Копирование произведений станковой живописи в системе подготовки художников-реставраторов
Евтушенко Дарья Тарасовна,
ассистент кафедры «Дизайна, изобразительного искусства и реставрации», Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье приводится анализ копийного метода исследования и сохранения произведений живописи. Рассмотрены виды копий, особенности копирования картин в XIX веке в Эрмитаже. Приведен сравнительный анализ оригинала и копии на примере иконы «Святая Троица с бытием и хождением» 1914 года, Николая и Александра Брягиных. Выявлена проблема соотнесения единого канона оригинала и копии с индивидуальными иконописными навыками. Отражены основополагающие дисциплины направления «реставрации живописи» во взаимосвязи с музейным копированием. Рассмотрены основные этапы и методические рекомендации по копированию произведений станковой темперной живописи.
Ключевые слова: копирование, копия, иконография, реконструкция, реставрация.
Традиционно, комплексная работа по восстановлению живописи состоит из технической реставрации и художественной. В программе подготовки студентов направления «реставрации» практические и теоретические дисциплины необходимо разделить на два основополагающих блока:
1. Материально-структурное изучение произведений (технико-технологическое исследование живописи, методика реставрации произведений);
2. Художественно-стилистическое изучение произведений (иконография, копирование произведений станковой масляной и станковой темперной живописи).
Известно, что художественная часть в реставрации подразумевает восполнение утраченных фрагментов живописи и подразделяется на музейные тонировки и реконструкцию. Для выполнения реконструкции утраченных фрагментов живописи, необходимо владеть знаниями в области иконографии и стилистических особенностей произведения, а также навыками создания живописного или иконописного памятника. Для достижения поставленных целей большую роль играет практические занятия по дисциплинам копирования произведений живописи.
Следует отметить, что термин «копия» является обобщенным понятием среди исследователей искусства. Понятие «подлинник» на бытовом уровне - это все, что создано впервые, а копия -это повторение предыдущего. Копии могут быть разнообразными: другое происхождение, другой автор, иная техника исполнения и т.д. Опыт анализа понятия «копия», полученный путем практической экспертизой художественных произведений, показан в статье И.Е. Ломизе [3]. Автор предлагает свою классификацию копий: копии, сделанные живописцами - современниками, и копии, выполненные через некоторое время спустя, после создания подлинника. Определяется принцип недалекости творца копии к автору оригинала -авторские повторения, копии, сделанные в соавторстве с творцом оригинала, копии, написанные учащимися в его мастерской и т.д. В своей монографии О.В. Микац описывает известную практику копирования полотен в Эрмитаже. «Для создания копий картин Эрмитажа в XIX веке использовалась различная техника: гравюра, литография и фотография. Но все же копия давала полное представление о картине, пусть даже не совершенная» [4]. Говоря о копировании в Эрмитаже, Микац утверждает, что художник-копиист испытывает эмоциональные переживания, как и ав-
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о m о от
з
ы о со
тор шедевра. И копия, которую художник-копиист воспроизвел становиться также произведением искусства. В определенные эпохи копирование образцов было возведено в основу профессионального обучения в мастерских и учебных заведениях.
В настоящее время вопрос о начале процесса копирования древнерусской живописи не исследован в полной мере. Ярким примером копирования станковой темперной живописи является икона «Святая Троица с бытием» 1914 года, Николая и Александра Брягиных. История создания оригинальной иконы не дает достоверных источников, когда и кем она была написана, но сохранились данные обретения подлинника.
Известно, что в 1913 году в России праздновалось 300-летие Дома Романовых и во время личного визита в Суздаль 16 мая 1913 года, император Николай II в женском Покровском монастыре посетил соборную усыпальницу, осмотрев ризницу. Обратив внимание на вышедшие из богослужебного обращения древние и обветшавшие иконы, император пожелал отобрать самые ценные из них для хранения в Русском Музее Императора Александра III в Санкт-Петербурге. Позднее, 14 ноября 1913 года из Суздаля в Русский музей доставили 46 икон в серебряных окладах, среди которых была и «Святая Троица» второй половины XVI в. (в настоящий момент, икона находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге). Икона входила в состав соборного иконостаса и считалась одной из главных святынь храма, о чем свидетельствовал богатый «приклад», пожертвованный царем Федором Иоанновичем [1]. По просьбе настоятельницы обители, в 1914 г. известным мастерским иконописцам Николаю и Александру Брягиным поручили сделать для Покровского монастыря копии с трех святых образов XVI века, среди которых были: «Святой Никола, в житии», «Преображение, с праздниками» и «Святая Троица, с бытием и хождением» (на сегодняшний день копии находятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике).
Необходимо отметить, что братья Николай и Александр Брягины были потомственными мстёрскими иконописцами. Николай Иванович Брягин был одним из основоположников отечественной школы реставрации, работал реставратором при Древлехранилище Русского музея с 1913 по 1920 год, проводил планомерные работы по консервации и раскрытию памятников древней живописи на основе научных принципов. В 1925 г. мастер работал реставратором в Ярославском отделении центрального государственного русского музея. Александр Иванович Брягин родился в с 1913 по 1914 год работал реставратором в Ху-5 дожественном отделе Русского музея, а с 1926 г. § Вплоть до своей кончины (1948) - в Вологодском краеведческом музее. Был участником рестав-° рации иконы «Троица» Андрея Рублева и многих ¡в других древних фресок.
Рассматривая икону «Святая Троица с бытием» 1914 года, созданную мстёрскими иконописцами, нужно выделить точность исполнения списка с древней иконы, полностью повторяются стиль и редкая иконография оригинала. Идентичны размеры произведения и общая композиция. Также, необходимо выделить различия: колорит копии более яркий, цветовые сочетания контрастнее. Возможно, мстёрские иконописцы учитывали последующее естественное старение произведения и изменения цвета, вследствие чего стремились воссоздать первоначальный колорит древней иконы [5]. Далее, в подаче формы прослеживаются черты, свойственные для мстёрской школы - проработка пластики формы, склонность к детализации. Из выше описанного следует вывод, что копия братьев Брягиных создана под влиянием традиций мстёрской школы.
Таким образом, существует проблема соотнесения единого канона оригинала и копии с индивидуальными иконописными навыками. Слабо отработанная методика копирования в процессе подготовки художников-реставраторов создаёт поверхностное понимание процесса, что отразится непосредственно в качестве работы по восстановлению произведений живописи. Копирование древнего образа - это строгая передача композиционных форм и цветовых отношений, что является основным критерием научного, музейного копирования.
Как известно, при обучении академическому рисунку, живописи, скульптуре применяется основной метод обучения - работа с натурой. Выполняются простые постановки (натюрморта, пейзажа, гипсов), затем более сложные (головы, фигуры человека). При обучении копированию станковой темперной живописи вместо постановок, гипсов, живой натуры, должны использоваться подлинные древние иконописные образцы. Учебное копирование с самых первых шагов должно быть сознательным, для чего нужно соблюдать принцип «от простого к сложному». Начинать работать нужно с копирования отдельных элементов икон: горки, деревья, облака, вода и тд. Далее, нужно переходить к иконам не сложного уровня исполнения, с хорошей сохранностью живописи и постепенно переходить к сложным сюжетным композициям. Закончив работу над копией, студент-реставратор должен научиться разрабатывать и выполнять копию-реконструкцию произведения. В процессе обучения копированию, следует работать с иконами разного времени и разной стилистики, вследствие чего - научиться анализировать и различать особенности исполнения иконописных школ и их различия.
Важным критерием при копировании является работа с подлинниками, а не с репродукциями. Таким требованиям отвечает практика музейного копирования, когда в течение всего срока обучения студенты изучают древнюю икону в различных музейных экспозициях (в Сергиевом Посаде, Москве, Петербурге, Ростове, Ярославле, Новгороде и т.д.).
Литература
1. Вилинбахова Т.Б. «Троица в деяниях» и ее литературная основа. Отв. ред. Д.С. Лихачев. -Л.: Наука, 1985, Русские монастыри.
2. Кочетков И.А. Копия и образец в иконописа-нии XV-XVI вв. // Проблема копирования в европейском искусстве: Материалы научной конференции. - М., 1998.
3. Ломизе, И.Е. Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных произведений: сборник научных трудов. C. 15. Москва, 1988.
4. Микац, О.В. Копирование в Эрмитаже как школа мастерства русских художников XVIII— XIX веков: монография. — Санкт-Петербург: Государственный Эрмита, 1996.
5. Материалы исследований Владимиро-Суздальского музея заповедника «Списки — копии древних икон из Покровского монастыря работы Николая и Александра Брягиных», 2007 г.
6. Нерсесян Л.В. Древнерусская живопись в музеях России. Иконы Владимира и Суздаля. «Северный паломник», 2008. ISBN 5-94431-260-0
copying works of easel painting in the system of training restorers
Yevtushenko D.T.
Vladimir state University
The article analyzes the copy method of research and preservation of paintings. The types of copies and features of copying paintings in the XIX century in the Hermitage are considered. A comparative analysis of the original and the copy on the example of the icon "the Saint Trinity with being" of 1914, Nicholas and Alexander Bryagins. The problem of correlating the common Canon of the original and the copies with individual iconographic skills is revealed. The fundamental disciplines of the direction of "restoration of paintings" in relation to Museum copying are reflected. The main stages and guidelines for copying works of easel tempera painting are considered.
Keyword: Copying, iconography, reconstruction, restoration. References
1. Vilinbakhova T. B. "the Trinity in acts" and its literary basis. Ed. by D.S. Likhachev, L.: Nauka, 1985, Russian monasteries.
2. Kochetkov I.A. Copy and sample in iconography of the XV-XVI centuries. / / the problem of copying in European art: Materials of the scientific conference. - Moscow, 1998.
3. Lomize, I.E. Original and repetition in painting. Examination of works of art: collection of scientific works. C. 15. Moscow, 1988.
4. Mikats, O.V. Copying in the Hermitage as a school of skill of Russian artists of the XVIII-XIX centuries: monograph. - Saint-Petersburg: State Hermitage Museum, 1996.
5. Research Materials of the Vladimir-Suzdal Museum reserve "Lists-copies of ancient icons from the Pokrovsky monastery by Nicholas and Alexander Bryagin", 2007.
6. Nersesyan L.V. Ancient Russian painting in Russian museums. Icons of Vladimir and Suzdal. «Northern pilgrim», 2008. ISBN5-94431-260-0