Научная статья на тему 'Опыт подготовки магистров в Московском государственном горном университете'

Опыт подготовки магистров в Московском государственном горном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки магистров в Московском государственном горном университете»

Б.И. Федунец, проф., д.т.н., В.М. Рачек, проф., д.т.н.,

МГГУ МГГУ

Опыт подготовки магистров в Московском государственном горном университете

В 1997 - 98 учебном году состоялся первый выпуск магистров университета.

Сейчас представляется возможным подвести итоги и дать рекомендации по корректировке учебного процесса, связанного с подготовкой магистров.

В настоящее время университет обладает лицензией на ведение магистерской подготовки по 27 программам.

Обучению студентов - магистров предшествовала большая организационная и методическая работа выпускающих кафедр, учебно-методического управления и ректората по составлению учебных планов подготовки магистров и учебных программ дисциплин, включенных в эти учебные планы. Учебные планы и учебные программы по форме и содержанию разработаны в полном соответствии с государственными стандартами по соответствующим программам. На выпускающих кафедрах имеются инструкции по выполнению магистерских диссертаций. На отдельных выпускающих кафедрах (СПС и Ш, АСУ и ТО) уже имеются изданные сборники учебных программ, а на остальных выпускающих кафедрах такие сборники программ находятся в подготовительной стадии. С целью повышения качества обучения студентов-магис-тров в конце 1997 - 98 учебного года выпускающими кафедрами и учебно-методическим управлением университета проведена корректировка учебных планов. Подготовка магистров осуществляется в настоящее время по скорректированным и утвержденным учебным планам, в которых изменен график учебного процесса и продлено время аудиторных занятий в 11 семестре.

Во всех семестрах аудиторная нагрузка распределена равномерно и составляет 14 часов в неделю, а расписание занятий составляется таким образом, чтобы студенты могли бы 2-3 дня в неделю целиком занимаются самостоятельной работой и проведением лабораторных и производственных экспериментов.

В учебные планы были включены следующие новые дисциплины:

♦ методология науки и методы научных исследований;

♦ компьютерные технологии в науке и образовании;

♦ банковское дело, валютнофондовые и товарно-сырьевые биржи;

Дополнительно введены в новые учебные планы ряд специальных дисциплин по выбору студентов.

Уменьшено число представляемых рефератов за период обучения в магистратуре до 5.

Высокий уровень подготовки магистров обеспечивается привлечением к руководству и преподаванию наиболее квалифицированных преподавателей-профессоров, докторов наук и ведущих доцентов, а также крупнейших специалистов отрасли, академических и отраслевых НИИ. Подготовку магистрантов осуществляют действительные члены РАН: К.Н. Трубецкой, В.А. Чантурия, член-корр. РАН Л.А. Пучков, Д.Р. Каплунов,

A.Д. Рубан, ведущие профессора университета, действительные члены различных академий Б.А. Картозия, С.А. Гончаров, Л.И. Кантович, Н.Г. Картавый, В.И. Шуцкий, Н.И. Федунец, Л.А. Бахвалов, В.А. Горбатов, В.Л. Шку-ратник, А.М. Чумичев, В.М. Авдохин, В.А. Карноухов, П.И. То-маков, В. Коваленко, Ю.В. Бубис,

B.И. Попов, Ю.Н. Кузнецов, С.А.

Ярунин, С.С. Резниченко, В.А. Харченко, М.Н. Шуплик.

Формы организации учебного процесса студентов-магистров весьма разнообразны и в основном определяются малочисленностью групп и большей индивидуализацией процесса обучения.

Если при изучении гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, а также отдельных дисциплин направлений имеют место поточные лекции, то при изучении специальных дисциплин и особенно дисциплин по выбору наблюдаются различные формы: семинарские занятия,

круглые столы, индивидуальные беседы, чтение обзорных и обобщающих лекций по отдельным разделам. Нам представляется, что здесь у нас еще много резервов и акцент должен делаться на индивидуальную (и если хотите, штучную) подготовку.

Аудиторные практические занятия мало отличаются от обычных студенческих занятий и проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами. Лабораторные базы выпускающих кафедр в основном удовлетворяют требованиям подготовки специалистов. Здесь необходимо отметить, что многие кафедры (ТО, ТПР, ГГ, РПВ, ФГП, ОПИ, АСУ, АСП, АТ, ГМО, ГМТ, ТМР и др.) эффективно используют лабораторную и производственную базы ведущих научно-исследовательских и производственных организаций: ИП-КОН, ИГД им. А.А. Скочинского, МВТУ, ВНИИПИпромтехнологии, ИОТТ, Институт информационных технологий, экономики и менеджмента, ВЦ МЭИ, Малаховский экспериментальный завод Красный пролетариат, АО «Мо-

вен», АО «Гран», ЗАО «Триада» и др.

Особенностью магистерской подготовки является большой объем самостоятельных работ, которые организуются кафедрами и научным руководителем. Для ее успешной работы важным условием является обучение основам научных исследований. Самостоятельная работа включает работу с литературой, написание рефератов, проведение лабораторных и промышленных экспериментов, исследования на физических моделях, исследования на компьютерах.

При подготовке магистров используется вычислительная техника для обработки результатов экспериментов, моделирования расчетных работ, оформление магистерских диссертаций. К сожалению на ряде кафедр ЭВМ морально устарели, отсутствуют современные ЭВМ (типа РеШшт), которые не позволяют использовать современные программные продукты. Ректоратом университета принимаются меры по созданию университетского вычислительного центра с выходом в Шете^ которым могли бы пользоваться и студенты-магистры. Большинство выпускающих кафедр по направлению «Горное дело» при подготовке магистров в основном используют ранее выпущенные и вновь подготавливаемые учебники и учебные пособия. Специальная учебно-методическая литература и пособия на кафедрах отсутствуют. Нам представляется полезным и целесообразным подготовка и создание учебной литературы для магистров по отдельным наиболее сложным разделам читаемых дисциплин. Собственно так уже и начинают поступать отдельные кафедры. Так, на кафедрах СПС и Ш и ТПР изданы учебные пособия для студентов-магистров «Строительная геотехнология» (Б.А. Картозия, Е.В. Петренко, Е.А. Котенко), «Основы инженерной георадиогеологии» (И.Ю. Шишиц).

К сожалению, целенаправленной работы по обеспечению учеб-

6

но-методической литературой магистров выпускающими кафедрами в университете не ведется и в самое ближайшее время необходимо активизировать работу кафедр и в этом направлении.

Не до конца отработан механизм проведения учебно-научной практики. Большинство магистрантов (особенно из первого выпуска) проходили практику в МГГУ. Необходимо более эффективно использовать возможности академических и отраслевых НИИ, а также передовых производственных предприятий, для чего следует заключать соответствующие договора на более длительный период.

В последний год существенно улучшилась комплектация групп, чему способствовало введение единых требований к кандидатам, создание и четкая работа конкурсной комиссии. Так, в 1998 году из 95 заявлений на продолжение обучения в магистратуре конкурсная комиссия рекомендовало продолжить учебу в магистратуре только 73 студентам. Как показало время это способствовало значительному повышению качества набора. В 1999 году из 130 заявлений конкурсная комиссия рекомендовала к зачислению в магистратуру 92 студента.

Следует отметить улучшающуюся организацию работ выпускающих кафедр с магистрами, чему способствует и создание в университете специализированной службы, с правами и обязанностями деканатов. На всех выпускающих кафедрах рассмотрение тем магистерских диссертаций происходит на заседаниях кафедр, с последующим утверждением на Советах факультетов. Индивидуальный план работы студентов рассматривается и утверждается в магистратуре. На многих кафедрах (ТПУ, ОУГП, АСУ, ГМО, ТО, ФГП, ФТКП, ГМТ и др.) раз в семестр проводятся смотры магистров. Следует отметить и положительную роль смотра магистров, завершающих подготовку диссертаций, проведенного в «Магис-

тратуре». Это позволило выработать требования к магистерским диссертациям, обратить внимание на отдельные слабые стороны и недостатки, фактически провести обмен опытом подготовки магистров на различных кафедрах.

Несколько слов об успеваемости студентов-магистров.

В весенней сессии 1997 - 98 учебного года только три студента имели по одной «удовлетворительной» оценке, 101 человек сдали сессию только на «отлично», 44 человека - на «хорошо» и «отлично». Неуспевающих магистров не было.

К осенней сессии 1998 - 99 учебного года были допущены 159 человек. Только на «отлично» сдали 68 человек (42.8%). На «хорошо» и «отлично» - 61человек (38.4%). Вместе на «отлично» и «хорошо» сдало 81.2% студентов. Имеют одну «удовлетворительную» оценку 21 человек по иностранному языку. На конец экзаменационной сессии 10 человек имели задолженности; в том числе 9 человек по иностранному языку и 1 человек по философии. Такое неудовлетворительное положение, на наш взгляд, с изучением иностранного языка (32 человека сдали экзамен на «отлично»; 31 человек - на «хорошо»; 5 человек до сих пор имеют задолженности) можно объяснить большим разрывом (2 года) в его изучении (согласно принятой в университете трехуровневой подготовке), хотя коллективом кафедры иностранного языка уделяется серьезное внимание обучению магистров.

Главным завершающим этапом подготовки магистров - является написание и защита магистерской диссертации. В университете еще нет сформировавшегося мнения: какой должна быть магистерская диссертация, какие требования необходимо к ней предъявлять. Это положение, на наш взгляд, в настоящее время вполне можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Во-первых, опыт подготовки и защиты диссертаций, очень мал. Состоялось только два выпуска.

ГИАБ

Во-вторых, профиль выпускающих кафедр довольно различен и уровень требований к магистерской диссертации главным образом определяется самой кафедрой. Различен опыт и уровень руководителей магистерских диссертаций. И очень опасно, на наш взгляд, здесь создание и утверждение какого-то стандарта.

И, наконец, выпускающие кафедры постоянно находятся в поиске оптимального решения.

Нам представляется, что в общем виде магистерскую диссертацию можно сформулировать следующим образом.

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием и относится к разряду научно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, показал умение работать с научной литературой, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Анализ актуальности защищенных магистерских диссертаций показал, что они посвящены современным проблемам развития науки, техники и технологии.

На большинстве кафедр темы магистерских диссертаций являются продолжением и существенным развитием бакалаврских дипломных работ. Бакалаврская подготовка, включая и выполненную квалификационную работу, во многом определяет как выбор темы магистерской диссертации, так и ее общую структуру, развивает выбранное им ранее направление, используя возможности материальной базы лабораторий и разрабатывает практическую сторону диссертации - элементы внедрения, экологической безопасности, технико-экономическое обеспечение и т. д.

Окончательное утверждение темы магистерской диссертации и научного руководителя оформляется приказом университета.

В процессе подготовки магистерской диссертации студенты докладывали ее содержание на семинарах кафедры, научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах». Допуск к защите диссертаций осуществлялся после ее доклада на заседании кафедры.

Состав государственных аттестационных комиссий свидетельствует о том, что они возглавляются высококвалифицированными ведущими учеными, докторами технических наук, профессорами и членами специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, а также руководителями производственных и проектно-конструкторских организаций, имеющих ученые степени.

В качестве рецензентов привлекаются, в основном, члены специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

К защите диссертаций в 1998 были допущены 84 человека (зачислено в 1996 - 94 человека). 12 человек получили диплом с «отличием». На «отлично» защитили 75 человек (89.4%). На «хорошо» защитили 6 человек (7%), на «удовлетворительно» - 3 человека (3.6%).

В 1999 году защитили магистерские диссертации 82 человека. Из них 11 человек получили диплом с отличием, на «отлично» - 75 человек, на «хорошо» - 7 человек, «удовлетворительных» оценок нет

Анализ выполнения и защиты магистерских диссертаций показал следующее:

♦ бакалаврская подготовка создала прочный фундамент для продолжения обучения в магистратуре;

♦ все диссертационные работы, защищенные магистрами, имеют высокий научный и практический уровень, характеризующийся широким использованием при их выполнении вычислительной техники и глубокой проработки решае-

мых задач. Часть работ содержит результаты экспериментальных исследований, выполняемых магистрами. На кафедрах ФГП, ФТКП, ОПИ, АСУ, ГМО, ГМТ, ГГ, ТО, ОУГП и др. многие магистры представили к защите свои работы, которые, по нашему мнению, представляют уже существенную часть будущей кандидатской диссертации;

♦ большинство магистров активно занимались на кафедрах научно-исследовательской работой, выступали с докладами на семинарах в МГГУ в рамках «Недели горняка», на межвузовских экологических конференциях студентов и молодых ученых города Москвы, факультетских студенческих научных конференциях и других научных форумах, в том числе и международных (Белград, 2 человека);

♦ результаты выполнения магистерских диссертаций являются хорошей основой для выполнения кандидатских диссертаций; 52 человека рекомендованы ГАКом для продолжения учебы в аспирантуре;

♦ по результатам выполнения магистерских диссертаций опубликованы 52 статьи в научных сборниках и научно-технических журналах.

После окончания магистратуры в 1998 году 48 человек (57%) продолжили обучение в аспирантуре, из них 37 человек в МГГУ (2 человека в заочную аспирантуру). Остальные поступили в аспирантуру ИПКОН - 4 человека; Университет им. Патриса Лумумбы - 2 человека; ИОТТ - 1 человек; ИГД им. А.А. Скочинского - 1 человек; Институт экономических проблем РАН - 1 человек.

После окончания магистратуры 2 человека работают в НИИ; 14 человек на государственных производственных предприятиях (в том числе 2 человека в средней школе); 20 человек в коммерческих структурах и 2 человека нетрудоустроены. К сожалению, ни один из выпускников не оставлен на преподавательской работе в университете.

Итоги первого выпуска магистров показали, что существующий учебный процесс обеспечивает качественную подготовку магистров в университете. Такой вывод может быть обоснован высокими оценками магистерских диссертаций, которые им дали ГАКи, состоящие из 60 и более процентов из сторонних членов. Об этом же свидетельствуют также отзывы рецензентов и высокий спрос на наших магистров в научных, производственных и в коммерческих организациях.

Анализируя состояние магистерской подготовки на кафедрах следует отметить, что эта новая форма подготовки постепенно расширяется и завоевывает себе сторонников. Разработано и утверждено положение о магистратуре МГГУ. Существенно улуч-

шился ее организационный уровень. Вопросы магистерской подготовки и повышения ее качества периодически рассматриваются на заседаниях кафедр и советах факультетов.

Вместе с тем существует ряд нерешенных вопросов и проблем.

1. Не всегда в магистратуру идут лучшие студенты. Часть из них предпочитает поступать в аспирантуру без стажа работы, после получения диплома специалиста. Поступление в аспирантуру должно быть преимущественно из магистратуры, что привлечет в магистратуру наиболее талантливых и творческих студентов.

2. Выпускающими кафедрами недостаточно уделяется внимания написанию учебных пособий и других учебно-методических материалов для повышения качества

подготовки магистров, до сих пор не обеспечено издание сборников учебных программ для магистров.

3. Целесообразно усовершенствовать организацию проведения научно-учебных практик, для чего выпускающим кафедрам необходимо разработать и издать методические рекомендации по проведению учебной и научной практики студентов.

4. Следует принять меры по ускорению создания университетского вычислительного центра с выходом в ІШетеі

5. Шире привлекать студентов-магистров к участию в научной конференции на «Неделе горняка». Рассмотреть вопрос об организации выпуска сборника научных трудов магистров.

© Б.И. Федунец, В.М. Рачек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.