Научная статья на тему 'Опыт подготовки студентов по интернет-технологиям кафедрой информатики и информационных технологий'

Опыт подготовки студентов по интернет-технологиям кафедрой информатики и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки студентов по интернет-технологиям кафедрой информатики и информационных технологий»

О.А.Арбатская

Опыт подготовки студентов по интернет-технологиям кафедрой информатики и информационных технологий

Базовая Подготовка студентов по интернет-технологиям в Санкт-Петербургском государственном университете культуры ведется кафедрой информатики и информационных технологий. По глубине теоретической и практической подготовки можно выделить четыре разновидности программ подготовки в этом направлении:

1) для студентов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает владение .интернет-технологиями на уровне специалиста (ин-оорматиков-аналитиков);

2) для студентов, профессиональная деятельность которых связана с интернет-технологиями на уровне «продвинутого йользователя» в области социальных коммуникаций (информатиков-переводчиков, библиотекарей-библиофафов различных специализаций);

3) для студентов, профессиональная деятельность которых связана с интернет-технологиями на уровне «продвинутого пользователя» в области экономики (информатиков-экономистов);

4) для студентов-гуманитариев других специальностей, которым необходима такая подготовка на уровне достаточно компетентного пользователя.

В подготовке специалистов практически всех специальностей образовательным стандартом предусмотрен блок естественнонаучных дисциплин, в котором имеется дисциплина «Информатика» или «Математика и информатика». В рамках этих дисциплин предусматривается минимальная подготовка то Интернет-технологиям. Ее содержание для большинства специальностей вводится к предварительному обзорному ознакомлению с основными понятиями, примерно на уровне средней школы, а затем последующее освоение на практике в компьютерных классах умения осуществлять навигацию и поиск во всемирной паутине, использовать браузер для просмотра и сохранения результатов поиска.

Основные темы, которые обязательно должны изучаться: понятие о компьютерной сети, принципы организации и функционирования сети Интернет, понятие о сервисах Интернет, поисковые системы как средство для решения проблемы поиска web-ресурсов, функции и интерфейс мультипро-токольной клиентской программы - браузер. При таком объеме подготовки наиболее важными понятиями для обучаемого являются понятия «протоколы», «адресация», «универсальный указатель ресурсов (URL)», «гипертекст», «гиперссылка», «Web-документ», «Web-сайт». Рассматриваются понятия о базовых протоколах Интернета: транспортном (TCP) и межсетевого взаимодействия (IP); прикладные протоколы в связи с соответствующими сервиса-

© Арбатская O.A., 2006

ми, в первую очередь это протокол доставки гипертекстов http в сервисе www. В ходе практической подготовки студент овладевает умениями пользоваться интерфейсными страницами для ввода поискового запроса и вывод;! результата, основными поисковыми операторами. Особое внимание уделяется овладению навыками сохранения результатов поиска.

Для студентов, обучающихся по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» курс «Информатики» рассчитан на четыре первых семестра обучения. В этом курсе Интернет-технологии изучаются н третьем семестре: теоретический курс - 8 часов, практический - 24 часа, итоговый контроль - в форме экзамена. Имеется возможность освоить больший объем теоретических знаний, овладеть большим количеством умений и навыков по Интернет-технологиям. Изучаются темы:

1. Основные понятия сетевых компьютерных технологий;

2. Принципы организации и функционирования сети Интернет;

3. Сервисы Интернет;

4. Пользовательское программное обеспечение;

5. Информационные ресурсы Интернет;

6. Электронная почта;

7. Создание Web-страниц. Язык гипертекстовой разметки (HTML). Web-редакторы.

Основные понятия сетевых компьютерных технологий рассматривают • ся детальнее, чем для студентов-гуманитариев: понятие компьютерной сети анализируется с точки зрения решаемых задач (передачи данных, распределенной обработки данных и др.), требований (размерности, маршругизации сообщений и др.), средств (каналы связи, сетевое оборудование). Предлагается классификация компьютерных сетей, основанная на территориальной раз мерности.

Принципы организации и функционирования сети Интернет в программе для библиотекарей представлены системно, в отличие от программы для гуманитариев. Рассматривается модель открытой системы (семиуровневая модель взаимодействия узлов любой компьютерной сети), система базо вых протоколов (соглашений) для этих уровней. Изучаются особенности и характеристики локальных и глобальных сетей. Рассматриваются также ос новные формы взаимодействия абонентских компьютеров в сети на уровне прикладных процессов (программ).

Сервисы Интернета изучаются на основе общей модели архитектуры «клиент-сервер» для любых компьютерных сетей. Вводится понятие «программа-сервер» и «программа-клиент». Анализируется понятие сервиса (службы) как способа (метода) доставки определенного вида информацион ного ресурса сети Интернет с сервера по запросу клиента. Дается обзор все> основных видов сервиса (Telnet, FTP, электронная почта, телеконференции, WAIS, WWW, ICQ, Chat и др.). Устанавливается связь протоколов прикладного уровня с соответствующими сервисами.

Пользовательское программное обеспечение рассматривается в комплексе со всеми видами программного обеспечения для работы в сети: программное обеспечение локальных сетей: сетевые операционные системы, сетевые возможности и средства Windows; серверное программное обеспечение, программы-"клиенты". Более детально рассматриваются современные бэаузеры как мультипротокольные клиентские программы.

Рассматриваются основные функции браузеров: просмотр, навигация и сохранение; интерфейс: элементы экрана, стартовая страница, система адресных закладок (папка "Избранное"), система сохранения «истории» сеансов (папка "Журнал"), функция "Поиск". Практически эти функции и средства изучаются в компьютерных классах на примере браузера Internet Explorer 5.0.

Информационные ресурсы сети Интернет - самая профессионально-оэиентированная тема для библиотекарей. Мировые информационные ресурсы, доступные через Интернет, имеют все возрастающее значение для организации информационно-библиотечного обслуживания. Эта тема в определенной степени пересекается с темами специальных курсов, связанных с различными видами мировых информационных ресурсов. Поэтому в рамках «Информатики» изучаются общие принципы и технологии навигации и информационного поиска в Интернет. Из многочисленных информационных ресурсов выделены Web-серверы, электронные каталоги и базы данных. Характеризуются основные проблемы поиска информации в Web. Информационно-поисковые системы рассматриваются как средство решения этих проблем. Анализируются функции и рассматриваются примеры поисковых систем разных типов: классификационных (каталоги) и «текстовых» (поисковые машины). Дается представление о метапоисковых системах.

Практические занятия по изучению языка запросов и поиску в русскоязычных ИПС Rambler и Yandex направлены на овладение навыками использования «языков запросов» словарных поисковых систем, умениями составлять поисковую формулу запроса с помощью поисковых операторов. Тщательно изучаются функции поисковых операторов с помощью примеров, приведенных на справочных страницах поисковых систем, и примеров, заданных в задании лабораторного практикума преподавателем, а также анализа результатов поиска собственных примеров. Особое внимание уделяется обоснованию понятия релевантности (соответствия) выданных документов поисковой формуле (запросу, информационной потребности), а также понятиям полнота и потери информации, точность и поисковый шум. Это позволяет в ходе выполнения заданий по поиску сформировать у студентов умение модифицировать поисковую формулу в зависимости от результата поиска: ввести дополнительные термины (аспекты) с помощью логического оператора И с целью сужения поискового запроса и повышения точности поиска (устранение поискового шума); добавить синонимы с помощью оператора ИЛИ с целью расширения поискового запроса и повышения полноты поиска (устранение потерь информации).

Методика поиска в электронных каталогах и базах данных изучается библиотекарями в рамках целого.ряда спецдисциплин и курсов. Поэтому н курсе «Информатики» дается общее представление о технологии доступа к электронным каталогам и библиографическим базам данных на базе протокола доступа Z39.50, который описывает общие принципы поиска документов по большому количеству полей разнородного типа в разных форматах.

Имеются разработки для проведения практической подготовки по поиску в группах телеконференций (новости Usenet) и системах-каталогах, а также многоязычному поиску в глобальном Web. Однако проводить такую подготовку нет возможности из-за ограниченности объема универсального курса «Информатика». Поэтому студентам сообщаются общие сведения о тематических (сотр.*, гес.*, misc.*, alt.* и др.) и региональные (relcom.*) иерархиях телеконференций. На наш взгляд, подготовка специалистов для биб -лиотечно-информационной деятельности с различными квалификациями может иметь более серьезную базу по технологии поиска различных информационных ресурсов Интернета, но не в рамках курса «Информатика», а в рамках специальной для библиотечной подготовки дисциплины «Документальные информационные системы», которая должна быть аналогична той, что изучается студентами-информатиками. Профессионально-ориентированной средой деятельности специалиста в области библиотечно-информацион-ной деятельности являются различные информационные системы. Поэтом;' логично было бы изучать классическую теорию информационно-поисковых систем. Тогда и библиотечную технологию можно будет рассматривать с позиций системного подхода как АИПС, что может помочь формировать более концептуальное мировоззрение на современную библиотеку и технологию работы в ней. Полезно было бы и более подробно изучить все разновидности поисковых систем Интернета, не ограничиваясь при этом только российскими системами и соответственно поиском ресурсов в российском Интернете.

В раздел Интернет-технологий курса «Информатики» для библиотекарей был намеренно включен раздел, посвященный созданию Web-страниц. Эта тема пользуется большой популярностью среди студентов всех категорий. В программу для библиотекарей включено создание Web-страниц двумя способами: путем прямого написания на языке гипертекстовой разметки (HTML) и с помощью Web-редактора. Первый способ требует некоторого объема общих сведений о языке разметки HTML. На лекции разъясняются, а на практических занятиях осваиваются вопросы: синтаксис HTML-тегов (меток, команд), основные теги HTML. Рассматриваются теги дЛя структуриро -вания и форматирования текста, способы задания кодировки данных. Изучаются способы оформления гиперссылки с разными вариантами адресации целевых ресурсов (абсолютные и относительные); способы управления вставкой графического изображения с помощью параметров тэга вставки изображения. Рассматриваются способы представления цветов фона и текста. Создание Web-документов с помощью HTML-редакторов (программы Front

Page из пакета MS-Office или текстового процессора Word) позволяет больше внимания уделить средствам оформления Web-документов, способам верстки небольших Web-сайтов и организации перекрестных ссылок.

Подготовка информатиков-переводчиков, профессиональная деятельность которых также связана с Интернет-технологиями на уровне «продвинутого пользователя» в области социальных коммуникаций, реализуется в программах по нескольким дисциплинам. Все темы, которые изучают библиотекари, кроме первой, они изучают в рамках специальной дисциплины «Интернет-технологии в социальных коммуникациях». Первую тему «Основы сетевых технологий» они изучают несколько раньше как часть курса «Информационные технологии». Кроме того, на третьем курсе в программе подготовки информатиков-переводчиков имеется специальная дисциплина «Информационные системы», рассчитанная на два семестра с итоговым контролем в форме экзамена. Значительная часть этого курса посвящена изучению языков запросов, интерфейсов поиска российских и глобальных поисковых систем, методов поиска в системах различных типов. Для студентов этой категории может представлять значительный интерес внедрение в учебный процесс имеющейся разработки по изучению языковых возможностей различных глобальных поисковых систем, а также индивидуальных заданий по изучению и описанию региональной поисковой системы с интерфейсом и поисковой базой изучаемого языка. Это могло бы способствовать, с одной стороны, расширению языковой базы студента, а с другой стороны - более глубокому изучению технологии поиска с помощью иноязычных поисковиков.

Более фундаментальную подготовку по Интернет-технологиям получают информатики-аналитики, как будущие специалисты, профессиональная деятельность которых предполагает владение Интернет-технологиями на уровне специалиста. Они также изучают все три дисциплины, связанные с Интернет-технологиями, но в несколько большем объеме, что позволяет глубже изучать отдельные темы как в теоретическом плане, так и практически в лабораторном практикуме. Больше технологий создания Web-документов и Web-сайтов изучается в рамках дисциплины «Интернет-технологии в социальных коммуникациях». По специальной дисциплине «Информационные системы» на третьем курсе выполняется исследовательская курсовая работа. На четвертом курсе начинается и на пятом — заканчивается выполнение дипломного исследования по функциональной специализации «Информационные ресурсы и поиск в Интернете». Студенты-информатики ежегодно выступают на научно-практических конференциях с докладами, имеются публикации в сборниках сообщений с результатами исследований в области Интернет-технологий.

Серьезную практическую подготовку в использовании Интернет-технологий для обслуживания читателей крупнейших библиотек и клиентов информационных служб студенты-информатики получают в ходе производ-

ственной практики. Практическую подготовку в области разработки \№еЬ-ресурсов часто организуют на практике специализированные отделы крупнейших библиотек города, особенно уровнем подготовки выделяется наш постоянный партнер в проведении практики - отдел автоматизации Российской Национальной Библиотеки, а среди информационных фирм ежегодной организацией такого рода обучения выделяется также наш постоянный партнер -агентство «Информационные ресурсы».

Таким образом, все направления базовой подготовки включают общие темы, рассчитанные на специалистов, которые проходят обучение на кафедре информатики. При этом базой наиболее перспективных разработок «впрок» является программа подготовки информатиков-анапитиков. Нередко именно общие разработки студента и преподавателя при выполнении курсовых и дипломных работ позволяют разрабатывать новые темы, лабораторные работы для внедрения в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.