Научная статья на тему 'Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам'

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11180
985
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ / ИНВАЛИДНОСТЬ / TOLERANCE / MEDICAL MODEL OF DISABILITY / SOCIAL MODEL OF DISABILITY / DISABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коростелева Н. А.

В статье обосновывается необходимость наличия у современного общества толерантного отношения к людям с физическими недостатками. Рассмотрены различные подходы к содержанию медицинской и социальной моделей инвалидности в мировом сообществе. Автором приводятся данные о практической реализации идей социальной модели инвалидности в системе образования. Акцентируется внимание на ряде психолого-педагогических проблем, сопровождающих реализацию прав инвалидов на высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Model of Disability As a Basis of Tolerant Attitude Forming To Physically Handicapped People

The article proves the need of a modern society for a tolerant attitude towards physically handicapped people. The different approaches to the content of medical and social models of disability in the world community are considered. The author shows the practical realization of the ideas of disability’s social model in the system of education.

Текст научной работы на тему «Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам»

УДК 37.013 ББК 60.5

Коростелева Наталья Александровна

соискатель

кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Korostelyeva Natalya Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of General and professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам Social Model of Disability As a Basis of Tolerant Attitude Forming To

Physically Handicapped People

В статье обосновывается необходимость наличия у современного общества толерантного отношения к людям с физическими недостатками. Рассмотрены различные подходы к содержанию медицинской и социальной моделей инвалидности в мировом сообществе. Автором приводятся данные о практической реализации идей социальной модели инвалидности в системе образования. Акцентируется внимание на ряде психолого-педагогических проблем, сопровождающих реализацию прав инвалидов на высшее образование.

The article proves the need of a modern society for a tolerant attitude towards physically handicapped people. The different approaches to the content of medical and social models of disability in the world community are considered. The author shows the practical realization of the ideas of disability’s social model in the system of education.

Ключевые слова: толерантность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности, инвалидность.

Key words: tolerance, medical model of disability, social model of disability, disability.

На сегодняшний день повышенный интерес к толерантности обусловлен потребностями новой социальной практики в мировом сообществе, которая как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирует различные по своему характеру проявления интолерантности. Учеными изучались разные аспекты феномена толерантности. Ряд работ посвящен психологопедагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Н.

А. Асташова, С. Л. Братченко, О. А. Грива, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, Т. С. Таюрская, В. Тишков и др.). Вместе с тем следует отметить, что до сих пор

нет единого, универсального, признанного всеми, определения толерантности, четких классификаций видов и уровней толерантности, а также их критериев, однозначного понимания механизмов формирования толерантных установок в сознании.

Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово «терпимость» ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения [7].

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

М.И. Иникеев рассматривает толерантность с одной стороны как способность переносить трудности, пониженную чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порог эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности, с другой стороны как терпимость к позиции оппонента. В работах А.Б. Орлова и А.З. Шапиро отмечается, что толерантность- это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [1, с.12-17.].

Д. А. Леонтьевым толерантность понимается как позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия сними [8, с. 8]. Это определение описывает толерантность и как свойство личности, и как

феномен общественного сознания. Г. У. Солдатова [13] трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Расширяя границы данного концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г.У.Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей [14, с.

4].

В рамках данной статьи толерантность рассматривается в пространстве индивидуально-психологических особенностей. Нам представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции, предложенной М.С.Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д. М.С Мац-ковский предлагает следующие виды толерантности: политическая, межнациональная, расовая, религиозная, гендерная, возрастная толерантность, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально-ориентационная, маргинальная толерантность. М.С.Мацковский подчеркивает, что каждому виду толерантности может противостоять соответствующая позиция интолерантности. Интолерантность - это проявление нетерпимости по отношению к людям на основании самых разнообразных признаков [9, с. 143].

Из вышеперечисленных сфер, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. В пер-

вую очередь это связано с тем, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием. Во- вторых, по оценкам ООН (2010), количество инвалидов от года к году неуклонно растет, в том числе увеличивается контингент детей - инвалидов.

В исследованиях Л.М. Шипицыной (2002) подтверждается тот факт, что инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях. Результаты многолетних исследований показывают, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризовалось как откровенно неблагоприятное: им часто приписывались такие черты, как зависть, недоверие к здоровым, недостаток инициативности, повышенное чувство жалости к самому себе. При социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах [5,12]. Невежество, предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностями и задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к

этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях, проблемах инвалидов [12, с. 23-24].

Среди основных причин неприятием общества нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Л.С. Выготский [2,с. 154] подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым - значит иметь возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь. Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью [12, с. 112].

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид - это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет его физических или умственных возможностей» [4].

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности:

1) медицинская модель инвалидности (традиционный подход);

2) социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности (традиционный подход, до сих пор представленный в общественном сознании) определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Справедливости ради нужно заметить, что при таком подходе инвалидам оказывается комплексная помощь (медико-социально-педагогический патронаж). Однако такая модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от нормального общества, усугубляет его неравный социальный статус [6, с. 23]. Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое выражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества.

Таким образом, акцент в медицинском подходе к инвалидности делается на зависимость, а сам подход - на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении [3].

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности — это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных

обществом. Это значительный сдвиг. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья [6]. Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе - «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и боль-ные»[15, с 122]. Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS - Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность - это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества [16, с.25]. Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение

как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен Ди Джонг (Gerben DeJong), а также другими учеными. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую [12]. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» [17, с.93].

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие [11].

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный Вестник ЧГПУ 82012 88

контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е.Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность [17].

Гуманизация высшей школы выразилась и в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Признание уникальности и самоценности личности привело к необходимости разработки новых педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиска педагогических путей развития личности с ограниченными физическими возможностями. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности [10].

Таким образом, медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход от медицинской модели инвалидности к социальной обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не

рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Политико-правовая модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов как социально уязвимой группы. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Таким образом, на наш взгляд, важным шагом и предпосылкой на пути толерантности общества по отношению к инвалидам является принятие социальной модели инвалидности во всем мировом сообществе, которая направлена на создание безбарьерной среды в общении, обучении и профессиональной подготовке инвалидов. В целом представители нового поколения, могут и должны относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями по-другому, должны отказаться от собственных стереотипов по отношению к инвалидам. Социальная модель инвалидности, на наш взгляд, может в полной мере способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

Библиографический список

1. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л.Бардиер // АвтоВестник ЧГПУ82012 90

реферат дисс.. .доктора псих.наук. - Спб., 2007.

2. Выготский Л.С.Собрание сочинений:В6т. /Гл.ред.А.В.Запорожец.-М.:Педагогика,1983.-Т.5.Основы дефектологии. - 367с.

3. Высшее образование:проблема доступностив регионе /Под общ. Ред.

В.Н.Козлова, Е.А.Мартыновой; Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2000. С.14-15.

4. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -Электрон, журн,-РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhi7ni.ru

5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности //Социол.исслед. 1988.№4.С.79-83.

6. Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// специальное образование. 2008. № 10. С.22-24.

7. Кавун Л.В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа.- Вестник ТГПУ. 2010.выпуск

12(102)С. 160-166.

8. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия толерантность // Вопр. пси-хол. 2009. № 5. С. 3-16.

9. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. С. 143

10. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. - Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002.

11. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф.Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования №2. 2006.- С.112-122.

12. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.

13. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души //Век толерантности. № 6. и^: http://www.tolerance.ru

14. Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив. // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. / Под редакцией Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. с.4.

15. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер.с англ.// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115-126.

16. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С.46-48.

17. Ярская-СмирноваЕ.Р., П.В.Романов. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1(34). - С. 89-99.

Bibliography

1. Bardier, G.L. Social Psychology of Tolerance / G.L.Bardier // Synopsis of Diss. ... Doctor of Psychology. - St. Petersburg, 2007.

2. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities. UNO, on December 9th, 1975 [Electronic Resource] // Electronic Journal, Spring Life. - Access Mode.: www.rodnikzhizni .ru

3. Dobrovolskaya, T.A., Shabalina, N.B., Demidov, N.A. Social Problems of Disability // Social Research. -1988. - № 4. - P.79-83.

4. Hall, J., T. Tinklin, T. Disabled Students and Higher Education / Trans. from Eng. / / Journal of Social Policy Studies. - V.2. - Number 1. - 2004. - P.115-126.

5. Higher Education: The Problem of Accessibility in the Regions / Ed. by V.N.Kozlova, E.A.Martynova. - Chelyabinsk: Chelyab. St. Un-ty, 2000. - P.14-15.

6. Kavun, L.V. Tolerance in the Structure of Higher School Students’ Personality Traits: Results of Factor Analysis. - Herald of TSPU. - 2010. - V. 12 (102) - P. 160-166.

7. Kholostova, E., Dementieva, N. Social Rehabilitation. - M.: "Dashkov K" Publishing House, 2002. - P.46-48.

8. Leontiev, D.A. To Operationalization of the Tolerance Concept // Issues of Psychology. - 2009. - № 5. - P. 3-16.

9. Martynova, E.A The Social and Pedagogical Basis for Development and Functioning of Higher Education Accessibility For Physically Handicapped People. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2002.

10. Martynova, E.A, Romanenkova, D.F. Model of Education Center for Disabled People in Chelyabinsk State University on the Basis of Integrated Learning System // Problems of Education. - № 2. - 2006. - P.112-122.

11. Matskovsky, M.S. Tolerance As the Object of Sociological Study // Intercultural Dialogue: Research and Practice // Ed. by G.U.Soldatova, T.Yu. Prokofeva, T.A.Lyutaya. - Moscow: Media Center of Moscow State University, 2004. - P. 143.

12. Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. Disability Policy: Social Citizenship of Disabled People in Modern Russia. - Saratov: Publishing House "Science Book", 2006. - 260 p.

13. Soldatova, G.U. Practical Psychology of Tolerance, Or How To Make the Strings Sound the Best of the Human Soul // The Age of Tolerance. - № 6. - Access Mode: http://www.tolerance.ru

14. Soldatova, G.U. Tolerance: Psychological Stability and Moral Imperative // Workshop on Psychological Diagnostics and Research of Tolerance / Edited by G.U. Soldatova, L.A. Shaygerova. - Moscow: Moscow State University. University, 2003. - P.4.

15. Vygotsky, L.S. Selected Works: In 6 Vol. / Chief Ed. A.V. Zaporozhets. - M.: Pedagogy, 1983. - V.5: Bases of Defectology. - 367 p.

16. Yarskaya-Smirnova, E.R., Romanov, P.V. Access to Higher Education For the Disabled People // University Administration. - 2005. - № 1 (34). - P. 89-99.

17. Zakh, G.G. Historical and Genetic Analysis of Disability As a Social Problems // Special Education. - 2008. - № 10. - P.22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.