Т. В.Ляшенко
АБИС «АКАДЕМИЯ+» в подготовке технологов автоматизированных библиотечно-информационных
ресурсов
Построение информационного общества определяет тенденции изме-нзний приоритетов и преобразований в сфере автоматизации библиотек. Широкое распространение Х^^еЬ-технологий, появление электронных библиотек и мультимедийных информационных ресурсов породили потребность в корпоративных библиотечно-информационных системах и сетях.
Все большее распространение получают идеи кооперирования деятельности библиотек, использующих современные информационные технологии. Одним из самых перспективных направлений и способов реализации кооперирования деятельности является создание корпоративных библиотечно-информационных систем (сетей, консорциумов), предполагающих добровольное объединение ряда независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек для совместного решения профессиональных задач. Наибольшее развитие получили региональные библиотечные консорциумы, появилась их первая ассоциация - АРБИКОН.
Результаты деятельности библиотечных консорциумов и сетей свидетельствуют об эффективности кооперации при реализации важнейших профессионально-технологических задач современной библиотеки:
• создание распределенных каталогов (ресурсов);
• корпоративная каталогизация (каталогизация заимствованием);
• формирование и организация доступа к электронным коллекциям;
• электронная доставка документов.
В этих условиях востребованность специалиста-библиотекаря на рынке труда напрямую зависит от того, насколько он владеет информационными и Интернет-технологиями. Определенным ответом вызову времени явились разработка и внедрение Государственного образовательного стандарта (Э52700) Библиотечно-информационная деятельность. Все базовые квалификации стандарта призваны обеспечивать потребности библиотек в притоке специалистов новой формации: знакомых с международными и отечественными открытыми стандартами, форматами и протоколами; владеющих технологией и методикой создания электронных ресурсов; знающих особенности функционирования корпоративных библиотечно-информационных систем; умеющих работать в распределенной среде и т.д. В наибольшей степени решению названных профессиональных задач соответствует профиль подготовки специалистов в рамках квалификаций стандарта - «технолог автоматизированных информационных ресурсов (АИР)». Профессиональные компетенции будущего специалиста обеспечивают два блока - общепрофессио-
© Ляшенко Т.В., 2006
нальных и специальных дисциплин. При этом в качестве действенных и эффективных инструментов обучения в ведущих вузах страны используются демонстрационные, а иногда и промышленные версии автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) самых разных организаций-разработчиков.
За почти 20-летний период библиотечной автоматизации в России сложился достаточно сегментированный рынок АБИС, сформировались общесистемные принципы их создания и требований к ним. В общем случае, под АБИС понимается совокупность средств, методов и персонала для сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях автоматизации процессов библиотечной деятельности. К числу наиважнейших принципов создания принято относить такие, как:
Открытость — возможность внесения изменений в процессе эксплуатации АБИС: от изменений входных и выходных форм до разработки оригинальных приложений.
Адаптивность - наличие средств, позволяющих настраивать систему к условиям работы конкретной библиотеки.
Модульность и гибкость - возможность автономной работы одного или нескольких модулей (подсистем; АРМ) системы на одном или нескольких компьютерах в зависимости от топологии отделов библиотеки.
Удобство пользовательского интерфейса - наличие сервисных средств, обеспечивающих наглядность ввода/вывода данных, исключающих ошибки и дублирование информации.
На российском рынке автоматизированных библиотечно-информационных систем представлены отечественные и зарубежные разработки. Их конкурентоспособность и востребованность определяется соответствием ряду программно-технологических и иных требований:
• применение открытых стандартов сетевого взаимодействия и хранения данных;
• поддержка российского коммуникативного формата RUSMARC;
• способность взаимодействия с внешними библиотечно-информационными ресурсами на основе Web-технологий и международного протокола обмена библиографическими данными Z39.50;
• возможность работы в любой сетевой среде (локальная; региональная; корпоративная; глобальная);
• поддержка UNICODE - возможность использования многоязычия при создании библиографического описания;
• наличие технологии штрихового кодирования (экземпляры изданий, читательские билеты).
В таблице 1 представлены АБИС, в той или иной мере соответствующие предъявляемым требованиям и получившие наибольшее распространение в библиотеках РФ.
Таблица 1
Автоматизированные библиотечно-информационные системы
Js П/П Наименование Организация-разработчик Поддержка RUS-MARC Наличие сертификата национальной службы поддержки коммуникативного формата RUSMARC Поддержка Z39.S0 Контакты
1 АБИС «ИРБИС» ГПНТБ РФ + - + www.elnit.iu/irbis
2 АБИС «МАРК-SQL» НПО «Ин- формсисте- ма» + + + www. informsy sterna, ru e-maü: marc@informsystema.ru
3 АБИС «Библиоте-ка-3» ГИВЦ Рос-культуры + + + www.givc.ru e-mail: market-ing@givc.ru
4 АС «ОРАС-G lobai» Компания «ДИТ-М» + + + www.ditm.ru
5 АБИС «A-Elite» ЗАО «ГИ- ПВР- GIPER» + + + www.giper.nj
6 Liber Media ЗАО «Компания ЛИ-БЭР» + + www.libermedia.ru
7 АБИС «Руслан» ООО «Открытые библиотечные системы» + + + www.obs.ruslan.ru/7pro duct
8 АБИС «Академия^» ЦАТ «Рос-техноком» СПбГУКИ + + + www.rostechnokom.ru www.akademy__plus.ru
9 АС «Фолиант» НБР Карелия + +
10 АС «Библиотека» НБ МГУ «БКС» + +
11 АС «Aleph» Exlibris + +
12 АБИС «КОЛИБРИ» НМБСПб Государственной Консерватории
13 АБИС 1С: Школьная библиотека 1С: +
Каждая из представленных АБИС стремится иметь собственные отличительные черты, составляющие ее конкурентные преимущества: сервисные средства, дополнительные продукты и услуги и т.п. Специалистами СПбГУКИ разработана автоматизированная библиотечно-информационная система «Академия» (№ 8 в табл.1) по заказу таких библиотек Санкт-Петербурга, как областная детская и взрослая библиотеки, библиотека Военно-медицинской Академии и ряда других. С 1994 года и по настоящее время она успешно эксплуатируется в библиотеке самого университета культуры и искусств и в десятках городских и областных библиотек.
В период с 2003 по 2005 гг. в рамках университетского Центра автома тизированных технологий «Ростехноком» предпринята попытка разработки новой версии АБИС в соответствии с теми требованиями и тенденциями, ко торые свойственны современным компьютерным информационным системам вообще и библиотечным, в частности. Новая версия позиционировалась ее создателями как информационно-управляющая система, служащая не только для автоматизации бизнес-процессов библиотеки, но и для управления ими.
Такую систему американские специалисты определяют как Integrated Online Library System, то есть как комплексную многофункциональную систему, использующую общую базу данных, имеющую несколько функциональных подсистем, обеспечивающих доступ к БД в режиме реального времени. Только такие системы, умеющие «смотреть» в будущее, способные к наращиванию новых функций и задач, «говорящие» с библиотекарями на их профессиональном языке и, при этом, использующие принятый во всем мире стандарт обмена данными - MARC, помогают обучению профессии и расширению ее диапазона путем использования стандартизированной библиотечной технологии. Такой подход потребовал включить в группу разработчиков АБИС профессиональных библиотекарей, причем не только специалистов по комплектованию, каталогизации, обслуживанию, но и библиотечных менеджеров, методистов, а также практикующих исследователей библиотечных систем.
Сегодня новая версия, называемая «Академия+», включает семь функциональных подсистем:
• комплектование: заказ, регистрация и учет печатных и электронных изданий; формирование и печать учетной документации (ИК, КСУ I-II1) и статистических справок; ведение каталогов РОСПЕЧАТИ и ,др.; подписка; регистрация поступающей периодики; каталожные карточки на периодику, учетные документы; статистика;
• каталогизация: индексирование (систематизация, предметизация, ключевые слова и т.д.) документов; формирование и печать основных и добавочных каталожных карточек в соответствии с требованиями действующего ГОСТ;
• библиографическое обслуживание: формирование библиографической БД; обслуживание в режиме «ИРИ»; подготовка библиографических указателей; формирование учетных и аналитико-статистических документов;
» библиотечное обслуживание: регистрация читателей, выдачи и приема изданий; постановка на очередь; работа с должниками; формирование и печать читательских требований, оповещений; статистический учет;
• электронный каталог: электронный каталог системы (ОРАС) на базе сервера Z39.50 обеспечивает адекватный поиск записей формата RUSMARC;
• администрирование системы: ведение справочников системы (авторитетно-нормативных записей); подготовка аналитико-статистических сг равок по ресурсам библиотеки (фонд, читательский спрос, обслуживание); поддержка БД в рабочем "режиме;
• помощь: руководство пользователя по установке и использованию системы (рабочие инструкции, контекстные подсказки и т.п.); настройка и адаптация системы к условиям конкретной библиотеки.
Создание новой версии системы потребовало значительных финансовых и интеллектуальных вложений. Но и полученный результат — программно-технические характеристики новой АБИС - свидетельствует об эффективности понесенных затрат. АБИС «Академия+» разработана с использованием самых современных программных сред, относящихся к Open Source.
В настоящее время существуют две конкурирующие технологии построения сетевых информационных систем: .NET компании Microsoft и Java 2 Enterprise Edition (J2EE) компании Sun MicroSystems. При создании новой версии АБИС предпочтение было отдано технологии компании Sun MicroSystems, с учетом ее платформо-независимости, высокого профессионального авторитета, а также доступности программ с открытым кодом на языке Java. В АБИС «Академия+» используются готовые пакеты программ для преобразования MARC-записей в MARC-XML и обратно, а также пакет программ для доступа и взаимодействия с серверами Z39.50. Общая архитектура системы представлена на рис. 1.
Сегодня АБИС «Академия+» это:
1. Масштабируемая трехуровневая клиент-серверная архитектура. Система может работать в библиотеке, где имеются 1-2 компьютера (например, школьная библиотека), и там, где работают десятки специалистов (например, библиотека вузовская). В системе реализована технология «сверхтонкий клиент», когда на рабочий компьютер конечного пользователя-библиотекаря не устанавливается программное обеспечение самой системы: достаточно любого браузера (Explorer, Mozilla и др.) и наличия любой сети: «Академия+» работает в Интернет и Интранет без ограничения количества пользователей.
Рис. 1. Общая архитектура АБИС «Академия+»
2. Независимая программно-аппаратная платформа. Библиотека может иметь компьютеры типы ШМ, SUN, а может использоваться другая платформа. При этом к рабочему компьютеру пользователя предъявляются самые минимальные требования - главное, чтобы работал браузер, ведь система (программные приложения, СУБД, база данных и т.д.) находится на компьютере-сервере. Система на зависит и от программной платформы — в библиотеке может быть использована любая операционная система: коммерческая Windows и свободно распространяемые Unix или Linux. Это особенно актуально в условиях, когда библиотеки, как и все другие организации страны, стремятся использовать только лицензионное программное обеспечение. АБИС «Академия+» может успешно эксплуатироваться на компьютере, г,де будут установлены только Open Source - продукты: операционная система (например, Unk), СУБД (например, Postgres SQL), офисная программа, совместимая с MS Office (например, Open Office). Благодаря такому подходу «Академия+», являясь одним из самых современных, технологичных и перспективных программных продуктов для автоматизации библиотек, принадлежит к числу недорогих отечественных АБИС.
В 2006 г. АБИС «Академия+» была представлена на конкурсе Sun Microsystems University Challenge 2006, организованном компанией Sun. Судейский комитет рассмотрел представленные проекты на предмет возможности их применения, качества, инновации, эффективного использования технологии, а также преимуществ для пользователей Solaris и Open Solaris OS сообщества. На конкурс было представлено 330 проектов из 15 стран. Четыре проекта были удостоены почетных дипломов. Первый из них - АБИС «Акн-демия+». За последнее время система была приобретена десятками библиотек Петербурга и Ленинградской области, что является свидетельством ее востребованности в профессиональной сфере.
Но АБИС «Академия+» никогда не расценивалась ее создателями только как коммерческий проект, призванный обеспечить тиражирование и распространение системы среди библиотек. Одна из главных целей разработки — внедрение «живой», действующей системы в учебный процесс библиотечно-информационного факультета университета. Поэтому опыт совместной работы профессиональных библиотекарей с разработчиками системы, а это системные аналитики, постановщики задач, программисты, был чрезвычайно важен при определении структуры и основных компонентов как самой АБИС, так и учебных курсов на ее основе. Стремление сделать АБИС «Академия-!-» действенным инструментом обучения привело к тому, что сама система приобрела «академические» черты: используется только стандартизированная библиотечная терминология; система работает с законодательно утвержденными выходными документами и т.п.
Опыт обучения библиотекарей-практиков на основе АБИС показывает, что используемые методики позволяют за сравнительно небольшой период (24 академических часа) обучить специалистов-пользователей не только приемам работы системы, но и, что самое важное, познакомить их с самыми современными формами и методами самой библиотечной технологии.
Насколько возможно перенесение достаточно успешного опыта обучения библиотекарей-специалистов АБИС в рамках постдипломного образования на вузовский учебный процесс при подготовке технологов АИР? Наибо-лзе перспективным путем внедрения АБИС «Академия+» в учебный процесс могло бы стать междисциплинарное курсовое проектирование студентов. Междисциплинарный подход требует поддержки курсового проектирования силами специалистов разных учебных курсов. Но только в этом случае возможно создание в процессе проектирования имитационной модели реального технологического процесса современной библиотеки. На примере формирования фрагмента гибридной полнотекстовой электронной коллекции (сетевая и локальная реализация) какой-либо актуальной тематики проектант, используя «Академию+», может «пройти» всю технологическую цепочку: заказать, получить, учесть, каталогизировать и оцифровать издания; занести издания в формате RUSMARC на локальный носитель и в формате HTML/XML на сетевой; найти и доставить по ЭДД читателю издания с использованием 7.39.50. И это лишь один вариант возможного проекта. Поскольку «Академия-!-» включает и автоматизирует практически всю основную технологию библиотечных процессов, то вариантов проектных заданий может быть множество: от автоматизированного формирования библиографических указателей межотраслевой тематики до создания полнотекстовых электронных библиотек. В этом случае, выносимый на защиту проект, выполняемый в рамках СД.Ф.ОЗ «Проектирование АБИС», может содержать: пояснительную записку с описанием информационных потребностей пользователей (индивидуальных и коллективных), используемой методики поиска и представления документов (Дисциплины ГОСТ 052700 СД.Ф.04 Информационное обеспе-
чение АБИС, СД.Ф.05 Лингвистическое обеспечение АБИС); требования к технологиям поиска и доставки документов и сам массив электронных документов (СД.Ф.02 Информационные сети и системы, СД.Ф.06 Программно-техническое обеспечение АБИС).
Создание электронных библиотек с использованием АБИС «Акаде-мия+» — одно из самых перспективных направлений развития системы. Электронный каталог АБИС «Академия+» построен как Web-интерфейс к серверу Z39.50. При нахождении библиографической записи в электронном каталогг пользователь получает возможность «скачать» полный текст документа (файл), ссылка на который содержится в поле 856 «Местонахождение электронных ресурсов и доступ к ним».
На рис. 2 представлен экран системы, обеспечивающий доступ к данному полю.
[гщюгавжшюм^^
6*'/цы so-»«*««« i№> ' -.-г
Ф ' " i^J 'J? hnp/^WIwsraoe^afwrtmy.'cMAtoeuingjfldw.hfnil ............................................ J
А К AO К M И Я Л. л-««
Рис.2. Интерфейс экрана АБИС «Академия+»
В настоящее время «Академия+» не поддерживает средств управления коллекцией электронных ресурсов, составляющих электронную библиотеку. Появление этого сервиса напрямую связано с интеграцией АБИС «Акаде-мия+» с проектом «Fedora» университета штата Вирджиния (США) — современной реализацией электронной библиотеки, поддерживающей стандарт METS «Описание электронных ресурсов» и включающей средства управления репозитарием, а также работающей на платформе J2EE.
В случае осуществления всех планов и замыслов создателей АБИС «Академия+», и в курсовом проектировании студентов, и в учебном процессе в целом могут быть реализованы самые новые технологии и сервисы, предоставляемые современными АБИС.
Литература
1. ВоройЬкий Ф.С. Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы: состояние, принципы построения и перспективы развития: аналит. обзор / Ф.С.Воройский, Я.Л.Шрайберг. - М.: ГПНТБ, 2003. -129 с.
2. Шрайберг ЯЛ. Автоматизированные библиотечно-информацион-ные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие / Я.Л.Шрайберг, Ф.С.Воройский; ГПНТБ СССР. - М.: Либерея, 1996. - 273 с.
3. Шрайберг Я.Л. Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веек: ежегод. доклад Конф. «Крым», 2006 г. / Я.Л.Шрайберг. - М.: ГПНТБ, 2006. - 36 с.