Научная статья на тему 'Опыт применения драматерапии как формы реабилитационной работы в условиях стационарного учреждения социального обслуживания для лиц с нарушениями психического здоровья'

Опыт применения драматерапии как формы реабилитационной работы в условиях стационарного учреждения социального обслуживания для лиц с нарушениями психического здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ / DRAMATHERAPY / REHABILITATION FOR PERSONS WITH DISORDERED MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сивачева А.Е., Шахбазова Е.Ю., Волчкова Т.Ф., Мишин А.В.

Авторы статьи делятся опытом применения драматерапии для инвалидов с различными видами психических расстройств в условиях стационарного социального учреждения. Психологи разработали специальный тренинг, направленный на развитие коммуникации и коррекцию поведения. На начальном и заключительном этапах программы проводилось тестирование с оценкой эмоционального фона, активности, уровня психосоциальной адаптации, самооценки, мотивации и других факторов. Представлена информация о динамике описываемых качеств участников. Выявлены положительные тенденции, которые позволили сделать вывод о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE USE OF DRAMATHERAPY AS A FORM OF REHABILITATION IN A RESIDENTIAL SOCIAL FACILITY FOR PERSONS WITH DISORDERED MENTAL HEALTH

In the article the authors share the experience of the use of drama therapy for disabled people with various types of mental disorders in the conditions of residential social facility. Psychologists have developed a special training aimed at the development of communication and behavior correction. At the initial and final stage of the coaching, testing was conducted with an assessment of the еmotional background, activity, level of psychosocial adaptation, self-esteem, motivation and other factors. The information about the dynamics of of the described qualities of participants is given. Revealed the positive trends which have led to the conclusion about the necessity of further psycho-correction work.

Текст научной работы на тему «Опыт применения драматерапии как формы реабилитационной работы в условиях стационарного учреждения социального обслуживания для лиц с нарушениями психического здоровья»

Клиническая психология

УДК 616.89-02-082.8

ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Н.А. Шурлакова

Московский НИИ психиатрии -

филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

Аннотация. В статье рассматривается явление инвалидности как социально-психологическая проблема, включающая в себя множество аспектов. Приводятся описания наиболее распространенных моделей понимания инвалидности - медицинской и социальной.

Ключевые слова. Дискриминация, инвалидность, интеграция, медицинская модель, социальная модель.

DISABILITY AS A PSYCHOSOCIAL PROBLEM N.A. Shurlakova

Resume. The article considers the phenomenon of disability as a social and psychological problem, which includes many aspects. Two of the most common models of understanding disability are described (medical and social ones). Keywords. Disability, discrimination, integration, medical model, social model.

Инвалидность - это серьезная проблема, затронувшая все человечество. По данным Всемирной организации здравоохранения число людей с инвалидностью составляет около 15% населения планеты. В России по данным Федеральной службы государственной статистики, почти 13 миллионов инвалидов, что составляет около 9% всего населения страны [3].

-6

i b*

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [10].

Проблема инвалидности затрагивает не только конкретного человека с ограниченными возможностями здоровья, но и все общество. Она масштабна и включает в себя множество аспектов - медицинский, правовой, социальный, психологический, этический, моральны и так далее.

Несмотря на серьезные статистические данные, проблема инвалидности решается достаточно медленно. На сегодняшний день большая часть людей с инвалидностью в Российской Федерации «изолирована» от других людей. Остро стоят проблемы, связанные с инвалидностью, особенно такие как невостребованность инвалидов обществом здоровых людей, низкий уровень и качество жизни, трудности создания и сохранения семьи, невысокая общественная активность, ощущение собственной неполноценности и многие другие [2].

Для эффективного решения обозначенных проблем, необходимо глубокое понимание сути данного явления. Существует множество подходов к пониманию проблемы инвалидности. Наиболее распространенные из существующих моделей -медицинская и социальная. Медицинская модель характеризует инвалидность как недуг, заболевание, патологию. Она определяет методику работы с инвалидами, имеющую патерналистский характер и предполагающую лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать. Данная модель имеет свои плюсы, так как обеспечивает людей с инвалидностью необходимой комплексной поддержкой, но в то же время, медицинская модель ослабляет позицию инвалидов, снижает их социальную значимость, ставит в зависимое положение [3]. Можно говорить о том, что медицинская модель нашла отражение в закрытых учреждениях для людей с инвалидностью, которые по сути отгораживают их

от общества.

Медицинская модель определяет для инвалидов роль больного человека, то есть делает их объектами жалости. Взаимодействие людей, имеющих инвалидность, с социальными и медицинскими учреждениями чаще всего предполагает передачу ответственности ими за свое благополучие государству.

Люди с инвалидностью в данной модели наделяются такими характеристиками как беспомощность, неумение постоять за себя и принять собственное решение, отсутствие инициативы. Если человек резко отличается от данного «портрета», специалисты социальных и медицинских служб чаще всего считают его проблемным клиентом [7].

Таким образом, в медицинском подходе к инвалидности внимание акцентируется на зависимость и пассивность. Основная работа государства направлена в данной модели на медицинскую помощь людям, имеющим инвалидность [6].

Другая наиболее распространенная модель инвалидности - социальная. Согласно данной модели главной проблемой инвалидности является отношение общества к особым потребностям людей. Можно сказать, что в социальной модели человек с инвалидностью становится не просто «объектом» оказания помощи, а субъектом взаимодействия с социальными, медицинскими организациями и обществом в целом [5].

История становления социальной модели инвалидности началась в 1966 году, когда британский инвалид Пол Хантом опубликовал эссе под названием «Критическое условие», в котором автор описывал существующую ситуацию, при котором люди с какими-либо «дефектами» воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные», что было настоящим вызовом традиционным западным ценностям и порождало дискриминацию.

После публикации данной работы в 1976 году организация «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» выдвинула новое определение инвалидности, основанное на идеях Пола Ханта, а именно «Инвалидность - это препятствие или ограничение активности, вызванное совре-

менным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества» [11].

Само понятие «социальная модель инвалидности» появилось благодаря Майку Оливеру (ученому, имеющему инвалидность) в 1983 году, спустя семнадцать лет после публикации эссе Пола Ханта.

После этого идея социальной модели видоизменялась и дорабатывалась такими учеными как Вик Финкельштейн, Майк Оливер и Колин Барнс из Британии, а также Гербеном Ди Джонгом из США и другими учеными. Основное внимание в рамках данной модели принадлежит взаимосвязи между отдельным человеком и средой, его окружающей, в том числе и социумом. Главная идея социальной модели заключается в том, что проблема ограниченных возможностей есть ни что иное, как результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую [9].

Важно обратить внимание на то, что социальная модель инвалидности, конечно же, не отрицает медицинского аспекта - дефектов и физиологических отличий - однако, смещает акцент с болезни человека, на социальную дискриминацию, как наиболее значимую. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства, а соответственно понятие инвалидности имеет смысл относить к социальным, а не медицинским [8].

Выраженным своеобразием отличается восприятие обществом такой специфической категории инвалидов, как инвалиды по психическому заболеванию [1]. С одной стороны, в традиционном восприятии психические расстройства не похожи на болезнь: при них нет физических жалоб, зачастую сам пациент не считает себя больным [1,4].

Представители социума не компетентны в области проблем душевного здоровья и возможностей их разрешений. Другая сторона проблемы -стигматизация психически больных и системы психиатрической помощи [4], которые сложились в силу такого явления, как карательная психиатрия, господствовавшего в Советской России с 1917 года и до начала 90-х.

По мнению Е. Ярской-Смирновой, состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации. Данное высказывание приводит нас к мысли о том, что не только общественное восприятие инвалидности играет значимую роль, но также и переживание своей инвалидности самим

человеком, что гораздо больше укладывается в социальную модель инвалидности, нежели в медицинскую [9].

Таким образом, можно прийти к выводу: обществу необходим переход от медицинской модели понимания инвалидности к социальной. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в общественном устройстве, которое по сути и загоняет инвалидов в ситуацию изолированности [7]. Конечно же, интеграция людей, имеющих инвалидность, возможна лишь при фор-

мировании адекватного отношения общества к этой категории людей. Интеграция не может происходить без взаимного приспособления людей с инвалидностью и людей без инвалидности друг к другу, поэтому необходимо работать со множеством медицинских, правовых, социальных, психологических, этических, моральных аспектов, составляющих проблему инвалидности. Только масштабная, слаженная и систематически проводимая работа в данных направлениях, может принесет положительные результаты в решении проблемы инвалидности.

Литература

1. Александрова Н.В., Кадневский В.М., Дьяченко Е.Ю. Психологическое здоровье школьников: нужны системные решения. // Журнал "Народное образование", 2013, № 3, С. 242-247.

2. Асмаковец Е.С., Кожей С. Готовность студентов направления «Социальная работа» к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 10. № 2. 2017, С. 38-53.

3. Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы. // Специальное образование, 2008. № 10. - С. 22-24.

4. Интегративный подход к решению проблемы стигматизации в детской психиатрии / Н. В. Александрова [и др.] // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика : сб. материалов VI заочной междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2012. - С. 169-170.

5. Кильсенбаев Э.Р. Характеристика инвалидности как социальной проблемы // Инновационная наука. 2016. №12-3. -С.136-138.

6. Коростелева Н. А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам // Вестник ЧГПУ. 2012. №8. - С. 81-94.

7. Красуцкая О.В. Категории инвалидности и реабилитации в различных социологических концепциях // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. №3. - С. 132-141.

8. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф.Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования №2. 2006.- С.112-122.

9. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.

10. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ

11. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С.46-48., с.25

12. D. Gorajewska, Fakty i тйу о osobach z тереЗлоэргадапозсц, Warszawa, 2006, s. 129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.