ГЛАВНАЯ ТЕМА
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Чемезов Сергей Всеволодович — доктор медицинских
наук, декан педиатрического факультета
ГОУ ВПО «Оренбургская государственная
медицинская академия»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6
Телефон: (3532) 40-35-67
E-mail: prof_chemezov@mail.ru
С.В. Чемезов1, А.А. Третьяков2, В.И. Ким1, С.Н. Лященко1, И.Н. Фатеев1
Опыт преподавания клинической анатомии на факультете последипломного образования в медицинском вузе
S.V. Chemezov1, A.A. Tretiakov2, V.I. Kim1, S.N. Lyaschenko1, I.N. Fateyev1
Clinical anatomy teaching at post graduation department of a medical University
Data obtained at operative surgery and clinical anatomy department of Orenburg State medical academy testify to the fact that specific character of the subject, clinical trend of research work, highly qualified staff members, ensuring of necessary equipment and organization and methodical part, remote education development empower such departments to play an important role in perfecting the system of post graduation training of physicians.
Key words
• Clinical anatomy
• Postgraduate education
1 Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С. Михайлова ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
2 Кафедра хирургии факультета последипломного образования ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
1 S.S. Mikhailov operative surgery and clinical anatomy department of Orenburg State Medical Academy
2 Post graduation education surgical department of Orenburg State Medical Academy
Опыт кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии Оренбургской государственной медицинской академии свидетельствует о том, что специфика предмета, клиническая направленность научных исследований, наличие высококвалифицированных научно-педагогических кадров, необходимого оборудования, организационного и методического обеспечения, развитие дистанционного образования позволяют кафедрам подобного профиля играть важную роль в совершенствовании системы последипломной подготовки врачей.
Ключевые слова
• Клиническая анатомия
• Последипломное образование
Возрастание роли высококвалифицированного хирурга в современной системе здравоохранения, повышение требований к его профессиональным качествам, интенсивное развитие новых направлений оперативной техники требуют максимальной мобилизации образовательных ресурсов медицинских вузов в системе последипломной профессиональной подготовки врачей разных специальностей. Высокая динамичность развития здравоохранения в целом обусловливает необходимость непрерывности последипломного образования, осуществления в полной мере декларируемого Всемирной федерацией медицинского образования перехода от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».
Значительными возможностями в этом направлении обладают кафедры оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии медицинских вузов. Оренбургская государственная медицинская академия имеет многолетний опыт преподавания разделов клинической анатомии и оперативной хирургии на факультете последипломного образования (ФПДО), на циклах занятий с врачами-интернами и клиническими ординаторами, врачами-хирургами, травматологами, урологами, детскими хирургами, эндоскопистами, офтальмологами, оториноларингологами, анестезиологами-реаниматологами, акушерами-гинекологами, детскими кардиологами, врачами скорой помощи.
Цели и задачи преподавания клинической анатомии на ФПДО
Целями преподавания клинической анатомии и оперативной хирургии на ФПДО являются: совершенствование анатомо-кли-нических знаний врачей, анатомо-хирурги-ческое обоснование изучаемых оперативных вмешательств, расширение представлений о современных возможностях визуальных методов исследования (компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвукового
сканирования, эндоскопии) в пределах соответствующих медицинских специальностей. При этом расширяются представления и знания по клинической анатомии областей тела и отдельных органов, на этой основе дается топографо-анатомическое обоснование новых оперативных вмешательств, изучаются основы новых оперативных технологий, вырабатывается умение интерпретации знаний по клинической анатомии в ходе практической деятельности.
Учебная работа кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии проводится в тесном взаимодействии с кафедрами хирургии, травматологии, анестезиологии и реаниматологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, глазных болезней, оториноларингологии.
Кадры, материально техническое, интеллектуальное обеспечение
Кафедра обеспечена квалифицированным составом преподавателей, среди которых 4 доктора и 4 кандидата медицинских наук. Весь преподавательский состав имеет значительный опыт чтения лекций, проведения практических занятий по клинической анатомии и оперативной хирургии как на додипломном, так и на последипломном этапах обучения в медицинском вузе. Часть преподавателей имеют стаж практической работы в хирургии и травматологии.
Кафедра располагает специализированными учебными аудиториями: лекционной, демонстрационной, учебной операционной для занятий на секционном материале, экспериментальным операционным блоком, микрохирургической учебной операционной. В наличии все необходимое оборудование и аппаратура, включая 4 напольных и 4 настольных операционных микроскопа, специализированные наборы микрохирургических инструментов. Это позволяет оборудовать индивидуальное рабочее место для каждого обучающегося.
Существенной основой преподавания на последипломном этапе являются результаты собственной научно-исследовательской ра-
С.В. Чемезов, А.А. Третьяков, В.И. Ким, С.Н. Лященко, И.Н. Фатеев
Опыт преподавания клинической анатомии на факультете последипломного образования в медицинском вузе
боты коллектива кафедры. Широкое научное сотрудничество с клиническими кафедрами, выполнение диссертационных исследований практическими врачами позволило создать большой массив научных данных по вопросам клинической анатомии, экспериментальной хирургии, участвовать в разработке новых оперативных и диагностических технологий, проводить их клиническую апробацию. На кафедре выполнено 17 докторских и 74 кандидатских диссертаций по специальностям: анатомия человека, хирургия, офтальмология, оториноларингология, урология, акушерство и гинекология, анестезиология. По результатам этих исследований получено 55 патентов на изобретения и полезные модели.
В государственный реестр включены 3 новые медицинские технологии, содержащие 14 новых микрохирургических операций на органах желудочно-кишечного тракта.
Полученные научные результаты широко используются педагогическим коллективом кафедры в преподавании на факультете последипломного образования.
Формы и содержание преподавания клинической анатомии
Перечисленные задачи профессиональной последипломной переподготовки и повышения квалификации специалистов на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии реализуются в соответствии с образовательными стандартами послевузовской профессиональной подготовки в виде субциклов в составе базовых циклов тематического, общего, сертификационного, аттестационного усовершенствования, профессиональной переподготовки. Обучение клинических ординаторов, врачей-интернов всех хирургических специальностей проводится циклами занятий по клинической анатомии и оперативной хирургии, различными по продолжительности и содержанию в зависимости от конкретной специальности обучающихся по направлениям, определенным
федеральными образовательными стандартами с учетом регионального компонента учебного плана. Интегрирование преподавания определено протоколами согласования с клиническими кафедрами.
Основными формами преподавания клинической анатомии на этапе последипломной подготовки специалистов являются лекции и практические занятия. При этом объем лекционного преподавания составляет до 30% от общей продолжительности субцикла.
Темы лекций включают общие, теоретические вопросы медицины, важнейшие аспекты клинической анатомии, узловые и наиболее сложные проблемы частной клинической анатомии. Лекционный курс знакомит с современными научными достижениями в этой области.
Концептуальное содержание всего лекционного курса заключается в раскрытии анато-мо-хирургического обоснования оперативных вмешательств, хирургической тактики, инструментальных манипуляций и диагностических методик. Лекции по клинической анатомии делятся на проблемные и обзорные. В их основе лежат теоретические, оперативно-технические и тактические проблемы, а также конкретная информация из соответствующих разделов хирургических и других специальностей.
Практические занятия представляют собой основную форму преподавания и изучения частных разделов клинической анатомии и оперативной хирургии. Содержательной стороной практических занятий являются теоретический разбор изучаемого материала, практическое освоение на секционном материале вопросов клинической анатомии областей и органов человека, семинары, консультации преподавателя.
Значительную роль играет самостоятельная работа слушателей ФПДО.
Основными видами контроля знаний обучаемых является тестовый контроль.
Типовыми субциклами на кафедре являются: «Клиническая анатомия грудной и брюшной полостей», «Клиническая анатомия брюшной полости и малого таза», «Клиническая анатомия печени и внепеченочных желч-
ных путей», «Клиническая анатомия желудка и двенадцатиперстной кишки», «Клиническая анатомия грудной и брюшной полостей, полых органов в свете эндоскопических вмешательств», «Топографо-анатомические основы реаниматологических и анестезиологических манипуляций», «Топографо-анатомические основы экстренных манипуляций», циклы для клинических ординаторов хирургического и акушерско-гинекологического профилей и некоторые другие.
Лекционный курс субциклов у слушателей ФПДО, интернов и ординаторов хирургического профиля включает:
• анатомические ошибки в хирургии и их предупреждение;
• обзорную топографию груди и живота;
• клиническую анатомию печени, внепече-ночных желчных путей, легких, сердца;
• основы эндоскопической анатомии грудной и брюшной полостей;
• анатомические основы методов прижизненной визуализации;
• анатомическое обоснование оперативных вмешательств;
• новые достижения и перспективы развития оперативной хирургии.
Практические занятия посвящены конкретным вопросам топографии грудной и брюшной полостей, анатомии и топографии внутренних органов, изучению элементов микрохирургических вмешательств на полых и трубчатых органах, периферических сосудах.
На циклах обучения специалистов анестезиологов-реаниматологов на ФПДО, клинических интернов и ординаторов предусмотрено изучение вопросов клинической анатомии головного и спинного мозга, сердца, органов дыхания, проекционной анатомии кровеносных сосудов, топографоанатомическое обоснование экстренных, реаниматологических и анестезиологических вмешательств. На практических занятиях изучается проекционная анатомия основных периферических кровеносных сосудов и нервов, топография грудной полости, проекционная анатомия органов сре-
достения, осваиваются элементы оперативных манипуляций.
Циклы обучения слушателей ФПДО, клинических интернов и ординаторов акушерс-ко-гинекологического профиля, помимо лекционного материала по вопросам топографии нижнего этажа брюшной полости, малого таза, промежности и клинической анатомии органов таза, предусматривают практические занятия с освоением на секционном материале и на животных в эксперименте техники некоторых оперативных вмешательств.
На кафедре также проводятся лекционные циклы для педиатров по вопросам клинической анатомии сердца. Создана методическая основа и начинается внедрение в учебный процесс месячного цикла занятий «Основы микрохирургической техники операций на сосудах и полых органах».
Перспективы совершенствования педагогического процесса
Резервы повышения эффективности обучения слушателей на ФПДО, как представляется нам, в первую очередь заключаются в увеличении доступности и объема внеаудиторной самостоятельной работы обучаемых. Этот вид учебной деятельности выходит за рамки циклового обучения на ФПДО и направлен на то, чтобы стать обычной повседневной практикой врача.
В значительной степени данное направление может быть реализовано путем развития системы дистанционного обучения, повышения доступности Интернет-ресурсов для врачей, создания сквозных модульных образовательных компьютерных программ на основе интеграции учебного материала разных кафедр ФПДО по конкретным учебным циклам. Использование этого образовательного направления позволяет нивелировать разность исходного уровня профессиональных знаний, целей, подходов, временных и пространственных возможностей обучающегося контингента.