И. С.Пилко, А.Ш. Меркулова, Л. Г. Тараненко
Дидактические основы освоения информационных технологий студентами специальности «Библиотечно-информационная деятельность»
Идея технологического осмысления библиотеки принадлежит С.А.С'битневу, основателю библиотечного факультета (ныне факультета информационных технологий) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ). В далекие 1980-е гг. он предлагал рассматривать библиотеку в ряду других учреждений и организаций информационной сферы, обеспечивающих общество информационными продуктами и услугами. Профессор С.А.Сбитнев считал, что обучение информационных специалистов надо начинать с общей для всех специальностей и специализаций информационной подготовки, а на старших курсах профилировать ее в зависимости от возможной сферы применения выпускников (библиотечная, научно-информационная, архивная, музейная, издательская, книготорговая и т.п. деятельность).
Его взгляды на библиотечное производство нашли воплощение в экспериментальных учебных планах и программах нашего факультета конца 80-х — начала 90-х гг. Эта «технологическая» изюминка отличала кемеровский вуз от других библиотечных школ страны. Спустя два с лишним десятилетия, в 2003 г. идеи С.А.Сбитнева нашли воплощение в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность. Усилиями кемеровской группы межвузовского творческого коллектива разработчиков образовательного стандарта в федеральный компонент блока общепрофессиональных учебных дисциплин включен курс «Информационные технологии».
Появление в структуре образовательного стандарта новой комплексной дисциплины, ориентированной на усиление технологической подготовки библиотечно-информационных специалистов, потребовало ее концептуального обоснования и учебно-методического обеспечения. Была определена цель курса - формирование у студентов системных технологических знаний и практическое освоение перспективных информационных технологий, Разработана и представлена на суд профессионального сообщества примерная учебная программа[1 ], подготовлено учебное пособие [5]. Однако это не решило всех возникших дидактических проблем, в их числе:
© Пилко И.С., Меркулова А.Ш., Тараненко Л.Е., 2006
• определение структуры, содержания и места новой учебной дисциплины в общепрофессиональной подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы;
• установление межпредметных связей с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;
• выявление специфики преподавания информационных технологий для студентов с ярко выраженными гуманитарными наклонностями и др.
Задача авторов настоящей статьи, преподавателей кафедры технологии документальных коммуникаций КемГУКИ, - поделиться опытом и замыслами внедрения курса «Информационные технологии» в учебную практику высшей библиотечной школы.
В нашем представлении, названный курс должен открываться разделом «Общая информационная технология» и содержать еще несколько разделов, освещающих базовые информационные технологии, например, технологии баз данных, защиты информации, мультимедийные, телекоммуникационные и другие. Объем курса (в примерном учебном плане ему отведено 3 семестра - 250 учебных часов) позволяет включать в его структуру в качестве самостоятельных разделов специальные и прикладные информационные технологии (например, «Библиотечные технологии», «Офисные технологии» или «Информационные технологии в управлении»).
Изучение общей информационной технологии ориентировано на освоение студентами технологического подхода к информационной деятельности как способа ее теоретического осмысления и практического внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих дидактических задач:
• усвоение базовых технологических терминов и понятий;
• изучение состава, структуры и принципов функционирования информационных технологических систем;
• установление соответствия между базовыми информационными процессами и методами их реализации;
• формирование представлений об ассортименте и потребительских свойствах информационных продуктов и услуг;
• освоение номенклатуры регламентов информационных технологий и требований к отдельным видам регламентирующих документов;
• изучение методов и формирование элементарных умений технологического проектирования;
• осмысление возможных подходов к оценке эффективности и качества информационных продуктов и услуг;
• формирование представлений о менеджменте информационных технологий, изучение функций управления технологическими ресурсами информационного учреждения.
Перечень основных задач и характеристика требований к уровню освоения содержания данного раздела курса (табл. 1) дают представление о его смысловом наполнении.
Первый опыт преподавания общей информационной технологии студентам специальности «Библиотечно-информационная деятельность» со всей очевидностью свидетельствует об основных сложностях его постановки:
1. Пропедевтический характер курса (на ФИТ КемГУКИ он читается в 4 семестре) обуславливает психолого-педагогические проблемы его усвоения. В работе со студентами дневного отделения не имеющими, как правило, практического информационного опыта и не приступившими к изучению специальных дисциплин, основная трудность заключается в подборе доступных их пониманию примеров, иллюстрирующих основные понятия, теоретические положения, классификационные ряды, технологические решения и т.п. Для заочников, имеющих опыт практической информационной (библиотечной) деятельности и сформированную ярко выраженную установку на прикладное учебное знание, неожиданным и непривычным является достаточно высокий уровень обобщения изучаемого материала. Преподавателю трудно преодолеть сложившийся у этой группы обучаемых стереотип «ненужности» теоретического знания, его «неприложимости» к практической информационной деятельности.
2. Возникает проблема преемственности и размежевания содержания с курсом «Информатика», поскольку информационные технологии иногда рассматриваются в ряду «информатических» или «информациологических» проблем. Серьезные пересечения наблюдаются с теоретическими разделами информатики, в то время как прикладная информатика преимущественное внимание уделяет программно-техническим средствам и алгоритмам решения конкретных задач.
3. Наконец, трудно «пробиться» сквозь исключительно гуманитарные предпочтения студентов нашей специальности, которые достаточно легко усваивают конкретные правила и алгоритмы, но в большинстве своем «отторгают» элементарные сведения из области технического, программного обеспечения информационных технологий, количественных методов оценки эффективности информационной деятельности и качества информационных продуктов и услуг.
Мы полагаем, что формирование технологического тезауруса и освоение современных информационных технологий составляет ядро профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы. Поэтому знания и умения, полученные при изучении общей информационной технологии (табл. 1) служат информационным и прагматическим базисом специальных дисциплин, связанных с освоением технологий информационно-аналитической, библиотечно-библиографической, преподавательской и управленческой деятельности.
Библиотека на современном этапе своего развития является одним из центров разработки и обеспечения доступа к представленным на информационном рынке базам данных. Большинство библиотек и информационных учреждений при создании собственных баз данных ограничиваются постановкой задач на их разработку, а в остальном полагаются на специалистов-программистов. Результат такого подхода в большинстве случаев не продуктивен. В связи с этим, на наш взгляд, в содержание подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля должна быть включена дисциплина, позволяющая приобрести технологические знания и умения проектирования и формирования баз данных различного содержания и назначения.
Поэтому в рамках курса «Информационные технологии» был выделен раздел «Формирование баз данных». Базы данных в библиотеке служат целям комплектования ее фонда, создания справочно-библиографического аппарата, обеспечения справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей.
Основная цель данного раздела курса — освоение теории и технологии разработки библиографических, реферативных, фактографических, полнотекстовых баз данных.
В рамках данного раздела решаются следующие задачи:
• усвоить понятие «базы данных»;
• изучить свойства, типы, виды, модели, методы моделирования и оценки качества, нормативно-методическое обеспечение процессов формирования баз данных;
• дать представление о теоретических основах проектирования и формирования баз данных, их значении для библиотечно-информационной деятельности на современном этапе развития информационных технологий;
• обучить умениям разработки, сертифицирования, ведения и актуализации фактографических, библиографических, реферативных, полнотекстовых баз данных, анализа их качества;
• выработать умения формирования баз данных различного назначения (табл.1).
Отличительной особенностью раздела «Формирование баз данных» является акцент на освоение технологических процессов формирования баз данных, в то время как аналогичные курсы для других специальностей ориентированы на изучение и разработку систем управления базами данных.
Используемая в курсе ресурсная база, включающая различные виды информации (фактографическая, библиографическая, реферативная, полнотекстовая) позволяет, с одной стороны, закрепить полученные студентами знания в курсах «Документоведение» и «Информационные ресурсы», с другой стороны, выступает в качестве фундамента для разработки баз данных различного содержания и назначения.
В процессе обучения активно используются средства лингвистического обеспечения, в числе которых информационно-поисковые языки (ББК, УДК,
ГРНТИ, объектно-признаковые языки, язык библиографического описания) и языки-идентификаторы (коды названий языков, стран, международные стандартные номера книг, сериальных изданий). При разработке баз данных студенты применяют реальные программные продукты (MS Access, IRBIS, Acrobat Reader), дающие возможность закрепить полученные знания по проектированию, формированию и ведению баз данных. Это позволяет проиллюстрировать область практического применения программных и лингвистических средств информационных технологий, актуализировать знания, полученные в курсе «Лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных технологий», подготовить студентов к освоению курса «Автоматизированные библиотечно-информационные системы».
При изучении данного раздела учебной дисциплины студенты на практике закрепляют знания и умения технологического проектирования, моделирования, аналитико-синтетической переработки информации.
В лекционной части курса рассматриваются проблемы терминирования понятия «базы данных», их классификации; дается представление о потребительских свойствах и моделях баз данных; акцентируется внимание на их концептуальном моделировании; раскрывается технология формирования баз данных различного содержания; проводится анализ нормативно-методического обеспечения этого процесса; формируются знания о принципах и правилах сертификации баз данных, показателях и критериях оценки их качества; характеризуются возможности их использовании в библиотечной и информационной практике.
На практических занятиях студенты анализируют базы данных библиотек по предложенным параметрам, их нормативно-методическое обеспечение; разрабатывают информационную, логическую, физическую модели базы данных; готовят техническое задание на формирование базы данных; проектируют фактографические, библиографические, полнотекстовые базы данных, изучают программные средства, необходимые для их реализации; осуществляют поиск и ввод информации в базы данных; описывают структуру и содержание созданных в ходе занятий баз данных.
В результате освоения курса студенты должны уметь проектировать, формировать, регистрировать, актуализировать и анализировать качество баз данных.
Интернет, представляя собой глобальное средство коммуникации, обеспечивает сегодня обмен текстовой, графической, аудио и видеоинформацией и доступ к онлайновым службам, преодоление территориальных или национальных границ. Усиление значения телекоммуникационных технологий в обществе стимулирует появление нового специалиста, способного ориентироваться в информационном пространстве «без границ», владеющего навыками работы в электронной среде. Современная библиотечно-информационная ситуация требует, чтобы библиотекарь-библиограф имел
теоретические знания о сетевом взаимодействии, владел телекоммуникационными технологиями, выступал «лоцманом» в ресурсах Интернет [4].
Для формирования знаний и умений в данной предметной области в структуре курса «Информационные технологии» выделен раздел «Сетевые технологии».
Цель раздела «Сетевые технологии» - формирование у студентов знания о сетевом взаимодействии и практическое освоение Интернет-технологий. На достижение цели направлены основные дидактические задачи:
• усвоение базовых понятий телекоммуникационных технологий;
• изучение основных принципов организации и сервисных возможностей сетевого взаимодействия;
• осмысление возможных подходов к классификации Интернет-ресурсов;
• изучение возможности применения сетевых технологий в библио-течно-информационной практике (табл.1).
Данный раздел опирается на знания, полученные при изучении учебных дисциплин: «Информатика», «Информационные ресурсы», «Информационные технологии».
Лекционная часть курса предполагает изучение тем: «Интернет: общая характеристика», «Информационные ресурсы Интернет», «Базовые пользовательские Интернет-технологии», «Поиск информации в Интернет», «Применение сетевых технологий в библиотечно-информационной деятельности».
Отдельные лекции посвящены базовым сервисам Интернета: телеконференции, электронные доски объявлений (BBS), системы файловых архивов (FTP), службы прямого общения пользователей (Web Chat, IRC), электронная почта (e-mail), всемирная информационная сеть (WWW), виртуальны магазины.
Пристальное внимание уделяется «включенности» сетевых технологий в библиотечную практику, а именно, в технологические процессы формирования фондов, каталогизации, справочно-библиографического обслуживания и др. Рассматриваются особенности комплектования фондов библиотеки посредством Интернета, деятельность виртуальных справочных служб информационных учреждений, технология электронной доставки документов.
Практические занятия ориентированы на закрепление знаний классификаций Интернет-ресурсов, технологий электронной почты, виртуальных магазинов, теле- и видеоконференций и др.; студенты осуществляют анализ поисковых систем, сайтов библиотек и информационных учреждений; изучают технологии электронной доставки документов, виртуального справочно-библиографического обслуживания.
Цель лабораторных работ в данном курсе - освоение сетевых информационных технологий, обучение работе со стандартными и специализированными технологиями Интернета.
По завершении курса студенты могут осуществлять поиск и отбор удаленных электронных ресурсов, размещенных на российских и международных Интернет-сайтах, оказывать квалифицированную помощь пользователям глобальной сети.
Раздел «Мультимедийные технологии» в структуре курса «Информационные технологии получил «второе дыхание». Ранее он преподавался студентам нашего факультета в составе комплексного курса «Специальные информационные технологии» как вузовский компонент блока специальных учебных дисциплин. Придание курсу статуса федерального компонента отвечает объективным тенденциям медиатизации информационного пространства, внедрения мультимедийных технологий в различные сферы социальной жизни: производство, бизнес, науку, образование, массовую потребительскую культуру. Обеспечивая богатство содержания, синкретизм формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото-информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира. Осмыслением культурологического феномена мультимедиа, его позитивного и негативного влияния на социум озабочены ведущие политологи, философы, социологи, культурологи современности.
Обучение ориентировано на решение следующих дидактических задач:
• освоение понятий «мультимедиа», «гипертекст» и их производных;
• формирование представлений о программно-техническом обеспечении мультимедийных технологий;
• изучение классификаций, потребительских свойств и областей применения мультимедийный продуктов;
• формирование умений оценивать, отбирать и использовать мультимедийные продукты для решения реальных информационных, образовательных и досуговых задач (табл. 1).
В основу тематического плана были положены концептуальные разработки: известного специалиста в области мультимедийных технологий доктора педагогических наук, профессора Московского государственного университета культуры и искусств А.И.Каптерева [2,3]. Однако содержание курса профилировано на сферы библиотечно-информационной и образовательной деятельности.
Осмысление гипертекстовой природы мультимедиа имеет принципиальное значение для понимания специфики гипертекстовых систем, их структуры (информационные единицы, дуги), принципов функционирования (авторизация, броузинг) и программного обеспечения (навигация). Для профессиональной библиографической практики важно знать особенности бро-
узинга (смыслового, ассоциативного поиска) в гипертекстовых базах данных в отличие от поиска по ключевым словам в жестко структурированных информационно-поисковых системах. Адекватным методом решения данной дидактической задачи является сравнительный анализ стратегий поиска информации по аналогичным запросам в электронном библиотечном каталоге и гипертекстовой (библиографической или полнотекстовой) БД.
Ключевой темой курса является характеристика мультимедийных продуктов и ресурсов, их классификация и описание. Особое внимание уделяется справочным, учебным изданиям, мультимедийным ресурсам Интернета. Разобрав в лекционной части курса потребительские свойства мультимедийных продуктов различного назначения, на лабораторных занятиях студенты осуществляют сравнительный анализ традиционных и мультимедийных словарей, энциклопедий, учебников, путеводителей по странам, городам и музеям, каталогов книжных издательств, выставок и экспозиций, литературно-художественных изданий и т.п. Вниманию обучающихся предлагаются оригинальные мультимедийные образовательные и игровые программы, гипертекстовые словари, компьютерные тестовые комплексы, учебно-методические материалы для дистанционного обучения и т.п. Приобретая навыки квалифицированного пользователя мультимедийными ресурсами, студенты учатся оценивать их качество по различным критериям, определять соответствие назначению, осуществлять грамотный отбор для решения конкретных информационных и образовательных задач.
Из областей применения мультимедийных технологий главное внимание уделяется сферам образования, культуры и искусства, библиотечно-информационной деятельности. Такой выбор объективно обусловлен набором предусмотренных ГОС ВПО квалификаций по специальности «Библио-течно-информационная деятельность».
В структуре данного раздела логично будут смотреться темы, связанные с созданием мультимедийных продуктов: компьютерных презентаций, слайд-фильмов, объектов статической и динамической графики, «говорящих книг» и т.п. Однако в учебных планах нашей кафедры предусмотрены для этих целей специальные курсы и дисциплины специализации: «Компьютерная графика», «Презентационная деятельность», «Аудиовизуальные технологии», «Информационное обслуживание инвалидов» и др.
Первый опыт преподавания курса «Информационные технологии» для студентов специальности «Библиотечно-информационная деятельность» со всей очевидностью свидетельствует: данной учебной дисциплинЬ предстоит занять ключевое место в общепрофессиональной подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы.
Таблица 1
Требования к уровню освоения содержания курса «Информационные технологии»
Наименование раздела Формируемые
знания представления умення
1. Общая информационная технология ■ понятийный аппарат учебной дисциплины, ■ состав технологических подсистем информационной системы и принципы ее функционирования-, • основные информационные процессы, ■ номенклатура регламентирующих документов, • методы и этапы технологического проектирования, ■ функции технологической службы информационного учреждения • основные этапы и тенденции развития информационных технологий, * информационная технология как направление научных исследований и учебная дисциплина, " ресурсы и средства информационных технологий, ■ базовые, прикладные и специальные информационные технологии, ■ основные подходы к оценке эффективности информационных технологий и качества информационных продуктов и услуг " различать отдельные виды информационных продуктов и услуг, • классифицировать регламенты информационных технологий, анализировать их содержание, проверять соответствие форме и назначению, " определять содержание работ на различных этапах технологического проектирования и технологической подготовки информационного производства, ■ разрабатывать технологические проекты информационных процессов
2. Формирование баз данных ■ понятие «базы данных», их свойства, ■ типы и виды баз данных, ■ модели баз данных, ■ методики оценки качества, " нормативно- методическое обеспечение процессов формирования баз данных ■ технология проектирования баз данных, ■ технологии формирования баз данных, ■ сферы применения баз данных ■ ■ разрабатывать фактографические, библиографические, реферативные, полнотекстовые базы данных, ■ сертифицировать базы данных, ■ вести и актуализировать базы данных, " оценивать качество баз данных
3. Сетевые технологии " понятие «сетевые технологии» и его производные, ■ основные этапы и тенденции развития сетевых тех- " ориентироваться в поисковых системах Интернета,
Наименование Формируемые
■ раздела знания представления умения
■ функциональные нологий, " работать с базовыми
возможности базо- * система адреса- сервисами Интерне-
вых сервисов Ин- ции в Интернете, та (телеконферен-
тернет, ■ особенности и ции, система файло-
■ классификация Ин- функции Интер- вых архивов (FTP),
тернет-ресурсов, нет-ресурсов, электронная почта
■ практика использо- ■ проблемы защи- (e-mail), всемирная
вания сетевых тех- ты информации и информационная
нологий в библио- в Интернете сеть (WWW),
течно- ■ ■ отбирать сетевые
информационной ресурсы для реше-
деятельности ния конкретных информационных задач
4. Мультимедий- ■ понятие «мультиме- • области приме- ■ классифицировать
ные технологии диа» и его произ- нения гипертек- мультимедийные
водные, ста и гипертек- продукты,
■ понятие гипертек- стовых систем, ■ оценивать потреби-
ста, потребитель- ■ программно- тельские свойства и
ские свойства ги- технические качество мультиме-
пертекстовых сис- средства мульти- дийных продуктов
тем, медийных техно- различного назначе-
■ компонентная логий, ния,
структура мульти- * применение ■ отбирать и исполь-
медийных техноло- мультимедийных зовать мультиме-
гий, технологий в об- дийные продукты
■ классификация щем и специаль- для решения кон-
мультимедийных ном образовании, кретных информа-
продуктов, ■ применение ционных, образова-
■ состав мультиме- мультимедийных тельных и досуго-
дийных ресурсов технологий в сфере культуры и искусства, ■ применение мультимедийных технологий в библиотечно-информационной деятельности, ■ основные направления медиатизации информационного пространства вых задач, • ориентироваться в мультимедийных ресурсах Интернета
Литература
1. Информационные технологии: примерная программа дисциплины федерал ьного компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность / ред. О.П. Мезенцева // Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: гос. образов, стандарт, пример, прогр., учеб. планы: сб. норматив, документов и учеб.-метод, обеспечения. - М., 2005. - С. 267-285.
2. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства/А .И. Каптере в. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 507 с.
3. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен /А.И.Каптерев. - М. : Профиздат, 2002. - 225 с.
4. Моргенштерн И. Г. Автоматизированный библиографический поиск : идея сверхпрограммы [Текст] / И. Г. Моргенштерн // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем : проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 3-й науч. практ. конф. 25-27 окт. 1999 г., Санкт Петербург. - СПб., 2000. - С. 22-23.
5. Пилко КС. Информационные и библиотечные технологии: учеб. посо-бие/И.С.Пилко - СПб.: Профессия, 2006 (в печати).