ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-121-130
УДК 336.64(045)
JEL G20, G21, G23, G28, G30, G32
(CC) (
Развитие микрофинансирования и повышения доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования
С. В. Щурина
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6864-4281
BY 4.0
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — предпринимаемые государством меры, направляемые на стимулирование микрофинансирования и обеспечение доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования. Цель работы — разработка предложений по совершенствованию микрофинансирования и стимулирования предоставления микрозаймов субъектам хозяйствования в качестве источником привлечения дополнительных денежных средств в бизнес для пополнения оборотных средств. Устанавливается, что развитию микрофинансирования в стране мешают нелегальные кредиторы, количество которых превышает число легальных организаций в три раза; растущее среднее значение полной стоимости кредита; увеличение неоправданной долговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства вследствие высоких процентных ставок по кредитам. Микрофинансовые организации и банки ориентированы на разные группы клиентов при предоставлении микрозаймов, а потому они взаимовыгодно дополняют друг друга, обеспечивая полный охват клиентов и способствуя общему развитию финансового рынка. Приводятся причины отказа микрофинансовых организаций от предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства. В статье отмечается, что всплеск активности на кредитном рынке небезопасен, поскольку он обусловлен отложенными рисками вследствие моратория на банкротство, кредитных каникул и льготных кредитных ставок в условиях пандемии коронавируса. При затяжном характере восстановления экономики банки и микрофинансовые организации могут столкнуться с массовым невозвратом краткосрочных кредитов и просроченной задолженностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
В статье делается вывод о необходимости принятия государством дополнительных мер по развитию микрофинансирования.
Ключевые слова: микрофинансирование; микрозаймы; краткосрочный кредит; субъекты хозяйствования; малый и средний бизнес; малое и среднее предпринимательство
Для цитирования: Щурина С. В. Развитие микрофинансирования и повышения доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования. Экономика.Налоги.Право. 2021;14(3):121-130. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-3-121-130
ORiGiNAL PAPER
Development of Microfinance and increasing the Availability of Microloans for Business Entities
S. V. Shchurina
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-6864-4281
ABSTRACT
The subject of the study is the measures taken by the state aimed at stimulating the development of microfinance and ensuring the availability of microloans for business entities. The purpose of the work is to develop proposals for improving microfinance and stimulating the provision of microloans for business entities as a source of attracting additional funds to the business, mainly to replenish working capital. It is established that the development of microfinance in the country
© Щурина С. В., 2021
is hindered by the activities of illegal Lenders, the number of which exceeds the number of Legal organizations by three times; the growing average value of the total cost of the loan; the increase in the unjustified debt burden on small and medium-sized businesses due to high interest rates on loans. Microfinance organizations and banks are focused on different groups of clients when providing microloans, and therefore they mutually complement each other, which provides full coverage of clients and contributes to the overall development of the financial market. The reasons for the refusal of microfinance organizations to provide microloans to small and medium-sized businesses are given. The article notes that the surge in activity in the credit market is unsafe, as it is caused by deferred risks due to the bankruptcy moratorium, credit holidays and preferential credit rates in the context of the coronavirus pandemic. With the protracted nature of the economic recovery, banks and microfinance organizations may face massive non-repayment of short-term loans and overdue debts of small and medium-sized businesses.
The article concludes that it is necessary for the state to take additional measures to develop microfinance. Keywords: microfinance; microloans; short-term loans; business entities; small and medium-sized businesses; small and medium-sized businesses
For citation: Shchurina S. V. Development of microfinance and increasing the availability of microloans for business entities. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(3):121-130. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-121-130
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной экономики нуждается в финансовых ресурсах, одними из источников которых являются микрофинансовые организации (далее — МФО), предоставляющие субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) микрозаймы, имеющие целью не только получение дополнительных денежных средств, но и формирование кредитных историй, отвечающих требованиям бизнеса и позволяющих в дальнейшем обращаться за кредитами в банк.
Важным преимуществом получения микрозаймов для бизнеса является игнорирование результатов предыдущей хозяйственной деятельности, что важно для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта ведения бизнеса, кредитной истории и зарегистрированного залога, а также предпринимателей, не выполнявших ранее обязательств по возврату кредитов.
Получателями микрофинансовых услуг не всегда являются мелкие предприниматели и домохозяйства с невысоким доходом. Микрофинансирование выступает перспективным методом финансирования бизнеса, которому для стабильного развития в долгосрочной перспективе необходим доступ к нескольким независимым источникам капитала. Одним из таких безопасных источников являются банковские кредиты. Причем банки и МФО ориентированы на разные категории клиентов. Так, МФО отдают предпочтение начинающим предпринимателям, а банки, напротив, предоставляют займы на реализацию работающих инвестиционных проектов. Освоение сегмента мелких заемщиков для банков является затруднительным,
тогда как МФО могут сами выступать в роли заемщиков у банков.
Таким образом, роль микрофинансовых институтов, занимающихся микрофинансированием бизнеса, в финансовой инфраструктуре российской экономики заключается в дополнении банковских услуг.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основателем теории и практики микрофинансирования в мире считается Мухаммад Юнус1, который после обучения, защиты диссертации доктора наук и работы в США в качестве преподавателя экономических дисциплин в течение нескольких лет вернулся на родину — в Бангладеш и столкнулся с реальностью — нищетой жителей местных деревень, которые не могли, несмотря на все старания, вырваться из бедности из-за местных ростовщиков, выдававших кредиты под высокий процент на такие короткие сроки, что крестьяне не успевали сбывать свой товар на рынке и были вынуждены продавать его своим же кредиторам за бесценок. Мухаммад Юнус, осознав необходимость учреждения организации, которая предоставляла бы кредиты тем, кто не мог стать предпринимателями из-за недоступности кредитов [1-5], взял займ в местном банке, оплатил долги бедных крестьян и начал сам выдавать им кредиты — небольшие ссуды без залога и поручителей под незначительный процент, при-
1 Мухаммад Юнус — банкир из Бангладеш, доктор экономики, профессор, выпускник университета Вандербилта
в США, лауреат Нобелевской премии 2006 г.
Таблица 1 / Table 1
Основные документы, регламентирующие микрофинансовую деятельность в России / Main documents regulating microfinance activities in Russia
№ п/п Федеральный закон / Federal law Дата принятия / Date of adoption
1 «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ / "On Credit Cooperation" No. 190-FL 18.07.2009
2 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организация» № 151-ФЗ / "On Microfinance Activities and Microfinance Organizations" No. 151-FL 02.07.2010
3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ / "On Counteracting Legalization (Laundering) of Criminally Obtained Incomes and Financing of Terrorism" No. 115-FL 07.08.2001
4 «О потребительском кредите (займе)» № 353-ф3 / "On consumer credit (loan)" No. 353-FL 21.12.2013
5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"» № 554-ФЗ / "On Amendmentsto the Federal Law 'On Consumer Credit (Loan)' and 'OnMicrofinance Activities and Microfinance Organizations'" No. 554-FL 27.12.2018
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
чем не на личное потребление, а на сельскохозяйственную деятельность, будучи уверенным в том, что если беднякам предоставить возможность, то они обязательно вернут деньги. Следовательно, микрокредитование может стать способом создания бизнеса. Позднее он основал банк «Грамин» (от англ. Grameen Bank), в переводе с санскрита означающий «Сельский банк», и стал выдавать кредиты малоимущим жителям на сумму около 100 долларов под 15% годовых. Низкий процент невозвратов кредитов (0,5-3%) позволил банку быстро выйти в прибыль и начать кредитовать бедняков, с которыми не работали обычные банки. Доля возвращенных кредитов составляла порядка 98%, а доля кредитов, возвращенных с нарушением сроков, — 20%. Абсолютное большинство клиентов «Сельского банка» — женщины (97%) [6].
По мнению Мухаммада Юнуса, причиной нищеты является капитализм: «Если мы хотим побороть бедность, то нужно исправлять сам капитализм, имеющий в его нынешнем виде колоссальные изъяны»2. По его мнению, современный капитализм угнетает культуру предпринимательства. «По природе своей человек — творец, тот, кто решает проблемы, — предприниматель. Когда вы нанимаетесь на работу, то
2 Сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/own_business/01/04/202 0/5e7cc2179a794712d53a334b.
отказываетесь от своей способности к творчеству, ведь отныне вами управляют инструкции», отмечает экономист3. «Услуги, которые предоставляет традиционная финансовая система, не распространяются на людей, которые находятся ниже определенного уровня дохода. Многие люди просто исключены из финансовой системы»4.
Микрофинансовые организации (от англ. Microfinance Institutions, MFI) широко представлены во всем мире и существуют более тридцати лет. В России деятельность микрофинансовых организаций регламентируется различными нормативными актами (табл. 1).
Под МФО понимается коммерческое или некоммерческое некредитное финансовое учреждение, не являющееся банком и выдающее займы в соответствии с действующим законодательством. МФО подразделяются на два основных вида: микрофинансовые компании (далее — МФК) и микрокредитные компании (далее — МКК), особенности которых приведены в табл. 2.
Цель микрофинансирования или микрокредитования состоит в формировании эффективной системы кредитования субъектов МСП, а также граждан. Про-
3 Сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/own_business/01/04/202 0/5e7cc2179a794712d53a334b.
4 Там же.
Таблица 2 / Table 2
Различия между МФК и МКК в России / Differences between micro-finance company and micro-credit
companies in Russia
№ п/п Отличительная особенность / Distinctive feature МФК / micro-finance company МКК / micro-credit companies
1 Максимальный размер микрозайма физ. лицу / The maximum size of a microloan physical face 1 млн руб. 500 тыс руб.
2 Максимальный размер микрозайма юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю / The maximum size of amicroloan of alegalentity person and individual entrepreneur 3 млн руб. 3 млн руб.
3 Целевое аккумулирование средств физических лиц, которые не являются акционерами, учредителями или участниками / Raising money from individuals persons whare not founders, participantsor shareholders Разрешено от 1,5 млн руб Запрещено
4 Привлечение средств юридических лиц и учредителей (участников, акционеров) / Raising funds from legal entities and founders (participants, shareholders Да Да
5 Величина собственного капитала (средств) / Equity capital От 70 млн руб. От 1 млн руб.
6 Выпуск облигаций / Issue of bonds Да Нет
7 Резервирование средств на возможные потери по займам / Provisions for possible loanlosses Обязаны формировать Обязаны формировать
8 Производственная и торговая деятельность / Manufacturing and trading activities Запрещена Разрешена
9 Обязательный аудит один раз в год / Annual audit В обязательном порядке предоставляется в ЦБ РФ аудиторское заключение о годовой финансовой отчетности Аудиторское заключение предоставлять в ЦБ РФ необязательно
10 Членство в саморегулируемой организации (далее в табл.- СРО) / Membership in a self-regulatory organization Является обязательным Является обязательным
11 Выполнение надзорной роли Банком России / Supervision by the Bank of Russia Постоянный надзор Проводится, если: а) МКК временно не входит в СРО (при переходе компании в другую СРО предоставляется не более 90 дней); б) при получении информации о нарушении МКК законодательства; в) при проверке ЦБ РФ СРО, куда входит МКК
12 Статус / Status Больше Меньше
Источник/Source: составлено автором на основании сайта ЦБ РФ / compiled by the author on the basis of Bank of Russia website. URL: https://fincult.info/article/mikrofinansovye-organizatsii-chem-otlichayutsya-mkk-ot-mfk.
центные ставки в МФО выше, но получить кредит проще, чем в банке [7-9].
Микрофинансовые институты являются важным элементом финансовой системы страны и работают в регионах, где мало банков [10, 11]. Пятая часть портфеля МФО обычно состоит из микрозаймов, предоставленных малому бизнесу по ставке от 8% годовых на основе государственных программ поддержки5.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИКРОЗАЙМОВ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
К настоящему моменту в России зарегистрировано 1374 МФО6, за деятельностью которых надзирает Банк России через саморегулируемые организации (далее — СРО), в которые в обязательном порядке вступают все МФО, а также ведет государственные реестры участников микрофинансового рынка.
В России происходит рост рынка микрофинансирования (табл. 3).
Доступность микрозаймов в России обусловливает возникновение проблем, основные из которых приведены в табл. 4.
Из табл. 4 следует, что надзорные органы проводят планомерную работу по контролю за рынком микрофинансирования. В то же время 60% потребителей не осуществляют активных действий по сбережению или инвестированию средств, а 18% считают, что займы можно не отдавать7. Результатом такого отношения стало ужесточение риск-политики МФО, что позволило повысить качество их кредитных портфелей.
Решению ряда проблем предоставления микрозаймов могут способствовать изменения в законодательстве. Правовые основы микрофинансовой деятельности в России представлены в табл. 5.
В деятельности хозяйствующих субъектов возникает дилемма при выборе краткосрочного кредита или овердрафта, т.е. кредитования банком расчетного счета клиента с целью оплаты расчетных документов при нехватке или отсутствии у заемщика денежных средств. Для получения микрокредита в банке требу-
5 Сайт Банка России. URL: https://fincult.info/article/ mikrofinansovye-organizatsii-chem-otlichayutsya-mkk-ot-mfk.
6 Сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/microfinance/registry.
7 Сайт Роспотребнадзора. URL: https://www.rospotrebnadzor.
ru/about/info/news/news_details.php? ELEMENT_ID=12982.
Таблица 3 / Table 3 Динамика рынка микрофинансирования в России / Microfinance market dynamics in Russia
Год I Year Портфель микрозаймов МФО, млрд руб. / Portfolio of microloans of microfinance organizations, rub billions
2014 57
2015 70
2016 88,1
2017 112,8
2018 163,6
2019 212
Источник/Source: составлено автором на основании сайта ЦБ РФ / compiled by the author on the basis of Bank of Russia website. URL: https://cbr.ru/microfinance.
ются прозрачная кредитная история и стабильный денежный поток. Отличия микрокредита от овердрафта приведены в табл. 6.
Данные табл. 6 свидетельствуют о том, что в отличие от микрокредита, где деньги выступают как инвестиции с определенным графиком погашения, овердрафт больше подходит в непредвиденных ситуациях, когда на короткий срок нужна небольшая сумма.
Анализ рынка за 2020 г. показывает, что в сегменте МФО продолжается рост выдачи кредитов8. Увеличение объема выдач в сегменте займов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям сопровождается ускорением темпов роста объема портфелей. С одной стороны, МФО нарастили выдачи кредитов, а с другой стороны, они проводят реструктуризацию имеющихся кредитов субъектов МСП. Показатель ROE9 в отрасли МФО продолжает находиться под давлением на фоне роста взносов участников в капитал и снижения зависимости от заемного финансирования. Если проводить параллель с аналогичным периодом предыдущего года, чистая прибыль МФО по итогам девяти месяцев 2020 г. выросла на 6% до 11,6 млрд
8 Сайт Банка России. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов. 2020. № 3. URL: https://cbr.ru/ analytics/microfinance/reveiw_mfo.
9 ROE (от англ. Return on Equity) — показывает рентабельность собственного капитала компании как отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании. Так, если ROE = 20%, это означает, что на каждый вложенный акционерами доллар компания сгенерировала 0,20 доллара чистой прибыли.
www.etl.fa.ru
Таблица 4 / Table 4
Проблемы доступности микрозаймов в России / Problems of the availability of microloans in Russia
Надзорный орган / Supervisory authority Проблемы и риски / Problems and risks
Банк России / Bank of Russia Деятельность нелегальных кредиторов; низкая финансовая грамотность заемщиков; неполное понимание условий и последствий заключения договора по микрозайму
Роспотребнадзор / Russian Consumer Supervision Число нелегальных кредиторов превышает количество легальных в три раза; увеличение неоправданной долговой нагрузки на физических лиц и МСП за счет высоких процентных ставок по займам; разглашение личных данных потребителей в интернете; растущее среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов сроком до 30 дней и размером не более 30 тыс. руб.; непонимание заемщиками целей микрокредита и, как следствие, отсутствие стремления к альтернативным источникам заимствования; игнорирование потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними подробно и т.д.
Федеральная антимонопольная служба / Federal Anti-Monopoly Service Недостоверная реклама, вводящая в заблуждение потребителей по вопросу размера выплат по кредиту
Источник/Source: составлено автором на основании сайтов ЦБ РФ и Роспотребнадзора / compiled by the author on the basis of Bank of Russia and Russian Consumer Supervision websites. URL: https://www.cbr.ru/microfinance; https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/ news_details.php? ELEMENT_ID=12982.Сайт ФАС / FAS website. URL: https://fas.gov.ru/news/8053.
Таблица 5 / Table 5
Правовые основы микрофинансирования в России / the legal framework for microfinance in Russia
Федеральный закон / Federal law Характеристика / Characteristic
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» № 151-ФЗ / "On Microfinance Activities and Microfinance Organizations" No. 151-FL Микрозаем, выдаваемый одному клиенту, может быть в размере не более 1 млн руб.; запрещено привлекать средства физических лиц по одному договору и от одного клиента размером до 1,5 млн руб.; предоставление микрозаймов в иностранной валюте микрофинансовыми организациями запрещено
«О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности микрофинансовых организациях"» № 554-ФЗ / "On Amendments to the Federal Law 'On Consumer Credit (Loan)' and the Federal Law 'On Microfinance Activities and Microfinance Organizations'" No. 554-FL Ставка по потребительским кредитам до одного года не может составлять более 1,5% в день, а с 01.07.2019 - более 1%; до 01.07.2019 общий размер неустоек (штрафов, пени), других начислений по подобным кредитам не может быть больше суммы первоначального займа более чем в 2,5 раза, до 01.01.2020 - в 2,0 раза, а затем - в 1,5 раза; не начисляются проценты по займам, не имеющим обеспечения, на период до 15 дней на сумму не более 10 тыс. руб. Неустойка по подобным займам составит 0,1% от просроченной задолженности за каждый день нарушения после достижения фиксированной суммы 30% от займа; запрещено взыскивать долги по займам, которые выданы «черными кредиторами»
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
Таблица 6 / Table 6
Сравнительный анализ микрокредита и овердрафта / Comparative analysis of microcredit and overdraft
Критерий / Criterion Микрокредит / Microcredit Овердрафт / Overdraft
Цель / Purpose of the loan Конкретная цель, например пополнение оборотных средств «Подушка безопасности» при нехватке оборотных средств
Максимальная сумма / Maximum amount Определяется банком исходя из индивидуальных условий юридического лица Максимальный лимит одного счета необеспеченного овердрафта составляет 25% от средней суммы, ежемесячно зачисляемой на расчетный счет клиента в последние 12 месяцев
Максимальный срок / Maximum term До 3 лет До 12 месяцев
Обеспечение / Loan security Поручительство владельца компании Оборот по счету; движимое и недвижимое имущество; финансовый залог; поручительство; либо без обеспечения при положительной оценке денежного потока компании
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
руб. Средний показатель ROE снизился до 13,8%10. В большинстве случаев запрашиваемые микрозаймы МСП направляются на пополнение оборотных средств.
Причинами отказа МФО в предоставлении микрозаймов субъектам МСП являются нестабильное финансовое состояние; неудовлетворительная кредитная история и (или) деловая репутация; недостаточность средств; несоответствие клиента профильной специализации МФО (кроме платежеспособности); обнаруженный риск мошенничества11. Удельный вес микрозаймов без обеспечения в коммерческих МФО составляет приблизительно 40%, в некоммерческих МФО практически все займы МСП имеют обеспечение12. Основным видом обеспечения микрозаймов субъектов МСП являются автомобили и недвижимость.
Микрозаймы выступают как инструменты прямой господдержки МСП. Для повышения доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования государством созданы определенные условия, а именно АО «МСП Банк» занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, гарантируя МСП возможность кредитования в банке, в том числе при отсутствии залога или его недостаточности.
10 Сайт Банка России. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов. 2020. № 3. URL: https://cbr.ru/ analytics/microfinance/reveiw_mfo.
11 Сайт Банка России. Результаты исследования программ господдержки МСП в РФ и анкетирования МФО, финансирующих МСП. URL: https://cbr.ru/analytics/microfinance/ reveiw_mfo.
12 Там же.
МСП предоставляются субсидии на возврат процентов, уплаченных по кредитам, целевым назначением которых была поддержка и развитие их деятельности, в том числе на возмещение основных средств (без легковых транспортных средств). По состоянию на 30 сентября 2020 г. МФК выдано микрозаймов юридическим лицам, являющимся субъектами МСП, на сумму 1012,1 млн руб., а МКК - 14 884,2 млн руб.13
Согласно плану льготного кредитования Минсель-хоза России в 2021 г. субъектам хозяйствования в АПК будет выделено льготных краткосрочных кредитов на сумму 22 млрд руб., в том числе 12 млрд руб. будут предоставлены в новом финансовом году14. Размер льготных краткосрочных кредитов по направлению «молочное скотоводство» составит в 2021 г. немногим более 3 млрд руб., что на 137 млн руб. меньше, чем годом ранее15. Регионы — лидеры по получению льготных коротких кредитов для отрасли в региональном разрезе представлены в табл. 7.
Данные табл. 7 показывают, что наибольший объем льготного краткосрочного кредитования приходится на четыре региона: Воронежскую и Белгородскую области, а также Краснодарский край и Республику Татарстан, которые традиционно специализируются на производстве мясо-молочной продукции.
13 Сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/analytics/ microfinance/reveiw_mfo/. Банк России. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов в 2020 г.
14 Сайт The Dairy News. URL: https://www.dairynews.ru/news/ minselkhoz-utverdil-plan-lgotnogo-kreditovaniya-na.html.
15 Там же.
Таблица 7/ Table 7
Регионы - лидеры по получению льготных краткосрочных кредитов в 2021 г., в млн руб. / Leading regions in obtaining concessional short-term loans in 2021, rub million
№ п/п Область / Region Размер кредита / Loan amount
1 Воронежская область / Voronezh region 324
2 Белгородская область / Belgorod region 230
3 Краснодарсткий край / Krasnodar region 200,1
4 Республика Татарстан / Republic of Tatarstan 180,4
5 Алтайский край / Altai region 151,6
6 Пермский край / Perm region 108
7 Ставропольский край / Stavropol region 98,3
8 Пензенская область / Penza region 97,3
9 Удмуртская республика / Udmurt republic 96,1
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author. URL: https://www.dairynews.ru/news/minselkhoz-utverdil-plan-lgotnogo-kreditovaniya-na.html.
К мерам господдержки хозяйствующих субъектов относится грантовая поддержка, которую оказывают региональные власти. Грант может быть предоставлен в форме софинансирования либо на безвозвратной и безвозмездной основах. Условия получения гранта в разных регионах могут отличаться. Финансирование по гранту осуществляется на конкурсной основе. Критериями отбора выступают сфера деятельности бизнеса, количество рабочих мест, размер выручки и т.д. В 2021 г. местные власти отдают предпочтение приоритетным для государства направлениям бизнеса, в число которых входят фермерство и поддержка малого агробизнеса. Грантовая поддержка хозяйствующих субъектов имеет особое значение в ситуации роста долговой нагрузки на бизнес по микрозаймам и краткосрочным кредитам, а также при спросе на льготные кредиты, превышающем их предложение.
Рекордный уровень кредитования субъектов МСП в 2020 г. объясняется предоставлением кредитов, пострадавшим от кризиса отраслям, по ставке от 0 до 2%, субсидируемой государством и сниженной ключевой ставке до 4,25% годовых. В результате ставка кредита для малого бизнеса составила в среднем около 5%. В то же время кредитный бум небезопасен. Специалисты отмечают, что «есть отложенные риски, связанные с мораторием на банкротство, кредитными каникулами и льготными ставками кредитования, которые заморозили часть проблем бизнеса, но не устранили их. Можно ожидать ухудшения качества кредитного портфеля в I и II кварталах 2021 г., если программы
льготного кредитования не будут продлены»16. Если процесс восстановления экономики затянется, банки столкнутся с массовым невозвратом кредитов и просроченной задолженностью МСП.
Б. Ю. Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, считает, что «реальность оказывается для малого бизнеса более тяжелой, чем ожидалось»17. По этой причине им было предложено осуществить полное списание имеющейся задолженности в ситуации, при которой заемщик по состоянию на 1 марта 2021 г. смог сохранить штат работников не менее 80% до 1 июня 2020 г. и списать 50% задолженности при сохранении заемщиком в штате не менее 70% сотрудников.
Банк России, уделяющий кредитованию субъектов МСП приоритетное внимание, продлил действие регуляторных послаблений по доформированию резервов МСП по реструктурированным кредитам до 1 июля 2021 г.
Согласно постановлению Правительства РФ № 176418 предусмотрено снижение предельной ставки по одной из ключевых программ кредитования МСП не более чем до 7% в 2021 г.
16 Сайт Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/11/11/846643-malii-biznes.
17 Там же.
18 Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке».
В соответствии с этим постановлением максимальная конечная ставка для заемщиков определяется как ключевая ставка ЦБ РФ, возросшая до значения не более 2,75%. Поэтому предельная ставка по кредитам в настоящее время составляет не более 7%19.
К приоритетным сегментам финансирования в рамках льготной программы относятся здравоохранение, деятельность в области культуры и спорта, образовательная деятельность, сельское хозяйство, деятельность в области туризма, строительство и т.д., всего более 20 отраслей.
М. Г. Решетников, министр экономического развития Российской Федерации, предполагает, что меры поддержки будут стимулировать текущую деятельность и развивать бизнес, а также запускать новые инвестиционные проекты20. В рамках национального проекта субъекты МСП в 2021 г. смогут получить по льготной ставке кредиты в объеме 700 млрд руб.
В настоящее время больше всего кредитов получают торговые компании и предприятия, занимающиеся ремонтом автомобилей,— 40,8%21. Очевидно, что высокий спрос на кредиты вызван льготными условиями их предоставления. Компаний, которые могут существовать на свои средства, немного, а в условиях кризиса их становится еще меньше. В этой связи спрос на льготные кредиты у предпринимательского сообщества превышает предложение. Малый бизнес лишен возможности привлекать денежные средства при помощи акций и облигаций, поэтому получение банковского кредита или микрозайма является для них оптимальным вариантом решения финансового вопроса.
19 Сайт газеты «Коммерсантъ». URL: https://www. kommersant.ru/doc/4641631.
20 Сайт Минэкономразвития России. URL: https://www. economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_odobrilo_ snizhenie_stavki_lgotnogo_kreditovaniya_msp_s_85_do_7.html.
21 Сайт газеты «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/ finance/articles/2020/10/18/843657-biznes-kreditov.
На фоне ограничительных мер, введенных из-за пандемии коронавируса, сектор МСП понес наибольшие потери. Многие предприниматели оказались лишены ресурсов для поддержания своей операционной деятельности. В этой ситуации необходимо обеспечить льготное равномерное финансирование между наибольшим числом субъектов хозяйствования.
ВЫВОДЫ
1. Микрофинансовые институты являются важной частью финансовой системы России.
2. В России наблюдается рост рынка микрофинансирования.
3. Доступность микрозаймов обуславливает возникновение проблем вследствие деятельности нелегальных кредиторов; низкой финансовой грамотности заемщиков и непонимания ими условий и последствий договора по микрозайму.
4. Снижение рисков при микрозаймах будет обеспечиваться изменениями в законодательстве и ужесточением риск-политики МФО.
5. К причинам отказов МФО в предоставлении микрозаймов относятся неустойчивое финансовое положение и отрицательная кредитная история заемщика.
6. Микрозаймы являются инструментами прямой господдержки МСП; для повышения их доступности создан АО «МСП Банк», занимающийся государственной программой финансовой поддержки предпринимательства и выступающий гарантом субъектов МСП для кредитования в банке.
7. Большая часть запрашиваемых микрозаймов МСП направляется на пополнение оборотных средств.
8. Взаимодействие МФО и банков при микрофинансировании обеспечивает более полный охват клиентов и способствует общему развитию финансового рынка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Michael J. Papa, Arvind Singhal, Wendy H. Papa. Organizing for social change: A dialectic journey of theory and praxis. — Sage Publications India, 2006. 297 p. — ISBN 0761934340.
2. Мухаммад Юнус, Алан Жоли. Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма.— Москва: Альпина Паблишер, 2010.— 312 с.— ISBN 978-5-9614-1232-1.
3. Muhammad Yunus. Building social business: The new kind of capitalism that serves humanity's most pressing needs. Public Affairs, 2011. 256 p.— ISBN 1586489569.
4. Muhammad Yunus. Banker To The poor: micro-lending and the battle against world poverty. Public Affairs. 2008. 273 p.— ISBN 1586481983.
5. Богатова А. А., Зотова А. И. История зарождения и развития микрофинансирования в зарубежных странах // Вестник науки и образования.— 2017.— Т. 1.— Вып. 6 (30).— С. 36-38.— ISSN 2312-8089.
130
С. В. Щурина
6. Aminur Rahman. Women and microcredit in rural bangladesh: anthropological study of grameen bank lending. — Westview Press, 2001.— 204 p.— ISBN 0813339308.
7. Уксусова М. С. Микрофинансирование: содержание, особенности, проблемы и перспективы развития // Экономический журнал.— 2018.—Вып. 3 (51).— С. 50-67.— ISSN 2072-8220.
8. Захкин А. А. Микрофинансирование на рынке финансовых услуг: история вопроса и мировой опыт // Банковские услуги.— 2013. — № 2.— С. 8-14.— ISBN 978-5-9904948-1-7.
9. Панаедова Г. И., Панаедов Г. И. Микрофинансирование в глобальном мире: международный опыт и российские реалии // Финансы и кредит. — 2007.— Т. 264.— № 24.— С. 3-10.— ISSN 2071-4688.
10. Цхададзе Н. В. Микрофинансирование за рубежом: опыт решения социальных задач // Экономика. Налоги. Право.— 2017.— Т. 10. — № 1.—С. 101-109.— ISSN 1999-849X.
11. Цхададзе Н. В. Рынок микрофинансовых услуг как социально ориентированный бизнес: зарубежный опыт // Вестник экономической безопасности.— 2016.— № 4.— С. 304-310.— ISSN 2414-3995.
REFERENCES
1. Michael J. Papa., Arvind Singhal, Wendy H. Papa. organizing for social change: a dialectic journey of theory and praxis. Sage Publications India; 2006:50-51.
2. Muhammad Yunus, Alan Joly. Creating a world without poverty. Social business and the future of capitalism. Moscow: Alpina Publisher; 2010. 312 p. (In Russ.).
3. Muhammad Yunus. Building social business: the new kind of capitalism that serves humanity's most pressing needs. Public Affairs; 2011. 256 p.
4. Muhammad Yunus. Banker to the poor: micro-lending and the battle against world poverty. Public Affairs; 2008. 273 p.
5. Bogatova A. A., Zotova A. I. History of the origin and development of microfinance in foreign countries. Vestnik nauki i obrazovaniya = Bulletin of Science and Education. 2017;30(6):36-38. (In Russ.).
6. Aminur Rahman. Women and microcredit in rural bangladesh: anthropological study of grameen bank lending. Westview Press; 2001. 204 p.
7. Uksusova M. S. Microfinance: content, features, problems and development prospects. Ekonomicheskiy zhurnal = Economic Journal. 2018;51(3):50-67. (In Russ.).
8. Zakhkin A. A. Microfinance in the financial services market: background and world experience. Bankovskiye uslugi = Banking services. 2013;(2):8-14. (In Russ.).
9. Panaedova G. I., Panaedov G. I. Microfinance in the global world: international experience and russian realities. Finansy i kredit = Finance and Credit. 2007;264(24):3-10. (In Russ.).
10. Tskhadadze N. V. Microfinance abroad: experience in solving social problems. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes& law. 2017;(10):101-109. (In Russ.).
11. Tskhadadze N. V. The microfinance services market as a socially oriented business: foreign experience Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti = Bulletin of economic security. 2016;(4):304-310. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Светлана Валентиновна Щурина — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Svetlana V. Shchurina — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Corporate Finance and Corporate Governance,
Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 01.02.2021; принята к публикации 15.04.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 01.02.2021; accepted for publication 15.04.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.