Научная статья на тему 'ЭНЗИМЫ В РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНОГО ТЕКСТИЛЯ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ЭНЗИМЫ В РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНОГО ТЕКСТИЛЯ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЗИМЫ / МУЗЕЙНЫЕ ТКАНИ / УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ / РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КЛЕЙ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Ермакова Нина Владимировна

В статье анализируются публикации зарубежных реставраторов по проблемам удаления различного рода загрязнений и старых реставрационных клеёв с музейных тканей с помощью энзимов. Ферментативная очистка позволяет смягчить обработку ветхого текстиля по температуре и рН. Основное внимание уделяется влиянию ряда энзимов (α-амилазы, липазы, пектиназы, панкреатина, трансглютаминазы, супероксиддисмутазы) на морфологию поверхности, механические свойства и цветовые характеристики тканей, изготовленных из натуральных волокон. Тестирование на модельных образцах позволило установить номенклатуру ферментных препаратов, которые можно рекомендовать к применению в музейной консервации. Включение ферментативной очистки в программу реставрации ограничивается условиями, влияющими на ферментативную активность: энзимы несовместимы со многими химическими реагентами, имеют ограниченные сроки хранения и строгие условия эксплуатации. Эффективная ферментативная очистка возможна только при невысокой стабильной температуре. В настоящее время разработано новое оборудование, поддерживающее стабильную температуру в мягком диапазоне с равномерным распределением тепла по поверхности. Энзимы используют не только для очистки. Метод, основанный на применении трансглютаминазы (энзима, способствующего образованию связей между различными белковыми молекулами), позволяет укрепить ветхий шелк. Новой областью применения энзимов является их использование в археологии для определения возраста целлюлозного текстиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENZYMES IN THE RESTORATION OF MUSEUM TEXTILES: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF FOREIGN SPECIALISTS

The article analyzes publications by foreign conservators on problems of removing impurities of various kinds and old restoration adhesives from museum fabrics by means of enzymes. Enzymatic purification makes it possible to soften the treatment of dilapidated textiles by temperature and pH. The focus is on the impact of a range of enzymes (α-amylase, lipase, pectinases, pancreatin, transglutaminase, superoxide dismutase) on the surface morphology, mechanical properties and color characteristics of fabrics made of natural fibers. Tests on model samples allowed to establish the nomenclature of enzyme preparations that can be recommended for use in museum conservation. The inclusion of enzymatic purification in the restoration program is limited by conditions affecting enzymatic activity: enzymes are incompatible with many chemical reagents, have limited shelf life and strict operating conditions. Effective enzymatic purification is possible only at a not high stable temperature. Currently, new equipment has been developed that maintains a stable temperature in a soft range with uniform heat distribution over the surface. Enzymes are used not only for clearing. The method based on the use of transglutaminase (the enzyme that promotes the formation of bonds between various protein molecules) makes it possible to strengthen the old silk. A new field of application of enzymes is their use in archaeology to determine the age of cellulose textiles

Текст научной работы на тему «ЭНЗИМЫ В РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНОГО ТЕКСТИЛЯ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Н.В. Ермакова

ЭНЗИМЫ В РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНОГО ТЕКСТИЛЯ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье анализируются публикации зарубежных реставраторов по проблемам удаления различного рода загрязнений и старых реставрационных клеёв с музейных тканей с помощью энзимов. Ферментативная очистка позволяет смягчить обработку ветхого текстиля по температуре и рН. Основное внимание уделяется влиянию ряда энзимов (а-амилазы, липазы, пектиназы, панкреатина, трансглютаминазы, супероксиддисмутазы) на морфологию поверхности, механические свойства и цветовые характеристики тканей, изготовленных из натуральных волокон. Тестирование на модельных образцах позволило установить номенклатуру ферментных препаратов, которые можно рекомендовать к применению в музейной консервации. Включение ферментативной очистки в программу реставрации ограничивается условиями, влияющими на ферментативную активность: энзимы несовместимы со многими химическими реагентами, имеют ограниченные сроки хранения и строгие условия эксплуатации. Эффективная ферментативная очистка возможна только при невысокой стабильной температуре. В настоящее время разработано новое оборудование, поддерживающее стабильную температуру в мягком диапазоне с равномерным распределением тепла по поверхности. Энзимы используют не только для очистки. Метод, основанный на применении трансглютаминазы (энзима, способствующего образованию связей между различными белковыми молекулами), позволяет укрепить ветхий шелк. Новой областью применения энзимов является их использование в археологии для определения возраста целлюлозного текстиля.

Ключевые слова: энзимы, музейные ткани, удаление загрязнений, реставрационный клей.

N. Ermakova

ENZYMES IN THE RESTORATION OF MUSEUM TEXTILES: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF FOREIGN SPECIALISTS

The article analyzes publications by foreign conservators on problems of removing impurities of various kinds and old restoration adhesives from museum fabrics by means of enzymes. Enzymatic purification makes it possible to soften the treatment of dilapidated textiles by temperature and pH. The focus is on the impact of a range of enzymes (а-amylase, lipase, pectinases, pancreatin, transglu-taminase, superoxide dismutase) on the surface morphology, mechanical properties and color characteristics of fabrics made of natural fibers. Tests on model samples allowed to establish the nomenclature of enzyme preparations that can be recommended for use in museum conservation. The inclusion of enzymatic purification in the restoration program is limited by conditions affecting enzymatic activity: enzymes are incompatible with many chemical reagents, have limited shelf life and strict operating conditions. Effective enzymatic purification is possible only at a not high stable temperature. Currently, new equipment has been developed that maintains a stable temperature in a soft range with uniform heat distribution over the surface. Enzymes are used not only for clearing. The method based on the use of transglutaminase (the enzyme that promotes the formation of bonds between various protein molecules) makes it possible to strengthen the old silk. A new field of application of enzymes is their use in archaeology to determine the age of cellulose textiles.

Keywords: enzymes, museum tissues, removing dirt, restoration glue.

В 2020 и 2021 годах специалисты ГОСНИИР изучали возможность применения энзимов для удаления из музейных тканей загрязнений различной природы и старых реставрационных клеёв. Анализ публикаций зарубежных консерваторов позволил определить степень изученности научной темы, рассмотреть методики, разработанные ими в сотрудничестве с биотехнологами, биохимиками и микробиологами, обратить внимание на выявленное в процессе тестирования методик влияние энзимов на морфологию поверхности, механические свойства и цветовые характеристики тканей, установить номенклатуру ферментных препаратов, которые могут быть рекомендованы к применению.

Известно, что первый патент на протеазу для стирки датирован 1913 годом, а с середины 1960-х годов начался массовый выпуск стиральных порошков, в состав которых входили энзимы1. С этого времени стали предприниматься попытки применения ферментных препаратов в текстильной реставрации. Одними из первых использовали энзимы для удаления загрязнений с музейных тканей нидерландские специалисты: в 1968 г. Джудит Хофенк де Граф в журнале "Studies in conservation" сообщила о результатах их применения2. В материалах конференций ИКОМ исследователь опубликовала рецептуру растворов, позволивших эффективно удалить загрязнения из музейных тканей3. В консервационной практике широкое применение нашли ферменты типа гидролаз, которые способствуют разрушению клеёв предыдущих реставраций и облегчают удаление некоторых пятен.

Эффективное и безопасное раздублирование экспонатов, укрепленных с помощью крахмальных клеёв, позволяет выполнить а-амилаза. Примером ее применения является очистка брюссельского гобелена из собрания Лувра (XVI в.; шерсть, шелк, металлические нити). Перед укреплением в игольной технике его хрупких участков требовалось удалить с оборотной стороны экспоната толстый слой крахмального клея. Клей просочился сквозь волокна на лицевую сторону, отчего ковер пожелтел и потускнел. Очистку в щадящем режиме выполнили погружением гобелена в раствор, содержащий а-амилазу (тип II А - код 6380, из Bacillus sp. около 1 300 единиц, производитель Sigma-Aldrich). Обработка придала цветам гобелена яркость4.

Раздублирование с помощью раствора а-амилазы (тип X-A, код A6211, из Aspergillus Oryzae, производитель Sigma-Aldrich) успешно применили на фрагменте ковра, экспонировавшегося в музее факультета прикладных искусств Helwan University (Египет). Узор ворсового ковра был выполнен пряжей с множеством оттенков. Крахмальный адгезив, использованный при дублировании, проник на лицевую сторону, склеив некоторые из ковровых узлов. Пряжа утратила первоначальный цвет и приобрела желтизну. Для удаления жесткого клея потребовалось полчаса обработки раствором амилазы при концентрации 25 Ед/мл и температуре 40°С. Постоянная температура поддерживалась помещением емкости с раствором в водяную баню. После отделения фрагмента от дублирующей ткани его извлекли из раствора и выполнили троекратную промывку. Обработка повысила эластичность текстиля5.

Специалисты Музея Виктории и Альберта осуществили демонтаж фрагментов коптской ткани (инв. №№ 267-1889, 268-1889), дублированной на картон. Перед удалением крахмального клея шпателем нужно было его размягчить. Образец клея поместили в каплю воды. Оказалось, что для размягчения требовалось более суток. Использовать этот метод для пересушенного текстиля было

нежелательно. Значительно сократить время влажной обработки позволил компресс «Альбертина», основой которого является иммобилизованная в метил-целлюлозный гель а-амилаза из Bacillus subtilis. Продолжительность последующей промывки, удалившей остатки клея и энзима, составила 45 минут. Выполненная очистка смягчила волокна, устранила деформацию и сделала более яркими цвета6.

Итальянские специалисты разработали методику удаления крахмального клея с коптской шерстяной туники V-VI вв., находящейся в критическом состоянии. Они иммобилизовали а-амилазу (тип II A, из Bacillus sp., производитель Sigma-Aldrich) в геллан с помощью нанесения ее кистью на гелевые поверхности толщиной в один сантиметр. Температура на поверхности составляла 40°С. После адсорбции фермента, компрессы накладывали с оборотной стороны туники примерно на 15 минут. Набухший клей удаляли шпателем и смоченными водой ватными тампонами. Очистка поверхности площадью около 4 кв. м была завершена за 160 часов. Туника приобрела гибкость и эластичность7.

Американским специалистам при подготовке к выставке «Царствующие мужчины: мода в мужской одежде, 1715-2015 гг.» потребовалось удалить пятна с модного в 1830-х годах мужского нижнего белья - льняных штанов с корсетным поясом из китового уса (коллекция Института костюма музея Метрополитен). Пятна, искажавшие внешний вид экспоната, в литературе описывают термином «лисьи пятна». Они часто бывают вызваны биологической активностью, связанной с пигментами клеточных стенок грибов и/или воздействием металла. Как правило, лисьи пятна не растворимы в воде, поэтому применять для их удаления поверхностно-активные вещества неэффективно. Консерваторы использовали методику ослабления лисьих пятен на бумаге. Обработку выполнили в несколько этапов, включивших воздействие сильным хелатором для железа (HBED, производитель Santa Cruz Biotechnology) в сочетании с лизирующим ферментом (Glucanex sodium citrate, производитель Sigma-Aldrich), содержащим р-глюканазу, целлюлазу, проте-азу и хитиназу. Глюканазы и хитиназы разрушили клеточные стенки грибов, сделав лисьи пятна растворимыми в воде. Затем была выполнена влажная очистка, которая ослабила интенсивность пятен и дала возможность экспонировать предмет на центральной платформе, позволявшей осматривать его со всех сторон8.

В публикациях описано применение энзимов для удаления жировых загрязнений. Например, при очистке туники коптского периода (Музей исламского искусства, Египет) использовали липазу из Candida Cylindracea (62316, производитель Fluka). Предварительное исследование на модельных льняных образцах, загрязненных оливковым маслом, а затем состаренных, определило оптимальные параметры ферментативной обработки: концентрация липазы 90 Ед/мл, температура 37°C, время погружения в ферментативный раствор 25 минут. Каждый участок туники с жировыми загрязнениями обрабатывали свежим раствором липазы. Удаление энзима из ткани выполнили с помощью трех водяных ванн9.

Для удаления жирного пятна (15^15 см) с шелкового покрывала (1780 г., Музей Виктории и Альберта) применили гель, содержащий липазу. Для его приготовления в 100 мл деионизированной воды добавили 0,5 г ТРИС (гидроксиметил) ами-нометана (широко используется в биохимии и молекулярной биологии в качестве буферного раствора с рН 7.0-9.0) и лимонную кислоту, получив раствор с рН 8,5. Раствор желировали 2 г метилцеллюлозы. 0,5 г липазы (тип VII) с активностью 700 Ед/мг растворили в нескольких каплях воды и смешали с гелем, следя за тем,

чтобы не образовывались пузырьки воздуха, которые могли денатурировать фермент. Апробацию липазного геля осуществили на небольшом участке пятна. 15-минутное воздействие оказалось эффективным для его ослабления. Обработанная область по цвету стала близка остальной части покрывала. Гель оказался простым в нанесении и контроле. При разработке методики консервации учли возможность появления разводов во время удаления остатков геля и продуктов разложения способом влажной очистки на вакуумном столе. Для защиты шелка, не подвергавшегося влажной очистке, использовали циклододекан (C12H ), похожий на воск и плавящийся при 6i°C. Он нерастворим в воде и сублимируется из твердого вещества в газ при комнатной температуре, что делает его очень полезным самоудаляющимся уплотнителем и водным барьером. В расплавленном виде его можно наносить на поверхность с помощью кисти. Циклододекан, полностью сублимируясь, не изменяет внешний вид текстиля и не имеет серьезных последствий для здоровья и безопасности консерваторов. Его нанесли на лицевую и оборотную стороны покрывала по периметру пятна. Циклододекан проник через волокна, а затем затвердел. В результате влажной очистки на вакуумном столе продукты загрязнения и разложения были успешно удалены без разводов. Состояние хрупких шелковых волокон было улучшено, а их эластичность увеличена. Метод с использованием ферментного геля и циклододекана позволил успешно удалить маслянистые загрязнения, не вызвав нарушения конструкции объекта и его повреждения10.

Китайские специалисты для очистки шелковых тканей, обнаруженных при раскопках погребальных комплексов эпохи династии Тан (618-907 гг.), использовали настой чайного гриба, содержащего органические кислоты и ферменты: протеазу, амилазу, липазу, сахаразу, каталазу. Очистка дала хорошие результаты, не вызвав повреждений шелка11.

Энзимы применяют в консервации не только для очистки. Например, китайские специалисты разработали метод восстановления шелка с помощью трансглютаминазы - фермента, способствующего образованию связей между различными белковыми молекулами, богатыми глутамином и лизином. Так были укреплены образцы археологических тканей из погребений Байлучжоу (475-221 гг. до н.э.) и Чжан Аньши (202-9 гг. до н.э.). Исторический шелк находился в руиниро-ванном состоянии, распадаясь от прикосновения. Для оценки эффекта восстановления текстильных волокон операции выполнили на небольших образцах, не влияющих на целостность исторических тканей. Казеинат натрия и трансглютаминазу (производитель Beijing Biotopped Science & Technology Co. Ltd) растворили в 0,1 М буферного раствора Трис-HCl (рН 7,0; концентрация казеината натрия 2%; соотношение трансглютаминазы и казеината натрия 30 Ед/г). Полученную смесь распылили на образцы (отношение площади образца к объему смеси составляло 1 000 кв. мм : 1 мл). После восстановления не наблюдалось явного изменения внешнего вида образцов. Выполненное «сшивание» привело к улучшению механических свойств образцов. Шелк перестал распадаться при прикосновении, поскольку трещины в волокнах заполнились биополимерами12.

Еще одной областью применения в реставрации энзимов является датирование археологических тканей. Итальянские специалисты разработали два метода определения возраста целлюлозного текстиля. Методы основаны на том, что целлюлоза со временем подвергается деградации, приводящей к образованию

в качестве конечных продуктов соединений, имеющих карбоксильные и метиль-ные группы. Определив количество этих групп и сравнив полученные результаты с количеством карбоксильных и метильных групп у точно датированных образцов, можно определить возраст целлюлозного текстиля. Первый метод основан на иммобилизации глюкозооксидазы в археологический материал. Между ферментом и карбоксильными группами формируется связь. Затем образец помещают в раствор с избытком глюкозы. В результате реакции поглощается свободный кислород с образованием глюконовой кислоты и пероксида водорода. В раствор погружают электрод Кларка - датчик, позволяющий определить скорость потребления кислорода в реакции. Эта скорость пропорциональна активности иммобилизованной глюкозооксидазы, активность которой, в свою очередь, коррелируется с количеством карбоксильных групп в целлюлозном материале, а следовательно, и с возрастом текстиля. Используя образцы с известными датировками, можно построить график зависимости скорости потребления кислорода от возраста образца, создав калибровочную кривую для датировки целлюлозного текстиля. Второй метод основан на применении фермента S-аденозилметионин-трансметилазы. Промытый и высушенный на воздухе образец помещается в ферментативный раствор, катализирующий реакцию деметилирования в присутствии S-аденозилметиони-на и тетрагидрофоловой кислоты. В продуктах реакции присутствует аденозин. Его количество можно фиксировать тонкослойной хроматографией или другими методами. Полученный результат является показателем возраста целлюлозных тканей. Используя датированные образцы, можно построить археометрическую кривую, показывающую корреляцию количества высвобождаемого аденозина к возрасту образца13.

К настоящему времени выполнены исследования по воздействию на механические и оптические свойства тканей а-амилазы, липазы, целлюлазы, трансглюта-миназы, супероксиддисмутазы.

Оказалось, что а-амилаза (тип X-A, код A6211, из Aspergillus Oryzae, производитель Sigma-Aldrich) вызывает улучшение механических параметров (предела прочности при растяжении, относительного удлинения, индекса кристалличности) для хлопчатобумажных и шелковых тканей, и некоторое их снижение для льняных тканей. При этом она незначительно изменяет оптические параметры у хлопка, окрашенного мареной или куркумой с протравами (сульфат меди, цитрат железа)14.

Очистка с использованием липазы из бактерии Bacillus sonorensis показала хорошие результаты по сохранению цвета хлопка и полиэстера, но значительную утрату цвета у шелка и шерсти. Исследование влияния липазы из Candida Cylindracea на льняные образцы установило улучшение относительного удлинения, небольшое снижение прочности на растяжение и незначительное изменение оптических параметров. Применение для очистки хлопчатобумажных и льняных тканей смеси липазы и пектиназы дало лучшие результаты, чем использование каждого средства в отдельности15.

Предварительная обработка трансглютаминазой из Streptomyces sp. шерстяных тканей перед влажной очисткой моющими средствами увеличивает прочность ткани и повышает стойкость цвета16.

Обработка супероксиддисмутазой (BR, активность 1750 Ед/мг, производитель Worthington Biochemical Corp.) волокон карбонизированного археологического шелка повысила его прочность17.

Исследование влияния на красители льняных, хлопковых, шерстяных и шелковых тканей фермента панкреатина (E.C. 232-468-9, производитель Sigma-Aldrich), содержащего трипсин, амилазы, липазы, рибонуклеазы и протеазы, показало, что он относительно безопасен для использования в текстильной консервации18.

К сожалению, применение энзимов ограничено рядом условий, влияющих на ферментативную активность. Энзимы «эффективны в узких температурных пределах, несовместимы со многими химическими реагентами, имеют ограниченные сроки хранения и строгие условия эксплуатации»19.

Одной из проблем ферментативной очистки музейных тканей является необходимость поддержания невысокой стабильной температуры. С 1980-х годов в консервационной практике используют вакуумные столы с подогревом и увлажнением, однако до последнего времени даже приборы с термостатическим управлением обычно регулируют температуру, превышающую 40°C, а управление мягкими диапазонами температур недоступно, при этом наблюдается неравномерное распределение тепла. В 2011-2014 годах в Германии, Италии, Нидерландах и Литве осуществлялся проект IMAT, который координировался флорентийским университетом20. Усилия специалистов были направлены на разработку устройств, обеспечивающих высокоточный мягкий нагрев при консервации произведений искусства (живописи, бумаги, текстиля). Тестирование новой предложенной методики проводилось в процессе очистки модельных образцов и музейных предметов с применением энзимов. Метод основан на использовании углеродных нанотрубок (carbon nanotubes) и других проводящих наноматериалов (например, серебряной нанопро-волоки AgNW), для создания новых высокоточных мобильных устройств в виде гибких ковриков с низковольтным нагревом ("imats") и проницаемостью для воздушных потоков и водяных паров.

В окончательном варианте нагреватель IMAT приобрел структуру типа «сэндвич», центральным слоем которой является пленка из углеродных нанотрубок с электродами для генерации тепла и датчиками температуры. Центральный слой IMAT защищен снаружи ламинатом с мягкой, нелипкой, идеально гладкой поверхностью. Коврики "imats" позволяют регулировать температуру с точностью 0,1°. Система тонкопрофильных прозрачных дышащих нагревательных ковриков и связанного с ними основного блока управления с сенсорным пультом и беспроводным датчиком температуры позволяет визуально контролировать распределение температуры на подключенном к системе мониторе. Коврики "imats" в процессе ферментативной очистки музейных тканей поддерживают невысокую стабильную температуру, равномерно распределенную по всей обрабатываемой поверхности.

Таким образом, за последние двадцать лет практика реставрации музейного текстиля пополнилась новыми методиками, позволяющими эффективно удалять загрязнения различной природы и старые реставрационные клеи с помощью энзимов. Ферментативная обработка сокращает время очистки и смягчает ее условия по рН и температуре. Зарубежные консерваторы установили оптимальные условия использования ряда ферментов и способы защиты ветхого текстиля от переувлажнения, разработали аппаратные средства для поддержания стабильной температуры при выполнении операций.

Примечания

1. KumarD. et al. Microbial Proteases and Application as Laundry Detergent Additive / D. Kumar, Savitri, N. Thakur, R. Verma, T. C. Bhalla // Research Journal of Microbiology. No 3. 2008. P. 661-672; Rahse W. Enzyme fur Waschmittel // Chemie Ingenieur Technik. Т. 84. No. 12. 2012. P. 2152-2163; Temam Abrar Hamza. Bacterial Protease Enzyme: Safe and Good Alternative for Industrial and Commercial Use // International Journal of Chemical and Biomolecular Science. Vol. 3. No. 1. 2017. Р. 1-10.

2. Hofenkde GraaffJ. H. The constitution of detergents in connection with the cleaning of ancient textiles // Studies in conservation. Vol. 13. No 3. 1968. P. 122-141.

3. ХофенкдеГраф. Моющие средства и их функции в стирке старого текстиля // Международный совет музеев. Комитет по консервации. Рефераты докладов, прочитанных на конференциях Комитета по консервации Международного совета музеев в 1967 (Брюссель) и в 1969 (Амстердам) гг. / под общ. ред. И. П. Горина, Ю. И. Гренберга. М.: Искусство, 1972. С. 36-38 (Khofenkde Graf. Moyushchiye sredstva i ikh funktsii v stirke starogo tekstilya // Mezhdunarodnyy sovet muzeyev. Komitet po konservatsii. Referaty dokladov, prochitannykh na konferentsiyakh Komiteta po konservatsii Mezhdunarodnogo soveta muzeyev v 1967 (Bryussel') i v 1969 (Amsterdam) gg. / pod obshch. red. I. P. Gorina, YU. I. Grenberga. M.: Iskusstvo, 1972. S. 36-38).

4. Forestier S., Bos A. La restauration d'une tapisserie bruxelloise de la Renaissance par traitement enzymatique // Techne: la science au service de l'histoire de l'art et des civilizations. No. 41. 2015. P. 101-107.

5. AhmedH. E., KolisisF. N. An investigation into the removal of starch paste adhesives from historical textiles by using the enzyme а-amylase // Journal of cultural heritage. Vol. 12. No. 2. 2011. P. 169-179.

6. Whaap F. The treatment of two Coptic tapestry fragments // V & A conservation journal. No. 55. 2007. P. 11-13.

7. Ferrari M. et al. Enzymatic laundry for old clothes: immobilized alpha-amylase from Bacillus sp. for the biocleaning of an ancient Coptic tunic / M. Ferrari, R. Mazzoli, S. Morales, M. Fedi, L. Liccioli, A. Piccirillo, T. Cavaleri, C. Oliva, P. Gallo, M. Borla, M. Cardinali, E. Pessione // Applied Microbiology and Biotechnology. No. 101. 2017. P. 7041-7052.

8. Mina L. Foxy underpants: or the use of chelators and enzymes to reduce foxing stains on early Nineteenth nentury men's linen underpants // Journal of the American Institute for Conservation. Vol. 59. No. 1. 2020. P. 3-17.

9. Ahmed H.E., Gremos S.S., Kolisis F.N. Enzymatic removal of the oily dirt from a Coptic tunic using the enzyme lipase // Journal of textile and apparel, technology and management. Vol. 6. No. 3. 2010. Р. 1-17.

10. Glenn S. et al. Borrowing from the neighbours: using the technology of other disciplines to treat difficult textile conservation problems / S. Glenn, J. Hackett, E.-A. Haladane, S. Im // Learning Curve: Education, Experience, Reflection. Forum of the ICON Textile Group. 13 April 2015. Birbeck College, London. L., 2015. P. 33-42.

11. Даниелян Л. Т. Чайный гриб (Kombucha) и его биологические особенности. М.: Медицина, 2005. С. 13, 74 (Daniyelyan L. T. Chaynyy grib (Kombucha) i yego biologicheskiye osobennosti. M.: Meditsina, 2005. S. 13, 74); Yan Li et al. (Application

of kombucha fermentation in washing crystal fouling on silk cultural heritage). - Wen wu bao hu yu kao gu ke xue / Yan Li, Fu Meng, Zhao Rui-ting, Zhang Rui, Wu Wang-ting. Feb. 2011. Р. 7-12.

12. ZhuZ., LiuL., GongD. Transglutaminase - mediated restoration of historic silk and its ageing resistance // Heritage Science. 2013. Article No. 13.

13. CampanellaL. Two archaeometric methods for cellulosic textile finds using enzymatic test // The first international conference on archaeology and conservation, 12-17 August 2002, Jordan. 2002. P. 117-123.

14. AhmedH. E., KolisisF. N. An investigation into the removal of starch paste adhesives from historical textiles by using the enzyme а-amylase // Journal of cultural heritage. Vol. 12. No. 2. 2011. P. 169-179; AhmedH. E. An extensive study of the effect of the enzyme а-amylase used in textile conservation on Silk Fibers Dyed with Safflower and Madder Dye // e-conservation magazine. Vol. 17. 2010. P. 41- 51.

15. Nerurkar M. et al. Application of lipase from marine bacteria Bacillus sonorensis as an additive in detergent formulation / M. Nerurkar, M. Joshi, S. Pariti, R. Adivarekar // Journal of Surfactants and Detergents. No. 16. 2013. P. 435-443.

16. TesfawA., Assefa F. Applications of transglutaminase in textile, wool, and leather processing // International Journal of Textile Science. No. 3 (4). 2014. Р. 64-69.

17. Bai X. et al. A potential scavenger of carbon radicals for ancient carbonized silk fabrics: Superoxide Dismutase (SOD) / X. Bai, Y. Gong, H. Yang, D. Gong // Heritage Science. Vol. 2. 2014. Article No. 27.

18. MohamedZ. M. Salem et al. Assessment of the use of natural extracted dyes and pancreatin enzyme for dyeing of four natural textiles: HPLC analysis of phytochemicals / Mohamed Z.M. Salem, Ibrahim H.M. Ibrahim, Hayssam M. Ali, Hany M. Helmy // Processes. Vol. 8. No. 1. 2020. Article No. 59.

19. Ясинская Н. Н., Скобова Н. В., Сергеев В. Ю. Возможности ферментных технологий для модификации внешнего вида швейных изделий из хлопчатобумажных тканей // Вестник Витебского государственного технологического университета. №1 (36). 2019. С. 168-175 (Yasinskaya N. N., Skobova N. V., Sergeyev V. YU. Vozmozhnosti fermentnykh tekhnologiy dlya modifikatsii vneshnego vida shveynykh izdeliy iz khlopchatobumazhnykh tkaney // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. №1 (36). 2019. S. 168-175).

20. Markevicus T. et al. IMAT Project: From Innovative Nanotechnology to Best Practices in Art Conservation / T. Markevicus, N. Olsson, M. Carfagni, R. Furferi, L. Governi, L. Puggelli // EuroMed. 2012. LNCS 7616. P. 784-792; Markevicius T. et al. Cold, warm, warmer: use of precision heat transfer in the optimization of hydrolytic enzyme and hydrogel cleaning systems / T. Markevicius, T. Syversen, E. Chan, N. Olsson, C. Skov Hilby, R. Simaite // Gels in the conservation of art / Angelova L.V., Ormsby B., Townsend J.H., Wolbers R. (Editors). L., 2017. P. 67-72; Meyer H. et al. Carbon nanotubes in art conservation / H. Meyer, K. Saborowski, T. Markevicius, N. Olsson, R. Furferi, M. Carfagni // International journal of conservation science. Vol. 4. Special Issue. 2013. P. 633-646; Markevicius T. et al. Towards the Development of a Novel CNTs-Based Flexible Mild Heater for Art Conservation / T. Markevicius, R. Furferi, N. Olsson, H. Meyer, L. Governi, M. Carfagni, Y. Volpe, R. Hedelbach // Nanomaterials and Nanotechnology. Vol. 4. 2014. Article No. 8.

Сведения об авторах

Ермакова Нина Владимировна - кандидат исторических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий специалист. 107014, Москва, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1. E-mail: [email protected]

Ermakova Nina - Candidate of Historical Sciences,

The State Research Institute for Restoration, leading specialist.

44-1, Gastello St., Moscow, Russia, 107014.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.