Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ КРЕДИТОВ ПОД ЗАЛОГ ОБЪЕКТОВ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ КРЕДИТОВ ПОД ЗАЛОГ ОБЪЕКТОВ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субъекты малого и среднего предпринимательства / кредитный договор / залог исключительных прав / субсидия / независимая гарантия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Н.А., Матвеев И.В.

С середины 2019 г. по апрель 2021 г. в России была предпринята попытка создания правового механизма системы стимулирования и правовой поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства путем обеспечения доступности кредитных ресурсов под залог объектов интеллектуальной собственности. В связи с тем, что исключительные права определенной части объектов права интеллектуальной собственности, зарегистрированных в Российской Федерации, стали обладать более высоким уровнем ликвидности, кредитные организации при определенных условиях стали чаще кредитовать субъектов предпринимательской деятельности под залог объектов права интеллектуальной собственности. При этом несение полных расходов по оплате процентов даже по таким кредитам для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства является непосильным бременем, в связи этим государством начал реализовываться проект финансовой помощи указанным субъектам. Однако в апреле 2021 г. соответствующее Постановление Правительства было отменено и реализация данного механизма была приостановлена. Несмотря на это, проблематика правового обеспечения получения субсидий от государства на возмещение расходов, связанных с предоставлением заемщику возмещения на обслуживание кредитов под залог объектов интеллектуальной собственности остается актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ КРЕДИТОВ ПОД ЗАЛОГ ОБЪЕКТОВ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-181-191 МАТВЕЕВА Наталья Алексеевна,

NIION: 2018-0076-9/21-176 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-375 доцент Департамента правового регулирования

экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, член квалификационной коллегии судей Московской области,

e-mail: natamatveeva@rambler.ru

МАТВЕЕВ Игорь Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста РФ), e-mail: ivmatveev@rambler.ru

ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ КРЕДИТОВ ПОД ЗАЛОГ ОБЪЕКТОВ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация. С середины 2019 г. по апрель 2021 г. в России была предпринята попытка создания правового механизма системы стимулирования и правовой поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства путем обеспечения доступности кредитных ресурсов под залог объектов интеллектуальной собственности. В связи с тем, что исключительные права определенной части объектов права интеллектуальной собственности, зарегистрированных в Российской Федерации, стали обладать более высоким уровнем ликвидности, кредитные организации при определенных условиях стали чаще кредитовать субъектов предпринимательской деятельности под залог объектов права интеллектуальной собственности. При этом несение полных расходов по оплате процентов даже по таким кредитам для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства является непосильным бременем, в связи этим государством начал реализовы-ваться проект финансовой помощи указанным субъектам. Однако в апреле 2021 г. соответствующее Постановление Правительства было отменено и реализация данного механизма была приостановлена. Несмотря на это, проблематика правового обеспечения получения субсидий от государства на возмещение расходов, связанных с предоставлением заемщику возмещения на обслуживание кредитов под залог объектов интеллектуальной собственности остается актуальной.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, кредитный договор, залог исключительных прав, субсидия, независимая гарантия.

MATVEEVA Natalya Alexeyevna,

PhD (Law), Associate Professor, associate Professor of Department of Legal Regulation of Economic Activity of Financial University under the Government of the Russian Federation member of the qualification board of judges of the Moscow region

MATVEEV Igor Valentinovich,

PhD (Law), Associate Professor, associate Professor of Department of Legal Regulation of Economic Activity of Financial University under the Government of the Russian Federation associate Professor of the Department of Civil and Business Law of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry

of the Ministry of Justice of Russia)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

EXPERIENCE OF LEGAL PROVISION OF SUBSIDIES FROM THE FEDERAL BUDGET TO SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED

ENTREPRENEURS FOR RECOVERY OF EXPENSES RELATED TO OBTAINING LOANS UNDER THE COLLECTION OF RESIDENCES

Annotation. From mid-2019 to April 2021, an attempt was made in Russia to create a legal mechanism for a system of incentives and legal support for the development of small and medium-sized businesses by ensuring the availability of credit resources secured by intellectual property. Due to the fact that the exclusive rights of a certain part of the objects of intellectual property rights registered in the Russian Federation began to have a higher level of liquidity, credit institutions, under certain conditions, began to more often lend to business entities secured by objects of intellectual property rights. At the same time, bearing the full costs of paying interest even on such loans for most small and medium-sized businesses is an unbearable burden, in connection with this, the state began to implement a project of financial assistance to these entities. However, in April 2021, the corresponding Government Decree was canceled and the implementation of this mechanism was suspended. Despite this, the problem of legal support for obtaining subsidies from the state to reimburse the costs associated with providing the borrower with reimbursement for servicing loans secured by intellectual property objects remains relevant.

Key words: small and medium-sized businesses, loan agreement, pledge of exclusive rights, subsidy, independent guarantee.

С середины 2019 года как в правовом, так и экономическом пространстве Российской Федерации начал складываться механизм системы стимулирования и правовой поддержки развития высокотехнологичных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) путем обеспечения доступности кредитных ресурсов под залог объектов интеллектуальной собственности. В связи с тем, что исключительные права определенной части конкретных объектов права интеллектуальной собственности, зарегистрированных в Российской Федерации, стали обладать более высоким уровнем ликвидности, кредитные организации при определенных условиях стали чаще кредитовать субъектов предпринимательской деятельности под залог объектов права интеллектуальной собственности. При этом несение полных расходов по оплате процентов даже по таким кредитам для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства является непосильным бременем, в связи этим государством начал реализовы-ваться проект финансовой помощи указанным субъектам.

Принятое 30 апреля 2019 года Постановление Правительства Российской Федерации № 533 (в редакции от 25 сентября 2019 года) «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанные с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность» (далее -Постановление № 533)1 вместе с Приказом Мини-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04. 2019 г № 533 «Об утверждении

стерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2019 года № 516 «О деятельности комиссии по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанные с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность» (далее - Приказ № 516)2 создали необходимую юридическую базу для правового обеспечения рассматриваемых отношений.

Следует заметить, что сама возможность субсидирования государством расходов заемщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с получением ими кредитов, исходит из содержания ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 29-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2020 года) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ о РМСП)3, где предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъ-

правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанные с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность»//СЗ РФ. - 2019. - № 19. - Ст. 2290.

2 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.08.2019 г. № 516 «О деятельности комиссии по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанные с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность»//сПс Кон-сультантПлюс.

3 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 29-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2020 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»/^ РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за счет федерального бюджета.

К сожалению, Постановление № 533, утвердившее Правила, устанавливающие цели, условия и порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанных с получением кредита под залог прав на интеллектуальную собственность, было отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2021 года № 589 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 533 и от 25 сентября 2019 г. № 1247»1. Однако Приказ № 516, регулирующий прохождение одного из процессуальных этапов в системе предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно вынесение решения Комиссии по вопросам предоставления таких субсидий продолжает действовать, в связи с чем образовавшийся правовой вакуум восполняется как нормами Приказа № 516, так и уже сложившейся практикой предоставления субсидий, которая возникла на основе уже не действующего Постановления № 533.

Как было указано в п. 2 Постановления № 533, субсидии предоставляются в целях повышения доступности получения кредитов под залог прав на объекты интеллектуальной собственности субъектами малого и среднего предпринимательства. Данные субсидии призваны возместить, во-первых, затраты заемщика в отчетном финансовом году, в котором предоставляется субсидия на уплату вознаграждения за предоставление обеспечения кредитного обязательства под залог объекта интеллектуальной собственности, а, во-вторых, уплату части процентов за пользование кредитом. Таким образом, основное назначение предоставляемой субсидии состоит в облегчении бремени заемщика, связанного с получением кредита и уплате по нему процентов. С учетом того, что заемщик самостоятельно, без помощи бюджетных ассигнований, будет возвращать займодавцу размер кредита в полном объеме, а также непокрытую субсидией часть процентов за пользование денежными средствами, его субсидирование в вышеуказанном объеме должно стимулировать подобного рода кредитование, что в конце концов должно дать положительный

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2021 года № 589 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 533 и от 25 сентября 2019 г. № 1247»//СЗ РФ. - № 16 (Часть III). -Ст. 2805.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

эффект как в целях развития малого и среднего бизнеса в общем, так и конкретной инновационной деятельности заемщика в частности.

В этой связи имеет место факт адресной помощи государства субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета, а значит и налогоплательщиков, с целью стимулирования инноваций в экономику. Предоставление подобных субсидий носит не разовый, а системный характер, а также на основании вышеназванных подзаконных актов создается сложная структура правоотношений, основными участниками которой являются заемщик как получатель субсидии и Российская Федерация как субъект, предоставляющий субсидию, при этом от имени Российской Федерации действует Министерство экономического развития Российской Федерации. Помимо этого дополнительными участниками этого сложного правоотношения являются АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которая также играет свою роль в вопросе принятия решения о предоставлении субсидии, кредитная организация, заключившая соглашение о сотрудничестве с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», непосредственно предоставляющая кредит, а также субъект, предоставляющий обеспечение по кредиту, которыми в числе прочих могут быть АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» или фонд содействия кредитованию.

Обращает на себя внимание, что соответствующее субсидирование расходов заемщика на получение кредита возможно в случае обеспечения такого кредита залогом права на объект интеллектуальной собственности. Абзац 3 п. 3 Постановления № 533 под интеллектуальной собственностью понимал зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, которые используются в деятельности заемщика и исключительные права на которые принадлежат заемщику, либо зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности товарные знаки в совокупности с иными правами на интеллектуальную собственность. Тем самым давался исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности, которые могли быть предметом залога. При этом право на товарный знак не может быть отдельным предметом залога, а лишь в совокупности с теми объектами,

которые указаны в соответствующей норме. Также Постановление № 533 требовало, чтобы права на вышеуказанные объекты были зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Это в большей степени было актуально для программ для ЭВМ и баз данных, права на которые могут существовать и без государственной регистрации наряду с иными объектами авторского права. Однако в Постановлении № 533 не указывались селекционные достижения, права на которые в обязательном порядке требуют государственной регистрации (ст. 1414 ГК РФ) и топологии интегральных микросхем, права на которые могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя (ст. 1452 ГК РФ).

С учетом того, что среди приоритетных сфер деятельности заемщика, претендующего на получение соответствующей субсидии, прямо названа сельскохозяйственная деятельность, деятельность в области информации и связи, а также деятельность профессиональная, научная и техническая, такие объекты прав интеллектуальной собственности как селекционные достижения и топологии интегральных микросхем, бесспорно, должны быть включены в перечень предмета залога, обеспечивающего возврат кредита для заемщика, претендующего на получение субсидии.

В связи с тем, что субъекты МСП, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью имеют патенты на селекционные достижения, в качестве которых выступают сорта растений и породы животных и срок действия этих патентов составляет тридцать лет (п. 1 ст. 1424 ГК РФ), а в соответствии с п. 2 ст. 1424 ГК РФ на сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, в том числе их подвоев, срок действия исключительного права и удостоверяющего это право патента составляет тридцать пять лет, для банков залог данных объектов интеллектуальной собственности был бы привлекателен в силу достаточно длительного периода действия исключительных прав на них, а также высокой степени ликвидности подобных объектов. В свою очередь субсидирование государством сельскохозяйственной деятельности субъектов МСП под залог в том числе и объектов селекционных достижений способствовало бы развитию сельскохозяйственного производства на территории Российской Федерации и ограничению импорта сельскохозяйственного рынка.

Что же касается расширения перечня объектов интеллектуальной собственности топологиями интегральных микросхем, под залог которых субъектам МСП банки выдают кредиты, а государство в лице Министерства экономического разви-

тия Российской Федерации субсидирует их, следует заметить, что данный объект исключительных прав может иметься у высокотехнологичных субъектов малого и среднего бизнеса и быть привлекательным с точки зрения возможности его реализации при нарушении кредитных обязательств (обращении взыскания на предмет залога). Согласно п. 1 ст. 1448 ГК РФ топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие.

Ввиду того, что согласно п. 1 ст. 1452 ГК РФ государственная регистрация исключительного права на топологию интегральной микросхемы осуществляется по желанию правообладателя, возможность расширения использования объектов исключительных прав представляется возможным только для зарегистрированных в Роспатенте топологий.

С учетом содержания сложного многосубъектного правоотношения и ступенчатости в порядке предоставления соответствующей субсидии имеются основания говорить о системе стимулирования и правовой поддержки развития высокотехнологичных субъектов МСП путем обеспечения доступности кредитных ресурсов под залог объектов интеллектуальной собственности, под которой следует понимать инструмент финансовой поддержки субъекта малого и среднего предпринимательства, в результате которого между определенным кругом лиц возникает совокупность отношений по организации субсидирования и собственно субсидированию некоторых расходов заемщика, связанных с обеспечением возврата кредита и уплаты процентов по нему.

Право на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность, предоставлялось лицам, имеющим в соответствии со ст. 4 ФЗ о РМСП статус субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное субъективное право заключается в возможности требования субсидии от Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации и корреспондирует обязанности эту субсидию предоставить.

Данное право принадлежало не всем субъектам малого и среднего предпринимательства, а

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

только тем, которые осуществляют свою деятельность в одной или нескольких отраслях или приоритетных видах экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по ограничительному перечню, который устанавливался Правительством РФ (Приложение № 2 Постановления № 533). В этот перечень входили виды деятельности в области сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающего производства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, туризма, информации и связи, здравоохранения, образования, профессиональной научной и технической деятельности с указанием ОКВЭД 2.

По своей природе договор о предоставлении субсидии представляет собой разновидность договора финансовой услуги - договор беспроцентного займа с использованием суммы займа по целевому назначению, заключаемый между публично-правовым образованием - Российской Федерацией в лице Министерства экономического развития РФ и заемщиком - субъектом МСП, который соответствует требованиям законодателя. В этой связи при наличии споров, возникающих из договора о предоставлении субсидии сторонам следует руководствоваться условиями договора, положениями параграфа 1 «Заем» Главы 42 ГК РФ, общими положениями о договоре (подраздел 2 Раздела III «Общие положения о договоре» ГК РФ), а также нормами подраздела 1 Раздела III «Общие положения об обязательствах» ГК РФ, особенно в части оснований ответственности заемщика за нарушение обязательств, возникающих из договора предоставления субсидии.

Помимо обязательства предоставить субсидию в договоре о ее предоставлении устанавливались следующие существенные условия:

- сроки, цели, условия и порядок представления отчетности о достижении показателя результативности предоставления субсидии;

- согласие заемщика на осуществление Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля со стороны займодавца за соблюдением заемщиком целей, условий и порядка предоставления субсидий;

- ответственность заемщика за нарушение условий предоставления субсидий;

- порядок и сроки возврата в федеральный бюджет заемщиком предоставленной субсидии в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством экономического развития Российской Федерации и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

- основания и порядок расторжения договора о предоставлении субсидии;

- перечень документов, представляемых заемщиком для получения субсидии, и порядок их представления;

- размер субсидии;

- банковские реквизиты расчетного счета заемщика, на который перечисляются денежные средства в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидии;

- порядок и сроки возврата заемщиком соответствующих средств в федеральный бюджет в случае недостижения показателя результативности предоставления субсидии;

- порядок, формы и сроки представления отчетности о достижении показателя результативности предоставления субсидии;

- информация о товарах (работах, услугах), на приобретение (выполнение, получение) которых осуществлено или запланировано расходование кредитных средств в год предоставления субсидии, об объемах таких средств (цели кредитования под залог прав на интеллектуальную собственность).

Сравнительно небольшой опыт использования договора о предоставлении субсидии в практике МСП еще не привел к судебным спорам, связанным с защитой прав и законных интересов сторон данного договора. С учетом того, что предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с получением кредитов под залог прав на объекты интеллектуальной собственности, является не разовым, а систематическим, объективно требуется разработка конструкции типового договора «О предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог объектов интеллектуальной собственности».

«Типовой договор - это договор, содержащий унифицированные, наиболее часто встречающиеся условия сделок...»1. Конструкция типового договора согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ означает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Типовые договоры положительно зарекомендовали себя:

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

- в жилищной сфере (Типовой договор найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 3151);

- в сфере водоснабжения и водоотведения (Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 6452);

- в сфере технического осмотра транспортного средства (Типовой договор о проведении технического осмотра транспортного средства утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 5733) и в других сферах.

Представляется, что для всех соискателей получения субсидий условия такого договора могут быть одинаковыми за исключением:

- размера субсидии;

- сроков, цели, условий и порядка представления отчетности о достижении показателя результативности предоставления субсидии;

- банковских реквизитов расчетного счета заемщика, на который перечисляются денежные средства в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидии;

- информации о товарах (работах, услугах), на приобретение (выполнение, получение) которых осуществлено или запланировано расходование кредитных средств в год предоставления субсидии, об объемах таких средств (цели кредитования под залог прав на интеллектуальную собственность).

Кроме того, не стоит включать в текст конкретные основания и порядок расторжения договора о предоставлении субсидии, которые должны исключительно соответствовать указанию в законе. Речь идет об общих основаниях изменения и расторжения договора, указанных в ст. 450 - 451 ГК РФ (изменение и расторжение договора по соглашению сторон, а также изменение и расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным нарушением условий договора одной из сторон, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора).

В этой связи представляется возможным и необходимым утверждение Типового договора «О

1 Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения»// СЗ РФ. -2005. - № 22. - Ст. 2126.

2 Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»// СЗ РФ. - 2013. - № 32. - Ст. 4307.

3 Приказ Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 573 «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра» (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2011 № 22370//Рос-сийская газета. - 2012. - 14 декабря.

предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог объектов интеллектуальной собственности» Приказом Министерства экономического развития РФ, у которого, как видим, уже имеется опыт утверждения подобных конструкций. Возможность использования типового договора позволит динамичнее оформлять соответствующие договорные отношения и избежать юридических ошибок, которые могут лечь в основу судебных тяжб межу субъектами данных правоотношений.

Таким образом, право на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность состоит из права претендовать на нее и права требовать субсидии, которое несет в себе договорное основание. Анализ обязательных условий договора позволяет сделать вывод о необходимости разработки конструкции Типового договора «О предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на получение субсидии на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог объектов интеллектуальной собственности» и ее утверждение Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.

Для того чтобы стать соискателем получения субсидии субъект малого и среднего предпринимательства должен соответствовать определенным условиям ее предоставления, часть из которых зависит от личности самого заемщика, а другая связана с особенностями обеспечения возврата займа в соответствии с договорами, заключенными заемщиком и займодавцем, залогодержателем, залогодателем, если предмет залога предоставляется не заемщиком, а третьим лицом, и субъектом, предоставившим обеспечение.

Пункт 9 Постановления № 533 содержал весьма важные условия предоставления субсидии, которые были связаны с личностью заемщика и его деятельностью. Помимо того, что заемщик должен был являться субъектом малого и среднего предпринимательства, он на дату не ранее чем за 10 календарных дней до дня подачи заявки на заключение договора о предоставлении субсидии, подписанной руководителем заемщика или уполномоченным лицом заемщика, действующим на основании доверенности, должен соответствовать следующим требованиям:

- не является российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждае-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

мый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

- не получает из федерального бюджета средства на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели предоставления субсидии;

- не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства (если это юридическое лицо);

- не прекратил деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (если это индивидуальный предприниматель);

- по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором подана заявка, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;

- осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях или приоритетных видах экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по перечню;

- отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность перед кредитной организацией по уплате процентов за пользование кредитом;

- отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по уплате вознаграждения за предоставление обеспечения по кредиту.

Таким образом, вышеперечисленные условия, связанные с личностью заемщика и его деятельностью, являлись отправной точкой для обретения возможности получения требуемой субсидии. Как видно, право на субсидию не имеют субъекты, уже обладающие иной финансовой государственной поддержкой, либо поддержкой за счет иностранных инвестиций, лица, статус которых на момент подачи заявки о заключении договора на получение субсидии является неопределенным (находятся в процесс реорганизации, ликвидации, банкротства), ненадлежащим образом исполняющие свои финансовые обязательства. При этом к условиям предоставления субсидии, связанным с личностью заемщика и его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

деятельностью, также относится осуществление им функции в сфере приоритетных видов экономической деятельности.

Пунктом 8 Постановления № 533 были определены пять требований к претенденту на статус адресата субсидии, связанные с получением кредита и обеспечением его возврата.

Во-первых, заемщиком должен быть заключен с кредитной организацией кредитный договор, обеспечением исполнения обязательств по которому является в том числе залог (созалог) прав на интеллектуальную собственность. Обращает на себя внимание тот факт, что кредит мог быть взят заемщиком не в любой кредитной организации, осуществляющей выдачу кредитов на основании выданной ей лицензии Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а в той, которая заключила соглашение о сотрудничестве с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация), и (или) в акционерным обществе «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», и (или) фондом содействия кредитованию (гарантийным фондом, фондом поручительства) и (или) отобранной в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» (далее - Постановление № 1764)1.

Таким образом, круг кредиторов (займодав-цев), предоставляющих заемщику кредит под залог объекта интеллектуальной собственности представляется неоправданно узким. Помимо того, что кредитная организация должна иметь заключенное соглашение с Корпорацией, акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», она должна быть отобрана комиссией, созданной в соответствии с Постановлением № 1764. В этой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке»//СЗ РФ. -2019. - № 1. - Ст. 58.

связи предлагается расширить круг лиц кредитных организаций, заемщики которых могут получать кредиты под залог объектов интеллектуальной собственности с последующим получением субсидии, посредством упрощения порядка получения соответствующего статуса для кредитора. Это будет стимулировать и процесс кредитования на развитие предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у них будет больший выбор кредитора, а, следовательно, и большие возможности согласования более выгодных для себя условий получения и возврата кредита.

Во-вторых, требовалось, чтобы в отношении заемщика было предоставлено обеспечение по кредиту в пользу кредитной организации. Так, обеспечение по кредиту - это независимая гарантия, иное обеспечение исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (помимо залога (созалога) прав на интеллектуальную собственность), отнесенное в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации, к обеспечению I или II категории качества, предоставляемое в том числе Корпорацией, акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» или фондом содействия кредитованию (гарантийным фондом, фондом поручительства).

Обращает на себя внимание необходимость второго помимо залога способа обеспечения возврата кредита заемщиком, за предоставление которого последний должен заплатить третьему лицу. Вся сумма платы за предоставление соответствующего обеспечения компенсируется государством заемщику в рамках предоставляемой субсидии.

Данное обеспечение могло быть предоставлено по общему правилу любым субъектам. При этом указанная норма рекомендует в качестве таковых Корпорацию, акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» или фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительства). Вместе с этим абз. 7 п. 3 Постановления № 533 называл конкретные способы обеспечения по кредиту, которые одновременно с залогом прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечивают обязательства заемщика по возврату предоставленной денежной суммы. В качестве такого способа прямо называется независимая гарантия, требования к гаранту по которой рассматриваемой нормой не прописываются, из чего можно сделать вывод о том, что ее правовой режим будет исключительно определяться ст. 368 - 379 ГК РФ.

Остальные возможные способы обеспечения по кредиту под залог объектов интеллектуаль-

ной собственности для получения заемщиком субсидии определялись в п. 7 Постановления № 533 путем отсылки к акту Центрального Банка Российской Федерации, устанавливающему обеспечение I и II категории качества. Так, согласно п. 6.2 Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П (в ред. от 16.10.2019) «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (вместе с «Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд») (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 № 47384) (далее -Положение № 590-П)1 к обеспечению I категории качества могут быть отнесены:

- залог конкретного имущества (например, котируемые ценные бумаги государств, имеющих кредитный рейтинг на уровне не ниже «ВВВ» по международной рейтинговой шкале иностранного кредитного рейтингового агентства «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс», облигации Банка России, аффинированные драгоценные металлы в слитках (золото, серебро, платина и палладий) и др., а также залог прав по договору банковского счета (п. 6.2.1. Положения № 590-П);

- гарантийный депозит (вклад) - размещенный в кредитной организации - кредиторе депозит (вклад) юридического лица, которое имеет перед кредитной организацией неисполненные денежные обязательства либо обязательства, возникшие (которые могут возникнуть) в результате исполнения кредитной организацией принятого на себя условного обязательства кредитного характера (п. 6.2.2. Положения № 590-П);

- гарантия Российской Федерации, банковская гарантия Банка России, поручительства (гарантии, резервные аккредитивы) правительств и банковские гарантии центральных банков стран, имеющих страновую оценку «1», а также стран с высоким уровнем доходов, являющихся членами ОЭСР и (или) Еврозоны (п. 6.2.3. Положения № 590-П);

- поручительства (гарантии, резервные аккредитивы) иностранных юридических лиц, имеющих высокий кредитный рейтинг, а также юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации одним из российских кредитных рейтинговых агентств,

1 Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П (ред. от 16.10.2019) «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (вместе с «Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд») (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 № 47384) //Вестник Банка России. № 65 - 66. 04.08.2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России (п. 6.2.4. Положения № 590-П);

- поручительства (гарантии) субъектов Российской Федерации, имеющих кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации одним из российских кредитных рейтинговых агентств, не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России (п. 6.2.5. Положения № 590-П);

- компенсационный депозит Банка России (п. 6.2.6. Положения № 590-П);

- обязательства государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по обратному выкупу ссуд у кредитных организаций, которые приобрели их в рамках процедур банкротства (п. 6.2.7. Положения № 590-П);

- договоры страхования экспортных кредитов и инвестиций, обеспеченные государственными гарантиями, соответствующие требованиям п. 6.2.8. Положения № 590-П;

- поручительства (гарантии) юридических лиц, исполнение обязательств по которым прямо либо косвенно (через третье лицо) обеспечено гарантией Российской Федерации (п. 6.2.9. Положения № 590-П);

- независимые гарантии и поручительства акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в соответствии с п. 6.2. Положения № 590-П;

В соответствии с п. 6.3. Положения № 590-П к обеспечению II категории качества отнесены:

- залог имущества, указанного в п. 6.3.1 Положения № 590-П (в частности залог ценных бумаг, к которым предъявляются особые требования, особых свойств, залог вещей при наличии их устойчивого рынка и (или) иных достаточных оснований считать, что соответствующий предмет залога может быть реализован в срок, не превышающий 270 календарных дней со дня возникновения основания для обращения, залог имущественных прав (требований) на недвижимое имущество при наличии достаточных оснований считать, что соответствующие права (требования) могут быть реализованы в срок, не превышающий 270 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на предмет залога, и др.);

- гарантии (банковские гарантии) и поручительства, соответствующие требованиям пунктов 6.3.2. - 6.3.5. Положения № 590-П.

Обращает на себя внимание весьма сложная юридическая техника отсылки к нормам Положения № 590-П, большинство требований к способам обеспечения возврата кредита вряд ли являются доступными и целесообразными для субъек-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

тов малого и среднего предпринимательства. В этой связи было бы необходимо вместе с независимой гарантией указать поручительство каких субъектов гражданского оборота и на каких условиях здесь возможно. Также вызывает вопрос актуальности использования еще одного залога (пусть и предоставленного не самим заемщиком, а третьим лицом) в качестве дополнительного обеспечения по кредиту, поскольку такой механизм является тяжеловесным, перенасыщенным, хотя и прямо не запрещенным законом. В этой связи предлагается в отношении второго обеспечения по кредиту ограничиться либо независимой гарантией, либо поручительством.

В-третьих, у заемщика должна была отсутствовать просроченная (неурегулированная) задолженность перед кредитной организацией по уплате процентов за пользование кредитом.

В-четвертых, у него должна отсутствовать просроченная (неурегулированная) задолженность по уплате вознаграждения за предоставление обеспечения по кредиту. К сожалению, законодатель не уточнял, речь идет о кредитах и их обеспечениях вообще или о кредите, конкретно взятом под залог объектов интеллектуальной собственности, для облегчения кредитного бремени которого заемщик желает получить субсидию. Лишь системное толкование соответствующей нормы (пп. в) и г) п. 8 Постановления № 533) давало основание полагать, что указанные требования относятся к кредиту, под который заемщик желает получить субсидию.

В-пятых, заемщиком должна быть обеспечена государственная регистрация залога исключительного права на интеллектуальную собственность по договору залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак. Данное требование, указанное в пп. д) п. 8 Постановления № 533, не упоминало о регистрации залога исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных, которые значатся в общем списке объектов права интеллектуальной собственности, залог которых был допустим.

Среди условий предоставления субсидий, связанных с получением кредита и обеспечением его возврата, установленных Постановлением № 533, отсутствовало необходимое шестое условие о наличии документа об оценке предмета залога, который необходимо внести и заодно и определить порядок осуществления соответствующих оценочных действий.

Таким образом, налицо определенные погрешности в установлении условий предоставления субсидий, которые следует устранить при разработке нового Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующего порядок

предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанные с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность.

Порядок действий участников правоотношений по предоставлению субсидии регулировался пунктами 9 - 12 Постановления № 533, а также Приказом № 516. Условно этот порядок можно подразделить на следующие этапы.

1) Подача заявки заемщиком в Министерство экономического развития Российской Федерации.

2) Принятие и регистрация заявки Министерством экономического развития Российской Федерации.

3) Проведение Министерством экономического развития Российской Федерации формальной экспертизы предоставленных заемщиком заявки и документов, приложенных к ней, на соответствие правилам предоставления субсидии.

4) Вынесение Министерством экономического развития Российской Федерации решения о соответствии или несоответствии заявки и документов вышеуказанным требованиям, направление заемщику соответствующего уведомления об этом на бумажном носителе и (или) в электронном виде с предоставлением заемщику возможности предоставить недостающие документы и (или) внести исправления и корректировки в существующие.

5) Направление документов в АО Федеральную Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Корпорация).

6) Вынесение Корпорацией заключения о соответствии заемщика критериям и требованиям.

7) Направление Корпорацией данного заключения в Министерство экономического развития Российской Федерации.

8) Направление Министерством экономического развития Российской Федерации заключения Корпорации в Комиссию, состоящую из представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Корпорации и иных лиц, предусмотренных вышеуказанным Постановлением, под председательством представителя Министерства экономического развития Российской Федерации.

9) Вынесение Комиссией решения о поддержании предложения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии с учетом достаточности лимита бюджетных обязательств.

10) Вынесение решения Министерства экономического развития Российской Федерации о

предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии.

11) Направление заемщику Министерством экономического развития Российской Федерации уведомления:

- о заключении договора о предоставлении субсидии;

- об отказе в заключении договора о предоставлении субсидии с указанием причин отказа в случае принятии решения об отказе в предоставлении субсидии.

Поэтапные действия заемщика и иных субъектов в процессе решения вопроса о предоставлении субсидии сопровождаются сроками их осуществления. Эти сроки представляются вполне разумными и незатянутыми для реализации права на получение субсидии и объективной проверки ее соискателя на соответствие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Установленные проблемы правового обеспечения отношения, связанного с получением субсидий на возмещение расходов по получению кредитов под залог прав на объекты интеллектуальной собственности, позволяют сформулировать и обосновать следующие предложения по совершенствованию действующего механизма.

Первое. В связи с отменой с 24 апреля 2021 года принятого 30 апреля 2019 года Постановления Правительства Российской Федерации № 533 (в редакции от 25 сентября 2019 года) «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанные с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность» в рамках правового обеспечения отношений по предоставлению субсидий из федерального бюджета субъектам МСП на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог прав на объекты интеллектуальной собственности, возник правовой вакуум, который необходимо восполнить путем скорейшей разработки Правительством Российской Федерации нового Постановления, посвященного вопросам подобного субсидирования с учетом выше высказанных критических замечаний и сравнительно короткого опыта.

Второе. В связи с тем, что Постановление № 533 фактически предусматривало возможность получения субсидий для обслуживания кредитов под залог объектов интеллектуально собственности субъектами МСП, занятыми в сельскохозяйственной деятельности, а также в сфере наукоемких технологий представляется недостаточным указание в новом проекте соответствующего Постановлении объектов интеллектуальной соб-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ственности, которые могут быть предметом залога для получения кредита и, соответственно, субсидии. В этой связи представляется необходимым расширить предмет залога, которым может обеспечиваться возврат кредита, взятый заемщиком, за счет возможности использования в данном качестве исключительных прав на селекционные достижения и топологии интегральных микросхем.

Третье. С учетом возможностей многократного использования конструкции Договора о предоставлении субсидии, необходимо с учетом имеющегося опыта заключения подобных договоров разработать модель Типового Договора о предоставлении субсидии, о чем Министерству экономического развития Российской Федерации необходимо принять соответствующий Приказ, содержащий форму соответствующего Типового договора.

Четвертое. Необходимо расширить круг лиц кредитных организаций, заемщики которых

могут получать кредиты под залог объектов интеллектуальной собственности с последующим получением субсидии, посредством упрощения порядка получения соответствующего статуса для кредитора.

Пятое. Требуется установление механизма оценки объекта интеллектуальной собственности для его передачи в залог с целью правильного понимания соотношения стоимости предмета залога с размером предоставленного кредита и размера предоставленного иного дополнительного обеспечения его возврата, и включение специальной нормы об этом в новое Постановление Правительства Российской Федерации.

Шестое. Целесообразно четко указать виды дополнительного обеспечения исполнения обязательств заемщика по возврату кредита, где помимо независимой гарантии следует ограничиться поручительством. При этом необходимо установление требований к личности поручителя и к условиям предоставления поручительства.

У

ч

ЮРКОМПАНИ

умм?. 1ац?-Ьоок5. ги

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.