УДК 504, 502.15
ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА
© Е.В. Зелинская1, Н.А.Толмачева2, Е.М.Фискин3, М.М.Фискина4, А.В.Головнина5
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрен опыт регулирования экологической безопасности в области обращения с отходами в странах Европейского Союза, где основной задачей в данной сфере является профилактика, минимизация возникновения опасных отходов и предотвращение появления новых отходов. Обоснована необходимость выработки правильной стратегии по управлению опасными отходами, что является прерогативой государства. В любой национальной системе контроля в отношении опасных отходов должно обеспечиваться сбалансированное развитие жизненно важных компонентов, таких как: законодательство, исполнение законодательства и контроль, объекты и оборудование, поддержка услуг, компоненты системы управления отходами. Приведено сравнение методов управления отходами в Европе и в Соединенных Штатах Америки. Определены концептуальные подходы в иерархии управления отходами. Сфера управления бытовыми отходами в Германии сегодня представляет собой гигантскую индустрию, успешно развивающуюся, доходную отрасль, которая по своей мощи и значимости превосходит отдельные виды промышленности. Германия по уровню управления отходами занимает одно из ведущих мест в Европе и мире. Отражены результаты стажировки сотрудников ИрГТУ в Ганновере, одном из самых «зеленых» городов Европы (Green City Inde). Ил. 8. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: стратегия управления отходами; экологическое законодательство; ресурсосбережение; экологическая безопасность.
LEARNING EU COUNTRIES EXPERIENCE IN WASTE MANAGEMENT E.V. Zelinskaya, N.A. Tolmacheva, E.M. Fiskin, M.M. Fiskina, A.V. Golovnina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The paper describes the experience in regulating environmental safety in waste management in the countries of the European Union, where the major objective of our days is the prevention and minimization of hazardous wastes as well as the prevention of new ones. It justifies the need for a proper and adequate strategy to control hazardous wastes, which is under the state's authority. Any national system of hazardous waste monitoring should ensure a balanced development of the major components, including: legislation, law enforcement and control, facilities and equipment, service support, waste management system components. The methods of waste management in Europe and the United States are compared. The conceptual approaches in the hierarchy of waste management are identified. Contemporary waste management in Germany is a giant profitable industry, which is successfully developing. Its significance equals, and even outgoes the significance of some branches of industries. Germany gains the lead in the level of waste management among European countries and in the world. The paper reflects the results of the training course of ISTU employees in Hannover, which is one of the "greenest" cities in Europe (Green City Index). 8 figures. 3 sources.
Key words: waste management strategy; environmental legislation; resource-saving; environmental safety.
Управление отходами является важной мерой охраны окружающей среды. Долгосрочные социальные и экономические последствия и издержки из-за
неэффективного использования и удаления отходов могут быть очень значительными, и основная задача современности в данной сфере - это профилактика и
1Зелинская Елена Валентиновна, доктор технических наук, профессор кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии, тел.:3952405716, e-mail: [email protected],
Zelinskaya Elena, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Mineral Processing and Environmental Engineering, tel.: 3952405716, e-mail:[email protected],
2Толмачева Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник ПКБ «Горняк», тел. 89149433955, e-mail: [email protected], ,
Tolmacheva Natalya, Senior Researcher of the Planning and Design Office "Gornyak", tel.: 89149433955, e-mail: [email protected],
3Фискин Евгений Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем, тел.: 89148999321,e-mail: [email protected],
Fiskin Evgeny, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Radioelectronics and Telecommunication Systems, tel.: 89148999321, e-mail: [email protected].
4Фискина Маргарита Михайловна, кандидат технических наук, доцент кафедры радиоэлектроники и телекоммуникационных систем, тел.: 89148992492, e-mail: [email protected],
Fiskina Margarita, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Radioelectronics and Telecommunication Systems, tel.: 89148992492, e-mail: [email protected].
5Головнина Александра Викторовна, магистрант группы ПОм - 12 - 1, тел.: 89086469617, e-mail: [email protected], Golovnina Aleksandra, Undergraduate of the group POм-12-1, tel.: 89086469617, e-mail: [email protected]
минимизация возникновения опасных отходов.
Предмет и сущность регулирования экологической безопасности в области обращения с отходами играет важную роль в политике Европейского Сообщества с первых дней создания ЕС. С этой целью в ЕС было утверждено несколько программ действий по защите окружающей среды, что в результате дало представление о положении вещей в сфере правового регулирования обращения с отходами на уровне Сообщества. Основная задача, стоящая перед политикой Германии, - предотвращение появления новых отходов. Еще в Директиве 75/442 от 15.07.75 "Об отходах" сказано, что страны ЕС обязаны создать комплексную и развитую сеть объектов размещения отходов с учетом наилучших доступных и экономичных технологий. Германия по уровню управления отходами занимает одно из ведущих мест в Европе и мире.
Экологическое законодательство в области управления отходами в разных странах ЕС значительно различается. Однако основная задача, стоящая перед политикой Евросоюза, едина. Это предотвращение появления новых отходов. Расширение Европейского Союза приводит к расширению требований в области охраны окружающей среды. В рамках процесса присоединения новым странам -членам ЕС придется принять экологическое законодательство ЕС. Что касается обращения с отходами, оно практически во всех странах уже осуществляется на основании Директив ЕС и различных Положений в национальном законодательстве.
Международные организации, такие как ЮНЕП и ОЭСР, принимают все более активное участие в решении вопросов, связанных с опасными отходами, а также оказывают поддержку странам, экологический контроль в которых еще предстоит разработать. Это способствует активному обмену информацией и передаче технологий.
Базельская конвенция является одним из примеров международного соглашения, которое оказало значительное влияние на политику в области обращения с опасными отходами на основе практической его реализации в национальном законодательстве Сторон Конвенции.
В прошлом экологические проблемы были отделены от бизнеса, экономических вопросов и социальных условий. Устойчивое развитие направлено на учет экономических, социальных и экологических условий на основе комплексного подхода. Таким образом, в ЕС политика в области управления отходами в основном подчинена задачам по охране окружающей природной среды. При принятии решений основное внимание уделяется охране окружающей среды, а не предстоящим финансовым расходам.
Так, стандартным компонентом стратегии управления отходами во всем мире стало требование к производителям брать на себя ответственность за свою продукцию до конца срока ее службы. При этом минимизировать образование отходов надо в самом начале жизненного цикла материалов. Политика, направленная на контроль всего жизненного цикла продуктов потребления, обуславливает повы-
шенное внимание к экономической целесообразности их производства и приводит к экономически более выгодным решениям и новым правилам [1].
По сравнению с Европой, более прагматичный метод управления отходами применен в Соединенных Штатах Америки. Важную роль в проводимой ими политике играют экономические соображения, основанные на анализе стоимости и эффективности. Из-за такого подхода захоронение отходов в Соединенных Штатах остается наиболее распространенным решением. Два показателя играют важную роль в этом контексте: сравнительно низкая плотность населения и высокая стоимость альтернативных способов управления отходами.
Другие экономически развитые страны следуют по пути ЕС или США. Страны с ограниченными земельными площадями следуют политике ЕС (например, Гонконг, Сингапур, Япония). Страны, где этого ограничения не существует, стремятся следовать за прагматичным курсом Соединенных Штатов (например, Австралия) [2].
Выработка правильной и адекватной стратегии по управлению опасными отходами является прерогативой государства. Стратегии разрабатываются для приведения в действие механизмов решения проблемы отходов, планирования деятельности в этой области и должны быть приемлемы и эффективны (рис.1). Почему необходима выработка стратегии и политики в сфере обращения с отходами? Без нее неизбежен неконтролируемый сброс с вытекающими отсюда последствиями. Стратегия необходима, хотя со стороны может показаться, что немедленные действия могут зачастую решить ряд неотложных ситуаций, но в результате это создает новые проблемы где-нибудь еще или заслоняет более фундаментальные причины этой проблемы. В каждом регионе страны и в каждой отдельной компании необходимо принять стратегическое видение ситуации и план наиболее экономически эффективного реагирования на комплексной и систематической основе.
В целом Стратегия стран Европейского Сообщества заключается в:
• предотвращении образования отходов;
• рециклировании отходов и вторичном использовании материалов;
• оптимизации конечной обработки отходов;
• регламентации транспортировки отходов;
• проведении мероприятий по реабилитации окружающей среды;
• воспитании населения в духе рационального потребления;
• включении экологических параметров в стандарты качества продукции.
В любой национальной системе контроля в отношении опасных отходов должно обеспечиваться сбалансированное развитие каждого из четырех жизненно важных компонентов, таких как: законодательство, исполнение законодательства и контроль, объекты и оборудование, поддержка услуг (рис.2).
Рис. 1. Иерархия стратегической политики и планирования
Законодательство
Рис.2. Компоненты системы управления отходами
Законодательство носит часто рамочный характер, что требует подробных правил, руководящих принципов и кодексов практики, которые должны быть составлены на основе законодательства. Национальная система управления должна включать в себя меры, направленные на стимулирование предоставления достаточных средств для переработки, обработки и утилизации опасных отходов. Необходимо также иметь целый ряд вспомогательных услуг, таких, как
лабораторные помещения, средства и методы контроля, обработки данных и реагирования на чрезвычайные ситуации для поддержки других трех компонентов системы управления опасными отходами.
Если эти четыре компонента не рассматриваются параллельно, система управления не будет успешной. Например, нет смысла в очень хорошем законодательстве, если оно не выполняется. Также невозможно требовать насильственного исполнения законода-
тельства, если оно требует определенных типов объектов, которые будут использоваться для некоторых отходов, если эти объекты не существуют.
Тем не менее, система контроля должна разрабатываться постепенно. Каждый из четырех компонентов должен разрабатываться институционально, с учетом политических, социальных, экономических и экологических условий, а также пожеланий всех заинтересованных сторон.
Для успешного решения проблемы отходов необходимо понимать иерархию управления отходами (рис.3).
ской политики и отличается целенаправленностью и последовательностью. Сфера управления бытовыми отходами в Германии сегодня представляет собой гигантскую индустрию, успешно развивающуюся доходную самостоятельную отрасль, которая по своей мощи и значимости не только не уступает, но и превосходит отдельные виды промышленности. «Зеленый бизнес» в Германии стал главным механизмом ресурсо- и энергосбережения, внедрения новых экологических технологий и оздоровления окружающей среды и населения. В 2005 году в Германии по заданию агентства по охране окружающей среды (иВА)
Рис. 3. Иерархия управления отходами
Предпочтительным является вариант, когда на вершине иерархии - решение, позволяющее в первую очередь избежать образования производственных отходов. Если отходы неизбежны, то количество и степень опасности должны быть сведены к минимуму. Следующим в порядке предпочтений для решения проблемы отходов стоит повторное использование, утилизация или восстановление до обработки или удаления. Переработка может быть использована для устранения опасности (например, путем сжигания или нейтрализации), в целях сокращения объема (например, за счет выпадения осадков тяжелых металлов) либо в целях превращения отходов в менее подвижную форму (например, кристаллизация) [3].
В тех странах, где стандарты, предъявляемые к системе управления отходами, высокие, вышеизложенные варианты должны быть изучены, прежде чем примется окончательное решение об использовании таких методов, как размещение на свалке. Однако, если существует ситуация неконтролируемого сброса, то захоронение на контролируемых свалках и полигонах является одной из приоритетных задач.
В настоящее время данная иерархия широко принята во всем мире в целях осуществления политики в области обращения с отходами. Однако каждое государство может выбрать наиболее подходящий вариант для своих условий.
Ресурсосбережение в Германии является неотъемлемой частью общей государственной и экологиче-
проводились исследования и была разработана стратегия «Цель 2020 - Ресурсосбережение за счет экологически приемлемой переработки бытовых отходов». Основное внимание в стратегии уделяется повышению уровня эффективного использования отходов за счет оптимизации применения материальных и энергетических ресурсов. Бесспорно, что сегодня Германия является одним из мировых лидеров в сфере управления отходами и обладает широкой компетенцией в области ресурсосбережения и экологической безопасности.
В последние десятилетия Германия активно выступает за экологическое сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы. Германия руководствуется чувством ответственности за сохранение жизненных основ и многообразия на нашей планете, так как путь к глобальному устойчивому развитию означает улучшение окружающей среды и повышение качества жизни не только в своей стране, но и за пределами своих границ. Поэтому немецкие ученые и предприниматели готовы поделиться своими наработками, своим опытом в области управления бытовыми и промышленными отходами, они активно содействуют трансферу ресурсосберегающих технологий в Россию и другие страны. В действительности немецкий опыт в области управления отходами уникален и бесценен, это целая энциклопедия знаний.
В г. Ганновере (по результатам исследований независимого исследовательского института Economist
Intelligence Unit —EIU Ганновер входит в число 18 самых «зеленых» городов Европы (Green City Index)) была разработана система экологических показателей устойчивости состояния окружающей среды (рис.4). Экологические показатели устойчивости способствуют установлению приоритетов в развитии города. Ганновер - крупнейший центр международных выставок, в том числе по ресурсосбережению и экологии. Так, в декабре 2011 года в Ганновере состоялся конгресс «Рио +20 - Устойчивое развитие", кроме того, здесь ежегодно проходит экологический симпозиум «EURO-ECO» и другие экологические мероприятия.
рациональное использование природных ресурсов», преподаватели и научные сотрудники, занимающиеся научными разработками в области обеспечения экологической и энергетической эффективности производства и рационального использования ресурсов. В составе группы были также представители других регионов России, это профессора и доценты из Саратова, Воронежа и Грозного.
В рамках стажировки был проведен круглый стол "Современные методы и приемы обращения с отходами и инновационные технологии переработки", в котором приняли участие Doctor Matthias Benke, руко-
Рис. 4. Ганновер - зеленый город Европы
В целях изучения практической реализации элементов стратегии управления отходами в странах ЕС в июне 2012 года сотрудники НИ ИрГТУ прошли стажировку в Германии. Принимающая организация -Европейская академия естественных наук в Ганновере.
Основными задачами стажировки являлись:
1.Закрепление компетенций специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности, организации предупреждения угрозы вреда от деятельности, способной оказывать негативное воздействие на окружающую среду, полученных в ходе теоретической подготовки.
2. Ознакомление с примерами практической реализации мероприятий в области ресурсосбережения и экологической безопасности в странах Евросоюза.
3. Получение консультаций ведущих специалистов и экспертов в области управления отходами и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности.
Участниками стажировки от Иркутского государственного технического университета стали магистранты, обучающиеся по магистерским программам "Экологическая безопасность" и «Утилизация и переработка отходов производства и потребления», выпускники специальности "Охрана окружающей среды и
водитель департамента сохранения земель сельскохозяйственной палаты Нижней Саксонии; Olaf Muller, менеджер BRT Recycling Technologie GmbH, крупного предприятия, проектирующего и производящего технику для вторсырья, сортировки и первичной обработки отходов; Falk Kiehl, менеджер компании UNTHA Recyclingtechnic GmbH, предприятия по производству оборудования для переработки отходов, и другие немецкие коллеги.
Интересной тенденцией в сфере управления бытовыми отходами в Германии, как рассказала Olaf Muller, является уход от раздельного сбора, сортировки и селективной вторичной переработки отходов к технологии сжигания с получением тепловой и электрической энергии из отходов. Фирмой BRT Recycling Technologie GmbH были представлены сортировочные комплексы, адаптированные к условиям России.
Данной тематике были посвящены несколько экскурсий на предприятия по переработке отходов. Одним из примеров реализации данного подхода является компания E.O.N Energy from Waste AG, реализующая свою деятельность на территории 9 земель Германии на 12 предприятиях (рис.5).
Начало работы компании относится к 1975 году, и в настоящее время предприятия компании перерабатывают более 5000 килотонн отходов ежегодно. Ос-
новным достоинством реализуемой технологии является низкий уровень вторичного загрязнения окружающей среды от деятельности предприятий. Остаточные вторичные отходы - зола от сжигания отходов после контроля качества - используется для ландшафтного проектирования. Эмиссия загрязняющих
веществ в атмосферный воздух по всем контролируемым показателям не превышает 50% от установленного лимита, что достигается за счет трехступенчатой системы газоочистки и соблюдения технологического режима вследствие автоматизации всех стадий производственного процесса (рис. 6-8).
Рис.5. Завод по выработке энергии из бытовых отходов
Рис.6. Эмиссия загрязняющих веществ при сжигании отходов
Рис.7. Система газоочистки на мусоросжигательном заводе
Рис. 8. Пульт управления процессом сжигания мусора
В г. Ганновере реализован проект "Nachhaltiges Bauen fur die Zukunft - Hannover Kronsberg" (Экологически чистое строительство для будущего -Кронсберг), который заключался в планировании и строительстве совершенно нового района ко всемирной выставке EXPO-2000, построенного с новыми экологическими стандартами и с применением наилучших экологических технологий в системах жизнеобеспечения. Целый жилой район с населением 60 тысяч человек в настоящее время использует современные достижения экологических норм в повседневной жизни. В рамках стажировки был изучен опыт муниципального управления экологической безопасностью в области обращения с отходами, используемый в рамках данного проекта.
Изучение практического опыта Германии в области технологий обращения с сельскохозяйственными отходами; термической утилизации твердых бытовых отходов; водоподготовки с применением методов флокуляции и коагуляции загрязнений на примере
предприятия Wasserwerke (Нижняя Саксония); получения электрической и тепловой энергии из органических отходов на примере предприятия E.ON Energy from Waste Hannover GMBH; мусоросортировки и термической утилизации на примере предприятия Abfall Wirtschaft AHA показало возможности и перспективы реализации стратегии управления бытовыми и опасными отходами в Российской Федерации и конкретно в Байкальском регионе.
С учетом российских особенностей нами в процессе стажировки рассмотрены и проанализированы проекты строительства современных мусороперера-батывающих комплексов. Проведены переговоры с представителями фирмы BRT Recycling Technologie GmbH о возможности проектирования мусоросортиро-вочного комплекса для г.Иркутска. Проведены обсуждения с немецкими коллегами научных достижений и практической реализации в области утилизации отходов на примере России и Германии.
Библиографический список
1. Хохлявин С.А., Епифанова И.П. Техническое регулирование в сфере обращения с промышленными отходами в России и Европе // ЭКиП: Экология и промышленность России. 2005. N 11. С. 24-29.
2. URL: www.waste.ru - Российский сайт отходов (дата обращения: 15.10.2012).
3. Зелинская Е.В., Альберг Н.И. Теория и практика управления опасными отходами на производстве: учебное пособие. Иркутск: Типография на Чехова, 2009. 140 с.