Ю.В. Хребтова
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФЕРМЕНТА АЛЬФА-АМИЛАЗЫ В РЕСТАВРАЦИИ ТЕКСТИЛЯ
В статье описан опыт повторной реставрации шелковых знамен начала XIX века, в процессе которой для удаления старого крахмального клея был успешно применен фермент альфа-амилаза. При предыдущей реставрации сороковых-пятидесятых годов XX века полотнища знамен были сдублированы на крупный хлопчатобумажный тюль с помощью мучного клея. Данный метод дублировки был очень популярен в начале и середине XX века; многие экспонаты, отреставрированные в то время, сейчас нуждаются в повторной реставрации, что делает поднятую нами проблему очень актуальной. Состаренный клей так разрушил исторический текстиль, что в каталожных данных состояние сохранности знамен характеризовалось как соответствующее состоянию сохранности археологического текстиля. Убрать клей механически или с помощью водной очистки не представлялось возможным. Был выбран метод очистки с применением энзимов. Ферменты как катализаторы могут ускорить химическую реакцию разложения молекул клея, полностью исключив или минимизировав механическое воздействие на экспонат, удалить клей из структуры ткани и даже частично вернуть эластичность волокон. Эффективность и безопасность реставрации была основана на результатах научно-исследовательской работы «Использование энзимов для удаления крахмальных клеёв при реставрации музейных тканей». В статье рассматриваются критерии выбора ферментного препарата, описана программа его тестирования, дан список необходимых материалов и оборудования, подробно описана последовательность технологических операций при повторной реставрации знамен, сдублированных на тюль.
Ключевые слова: энзимы, ферменты, удаление старого клея, повторная реставрация, исторический текстиль, крахмальный клей, альфа-амилаза, а-амилаза.
Y. Khrebtova
PRACTICAL APPLICATION OF THE ENZYME ALPHA-AMYLASE IN TEXTILE RESTORATION
The article describes the experience of re-restoration of a silk banner of the early 19th century, where the alpha-amylase enzyme was successfully applied for removal the aged starch glue. During the previous restoration of the forties and fifties of the 20th century, the banner panels were duplicated on a large cotton tulle with starch glue. This method of duplication was very popular in the early-mid 20th century, many exhibits restored at that time now need to be re-restored, it makes the problem very relevant. Aged glue destroyed historical textiles so much that in the catalog data the state of preservation of the banners was characterized as corresponding to the state of preservation of archaeological textiles. It was impossible to remove it mechanically or with the help of water cleaning. The purification method using enzymes was chosen. Enzymes as catalysts can accelerate the chemical reaction of the decomposition of glue molecules, completely eliminating or minimizing the mechanical impact on the exhibit, remove glue from the fabric structure and even partially restore the elasticity of the fibers. The effectiveness and safety of the restoration was based on the results of the research work "Applying of enzymes for removing starch adhesives in museum textile restoration". Particular attention is paid to the selection of an enzyme preparation, and a program for its testing was developed. The sequence of technological operations of the re-restoration of banners duplicated on tulle is described.
Keywords: enzymes, removal of aged glue, re-restoration, historical textiles, starch glue, а-amylase.
В отдел научной реставрации предметов прикладного искусства ГОСНИИР из Музея-заповедника «Бородинское поле» поступили экспонаты - знамёна начала XIX века. При предыдущих реставрациях полотнища знамен были сдублированы на крупную х/б сетку на мучной клей. Данный метод дублировки был очень популярен в начале и середине XX века.
На момент передачи на повторную реставрацию тонкий шелк Саксонского знамени был сильно пересушен, хрупкий, ломкий, жесткий. Наблюдались значительные осыпи и утраты шелка по всей поверхности. У Баварского знамени была практически полностью утрачена ткань. Вышивка сохранилась в виде фрагментов. Клей и ткань дублировки практически полностью скрывали одну сторону знамени, так что до начала реставрации было непонятно, вышивка двусторонняя или нет. В каталожных данных состояние сохранности этих знамен характеризовалось как соответствующее состоянию сохранности археологического текстиля.
Пробы на водную очистку шелка Саксонского знамени не дали удовлетворительных результатов, более того, при высыхании шелк становился еще более хрупким, буквально рассыпался от прикосновения. Фрагменты Баварского знамени были густо залиты клеем, клей плотно лежал между нитями вышивки и убрать его механически, не повредив нити, было невозможно. Пришлось искать щадящий метод удаления мучного клея.
Известно, что фермент альфа-амилаза успешно применяется в реставрации бумаги и ткани за рубежом. Также известны случаи успешного его использования в отечественной реставрации. Например, о реставрации Баварского знамени в Эрмитаже говорится в публикации1, но в этой работе нет ни методических рекомендаций по работе с ферментами, ни состава и названия ферментного препарата. Препараты же, упоминаемые в зарубежной литературе, очень дороги и малодоступны. Так что кроме создания методики нам пришлось решать вопрос о выборе ферментных препаратов, доступных на российском рынке. В выборе препарата мы опирались на результаты научно-исследовательской работы ГОСНИИР «Использование энзимов для удаления крахмальных клеёв при реставрации музейных тканей», что гарантировало эффективность и безопасность реставрационных работ.
В результате проведенной исследовательской и реставрационной работы была разработана методика, которую мы представим на примере реставрации Саксонского знамени.
Для успешной работы необходимы следующие материалы и оборудование:
1. Ферментный препарат а-амилазы. Основное требование, предъявляемое реставраторами к препарату альфа-амилазы - безопасность для тканей, т. е. работа при низких температурах (ок. 40°С) и при значениях рН, близких к нейтральному. Например, препарат «Альфалад», российского производителя, недорогой, работает при Т от 30 до 8о°С, в широком диапазоне рН;
2. Моющее средство «Ландыш»; без добавления в рецептуру отдушки и оптического отбеливателя производства АО «ОБХ» (Тульская область, г. Новомосковск). Изготавливается специально по нашему заказу для реставрационных целей;
3. Нагревательный прибор, обеспечивающий стабильную температуру 40°С (термостат, реставрационный вакуумный стол с подогревом, плоский гибкий обогреватель с регулятором температуры, работающий во влажной среде);
4. Бесконтактный термометр для контроля температуры;
5. Нетканый материал Но1^ех - белая нетканая полиэфирная ткань с ультрагладкой поверхностью с высокой прочностью на растяжение и разрыв, с хорошей химической стойкостью к кислотам, окислителям и растворителям, хорошей стабильностью размеров во всех направлениях. Он поможет предотвратить смещение фрагментов и обеспечит сохранность экспоната;
6. Плотная тонкая пластиковая сетка, типа сетки от комаров на окна, для армирования;
7. Фланель;
8. Силиконовая или полиэтиленовая пленка;
9. Пульверизатор;
10. Вакуумный промывочный стол;
11. Дистиллированная вода.
Перед началом работы важно протестировать ферментный препарат для выбора правильной концентрации рабочего раствора. Обратите внимание, что ферментная активность падает при долгом или неправильном хранении, поэтому данный пункт особенно важен.
Нами разработана следующая Программа тестирования:
• приготовить водные растворы разных концентраций альфа-амилазы (0,1 или 0,05%) с и без добавления 1% моющего средства «Ландыш» (итого 4 раствора);
• подготовить 8 тестовых образцов (проклеенных крахмальным клеем фрагментов ткани). В идеале использовать фрагменты дублета экспоната. В нашем случае это был х/б тюль, мы вырезали фрагменты 4x2 см;
• обработать тестовые образцы растворами, время обработки 30 и 60 мин. при температуре 40°С;
• промыть. Высушить на фильтровальной бумаге;
• провести йодные пробы на тестовых объектах. Т. е. на каждый образец капнуть каплю йода. Синий цвет - индикатор присутствия крахмала, коричневый - крахмала нет. Выбираем образец самый коричневый. Это и будут оптимальные параметры;
• провести пробные работы на неответственном участке экспоната. Это позволит убедиться, что обработка не причинит вред (не приведет к изменению цвета, текучести красителей и т.д).
В нашем случае был выбран 0,1% водный раствор «Альфалада» с добавлением 1% «Ландыша», время обработки 30 минут.
Последовательность технологических операций при повторной реставрации знамен, сдублированных на тюль:
• перенести расположение фрагментов знамени на бумагу;
• для предотвращения смещения фрагментов и обеспечения максимальной сохранности экспоната в процессе обработки ферментами и промывки
положить с лицевой стороны экспоната полиэфирный нетканый материал Но1^ех, а затем поместить экспонат между слоями плотной тонкой пластиковой сетки лицевой стороной вниз;
• смочить экспонат ферментным раствором пульверизатором сквозь сетку;
• фланелевую ткань также пропитать раствором фермента, обложить ею экспонат сверху и снизу;
• упаковать всё это в силиконовую пленку. Подойдет плотный полиэтилен;
• уложить на нагреватель с регулируемым подогревом, соблюдая все меры предосторожности работы с электрическими приборами. Мы использовали реставрационный стол с подогревом;
• оставить на обработку на выбранное время при постоянно поддерживаемой температуре 40°С;
• после обработки снять силиконовую пленку и фланель, оставив пластиковую сетку и Но1^ех;
• перенести экспонат в сетке на вакуумный промывочный стол;
• хорошо промыть мягкой струей водопроводной воды, в заключение - трехкратно дистиллированной водой. На этом этапе из экспоната удален клей и рабочий раствор;
• после промывки верхнюю пластиковую сетку снять. Механически удалить старый дублировочный тюль. Перенести Знамя на рабочий реставрационный стол, на котором разложен сделанный ранее бумажный макет знамени, помещенный под прозрачную пленку;
• перевернуть Знамя лицевой стороной вверх, снять пластиковую сетку и Но1^ех, фрагменты экспоната уложить и расправить в соответствии с прорисовками.
Дальнейшие реставрационные мероприятия обычны и проводятся согласно методике, утвержденной Реставрационным советом.
Примечания
1. ДенисоваМ. В. Опыт реставрации баварского знамени 1812 года // ГОСНИИР: [сайт]. - URL: http^www.gosniir.ru/Library/articLes/conservation/denisova.aspx (дата обращения: 25.08.2020).
1. DenisovaM. V. Opyt restavracii bavarskogo znameni 1812 goda // GOSNIIR : [sajt]. - URL: http://www.gosniir.ru/Library/articLes/conservation/denisova.aspx (data obrashheniya: 25.08.2020).
Сведения об авторах
Хребтова Юлия Викторовна - ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая отделом научной реставрации произведений прикладного искусства. 107014, Москва, ул. Гастелло, 44, стр. 1. E-mail: julia_pgr@yahoo.com
Khrebtova YuLiya - The State Research Institute for Restoration, Head of the Department of Scientific Restoration of Works of Applied Art. 44-1, Gastello St., Moscow, Russia, 107014. E-mail: julia_pgr@yahoo.com