Научная статья на тему 'Электронное обучение специалистов в области библиотечно-информационной деятельности'

Электронное обучение специалистов в области библиотечно-информационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бернгардт Т.В., Смирнова Е.М.

Рассмотрены особенности электронного обучения студентов на кафедре библиотечно-информационной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Уделено внимание электронным информационным ресурсам как средству обучения и объекту изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING OF EXPERTS IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY

Special aspects of e-learning of students at library and information activity chair of OmSU by F.M. Dostoyevsky are considered. The attention to electronic information resources as a training means and object of study is paid.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение специалистов в области библиотечно-информационной деятельности»

УДК 02+378

Т.В. Бернгардт, T.V. Berngardt, e-mail: tvb21@yandex.ru Е.М. Смирнова, E.M. Smirnova, e-mail: sem250@rambler.ru Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия Omsk's F.M. Dostoyevsky State University, Omsk, Russia

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

E-LEARNING OF EXPERTS IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY

Рассмотрены особенности электронного обучения студентов на кафедре библиотечно-информа-ционной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Уделено внимание электронным информационным ресурсам как средству обучения и объекту изучения.

Special aspects of e-learning of students at library and information activity chair of OmSU by F.M. Dostoyevsky are considered. The attention to electronic information resources as a training means and object of study is paid.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, базы данных, информационно-телекоммуникационные сети, электронная образовательная среда, электронные информационные ресурсы

Keywords: e-learning, distant educational technology, information technology, databases, information and telecommunication networks, electronic educational environment, electronic information resources

Признание необходимости перехода библиотек на инновационный путь развития и понимание того, что он предполагает изменения в системе подготовки кадров, означает модификацию основных образовательных программ учебных заведений. При этом профессиональное образование рассматривается как условие и возможность такого перехода. Новая парадигма образования ставит вопрос об иных образовательных практиках. Помощником в этом становится электронное обучение, которое в большей или меньшей степени используется во всех формах организации образовательного процесса вузов страны. Накопленный опыт, получивший освещение в публикациях специалистов, наряду с неустоявшейся терминологией содержит больше вопросов, чем ответов.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отчасти решил задачу законодательной поддержки электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в этом процессе. В соответствии с ним «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [1]. Под дистанционными образовательными технологиями «понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1]. Необходимо создание условий «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [1]. В связи с этим встаёт вопрос о включении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в компетентностно-ориентированные образовательные программы на основе ФГОС.

Дисциплины «Информатика», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии», «Информационная безопасность и защита информации», «Веб-технологии. Создание сайтов», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Лингвистические средства библиотеч-

но-информационных технологий», «Отечественные и зарубежные базы и банки данных» и другие, реализуемые на кафедре библиотечно-информационной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, нацелены на формирование системообразующего стержня профессиональной подготовки, интегрирующего все компоненты образовательного процесса. Речь идёт об активном освоении и использовании информационных технологий, технологических средств, электронных информационно-библиографических продуктов и услуг в будущей профессиональной деятельности.

Полученные в ходе обучения знания и умения конкретизируются в ряде других дисциплин. Так, на семинаре, посвященном видам библиографии (курс «Библиографоведение»), студенты обосновывают правомерность выделения электронной библиографии.

Дисциплина «Отраслевые информационные ресурсы» насыщена характеристиками электронных документов, их сопоставлением с традиционными, рассматривает применение информационных технологий при подготовке продукции и услуг. В учебном процессе студенты сначала приобретают, а затем активно используют не только знания, полученные при освоении тем «Информационная обеспеченность отрасли», «Тематический библиографический поиск», но и умения находить и анализировать ресурсы разных видов.

На практическом занятии «Видовая структура документального потока» выявляются электронные документы научного, справочного, учебного и официального характера. При определении особенностей последних студенты характеризуют текущие публикации нормативно-правовых актов (печатные и электронные). Специфика представления их текстов в справочно-правовых системах (СПС) «КонсультантПлюс» и «Гарант» более глубоко изучается в курсе «Правовые информационные системы». Умение осуществлять мониторинг состояния нормативно-правовой информации с помощью этих полнотекстовых баз данных обеспечивает хорошую результативность не только учебной, но и будущей профессиональной деятельности, способствует нахождению нормативных документов в действующей редакции, комментариев к ним. В дальнейшем это поможет формулировать рекомендации пользователям применительно к конкретным рабочим ситуациям в информационно-библиотечных учреждениях. На протяжении последних пяти лет студенты третьего и четвёртого курсов принимают участие в городской студенческой олимпиаде по СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант», проводимой компанией ПРОМЭКС. В 2014 году они заняли третье место.

На практическом занятии «Сетевые электронные документы» студенты осваивают навыки выявления и анализа сетевых документов экономической, юридической, педагогической, технической и другой тематики. В темах «Газеты», «Журналы» сравниваются особенности бумажных и электронных изданий, характеризуются их типологические признаки.

Известно, что некоторые сетевые электронные документы содержат и первичную, и вторичную информацию, например электронные версии научных журналов, диссертаций и авторефератов. Научная электронная библиотека еЫЬгагу предоставляет пользователям тексты статей научного характера, библиографическую информацию, а также фактографические данные об организациях, авторах, их публикационной активности и т.п. Применяя различные параметры поиска, студенты составляют списки документов по теме выпускной квалификационной работы, включающие библиографические пособия, статьи, авторефераты диссертаций, диссертации, депонированные рукописи, учебную, справочную и официальную литературу.

Цель практического занятия «Базы данных» - получение многоаспектных характеристик полнотекстовых, библиографических, реферативных и фактографических баз данных. Их знание студенты закрепляют и углубляют при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, в процессе прохождения производственных практик.

В рамках предмета «Аналитико-синтетическая переработка информации» (как, впрочем, и в других курсах) практические занятия проходят в компьютерном классе. По заданию преподавателя студенты сначала выходят на предложенные адреса и описывают электронные документы. Затем задание усложняется: студенты самостоятельно, используя электронные каталоги библиотек разных уровней, осуществляют поиск электронных документов и составляют их библиографическое описание.

Цель практического занятия по теме «Организация электронной доставки документов в библиотеке» (курс «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий») -разработка модели службы электронной доставки документов (ЭДД). Предварительно читаются лекции, на которых подробно рассматриваются такие аспекты темы, как история развития технологии доставки электронных документов различных видов; техническая база и основные программно-

технологические модули; организационные, юридические и финансово-экономические аспекты создания и деятельности служб ЭДД. На практических занятиях студенты в сети Интернет не только знакомятся с реальными службами ЭДД («Русскш курьерЪ», Служба электронной доставки документов Государственной публичной исторической библиотеки, ГПНТБ СО РАН и т.д.), но и самостоятельно создают службу ЭДД в выбранной ими библиотеке. Предварительно изучается спрос на услугу, анализируются имеющиеся информационные ресурсы, определяются основная функция создаваемой службы и её кадровый потенциал, а также круг необходимых партнеров.

Подобные практические занятия, проводимые в интерактивной форме, позволяют студентам приобрести опыт самостоятельной аналитической и управленческой деятельности, критического отношения к явлениям и фактам библиотечно-информационной деятельности.

Электронное обучение становится всё более востребованным в заочной форме получения образования. Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий осуществляется на кафедре библиотечно-информационной деятельности с 2012 года Среди студентов - жители Ханты-Мансийского АО, Республики Тыва, г. Алматы (Казахстан), г. Омска. Опыт обучения на расстоянии лишь складывается. Ясно одно - такой вид образовательной деятельности требует психологической готовности как от преподавателя, так и от студента, высокой мотивации и самоорганизации последних. А они пока не очень охотно прибегают к помощи преподавателя (вебинары, консультации с использованием телекоммуникационных технологий и т.п.).

Развитие электронного обучения, в центре которого находится применение дистанционных образовательных технологий, предъявляет новые требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы, включая фонды оценочных средств по дисциплинам. Определенные сложности (несмотря на то, что половина преподавателей кафедры прошли обучение на специальных курсах повышения квалификации) вызвало формирование учебно-методических комплексов дисциплин, поиск средств активизации познавательной деятельности студентов.

Введение индивидуальной траектории подготовки высококвалифицированных специалистов, которая будет только нарастать, ставит перед вузами задачи по поиску новых форм обучения и создания адекватной новым условиям информационно-образовательной среды.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ № 273-ФЗ от 21.12.2012 (с изм. и доп. внесёнными федер. законами от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ). - URL http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158523/. - (дата обращения 21.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.