Научная статья на тему 'ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ. КОПИЯ С КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ "СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО" ИЗ СОБРАНИЯ НАРОВЧАТСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА. РЕСТАВРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, СОЗДАНИЕ КОПИИ-РЕКОНСТРУКЦИИ'

ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ. КОПИЯ С КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ "СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО" ИЗ СОБРАНИЯ НАРОВЧАТСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА. РЕСТАВРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, СОЗДАНИЕ КОПИИ-РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИЯ / КАРТИНА / ЖИВОПИСЬ / РЕСТАВРАЦИЯ / КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ФРАГМЕНТ / СТЕКЛО / ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карасева Ольга Константиновна

В статье говорится о реставрации, исследованиях и выполнении копии-реконструкции редкого экспоната - копии с картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I со Святой Елизаветой, младенцем Иоанном и Ангелами» 1518 года. Картина поступила в реставрацию из собрания краеведческого музея-заповедника города Наровчат Пензенской области. Она была написана в первой половине XIX века крепостным художником Муравьевым масляными красками на стекле в технике «Эгломизе». Произведение находилось в руинированном состоянии. Площадь утрат составляла 50%. В статье рассказывается об истории бытования памятника, описаны проведенные предреставрационные исследования и методика укрепления красочного слоя картины, написанной на стекле, а также представлен процесс написания копии-реконструкции данного произведения. По заказу музея художник-реставратор Карасева О.К. выполнила её на холсте. Копия-реконструкция позволила воссоздать целостную картину и увидеть произведение без утрат. В результате проведенных работ в музей вернулся отреставрированный очень редкий экспонат и его копия-реконструкция, которая экспонируется рядом с оригиналом, давая возможность зрителям представить полную картину изображенного. В настоящее время обе картины находятся в основной экспозиции Наровчатского краеведческого музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карасева Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTING ON GLASS. COPY OF PAINTING BY RAPHAEL "THE HOLY FAMILY" FROM THE COLLECTION OF THE NAROVCHAT LOCAL HISTORY MUSEUM-RESERVE. RESTORATION, RESEARCH, MAKING A RECONSTRUCTION COPY

The article is about the restoration, researches and creation of a reconstruction copy of a rare exhibit - a copy from Raphael's painting «The Holy Family of Francis I with St. Elizabeth, the Infant John and Angels» (1518). The painting was received for restoration from the collection of the Local History Museum-Reserve of the city of Narovchat, Penza region. It was painted in the first half of the 19th century by the serf artist Muravyev with oil paints on glass in the «églomisé» technique. The painting was in a ruined state. The area of losses was 50%. The article is about the history of the art monument and the conducted pre-restoration researches and the technique of consolidation of the paint layer of the glass painting. The article also presents the painting process of the reconstruction copy. By order of the museum, the restorer artist Karaseva O.K. has made the copy of that painting on canvas. The reconstruction copy allows to recreate a complete picture and see the painting without losses. As a result of the restoration work, a very rare exhibit and its reconstruction copy are returned to the museum. The copy is exhibited next to the original, which allows viewers to see the picture without losses. Currently, both paintings are in the main exposition of the Local History Museum-Reserve in Narovchat

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ. КОПИЯ С КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ "СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО" ИЗ СОБРАНИЯ НАРОВЧАТСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА. РЕСТАВРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, СОЗДАНИЕ КОПИИ-РЕКОНСТРУКЦИИ»

О. К. Карасева

ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ. КОПИЯ С КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» ИЗ СОБРАНИЯ НАРОВЧАТСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА. РЕСТАВРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, СОЗДАНИЕ КОПИИ-РЕКОНСТРУКЦИИ

В статье говорится о реставрации, исследованиях и выполнении копии-реконструкции редкого экспоната - копии с картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I со Святой Елизаветой, младенцем Иоанном и Ангелами» 1518 года. Картина поступила в реставрацию из собрания краеведческого музея-заповедника города Наровчат Пензенской области. Она была написана в первой половине XIX века крепостным художником Муравьевым масляными красками на стекле в технике «Эгломизе». Произведение находилось в руинированном состоянии. Площадь утрат составляла 50%. В статье рассказывается об истории бытования памятника, описаны проведенные предре-ставрационные исследования и методика укрепления красочного слоя картины, написанной на стекле, а также представлен процесс написания копии-реконструкции данного произведения. По заказу музея художник-реставратор Карасева О.К. выполнила её на холсте. Копия-реконструкция позволила воссоздать целостную картину и увидеть произведение без утрат. В результате проведенных работ в музей вернулся отреставрированный очень редкий экспонат и его копия-реконструкция, которая экспонируется рядом с оригиналом, давая возможность зрителям представить полную картину изображенного. В настоящее время обе картины находятся в основной экспозиции Наровчатского краеведческого музея-заповедника.

Ключевые слова: копия, картина, живопись, реставрация, красочный слой, исследования, фрагмент, стекло, техника.

O. Karaseva

PAINTING ON GLASS. COPY OF PAINTING BY RAPHAEL «THE HOLY FAMILY» FROM THE COLLECTION OF THE NAROVCHAT LOCAL HISTORY MUSEUM-RESERVE. RESTORATION, RESEARCH, MAKING A RECONSTRUCTION COPY

The article is about the restoration, researches and creation of a reconstruction copy of a rare exhibit - a copy from Raphael's painting «The Holy Family of Francis I with St. Elizabeth, the Infant John and Angels» (1518). The painting was received for restoration from the collection of the Local History Museum-Reserve of the city of Narovchat, Penza region. It was painted in the first half of the 19th century by the serf artist Muravyev with oil paints on glass in the «eglomise» technique. The painting was in a ruined state. The area of losses was 50%. The article is about the history of the art monument and the conducted pre-restoration researches and the technique of consolidation of the paint layer of the glass painting. The article also presents the painting process of the reconstruction copy. By order of the museum, the restorer artist Karaseva O.K. has made the copy of that painting on canvas. The reconstruction copy allows to recreate a complete picture and see the painting without losses. As a result of the restoration work, a very rare exhibit and its reconstruction copy are returned to the museum. The copy is exhibited next to the original, which allows viewers to see the picture without losses. Currently, both paintings are in the main exposition of the Local History Museum-Reserve in Narovchat.

Keywords: photography, copy, painting, restoration, painting layer, researches, fragment, glass, technique.

В этой статье речь пойдет о реставрации, исследованиях и выполнении копии-реконструкции одного редкого произведения. Осенью 2019 г. его привез в Пензу директор Наровчатского краеведческого музея-заповедника А.Г. Сохря-ков. Это копия с картины Рафаэля «Святое семейство» (ил. 1) - живописная работа XIX в., выполненная масляными красками на стекле в технике «эгломизе»1. Термин получил широкое распространение в XIX в. и явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи. Считалось, что он первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Этот термин стал позже применяться к таким образцам живописи «под стеклом», которые появились задолго до изобретения Ж.Б. Гломи.

* *

А А ' Л

ж ж V

© ?

£

Г<ч

Ил. 1.

«Святое семейство». Картина на стекле. После укрепления красочного слоя

Существуют две принципиально разные техники живописи на стекле: «теплая» и «холодная». Наш экспонат относится к холодной. Причем холодную живопись разделяют на два типа, в зависимости от того, на какую сторону наносится красочный слой. Это живопись с лицевой стороны стекла «на стекле» и «под стеклом», т. е. краски наносятся с оборотной стороны, «за стеклом». И если при живописи на стекле краски наносятся классическим способом, так же как на другие основы, то при живописи «под стеклом» сначала выполняются все детали, а только затем пишется фон. Пишут от переднего плана к заднему. Сначала ярчайшие света

и глубокие тени, потом средние тона. Перекрывание локальных тонов завершает работу. Рассматриваемый нами памятник относится к живописи «под стеклом».

Он был привезен из Наровчата завернутым в мягкую, толстую, ворсистую ткань типа «фетра» и зашит нитками. Основа располагалась красочным слоем вниз. С оборотной стороны живопись была покрыта как бы защитным слоем черного цвета, - так, что не было видно изображения. Произведение находилось в руиниро-ванном состоянии (ил. 2). Связь красочного слоя с основой была нарушена по всей поверхности. Наблюдались многочисленные вздутия, осыпи и утраты живописи. Частички красочного слоя цеплялись за ворс ткани и оставались на ней. От директора музея я узнала, что это копия с картины Рафаэля «Святое семейство», попавшая в собрание из семьи Шлыковых в 1958 году. А писал ее крепостной художник старинного дворянского рода Араповых. Этот род начинает свою историю от некоего Барамука, который «выехал» из татар в Муром на службу русскому царю в середине XVI века. В XVIII столетии Араповы были записаны в Пензенскую родословную дворянскую книгу.

Ил. 2.

Фото в контражуре. Хорошо просматривается количество утрат

Рассматриваемый нами экспонат в книге поступлений числился как икона и был написан при жизни Андрея Николаевича Арапова (1807-1874)2. Он служил

в кавалергардском полку, ушел в отставку майором, избирался предводителем дворянства в Наровчатском и Нижнеломовском уездах Пензенской губернии.

Икона написана И.М. Муравьевым. В 1857 г. этой иконой Илья Матвеевич благословил на брак со Степаном Ивановичем Шлыковым свою любимую племянницу и крестницу Варвару Матвеевну Муравьеву. Икона хранилась в семье Шлыковых в городе Пенза и в 1958 г. была передана в музей младшим сыном Варвары Матвеевны, 80-летним пенсионером Владимиром Степановичем Шлыковым, за 3 года до смерти. В свою очередь, Владимир Степанович являлся родным дядей Маргариты Евгеньевны Афиногеновой, в девичестве Шлыковой3.

Маргарита Евгеньевна4 стояла у истоков создания Наровчатского краеведческого музея. Она работала в музее с 1926 г., а в 1929-м стала его директором. На протяжении 47 лет, до последних дней своей жизни, до 1976 г. была хранителем наровчатской истории и одним из основателей музейной коллекции.

В 2019 г., спустя 61 год после передачи из семьи, видя необратимое разрушение произведения, А.Г. Сохряков привез его в Пензу на реставрацию.

В результате исследований оказалось, что утраты составляют около 50% всей поверхности. Множество мельчайших частиц красочного слоя было на ткани. Самые крупные из них я собрала, чтобы впоследствии вставить на место, но они были очень тонкими и хрупкими и буквально рассыпались в порошок при малейшем касании. Чтобы не повредить и не утратить эти фрагменты, требовалась задержка дыхания при переносе каждого кусочка на место. Частички красочного слоя были настолько хрупкими, что даже при повороте на месте распадались на более мелкие.

Нужно было принять решение о концепции реставрации руинированного памятника. Я обратилась за советом в ГОСНИИР к М.С. Чураковой, после чего было принято решение о консервации произведения с невозможностью дальнейшей реконструкции, по причине очень больших по площади утрат.

Возникла необходимость провести дополнительные исследования красочного слоя. К тому же, с оборота для защиты живописи художник покрыл ее толстым слоем черного цвета, который визуально казался сильно шероховатым, а при исследовании в микроскоп выглядел вспученным по всей поверхности (ил. 3).

Я отправила в лабораторию физико-химических исследований ГОСНИИР несколько проб, взятых из осыпавшихся микрофрагментов. Исследования проводила И.Ф. Кадикова. По результатам исследований оказалось, что черного цвета защитный слой, нанесенный на живопись, имеет в составе пигментов жженую кость, свинцовые белила, силикаты. В составе связующего смесь белка животного происхождения, природной смолы и небольшого количества масла. Так что, скорее всего, художник покрыл оборот иконы слоем масляной краски для защиты живописи от внешних воздействий. Набор пигментов красочного слоя довольно скудный. Это желтый хром, свинцовые белила, красный органический пигмент, киноварь, берлинская лазурь.

Можно предположить, что если произведение использовали как икону, то со временем, в процессе бытования, защитный слой с оборотной стороны пострадал от нагревания свечами и вспучился по всей поверхности, соответственно ослабла связь красочного слоя с основой.

Ил. 3.

Макросъемка фрагмента оборотной стороны. Мелкие вздутия защитного слоя по всей поверхности

Затем встал вопрос об укреплении красочного слоя, который осыпался по всей поверхности. Было сделано несколько проб на предметных стеклах на укрепление красочного слоя различными адгезивами. Частички осыпавшейся живописи приклеивались с помощью клеёв: поливинилбутираля 3%, АК-211 3,5%5, Lascaux medium fur konsolidierung 7%.

Пробы на все синтетические адгезивы дали отрицательный результат. Они создавали пленку на поверхности, и частички хрупкого красочного слоя даже при незначительном касании фторопластового шпателя рассыпались. Оптимальный способ укрепления удалось найти при разведении адгезива Lascaux medium fur konsolidierung6 в пропорциях 1 : 6 с водой и мягкой кистью наносить на красочный слой с оборота до полного насыщения (ил. 4). Клей активно впитывался. После неоднократного укрепления названным рабочим составом концентрация клея была увеличена в 2 раза. Укрепление проводилось под микроскопом во избежание утрат.

л

Ил. 4.

Процесс укрепления красочного слоя

Затем частички осыпавшейся живописи приклеивались на свои места. Расположив картину над зеркалом и смотря в отражение, стало возможным найти им свои места (ил. 5). Вся работа от начала разработки методики до завершения укрепления заняла семь месяцев. После успешного укрепления появилась возможность перевернуть произведение красочным слоем вверх и увидеть изображение.

Ил. 5.

Картина в процессе укрепления утраченных фрагментов располагалась над зеркалом

На ткани, в которую был завернут экспонат, имелась надпись: «"Семья Ангелы" Неизвестный художник». Когда удалось увидеть сохранившиеся живописные фрагменты, у меня возникло желание сделать копию-реконструкцию произведения, чтобы воссоздать целостную картину. По оставшимся фрагментам трудно было это представить, но при изучении произведения на просвет я увидела на стекле, в местах утрат, рисунок складок одежд, ручки младенца, можно было разобрать даже личико, глаз Младенца Иисуса. Линии в местах утрат были белого цвета, причем я заметила, что на более пастозных, светлых участках рисунок проявлялся ярче, чем на тех, где красочный слой лежал более прозрачно и тонко. Тогда у меня появилась

надежда на частичную реконструкцию утраченных мест хотя бы в линейно-графическом виде. Я обратилась за помощью к профессиональному фотографу, который помог снять картину в боковом свете так, чтобы на фото были видны линии рисунка, проявившиеся в местах утрат. И хотя это было очень сложно сделать технически, ему удалось сфотографировать общий вид и несколько фрагментов (ил. 6).

Ил. 6.

Фрагмент картины при боковом освещении. Просматривается авторский рисунок в местах утрат на стекле

При помощи программы Fotoshop я сделала частичную реконструкцию рисунка в утратах (ил. 7), но все еще оставалось несколько непонятных деталей. Например, было неясно, что держит Ангел над головой у Марии, непонятно как художник изобразил складки на хитоне Богоматери, и сложно было представить ее стопу. Сохранилось лишь три пальчика.

Ил. 7.

Восстановлен рисунок в местах утрат на фото в программе Photoshop

Ил. 8.

В процессе выполнения копии-реконструкции

Несмотря на это, я решила попробовать сделать копию-реконструкцию этой картины на холсте. Директор музея меня поддержал, и я приступила к работе.

Мелкозернистый льняной холст был натянут на подрамник, аппретирован крахмальным клейстером и дважды проклеен кроличьим клеем 5% концентрации. Затем он грунтовался акриловым грунтом, тонкими слоями до состояния гладкости так, чтобы фактура холста не просматривалась. Каждый слой просушивался и шлифовался. Затем я снимала кальку с произведения, переводила на холст, и по рисунку делался жидкий подмалевок масляными красками (ил. 8).

Параллельно не прекращались поиски оригинала картины. Уже в процессе написания копии я обратилась за помощью к искусствоведу М.А. Рогову, и он сразу нашел оригинал. Им оказалась картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I со Св. Елизаветой, младенцем Иоанном и Ангелами» (1518, Лувр) (ил. 9). Все вопросы, которые у меня оставались, - успешно разрешились.

Копия-реконструкция была завершена (ил. 10). Она экспонируется в музее, рядом с оригиналом на стекле, дополняя и разъясняя картину утраченных фрагментов. Интересным оказался факт, что при сравнении работы на стекле с оригиналом Рафаэля было замечено несовпадение их по цвету. Выяснилось, что одежды всех персонажей (кроме Богоматери), изображенных на картине, художник трактовал по-своему, то есть копия была «вольной». Возможно, художник делал копию с черно-белой гравюры.

Ил. 10.

И. Муравьев. «Святое семейство». Копия-реконструкция картины, выполненная на холсте

Что касается художественных качеств этой работы, видно, что ее выполнял мастер, что называется, «второй руки» Это не высокопрофессиональный художник, но и не совсем самоучка, т. к. сама работа выполнена с большой любовью. Это чувствуется по довольно подробной проработке деталей, рук, лиц, складок одежд. Некоторые моменты, однако, художник упростил. Например, он не стал копировать рисунок на плитах пола, детали колыбели на переднем плане. Но нужно учитывать, что картина была написана в технике «под стеклом». Так как основой служит не привычный всем холст или дерево, а стекло, которое имеет свою специфику нанесения красок, свои сложности. Остается загадкой, почему художник решил изобразить картину именно на стекле. Причем основой послужило стекло, предположительно взятое от створки старого буфета, так как сверху оно имеет не ровное, а слегка скошенное к левому краю завершение и по периметру - фацеты шириной 20 мм.

Я очень благодарна всем, кто помогал мне в работе:

• коллеге из Петербурга Валерии Дмитриевне Ивановой, которая посоветовала методику укрепления красочного слоя;

• старшему научному сотруднику (на тот момент) лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР Ирине Фанисовне Кадиковой;

• заведующему отделом научной реставрации станковой масляной живописи ГОСНИИР Марии Степановне Чураковой;

• искусствоведу, доценту факультета истории искусства РГГУ Михаилу Анатольевичу Рогову;

• фотографу, художнику, преподавателю ПХУ им. Савицкого Денису Олеговичу Санталову;

• и директору «Музея-заповедника» Наровчатского района Пензенской области, настоящему энтузиасту своего дела, без которого бы

не состоялся этот проект, Александру Григорьевичу Сохрякову.

Примечания

1. Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло. - URL: https://www.rmnt.ru/ story/windows/egLomize-texnika-nanesenija-risunka-na-stekLo.1502405/ (дата обращения: 18.11.2020).

2. А. Н. Арапов // Сборник биографий кавалергардов / Под ред. С.А. Панчулид-зева. Репр. изд. [Т. 4] : 1826-1908. М.: Минувшее : Старая Басманная, 2008. С. 29.

3. Маргарита Евгеньевна Афиногенова. - URL: https://www.cuLture.ru/ institutes/3857/muzei-zapovednik-narovchatskogo-raiona-penzenskoi-obLasti (дата обращения: 19.11.2020).

4. Тюстин А. В. Афиногенова Маргарита Евгеньевна // Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К.Д. Вишневский. М.: Большая Рос. энцикл., 2001. С. 36.

5. Федосеева Т. С. Реставрационные и живописные материалы. Терминологический словарь-справочник. М.: Р. Валент, 2010. С. 5.

6. Там же. С. 108.

1. EgLomize: texnika naneseniya risunka na stekLo. - URL: https://www.rmnt. ru/story/windows/egLomize-texnika-nanesenija-risunka-na-stekLo.1502405/ (data obrashheniya: 18.11.2020).

2. A. N. Arapov // Sbornik biografij kavaLergardov / Pod red. S.A. PanchuLidzeva. Repr. izd. [T. 4] : 1826-1908. M.: Minuvshee: Staraya Basmannaya, 2008. S. 29.

3. Margarita Evgenevna Afinogenova. - URL: https://www.cuLture.ru/institutes/ 3857/muzei-zapovednik-narovchatskogo-raiona-penzenskoi-obLasti (data obrashhe-niya: 19.11.2020).

4. Tyustin A. V. Afinogenova Margarita Evgenevna // Penzenskaya encikLopediya / GL. red. K.D. Vishnevskij. M.: BoLshaya Ros. encikL., 2001. S. 36.

5. Fedoseeva T. S. Restavracionnye i zhivopisnye materiaLy". TerminoLogicheskij sLovar-spravochnik. M.: R. VaLent, 2010. S. 5.

6. Tam zhe. S. 108.

Сведения об авторах

Карасева Ольга Константиновна - художник-реставратор 1 категории, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, художник-реставратор станковой масляной живописи 440026, г. Пенза, ул. Советская, д. 3 E-mail: karasevaok@yandex.ru

Karaseva OLga - conservator of the first category, Penza Regional Picture Gallery named after K.A. Savitsky, oil paintings conservator 3, Sovetskaya St., Penza, Russia, 440026 E-mail: karasevaok@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.