприятиях других отраслей промышленности, появились профессии, требующие от специалистов наблюдательности, высокой концентрации внимания, правильной и быстрой реакции на изменившуюся ситуацию, способности к переработке информации. При анализе причин аварий в энергосистемах установлено, что в подавляющем большинстве случаев нарушения происходят не из-за незнания или малого производственного стажа, а из-за того, что работники не обладают такими качествами, как быстрота ориентировки и оперативность (К. М. Гу-ревич).
Нашей задачей было выявление зависимости между функциональным состоянием некоторых систем организма и качеством учебно-производственной деятельности подростков и взрослых, обучающихся и работающих на
Связь психофизиологических тестов с оценкой успеваемости подростков, обучающихся профессии слесаря и электромонтера (срок обучения 1 год)
Связь с оценкой успеваемости
Оценка Показатели ОКПИ (в бит) СПИ (в бит/с) память (количество фигур) вним ание (в с)
Слесари
I п 10 10 10 10
отлично М±т 111,8^:5,7 !,0=t0,08 2,0:2=0,3 146,2— 1,4
II п 20 20 20 20
хорошо М^т 96,9—6,0 0,87—0,04 2,8=t0,3 132,3=!: 5,6
I—II t, Р 2,0; <0,05 0,9; <0,3 1,8; <0,2 0.8; <0,3
III п 10 10 ___ 10
удовлетворительно Ai=tm 75,3:2=8,7 0,78^:0,09 — 139,3—6,1
I—III t, Р 3,5; <0,01 2,0; <0,1 — 0,2; <0,3
Электромонтеры
I отлично II хорошо п М—т п М±т 10 J01,6—7,6 13 99,6^8,2 10 0,93=2=0,09 12 0,96—0,07 10 2,5^=0,3 15 3,1—0,17 10 132,5=£13,3 15 138,7=!= 1,3
I—II t, Р 0 3,4; <0,01 3,0; <0,01 1,3; <0,2
III • удовлетворительно п М—т 10 83,6—24,7 10 0,672:0,05 10 1,8—0,4 10 160,6=!= 17,2
I—III t, Р 0,6; <0,6 2,6; <0,05 1.4; <0,2 1,3; <0,2
энергопредприятиях, для решения вопроса о их профессиональной пригодности. Под наблюдением находились подростки 15, 16, 17 и 18 лет, обучающиеся профессиям слесаря по ремонту и монтажу теплотехнического оборудования (срок обучения 1 год, 40 человек) и электромонтера осветительных силовых сетей и силового электрооборудования (срок обучения 1 год, 33 человека, и срок обучения 2 года, 52 человека), а также взрослые, работающие слесарями, монтерами и операторами пультов управления некоторых энергопредприятий (64 человека). Последние по характеру и напряженности труда были объединены в 2 группы: 1-ю группу составили лица, в работе которых преобладает нервно-эмоциональное напряжение, 2-ю группу — лица, в работе которых преобладает физическое напряжение.
У всех обследованных определяли скорость переработки информации (СПИ) по методике А. О. Навакатикяна и В. В. Крыжановской, а также латентный период простой зрительномоторной реакции, объем оперативной памяти и внимания по таблицам Платонова. Полученные результаты сопоставляли с характеристикой успеваемости у учащихся и с производственной характеристикой у работающих (в том и другом случае по пятибалльной системе). Анализ полученных данных при обследовании взрослых производили в 2 направлениях: с одной стороны, сопоставляли на протяжении рабочего дня изменения сердечно-сосудистой системы с показателя-
Связь психофизиологических показателей с оценкой успеваемости подростков, обучающихся профессии электромонтера (срок обучения 2 года)
Оценка Показатели окпи (в бит) спи (в бит/с) Память (количество фигур) Внимание (в с) ПЗМР (в MC)
I я 8 8 8 8 8
отлично м 97,7 0,90 2,7 175.5 239,0
9,8 0,08 0,3 9,1 1,0
II я 20 20 20 20 20
хорошо М 108,9 0,95 3,4 172,6 252
—т 5,6 0,05 0.3 5,2 4,3
I—II и Р 1,0; <0,4 1,6; <0,2 1,7; <0,2 1,3; <0,3 10,0; <0 001
III я 24 24 24 24 24
удовлетвори- М 116,9 0,94 2.7 185,0 295
тельно =!-т 5,0 0,05 0,3 6.1 0,5
I—III Р 1,7; <0,2 0,4; <0,7 0 0,9; <0,4 17,0; <0,001
Обозначение: ПЗМР —простая зрительно-моторная реакция.
Таблица 3
Связь между оценкой работы и некоторыми показателями функционального состояния ВНД у лиц 1-й и 2-й профессиональных групп
Показатели состояния ВНД
Оценка работы Показа- 1-я группа 2-я группа
тели
окпи спи окпи спи
(в бит) (в бит/с) (в бит) (в бит/с)
п 18 18 28 28
Хорошо М 108,8 0,95 102,1 0,96
т 6,1 0,08 3,7 0,04
25,7 0,33 19,8 0,2
л 8 8 10 10
М 101,0 0,76 86,5 0,73
Удовлетворительно — т 13,6 0,10 10,8 0,09
38,5 0,32 34,3 0,9
Р 0,5; <0,5 1,7; <0,1 1,3; <0,2 2,3; <0,05
ми состояния высшей нервной деятельности (ВНД) у лиц 1-й и 2-й групп; с другой стороны, показатели состояния ВНД сопоставляли с производственной оценкой, даваемой старшим инженерно-техническим персоналом.
Установлено, что общее количество и скорость переработки информации (ОКПИ, СПИ) у подростков в возрасте 17—18 лет, обучавшихся профессии слесаря и имевших отличную и хорошую успеваемость, были достоверно выше, чем у их сверстников с посредственной успеваемостью. При сопоставлении уровня успеваемости с показателями объема памяти и внимания не выявлено закономерности. Аналогичная направленность изменений изучаемых показателей отмечалась у подростков того же возраста, овладевавших профессией электромонтера и имевших хорошую отличную успеваемость. Кроме того, у них определены лучшие показатели объема памяти (Р<С0,01). Представление об этом дает табл. 1.
У подростков 15—16 лет, осваивающих профессию электромонтера по двухгодичной программе, при сопоставлении уровня успеваемости с показателями скорости переработки информации, объема памяти и переключения внимания закономерных изменений не обнаружено. Но у лиц, имевших хорошую и отличную успеваемость, был достоверно короче латентный период простой зрительномоторной реакции (табл. 2).
В организме работников энергопредприятий независимо от характера их труда наблюдались изменения, свидетельствующие о напряжении различных систем. К концу рабочего дня в ряде случаев регистрировались повышение артериального давления и учащение пульса, а иногда, наоборот, снижение артериального давления и урежение пульса. У лиц 1-й группы выявлена взаимозависимость некоторых показателей состояния сердечнососудистой системы (пульс) и исходных показателей ВНД (внимание и скорость зрительномоторной реакции). Так, при лучших показателях ВНД до работы (более короткий латентный период зрительномоторной реакции, лучшее внимание) у них не было изменений в состоянии сердечно-сосудистой системы к концу рабочего дня; в то же время у лиц с худшими исходными показателями ВНД обнаруживались некоторые изменения сердечно-сосу-дистой системы (у одних пульс достоверно учащался, у других урежался; Р < 0,001). Следовательно, можно полагать, что при лучших показателях ВНД у лиц этой группы сдвиги в состоянии сердечно-сосудистой системы к концу рабочего дня будут меньшими.
Во 2-й группе работников подобной взаимозависимости не установлено.
Как уже указывалось, показатели ВНД обследованных сопоставлялись с оценкой работы. Выявлено, что скорость переработки и общее количество переработанной информации у лиц обеих групп, работавших хорошо, были выше, чем у лиц, работавших удовлетворительно (табл. 3).
Таким образом, у представителей некоторых профессий энергопредприятий и подростков, обучающихся профессиям слесаря и электромонтера для использования их на тех же предприятиях, при высокой скорости переработки информации, лучших показателях зрительномоторной реакции, объема памяти и внимания можно ожидать лучших показателей в учебной и производственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА. Гуревич К- М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.— Навакатикян А. О., Крыжа-новская В. В. Физиол. ж. СССР, 1970, № 10, с. 697.
Поступила 13/V1I 1973 год»
THE OCCUPATIONAL FITNESS OF YOUNG PEOPLE FOR TRAINING IN CERTAIN PROFESSIONS OF ELECTRIC POWER ENTERPRISES
F. 1. Grishko, A. N. Ratushnaua, /. N. Yakovleva
The authors observed adolescents, training in various professions, and adults, working as metalworkers, fitters and operators of control panels of certain electric power enterprises. A relationship was found to exist in between the functional state of certain systems of the body and the quality of the industrial training and activities of persons under observation.