Научная статья на тему 'Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае'

Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1185
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ / WASTE MANAGEMENT / PERM REGION / ENVIRONMENTAL LAW / ECONOMIC INCENTIVE / INTEGRATED MANAGEMENT PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шуварикова Е. В.

Статья посвящена проблеме образования отходов производства и потребления в Пермском крае: приведены основные статистические показатели образования отходов, подчеркнута актуальность проблемы в регионе. Автором проанализированы основные подходы к решению проблем управления отходами в международной практике. В статье даны первоочередные рекомендации построения рациональной системы управления отходами в Пермском крае на основе прогрессивного международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of international practice for solving production and consumption waste management problems in the Perm region

The article deals with the problem of waste generation of production and consumption in the Perm region. The author gave the main statistical indicators of waste generation, and emphasizes urgency of the issue in the region. She also analyzed the basic principles for solution of the waste management problems in the international practice. The article provides the priority recommendations of forming of the rational system of waste management in the Perm region which is based on the innovative world practice.

Текст научной работы на тему «Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае»

УДК 658.567.1/5 (470.53/531): 338(100) ББК 30.69: 51.2: 65.050.2ф (2Рос-4Пе)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Е.В. Шуварикова

Статья посвящена проблеме образования отходов производства и потребления в Пермском крае: приведены основные статистические показатели образования отходов, подчеркнута актуальность проблемы в регионе. Автором проанализированы основные подходы к решению проблем управления отходами в международной практике. В статье даны первоочередные рекомендации построения рациональной системы управления отходами в Пермском крае на основе прогрессивного международного опыта.

Ключевые слова; управление отходами, Пермский край, экологическое законодательство, экономическое стимулирование, интегрированные программы управления.

Проблема мусорных свалок становится сегодня одной из самых актуальных в мире. Ее решение настоятельно требует мобилизации усилий науки, делового мира и общественности каждой страны на оперативное решение задач рационализации использования ресурсов планеты и защиты ее экологии.

Темпы роста свалок в развитых странах мира опережают все делавшиеся ранее прогнозы: численность населения планеты ежегодно возрастает на 1,5-2 %, а объем мусорных свалок мира - на 6 % в год, т. е. увеличивается в 3-4 раза быстрее.

Такие высокие темпы роста товарно-бытовых отходов (ТБО) в мире в последние десятилетия определяются не столько приростом населения, сколько изменением его доходов и образа жизни. Общество выбрасывает больше остатков продовольствия, использует все больше оберточных и упаковочных материалов, бытовой техники, которая быстрее морально устаревает, выходит из моды и при этом все эти итоговые отходы все чаще попадают уже не на «цивилизованные» свалки с контролем загрязнения окружающей среды (т. е. свалки с системой сбора солей, метана, ежедневными покрытиями и т. п.), а на «дикие» свалки, которые запрещены законами. В большинстве городов промышленных стран мира становится все труднее найти места для захоронения отходов, которые бы имели достаточную емкость, доступность и не разрушали бы окружающую среду.

Пермский край является одним из основных индустриальных центров Российской Федерации с необыкновенно широкой специализацией и большим количеством сверхкрупных предприятий (2,6 % объема промышленного производства страны). Ведущими межотраслевыми комплексами Прикамья являются химический (горная химия, основная химия, химия органического синтеза), машиностроительный (предприятия ВПК, нефтехимическое и горношахтное машиностроение, су-

до- и авиастроение, электротехническая промышленность), топливно-энергетический, металлургический и лесопромышленный. На территории края выделяются семь градопромышленных агломераций: Березниковско-Соликамская, Кизело-Губа-хинская, Лысьвенско-Чусовская, Пермская, Кун-гурская, Чайковская и Кудымкарская.

На протяжении ряда лет в Пермском крае наблюдается устойчивый рост промышленного производства практически по всем отраслям. За 2007 г. объем отгруженной продукции собственного производства по полному кругу предприятий-производителей промышленных товаров составил в действующих ценах 535,4 млрд рублей. В объеме отгруженных товаров обрабатывающего производства наибольший удельный вес принадлежит предприятиям по производству кокса и нефтепродуктов (33,6 %), химического производства (19,5 %), металлургического и производства готовых металлических изделий (8,3 %), целлюлозно-бумажного производства (6,6 %) [6, с. 2].

Пермский край характеризуется разнообразием полезных ископаемых. На его территории выявлено и разведано запасов минерального сырья более чем по 1253 участкам недр и 40 видов полезных ископаемых. В крае наиболее развиты направления добычи нефти и газа, калийномагниевых и натриевых солей, алмазов, золота, металлургического и цементного сырья, хромовых руд, промышленности стройматериалов и пресных подземных вод. Удельный вес материально-сырье-вого комплекса в экономике Пермского края составляет более 40 %.

Но вместе с тем, край характеризуется целым комплексом экологических проблем, обусловленных загрязняющим влиянием крупных промышленных центров (г. Пермь, Березники, Соликамск, Краснокамск, Чайковский), интенсивным использованием природных ресурсов, наличием энерго- и материалоемких производств и устаревших за-

грязняющих окружающую среду технологий. Ежегодный ущерб окружающей среды от хозяйственной деятельности составляет около 300 млн рублей. По данным статотчетности в окружающую среду Пермского края поступает большое количество загрязняющих веществ: в атмосферу 497 наименований, в водные объекты - 80 наименований, образуется 745 видов отходов [6].

На территории Пермского края ежегодно образуется более 40 млн тонн отходов производства и потребления. В последнее время наметилась стойкая тенденция к росту объемов образования отходов. В 2007 году эта цифра составила 49,5 млн тонн. Этот рост (рис. 1) объясняется увеличением объемов производства, прежде всего развитием добывающих отраслей промышленности, объем отходов которых составляет до 90 % от общего количества.

Структура образующихся в крае отходов включает несколько многотоннажных групп, таких как: отходы черных металлов, золошлаки от сжигания твердого топлива, отходы сельского хозяйства, шлаки и шламы, отходы коммунальные, древесные отходы. Структура отходов определяется, прежде всего, структурой промышленности края. Процентное соотношение основных видов крупно-тоннажных отходов приведено на рис. 2.

Низкая степень использования отходов, которая составляет порядка 35 %, привела к накоплению на территории области более 650 млн тонн промышленных отходов, размещаемых в отвалах, шламохранилищах, свалках, которые вызывают загрязнение окружающей среды и представляют серьезную опасность для здоровья населения.

По результатам последней инвентаризации, проведенной в 2001 г., на территории Пермского края было выявлено 1979 учтенных объектов размещения отходов, из них 643 - объекты размещения бытовых отходов (280 из которых не имеют документов об отводе земли); общая площадь, занимаемая объектами (без учета площади санитар-но-защитных зон), составляет 5934,21 га [6].

Свалки твердых бытовых отходов (ТБО) не имеют технической документации, нормы их эксплуатации, как правило, не соблюдаются. Низкий уровень обустройства и нарушение основных требований к размещению отходов приводят к захламлению близлежащих площадей и образованию стихийных свалок, в первую очередь, в лесах, оврагах вблизи населенных пунктов, в районах частной застройки и зеленой зоны городов, вдоль дорог, куда население, а также небольшие торговые организации вывозят мусор.

Окружающая среда способна ассимилировать поступающие в нее загрязняющие вещества, но до определенного предела. Для промышленно нагруженных территорий ассимиляционный потенциал уже исчерпан, что проявляется в загрязнении природных сред, снижении продуктивности природных ресурсов, роста заболеваемости населения.

Антропогенный пресс привел к утрате ряда видов биологического и ландшафтного разнообразия, 207 видов взяты под защиту закона.

Разработка месторождений полезных ископаемых, сооружение крупных инженерных объектов, длительная интенсивная эксплуатация мощных химических и нефтехимических производств, создание крупнейших хранилищ отходов горнодобывающих, металлургических, химических предприятий привели к существенному нарушению естественного состояния недр, интенсивному развитию в геологической среде и на поверхности техногенных процессов.

За годы индустриального развития в Пермском крае построен ряд важнейших народнохозяйственных объектов. Строительство осуществлялось с использованием традиционных технологий, потребляющих много ресурсов и недостаточно надежных с точки зрения экологической безопасности. Пермский край, по существу, стал регионом высокого интегрального риска возникновения природных и техногенных аварий и катастроф чрезвычайного характера с экологическими последствиями и, как следствие, высокого риска жизнедеятельности.

Учитывая тот факт, что более 70 % населения живет в городах в непосредственной близости от источников загрязнения, экологическое оздоровление населения и территорий края должно быть одним из основных направлений региональной экологической политики.

Использование вторичных материальных ресурсов в условиях крупных промышленных комплексов возможно при условии разработки и создания системы, включающей в себя законодательные, организационные, экономические, технические и экологические аспекты. Крупные мировые державы на протяжении последних десятилетий проводят целенаправленную политику борьбы с мусорными отходами. Решению этой проблемы предшествовало изучение вопросов образования и территориального распределения отходов, их качественного и количественного состава, прогнозных исследований, классификации, сбора, транспортировки, способов обработки и утилизации. С этой целью в промышленно развитых странах создаются специальные органы управления.

До 70-х годов в Европе, Японии и США повсеместно практиковалось захоронение отходов на свалках, работающих за счет муниципальных бюджетов. Со временем во многих странах мира стали принимать более строгие правила размещения отходов и эксплуатации свалок. В начале 70-х годов началась программа планомерного выхода из «кризиса свалок», направленная на сокращение захоронения отходов на свалках и полигонах [3, с. 46-63]. Главными предметами споров, сопутствовавших данному процессу, были вопросы развития инфраструктуры, участие населения в процессе управления отходами, сохранение потенциаль-

х

о

Ь;

X

С

5

55

50

45

40

35

30

25 -

20

15

10 -

5

0^

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

I Всего отходов

I Отходов добычи

Рис. 1. Динамика образования отходов производства и потребления в Пермском крае

■ Отходы сельского хозяйства 15

і Шлаки прочие 17

Я Прочие отходы 13

II Золошлаки от сжигания твердого топлива 5

Ш Отходы черных металлов 40

Отходы

коммунальные

10

Рис. 2. Структура отходов производства и потребления, образующихся в Пермском крае (без отходов добычи)

ных ресурсов, защита окружающей среды, выбор между захоронением, переработкой и сжиганием отходов, а также сотрудничество на локальном, национальном и международном уровнях. Наибольшее влияние на региональные власти оказывает лежащая в основе их действий ответственность за экологически устойчивое управление отходами.

В настоящее время в США, Германии, Японии осуществляется проведение правительственных мероприятий, обеспечивающих увеличение мощностей и строительство новых предприятий по переработке отходов, в государственных, региональных и отраслевых масштабах. При этом в Дании и Баварии (Германия) все промышленные производства обязаны передавать свои отходы компании, находящейся под общественным контролем и имеющей монопольное право на их обезвреживание. В противоположность этому в США системы управления опасными отходами находятся в частном владении, причем конкурирующие компании функционируют при отсутствии или очень незначительной государственной помощи. Роль американского правительства сводится ис-

ключительно к регулированию, оно устанавливает стандарты и инструкции, которых должны придерживаться компании [5, с. 47-48].

Здесь мы видим принципиальное различие в структуре создания систем управления отходами. Это различие объясняется исторически сложившимися условиями функционирования экономик данных стран. В США, с присущим им традиционно сильным саморегулируемым механизмом рынка, заинтересованные участники процесса смогли искусственно создать рынок отходов. Основная составляющая успешного функционирования рыночного механизма принадлежит широкому вовлечению в процесс упоминаемых нами ранее экономических инструментов формирования системы управления отходами. Напротив, в большинстве европейских стран решающую роль в процессе управления отходами имеют государственные структуры, сочетающие в себе своеобразный баланс государственных (административных) и рыночных инструментов формирования интегрированной системы управления отходами. Несмотря на различие двух данных подходов к формированию структуры управления отходами, между тем

обе системы работают эффективно. Достигается это в первую очередь благодаря учету региональных и национальных особенностей функционирования экономики, политики, менталитета людей различных стран мира.

В Европе и Америке акцентирование внимания на проблемах охраны окружающей среды привело к внедрению на предприятиях, в силу ужесточающихся ограничительных условий, систем экологического менеджмента, экологического контроллинга и экологического аудита. Составление эко-балансов предприятия выявило то, что в области устранения отходов нет достаточно точной информации об уровне отходов и их составе, что подтолкнуло к необходимости детального анализа отработанных материалов, а, в дальнейшем, и к инновационным тенденциям в производственных методах.

Планирование управления отходами в развитых странах мира осуществляется на уровне региональных ведомств, что позволяет увеличить полномочия регионов и обеспечивает их большую независимость в принятии управленческих решений. Непосредственное планирование управления отходами в Великобритании осуществляется Советами Графств (Country Councils), соблюдение законодательства по управлению отходами контролируется региональными отделениями Агентства по охране окружающей среды (Environment Agency). На региональном уровне планирование управления отходами обеспечивается информацией региональных конференций по планированию локального уровня [5, с. 49].

Внедрение региональных программ поспособствовало переходу от традиционной тактики захоронения отходов к политике ресурсосбережения и энергосбережения. Введение в 1997 году «Директивы по отходам упаковки в Великобритании» возложило на компании с оборотом более 5 млн фунтов стерлингов обязательства рециклиро-вать не менее 16 % и утилизировать не менее 52 % отходов упаковки. Как результат, в 2007 году введение Директивы обеспечило переработку 60 % всех отходов бумажной упаковки. Приоритетным способом переработки отходов становится метод восстановления ресурсов - рециклинг. Разработана система информационного обеспечения управления отходами. Регулярно проводятся активные исследования по оценке количества и качества производимых отходов в Великобритании. В 2006 году разработана и внедрена принципиально новая система обращающихся на рынке сертификатов (Ноты рециклирования упаковки) [5, с. 55].

Значительные преимущества в экономии на затратах в развитых странах мира связаны, прежде всего, с жестким экологическим национальным законодательством этих государств, заставляющим как предприятия, так и граждан заботиться о количестве и качестве производимых ими отходов.

Наиболее ярким примером страны, где жесткие экологические стандарты являются основополагающими при формировании политики управления отходами, страны, являющейся на сегодняшний день лидером по достигаемому уровню процента переработки отходов (90 % всего объема образующихся отходов страны) - является опыт Г ермании.

Германия является страной с высокой плотностью населения, развитой промышленностью и, на ряду со всем, с длинной историей экологических проблем: сегодня уже трудно поверить, что еще в начале XX века в стране бушевала эпидемия холеры, большие площади лесов были уничтожены при добыче соли, и развитие промышленного производства привело к массовому строительству мусоросжигательных заводов.

В 1960-х и 70-х ужасающее загрязнение воздуха посредствам автомобильных и промышленных выбросов, в совокупности с особыми погодными условиями, стало следствием возникновения смога. Это привело к наложению ограничений применительно транспорта и промышленности. Тем временем осознание реальной и потенциальной угрозы от загрязнённых промышленных источников и свалок дошло до общества [2, с. 3].

Германия сильно преуспела и приобрела большой опыт в защите окружающей среды в течение последних 30-40 лет. Было разработано и утверждено большое количество стандартов, ограничений и организационных мер, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Инструменты жесткого контроля в сфере обращения с отходами и наряду с этим создание экономически привлекательных условий в данной сфере правительственными органами очень важны для успешного применения внедряемых стандартов и положений. Система лицензирования, основанная на прозрачности принимаемых решений, играет важнейшую роль в успехе всей программы. Для развивающихся стран и для стран, находящихся в переходном периоде, административная организация должна быть соответствующей, допустимой и эффективной для экономики этих стран. Более того, в этой системе, как показывает опыт Г ермании, недопустима коррупция.

Первой стадией в развитии политики защиты окружающей среды в Германии, как и во многих других странах, была акция «конец трубам». Трубы становились выше, развивались технологии очистки и чистые отходы стали наиболее приоритетным направлением технологического развития. Высокотехнологичные свалки и фильтры с активированным углём для мусоросжигательных заводов в настоящее время стоят в основе дорогих, но качественных стандартов Г ермании.

С конца 1980-х Германия стремилась внедрить интегрированный подход системы управления отходами [2, с. 4-5]. Это привело к некоторым изменениям в деятельности органов, связанных с

защитой природных и технических ресурсов в области управления отходами;

1. Предотвращение и сведение к минимуму выработки мусора, вызванное растущими темпами производства и потребления, было первоочередной задачей. Важным вкладом в ее достижение было введение высоких денежных штрафов на выбросы, регламентированных разработанной системой национальных экологических стандартов. Помимо них также существуют специальные стандарты по предотвращению выработки мусора вообще.

2. Для эффективного функционирования замкнутых циклов использования материалов должен существовать рыночный механизм для перерабатываемых материалов. Для «классического» вторичного сырья (стекло, бумага, металлы, пластик) рынок формируется без помощи государства. Но для разработки циклов переработки прочих материалов необходимы дополнительные стимулирующие государственные и экономические инструменты, потому что стоимость таких восстановленных материалов не может покрыть стоимость их переработки.

3. Для всех видов упаковки промышленных товаров в Германии потребитель должен дополнительно делать взносы на ее переработку. Поэтому затраты на переработку упаковки товаров включены в их стоимость при покупке. Необходимо отметить, что стандарты на выбросы при мусоросжига-нии очень высоки в Германии, а стоимость тонны отправляемого на сжигание мусора (incineration tax) является самой высокой в мире - по данным на 2008 год она составляла 52 Евро.

4. Отправлять на захоронение допускается только тот мусор, который не представляется возможным переработать. Захоронение мусора в Германии также соответствует очень строгим стандартам. Для сокращения доли отходов захоронения как самой главной цели экологической политики в области управления отходами, Правительством Германии в 1994 году был введен налог на захоронение отходов (landfill tax), впоследствии широко применимый всеми странами мира и используемый до сих пор. Его введение обеспечило надлежащее ценообразование захоронения отходов, и, как следствие, рост эффективности рынка управления отходами и применения принципа «загрязнитель платит». Уровень налога на захоронение в Г ермании также является наибольшим в мире - по данным на 2008 год он составлял 68 Евро.

Управление отходами на основе ресурсосбережения при производстве продукции и её потреблении носит комплексный характер и включает решение широкого спектра задач экономического, природоохранного и социального назначения в соответствии с принципом субсидиарности.

Общепринятой практикой во многих высокоразвитых странах является экономическое сти-

мулирование деятельности, связанной со сбором, заготовкой, переработкой отходов [1, с. 131-144]. И законы, и действия центральных и местных органов власти, направлены на помощь малым и средним предприятиям, занятым в сфере обращения с отходами. Наиболее экономически значимым было внедрение в США, а затем и широко применяемых во всех странах Европы так называемых «разрешений на выбросы с возможностью их последующей перепродажи другому производителю отходов» (tradable permits). Этот революционный инструмент экономического стимулирования является ключевым в построении рыночного механизма управления отходами [4, с. 226-243].

Также в качестве основных экономических инструментов применяются:

• прямые и косвенные субсидии частным фирмам, региональным и местным властям;

• займы и кредиты по низким процентам;

• гарантии по банковским ссудам; льготные ставки по косвенным налогам на продажу техники по переработке отходов, либо освобождение ее от налога;

• налоговые льготы от программ рециклизации частных предприятий и т. д.

Согласно данным Европейской экономической комиссии ООН, субсидии выдаются отдельным лицам и предприятиям на осуществление мер, направленных на использование отходов, либо из государственного бюджета, либо из бюджета министерств по вопросам окружающей среды или из созданных для этих целей специальных фондов. Например, в Швеции субсидии выдаются муниципалитетам и отдельным предприятиям на строительство сооружений по утилизации твердых отходов в размере до 50 % от стоимости сооружений. Субсидии в размере 25 % от стоимости сооружений выделяются для мощностей с традиционными методами утилизации при условии их перестройки в будущем на более совершенные.

В Австрии, Франции, США, Финляндии промышленным предприятиям на осуществление мероприятий по обработке и вторичному использованию отходов предоставляются займы из фондов кредитных учреждений. В ряде стран ЕС аналогичным фирмам муниципалитеты предоставляют долгосрочные займы без процентов или под небольшие проценты.

Одной из форм государственного финансового стимулирования частного сектора является льготное кредитование. В Японии мелким и средним предприятиям выдается ссуда до 80 % стоимости оборудования, крупным - до 70 %. Условия погашения кредитов — льготные по сравнению с условиями обычного коммерческого. Срок погашения - 10-12 лет при ставке 5-7 % годовых. Ставка налога на капитал для мощностей по переработке пластмассовых и органических отходов, скрапированию автомобилей на первые два года

после установления мощностей снижается на 50 % [5, с. 48-53].

В Германии определен сбор с лиц, в ведении которых находятся могильники или промежуточные склады, и лиц, вывозящих отходы. Сбор является налогом, взимаемым в пользу государства. 90 % сборов ежеквартально перечисляются в Фонд окружающей среды, 10 % - Федеральному министерству по делам окружающей среды. Средства Фонда предоставляются: общинам или объединениям общин, федеральным землям, объединениям, занимающимся отходами, предприятиям, преобладающей деятельностью которых является обезвреживание и обработка отходов, владельцам недвижимости, в пределах которой размещаются отходы.

Эффективным способом экономического стимулирования правительством промышленных предприятий по осуществлению мероприятий по обработке и вторичному использованию отходов является предоставление данным фирмам режима ускоренной амортизации. Соответствующие налоговые льготы по природоохранным капитальным вложениям достигают высокого уровня от 20 до 80 % в течение первого же года эксплуатации оборудования.

Помимо государственных способов стимулирования и принуждения по развитию рынка переработки отходов существует и корпоративная форма. Корпоративным соглашениям легче найти общий язык с региональными властями. Мировая практика показывает, что данная форма более обязывающая, особенно в странах с переходной экономикой [5, с. 53-58].

Внедрение систем производственной логистики устранения отходов на предприятиях муниципальных и межмуниципальных территорий европейских государств способствует рационализации обращения отходов и развитию эффективного бизнеса.

В Японии, Северной Америке и Западной Европе развит обмен отходами, что стимулирует их повторное использование в промышленности. Обмен базируется на предположении, что отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Многие предприятия выступают в качестве информационных центров, издавая каталоги имеющихся отходов и требуемых отходов для информирования различных отраслей промышленности. Поэтому в промышленно развитых странах большое значение придается созданию информа-ционно-поисковых систем, позволяющих находить оптимальную связь между источником образования отходов и их потребителем. В настоящее время в мире функционирует примерно 51 биржа отходов. Биржи делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации исполняют роль информаторов (информационные биржи), т. е. осуществляют посредничество между производителями и потребителями отходов. Фи-

нансируется их деятельность государством и заинтересованными предприятиями. Коммерческие организации занимаются скупкой определенных видов отходов и их перепродажей [1, с. 145].

Мировой рынок услуг по переработке специальных промышленных отходов и очистке загрязненных почв оценивается в 20 млрд евро, из которых около 50 % приходится на операции, выполняемые самими промышленными предприятиями. Согласно прогнозу, в ближайшие годы оборот компаний, специализирующихся на данной переработке, будет расти со среднегодовым темпом 8 %. Аналогичная тенденция прослеживается и на европейском рынке ликвидации неопасных промышленных отходов. В настоящее время сектор ликвидации неопасных строительных и промышленных отходов отстает от более активных рынков отходов специальных и коммунальных. Отчетливо прослеживается тенденция возрастания инвестиций в альтернативные технологии, такие как сжигание, сортировка, превращение во вторичное сырье и биологическая обработка.

Как мы видим, анализ управления отходами в промышленно развитых странах показывает, что использование отходов в качестве вторичного сырья возможно и эффективно достигается в процессе его капитализации непосредственно при государственном регулировании с использованием законодательных, организационных, экономических, технических и экологических методов.

Несмотря на единичные проблемы некоторых стран, возникающие в связи с использованием отходов производства и потребления, тем не менее, основные подходы ведущих мировых держав к решению проблем ТБО каждый год видоизменяются и обогащаются новыми требованиями, и уже на настоящий момент с уверенностью можно сказать, что страны мира многого добились в решении данной проблемы.

Анализ существующего ныне опыта обращения и управления ТБО в Пермском крае и сопоставление его с зарубежным опытом показывают, что российская практика управления ТБО неэффективна и соответствует европейской ситуации 70-х годов. Более 90 % всех твердых бытовых отходов после одноэтапного нераздельного сбора в местах их образования вывозится на свалки и полигоны.

В сложившихся условиях необходима коррекция государственного поведения и формирования экономических инструментов с целью создания условий для развития экологического предпринимательства в данной сфере. Организационно-экономическая составляющая регионального управления в период рыночных отношений является определяющим и исключительно важным звеном в процессе повышения эффективности использования природно-экономического потенциала территории, в т. ч. и капитализации отходов производства и потребления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировой опыт показывает, что эффективным способом стимулирования вторичного использования отходов является их капитализация на основе организационно-экономических методов территориального управления. Наличие действенной политики в корне меняет отношение субъектов экономической деятельности к использованию вторичного сырья и создаст предпосылки для развития рынка вторичных ресурсов. Переработка отходов из общественно полезного мероприятия становится экономически эффективной и экологически перспективной.

Положительный опыт управления отходами ведущих зарубежных стран может без сомнения иметь эффективное приложение в Пермском крае, однако прямой перенос его на российскую почву не всегда может дать положительные результаты, важную роль здесь также играют социокультурные, психологические, исторические и национальные факторы. Необходимо разрабатывать собственный комплексный механизм управления отходами, учитывая региональные особенности Пермского края.

Тем не менее, уже на первых этапах построения рациональной системы управления отходами в Пермском крае, исходя из положительного международного опыта, необходимо:

• создать надежную правовую базу на уровне региона, создающую прозрачные условия для регулирования вопросов обращения отходов и не создающую двусмысленности и противоречий в решении одних и тех же вопросов. Разветвленная система экологического законодательства края должна одержать основной документ - Кодекс (Закон) о природной среде Пермского края, а также свод сопутствующих экологических законов и правовых актов;

• разработать региональные и межмуници-пальные программы по обращению с отходами, учитывающие региональные особенности Пермского края, и направленные на повышение его конкурентоспособности за счет снижения экологических рисков;

• разработать механизм экономического стимулирования деятельности частного бизнеса по вовлечению во вторичный оборот отходов производства и потребления через различные механизмы в виде налоговых льгот и субсидий для создания экономически привлекательных условий в системе управления отходами, направленной на производство экологически чистой продукции. Требуется внедрение экономических инструментов управления отходами, являющихся эффективным инструментом экономического стимулирования, и, что самое главное, построения рыночного механизма управления отходами;

• укрепить систему государственного экологического контроля в сфере обращения с отходами. Целью осуществления государственного эко-

логического контроля в области обращения с отходами производства и потребления являются:

- контроль соблюдения хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления;

- предотвращение загрязнения окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;

- возмещение ущерба от загрязнения окружающей среды при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, связанных с обращением с отходами;

• разработать правила сбора и удаления отходов; создать разветвленную систему сбора отходов, в том числе вторичного сырья. Для этого потребуется внедрение инструментов и технологий, обеспечивающих сортировку отходов их производителями, источниками и специализированными организациями с целью максимального использования вторичных ресурсов и исключения их безвозвратных потерь при захоронении.

• создать специализированные объекты размещения отходов. _Дяя рационального управления отходами на территориальном уровне необходимо создание межмуниципальных мусороперерабатывающих комплексов и санитарных полигонов. В рамках новой концепции будет необходимым ликвидация или рекультивация существующих экологически опасных свалок.

Таким образом, существует необходимость разработки и утверждения на правительственном уровне интегрированной концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Пермского края и ее поэтапная реализация, позволяющая создать специальную систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработку отходов. При этом будет задействован каждый участник процесса: хозяйствующие субъекты сферы материального производства и услуг - как собственники отходов производства и производственного потребления; физические лица

- как собственники бытовых отходов; органы муниципального управления - как субъекты хозяйственной деятельности, организующие сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов.

Внедрение концепции завершит структурное оформление отрасли санитарной очистки на региональном и муниципальном уровнях. Создание отрасли санитарной очистки будет направлено на реализацию региональной политики устойчивого развития, инвестиционную привлекательность региона и формирование рынка вторичных ресурсов и экологических услуг. Результатом деятельности отрасли будет являться улучшение санитарного и экологического состояния территорий, возврат ресурсов в хозяйственный оборот, снижение количества объектов захоронения отходов, ликвидация свалок.

Литература

1. Clear and Competitive? Motivating environmental performance in industry/by Rupert Howes, Jim Skea, Bob Whelan. - London: Earths can Publications Ltd, 1997.

2. Environmentally Sound Management In Germany/by Andreas Jaron - Presentation on the OECD.

- Mexico: Workshop on ESM, 1999.

3. Making Cities Work. The role of Local Authorities in the Urban Environment/by Richard Gilbert, Don Stevenson, Herbert Girardet, Richard Stren.

- London: EARTHSCAN Publications Ltd., 1996.

4. Regulation by prices, quantities, or both: a review of instrument choice // Oxford review of economic policy. - 2006. - Vol. 22, M 2.

5. Waste Treatment and Disposal. Second edition/ by Paul T. Williams. - London: John Wiley&Sons, Ltd, 2005.

6. Отчет «Итоги экономического и социаль-

ного развития Пермского края в январе-декабре 2007 года» // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю -

www.permstat. ги

Поступила в редакцию 15 мая 2009 г.

Шуварикова Евгения Владимировна. Аспирант очной формы обучения кафедры экономической теории и отраслевых рынков Пермского государственного университета, г. Пермь. Область научных интересов - формирование регионального механизма управления отходами. Контактный телефон: 8-902-47-600-44.

Shuvarikova Eugeniya Vladimirovna is a post graduate full-time student at the Economic Theory and Sectoral Markets Department of Perm State University, Perm. Research interests: development of a waste management regional mechanism. Tel: 8-902-47-600-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.