Научная статья на тему 'Опыт правового регулирования экологического предпринимательства в европейских странах'

Опыт правового регулирования экологического предпринимательства в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / экологическое предпринимательство / субъекты / экологический кризис / экологическое предпринимательство в странах Европы / экологическое предпринимательство в Итальянской Республике / экологическое предпринимательство в Республике Польша / экологическое предпринимательство в Украине / экологическое предпринимательство в Федеративной Республике Германия / экологическое предпринимательство в Чешкой Республике. / entrepreneurship / environmental entrepreneurship / environmental entrepreneurship in Europe / environmental entrepreneurship in the Italian Republic / environmental entrepreneurship in the Republic of Poland / environmental entrepreneurship in Ukraine / environmental entrepreneurship in the Federal Republic of Germany / environmental entrepreneurship in the Czech Republic

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Элларян Артур Сашикович

Предметом научного исследования являются теоретико-правовые основы регулирования экологического предпринимательства в Итальянской Республике, Республике Польша, Украине, Федеративной Республике Германия, Чешкой Республике. Цели/задачи. Целью и задачами исследования являются изучение теоретико-правовых основ экологического предпринимательства в доктрине стран Европы, изучение текущего состояния в сфере правового регулирования экологического предпринимательства в Итальянской Республике, Республике Польша, Украине, Федеративной Республике Германия, Чешкой Республике. Методология. В статье использованы общенаучные методы исследования: методы эмпирического познания (описание, интерпретация), теоретические методы исследования (формальной и диалектической логики, системный метод), а также анализ, синтез, метод индукции и дедукции. Вывод. Внедрение экологического предпринимательства как эффективного инструмента преодоления возникшего кризиса в сфере охраны окружающей среды, является обоснованным и обеспечит выполнение статьи 42 Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of legal regulation of environmental entrepreneurship in European countries

The subject of the research is the theoretical and legal foundations of environmental business regulation in the Italian Republic, the Republic of Poland, Ukraine, the Federal Republic of Germany, and the Czech Republic. Goals/objectives. The goal and objectives of the research is to study the theoretic and legal basis of environmental entrepreneurship in doctrine of European countries, to study the current state of the legal regulation of environmental entrepreneurship in the Italian Republic, the Republic of Poland, Ukraine, the Federal Republic of Germany, and the Czech Republic. Methodology. The article uses general scientific research methods: empirical cognition methods (description, interpretation), theoretical research methods (formal and dialectical logic, systemic method), as well as analysis, synthesis, induction and deduction. Output. Introduction of environmental entrepreneurship as an effective tool to overcome the crisis in the field of environmental protection is justified and will ensure implementation of Article 42 of the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Опыт правового регулирования экологического предпринимательства в европейских странах»

Опыт правового регулирования экологического предпринимательства в европейских странах

Элларян Артур Сашикович,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: tlon9@rambler.ru

Предмет/тема. Предметом научного исследования являются теоретико-правовые основы регулирования экологического предпринимательства в Итальянской Республике, Республике Польша, Украине, Федеративной Республике Германия, Чешкой Республике. Цели/задачи. Целью и задачами исследования являются изучение теоретико-правовых основ экологического предпринимательства в доктрине стран Европы, изучение текущего состояния в сфере правового регулирования экологического предпринимательства в Итальянской Республике, Республике Польша, Украине, Федеративной Республике Германия, Чешкой Республике. Методология. В статье использованы общенаучные методы исследования: методы эмпирического познания (описание, интерпретация), теоретические методы исследования (формальной и диалектической логики, системный метод), а также анализ, синтез, метод индукции и дедукции. Вывод. Внедрение экологического предпринимательства как эффективного инструмента преодоления возникшего кризиса в сфере охраны окружающей среды, является обоснованным и обеспечит выполнение статьи 42 Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: предпринимательство, экологическое предпринимательство, субъекты, экологический кризис, экологическое предпринимательство в странах Европы, экологическое предпринимательство в Итальянской Республике, экологическое предпринимательство в Республике Польша, экологическое предпринимательство в Украине, экологическое предпринимательство в Федеративной Республике Германия, экологическое предпринимательство в Чешкой Республике.

Как уже упоминалось в ранее опубликованных статьях внедрение экологического предпринимательства как эффективного инструмента преодоления возникшего кризиса в сфере охраны окружающей среды, является необходимым и обеспечит выполнение статьи 42 Конституции Российской Федерации. Рассматриваемая тема становится все актуальнее, в частности с учетом недавно произошедших событий в городе Норильск и на территориях Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, которые уже называют никак не иначе как экологической катастрофой [1, 2], в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3] Постановлением правительства Красноярского края от 31 мая 2020 года № 400-п «О введении режима чрезвычайной ситуации на территориях города Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» [4], на указанных территориях введен режим чрезвычайной ситуации. Приведенные обстоятельства подтверждают сложившийся кризис в сфере экологических правоотношений, выход из которого возможен путем развития и внедрения экологического предпринимательства в Российской Федерации, и в рамках реализации указанной цели считаем необходимым изучить опыт регулирования экологического предпринимательства в странах Европы.

Приступая к рассмотрению опыта регулирования экологического предпринимательства в странах Европы, обратим внимание на то, что в странах Европейского союза, большое влияние на развитие экологического предпринимательства оказала политика Европейского союза в сфере экологических стандартов и охраны окружающей среды. Ппринятие Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды [5] ввело такие инструменты, в том числе и виды экологической предпринимательской деятельности как экологический аудит, экологическую сертификацию продукции и экологический менеджмент. В частности, экологическая политика Европейского союза характеризуется выделением специальных принципов среди которых можно выделить такие важные принципы как расширенная ответственность производителя, устойчивого развития, интеграции экологических вопросов и другие. Важным моментом является развитый информационный инструментарий в Европейском союзе в сфере окружающей среды, что содействует формированию экологического сознания во всех сферах жизнедея-

5 -о

сз

<

тельности, в том числе и предпочтение более экологичных товаров.

Рассматривая опыт стран Западной Европы, нельзя не отметить успех Федеративной Республики Германия, на которую приходилось 43% экологических патентов. Переработку отходов, традиционно относят к экологическому предпринимательству, именно опыт в этой сфере мы и рассмотрим далее. По мнению ученных, именно Федеративная Республика Германия, является одной из первых, решивших проблему переработки отходов на государственном уровне, внедрив параллельно с действующей системой переработки отходов новую, так называемую дуальную систему переработки отходов, в рамках которой подтверждая свое ответственное отношение к окружающей среде, компании присоединялись к указанной дуальной системе, и маркировали свои товары специальным знаком, в дальнейшем средства полученные от указанного маркирования направлялись на переработку использованной упаковки, более того, участники дуальной системы сами заключали договоры со специализированными компаниями осуществляющими сбор и переработку отходов [6]. Эффективность приведенной дуальной системы подтверждается её распространением и на другие страны, которых в данный момент уже более девятнадцати.

Базисом развития экологического предпринимательства в большинстве стран Европы является развитие экологического сознания, в частности экологического правосознания, развитие в людях проэкологической модели поведения, тем самым развивая взамен карательных мер систему экологических ценностей. Именно указанным путем регулирования экологического предпринимательства и пошла Республика Польша, предлагая, среди прочих мер, внедрение в отношения коммуны и муниципальных властей осуществления предпринимательского контроля и управления окружающей средой, а также осуществления и организации мероприятий в сфере экологического менеджмента по отношению к предпринимателям муниципальными властями [7, Р. 271-279].

Переходя к изучению опыта правового регулирования экологического предпринимательства в Украине, отметим что Украина выбрала иной путь развития чем указанные ранее страны, разработав и закрепив на законодательном уровне конкретные механизмы регулирования и меры экономического воздействия, так, в статье 40 Закона Украины «Об отходах» [8] которой предусмотрены дотации, информационная поддержка, кредитование на особых условиях, льготы в том числе налоговые.

Считаем необходимым отметить, что в Украине, как в ранее приведенных странах нами не обнаружено легальное закрепление понятия экологиче-— ского предпринимательства, однако в национальна ной правовой доктрине Украины, указанная тема

является актуальной. ° Возвращаясь к законодательному регули-ав рованию экологического предпринимательства

в Украине, нельзя не отметить отличившийся рядом новаторских предложений Закон Украины № 2740^Ш от 06.06.2019 «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции» [9], в частности указанным законом регулируются и предлагаются методы выращивания растений, требования к продуктам маркируемым в качестве органических, а также ответственность за нарушение указанных требований, вплоть до отзыва указанной продукции, внедрен ряд государственных реестров, в частности производителей и органов осуществляющих сертификацию.

На данный момент в Украине все большее развитие получают так называемые экологические услуги, которые выступают в качестве стимулятора развития экологического предпринимательства и направлены на устранение причиненного экологического вреда и восстановление состояния окружающей среды.

Все приведенные выше меры, гармонично функционируют и создают систему в основе которой стоит Закон Украины «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2030 года» [10], в котором среди прочего определены стратегические цели экологической политики.

К основным средствам стимулирования экологического предпринимательства можно отнести обновление промышленного комплекса, эффективное нормативно-правовое регулирование, формирование информационной базы, налоговое стимулирование, регулирование в сфере ценообразования и финансирования [11, С. 9].

Одним из важным моментов безусловно остается вопрос финансирования, в указанной сфере можно отметить позитивный опыт Украины, где в разные годы базисом финансирования являлись средства предприятий [12]. Позитивное влияние также оказывает сотрудничество с Европейским союзом и участие в ряде программ по поддержке в сфере окружающей среды, в частности программа по внедрению экологического аудита, управления отходами, а также введение для производителей расширенной ответственности, которая функционирует в большинстве стран Европейского союза.

Резюмируя опыт правового регулирования экологического предпринимательства в Украине, можно сделать вывод о позитивном опыте в сфере законодательного регулирования многих видов экологического предпринимательства, внедрение на законодательном уровне новаторских положений нацеленных на обеспечение эффективного функционирования и развития экологического предпринимательства в системе национальной экономики.

На наш взгляд рассматривая опыт регулирования экологического предпринимательства в странах Европы, необходимо уделить внимание опыту Чешской Республики, отличающейся оригинальным подходом, основанном на развитии экологи-

ческого образования, которое доступно во всех регионах Чешской Республики и базируется на обширной сети неправительственных центров.

В сфере экологического предпринимательства, ориентиром развития Чешкой Республики являются цели Европейского союза, в том числе в сфере расширенной ответственности производителей, а также в сфере утилизации и переработки отходов. Следует отметить, что Чешская Республика является новатором, первой внедрившей в сфере защиты ландшафтов систему обеспечивающую экологическую устойчивость, а также обеспечила специальным экологическим менеджментом часть сельскохозяйственных земель. При этом Чешская Республика остается страной с одной из самых низких налоговых нагрузок в сфере окружающей среды.

В Резолюции № 531 Правительство Чешской Республики внедрило систему ориентирования направленную на ответственное отношение к окружающей среде при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Разработанная методология ориентирована на конкретные объекты закупок в основе которой лежат критерии Государственных зеленных закупок Европейского союза [13, P. 41-74].

Являясь членом Европейского союза, Чешская Республика пользуется преимуществами и преференциями, предоставляемыми программами Европейского союза в сфере охраны окружающей среды, получая в частности денежную поддержку из европейских фондов, в том числе Фонда Соединяющаяся Европа.

Рассматривая опыт регулирования экологического предпринимательства в странах Европы, нельзя обойти стороной опыт Итальянской Республики, на примере которой мы рассмотрим вопрос гармоничности сочетания наднационального (на уровне Европейского союза) и национального (на уровне Итальянской Республики) законодательного регулирования экологического предпринимательства.

Как указывалось ранее, значительную роль в развитии экологического предпринимательства играют наднациональные акты Европейского союза в сфере экологических стандартов и охраны окружающей среды, одним из таких значимых актов является Директива Европейского Союза «Стратегическая экологическая оценка» (англ. «European SEA Directive»), положения данной Директивы закрепляют важность экологической оценки любых актов, в том числе законов, подзаконных актов, включая программные документы и планы, которые могут оказать ощутимое воздействие на состояние окружающей среды. В случае возможности воздействия на состояние окружающей среды иных государств участников Европейского союза, возникает необходимость информирования и организации консультаций с компетентными органами приведенных государств, замечания и мнения указанных органов должны быть приняты ко вниманию до принятия и направления

на принятие рассматриваемого национального акта.

Директивой Европейского Союза «Стратегическая экологическая оценка» также предусмотрена обязательная экологическая оценка для проектов (планов и программ) в определенных сферах, среди которых можно обнаружить сферу туризма, контроля отходов, энергетики и землепользования.

К числу значимых наднациональных актов на уровне Европейского союза, также отметим Директиву 2008/98/ЕС [14], посвященную регулированию отношений в сфере отходов, одной из главных целей которой можно назвать доведение до минимума губительного воздействия отходов на состояние окружающей среды.

Директива 2008/98/ЕС внедрила так называемую иерархию отходов, а точнее управления ими, предусматривая пять ступеней работы с отходами, указанная иерархия формирует приоритетные способы работы с отходами, начиная от превенции (профилактики) - самого предпочитаемого способа, заканчивая утилизацией (уничтожением) - самого крайнего способа, в случае невозможности переработки или иного варианта повторного использования, следовательно, закрепляется необходимость поощрения применения наиболее предпочтительных методов работы с отходами согласно закрепленной иерархии.

В рассматриваемой сфере в Итальянской Республике 12 сентября 2014 года был принят Декрет-закон № 133 преобразованный в Закон № 164 от 11 ноября 2014 года [15], которым была предусмотрена необходимость анализа управления отходами путем сжигания мусора, а также оценка возможностей и мощностей специальных сжигающих отходы установок, включая установки которые обеспечивают получение энергии при переработке отходов, также предусмотрена необходимость определения порядка и мест размещения мощностей по сжиганию отходов с учетом региональных особенностей и потребностей, названные установки по сжиганию мусора, отнесены к стратегической инфраструктуре, закреплена необходимость их эксплуатации в национальных интересах. Приведенные формулировки были восприняты как отход от принципа иерархии отходов закрепленной в Директиве 2008/98/Ес, в связи с отнесением установок по сжиганию отходов (утилизации) к стратегической инфраструктуре, в то время как в иерархии отходов утилизация (сжигание) отходов находиться внизу иерархии и менее предпочтительно, то есть является крайней мерой, в случае когда остальные меры из иерархии отходов неприменимы. Руководствуясь изложенным заинтересованные лица обратились с требованием от- р менить Декрет-закон № 133 в Региональный ад- Д министративный суд Лацио [16]. Е

Рассмотрев дело, суд указал что отнесение К установок по сжиганию мусора к стратегической ё инфраструктуре не означает что государство пла- у нирует игнорировать иерархию закрепленную А

CM CO

в Директиве 2008/98/ЕС, а отнесение самих установок к приоритетным не придает статуса приоритетности операциям по переработке, а следовательно, не нарушает иерархию отходов. Однако суд также указал что национальные акты, предусматривающие введение новых мощностей по сжиганию отходов подлежат предварительной экологической оценке.

Подводя итоги, следует отметить наличие позитивного опыта регулирования экологического предпринимательства в рассмотренных странах в частности опыт Чешской Республики по внедрению экологического образования и реализации программ и директив Европейского союза, опыт Итальянской Республики по адаптации национального законодательства позволяет сделать вывод о возможности принятия соответствующих наднациональных актов на уровне Евразийского экономического союза и их реализацию на территории как Российской Федерации так и других стран-участников. Относительно применения опыта Федеративной Республики Германия в Российской Федерации считаем полезным проработать возможность внедрения дуальной системы переработки отходов в Российской Федерации, как системы показавшей свою экономическую и экологическую эффективность. Значимым и применимым в Российской Федерации из опыта Республики Польша можно считать возможность внедрения предпринимательского контроля и управления окружающей средой, а также возможность осуществления и организации мероприятий в сфере экологического менеджмента по отношению к предпринимателям на муниципальном уровне и уровне субъектов федерации.

Из опыта правового регулирования экологического предпринимательства в Украине, считаем возможным применение следующего: принятие федерального закона регулирующего отношения в сфере органического производства, на основе Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции», внедрение соответствующих маркировок и правил, развитие рынка экологических услуг и законодательное закрепление и формирование мер стимулирования видов хозяйственной деятельности относимых к экологической предпринимательской деятельности.

Таким образом опыт регулирования экологического предпринимательства в рассмотренных странах полезен и применим в Российской Федерации.

Литература

1. Эколог рассказал о серьезных последствиях ЧП в Норильске для Арктики [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец. - Режим доступа: https://www.mk.ru/economics/2020/06/09/ ekolog-rasskazal-o-sereznykh-posledstviya-chp-v-norilske-dlya-arktiki.html

2. «Озеро уже мёртвое». В РАН рассказали о последствиях экологической катастрофы в Норильске [Электронный ресурс] // LIFE - Режим доступа: https://life.ru/p/norilsk-ekologicheskaya-katastrofa

3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. 24.12.1994. № 250.

4. Постановление Правительства Красноярского края «О введении режима чрезвычайной ситуации на территориях города Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» от 31.05.2020 № 400-п // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края - http://www.zakon. krskstate.ru/0/doc/66822. 02.06.2020

5. Решение Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. о Шестой программе действий Сообщества в области окружающей среды // Справочная правовая система «Гарант» (официально не опубликовано).

6. Зарубежный опыт развития экологического предпринимательства [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.pskgu.ru/projects/ pgu/storage/wt/wt112/wt112_23.pdf

7. Marian Huczek Przedsi^biorczosc ekologiczna a rozwoj lokalny // Entrepreneurship - Education. -2010. - № 6. P. 271-279.

8. Закон УкраТни вщ 05.03.1998 № 187/98-ВР Про вщходи // Офщйний вюник УкраТни. 16.04.1998. № 13, стор. 23. код акта 5121/1998.

9. Закон УкраТни вщ 10.07.2018 № 2496-VIII «Про основы принципи та вимоги до оргашчного ви-робництва, об^у та маркування оргаычноТ продукций // Урядовий кур>ер. 29.08.2018. № 160.

10. Закон УкраТни вщ 28.02.2019 № 2697-VIII «Про Основы засади (стратепю) державноТ еколо-пчноТ пол^ики УкраТни на перюд до 2030 року» // Урядовий кур'ер. 06.04.2019. № 67.

11. Бредiхiна В.Л., Бондаревич М.П. Правовi засади стимулювання розвитку еколопчних послуг в УкраТн // Науковий вюник Ужгородського на-цюнального уыверситету. 2019. Випуск 55. Том 2. С. 7-10.

12. Довктля УкраТни у 2008 роцк Анал^ична до-повщь. [Электронный ресурс] // Державна служба статистики УкраТни. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2009/ ns_rik/analit/dovkillia.pdf

13. Czech Republik // Eastern and Central European Journal on Environmental Law. - vol. 25. - № 2. -2019 - P. 41-74.

14. Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives // Official Journal of the European Union L 312/3.

15. DECRETO-LEGGE12 settembre 2014, № 133 // https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn: nir: stato: decreto.legge:2014-09-12;133!vig=

16. Verdi Ambiente e Societa (VAS) - Aps Onlus, Movimento Legge Rifiuti Zero l'Economia Circolare Aps v Presidenza dei Consiglio dei Ministri, Ministero dell'Ambiente e della Tutela del Territorio e del Mare, Regione Lazio, Regione Toscana, Regione Lombardia // Reports of Cases before the Court of Justice and the Court of First Instance. -2019. - P. 1-14.

experience of legal regulation of environmental entrepreneurship in european countries

Ellarian A.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation

subject / topic. The subject of the research is the theoretical and legal foundations of environmental business regulation in the Italian Republic, the Republic of Poland, Ukraine, the Federal Republic of Germany, and the Czech Republic. Goals/objectives. The goal and objectives of the research is to study the theoretic and legal basis of environmental entrepreneurship in doctrine of European countries, to study the current state of the legal regulation of environmental entrepreneurship in the Italian Republic, the Republic of Poland, Ukraine, the Federal Republic of Germany, and the Czech Republic. Methodology. The article uses general scientific research methods: empirical cognition methods (description, interpretation), theoretical research methods (formal and dialectical logic, systemic method), as well as analysis, synthesis, induction and deduction. output. Introduction of environmental entrepreneurship as an effective tool to overcome the crisis in the field of environmental protection is justified and will ensure implementation of Article 42 of the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: entrepreneurship, environmental entrepreneurship, environmental entrepreneurship in Europe, environmental entrepre-neurship in the Italian Republic, environmental entrepreneurship in the Republic of Poland, environmental entrepreneurship in Ukraine, environmental entrepreneurship in the Federal Republic of Germany, environmental entrepreneurship in the Czech Republic.

References

1. Ecologist told about the serious consequences of the emergency in Norilsk for the Arctic [Electronic resource] // Moskovsky Komsomolets. - Mode of access: https://www.mk.ru/econom-ics/2020/06/09/ekolog-rasskazal-o-sereznykh-posledstviya-chp-v-norilske-dlya-arktiki.html

2. "The Lake is already dead". The Russian Academy of Sciences told about the consequences of the environmental disaster in Norilsk [ELECTRONIC RESOURCE] // life-access mode: https://life.ru/p/norilsk-ekologicheskaya-katastrofa

3. Federal law No. 68-FZ of 21.12.1994 "On protection of the population and territories from natural and technogenic emergencies" // Rossiyskaya Gazeta. 24.12.1994. # 250.

4. Resolution of the government of the Krasnoyarsk territory "On the introduction of an emergency situation on the territories of the city of Norilsk and Taimyr Dolgan-Nenets municipal district" dated 31.05.2020 # 400-p // Official Internet portal of legal information of the Krasnoyarsk territory - http://www.zakon.krsk-state.ru/0/doc/66822. 02.06.2020

5. Decision of the European Parliament and of the Council of the European Union 1600/2002 / EC of 22 July 2002 on the Sixth Community action programme in the field of the environment // reference legal system "Garant" (not officially published).

6. Foreign experience in the development of environmental entrepreneurship [Electronic resource] - access Mode: https://www. pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt112/wt112_23.pdf

7. Marian Huczek Przedsiçbiorczosc ekologiczna a rozwoj lokalny // entrepreneurship-education. - 2010. - no. 6. Pp. 271279.

8. Law of Ukraine of 05.03.1998 № 187/98-BP "On waste" // Ofitsiinyi visnyk Ukrainy. 16.04.1998. № 13, P. 23. act code 5121/1998.

9. Law of Ukraine of 10.07.2018 № 2496-VIII "On the basic principles and requirements for organic production, handling and labeling of organic products" // Uryadoviy Kur'er. 29.08.2018. № 160.

10. Law of Ukraine of 28.02.2019 № 2697-VIII "Law of Ukraine "On the basic principles (strategy) of the state environmental policy of Ukraine for the period until 2030" // Uryadoviy Kur'er. 06.04.2019. № 67.

11. Bredikhina V. L., Bondarevich M. p. Legal basis for stimulating the development of environmental services in Ukraine // Nauk-oviy Visnik Uzhgorod national University. 2019. The issue 55. -Volume 2. - P. 7-10.

12. The environment of Ukraine in 2008. Analytical report [Electronic resource] // State Statistics Service of Ukraine. - Mode of access: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2009/ns_rik/ analit/dovkillia.pdf

13. Czech Republic // Eastern and Central European journal of environmental law. - volume. 25. - No. 2. - 2019-Pp. 41-74.

14. Directive 2008/98 / EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 On waste and the repeal of certain directives // official journal of the European Union L 312/3.

15. DECRETO-LEGGE12 settembre 2014, no. 133 // https:// www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn: nir: stato: decreto.leg-ge:2014-09-12;133! Gia=

16. Verdi Ambiente e Societa (LDU) - APS Onlus, trade Legg Rifiuti zero I'economia Circolare APS in the Presidenza Consiglio dei ministeri, Ministry of the environment and Dell e della protection del territorial Museum of electronic del Mar, in the region of Tuscany, in the region of Tuscany, Lombardy region // reports of cases before the court and in the court of first instance. -2019. - P. 1-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.