Научная статья на тему 'Опыт преподавания управленческих дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях г. Красноярска'

Опыт преподавания управленческих дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / НАУКА / МАРКЕТИНГ / ШКОЛА / ВУЗ / MANAGEMENT / SCIENCE / MARKETING / SCHOOL / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Н.В.

Актуальность преподавания в школах элективных курсов по различным управленческим дисциплинам определяется требованием рыночной экономики к российским предприятиям и организациям. В статье показан опыт совместной работы преподавателей СибГУ им. М. Ф. Решетнева со средними общеобразовательными учреждениями г. Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN TEACHING MANAGEMENT SUBJECTS AT SECONDARY SCHOOLS OF KRASNOYARSK

The relevance of teaching elective courses in various management disciplines is defined by the requirement of market economy to the Russian companies and organizations. The article shows the experience of joint work of teachers at M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology with secondary educational institutions of Krasnoyarsk.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания управленческих дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях г. Красноярска»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 339.13

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г. КРАСНОЯРСКА

Н. В. Федорова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nvfed@mail.ru

Актуальность преподавания в школах элективных курсов по различным управленческим дисциплинам определяется требованием рыночной экономики к российским предприятиям и организациям. В статье показан опыт совместной работы преподавателей СибГУ им. М. Ф. Решетнева со средними общеобразовательными учреждениями г. Красноярска.

Ключевые слова: управление, наука, маркетинг, школа, вуз.

EXPERIENCE IN TEACHING MANAGEMENT SUBJECTS AT SECONDARY SCHOOLS OF KRASNOYARSK

N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: nvfed@mail.ru

The relevance of teaching elective courses in various management disciplines is defined by the requirement of market economy to the Russian companies and organizations. The article shows the experience of joint work of teachers at M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology with secondary educational institutions of Krasnoyarsk.

Keywords: management, science, marketing, school, University.

Процессы глобализации и интеграции, происходящие на современном этапе социально-экономического развития России, перемены в российском обществе, ситуация, складывающаяся на рынке труда, неизбежно порождают новые требования к качеству профессионального образования выпускников высших учебных заведений, делая вопросы образования и проблемы, связанные с ним, все более актуальными для российского общества [1].

Современное управленческое образование необходимо начинать еще со школьной скамьи. Задачей современной школы наравне с вузами дать учащемуся возможность понять, получить знания о сущности рыночной экономики, ее основных тенденциях и направлениях развития.

В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг является сегодня философией бизнеса. Он заставляет предприятие производить, а сферу торговли продавать то, что хочет потребитель. Маркетинг помогает более эффективно достигать своих целей государственным учреждениям и общественным организациям. Также маркетинг позволяет каждому из отдельных людей найти свое место в обществе и быть полезным другим.

Школьный элективный курс по маркетингу призван дать начальные понятия о маркетинге, как важной сфере современного бизнеса [2]. Практическая направленность курса позволяет сделать его востре-

бованным в профильной старшей школе, так как он способствует созданию условий по самоопределению обучающихся с профилем будущего обучения и позволяет полнее учесть их интересы и профессиональные намерения. Одним из основных условий преподавания курса в старшей школе является сочетание теоретической подготовки с решением практических задач, выполнением индивидуальных и групповых проектов.

Целью курса является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.

К основным задачам курса следует отнести: ознакомление старшеклассников с основами маркетинга; развитие предпринимательской инициативы молодежи; изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга; формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности; профессиональная ориентация в сфере экономики и маркетинговой деятельности.

В результате изучения курса учащиеся должны знать основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы; представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику

Решетневскуе чтения. 2017

рекламы, технику личной продажи; уметь идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка; понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций; уметь составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить фокус-группы и опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью; знать основные методы анализа данных; уметь применять основные модели стратегического маркетинга и пр.

Таким образом, концепцией программы является изложение теоретических положений в тесной привязке к российской практике, закрепление знаний и умений путем использования активных методов обучения, ориентация на выполнение учащимися комплексных практических работ по формированию стратегии и тактики маркетинга конкретного предприятия.

Преподавателями кафедры менеджмента СибГУ им. М. Ф. Решетнева в течение последних трех лет ведется тесная совместная работа со средними общеобразовательными учреждениями (школами, гимназиями г. Красноярска) в части совместной базовой управленческой подготовки школьников. Это направление является приоритетным наряду с такими важными векторами, которые необходимо развивать университетам в сотрудничестве с ведущими компаниями и исследовательскими организациями - это активизация научного творчества молодежи [3].

Преподаватели кафедры, наравне с педагогическими коллективами отмечают положительные результаты начальной управленческой подготовки в школе. Обучение строится на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности знаний, научности, доступности, связи теории с практикой. Преподавателями вуза используются в работе различные методы обучения. Это и исследовательский метод, поисковый метод, проблемный и проектный методы и др.

Преподаватели в своей работе со школьниками применяют помимо традиционных методов обучения и активные (дискуссии, деловые игры, практикумы, круглые столы, групповые проекты и исследования).

Особое внимание уделяется самостоятельной работе школьников, которые ориентированы на индивидуальные проекты и исследования. Все это поможет в дальнейшем уже будущим студентам найти свое призвание, определиться с будущей профессией.

К основным результатам работы преподавателей кафедры со школьниками можно отнести их участие и победы на различных предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, проводимых на различных уровнях от городского до международного. И несомненно, совместная работа способствует профессиональной ориентации школьника в будущем, для вуза такая работа дает дополнительные ориентиры для формирования образовательной траектории при подготовке специалистов высокого уровня.

Библиографические ссылки

1. Беляева О. В. Роль довузовской подготовки в повышении качества профессионального образования II Решетневские чтения : материалы XVIII Меж-дунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск). В З ч. Ч. З. Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития : материалы Науч.-практ. конф., проводимой в рамках XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева I под общ. ред. Ю. В. Ерыгина ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. C. 127-131.

2. Программа элективного курса «Основы маркетинга» [Электронный ресурс]. URL: https:IIinfourok.ruI programma-elektivnogo-kursa-osnovi-marketinga-726798. html (дата обращения: 07.08.2017).

3. Мисинева И. А. Факторы, определяющие развитие современного высшего профессионального образования II Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетне-ва (12-14 нояб. 2013, г. Красноярск) : в 2 ч. I под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013. Ч. 2. С. 498-499.

References

1. Belyaeva O. V. Rol dovuzovskoy podgotovki v povyishenii kachestva professionalnogo obrazovaniya II Reshetnevskie chteniya : materialyi XVIII Mezhdunar. nauch. konf., posvyasch. 90-letiyu so dnya rozhdeniya gener. konstruktora raket.-kosmich. sistem akad. M. F. Reshetneva (11-14 noyab. 2014, g. Krasnoyarsk). V 3 ch. Ch. 3. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v professionalnom obrazovanii: problemyi i puti razvitiya : materialyi Nauch.-prakt. konf., provodimoy v ramkah XVIII Mezhdunar. nauch. konf., posvyasch. 90-letiyu so dnya rozhdeniya gener. konstruktora raket.- kosmich. sistem akad. M. F. Reshetneva I pod obsch. red. Yu. V. Eryigina ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2014. Р. 127-131.

2. Programma elektivnogo kursa «OSNOVYi MAR-KETINGA» [Elektronnyiy resurs]. Available at: https:IIinfourok.ruIprogramma-elektivnogo-kursa-osnovi-marketinga-726798.html (accessed: 07.08.2017).

3. Misineva I. A. Faktoryi, opredelyayuschie razvitie sovremennogo vyisshego professionalnogo obrazovaniya II Reshetnevskie chteniya : materialyi XVII Mezhdunar. nauch. konf., posvyasch. pamyati gener. kon- struktora raket.-kosmich. sistem akad. M. F. Reshetneva (12-14 noyab. 2013 g., Krasnoyarsk) : v2 ch. I pod obsch. red. Yu. Yu. Loginova ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2013. Ch. 2. Р. 498-499.

© Федорова Н. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.