Научная статья на тему 'Опыт практической работы по контролю ртути в воздухе закрытых помещений и в пищевых продуктах в Туле и Тульской области'

Опыт практической работы по контролю ртути в воздухе закрытых помещений и в пищевых продуктах в Туле и Тульской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-ND
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт практической работы по контролю ртути в воздухе закрытых помещений и в пищевых продуктах в Туле и Тульской области»

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ РТУТИ В ВОЗДУХЕ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ В ТУЛЕ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

И.Ю. Никитина, И. В. Якунина, Л.В. Зайкина, В,А. Щеглова, В,В, Болдырева ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», Тула

Внешняя воздушная среда определяет качественный состав воздуха многих закрытых помещений, но немаловажное значение имеют и внутренние источники загрязнения воздуха жилых и общественных зданий. Актуальность данной проблемы определяется тем, что большинство современных горожан проводят в закрытых помещениях более 80 % суточного времени [I].

В воздухе жилых и общественных зданий одновременно присутствует более 100 химических веществ, относящихся к различным классам соединений, в том числе аэрозоли металлов: свинца, кадмия, ртути, меди, цинка, никеля, магния, хрома и др. Констатировано, что ртуть занимает одно из первых мест по опасности для здоровья населения. В связи с этим наибольшую тревогу вызывает загряз-

нение воздуха закрытых помещений ртутью. Длительное воздействие ртути приводит к снижению иммунитета, обострению хронических заболеваний, задержке умственного и физического развития [3].

Особенно опасными для организма являются пары ртути, которые не обладают запахом, цветом и не вызывают раздражающего действия тотчас же после соприкосновения с ними. Сравнительно большая упругость паров ртути, при 20°С равная 1,2Т0'3мм рт. ст., способствует довольно быстрому насыщению ими замкнутого пространства, причем скорость насыщения парами ртути данного объема будет тем больше, чем выше температура и чем больше поверхность ртути. Например, при температуре 35^4-0°С на солнечном свету скорость испарения увеличивается в 8-18 раз.

При температуре 100°С в сушильном шкафу в течение часа с поверхности в 1 см2 испаряется 0,727 мг ртути [2].

С момента введения в действие СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» проводит исследования воздушной среды на содержание паров ртути при вводе в эксплуатацию новых домов, жилых зданий и помещений, а также по жалобам населения и заявкам от организаций.

Исследования проводятся с использованием универсального ртутеметрического комплекса УКР-1 МЦ в соответствии с МУК 4.1.1468-03 «Методы контроля. Химические факторы. Атомно-абсорбционное определение паров ртути в атмосферном воздухе населенных мест и воздухе рабочей зоны». Критерием безопасности является ПДК паров ртути в воздухе населенных мест, равная 0,0003 мг/м3 (ГН 2.1.6.1338-03). Данная величина относится также к воздуху закрытых помещений жилых домов, школ, детских дошкольных и медицинских учреждений, учебных заведений, офисных и административных зданий, производственных помещений, не предназначенных для работы с ртутью и приборами с ртутным заполнением.

В основу статьи легли данные, полученные в результате исследования воздуха закрытых помещений в 2005-2007 гг.

В 2005 г. количество жалоб на присутствие паров ртути составило 52,6 % обращений на неблагоприятную среду внутри помещений, в 2006 г. - 36,8 %, в 2007 г. - 26,3 %.

Всего за период с 2005 по 2007 г. было обследовано 26 объектов, из них одно складское помещение, одно производственное помещение, три медицинских учреждения, шесть новостроек, шесть офисных помещений, девять жилых квартир. При ликвидации ЧС с нашим участием было обследовано 4 объекта, проанализировано 189 проб, из них

93 не соответствовали нормативам. Всего проведено 346 исследований, в 196 пробах обнаружены пары ртути, в том числе не соответствовали санитарно-химическим требованиям 124 пробы (36%). Наибольшая концентрация составила 50 ПДК (0,015 мг/м3).

За изучаемый период в 29 % проб воздуха обнаруживались пары ртути в пределах ПДК и в 36 % проб - выше ПДК.

В 2005 г. было отобрано 168 проб воздушной среды на наличие паров ртути, из них установлено содержание ртути выше ПДК в 95 (56,5 %) пробах, в 2006 г. - соответственно в 7 (7,3 %) из 96 отобранных проб, в 2007 г. -в 22 (26,8 %) из 82 проб.

В 2005 г. с подозрением на загрязнение ртутью обратилось семь организаций (ртуть была обнаружена в четырех случаях) и поступили две жалобы от населения (в одном случае загрязнение ртутью подтвердилось).

При обнаружении ртути в значительных количествах обследования проводились с участием сотрудников ГУ МЧС РФ в г. Туле. После уборки металлической ртути и первичной демеркуризации загрязненных участков офисов и квартир сотрудниками МЧС нами были проведены инструментальные исследования проб воздуха помещений.

В городской поликлинике была обнаружена металлическая ртуть в кабине пассажирского лифта. Результаты измерений показали превышение норматива по ртути на уровне дыхания в 2,5 раза, а на уровне пола - в 40 раз. Санитарными врачами было предписано провести повторные демеркуризационные мероприятия и наложен запрет на пользование лифтом посетителями и персоналом поликлиники. Повторные исследования показали, что шахта является дополнительным источником поступления паров ртути в кабину лифта. Концентрация ртути на уровне пола шахты составила 0,0077 мг/м3, или 25,6 ПДК. Были проведены дополнительные мероприятия по демеркуризации кабины и шахты лиф-

та, но эффект был незначительный, концентрация паров ртути по-прежнему превышала гигиенические нормы. В конечном итоге был снят слой цементного пола шахты лифта и вновь зацементирован песчано-цементным раствором после специальной обработки. Затем проводился дополнительный контроль до достижения стойкого результата по содержанию ртути менее 0,0003 мг/м3. Для этого потребовалось четыре месяца. За этот период группа атмосферного воздуха выезжала на объект 7 раз, проведено 58 исследований, из них 33 пробы не соответствовали нормативам. Наивысшая концентрация составила 0,012 мг/м- (40 ПДК).

В учреждении архивной документации металлическая ртуть была обнаружена в одном из кабинетов. После механической уборки и проведения первичной демеркуризации были проведены исследования воздушной среды в этом кабинете. Концентрация ртути в воздухе оказалась на уровне 0,016 мг/м3 (53,3 ПДК). Доступ в помещение сохранялся до момента проведения исследований лабораторией. В результате парами ртути были загрязнены архив, все помещения данной организации и часть кабинетов на втором этаже. Концентрация ртути в зависимости от удаленности от очага загрязнения менялась от 0,0004 до 0,0026 мг/м3 (от 1,3 до 8,7 ПДК). Санитарными врачами был запрещен доступ в загрязненные помещения. Были проведены дополнительные демеркуризационные мероприятия, которые сопровождались последующим лабораторным контролем. Положительный результат достигнут к концу 2006 г. Всего на этот объект выезжали 8 раз, исследовано 118 проб, из них не соответствовали гигиеническим требованиям 55 проб.

По поручению ГУ МЧС РФ в г. Туле и Тульской области было проведено обследование квартиры. Металлическая ртуть была обнаружена хозяйкой на кухне при приготовлении овощного рагу. После проведения пер-

вичной дермеркуризации концентрация паров ртути в разных комнатах варьировалась от 0,0038 до 0,005 мг/м3. После повторной уборки помещений ртуть в воздухе не обнаружили.

В другом случае пары ртути были обнаружены в аптеке Ясногорской районной больницы - в помещении для мойки лабораторной посуды. Установлено, что был разбит термометр внутри сушильного шкафа. В результате концентрация ртути на уровне дыхания в помещении моечной составила 0,0015 мг/м3 (5 ПДК).

В 2006 г. наряду с заявками и жалобами нами были проведены обследования пяти новостроек на содержание паров ртути. Было отобрано 38 проб, все соответствовали санитарно-гигиеническим нормативам.

По заявкам от граждан, жалующихся на разбитые медицинские градусники, наша группа выезжала три раза. Во всех случаях опасения по поводу загрязнения помещений парами ртути не подтвердились.

В течение 2007 г. была обследована одна новостройка, с подозрением на загрязнение ртутью обратились три организации и поступила одна жалоба от населения.

От промышленного учреждения поступила заявка на проведение замеров вредных веществ в производственных помещениях, арендованных в здании по ул. Коминтерна. Это здание является памятником истории и культуры регионального значения - «Церковь Ильинская, XVIII века». При проведении ре-монтно-восстановительных работ была обнаружена металлическая ртуть, проведена первичная демеркуризация. Возникла необходимость контроля эффективности проведенных мероприятий. По этому факту атмосферная группа на протяжении 2007 г. выезжала три раза. Помещение церкви не отапливается, поэтому концентрация паров ртути изменялась в разные периоды года в зависимости от температуры окружающей среды. Всего было отобрано 12 проб, из них пять проб не соот-

ветствовали ПДК. Максимальная концентрация (1,8 ПДК) была определена летом. Для окончательной оценки эффективности демеркуризации необходимо провести замеры при температуре не ниже 18° С в соответствии с МУК 4.1.1468-03,

В одной из детских больниц в раздаточной комнате внутри термостата был разбит термометр. Замеры паров ртути были проведены в раздаточной комнате и в смежных помещениях. Из 10 исследуемых проб в 8 отмечено превышение допустимой концентрации от 0,9 до 60 ПДК. Внутри термостата концентрация паров ртути превышала норму в 100 раз. После демеркуризации концентрация паров ртути снизилась до нормы во всех помещениях, кроме раздаточной. Из 10 проб в пяти было обнаружено превышение ПДК. После удаления термостата из помещения и демеркуризации при повторном исследовании паров ртути в воздухе не выявлено.

По заявке офисного учреждения обследованы арендованные им пять помещений, в двух обнаружены пары ртути. Концентрация паров ртути превышала ПДК в 2 и 3,3 раза.

Большинство заявок поступало от организаций, которые арендовали производственные и складские помещения, где проводились работы с ртутью или хранились отработанные люминесцентные лампы и приборы с ртутным заполнением.

Всего в 2006 г. поступило три заявки на проведение измерений паров ртути в воздухе. Одна из них - жалоба из районного центра по факту обнаружения ртути в конфетах. Исследования проводились по поручению прокуратуры. Житель районного центра обнаружил металлическую ртуть при употреблении карамелек, купленных в супермаркете. При обследовании жилья пострадавшего были обнаружены превышения содержания паров ртути в воздухе во всех помещениях квартиры (концентрация варьировалась от 0,0027 до

0,026 мг/м3, или от 9 до 87 ПДК). При выяс-

нении всех обстоятельств в деле следствие склонилось к версии, что ртуть была внесена частным лицом преднамеренно в конфеты, купленные в магазине. Параллельно обследовали кондитерский склад в г. Туле, откуда конфеты поступали в магазины области. Было отобрано 7 проб воздуха внутри помещений склада и 38 образцов конфет. Во всех пробах результаты исследований показали отсутствие ртути.

Из приведенных выше примеров следует, что дополнительными источниками поступления ртути в воздух помещений могут быть пищевые продукты, загрязненные ртутью.

Исследования пищевых продуктов на ртуть проводятся с использованием универсального ртутеметрического комплекса УКР-1 МЦ в соответствии с МУК 4.1.1472-03 «Методы контроля. Химические факторы. Атом-но-абсорбционное определение паров ртути в пищевых продуктах». В большинстве исследованных образцов содержание ртути было ниже предела обнаружения, а в рыбной продукции были находки ртути в пределах ПДК. Однако в 2007 г. зафиксирован случай превышения концентрации ртути в двух образцах рыбы «голубая акула», доставленных с хладокомбината в рамках производственного контроля. Содержание ртути составило 1,2 мг/кг при норме 0,5 мг/кг. Решением Роспотребнадзора эта продукция была снята с реализации и уничтожена. В связи с жалобой в 2006 г. на обнаружение ртути в тортах было исследовано 15 образцов тортов. В предложенных образцах ртуть не обнаружена.

Из приведенных примеров видно, что ведущим фактором загрязнения ртутью помещений жилых и общественных зданий, а также пищевых продуктов является человеческий фактор. Причинами загрязнения помещений ртутью являются: намеренное загрязнение с целью нанести вред (розлив ртути); нарушение техники безопасности при обращении с ртутными термометрами в термостатах су-

шильных шкафов и медицинскими градусниками; нарушение правил хранения люминесцентных ламп; загрязненные ртутью пищевые продукты. Отсутствие должной системы сбора и утилизации ртутьсодержащих приборов (включая бытовые термометры), использованных люминесцентных ламп также может приводить к загрязнению пищевых продуктов и помещений ртутью и явиться причиной отравления парами ртути и повышенного накопления ее в организме человека.

Следует отметить, что использование универсального ртутеметрического комплекса УКР-1 МЦ позволило нам проводить измерение концентраций паров ртути в воздухе быстро и оперативно. Это важно для принятия своевременных и эффективных мер по ликвидации очагов загрязнения и предотвращения дальнейшего его распространения. В состав ртутеметрического комплекса также входят различные приставки, позволяющие

определять ртуть в пищевых продуктах, почве, воде и биосредах.

Проблема загрязнения ртутью является актуальной не только для нашей области. Случаи обнаружения значительных количеств металлической ртути ежегодно происходят в различных регионах России. В связи с этим необходимо оснащение санитарно-химичес-ких лабораторий современным переносным оборудованием для качественного и количественного обнаружения ртути, работающим в режиме реального времени, включая поиск.

Список литературы

1. Губернский Ю.Д., Калинина Н.В., Орлова Н.С. и др. Гигиенические основы сертификации объектов жилой среды // Гигиена и санитария. 2006. № 1. С. 27-30.

2. Пугачевич П.П. Техника работы с ртутью в лабораторных условиях. М.: ГХИ, 1961.

3. Юдина Г.В., Гладков С.Ю., Федорова Н.Е., Егорова М. В. Методические аспекты газортутного мониторинга непроизводственных объектов // Г игиена и санитария. 2003.№ 1. С. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.